История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Н. Полищук

РАССКАЗ И. А. ЕФРЕМОВА В ЖАНРЕ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Н. Полищук, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 41 - 44.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Общеизвестно, что творческий путь писателя-прозаика, как правило, начинается с обращения к малым жанрам прозы, своеобразной "школе" прозаического творчества. Не избежал этого и И. А. Ефремов, ученый, которому на определенном этапе работы оказалось важным и необходимым обращение к литературе, чтобы "показать всю великолепную мощь познания, беспредельный, интерес видения мира, открывающегося трудом ученого, решающее его воздействие на самовоспитание". (1)

Полагая, что при обращении к художественному творчеству задача И. Ефремова не сводится к популяризации научных открытий и научному предвидению, рассмотрим специфику ефремовского рассказа, его "соответствие" законам жанра, новизну.

Цикл рассказов "о необыкновенном", как уже отмечалось исследователями творчества Ефремова, связан традицией с предшествующей приключенческой литературой (Стивенсон, Хаггард и др.), и что акцент в них перенесен "с романтики приключений на романтику творческого поиска". (2) Точнее было бы отметить, не переключение регистра, не перенесение акцента, а их совпадение - романтика творческого поиска и является в рассказах И. Ефремова романтикой приключений, в которых научный и логический анализ не вытесняет интригу, а служит ее развертыванию, усложняет ее, делает напряженней. Поэтому сюжет рассказов писателя, хоть и вытекает из научной загадки или гипотезы, не выглядит однообразным, построенным по одной и той же схеме, Этому способствует, на наш взгляд, два обстоятельства: во-первых, то, что сам И. Ефремов определил в рассказах второго цикла как передвижение "центра интереса на людей", и второе - сосредоточенность писателя на исследовании взаимодействия человека и природы, живого целого, поражающего неожиданными, непредсказуемыми "действиями" и открытиями. Разнообразие сюжетных построений в рассказах И. Ефремова вытекает из авторского замысла и соответствует, как правило, теме и коллизии рассказа, его психологически и эмоциональной направленности. Так, рассказ, начинающийся с развязки ("Белый рог", "Катти Сарк" и др.), имеющий кольцевую композицию, своим построением доказывает возможность совершения "необычного" (дела, явления, поступка) в обычных обстоятельствах, рядовыми людьми. А рассказ, организованный по классической схеме, дает возможность читателю почувствовать напряжение нелегкого, подчас смертельно опасного, труда геолога, ученого, путешественника.

Наиболее значительной, на наш взгляд, традицией ефремовского рассказа является подлинная или мнимая документальность, достоверность, проявляющаяся в указаний на точные координаты действия, введение цитат, дат и передача повествования от автора тому или иному конкретному рассказчику, что в свою очередь, способствует восприятие необычайного сюжета "без мистики". В связи с этим необходимо отметить, что стиль рассказов Ивана Ефремова, обозначенный А. Толстым "холодным и изящным", особенно "холоден" при описании героев, совершающих поступки, выходящие за границы обычного (и в этом Ефремов также отходи" от традиций приключенческой литературы), в героях Ефремова нельзя отметить ни нарочитой сниженности образа, ни романтического преувеличения. Самые разные и обыкновенные люди, поставленные в необычайные условия, не просто спасают себя, а доказывают способность человека на открытие в природе и в самом себе. Поступок героев рассказов Ефремова говорит сам за себя, заставляет по-новому взглянуть на персонаж, но никакого преображения героя автором не происходит. Этот момент во многом объясняет сопричастность рассказов писатели русской советской литературе военного времени (хотя в них лишь изредка встречаются намеки на войну).

"Изящность" стиля ефремовских рассказов проявлется, на наш взгляд, в том, что писатель стремится избежать словесных излишеств, длиннот, максимально насыщает фразу действием. А главное - это некая соразмерность, присущая сюжету, образу, диалогу, отдельной фразе. Эта пропорция, конечно, не всегда выдерживается писателем, однако, в целом, соответствует главному достоинству жанра рассказа - лаконизму (что не всегда удавалось Ефремову-романисту).

Творчество И. Ефремова бесспорно имеет отношение к той линии в развитии современной прозы, которая получила определение - научно-художественная литература. Необходимость подобной "перекрестной" литературы доказывается, к примеру, в эссе Д. Данина "Перекресток". Но сохраняется необходимость и в том, чтобы воссоздать все, что было сделано советскими писателями, учеными на этом пути с самого начала. Одним из таких источников можно считать рассказы И. А. Ефремова, являющиеся исходной творчества этого замечательного писателя.

1. Ефремов И. Собрание соч. в 3-х т., т. 1, С. 6.

2. Ефремов И. Собрание соч. в 3-х т., т. 1, С. 54.

    Н. Б. ПОЛИЩУК
    Херсон



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001