| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
1. Существует ряд явлений литературы, в которых важную роль играют сказочно-фантастические элементы. Одно из них - "фэнтези". Часть исследователей рассматривает "фэнтеэи" как субжанр НФ, часть говорит о ее самоценности. Наиболее широкое определение указывает, что фантастика - это такая литература, где существенную роль играют фантастические образы. В центре понятия "фантастический образ" оказывается категория невозможного, выступающая на 4 уровнях: невозможного принципиально, невозможного реально, технически невозможного, практически нецелесообразного. 2. Первоначально категория невозможного находит свое воплощение в волшебной сказке и обосновывается внелитературной действительностью. Низкий же технический уровень производства приводит к совпадению технически невозможного с невозможным реально. Литературная сказка продолжает традиции волшебной сказки. Но, в отличие от последней, она глубоко национальна, т. к. отражает время создания и особенности конкретной национальной культуры. 3. По мере развития литературы обоснование невозможного начинает осуществляться через психологию и социальное бытие героя. Еще с XII в. начинается проникновение в фольклорную традицию авантюрного элемента, характерного уже для римского бытового романа. Случайность как определяющая составляющая авантюрного элемента наиболее полно выражается в приключенческом романе, удовлетворившем массовый рынок печатной продукции. Дальнейшее развитие НТР привело к вычленению невозможного технически из невозможного реально и отказа на реалистической основе от невозможного принципиально. На основе внесения невозможного технические приключенческую литературу возникла НФ литература, характеризуются попыткой также представить случайность как научно детерминированную. 4. С этих позиций представляются неверными теории Ю. Кагарлицкого и Т. Чернышевой о том, что НФ-литература является детерминированнной художественной моделью действительности, обосновываемой "единой посылкой", "частной мотивировкой", "мотивировкой", т. к. само обоснование представляет собой дополнительную мотивировку, внутренне необоснованную и призванную объяснить набор с первого взгляда случайных событий. Т. Чернышева указывает, что универсальные мотивировки позволяет рассмотреть адетерминированную художественную модель действительности, т. е. "фэнтези". 5. Представляется, что "фэнтези" возникает в результате привнесения невозможного технически в литературную сказку, за счет чего невозможное принципиально начинает вторую жизнь. И т. к. и волшебная, и литературная сказки лишены элемента случайного, то и в "фэнтези" случайность мнимая. Она внутренне обосновывается всем контекстом предшествующих литературных явлений. Таким образом, в качестве критериев отличия произведений "фэнтези" от произведений НФ литературы выдвигаются: - использование автором системы фантастических образов, характерных для сказки, а также элементов невозможного технически; - отсутствие видимых мотивировок при обусловленности сюжета; - внутренняя взаимозависимость всех элементов при отсутствии доминирования элемента случайности.
Харьков
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Кропанин В. Воспоминание о будущем: Марс XX век Харламов И. Советская кинофантастика Бугров В. 1000 ликов мечты. О фантастике всерьез и с улыбкой
|
|
|
||