История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Евгений Харитонов

ХОББИТЫ С ЭЛЕКТРОГИТАРАМИ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Е. Харитонов, 2002

Если. - 2002.- 3.

Статья любезно предоставлена автором, 2002

После публикации статьи Е. Харитонова "Мелодии иных миров" (Если, № 5, 1999), посвященной проявлениям фантастики в музыке, редакция получила немало писем с просьбами продолжить подобные обзоры. Идем на встречу читательским желаниям и помещаем в этом номере заметки о музыкальных произведениях, объединенных темой фэнтези.

Фэнтези в музыке - тема весьма расплывчатая, лишенная четких жаровых границ. Педантичный читатель (каковых в нашей аудитории немало), познакомившись с этими заметками, может поставить в вину автору замалчивание, например, таких ярких исполнителей, как "Yes", "Genesis" образца 1970-1974 гг. и уж тем более "Jethro Tull" и "Marillion", чья лирика соткана из аллегорических и даже условно-сказочных образов. В оправдание скажем, что даже самые "сказочные" программы этих великолепных групп имеют куда более тесную связь с миром реальным, его злободневностью, чем любой из романов фэнтези. Еще более "надежный" способ сбиться с намеченного пути - сосредоточиться на мистико-оккультно-богоборческх творениях групп, работающих в стилистиках doom-gothic, dark wave или black-metal. Хотя о некоторых, наиболее достойных и глубокомысленных представителях мы еще расскажем.

Словом, наиболее оптимальный вариант - сузить жанрово-тематические рамки обзора: по крайней мере, это позволит обозначить ареал литературной фэнтези в музыкальной культуре.

Итак: произведения, созданные на основе литературных и мифо-эпических первоисточников.

Но автор не может удержаться от оговорки. На его взгляд, жанру фэнтези повезло в музыке значительно меньше, чем научной фантастике. К темам и сюжетам последней музыканты обращаются с большей охотой *. И круг "канонизированных" в музыке творцов фэнтези далеко не так широк, как писателей, работающих в жанре НФ.

Как ни странно, но в музыке самыми отчаянными и последовательными популяризаторами наследия Дж. Р. Р. Толкина, являются вовсе не англичане, и даже не американцы. Ведь в самом деле, не считать же таковыми блестящую английскую арт-роковую команду "Marillion"! Первоначально они назывались, как вы уже догадались, "Сильмариллион", но еще до выхода дебютного альбома название было усечено. И, видимо, не случайно, потому что никакого отношения к творчеству Толкина группа не имеет: это заблуждение, насаждаемое некоторыми чересчур активными поклонниками Профессора.

Наивысшего расцвета музыкальная фэнтези получила в Германии. И главная здесь, конечно же, группа "Blind Guardian" - основная "экспортная единица" немецкой прогрессивно-металлической сцены. Эта команда заслуживает особого внимания не только потому, что все ее альбомы основаны на сюжетах и темах классики фэнтези. Немецкий квартет (на удивление стабильный - за почти 17 лет существования состав ни разу не менялся) организовали в 1985 году в городе Крефельд четыре самых настоящих фэна, активных участников немецкого фэндома и ролевого движения. Само название группы - "Слепой Страж" - как вы догадываетесь, позаимствовано у Стивена Кинга. Когда-то и они носились с деревянными мечами по лесам. Но однажды топор (меч) игровой войны был зарыт в землю, и бывшие "хоббиты" вооружились электрогитарами. И слава Богу - при таких-то вокальных данных, как у Ханси Кюрша и композиционно-мелодическом таланте, как у гитариста группы Андре Олбриха, бегать по лесам - оскорбление Природы.

В музыкальном отношении первые два альбома (1988, 1989) представляли мелодичный, но не слишком глубокий, спид-металл, ориентированный на творчество земляков "Helloween" и англичан "Iron Maiden". Энергичность скоростного техно-трэша сочеталась с изящными мадригалами-балладами, ставшими фирменным блюдом в творчестве группы. В этом они действительно сильны - послушайте только "Mordor"s Song", "Bright Eyes" и "Lord Of The Rings"! В основу же лирики первых программ легли "Талисман" Стивена Кинга и Питера Страуба, "Вечный герой" Майкла Муркока, "Властелин колец" Толкина и "Дюна" Фрэнка Херберта.

Зато уже с третьего диска началось стремительное движение группы в сторону навороченного прогрессив-металла, закрепившегося на потрясающем энергичном альбоме "Somewhere Far Beyond" (1992). В такие музыкальные глубины их популярные учителя из "Helloween" никогда не погружались. Основанная на произведениях Толкина программа поразила самых взыскательных критиков и меломанов консерваторской филигранностью аранжировок, виртуозностью игры - неожиданные смены ритмического рисунка, когда на протяжении одной композиции темы сменяют одна другую, акустические и фортепианные вставки, и над всем этим - удивительная, сложнейшая вокальная полифония.

Голос Кюрша, обладателя уникального оперного вокала с потрясающим диапазоном, особая статья. Немаловажно и то, что лирика группы (ее пишет Кюрш) далека от банальностей и уж тем более пересказов сюжетов любимых книг, но исполнена неожиданных аллегорий и философских обобщений. Одним словом, веселый speed-metal они наполнили глубиной и эпичностью арт-рока.

Наконец в 1998 году увидела свет их главный и лучшая во всей дискографии программа - концептуальный "Nightfall In Middle Earth". Это первая в истории рок-опера по мотивам Толкина. Наэлектризованное, эпическое полотно без пауз с изумительными, хрустальной чистоты аранжировками и единым развивающимся сюжетом на основе "Сильмариллион" буквально потрясала слушателей. Это уже был не просто прогрессив, а самый настоящий, очень сложный, техничный и вместе с тем мелодичный арт-рок (высшая ступень рок-музыки) на базе металлического прогрессива. Диск действительно великолепен, и автор рекомендует его не только поклонникам Толкина, но и всем ценителям качественного арт-рока.

Кстати, первоначально планировалось пригласить для записи музыки к фильму "Властелин колец" именно "Blind Guardian", но стороны не сумели договориться. Зато в этом году выходит наконец-то новая концептуальная программа группы, над которой музыканты работали почти четыре года. Судя по появившемуся в конце 2001 года релизу сингла с альбома, группа окончательно обосновалась в русле эпического арт-рока. И, конечно же, в основе проекта - Толкин.

Сам же Ханси Кюрш за это время успел поработать и на стороне. В 2000 году вместе с гитаристом американо-германской прогрессив-роковой команды "Iced Earth" Джоном Шеффером, тоже страстным поклонником фэнтези, они организовали разовый проект "Demon"s and Wizard"s" и выпустили очень неплохой одноименный альбом, стилистически не похожий ни на "Blind Guardian", ни на "Iced Earth", но зато густо замешанный на сюжетах из любимых книг жанра фэнтези. Особо выделяется изумительной красоты шестиминутная баллада "Fiddler On The Green".

Второе после Толкина место по востребованности в музыкальной сфере делят Лавкрафт и Кинг. В 1988 году немецкая прогрессив-металл группа "Mekong Delta" записала концептуальный альбом "The Music Of Erich Zann" по мотивам одноименного рассказа Лавкрафта. В том же году одни из лидеров тевтонского спид-трэша, "Rage", выпустили программу "Perfect Man", базирующуюся на произведениях не только Лавкрафта, но и Стивена Кинга. Альбом, в котором удачно сочетались агрессия и мелодичность, оказался одним из лучших в дискографии группы, и в 1993 году они решили повторить успех, снова обратившись к фантастике. Сюжеты большинства композиций альбома "The Missing Link" - музыкальные обработки рассказов все того же Лавкрафта.

Опять же германская очень талантливая и виртуозная хэви-группа "Risk" примечательна уже хотя бы тем, что обложки всех альбомов оформляет известный немецкий художник-фантаст Себастьян Крюгер. В своем творчестве музыканты часто обращаются к известным фантастическим сюжетам. В альбоме "Hell's Animals" (1989) группа решила запечатлеть "Темную Башню" Стивена Кинга. Мрачноватый, но виртуозно исполненный speed-metal с элементами трэша оказался на удивление созвучен атмосфере романа. А в 1992 году музыканты двинулись еще дальше - в сторону индийской мифологии. Альбом "The Reborn" - развернутая в музыкальном и текстовом планах история возвращения на Землю демона разрушения Раванны - на сегодняшний день, пожалуй, лучшая программа группы.

Конечно, хоть и немногочисленные, но все же были попытки "переплавить" в музыку и некоторых других авторов.

Немецкая команда дэт-металлического толка (основной чертой этого направления является специфический брутальный вокал, больше смахивающий на утробный звериный рык), "Atrocity", никогда прежде "не грешившая" концептуализмом (да и интеллектом) вдруг в 1994 году записала очень неплохой концептуальный альбом "Blut", в основу которого положен роман Брэма Стокккера о графе Дракуле.

Честное слово, вещь более жуткая, чем сам роман.

Замечательная, всегда неожиданная и очень загадочная (музыканты подписываются только псевдонимами, никогда не дают интервью и не появляются на телевидении) шведская студийная группа "Bathory" славится тем, что не придерживается какого-либо стиля внутри тяжелого рока; каждый их альбом - всегда эксперимент. Диапазон потрясающий - от почти пародийного дэт-металла на дебютной программе до эпического прогрессива в поздних работах. В текстах они более традиционны - борьба "хороших" и "плохих" скандинавских богов, подвиги и быт викингов. Но один диск выделяется - это "Blood On Ice" (1996), эпическая сага, навеянная историями Говарда о приключениях Конана.

Особняком на этом фэнтезийно-музыкальном празднике металла держатся два творения по мотивам произведений Эдгара По. Дебютная программа английской арт-рок группы "Alan Parsons Project" "Tales Of Mystery And Imaginations" (1976) сразу же по выходе потрясла своей величавостью и необычностью звучания, достойно заняв место в списках шедевров эпического симфо-арт-рока. Этот диск должен иметь в коллекции любой уважающий себя меломан - мощно, красиво, интеллектуально и удивительно точно передана атмосфера рассказов Эдгара По.

Еще один замечательный сын Англии, без преувеличения великий и не предсказуемый Питер Хэммилл - человек, который в 1969 году вместе со своей легендарной группой "Van Der Graaf Generator" придумал ту музыку, которая получила название классический эпический арт-рок. И неустанно продолжает трудиться на этой ниве уже свыше 30 лет, не переставая удивлять сумасшедшими идеями, необычными экспериментами в рамках одного жанра. Одним из таких экспериментов стала 80-минутная эпическая рок-опера "The Fall Of The House Of Usher" (1991), созданная по мотивам "Падения дома Ашеров" Эдгара По. Музыка столь же фантастичная и необычна, как и сам первоисточник, хотя неподготовленному слушателю будет, вероятно, трудновато угнаться скачками музыкально мысли Хэммилла.

Мифология и эпос уважаемы в рок-музыке даже больше, чем собственно классика фэнтези. Эта тема и вовсе обширная и размытая, поэтому ограничимся наиболее интересными проектами.

Первым в этом ряду необходимо назвать экс-участника легендарных "Yes" Рика Уэйкмана, создавшего в 1975 году грандиозную в музыкальном и постановочном планах оперу по артуровскому циклу - "The Miths And Legends Of King Artur And The Round Table". Это эпическое произведение, само по себе давно ставшее классикой современной музыки, стоит в одном ряду с такими шедеврами жанра как "Иисус Христос суперзвезда" Ллойда - Уэбера и "Стена" "Pink Floyd".

Знаменитая американская пауэр-металл группа "Manowar" полностью оправдывает свое название - все участники коллектива и в самом деле выглядят внушительно, рослые и мускулистые, как на подбор. Внешний имидж соответствует и содержанию музыки - батальные зарисовки по мотивам скандинавского (за неимением американского) эпоса. Группа хоть и попала в книгу рекордов Гиннесса как самая громкая, но нельзя не отметить присущие их музыке изящество аранжировок, яркую мелодику и богатый вокал Эрика Адамса. При этом же, обращаясь к мифо-эпическому наследию континентальной Европы, в творчестве группы всегда было больше пафоса, чем собственно эпоса. И после выхода безумно популярного и действительно мелодически яркого альбома "Kings Of Metal" (1988) казалось, что музыкантам уже нечего больше сказать - разве что заниматься самоповторами и самопародированием. Однако им удалось удивить критику и меломанов: в первой своей реально эпической программе "The Triumph Of Steel" (1992) они неожиданно поднялись на ступеньку выше в творческом росте. Положив в основу гомеровскую "Иллиаду", они создали шедевр прогрессив-металла, открываемый 30-минутной развернутой сюитой "Ахиллес" и завершаемый пронзительной и возвышенной балладой "Master Of The Wind". К сожалению, в биографии группы "The Triumph Of Steel" оказался единственной попыткой раздвинуть границы жанра - уже следующий их альбом 1996 года выдержан в обычном ключе: энергично, мелодично, про викингов - и не более того.

Очень удачно музыкально воплощает сюжеты национального эпоса прогрессив-металлическая группа "Amorphis", одна из лучших на финской рок-сцене. В их творчестве выделяется отличный "Tales From The Thousand Lakes" (1994), базирующийся на финском народном эпосе Калевала. Но все-таки главным достижением в творчестве группы стал очень мощный не только по энергетике, но и по качеству представленного материала диск "Elegy" (1996), вдохновленный памятником финской литературы "The Kanteletar" - произведением, являющимся для финнов своего рода Книгой Жизни и объединяющим 600 поэм, основанных на народных сказаниях.

В этом же ряду стоят еще три великолепные команды, работающие в направлении, который правильнее будет определить как фолк-прогрессив - это финская группа "Nightwish" (вокалистка - профессиональная оперная певица, обладательница чудесного второго сопрано), англичане "Skyclad", которых справедливо будет назвать достойными наследниками менестрельского арт-рока "Jethro Tull", и, конечно же, "Blackmore"s Night", возглавляемая легендарным гитаристом "Deep Purple" Ритчи Блэкмором. Все три коллектива в своем творчестве успешно и нетривиально обращаются к национальным мифологиям.

Названы, конечно, не все, а лишь наиболее заметные представители стиля.

Обошли мы стороной и другую сторону rock-n-fantasy - музыкальные произведения, основанные на оригинальных фэнтезийных сюжетах самих музыкантов. Пусть это будет темой следующего разговора.

*. Мы не учитываем многочисленные полутороаккордные занудно-заунывные как бы бардовские песенки, сочиняемые в кругах ролевиков и исполняемые с обязательным глуповатым пафосом в глазах. (Прим. авт.)



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001