История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Андрей Щербак-Жуков

НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ НОВЫЕ ТЕРНИИ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Щербак-Жуков

Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». - М.: В. Секачев, 2003. - 320 с.

Любезно предоставлено авторами, 2003

Сказать, что в момент своего выхода в свет фильм "Через тернии к звездам" был популярен, - практически ничего не сказать. На него в выходные ходили целыми семьями, а в будни старшеклассники сбегали с уроков. Фильм удивительным образом оказался в равной степени интересным и подросткам и взрослым людям. Такое в кинематографе случается весьма редко. На Западе существуют целое направление так называемых "фильмов для семейного просмотра" - "Один дома", "Бетховен" и др. - их смотрят дети вместе с родителями. Но так, чтобы одно кино с взрослыми смотрели взрослеющие подростки, настроенные на отрицание всего, что предлагает им мир взрослых...

Я хорошо помню вопрос кого-то из близких: "Ты уже видел "Через тернии... "?" Сказано было не "Советую сходить на фильм", не "Собираешься ли ты на него сходить", а именно так - без доли сомнения, что этот фильм рано или поздно посмотреть необходимо.

Больше десятилетия картина не сходила с экранов Советского Союза, получила несколько престижных призов на международных кинофестивалях. И даже была продана для проката в США и с достаточным успехом шла и там под названием "Женщина-гуманоид". В 1980 году режиссер Ричард Викторов и сценарист, писатель-фантаст Кир Булычев получили за этот фильм Государственную премию.

Прошло более двадцати лет, но картина не забылась, подобно сотням других. До сих пор, если разговор идет о российском фантастическом кино, на память приходят три картины Ричарда Викторова: "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной" и "Через тернии к звездам".

Как-то в интервью с мультипликатором Владимиром Тарасовым я спросил: "Вот есть понятие "писатель-фантаст", а может ли быть режиссер-фантаст?" Я ожидал услышать абстрактные рассуждения, но ответ был предельно конкретен: "Викторов"...

Однако технология кинопроката такова, что если фильм специально не сохранять, то рано или поздно все копии, как говорят прокатчики, "уйдут в битую пленку". С каждым сеансом пленка становится чуть-чуть хуже, пока ее совсем невозможно будет показывать... Так произошло и с "Терниями". Но спустя двадцать с лишним лет сын режиссера Ричарда Викторова, также режиссер Николай Викторов решил восстановить фильм отца и вновь запустить его в прокат...

- Кому первому пришла идея дать новую жизнь культовому фильму, снятому 22 года назад?

- Идея пришла одновременно с нескольких сторон. Получается, что ее подсказало время. С одной стороны мне и маме давно хотелось просто снова показать картину, потому что не так много в нашем кино настоящей фантастики... С другой стороны мы встретились с моим бывшим однокурсником Михаилом Косыревым, который, будучи профессиональным режиссером, оказался еще и очень хорошим продюсером. Он был удивлен, что "Тернии" несколько лет назад пропали из проката. И мы решили их просто заново прокатать. Но не нашли копии... И вот дальше начались наши мытарства, в результате которых мы плавно въехали в этот тяжелый проект. Вначале мы хотели перепечатать копию, но оказалось, что негатив погиб, потому что старая технология не была рассчитана на то, что бы он хранился достаточно долго. Потом оказалось, что и звуковая пленка вся посыпалась... Таким образом, плавно и мягко мы пришли мысли сделать практически новую версию. Мы так ее и назвали - "Через тернии к звездам. Новая версия".

Мама Николая - это замечательная актриса Надежда Семенцова-Викторова, сыгравшая в картине доктора Иванову, волевую и недоверчивую женщину-ученого, исследовавшую космического найденыша Нийю. Надежда Мифодиевна умерла чуть больше года назад - ее памяти посвящена новая версия фильма.

- Чего коснулись переделки?

- Картина была полностью перемонтирована. Сохранилась вся драматургия, естественно, все герои и все сюжетные линии. Но за счет увеличения ритма всех сцен картина оказалась сокращена на полчаса. Причем не одна сцена не была выкинута. Наоборот мы вставили в фильм компьютерные кадры, которые невозможно было сделать двадцать лет назад, потому что просто не было таких технологий. Мы сделали новый звук. Это тоже были вынужденные действия, но как в последствии оказалось, очень правильные. Потому что современной долби-звук требует специальных технологий записи, которых, конечно же, не было двадцать лет назад. Просто смоделировать в компьютере этот долби-эффект, в сущности, технически возможно, но в результате было бы не так "вкусно". Потрясающий звукорежиссер Андрей Худяков, который уже давно работает с этими технологиями, предложил сделать новую фонограмму. И Михаил, сильно крякнув, согласился.

Новые компьютерные вставки - минимальны. Несколько секунд в космопорте, немного выразительней ускоренные движения Нийи. Любопытно, но все спецэффекты, достигнутые в 1979 году, до сих пор не устарели. Например, даже специалисты не сразу могли догадаться, как снималась в картине невесомость. Оказывается, были использованы сверхсекретные аквалангистские костюмы, которые не выпускают наружи отработанный воздух...

- Старая фонограмма не использовалась совсем?

- Нет. Старая фонограмма не использовалась в принципе. В некоторых случаях старые актеры переозвучили сами себя, в некоторых - были приглашены новые актеры. Мне хотелось, чтобы голоса звучали так же молодо, а некоторые актеры сейчас уже так не звучат. Дима Ледогоров прилетел на переозвучку из Новой Зеландии, и, когда я услышал его голос, я был в ужасе! Ведь в фильме он играет молодого, восемнадцатилетнего парня, а сейчас ему уже за сорок - естественно и голос его возмужал. Но за счет своего профессионализма и актерских способностей он сумел смоделировать в себе молодой голос. Лена Метелкина - непрофессиональная актриса. И с ней воссоздать прежний образ было бы тяжело, поэтому я пригласил Любовь Германову, которая фактически сделала новую Нийю. Когда Лена послушала фонограмму, она сказала, что Люба внесла в образ те самые краски, которые ей самой не удалось донести в прошлый раз...

Да, творческая семья Ледогоровых сейчас живет в Новой Зеландии. Видимо, в новом российском кинематографе не нашлось персонажей для актера с таким волевым и харизматическом лицом, какое было у Игоря Ледогорова, сыгравшего в картине Ракана. А вот Елена Метелкина по-прежнему живет в Москве - с мамой и взрослым сыном. После "Терний" она сыграла в трех картинах. В телефильме "Гостья из будущего" она появляется в самом начале. Это ее увидел на московской улице Коля Герасимов и понял: "Она не отсюда". Женщину будущего она сыграла во второй картине про Алису Селезневу - в "Лиловом шаре". А в фильме "Очень важная персона" она сыграла чудачку-учительницу, приехавшую в колхоз из города... Во всех своих немногих киноработах Метелкина предстает чужаком, пришельцем из иных миров. Это не удивительно - одного взгляда на эту женщину достаточно, что бы понять, что она не из нашего мира...

- Чем было вызвано сокращение фильма? Форматными требованиями или желанием сделать более энергичное кино?

- Началось все действительно с того, что современный формат требует более короткого полотна. Прокатчики сказали нам очень просто: "Если ваша картина будет хотя бы на десять минут длиннее, чем два часа, то ее будет невыгодно прокатывать. Я и так хотел сокращать картину, но не более чем на пять минут. Но когда я начал, оказалось, что это возможно. Я нашел дневники отца, которые мама сохранила, и там он сам писал, что есть сцены, которые оказались затянутыми и которые он сам хотел бы, если бы это было возможно, сократить...

- Вы думаете, что ваш отец одобрил бы вашу версию фильма?

- Я надеюсь, что это было бы так. Во всяком случае, Кир Булычев посмотрев фильм, сказал, что если бы Ричард Викторов сейчас переделывал бы картину, он бы так же поднял ее ритм.

Эти же слова Кир Булычев повторил снова:

- Я смотрел фильм с большой грустью... Я просто в горе его смотрел - от того, что нет Ричарда. Потому что если бы он был с нами, все наше фантастическое кино - я вам точно говорю - было бы другим. Я еще раз ощутил потенциал Ричарда, который он даже не смог полностью раскрыть... Я смотрел титры и вспоминал по именам всех людей, которые тогда работали с нами, и понимал, как давно это все прошло-проехало. Ведь мы начали работу над сценарием ровно четверть века назад! Коля достаточно осторожно и нежно относился к тому, что сделал Ричард. Конечно, фильм сегодня лучше, чем он был сделан раньше. Время прошло, Коля человек другого поколения, и фильм в его редакции стал энергичнее...

- Как получилось, что спустя двадцать лет фильм смотрится так же актуально? И это после всех замечательных американских фантастических картин, которые мы уже видели?

- Вот ведь в чем разница между нашей и американской фантастикой... Американская фантастика конструирует другие миры, и чем великолепней и необычней она их сконструирует, тем она интересней. Мы же в нашей отечественной работе - и в кино, и в литературе - не можем никогда писать ни о чем и снимать ни о чем, кроме нас самих. Эта картина о нас. И очень хорошо то, что Коля вернул то, что не удалось сделать нам - вместо слова конец написать, что все кадры отравленной планеты Дессы снимались на территории нашей страны. Для меня эта картина абсолютно актуальная и сегодняшняя.

Ричард Викторов был удивительным человеком - он был удивительно упорным, но при этом житейски мудрым. Ему удавалось то, что не получалось у других режиссеров. Они выходили на баррикады и погибали на них, а Ричарду удавалось додавить и сделать так, как он хотел. Мы не видели никаких проблем с цензурой, потому что он брал всю эту сторону на себя. Дело в том, что помимо того, что в те годы было много людей, должность которых была чего-то не пускать, мы все жили с внутренним цензором. Мы с Ричардом придумывали какие-то замечательные сцены, потом шли обедать и говорили сами себе: "Нет, не пройдет"...

И все-таки инертность мышления велика - картине трудно было бороться с американскими блокбастерами, выход которых подкреплялся мощной поддержкой прессы. "Через тернии к звездам" появлялись в нескольких кинотеатрах, наверное, возникнут снова. Уже готова DVD-версия картины. Вот-вот она появится на дисках, а потом и на видеокассетах. На ней еще ярче и фантастичней цвета.

Сын композитора Алексея Рыбникова так же композитор Дмитрий Рыбников оставив все музыкальные темы своего отца, написал несколько новых. Сейчас вся музыка звучит настолько современно и свежо, что готовится выпуск компакт-диска с саундтреком.

Всегда приятно, если сын с трепетом относится к тому, что сделал его отец, продолжает его традицию. Поэтому сам собой напросился вопрос к Николаю Викторову:

- Нет ли у вас желания продолжать дело своего отца, снимать фантастические фильмы?

- Я искренне хочу продолжать делать в кино фантастику. Это здорово, это потрясающе!

- А это вообще сейчас возможно?

- Возможно. Хотя меня все спрашивают, не сумасшедший ли я. Но фантастика всегда так начиналась. Когда отец начинал снимать "Москву-Кассиопею", ему говорили: "Ты куда лезешь? Мы тебя просили сделать простенькое кино, а ты требуешь технологий XXI века!" А отец отвечал, что, не смотря ни на что, будет делать настоящее кино. Так что настоящая фантастика всегда проходит через серьезные тернии... Мы уже разговаривали с Булычевым, и я счастлив, что он согласился написать новый сценарий. Продюсеры пока крякают - сейчас такие экономические отношения, что мы должны сначала доказать им, что это будет интересно. Может быть даже, это будет продолжение сюжета "Через тернии к звездам".

Кир Булычев так же на развитие российского фантастического кино смотрит весьма оптимистически:

- Для меня эта работа - отражение определенных движений в нашем обществе, в нашей фантастике. Потому что пять лет назад Коля не смог бы этого сделать, никто бы ему не дал на это денег - а в этом году это уже возможно. Хоть это фильм и не новый, но он отражает новые тенденции, позволяющие поверить в то, что вскоре появятся и новые фантастические фильмы.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001