История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

С. Беляева

НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. ЕФРЕМОВА

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© С. Беляева, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 33 - 36.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Уже первые книги Ефремова - "Дорога ветров", "Пять румбов", "Встреча над Тускаророй" показали, насколько самостоятельны его "рассказы о необычайном", насколько сильна связь их тематики с проблемами, интересовавшими Ефремова-ученого.

Взаимодействие исторического, научного и фантастического составило основу поэтики творчества Ефремова. Этот синтез проявил себя во всех крупных произведениях писателя, даже в тех, где тематика, казалось бы, привычно узка, например, в исторических повестях, таких, как "Путешествие Баурджеда". История Египта возникает в повести как результат профессионального интереса ученого-палеонтолога к прошлому Земли. Но здесь, по замечанию исследователей творчества Ефремова Е. Брандиса и В. Дмитревского, "художественный домысел преобладает над зарегистрированными фактами... Реконструкция воображаемой картины, намеченной археологами и историками древнего мира, сближает исторические повести Ефремова с произведениями научной фантастики. Но как бы ни был велик... авторский домысел, он не вступает в противоречие с научной достоверностью". (1)

Сочетание научного подхода с ярким художественным воображением автора превращает эго произведения в литературные провозвестники будущего. Опубликование в I957 году романа И. А. Ефремова "Туманность Андромеды" стало символичным, ведь началась новая, космическая эра. Книга получила самый широкий резонанс. Ю. Гагарин писал: "Нам полюбились красочные картины будущего, нарисованные в романе, нравились описания межзвездных путешествий, мы были согласны с писателем, что технический прогресс, достигнутый людьми спустя несколько тысяч лет, был бы немыслимым без полной победы коммунизма на Земле. (2)

По своим жанровым признакам роман "Туманность Андромеды" приближается к социальной утопии. Эта черта сознательно подчеркивается Ефремовым, который хотел дать новый вариант научной фантастики - не западно-европейский, уэллсовский, пессимистический, а новый, основанный на вере в светлое будущее человечества. "Туманность Андромеды" отличается энциклопедичностью и широтой охвата проблемы. Автор раскрывает человеческие отношения в эпоху Эры Великого Кольца - союза разума и взаимопомощи, объединившего обитателей вселенной. Одно из главных достижений Ефремова - полнокровные образы действующих лиц.

Перед читателей проходят Дар Ветер, Гром Орм, Мвен Мас, Низа Крит, Чара Нанди и другие. Как справедливо заметила И. В. Семибратова, "автор рассказывает о них как бы с позиций современника, человека будущего, и что придает роману дополнительный интерес". (3) Такой подход еще раз свидетельствует о неизменном историзме Ефремова.

Одна из основ творческого кредо писателя - не быть в стороне от важнейших пройдем современности. Его произведения - это не фантастика для фантастики, а фантастика для людей. Не случайно в своих интервью он говорил о "великой педагогической задаче" научно-фантастической литературы. "Литература будущего должна показать нормального человека в нормальных общественных условиях", (4) - декларировал Ефремов и тут же четко и ясно определял отношение своей идеи к вопросам, волновавшим в 50-60 годы литературу и литературоведение; "Смешно было бы думать, что изображение нормальных людей в нормальных условиях приведет к так называемой "бесконфликтности". Конфликт перейдет в высшую сферу поиска, научного и художественного творчества, любви". (5) Так в позиции ученого и писателя-фантаста формировалась концепция человека, глубоко чувствующего литературный процесс.

Творчество И. А. Ефремова составило новую веху в развитии не только советской, но и мировой фантастики. Десятитомник "Шедевры мировой фантастики, изданный во Франции в 1970 г., открывается романом И. А. Ефремова "Туманность Андромеды". В произведениях его в полной мере выразились характерные особенности оригинального направления фантастической литературы, представляемого советскими писателями. "Советская научная фантастика, обладая историческим предвидением и марксистско-ленинским пониманием социального процесса, в принципе способна создать самые убедительные картины прекрасного будущего. А это практически недоступно самым талантливым западным фантастам", (6) - писал И. А. Ефремов. Верность его мысли подтвердило все развитие современной советской научной фантастики.

1. Брандис Е., Дмитревский В. Через годы времени. - М.-Л., I963. -C. 101-102.

2. Брандис Е., Дмитревский В. Через годы времени. М.-Л., I963. -C. 126.

3. Писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов (I907-I972): к 80-летию со дня рождения: метод. рекомендации. Сост. И. В. Семибратова. - М., I987. -C. 14.

4. Жизнь ученого и писателя. Интервью с И. Ефремовым. - Вопросы литературы, -1978. - № 2. - С. 187-208. - С. 204.

5. Там же.

6. Так же.

    С. И. БЕЛЯЕВА
    Херсон



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001