История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ПРОРУХА ИЛИ ОБДУМАННЫЙ УДАР?

Ответ на удар «Нью-Васюки в «Новомихайловском», «Комсомолец Кубани» 9.10.87

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© 1987

[Рукопись].- 7 с.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Представьте себе чувства молодого провинциального режиссера который долго готовит свою первую в жизни премьеру. Тема спектакля актуальна и чрезвычайно важна для многих людей. Сотни потенциальных зрителей, узнав о том, что подобный спектакль можно будет увидеть на сцене, шлют режиссеру благодарные письма и дают ему свои, пусть в некотором смысле дилетантские, но тем не менее трогательные и свидетельствующие об искренней заинтересованности советы.

Представьте себе чувства актеров, воспринявших на "ура!" режиссерскую идею и общее видение спектакле. Актеров, которые не жалея сил, взялись за работу и, готовя премьеру, и вживаясь в роль, выкладываются так, что иногда засыпают на сцене, едят урывками, и забывают ради искусства обо всем на свете. И режиссер с нарастающей радостью убеждается, что спектакль получается.

А теперь представьте себе чувства этих людей, когда администрация театра с самого начала шедшая во многом навстречу, вдруг запретит пьесу и односложно твердит, не объясняя причин:

- Премьеры не будет!

В приватной беседе недоумевающему режиссеру "убедительно" разъясняют, что он не учел давно принятого ритуала в данной провинции - согласовать свои творческие поиски с мнением группы меценатов. А это, мягко говоря, не приветствуется. Поэтому, несмотря на всю актуальность пьесы, поставить ее на сцене данного провинциального театра нет никакой возможности.

Запрещение происходит за два дня до объявленного в уже напечатанных и расклеенных афишах срока. Режиссер в ужасе, актеры - на грани умопомешательства. Как они посмотрят в глаза людям, которые, страшно подумать, ради спектакля едут со всех концов страны.

Тогда на собственны страх и риск актерская группа вместе с режиссером переносит премьеру из закрытого для них театра в абонированный зал одного из окраинных ДК.

Премьера прошла успешно, причем, на спектакле присутствовали не только долгожданные зрители-энтузиасты, ради которых, в общем-то, пьеса и была поставлена, но и администрация театра, а также столичные гости. Зрители поаплодировали и разъехались по домам, заручившись обещанием режиссера продолжать свою творческую деятельность. Администрация же лишний раз убедилась, что руководствоваться принципом "как бы чего не вышло" уже нельзя. Режиссер окрылен успехом, готовит новую постановку и вдруг...

В местной молодежной прессе вдруг появляется статья, которая в едко-иронической форме освещает спектакль, объявляет его фиктивным и ненужным, хотя и отмечает, что тема действительно актуальна. И еще добавляет, что пьесы подобного рода должны ставиться только в столице, а здесь, если бы не помощь столичных гостей, премьеры вообще бы не было.

Итак, представьте себе чувства всех занятых в спектакле людей, включая режиссера, актеров, а также зрителей, смотревших премьеру, а затем прочитавших статью и вы поймете возмущение и боль людей, сделавших нужное дело и публично обвиненных за это в пустом шутовстве и бахвальстве, вы поймете ситуацию, сложившуюся в г. Краснодаре.

Теперь осталось лишь представить реально действующие лица и организации в этих условно описанных выше событиях. Условно описанных, потому что речь идет, конечно, не о театре, а о клубном движении, многочисленном по количеству участвующих в нем людей движению КЛФ (клубов любителей фантастики 1). Движение это сравнительно молодо, оно беспрецедентно по своей основе (увлеченности людей литературным жанром) и, конечно, имеет много нерешенных проблем. Чтобы решить их, необходим был съезд-семинар по обмену опытом работы между клубами.

28 марта 1987 года представители семидесяти одного клуба Советского Союза, съехавшиеся в г. Свердловск на вручение премии "Аэлита" за лучшее фантастическое произведение года, обратились в ЦК ВЛКСМ с письмом, в котором просили помочь с организацией такого общесоюзного семинара в Краснодарском крае. Ответа на инициативу получено не было, возможно, по причине неизбежной в крупных государственных учреждениях бумажной волокиты.

Письма же из различных городов страны, в которых есть КЛФ, в адрес Краснодарского клуба с вопросами о судьбе инициативы продолжали идти нескончаемым потоком. Поэтому, заручившись поддержкой горкома ВЛКСМ г. Краснодара, КЛФ "Стажеры" приступил к самостоятельной разработке организации и программы проведения семинара.

Ребята из Краснодарского клуба приступили к работе с воодушевлением. Ведь на этом первом, таком представительном семинаре нужно было решить так много:

а) решить проблему бытующего иногда в отечественной и зарубежной критике мнения, что советская фантастика новейшего этапа 70-80-х годов переживает кризис жанра.

б) проблему нездоровой обстановки вокруг так называемой "неформальной объединенности" в движении КЛФ. (Здесь, выделяя общественно воспитательное значение современной фантастической литературы, КЛФ "Стажеры" считает целесообразным подчеркнуть актуальность всесторонней кураторской помощи со стороны комсомола).

в) поддержать стремление любителей фантастики нашей страны сказать свое слово в деле пропаганды борьбы за мир во всем мире и разрядки международной напряженности.

г) осуществить, наконец, стремление каждого истинного любителя фантастики поделиться своими мыслями, чаяниями и опасениями, а также услышать в ответ мнение коллег по увлеченности об интересующем их жанре.

При содействии горкома ВЛКСМ Краевой Совет по туризму и экскурсиям выделил для проведения семинара 120 мест на турбазе "Приморская" (пос. Новомихайловский, Туапсинского района Краснодарского края). Краснодарским КЛФ "Стажеры" были заказаны визитные карточки для участников встречи, приглашения, памятные вымпела, эскиз для которых делала художественная секция клуба. Актив "Стажеров" подготовил организационную программу семинара, которую и представил в первых числах сентября в горком комсомола, после чего программу рассмотрел также и крайком ВЛКСМ. Программа была одобрена [сверху от руки надписано - "принято" - Ю.З.].

17.08.87. Краснодарский КЛФ "Стажеры" рассказали о предстоящем семинаре "Новомихайловский - 87" по краевому телевидению в передаче "Что нас объединяет". Не стоила бы упоминать также и о подготовленности таких мероприятий как: художественные выставки, интересные доклады, книжная лотерея, тематические дискотеки. Не стоило бы упоминать, если бы встреча проходила по намеченной программе. Но...

За два дня до намеченного срока краснодарский горком ВЛКСМ запрещает семинар и не объясняет причин этого.

Читатель наверняка уже догадался, какие параллели имеет притча-прелюдия в нашем рассказе. Да, да, КЛФ "Стажеры" и есть та (условная) молодая труппа, которая с увлечением организовала свой спектакль-семинар. Но не будем искать объяснений в волевых действиях непоследовательных работников горкома комсомола г. Краснодара. Главное, что встреча КЛФ в урезанном виде (некоторые клубы и писатели-фантасты, приглашенные на семинар и с энтузиазмом откликнувшиеся (кстати, готовые приехать за свой счет), узнав, что семинар уже не поддерживается местным комсомолом, вынуждены были отменить свои поездки) и в урезанные сроки все же состоялся. И хотя не все задачи, поставленные перед ним, он решил, несомненное ценные результаты все-таки принес. Шутка ли сказать, на встрече присутствовало около девяноста человек, было заслушано больше двадцати докладов, состоялось несколько пресс-конференций с писателями-фантастами и критиками. Была окончательно решена проблема переписки и обмена информацией, формами работы, опытом различных клубов. После окончания семинара (25.09.87.) перед членами КЛФ г. Краснодара встало множество разноплановых задач, касающихся распространения итогов встречи "Новомихайловский - 87".

И вдруг, как гром среди ясного неба, статья Т. Василевской "Нью-Васюки в Новомихайловском", напечатанная в газете "Комсомолец Кубани" за 9.10.87. Общий тон статьи - сатирическо-назидательный [сверху от руки над "назидательный" приписано "резонерский" - Ю.З.]. Семинару наклеен ярлык "фиктивного" и ненужного, а его устроители названы современными О. Бендерами.

В самом начале статьи содержится много злой иронии по поводу того, что газета "Комсомолец Кубани" не была заранее предупреждена о встрече КЛФ. Но ведь специфика работы журналиста в том я состоит, чтобы не ждать у моря погоды, не ждать, чтобы информация, словно манна небесная, посыпалась сверху, а собирать ее самому. Как известно, комсомольские организации, органом которых является "Комсомолец Кубани", были заранее извещены. А потом, кто же виноват, что Т. Василевская не смотрит телевизор? В противном случае она бы узнала о семинаре все в подробностях еще 17 августа текущего года.

"...организовал его (семинар) и провел в обстановке полной секретности Краснодарский горком комсомола", - пишет журналистка в одном из первых абзацев статьи. А ниже почему-то совершенно противоположное: "...а что было бы, если бы организацией мероприятия, затеянного Краснодарским горкомом ВЛКСМ, не занялся Центральный Комитет комсомола. Когда его работники за несколько дней до начала встречи прибыли в Новомихайловский и увидели, что ничего нет, что она совершенно не готова, сами взяли на себя всю эту, такую нелегкую, работу."

Что это? Невнимательность журналиста, который не помнит, что написал вначале или принцип недобросовестного газетного критика, у которого "любое лыко в строку"?

По Т. Василевской семинар состоялся только благодаря работникам ЦК ВЛКСМ. Последние действительно присутствовали на встрече и действительно оказывали координирующую помощь, но в организации семинара они не принимали никакого участия. Спрашивается, зачем хвалить людей за то, что они не делали? Чтобы лишний раз выслужиться перед итак всеми уважаемой организацией? И далее, следуя логике Т. Василевской, которая называет семинар "фиктивным", нужно признать, что ЦК ВЛКСМ организовало в Новомихайловском фиктивную встречу. А ведь это совсем не так.

Текст статьи изобилует личностными насмешками, граничащими с оскорблениями и явными подтасовками фактов. Чего стоит, например, выпад в сторону Краснодарского горкома комсомола о сумме, выплаченной за памятные вымпела, которая якобы зачеркивает другую важную акцию комсомола, касающуюся сельхоз работ. А ведь - Т. Василевской было доподлинно известно, что эти 800 рублей КЛФ "Стажеры" изыскал сам, без всякой помощи горкома.

Т. Василевская пробыла на встрече в Новомихайловском всего несколько часов. Так откуда же столько превратно понятой или превратно истолкованной информации? Зачем столько едкой издевки в материале, касающемся молодежной инициативы? Ведь за такое короткое время невозможно сложить абсолютное мнение о малознакомом тебе предмете. В данном конкретном случае - о любви к литературному жанру.

В газетных статьях, телепередачах и других материалах государственных средств массовой информации и пропаганды говорится сейчас о бережности в отношении еще несмелых шагов нашего общества в принятии полезных всем самостоятельных решений. Многим, например, помнится нелицеприятная критика, прозвучавшая в телепередаче "12 этаж" в адрес одной из провинциальных молодежных газет, которая подобной же статьей зачеркнула целый молодежный клуб.

Против подобного же рода фельетонистики предупреждает и книга Л. Жуховицкого "Остановиться, оглянуться". Выражаясь словами подруги детства столь любимого Т. Василевской О. Бендера, о качестве статьи можно констатировать следующее: "И на старуху бывает проруха!" Вот только проруха ли это?

Публично зачеркнуть полезное начинание, как мы убеждаемся на примере "Нью-Васюки в Новомихайловеком", проще всего. Вот исправить общественное реноме краснодарских любителе? фантастики будет теперь гораздо труднее.

    Актив Краснодарского клуба любителей фантастики "Стажеры".

1. Подробнее о КЛФ рассказывается в статьях: [список статей отсутствует - Ю.З.]



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001