История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Л. Бочарова

ВОЗВРАЩЕНИЕ БОГОВ

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Л. Бочарова, 1997

Книжный клуб (Екатеринбург).- 1997.- май.- ( 20 (37)).- С. 6, 8.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

http://www.mama-fest.com/ форум беременных.

Как чувствовал бы себя человек, вернувшийся с Марса, в парижском кафе? Неуместно. Ни о чем другом, кроме марсианских пейзажей, он думать не может - а кругом такая обыденная, хоть и приятная жизнь: любовные интрижки, красивые девушки, коньяк, богема... Он бы и рад раствориться в пёстрой толпе, где нет ни смертельной опасности, ни напряженного поиска ответственных решений, - рад бы, да не может: эта жизнь ему теперь не по размеру. И поделиться не с кем. Начни он рассказывать про Марс хотя бы вот тому господину с интеллигентной бородкой - тот пальцем у виска покрутит. Или выслушает вежливо, а потом подведет итог: "Это очень интересно, молодой человек, но реальная жизнь идет на Земле, и она гораздо важнее". И, может, будет прав.

ТАК чувствует себя человек, включенный в Движение Ролевых Игр, среди прочих своих сограждан. Поэтому писать о Ролевых Играх сейчас, когда этому движению семь лет (не учитывая единичных прорывов, которые пришлись на восьмидесятые годы), неимоверно трудно. Сами "ролевики" отслеживают все относящиеся к ним публикации и реагируют скептически. Как правило, написанное несет либо интонацию "ноу-хау", восторг первооткрывателей ("Как прекрасен Марс!"), либо, наоборот, осуждение ("От жизни на своём Марсе спрятались, романтики им захотелось!").

"Осада Монсегюра", 1994 г.
Перед штурмом Тулузы

То, что "ролевики" пишут о себе, понятно и интересно главным образом им самим. Оно вызывает споры, высвечивает проблемы, но для остальных обитателей Земли абсолютно непригодно, сложно и нечитабельно ("Пространственно-временной континуум над системой каналов разрежен..."). Такие статьи оседают во "внутренней прессе", выпускаемой специально для внутреннего пользования: в московских журналах "Талисман" и "Мое королевство", в листовках типа "Черного баклана" и "Красного петуха", в Новокузнецкой газетке "Четвертая эпоха" или в омском издании "Форпост". Существует мистификаторская газета "Велисиарская явь", где пишется о наших земных проблемах, но с точки зрения "марсианского мира" (в данном случае это мир "Сильмариллиона" и "Властелина колец" Дж. Р. Р. Толкиена). Там нет "технологических" статей, а есть фантастическая публицистика: рецензии на неснятые фильмы, репортажи о неразвязанных войнах, предвыборные программы несуществующих лидеров, программы не транслируемых телепередач... Это литература "второй степени", жизнь книжных персонажей в условиях современности. Кстати, и собственно литературы среди "ролевиков" пишется немало. Это проза, песенные тексты и стихи, публикуемые в сборнике "Конец эпохи", раскиданные по листовкам и даже изданные отдельными книгами: "Крылья черного ветра" Натальи Васильевой (выступившей под псевдонимом Ниеннах) и "Миры, что рядом" Алексея Свиридова. Взаимодействие с "внешним миром" есть - но осуществляется оно чаще всего не напрямую, а через искусство.

ИТАК, что это за загадочное движение, распространившееся с 1990 года со скоростью чумы от Санкт-Петербурга до Владивостока, с фрагментарным включением Украины, Белоруссии и, возможно, остальных бывших союзных республик (информации нет, мешает "большая политика")?

У него два "первоисточника": психотерапия с выходом на экспериментальную педагогику и творчество английского профессора лингвистики, писателя Джона Рональда Руэла Толкиена. Первая создала методологию, второй создал мир. Первая сказала - "как", второй сказал - "где". Игровой бум захватил Америку в 60-е годы. До России, как и сексуальная революция, он докатился только сейчас.

"Ролевики" - это люди, играющие в литературные или исторические сюжеты с полным погружением. Началось все, конечно, с Толкиена, который создал "вторичную реальность", столь же мощную, как мир за окном. Мы получили от него почти библейскую историю "другого" мира, стоящего, несмотря на сказочность, на "наших" основах: Бог и Дьявол, добро и зло, выбор между тьмой и светом, который делает каждый. Чтобы понять, надо просто почитать профессорские книжки, они изданы огромными тиражами. Интересно другое: Россия, как всегда, пошла собственным путем. Очень скоро выяснилось, что играть можно во что угодно, а не только в мир "Властелина колец". Открылся огромный познавательный пласт, и стало возможно воспроизводить не только литературу, но и реальную историю (не "марсианскую", но земную), реальную этнографию, реальную теологию... Сейчас от Толкиена осталась многосерийная мыльная опера "Хоббитских игр", идущих ежегодно в разных регионах страны, остальное пространство заполнено весьма прихотливо. Здесь располагаются "Иудейские войны" (1997 год, Тюмень), "Осада Ла-Рошели" (1997 год, Тюмень; делается по "Трем мушкетерам"), "Князь Света" (Р. Желязны, индийский пантеон, 1995 год, Барнаул), "Древняя Греция" (Троянская война, греческий пантеон, 1997 год, Орск), "Арханар" ["Арканар" - ЮЗ] ("Трудно быть богом", братья Стругацкие, моделируются религия и этнос, 1997 год, Москва), "Русские сказки" (славянская мифология, 1997 год, Санкт-Петербург), "Апокриф" (первые дни христианства, Пилат и Ирод, 1996 год, Екатеринбург), "Мир Обсидиана" (моделируется Апокалипсис, 1995 год, Новосибирск), "Осада Монсегюра" (Франция XIII века, моделируется религиозный конфликт между католиками и ересью катаров, 1994 год, Екатеринбург), Наследники Меровингов" (Франция VI века, 1996 год, Москва), "Древняя Русь" (Екатеринбург, проходит регулярно, моделируются религиозные и политические конфликты), "Айвенго" (то же самое, но в туманном Альбионе, 1996 год, Екатеринбург), "Завоевание Рая" (крестовые походы с полным выходом на теологию и игровыми Небесами, 1997 год, Екатеринбург). Все это разбавлено двухдневными региональными играми "общефеодального" характера по реальным и фантастическим сюжетам. Кроме того, трижды в год - в ноябре, феврале и в марте - по стране идут ролевые Конвенты ("Зиланткон", Казань, "Сибкон", Томск, "Веркон", Екатеринбург) с обязательными атрибутами: рыцарским турниром, турниром менестрелей (иногда заменяется песенным концертом) и балом. В промежутках между всем этим проходят игры класса D&D (настольные) и павильонные однодневки...

ОХВАТИТЬ все это великолепие глазами и разумом едва ли возможно. На поверхности "большого мира" - в прессе, в молодежных программах TV - нет ничего. А то, что появляется, - капля в море. Кому-то когда-то КДМ выдал разовый грант, кого-то где-то пригрел РСМ, кто-то кого-то обвел вокруг пальца и что-то "выбил"... Внешнему миру неинтересны марсианские завоевания.

Турнир менестрелей, 1996 г.,
Екатеринбург

То, что "ролевики" пишут о себе, понятно и интересно главным образом им самим. Оно вызывает споры, высвечивает проблемы, но для остальных обитателей Земли абсолютно непригодно, сложно и нечитабельно ("Пространственно-временной континуум над системой каналов разрежен..."). Такие статьи оседают во "внутренней прессе", выпускаемой специально для внутреннего пользования: в московских журналах "Талисман" и "Мое королевство", в листовках типа "Черного баклана" и "Красного петуха", в Новокузнецкой газетке "Четвертая эпоха" или в омском издании "Форпост". Существует мистификаторская газета "Велисиарская явь", где пишется о наших земных проблемах, но с точки зрения "марсианского мира" (в данном случае это мир "Сильмариллиона" и "Властелина колец" Дж. Р. Р. Толкиена). Там нет "технологических" статей, а есть фантастическая публицистика: рецензии на неснятые фильмы, репортажи о неразвязанных войнах, предвыборные программы несуществующих лидеров, программы не транслируемых телепередач... Это литература "второй степени", жизнь книжных персонажей в условиях современности. Кстати, и собственно литературы среди "ролевиков" пишется немало. Это проза, песенные тексты и стихи, публикуемые в сборнике "Конец эпохи", раскиданные по листовкам и даже изданные отдельными книгами: "Крылья черного ветра" Натальи Васильевой (выступившей под псевдонимом Ниеннах) и "Миры, что рядом" Алексея Свиридова. Взаимодействие с "внешним миром" есть - но осуществляется оно чаще всего не напрямую, а через искусство.

А между тем эти завоевания - для нас. Даже беглого взгляда на приведенный выше список игр хватает, чтобы увидеть: основной акцент в них сделан на область духа. Все, что связано философией религии и ее историей, ее формами и аспектами, - прорабатывается и изучается в играх с огромным интересом. "Ролевики" не играют в игрушки, а познают метафизические основы реального мира. Того самого, в котором мы живём. Они заняли ту нишу, которую оставили пустовать университетские преподаватели религиоведения, обошли представители церкви, проигнорировал социум. И они - защищены. Ни один из "ролевиков" (а это несколько десятков тысяч человек) не попал на крючок тоталитарной секты, не пошел в нацисты, не стал наркоманом, бандитом или "новым русским". Они нормально адаптированы в социуме: работают программистами, психологами, хирургами, преподавателями в школах и на университетских кафедрах, заняты в сфере рекламы и в средствах массовой информации. Они представители гуманитарной и технической интеллигенции. Это молодое поколение, не выбравшее "Сникерс". По большому счету, они из тех, на кого должна делать ставку Россия.

Но Россия все так же мало интересуется Марсом.

Так что - все плохо? Отнюдь. Пока страна ведет войны (игра типа "милитари"), занимается политическими дрязгами (игра типа "интрига"), делится на куски и склеивает их снова (игра типа "феодалка"), "ролевики" позволяют себе жить нормальной жизнью, не участвуя в бездарных и предсказуемых сюжетах. Значит - все хорошо? Как сказать. "Ролевики" - обычные люди, не считающие себя подвижниками и миссионерами. В их среде бывает всякое: и ссоры, и "вылеты" с работы, и конфликты с семьей, и безденежье, и идейные склоки. Движение Ролевых Игр - не панацея от житейских проблем. Но все люди, примкнувшие к нему, неизбежно сталкиваются с вечными вопросами и вечными ценностями человеческой жизни, будь то верность, милосердие, любовь, Бог, душа, красота. Если начало XX века названо "сумерками Богов", то конец его можно определить как возвращение.

А боги всегда выбирают молодость. Поскольку тогда для благой вести остается вся жизнь...

    Лариса БОЧАРОВА



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001