История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

«ГОРОД В НЕБЕ» РОМИКА, СФЕРА БЕРНАЛА, ЦИЛИНДРЫ О'НЕЙЛА, СТЭНФОРДСКИЙ ТОР И ДРУГИЕ

Фантастка в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2012

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2012

Профессиональная подготовка к ЕГЭ по информатике в СПб и области

«ГОРОД В НЕБЕ» РОМИКА

Выпущено много марок, посвящённых освоению космического пространства. На некоторых из этих почтовых миниатюр встречаются рисунки гигантских космических поселений – будущих «звёздных островов». В основном это иллюстрации к проектам Джона Десмонда Бернала, Даррелла Ромика, Джерарда О'Нилла и студентов Стэнфордского университета. Но встречаются рисунки и с другими интересными и даже очень известными космическими поселениями.

 

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1002 A)

В 1956 году, в майском номере журнала «Popular Science», появилась статья Герберта Йохансена «Теперь они планируют город в космосе», в которой рассказывалось о «гигантском земном спутнике, построенном для размещения 20000 человек» – проекте инженера Даррелла Ромика, работающего в отделе аэрофизики компании «Goodyear Aircraft». Красочные рисунки к статье выполнил художник Рэй Пиоч. Иллюстрации получились необычными и запоминающимися, впоследствии они много раз появлялись в статьях, посвящённых проекту Ромика. Вверху показана марка Шарджи 1972 года (Michel № 1002) с иллюстрацией к этому проекту.

Благодаря подробному плану строительных работ, обоснованию их возможности, маштабностью строительных работ (предлагалось создать на орбите искусственный объект длиной 3000 футов), и реалистическим иллюстрациям, проект Ромика стал очень популярен. Вместе со статьями, подготовленными в 1952–1954 годах фон Брауном и его коллегами для журнала «Collier's», проект Ромика явился одним из факторов формирования у американцев «космического» самосознания.

В статье говорится, что проект Ромика – это «небесный город», в котором будут квартиры, театры, спортивные залы, супермаркеты, больницы. Он станет домом тысяч людей. Через много лет после начала строительства они будут жить нормальной семейной жизнью в обширном околоземном сообществе. Солнечная энергия будет использоваться для преобразования в электроэнергию.

Подробно описаны этапы космического строительства.

 

 

Первый день:

Два транспортных корабля, каждый диаметром девять футов, подводятся нос к носу, и строительная команда в скафандрах подтягивает к ним кабели и удерживающие кольца, которые надеваются на корабли сверху.

 

 

Заднее крыло и двигатели перемещают, чтобы в дальнейшем было удобней их использовать. Топливные баки очищают для временного проживания в них и для размещения рабочих площадок. Внутрь закачивается воздух, поэтому скафандры необходимы только для внешних работ. Рядом с местом проведения монтажных работ располагаются три спасательных корабля.

 

 

Десятый день:

Прибывают новые транспортные корабли, поэтому строительство идёт быстро. Соединены уже десять кораблей. Для обшивки используется материал крыльев состыкованных космических кораблей. Затем, изнутри, демонтируются носовые части кораблей, которые были соединены в первый день монтажных работ. Теперь конструкция стала непрерывной трубой с закрытыми концами, в ней предусмотрены отсеки с дверями, блокирующимися при разгерметизации.

 

 

Четвёртая неделя:

На место строительства прибывают всё новые транспортные корабли, доставляющие строительные материалы. В основном это нарезанные и просверлённые листами и элементы конструкции, с которыми легко обращаться в невесомости. Затем по всей длине трубы крепятся кольцевые конструкции, каждая диаметром 75 футов.

 

 

Десятая неделя:

Одна из ячеек, ограниченная кольцевыми конструкциями, обшита снаружи и заселена рабочими и учеными. Одновременно с работами над этой, пока ещё стационарной (не вращающейся), частью станции, идут работы на колесе диаметром 500 футов, которое, медленно вращаясь, создаст силу тяжести для более удобного проживания. Транспортные корабли всё ещё прибывают, чтобы нарастить постоянно удлиняющуюся трубу. В дальнейшем она будет использоваться в качестве канала, в котором проложена электропроводка и сантехника.

 

 

Двенадцатая неделя:

Первое расширение (монтаж внутренней трубы, состоящий из корпусов транспортных ракет, установка кольцевых конструкций и их обшивка) почти завершено, теперь длина стационарной части около 1000 футов. 500-футовое колесо смонтировано, теперь в нём 4000000 кубических футов жилой площади. Космические корабли доставляют к «небесному городу» учёных и обслуживающий персонал.

 

Экваториальная Гвинея, 1973 год

(Michel block № 57)

 

Художник, работавший над рисунком блока Экваториальной Гвинеи 1973 года (Michel block № 57), использовал иллюстрацию Рэя Пиоча к двенадцатой неделе монтажных работ.

 

Парагвай, 1979 год

(Michel block № 336)

 

Вместе с тем, создатель рисунка блока Экваториальной Гвинеи изменил конструкцию космического поселения Ромика, сделав другим вращающееся колесо и добавив сферическую конструкцию с шипами-антеннами, соединённую переходом с той частью поселения, где идут монтажные работы. Эта сферическая конструкция напоминает верхнюю часть «лунного» корабля фон Брауна. Вверху показан блок Парагвая 1979 года (Michel block № 336), на марке которого фрагмент иллюстрации Чесли Бонестелла, сделанной для статьи «Пересечение последней границы» Вернера фон Брауна. Статья фон Брауна была опубликована в американском журнале «Collier's» в 1952 году.

 

 

Шестой месяц строительства поселения Ромика:

Стационарная часть расширяется ещё больше, полным ходом идут монтажные работы. Поскольку первое расширение было построено вокруг соединённых транспортных кораблей, то первый блок расширения становится основой для превращения космической станции в космический город. Конструкция вокруг стационарной части увеличивается в диаметре от 75 до 1000 футов, а вращающееся колесо увеличивается от 500 до 1500 футов. Теперь космическое поселение выполняет все свои функции и управляется людьми.

 

 

Второй год:

Рост продолжается блочным методом. 49 транспортных кораблей соединены, образуя непрерывную стационарную трубу длиной 3000 футов и 1000 футов в диаметре. Увеличено вращающееся колесо, оно теперь почти милю в окружности. Два транспортных корабля ежедневно доставляют с Земли строительные материалы. Другие корабли доставляют научное оборудование, продовольствие для уже большого космического сообщества, мебель для удобства проживания. Начинают прибывать посетители.

 

 

 

Три с половиной года...

Город в небе:

Транспортные корабли садятся на причальную палубу, доставляя последние грузы строительных материалов в «город в небе», в котором теперь могут жить и работать более двадцати тысяч человек. Для сравнения: два здания Эмпайр-стейт-билдинг, поставленные одно на другое, с вращающимся зданием Пентагона на конце, будут намного меньше построенного космического поселения. С его внешней стороны видны наблюдательные купола обсерватории, радиолокационные антенны, окна–«жалюзи», которые, для регулирования температуры внутри поселения, поглощают или отражают солнечную энергию. Тонкий внешний слой – метеоритный бампер – защищает жителей от прямых попаданий метеоритов. Мелкие из них отскакивают от внешнего слоя, а крупные тормозятся настолько, что не могут пробить главный кожух.

 

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1002 B)

 

По мотивам иллюстраций Рэя Пиоча к статье о проекте Ромика были созданы рисунки марки Шарджи 1972 года (Michel № 1002) и блока Экваториальной Гвинеи 1973 года (Michel block № 57). И если на блоке Экваториальной Гвинеи изменения в конструкции космического города-спутника хорошо заметны, то на марке Шарджи космическое поселение Ромика такое же, как на иллюстрации Пиоча. Но на рисунке марки Шарджи другое изменение: другие космические корабли. При сравнении иллюстрации Пиоча с рисунком марки это хорошо видно.

 

 

Для доставки на орбиту грузов и людей, Ромик предложил использовать трёхступенчатую ракету – она показана на рисунке вверху. Это иллюстрация из статьи Герберта Йохансена «Настрой себя на ракетчика», появившуюся за несколько месяцев до публикации статьи о гигантском обитаемом спутнике Ромика. Статья опубликована в 1955 году, в апрельском номере журнале «Popular Science» и рассказывает о трёхступенчатой ракете конструкции Даррелла Ромика, Ричарда Найта и Джона Ван Пелта.

 

 

Предполагалось, что трёхступенчатая ракета будет доставлять на орбиту людей и грузы, причём каждая ступень, благодаря дельтовидным крыльям, будет возвращаться на Землю. Вверху показаны вторая и третьи ступени во время полёта.

Предполагалось, что трёхступенчатая ракета будет 285 футов в высоту, общий вес составит 9000 тонн, из которых 7807 тонн будет приходиться на ракетное топливо. Третья ступень может доставить 35 тонн груза и пассажиров к орбитальной космической станции.

Предполагалось также, что трёхступенчатые ракеты будут отправляться с полигона Уайн Сэндз, Нью-Мексико.

 

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 1002)

 

Парагвай, 1988 год

(Michel № 4204–4205)

 

Но на марке Шарджи, около строящегося космического поселения Ромика, изображены совсем другие космические корабли, позаимствованные с иллюстраций Чесли Бонестелла к статьям в журнале «Collier's». Фрагмент одной из этих иллюстраций воспроизведён на купоне в центре марочного листа Парагвая 1988 года (Michel № 4204–4205). Иллюстрация выполнена к статье Вернера фон Брауна «Путешествие», появившейся в 1952 году в журнале «Collier's». Под иллюстрацией поясняющий текст: «Невесомости на орбите на высоте 1075 км над землей, рабочие в космических скафандрах собирают три лунных корабля. Ниже лежат Гавайские острова. Выгружается крылатый транспорт».

 

 

СФЕРА БЕРНАЛА

Парагвай, 1988 год

(Michel № 4203)

 

Помимо проекта Ромика, были предложены ещё несколько проектов космических городов. Один из них показан на марке Парагвая 1988 года (Michel № 4203), вышедшей в серии, посвящённой космическим станциям и колониям будущего. На марке поясняющий текст: «Проект НАСА колонизации космоса».

На марке изображена «Сфера Бернала», названная так по имени Джона Десмонда Бернала, в 1929 году разработавшему проект космической сферы диаметром 1,6 километров и вмещающей в себя колонию из 20–30 тысяч человек.

На рисунке не оригинальная сфера Бернала, а её модификация, предложенная в 1975 году Джерардом О'Нейлом. Модифицированную сферу Бернала назвали Остров Один.

 

 

Оригинальный рисунок Острова Один выполнил американский художник Рик Гуидайс в 1976 году. Впоследствии эта иллюстрация была опубликована в книге Франклина М. Брэнли «Космические колонии: Граница 21 века» (NY: Dutton Juvenile).

 

 

В центральной части Острова Один находится сфера диаметром 500 метров, вращающаяся со скоростью 1,9 оборота в минуту. Вверху, на рисунке Рика Гуидайса, сфера показана в разрезе.

 

 

В сфере находятся экранированные от внешних воздействий жилища примерно тысячи обитателей Острова. Над полюсами сферы расположены системы огромных зеркал – солнечные лучи, отражаясь от них, через прозрачное окно на полюсе сферы попадают внутрь. На рисунке Дона Дэвиса (вверху) показан монтаж системы зеркал во время строительных работ.

 

 

На рисунке Рика Гуидайса показан интерьер сферы. Чем ближе к оси сферы, тем меньше искусственная сила тяжести. На рисунке хорошо виден летящий человек.

 

 

От сферы отходят сельскохозяйственные кольца – искусственная сила тяжести позволит заниматься сельским хозяйством. Вверху показана иллюстрация Рика Гуидайса, на которой сельскохозяйственные кольца показаны в разрезе. Они имеют несколько ярусов, причём, на ближнем к оси вращения Острова Один, расположены поля с сельскохозяйственными культурами, а нижние ярусы, где искусственная сила тяжести выше, отданы под животноводство.

Большие плоские панели на концах Острова Один излучают излишки тепла, а панели солнечных батарей обеспечивают Остров электроэнергией. Заводы и доки космических кораблей располагаются на обоих концах длинной трубы.

 

 

Если присмотреться к рисунку на марке Парагвая, то хорошо видно, что рисунок отличается от оригинальной иллюстрации Рика Гуидайса. Например, в левой нижней части марки изображён космический корабль с надписью «4» на борту. Рисунок на марке выполнен с изменённой иллюстрации Рика Гуидайса – она показан вверху.

 

 

В день выхода марок Парагвая применялось гашение первого дня, на рисунке которого также изображён Остров Один.

 

Парагвай, 1988 год

Конверт первого дня

 

Многие марки Парагвая считаются спекулятивными и выпущенными не столько для нужд почты, сколько для иностранных филателистов. Тем не менее, встречаются настоящие почтовые отправления с такими марками. Вверху показан конверт, прошедший почту, с гашением первого дня.

 

 

А 21 апреля 1979 года в США применялся штемпель с рисунком Острова Один и надписью «Космические колонии». Гашение проводилось во время выставки будущих космических колоний, проходившей в Парк Форесте (Иллинойс).

 

 

Для рисунка штемпеля использована иллюстрация со страницы 169 книги «Космические колонии: Граница 21 века». Под иллюстрацией поясняющий текст: «Схематическая диаграмма космической колонии, построенной вокруг сферы Бернала». По сравнению с иллюстрацией из книги, рисунок Острова Один на штемпеле расположен вверх ногами.

 

 

ЦИЛИНДРЫ О'НЕЙЛА

 

Центральноафриканская Республика, 1982 год

(Michel № 202 A)

 

Помимо Острова Один (сферы Бернала), существует проект Острова Три, иногда называемый цилиндрами О'Нейла.

На поле люкс-блоке Центральноафриканской Республики 1982 года изображён интерьер Острова Три и солнечное затмение. На рисунке показаны сельскохозяйственные работы – поля обрабатывают с помощью машин на воздушной подушке, а люди живут на внутренней поверхности колонии-цилиндра, вращающейся вокруг своей оси. Человек летит на фоне сектора «земли», на котором хорошо различимы растения, земля и водохранилище. А дальше, в центральной верхней части блока, показан прозрачный сектор – сквозь атмосферу цилиндра космическое пространство кажется голубым. Из рисунка становится понятно, что космическая колония расположена рядом с Землёй, ведь чёрный круг с окружающим сиянием – это полное солнечное затмение: Луна закрыла солнечный диск и видна солнечная корона.

Остров Три – это разработка американского учёного Джерарда О'Нейла, описание этого космического поселения впервые появилось в «Physics Today» в сентябре 1974 года, а впоследствии в книге О'Нилла «Высокий Рубеж» (NY: William Morrow & Company, 1977).

 

 

Вверху показан рисунок Острова Три, выполненный художником Риком Гуидайс в 1970-х. Космическая колония О'Нейла представляет собой два больших и вращающихся в разных направлениях цилиндра. Скорость вращения 40 оборотов в час, что создаёт на внутренней поверхности цилиндров искусственную силу тяжести, равную земной. Размер каждого цилиндра 20 миль в длину и 5 миль в диаметре. Каждый цилиндр поделён продольно на шесть равных секторов: три окна и три участка «земли», причём окна и «земли» чередуются друг с другом. С внешней стороны окон располагаются гигантские зеркала, отражаясь от которых свет попадает внутрь Острова.

На рисунке Острова Три, на концах цилиндров, хорошо различимы спутниковые антенны и промышленный блок под ними. Каждый цилиндр окружён внешним сельскохозяйственным кольцом диаметром 10 мил.

 

 

На рисунке Дона Дэвиса 1975 года показан интерьер цилиндра О'Нейла. За водохранилищем виден край сектора «земли», к нему примыкает прозрачный сектор окна, сквозь который виден второй цилиндр с огнями ночных городов, и фрагмент сельскохозяйственного колеса (в левой верхней части рисунка).

 

 

На другом рисунке Дона Дэвиса, также выполненным в 1975 году, показано солнечное затмение, наблюдаемое с внутренней поверхности цилиндра Острова Три. Именно эта иллюстрация вдохновила французского художника Жан-Луи Пувиллана изобразить солнечное затмение на люкс-блоке Центральноафриканской Республики.

К сожалению, изображение Острова Три можно найти только на одной, показанной выше, почтовой миниатюре.

 

 

СТЭНФОРДСКИЙ ТОР

Нигер, 2001 год

(Michel № 1932)

 

Как и на рисунке интерьера цилиндра О'Нейла, появившегося на люкс-блоке Центральноафриканской Республики, на марке Нигера 2001 года (Michel № 1932) также изображены интерьер гигантской космической колонии и солнечное затмение. Но это совсем другой проект.

 

 

Вверху показан Стэнфордский Тор. Это рисунок Дона Дэвиса, выполненный в 1970-х. Летом 1975 года студентами Стэнфордского университета был предложен концепт космической колонии, вмещающей от 10 до 140 тысяч человек. Стэнфордский Тор представляет собой «бублик» диаметром 1,8 километра, соединённый переходами со ступицей, на которой расположены доки для космических кораблей. Тор вращается вокруг своей оси со скоростью один оборот в минуту, что создаёт на внутренней поверхности кольца искусственную силу тяжести, равную или чуть меньшую земной.

 

 

В кольце располагаются примерно равные по площади жилые зоны и сельскохозяйственные участки, причём они чередуются друг с другом. Предполагалось, что в Торе будет три жилых сектора и три сельскохозяйственных. Вверху иллюстрация Рика Гуидайса, выполненная в 1970-х – на ней Тор в разрезе, показан жилой сектор.

Кольцо частично выполнено из прозрачного материала (та часть кольца, которая обращена к его центру). Над Тором располагается огромное зеркало, и солнечный свет, отражаясь от него, попадает на систему вторичных зеркал на ступице, а от них в жилое кольцо.

Промышленные производство вынесено за пределы Тора и располагается на расстоянии 10 километров от него. Промышленные предприятия соединены со ступицей Тора транспортной трубой (на рисунке она показана в виде прямой линии под Тором). Промышленное производство оснащено солнечной электростанцией мощностью 200 МВт.

 

 

Вверху иллюстрация Дона Диксона для книги Т. Хеппенхеймера «Колонии в космосе» (Harrisburg: Stackpole Books, 1977). На оригинальной иллюстрации изображён интерьер Стрэнфордского Тора. На переднем плане один из небольших городов, за ним располагается сельскохозяйственный сектор Тора. Здания выполнены из кирпича, алюминия, стали, стекла, полученных из лунных материалов. По замыслу создателей Тора, с Земли будет невыгодно доставлять такие материалы, дешевле их транспортировать с Луны.

Верхняя часть Тора выполнена из прозрачного материала, видна Луна, закрывающая солнце – это солнечное затмение, каким оно видится из жилого сектора.

 

Нигер, 2001 год

(Michel № 1926–1934)

 

Марка Нигера выпущена в марочном листе «Межзвёздное исследование» (Michel № 1926–1934), рисунок переходит на поля листа.

 

 

На почтовой миниатюре творческое переосмысление иллюстрации Сида Мида, автора концептов к фильмам «Бегущий по лезвию бритвы», «Чужой», «Трон». На иллюстрации показан интерьер Тора, на переднем плане центр управления сельскохозяйственным сектором, под ним поля и секции с агрокультурами. Дальше расположена пешеходная зона, а ещё дальше – водохранилище и мост над ним. К мосту, справа, примыкает поддерживающая колонна, соединяющая внешнюю и внутреннюю стороны Стрэнфордского Тора. Горизонт поднимается вверх, и скрывается за освещённым «потолком».

 

Нигер, 2001 год

(Michel № 1932)

 

На марке Нигера, как и на иллюстрации Сида Мида, также изображено солнечное затмение. На рисунке показан сельскохозяйственный сектор, обрабатываемый наземными механизмами. В глубине виден жилой сектор. Если судить по надписи, то перед нами «Обитаемая космическая станция, направляющаяся к звёздам». Но Стэнфордский Тор, по замыслу его создателей, должен располагаться вблизи Земли и Луны, ни о каких путешествиях к другим звёздам речь не шла. К тому же во время путешествия к другим звёздным системам никакого солнечного затмения не должно быть, ведь от одной звезды (Солнца) уже улетели, а до другой ещё не долетели.

 

 

Кроме марки Нигера, Стэнфордского Тора в 1979 году появился на специальном штемпеле Мюнхена, посвящённому XXX конгрессу Международной астронавтической федерации. На рисунке штемпеля изображён Тор без зеркала.

 

 

... И ДРУГИЕ

 

Чад, 1983 год

(Michel block № 144 A)

 

Помимо «Города в небе» Ромика, Сферы Бернала, цилиндров О'Нейла и Стэнфордского Тора, на марках можно обнаружить и другие гигантские космические поселения людей. Среди них встречаются как технически обоснованные проекты, так и ничем не ограниченная фантазия художников.

 

Центральноафриканская Республика, 1982 год

(Michel bock № 206 A)

 

 

Так, в верхней правой части люкс-блока Центральноафриканской Республики 1982 года (Michel bock № 206) изображён, если судить по надписи, космический корабль-колония.

 

 

Французский художник Жан-Луи Пувиллан, работая над рисунком люкс-блока, использовал иллюстрацию из статьи Грегори Матлоффа «Настоящие звездолёты: Правда о межзвездных путешествиях в ближайшем будущем», опубликованную в мартовском, 1980 года, номере журнала «Future Life». Поясняющий текст к журнальной иллюстрации: «Корабль размером с колонию располагается на орбите спутника Сатурна Титане. Корабль оснащён прямоточным двигателем Бассарда, который черпает свое топливо – водород – из межзвездной среды».

 

Гвинея, 2003 год

(Michel block № 815 A)

 

Попутно отмечу, что это не единственное изображение звездолёта с двигателем Бассарда. Звездолёт с таким двигателем можно обнаружить, к примеру, в левой верхней части блока Гвинеи 2003 года (Michel block № 815).

 

 

Жан-Луи Пувиллан, работая над рисунком люкс-блока Центральноафриканской Республики, использовал ещё одну иллюстрацию, которая появилась в том числе и в журнале «Future Life». Это иллюстрация, выполненная Кеном Ходжесом для НАСА, напечатана в № 7 «Future Life» (январь 1979 года), в статье Джеймса Оберга «Исследование Солнечной Системы в 1980-х». На иллюстрации Кена Ходжеса изображена атмосфера Юпитера и спускаемый зонд американского космического аппарата «Галилео». Иллюстрация появилась в «Future Life» за 16 лет до того, как спускаемый зонд «Галилео» в декабре 1995 года действительно вошёл в атмосферу Юпиера. Интересно, что в официальном архиве НАСА эта иллюстрация датируется 20 мартом 1981 год, т. е. на два года позже, чем она появилась в «Future Life».

 

Коморские острова, 1977 год

(Michel block № 108 B)

 

Интересно, что иллюстрация Кена Ходжеса появилась на несколько лет раньше, чем была опубликована в «Future Life». Всё тот же французский художник Пувиллан использовал её для своего рисунка марки Коморских островов 1977 года (Michel № 369, block № 108).

 

Чад, 1983 год

(Michel block № 146 A)

 

На марках встречаются и совсем уж фантастические космические поселения. Так, на полях люкс-блоков Чада 1983 года (Michel block № 144–149) изображена гигантская колония-«бублик», соединённый «спицами» с центральной частью, под куполом которой расположены большие строения.

 

Болгария, 2003 год

(Michel block № 258)

 

Любопытны метаморфозы и ассоциации, связанные с «летающими тарелками» и гигантскими «бубликами», опоясывающими планету, на блоке «Космическая фантастика», выпущенном в Болгарии в 2003 году (Michel Block № 258). На поле блока, под маркой, располагается размытый и непонятный «неидентифицированный объект», по очертаниям схожий с НЛО. Непонятный набор символов и цифр только усиливает ощущение загадочности объекта, а вид опоясывающего планету тора указывает на его искусственное происхождение.

 

Центральноафриканская Республика, 1994 год

(Michel № 1639 A – 1641 A)

 

Мали, 1997 год

(Michel № 1964 B – 1972 B)

 

США, 2007 год

(Michel № 4212–4226)

 

А «Звезду Смерти» – искусственную планету из киносаги «Звёздные войны» – можно увидеть, например, на марке Центральноафриканской Республики 1994 года (Michel № 1640), марочном листе Мали 1997 года (Michel № 1964 B – 1972 B), поле марочного листа США 2007 года (Michel № 4212–4226).

 

Сент-Винсент и Гренадины, 1996 год

(Michel № 3508)

 

Сент-Винсент и Гренадины, 1996 год

(Michel № 3508)

 

«Звезда Смерти» огромных размеров, поэтому на марках можно найти рисунки с происходящими в ней событиями (например, как на марке государства Сент-Винсент и Гренадины 1996 года (Michel № 3508)), и на её поверхности (Сент-Винсент и Гренадины, 1996 год (Michel № 3509). Для этих двух марок использованы рисунки американского иллюстратора Ральфа Маккуорри.

 



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001