История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ФАНТАСТИКА

ТЕОРИЯ ФАНТАСТИКИ

© 1968

Что такое? Кто такой?: Спутник любознательных. - Кн. 2. - М.: Просвещение, 1968. - С. 334-336.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

А. Беляев «Ариэль».

Во все времена человек любил пофантазировать. Страшные или милые фантазии о добрых и злых духах, о непонятных явлениях природы наполняют все народные сказки. Постепенно человек узнавал всё больше и больше об окружающем мире, и сам мир этот переставал быть непонятным, загадочным, мрачным. Человек понял, что может раскрыть многие загадки мира. С помощью науки он попытался даже заглянуть в будущее. Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человечество овладеет всеми силами природы. Так возникла в литературе научная фантастика, дающая толчок мысли и простор фантазии человека. Первые такие произведения принадлежат перу замечательного французского писателя прошлого века ЖЮЛЯ ВЕРНА. По его следам пошли другие.

А. и Б. Стругацкие «Страна багровых туч».

В книгах Жюля Верна, К. ЦИОЛКОВСКОГО, Г. Уэллса многие писательские открытия не только совпадали с достижениями науки, но порой опережали её. Эти писатели обладали даром научного предвидения.

Г. Уэллс «Борьба миров».

Циолковский не только изобретал космические корабли, но и рассказывал людям, как будут происходить межпланетные полёты. Выдающегося английского фантаста Уэллса волновало будущее человечества; его герои летают на другие планеты, встречаются на Земле с марсианами («Война миров»), путешествуют в далёкое будущее на машине времени. Но писатель не верил, что человек может быть счастлив при капитализме, поэтому его книги кончаются печально.

Книги советских писателей-фантастов полны веры в человека, в его светлое будущее, веры в победу справедливости и счастья.

Первым советским писателем-фантастом стал Алексей Толстой. До сих пор люди всех возрастов читают его книгу «Аэлита» – о приключениях двух советских людей на Марсе. А в повести «Гиперболоид инженера Гарина» предсказано открытие могучего источника энергии. Но главная мысль писателя – предупредить мир, какая нависнет над ним опасность, если страшное оружие попадёт в руки людей, подобных фашистам.

Необычайно интересны романы другого старейшего нашего фантаста Александра Беляева, герои которого устремляются в небо и под землю, ищут Атлантиду и блуждают в лабиринте водорослей Саргассова моря.

Картины светлого будущего, коммунистического общества можно найти в романах советских писателей И. Ефремова, братьев Стругацких, поляка С. Лема.

Иначе видят будущее писатели-фантасты капиталистических стран. Во многих книгах Рэя Бредбери, например, можно встретить картину гибели мира.

Время обгоняет произведения фантастов, подтверждает или опровергает их. Многие из «предвидений» постепенно теряют свою научную ценность. Но почему же не ослабевает интерес к таким книгам? Потому что нас привлекают волнующие события, необыкновенные приключения, в которых раскрываются человеческие характеры, мечты, переживания. Ведь главный герой даже фантастической литературы – наш, земной человек. Человек, от которого зависит будущее.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001