История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Я. Вовк, В. Синицкий

МЕСТО И. ЕФРЕМОВА В ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Я. Вовк, В. Синицкий, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 12 - 16.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Наша страна поистине является державой научно-фантастической художественной литературы, истоки которой идут от XVIII века (повесть Н. М. Карамзина "Остров Борнгольм"). Особое место в ее развитии принадлежит XIX столетию (А. Погорельекий, В. Одоевский, А. К. Толстой, В. Даль, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, И. Тургенев и др.).

Большую роль в становлении советской художественной фантастики сыграли А. Куприн, А. Богданов.

Всю историю развития советской научно-фантастической литературы можно разделить на три основных этапа:

1. 1917-1930 годы, когда писатели, опираясь на традиции классической литературы, в основном разрабатывали тему неизбежности победы социалистической революции не только на земле, но и на других планетах. Кроме того, они использовали фантастику для критики частнособственнической психологии и буржуазного мира. В этот период появились фантастические произведения А. Грина, В. Катаева, Б. Лавренева, М. Шагинян. Ведущее место заняли А. Толстой и А. Беляев, справедливо считающиеся зачинателями советской научно-фантастической литературы, создавшими наиболее совершенные в художественном отношении произведения.

2. 1940-1950 годы, когда большинство писателей-фантастов стояли на позициях "ближнего прицела", т. е. стремились предугадать развитие науки и техники в самое ближайшее время, хотя появились и произведения более высокого уровня (Г. Адамов, Ю. Долгушин, М. Трублаини, В. Немцов, В. Охотников, А. Казанцев). Более отчетливо развивается социально-сатирическое направление, ярким представителем которого является Л. Лагин (романы "Патент АВ", "Остров разочарований", "Атавия Проксима").

3. 1960-1980 годы, связанные с творчеством А. и Б. Стругацких, В. Савченко, Г. Альтова, М. Емцова, Е. Парнова, В. Журавлевой, И. Росоховатского, Г. Гора. А. Громовой, А. Днепрова, И. Варшавского, С. Гансовского и др. Этот период характеризуется стремлением предугадать научное развитие общества на самые далекие времена, философем осмыслить значение науки и техники в их перспективе, в их нравственном аспекте.

Разрабатываются такие проблемы: "нужно ли человеку бессмертие", "человек и машина", "потенциальные (скрытые) возможности человеческого организма", "человек и наследственность", "является ли антропологическая форма мыслящего существа единственной во Вселеиной", "человек и общество будущего" и т. п.

В это время значительно увеличилась роль научного потенциала.

Связующим звеном между художественной фантастикой второго и третьего периода является творчество И. Ефремова, который блестяще, высокохудожественно завершил один этап и проложил дорогу для следующего, оказав исключительно важное влияние на становление большинства писателей, работающих в данной области литературы.

Само творчество И. Ефремова, как нам представляется, прошло два периода своего развития. Первый многими своими сторонами связен со вторым этапом советской научно-фантастической художественной литературы. В это время появляются такие его произведения, как сборник "Белый Рог", "На краю Ойкумены" и др., в которых, пожалуй, ведущее место занимает не фантастика, а элементы приключенчества. Здесь еще нет того могучего разгула фантазии, которое характерно для последующих произведений писателя, того научно-технического потока, который станет характерным для писателей 60-80-ых годов. Но уже здесь внимание И. Ефремова всецело приковано к человеческой личности. Писатель выражает свою высокую гуманистическую мысль о беспредельных возможностях человека, о поступательном развитии человеческого общества, что сносит в его художественные полотна мажорное, оптимистическое звучание.

Будучи крупным ученым, И. Ефремов, глубоко проанализировав учение марксизма-ленинизма о коммунистическом обществе, о перспективах развития всего человечества, все время стремился свои знания и свое понимание будущего изложить в такой художественной форме, которая бы наглядно продемонстрировала великую правоту философии Маркса и Ленина, ему это удалось сделать, как никому до него, да и после него.

В отлична от многих писателей-фантастов, рисуя будущее человечества, он не снижает человека грядущего, а, наоборот, стремится показать его в положительном свете, постепенно избавляющимся от недостатков, постоянно совершенствующимся физически и духовно.

Это особенно удачно отразилось в романе "Туманность Андромеды" - этой поистине величественной симфонии о коммунистическом будущем.

Произведение открыло новую эру в изображении самых отдаленных времен человечества.

И уже в русле общей направленности научно-фантастической художественной литературы третьего периода написаны последующие романы писателя, особенно "Час Быка", явившийся как бы закономерным продолжением "Туманности Андромеды".

Надо сказать, что до этой дилогии у нас не было ни одного произведения, которое бы так глубоко и всесторонне дало потрясающую по своей логической завершенности и художественной убедительности удивительную картину будущего коммунистического общества. Причем, изображал широчайшую панораму грядущих времен, писатель но просто фантазирует, а как бы продлевает вдаль основные законы развития человеческого общества, открытые Марксом.

Идя вслед за Циолковским, И. Ефремов считает, что человечество не является единственным источником мысли, что во Вселенной, в ее различных галактиках рассыпаны очаги, где господствует разум, и эти очаги со временем соединятся в Великие Кольцо общения и взаимопомощи. Но, в отличие от многих своих современников, И. Ефремов убежден, что мыслящая жизнь может проявляться только в антропоморфной (человекоподобной) форме, и строит свою теорию настолько обоснованно и четко, что ей невозможно не поверить. Об этом говорят и герои "Туманности Андромеды" (Веда Конг, Эрг Нoop) и персонажи "Часа Быка" (Фай Родис).

Поразительно, что, несмотря на отдаленное будущее, которое нарисовал писатель в своих романах, в них есть нечто такое, что непосредственно перекликается с современностью, с нашей эпохой демократизации, перестройки и гласности.

Изображая жизнь на планете Ян-Ях, И. Ефремов предупреждает об опасности, которую таит в себе безраздельная власть одного человека, пусть даже и умного. Наука и техника, находящиеся в его руках, служат не обществу, а только избранным. Формой такой государственной власти является Союз Четырех, возглавляемый Чойо Чагасом. Скрывая подлинно научную информацию от населения планеты, этот Союз стремится к тому, чтобы окончательно искоренить инициативу людей, их критическое отношение к действительности.

Особенно Чойо Чагос и его подчиненные желают, чтобы население планеты ничего не знало о его истинной истории. И. Ефремов называет историю наукой наук. Как злободневно его звучит в наше время, когда мы только начали по-настоящему постигать свою собственную историю!

Таким образом, творчество И. Ефремова, виднейшего представителя современной мировой фантастики, продолжает служить нашей советской литературе, нашему народу, грядущему человечеству.

    Я. Г. ВОВК, В. В. СИНИЦКИЙ
    Полтава



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001