История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

К. Киреев

НЕ ДОПУСТИТЬ ВАКАНСИИ!..

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© К. Киреев, 1990

Уральский следопыт.- 1990.- 5.- С. 51-52.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Для начала - несколько цитат. "...Мозг знал, что цивилизация, которая не развивается, обречена. Он понимал это слишком хорошо, зная судьбу вертов и их жалкое угасание, когда десятки последних поколений вертов могли существовать лишь под защитой кирдов, когда кирды думали за них, работали за них и под конец начали жить за них. Это было неминуемо. Верты слишком полагались на созданный ими Мозг, все больше и больше перекладывая на него заботу о прогрессе. Они разучились думать и тем самым обрекли себя на физическое вымирание, потому что у высокоразвитых цивилизаций мышление и существование синонимы. Верты вымирали..." (3. Юрьев. Башня Мозга).

"То, что с нами произошло, можно было предвидеть без труда. Нами овладела мыслительная лень. Никто больше не читает: даже детективные романчики кажутся произведениями, требующими слишком большого духовного напряжения. Никто больше не играет: в крайнем случае раскладывают безобидные и безопасные пасьянсы. Даже детские фильмы кажутся чересчур утомительными. А в это время обезьяны про себя размышляют... их мозг развивается..." (П. Буль. Планета обезьян).

"Всем жилось хорошо. Так зачем терзаться? Есть еда, есть одежда, есть кров, есть дружеское общение, развлечения, всяческие удобства. Есть все, чего только можно себе пожелать.

И человек прекратил попытки что-то сделать. Он наслаждался жизнью. Стремление достичь чего-то ушло в небытие, вся жизнь людей превратилась в рай для пустоцветов" (К. Саймак. Город).

Эти отрывки словно бы взяты из одного произведения, не правда ли? Оказывается, угрозу человечеству несут не только гипотетические коварные пришельцы из космоса, мечтающие о том, как бы извести человечество. Опасность - может быть, даже более реальная - таится в самом человеке.

Что есть человек? Каково его предназначение и место в природе? Каковы права и обязанности личности в обществе? Какова "объективность" человеческой морали и может ли вообще существовать иная, нечеловеческая мораль?

Над всем этим неизбежно задумываешься, читая настоящую НФ литературу.

Тема вымирания человечества вообще очень распространена в НФ, особенно в жанре антиутопии. Правда, подавляющее большинство произведении на эту тему описывает самоуничтожение человечества в результате термоядерной войны, а не "добровольный" уход людей от цивилизации и от жизни из-за нежелания мыслить, бороться. Впрочем, и всеуничтожающая война может быть развязана только по недомыслию. Воистину: мыслю - значит, существую!

Вот, например, рассказ У. Тэнна "Нулевой потенциал". Действие его начинается спустя несколько месяцев после Второй атомной войны. Но уцелеть и выжить в такой войне оказывается все-таки проще, чем избежать смерти духовной. Все начинается как будто медленно, незаметно, затем ход событий убыстряется, охватывает весь мир. И все больнее становятся удары, наносимые обществу, где царит культ посредственности, где каждый хочет прежде всего иметь право зваться Простым Американским Парнем, где быть интеллигентом считается чем-то неприличным. Этому культу ложной простоты соответствует одновременное наступление искренней посредственности в культуре, искусстве, политике, науке. Под конец же автор показывает нам собачью цивилизацию, в которой человеку отведено место домашнего животного: лучшего он к тому времени и не заслуживает.

В повести Л. Лукьянова "Вперед к обезьяне!" человеческая цивилизация поворачивает вспять и люди переселяются... на деревья. Они бегут из города в лес, потому что им "осточертел город с его политикой, с его деньгами" и другими "благами" общества.

Духовное и физическое вырождение общества, "безбрежность материального достатка и кладбище умственной пустоты" рисует Дж. Д'Агата в романе "Америка о'кей". "Представьте - ооо! - как через тыщу - ууу! - лет пришельцы из космоса высаживаются на Земле. Необитаемой. Ох ты! Шар - ууууу! - покрытый - ооо! - дерьмом. Тилим-тим-тим". Бедные пришельцы...

А в повести А. Шалина "Вакансия" люди, потеряв творческую инициативу, сделались всего лишь бездумными потребителями. Они "купались в роскоши и удовольствиях. Они ели все мыслимые и немыслимые деликатесы, ублажали себя самыми изощренными способами - И постепенно умертвили свои мозги". Ведь развлечения не требуют особого умственного напряжения. "Люди не только ленились думать, трудиться, но и постепенно теряли вкус к жизни, само существование становилось им в тягость". Словом, та же ситуация, что в "Башне Мозга": занявшие жилища людей, их место на планете куклы-роботы не смогли полностью заменить человека. Цивилизация зашла в тупик, для выхода из которого необходимо присутствие человека-творца.

Нечто похожее произошло и с марсианской цивилизацией в повести М. Маркова "Ошибка физиолога Ню". Пытаясь достичь долголетия на пути "механизации" человеческого организма, древняя цивилизация Марса пришла к гибели в результате разъединения и отчужденности людей. Видимо, прогресс человечества может продолжаться лишь в том случае, если между людьми возникнут новые, более прочные духовные связи, появится полное взаимопонимание.

В рассказе Хосе Гарсиа Мартинеса "Роб-ерт и Роб-ерта" люди уже мало отличаются от роботов, так как успехи в области изготовления протезов столь же велики, как и опасность быть сбитым машиной или попасть в какую-нибудь иную аварию и переделку. Эти полулюди-полумеханизмы так опасаются коварства окружающих их роботов, что забывают обращать внимание на самих себя. Возникшие же между ними недоверие и подозрительность вряд ли будут способствовать прогрессу цивилизации.

Сказанное относится и к рассказу Герберта Франке "Психотерапия", герой которого одержим патологическим страхом перед роботами.

Впрочем, если судить по рассказу А. Шалимова "Все началось с "Евы", для некоторых опасений есть основания. Роботы у А. Шалимова заняли место людей, вытеснив их в леса и отбросив чуть ли не в каменный век.

И все же механизация и роботизация человеческого организма, замена человека машиной - если и не выдуманная с легкой руки Карела Чапека опасность, то, во всяком случае, проблема довольно отдаленною будущего.

Будем надеяться - с машинами и роботами человечество, если что, справится. Но вот духовная, нравственная деградация, утрата творческого начала, человеческого облика - эта проблема поважнее и касается не только дня завтрашнего, но дня сегодняшнего.

Могучая цивилизация оххров в романе 3. Юрьева "Дарю вам память" чуть не закончила свое существование самоубийством только потому, что вовремя не поняла простой истины: "Знание само по себе, без цели и любви, сухо и бесплодно".

Цивилизации оххров пришли на помощь представители земного человечества. А вот как быть самим землянам? Тоже надеяться на помощь братьев по разуму?

В журнальном варианте знаменитой "Машины времени" Г. Уэллса был эпизод, в котором описывалась еще одна остановка. Улетев от морлоков и элоев и еще не успев попасть во времена гигантских крабов, Путешественник обнаруживает последних потомков человека. Это крошечные сероватые существа, ростом вполовину меньше кенгуру, и они служат пищей гигантским сороконожкам. Человечество выродилось само по себе в результате эволюции, и не понадобилось даже нашествия кровожадных марсиан.

А что ожидает людей в романе С. Лема "Возвращение со звезд"? Бетризация удивительно преобразила мир, лишив человека способности не то чтобы совершить, а даже представить себе убийство другого живого существа. Но, искусственно устранив всякую опасность из жизни человека, общество бетризованных тем самым сделало бесполезными, не находящими применения величайшие духовные ценности, накопленные человечеством в борьбе со злом: мужество, благородство, способность к самопожертвованию, высокие чувства и смелые мечты. Люди живут без забот, наслаждаясь искусством, способным дать человеку иллюзию подлинного увлекательного путешествия, опасного приключения (ведь настоящих опасностей уже нет, да и путешествий тоже). И постепенно становится ясно, в какой глухой тупик загнано человечество, свернувшее с трудного, опасного, но величественного пути. Это не коммунизм, а торжество обывательских представлений о коммунизме: ешь, пей, наслаждайся - у тебя все права и никаких обязанностей. У такого общества не может быть будущего.

Нет будущего и у общества, описанного А. и Б. Стругацкими в повести "Второе нашествие марсиан". Герой повести - точнее, антигерой - донельзя доволен марсианами. Всё теперь в полном порядке: гангстеров нет, пенсию ему прибавят - ну, а то, что он превратился в домашнее животное с желудочным соком повышенной сортности, его вполне устраивает. Одно слово - мещанин...

Но остановимся...

В отличие от оххров, людям еще не поздно "заглянуть в себя и создать в себе мир добра, дружбы, веры в радость". В этом им активно помогает фантастика, пусть даже доказательством от противного. Чтобы никогда на нашей Земле не оказалось свободной вакансия на должность Человека!

    К. КИРЕЕВ,
    г. Куйбышев



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001