| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
На фестивале "Аэлита-98" приз имени Ивана Ефремова за пропаганду фантастики получил поистине достойный человек: Александр Каширин, директор московского магазина-клуба "Стожары". Это единственный в России специализированный магазин фантастики, что само по себе достаточно фантастично. Кроме того, Александр Николаевич известен как библиограф: уральская фантастика тоже не обойдена его профессиональным вниманием.
- Александр Николаевич, как Вам удалось создать и сохранить ваш знаменитый магазин? - Стечение обстоятельств. Когда-то директор "Москниги" посчитал магазин нерентабельным и продал мне его за смешные по тем временам деньги. Я получил коллектив, нереализованную литературу и аренду. Так магазин функционирует с 92-го года, а с 93-го функционирует собственно клуб. С определенными трудностями мне удалось отстоять ту точку зрения, что магазин должен быть не простым, а специализированным. С определенными моральными потерями мне удалось никого к себе в "Стожары" не пустить, как это нормально случается в Москве. Много книжных магазинов погибло, переориентировавшись на другие виды товара. Чем ближе к центру, тем больше они, скажем так, терялись по дороге. Помогло мне в этом одно: я люблю фантастику. - Магазин приносит прибыль или хотя бы "уходит в ноль"? - Наступил момент, когда книжная торговля для данного места и данного времени - что в Москве очень важно - оказалась невыгодна. Мне пришлось заводить еще один, дополнительный бизнес, чтобы этот держался на плаву. У меня есть продовольственный магазин. Что поделаешь, люди кушают и пьют больше и чаще, чем читают фантастику. Но зато у нас в "Стожарах" и клуб два раза в месяц, и общение, и надписи на стенах от людей, которые у нас бывают и с удовольствием оставляют автографы. - Это вроде как на заборах? - Ну что Вы, у нас на стенах пишут писатели, люди порядочные. У меня есть любимые надписи. Вот, например, что оставил фантаст Владимир Михайлов: "Вначале не верилось. Но каждому воздается по вере его. Оглянитесь вокруг". Или вот что написал Михаил Успенский из Красноярска: "Как хорошо, что магазин Каширина не стал торговать парфюмерией, вибраторами и прочими не нужными для человечества предметами". - Фантастика - нужный для человечества предмет? - Да. Безусловно. Есть определенная категория людей, обладающих, с моей точки зрения, какими-то особыми психо-физиологическими характеристиками. Без фантастики они не могут нормально жить. Неважно, в каких объемах человек читает, неважно, что конкретно его интересует в фантастике. Она ему нужна, это его потребность, его пища. - Все-таки уточните параметры. Чем фэн отличается от прочих людей? - Он должен уметь долго не спать, много пить, переносить тяготы и лишения кочевой жизни, связанные с переездами с кона на кон, и с умным видом рассуждать; кого он не любит в современной фантастике. А если серьезно - этим людям всегда чего-то не хватает, им мало обыденной жизни на улице. Как правило, хорошо зная реалистическую литературу, они свою потребность в необычном удовлетворяют, читая фантастику. - Любое художественное, в том числе и реалистическое произведение создается на основе авторской фантазии. Где Вы видите грань между фантазией и фантастикой? - Недавно у Владимира Михайлова вышла книжка, называется "Вариант "И". Интрига связана с будущей мусульманской Россией. Фантазия или фантастика? Или логические размышления автора о том, что может случиться, если у нас начнет доминировать мусульманская часть общества? Сами понимаете, Россия большая, мусульман много... У меня есть приятель, старый-старый фэн, собиратель библиотеки. Он говорит: "Раньше для меня фантастика была там, где робот. Сейчас пойдешь на выставку - а там робот". Все меняется. Появился такой жанр - фэнтези, литературная сказка для взрослых. Тоже вроде бы относится к фантастике. Но фэнтези - скорее пища для души, а фантастика, по-моему, пища для ума прежде всего. - И все-таки: чем писатель-фантаст отличается от обычного писателя? - Фантаст может написать реалистическую прозу, а просто прозаик никогда не напишет фантастического произведения. Не потому, что кто-то лучше, кто-то хуже. Речь идет о возможностях: у одного есть, у другого нет. - Вы согласны с тем, что фантастика в принципе недолговечна? - Да, фантастика быстро стареет. Очень мало произведений десятилетней давности, которые сегодня можно нормально перечитывать. - Чего, кстати, нельзя сказать о нормальной прозе... - Нет, тут Вы неправы. У Чехова, если я не ошибаюсь, в академическом издании около тридцати томов. Если выбросить письма, останется где-то томов восемнадцать его произведений. И я Вас уверяю: из этих восемнадцати пятнадцать - устарело. А ведь это Чехов. Талантище. Зачастую его короткие рассказы - шедевры... - Можно ли создать литературный шедевр в жанре фантастики? - Да. Пожалуйста: Лукин, Логинов, Стругацкие. Хотя у Стругацких есть вещи, которые сегодня новому поколению читать тяжело. Они, например, не понимают "Сказку о тройке", и ничего с этим сделать нельзя. Но это нормально. Если бы каждый писатель создавал "нетленку", то, во-первых, писателей было бы значительно меньше, чем сегодня существует, а во-вторых, движения бы не было. - Сколько, Вы полагаете, должно существовать писателей-фантастов, чтобы жанр двигался вперед? Столько, сколько сейчас? Больше? Меньше? - Нужно столько, сколько есть. Сейчас у нас идет становление нового общества. Вроде бы только что было так: ой, я давно хотел эту книгу, давно мечтал, и вот она появилась. Все, проехали. Пошла нормальная, обыденная жизнь: работа, учеба, семья, дом, отдых. Каждый человек на каждом этапе решает для себя, что ему читать. Должно быть так: протянул руку и взял книгу. Литература должна быть доступна. Но у нас баланс доступности и насыщенности рынка не соблюден. По одной простой причине: структуры, которые занимаются изданием и распространением книг, до конца еще не осознали, что им необходимо сегодня вкладывать деньги не только в обложку, но и в автора: в его промоушен, в его рекламу, в дополнительную подготовку произведения. - Вам не кажется, что в потоке книжной продукции иногда тонут и остаются необработанным сырьем отличные идеи? Что издательства предпочитают потенциальный бестселлер пустить разовым тиражом, лишь бы заработать немедленно? - К сожалению, возможности доводить произведение до ума сейчас практически нет. По нескольким причинам. Наше государство это не поддерживает. Конкретно: в Америке пересылка книг по почте не облагается почтовыми расходами. То есть и на Аляске, и во Флориде я могу получить книгу по одной цене - издательской. У нас это не так. Сегодня ни одно издательство не способно позвонить Ивану Ивановичу и сказать: "Иван Иванович, вот нам кажется, что ты способен написать на такую-то тему в таком-то ключе, и это будет бестселлером. Наши эксперты полагают, что это надо". Никто этим не занимается, в штате издательств нет таких экспертов, хотя реально они, конечно, существуют. На самом деле всегда найдется человек, который знает нечто, что нужно производству. - Может, издательства просто предпочитают накатанные рельсы? - Они идут от суровой необходимости. Но правда в том, что успех конкретного автора или издания начинает подхватываться после того, как он произошел. Кто-то издает, например, энциклопедию, и это получается. Я начинаю издавать другую энциклопедию, чтобы это тоже получалось. Бегу на тот же самый рынок. При этом моя энциклопедия должна быть более красочная, более симпатичная, а уже только потом более профессиональная. Хотя, с другой стороны, прогресс в книгоиздании явный. За несколько лет облик книги принципиально изменился. Сегодня никто не может себе позволить неряшливо либо небрежно издать книгу: она провалится. - Вы считаете, что успех книги может быть сделан? - Успех надо делать. Этот механизм давно существует в шоу-бизнесе. Там все ориентировано на то, что исполнитель, музыка, автор, - все раскручивается. Есть схемы, есть правила игры, и они работают. Другой вопрос, что затраченные деньги там возвращаются гарантированно, а в книгоиздании - непонятно. - В западных странах доработкой произведения занимаются не издательства, а литературные агенты. У нас возможны такие опыты? - Я сам имел дело с авторами как литературный агент. Понимаете, учить писать бессмысленно. Когда читаешь рукопись, сразу чувствуешь: либо в авторе есть нечто, и тогда с ним можно говорить, удалось ему или не удалось интересно повернуть тему, естественно или неестественно развитие сюжета, - либо в нем нет ничего. Тогда бессмысленно заниматься с ним грамматикой. - Зарубежные литературные агенты часто становятся практически соавторами произведения. Вы работали так же глубоко? - Да, у меня есть два таких случая. Ведь автор зачастую одну и ту же идею может повернуть, рассказать принципиально по-разному. Нисколько не умаляя личных особенностей писателя, можно ему подсказать, какая сегодня конъюнктура рынка, и тем способствовать успеху книги. В моем случае успех был. - Кого Вы цените из молодых фантастов? - Для меня понятия "молодые" не существует. В свое время была некая мировая классификация: фантастика первой волны, второй, третьей... У Евгения Дрозда в одном из журналов статья называлась "Фантастика четвертой волны". Я же считаю, что сегодняшнее лицо отечественной фантастики на самом деле формируют человек десять. С одной стороны, это взрослые люди, сюда входят и Гуляковский, и Головачев, и Перумов, который уже гораздо моложе. Далее идут Логинов, Лукин, Сережа Лукьяненко, - последний вообще моложе их всех. Все это абсолютно разные люди и по возрасту, и по образованию, и по менталитету. Но все они - на первом плане. Так что говорить о принципиально молодом поколении не приходится. - А что Вам решительно не нравится из того, что предлагает рынок? - На определенном этапе я почти совсем отказался от зарубежной фантастики. Практика показала, что девяносто процентов этих текстов читать нельзя, они плохого качества. И я, кстати, давно говорил, что отечественная публика будет читать отечественную фантастику. И не потому, что патриоты, а потому, что живут здесь. Им интересно то, что случается или может случиться у нас, в России. - Ваши читательские пристрастия сказываются на ассортименте магазина? - Нет, я, наоборот, стараюсь, чтобы мои продавцы знали много обо всем, чтобы они могли беседовать с разными читателями. Один читатель приходит и покупает "Фантастический боевик" "Армады". Он не смотрит ни на "ЭКСМО, ни на "Центрполиграф", ни на "АСТ". Все попытки обратить его внимание на другие хорошие фантастические книги ни к чему не приводят, он читает это, собирает эту серию, и все. Другой покупатель интересуется чем-то другим. Но для них мы работаем. - Расскажите о Вашем клубе. - Все началось очень просто. Это был девяносто третий год, мы решили отметить шестидесятилетие Булычева. Я был с ним знаком. Позвонил ему и сказал: "Игорь Всеволодович, приходите, очень хочется сказать Вам хорошие слова". Он пришел, посидели, выпили, поговорили, народ вокруг него попрыгал, все нормально. И с этого момента мы по пятницам собираемся. Поскольку я хорошо знаю многих писателей-фантастов лично, я могу позвонить и сказать: "Володя, или Женя, или Петя, пожалуйста, я тебя приглашаю". И теперь настало время, когда уже мне звонят и говорят: "Александр Николаевич, ты что, меня совсем не любишь? Почему ты меня на клуб не зовешь?" - Случались какие-то эксцессы? - Вопросы писателям задают самые разные. От стандартных, типа "Как вы пишете вдвоем?", до самых неприличных - сколько вы зарабатываете или почему написали такую бяку. Однажды, когда я пригласил Перумова, в магазин приехало много толкинистов. Это был настоящий наплыв. И толкинисты начали Перумова кусать - за то, что посмел написать продолжение к Толкиену, за то, что не знает русского языка. А в конце ему подарили учебник русского языка для четвертого класса с надписью: "Желаем изучить". Но Николай на все реагировал спокойно, сдержанно. Так что до столкновения не дошло. - Вы оплачиваете писательские выступления? - Все у нас на добровольных началах. Понимаете, у меня нет платного членства в клубе, двери открыты для всех. Многое, если не все, держится на моих личных контактах. Правда, если речь идет об иногородних авторах, я либо ловлю случай, когда человек бывает проездом в Москве, либо мы договариваемся, что я компенсирую ему часть расходов. Тут недавно к нам приезжал Александр Тюрин, он сейчас живет в Германии. Я оплачивал ему дорогу. - Мы на нашей книжной ярмарке тоже пытаемся организовать подобный клуб. Пока, к сожалению, мы не можем добиться регулярности писательско-читательских встреч. Скажите, почему так трудно бывает зазвать известного автора? Что это - высокомерие? Отсутствие интереса к поклонникам своего таланта? - Есть, конечно, отдельные оригиналы. Я скажу, кто к вам никогда не приедет: Саша Бушков. Он резко выраженный индивидуал. У него принципиально собственное мнение по всем вопросам, он не слушает возражений и не готов вести цивилизованную дискуссию с аудиторией. Но главное в другом. У меня тут был неудачный эксперимент. Ко мне подошла женщина, представилась заведующей библиотекой одной подмосковной воинской части и попросила организовать встречу писателей с солдатами. Ей нужно было трех человек. Я нашел полтора человека, которые готовы были потратить свое время на эту поездку. И любой известный писатель будет думать - а сколько он потратит времени из того срока, что отпущено ему издательством по договору. - То есть для нынешнего писателя время - деньги? - Да, буквально так. И сроки сдачи книги всегда поджимают. Но, с другой стороны, издательство должно быть заинтересовано в таких авторских гастролях. Ведь это промоушен, Екатеринбург - город не маленький. Если к вашей системе подключить издательства, чтобы они были в курсе и способствовали, все должно получиться. Дело само по себе очень хорошее.
Ольга Славникова Фото А.Лаптева
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Лунная подвеска Крафта Эрике Рыкачев Я. «Голова профессора Доуэля» А. Беляева Васюченко И. Отвергнувшие воскресенье Зубакин Ю. Космические станции Ноордунга, Росса и Смита, Ляпунова, Ротрекла и «Международной книги»
|
|
|
||