История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Юрий Купин

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ РЕЖИССЕРА

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Ю. Купин, 1989

Смена (Л.).- 1989.- 2 июня.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

НАШ АВТОМОБИЛЬ плутает по закоулкам окраинной части Васильевского острова среди зданий промышленных предприятий. Мы ищем свалку телевизионного завода. Наконец среди тьмы, уже почти на берегу Финского залива, видны отблески света. Мы на съемочной площадке. Она расположена рядом с двадцатиметровым холмом мусоря, состоящим из корпусов телевизоров устаревших марок, кусков декоративных решеток... Среди всего этого хлама стоят сигнальные красные фонари на полосатых стойках - примерно такими обозначают границы взлетно-посадочных полос.

На свободном пространстве перед свалкой расставлены различные метеорологические приборы и расположена декорация - макет домика метеорологической станции. Вокруг бродят участники массовки, переговариваются. Лиц в темноте почти не видно. Пауза в съемках. Мы с фотографом решаем поискать режиссера Лопушанского. Обращаюсь с вопросом к мужчине, стоящему ко мне спиной. Человек оборачивается, я вижу одутловатое лицо умственно отсталого и невольно вздрагиваю. Позже мы узнали, что в фильме "Изгнание из ада" в "ролях" мутантов снимаются настоящие сумасшедшие (не тяжелые, с согласия родных).

У меня поначалу было впечатление, что Константин Лопушанский - мизантроп и вообще невероятно мрачная личность. И повод к этому есть. На сегодняшний день на счету режиссера пока два фильма: "Соло" и "Письма мертвого человека". Первый - получасовая дипломная работа, снятая после окончания Высших режиссерских курсов и повествующая о блокаде Ленинграда. Второй - полнометражная художественная лента о мировой ядерной катастрофе. Фильм отмечен двадцатью призами, в том числе такими престижными, как приз французских киноклубов и главный приз фестиваля в Мангейме.

Для съемок "Писем мертвого человека" не было недостатка в натуре: съемочной группе стали знакомы практически все крупные площадки по сбору промышленных отходов вокруг Ленинграда. А их здесь много.

Свалка как образ в необходимый смысловой элемент присутствует и в новой работе Лопушанского. Рабочее название совместной продукции ЦДФ ФРГ и ленинградской киностудии "Ленфильм" - "Изгнание из ада" (в прокат она пойдет под названием "Посетитель музея"). ЦДФ поставляет грим и кинопленку, остальное - дело "Ленфильма".

Действие фантастической киноленты разворачивается в далеком будущем. Человеческая цивилизация дошла до такого состояния, когда отходами производства и мусором заполняются окончательно загрязненные искусственные моря и водохранилища.

Эксплуатация природы человеком достигает в фильме такого состояния, при котором начинает изменяться сам человек как биологический вид. Появляется все больше мутантов. Отверженные обществом, они живут в резервациях на свалках промышленных отходов. У них возникает свой социум, свое мировоззрение: весь мир - одна большая свалка. Появляется даже их своеобразная религия с ритуалами.

Режиссер в своей мрачной фантазии не далек от истины. Каждый день поставляет тому примеры: кислотные дожди над Европой и Северной Америкой, дети-уроды, высыхающее Аральское море и ДДТ в мышцах антарктических пингвинов, Чернобыль и озоновые дыры_

Вполне реальна и возможность мутации. Сейчас известно более трех тысяч химических соединений, обладающих выраженной мутагенной активностью, причем загрязнение биосферы этими веществами непрерывно усиливается и ныне намного превышает мутагенное воздействие фоновой радиации, которая за последние 25 лет повысилась от искусственных источников более чем в 1,5 раза. Число детей с наследственными дефектами развития с 1956 года увеличилось, по данным наблюдений, более чем вдвое, и сейчас свыше 10 процентов младенцев рождается с наследственными дефектами.

"По мнению моих друзей, я сам человек не мрачный, но проблемы мира слишком мрачны, чтобы сохранить прежнюю веселость. Как художник, я не могу не реагировать на них", - говорит о себе Лопушанский.

В своей новой работе он остается верен жанру философской фантастики. Но если главной идеей в предыдущей ленте был конфликт Человек и Бомба, то в "Изгнании из ада" основная тема - экологическая планетарная катастрофа, к которой неудержимо, по мнению режиссера, катится человечество.

Экологическая катастрофа в философском осмыслении предполагает поиск причин, приведших к ней.

"Главная причина в том, - говорит режиссер, - что человечество довольно долго ложно понимало идею прогресса. Прогресса за счет неограниченной эксплуатации природы. Материальное преуспеяние обогнало духовное развитие. Начала разрушаться сама гуманитарная сущность человека. Потребности человечества давно пришли в противоречие с природой.

Мы, люди, существуем на планете Земля в течение невообразимо малого отрезка ее жизни. Одна человеческая жизнь - квант времени по масштабам Вселенной. А ученые уже утверждают, что современное поколение черпает ресурсы из кармана внуков и правнуков. Мы появляемся на свет и обращаемся в прах, а Земля продолжает свой бег среди звезд. Мы лишь посетители на ней, как в огромном музее, созданном природой. Вот смысл названия "Посетитель музея", под которым фильм выйдет на экраны".

Съемки фильма закончились в конце февраля, а готов он будет в июле. Остается ждать "Изгнания из ада" ("Посетителя музея") на экранах. О профессиональных достоинствах и недостатках произведения скажут свое слово кинокритики.

А нам, зрителям, решать: отозвался ли в нашей душе этот кинопризыв к человечеству - предостережение режиссера Лопушанского.

    Юрий КУПИН (АПН)



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001