История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Д. Клементов

МОНСТРЫ СЕГОДНЯШНЕЙ АМЕРИКИ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Д. Клементов, 1990

Молодежь Молдавии (Кишинев).- 1990.- 22 мая.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

...Музыкальная программа местной радиостанции прерывается. Несколько тревожных нот, пронзительный мужской крик: "Не спускайся туда!" Вкрадчивый голос диктора вопрошает: "Вы бывали когда-нибудь так напуганы, что не могли говорить? Было вам хоть раз так страшно, что перехватывало дыхание? Так приготовьтесь, Клайв Бэркер, создатель "Вызывающего ад" и мастер ужасов Дэйв Кроненберг в своей первой главной роли дают вам возможность действительно бояться темноты". Крики, всхлипы, стоны. Слова диктора: "Порождение ночи". Кинокомпания "XX век Фокс", дети до 17 лет не допускаются без родителей". Несколько низких аккордов, и в эфир возвращаются популярные в США мелодии...

РЕКЛАМА фильмов ужасов - явление для американцев привычное. С газетных разворотов, экранов телевизоров и плакатов на стенах домов смотрят на них разноликие вампиры, восставшие мертвецы, оборотни и другая нечисть, определений для которой в русском языке просто нет. Ужасы на любой вкус предложат вам в любой видеотеке, не сходят они и с экранов кинотеатров и телевизоров.

Этот жанр - "пасынок" серьёзной критики завоевал свое место под жарким голливудским солнцем и приносит создателям солидные барыши. Интересно, что хотя ни одна такая лента не была удостоена премии американской академии киноискусства - "Оскара", - многие вошли в список 50 самых кассовых фильмов в истории США. Среди них - ставшие "классическими" "Челюсти", "Возвышающийся ад" и "Изгоняющий дьявола". У этих лент, как правило, своя категория актеров, сценаристов и режиссеров, кочующих из фильма в фильм. Развивается жанр, строго следуя законам рынка, чутко прислушиваясь к колебаниям конъюнктуры. В семидесятые годы, например, после кассового успеха фильма "Челюсти-1", на кинорынке сразу же появились его продолжения, да и множество подобных лент о кровожадных существах из пучин моря. В восьмидесятые на смену поднадоевшим акулам и катастрофам в небоскребах пришла армия людей-оборотней, превращавшихся в полнолуние в безжалостных волков. Появилась и армия космических чудовищ, материализовавшихся потусторонних духов и просто маньяков, обладающих сверхъестественной силой.

Обозначить место, занимаемое фильмами ужасов в иерархии американского кинематографа, не так-то просто. Во-первых, сложно охватить какими-то рамками группу этих фильмов, слишком много тематических направлений она в себя включает. Здесь и фильмы-катастрофы, ленты об убийцах-маньяках, "инопланетные" ужасы, неувядающая вампирская эпопея, картины о похождениях всевозможных мертвецов и духов, оккультные киноленты. Впрочем, последние могут смыкаться с любыми из перечисленных, что только "обогащает" жанр. Среди кинопродукции Голливуда есть и множество лент, скажем, детективного плана, которые нельзя отнести н фильмам ужасов, но элементы которых прямо позаимствованы из их художественного арсенала.

Главенствующее место среди законодателей голивудских ужасов до последнего времени занимал писатель Стивен Кинг. По его пользующимся широчайшей популярностью романам, число которых перевалило за десяток, сделано множество экранизаций. Подсчитано, что он - один из наиболее "экранизуемых" писателей после Чарльза Диккенса. Фильмы, снятые по его книгам, не были обойдены вниманием зрителей. Прогремели "Сияние", "Воспламеняющая", "Глаз кошки". Один из последних кино-хитов Кинга - широко разрекламированный и успешный в финансовом отношении фильм "Кладбище домашних животных". По фантасмагоричности сюжета, погружению в мистический мир Кингу нет равных. Его творчество отличает и непревзойденное мастерство в передаче психологических портретов героев, парадоксальность аллегорий. Сам же он недавно публично отрёкся от пальмы первенства в пользу англичанина Клайва Баркера, автора романов "Кабалла" и "Игра в проклятие".

Действие фильма "Порождения ночи", снятого по роману "Кабалла" происходит в пустынном местечке в Канаде. Главный герой - сумасшедший психиатр, роль которого блестяще воплотил Дэйв Кроненберг, случайно обнаруживает существование целого подземного города-лабиринта под старым кладбищем. Населяют его, как и в любом другом фильме ужасов, существа малоприятные во всех отношениях. По сравнению с ними отрицательные персонажи фильмов "Кошмар на улице Вязов" или "Пятница, 13-е", считает кинокритик агентства ЮПИ Верном Скотт, выглядят как "участники конкурса красоты". Надо сказать, что критика к этому новому "шедевру" отнеслась вполне благосклонно. Не было разносных статей, что уже само по себе хорошо. В появлявшихся же в печати рецензиях говорилось о том, что фильм этот хорош уже тем, что не наводнен до зубов вооруженными головорезами или размахивающими ножами и топорами убийцами.

Чем же достигается "ужасный" эффект? Настоящий фильм этого жанра, по мнению специалистов, должен заставлять вас ежиться в креслах и обливаться холодным потом вовсе не от обилия вооружений и пролитой кинокрови. Ужас у зрителя должны вызывать их собственные страхи и ассоциации, высвобождающиеся при просмотре. Эти образы, накапливающиеся в человеческом подсознании веками, по мнению психологов, могут оказаться намного страшнее... самого ужасного, изображаемого на экране. В противовес многочисленным утверждениям о вредном влиянии таких лент была даже сформулирована теория "шоковой терапии". Согласно ей, зритель, перепугавшись в кинозале... уходит домой уже без страхов.

Кроме того, утверждает автор "Порождения ночи", "классические фильмы ужасов учат состраданию к несчастным чудовищам". Новый фильм, по крайней мере, так считает сам Клайв Баркер, можно отнести к классике. Ведь он показывает, что есть существа гораздо хуже его киномонстров - сами люди. Мнение, конечно, спорное, хотя с фактом существования плохих людей трудно не согласиться. Во всяком случае, сторонники исправления человеческих пороков могут получить неожиданную поддержку со стороны тех, кто традиционно считался эксплуататором одного из главных недостатков людей - страха.

    Д. КЛЕМЕНТОВ.
    Нью-Йорк - Москва.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001