История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Василий Владимирский

ЗИЛАНТКОН-98: КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Владимирский, 1998

Анизотропное шоссе (СПб.).- 1998.- 1998.- дек.- 4.- С. 6-9.

Выложено с любезного разрешения редакции - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

    Если забредет кто нездешний,
    Поразится живости бедной:
    Нашей редкой силе сердешной
    Да дури нашей злой, заповедной.
      А. Башлачев

Прежде всего, хочу сказать спасибо - тем, кто, не жалея сил и времени, на свой страх и рисков отчасти - и на собственные деньги организовал и обустроил "Зиланткон-98" Андрею Ермолаеву, Владиславу Хабарову, Людмиле Смеркович, Борису Фетисову и остальным членам оргкомитета, которым мы обязаны четырьмя днями праздника. Спасибо всем тем, благодаря кому живет и здравствует этот единственный в стране конвент, куда действительно может приехать кто угодно и откуда угодно. Почти символический оргвзнос в 50-100 новых рублей и возможность проживания в едва ли не бесплатном общежитии условия, как мне кажется, идеально отвечающие материальным возможностям среднестатистического российскою фэна. А тем более - ролевика.

Что касается фэнов и ролевнков, то в этом году на "Знланте" хватало и тех. и других. Всего же народу собралось больше пяти сотен. И хотя "нормальных фэнов" среди приехавших оказалось менее десяти процентов, такие фамилии, как Бережной, Переслегин, Казаков, Лифанов, Кумок, Семецкий, Байкалов, Руфиев уже, думается, говорят сами за себя. Кроме того, впервые почтили своими присутствием конвенцию такие писатели, как Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, Воха Васильев... Впрочем, московские фэны, привыкшие, что на конвентах их сразу узнают и привечают, оказались здесь как-то не у дел, сразу стушевались и большую часть конвента провели в гостинице. По крайней мере, семинар молодых авторов и фантастиковедение прошли, как это ни парадоксально, практически без их участия. А казалось бы, уж кому-кому говорить о фантастике в разгар фестиваля ролевиков... Гораздо более общительными и конструктивными показали себя люди не столичные - Юлий Буркин, Сергей Лифанов и Вадим Казаков. Ну, а два Сергея - Переслегин и Бережной, - и вовсе среди ролевиков чувствовали себя, похоже, столь же свободно, как и среди "нормальных фэнов".

К сожалению, официальные и полуофициальные мероприятия, чересчур многочисленные и разнообразные, чтобы перечислять их все, были не слишком хорошо скоординированы - в результате чего многие участники конвента оказались вынуждены разрываться между двумя-тремя секциями. Хуже всего, однако, было то, что разные концерты, семинары и прочие мероприятия" проходили в двух разных зданиях: традиционном ДК им. Гайдара (где, кроме всего прочего, проживала значительная часть участников конвента) и в близлежащей школе. До которой, к слову сказать, некоторые из тех, чьи доклады были заявлены на семинарах, так и не сумели добраться. Например, не был прочитан ни один из анонсированных Андреем Мартьяновым & Со докладов о том, как же надобно правильно писать (и продавать) "конину". В смысле - книжки про Конана Киммерийского. А мне так хотелось послушать...

Пожалуй, единственным мероприятием, на которое посчитало долгом явиться подавляющее большинство приехавших на фестиваль, стало открытие "Зиланта", совмещенное с раздачей слонов. На сей раз "Большой Зилант" был по-братски поделен между Сергеем Лукьяненко, лично приехавшим в Казань, и супругами Дяченко, на конвент, увы, так и не попавшими. "Малый Зилант" получила Татьяна Румянцева (она же Тордис), до 1997 года - один из наиболее активных членов оргкомитета фестиваля. Кроме того, детское жюри фестиваля объявило о присуждении своей премии Дж. Р. Р. Толкиену за замечательную сказку "Хоббит, или Туда и обратно", и Владиславу Крапивину - понятно за что. Что ж, все получили по заслугам - даже Толкиен.

Так уж сложилось, что для меня "Зиланткон" остается практически единственным примером действительно массового "народного" конвента, достаточно дешевого (для участников) и при этом, как ни странно, неплохо организованного и вполне авторитетного. Конечно, сравнивать "Зилант" с академичным "Странником" или уютным "Интерпрессконом" бессмысленно - слишком уж разные у них весовые категории. Но зато и технология организации конвенции масштаба "Странника" (пусть на первых порах и не столь уважаемого) отработана сегодня достаточно четко, а вот как создать нечто столь же масштабное, как и "Зилант", мне, например, представить достаточно сложно. Особенно в нынешних условиях...

Что же касается большинства участников конвента, то бишь любителей ролевых игр, то они, ролевики, в естественных условиях производят впечатление странное и слегка парадоксальное. Грубо говоря, ни черта не умеют, но за все берутся! И поэтому кое-что у них получается, порой даже - довольно неплохо. На мой взгляд, большинство ролевиков, скажем, достаточно поверхностно знакомы с литературой вообще и с фантастикой в частности, но это не мешает им писать самим. Наверное, именно потому, что эти люди (орки, гномы, эльфы - недостающее вписать) не вполне представляют всю сложность процесса. Например, на нынешнем зилантовском семинаре молодых авторов симпатичная девушка читала неплохие стихи, совершенно недвусмысленно ассоциирующиеся с "Алыми парусами". Но беда в том, что сама авторесса заявила, прежде чем начать читать, что мотивы стихотворения навеяны "Черными хрониками Арды" by Ниэннах и Иллет - и ничем более. Оно, в общем, и понятно: боязно полемизировать с Грином, сложно найти слова и правильный тон, чтобы произведение не проигрывало в сравнении с первоисточником. Иное дело - иронизировать над средненьким дамским романом, пусть даже и обладающим в определенных кругах статусом "культового". Не помнить Грина - но постоянно поминать Ниенну... И вот что странно - порой ведь из этого незнания действительно вылупляется что-то дельное!

Имеет такое положение дел и свою оборотную сторону, что опять-таки подтвердил для меня "Зиланткон-98". Число ролевиков сегодня превышает количество "нормальных фэнов" на несколько порядков, и уже поэтому среди любителей ролевых игр просто не могут не встречаться самые разные люди. В том числе - одаренные, порой попросту талантливые. Многих из них традиционно собирает "Зиланткон". Достаточно вспомнить ту же Ниенну, Ларису Бочарову, Льва "Лина" Лобарева, Виктора Карасева (Сказочника), Алексея Свиридова... Возможно, я не прав, но вот что странно: большинство из этих людей, достигнув определенного - достаточно высокого - профессионального уровня в той или иной области творчества, получив признание как менестрели, авторы прозаических текстов, просто как артистичные люди, добившись уважительного отношения со стороны рядовых членов тусовки, склонны удовлетворяться достигнутым. Не исключено, что это всего лишь аберрация моего восприятия, но когда явно небесталанные авторы начинают удовлетворяться восторгом ограниченной группки поклонников, когда они перестают стремиться улучшить достигнутый результат, это чревато застоем и в конечном счете - деградацией. А пренебрежительно-высокомерное отношение многих "монстров" ролевого сообщества ко всему, что возникло и вызрело вне родной тусовки, на конвенции (и после нее, в компьютерных конференциях и в личном общении) иначе чем "звездной болезнью" я назвать не могу. Тот же Юлий Буркин был куда более выдержан и корректен, и продемонстрировал куда больший интерес к творчеству исполнителей-ролевиков, чем большинство ролевиков - к его творчеству. Понятно, что для толкиенистов песня, где рефреном звучит какое-нибудь "намариэ", ближе и дороже, чем все, что поет Юлий, независимо от уровня мастерства исполнителя. А уж если исполнитель-ролевик действительно имеет голос, чувствует ритм, да еще и худо-бедно умеет обращаться с инструментом... Но честное слово, признание ролевой тусовкой твоих талантов - еще не повод, не дочитав и до середины первую авторскую книгу Буркина (доставшуюся, кстати, скорее всего на халяву), пренебрежительно объявлять все, что тот делает, "ресторанной попсой".

И все же мне хотелось бы закончить статью на оптимистичной ноте. Благо, как и всякий приличный конвент, "Зиланткон-98" дал массу поводов для веселья: от писателей, попавших под обстрел игроков в "Qwaqe" "на местности", до куртки Бережного, привезенной ответственным Лифановым из Нижнего Новгорода и вновь едва не забытой Бережным в гостинице.

Появился на этой конвенции и еще один документальный анекдот из серии, условно названной "По натуре я экстраверт" (цитата из интервью Сергея Лукьяненко инею "Книжное обозрение"). Дело было так. Па второй день "Зиланткона". а точнее - на вторую ночь. спускаясь по лестнице в холл гостиницы, фэны и писатели могли видеть сидящую на подоконнике девушку, безутешно плачущую, отвернувшись лицом к окну И это бы прошло незамеченным - мало ли какие у дамы проблемы! - но тут у Сергея Лукьяненко, бывшего психиатра, человека тонкого и ранимого (как и положено тем, кому "всегда двенадцать"), пробудились профессиональные рефлексы, и он, приотстав от компании, попытался успокоить девушку. Более того, нагнав через несколько минут остальную компанию, Сергей попросил Андрея Ермолаева уделить несколько минут и разобраться, что же там произошло. Ермолаев сурово кивнул и вышел из комнаты...

Все? Как бы не так! Полутора часами позже, поднимаясь по той же лестнице в свой номер, Сергей Бережной и автор этих слов увидели чудную картину. На том же подоконнике, почти в той же позе, сидела девушка. Только теперь ее лицо - кажется, все еще со следами слез - было уже повернуто к лестнице. Рядом, у подоконника, прямо на лестничных ступенях, стоял на одном колене юноша эльфийского вида и снизу вверх смотрел на девушку. Казался он совершенно загипнотизированным. "Ниенна", - тихо шепнул Бережной...

Сергей Лифанов, Елена Бурмистрова, Вадим Казаков, остальных опознать не удалось

Так чуткому и ранимому Сергею Лукьяненко, не в добрый час вспомнившему свою профессию психиатра, чуть было не удалось помешать Ниэннах-плакальщице в исполнении ее профессионального долга...

    Василии Владимирский



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001