| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
С древнейших времен и до наших дней выдающихся педагогов-мыслителей волновали проблемы создания идеальной школы. Томас Мор - первый Провозвестник педагогических идей раннего утопического социализма, описывая жизнь на воображаемом острове "Утопия", выдвигает идею соединения теоретического образования с трудом, высказывает мысли о необходимости разностороннего развития личности. Французский просветитель Жан-Жак Руссо дополнил педагогическую теорию Т. Мора, провозгласив три задачи нравственного воспитания: воспитания добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Его идеи поддерживает и Песталоцци. Социалист-утопист Р. Оуэн обосновывает и реализует идею общественного воспитания в коммунистической колонии "Новая Гармония". Создавая в романе "Туманность Андромеды" модель "школы будущего", И. Ефремов творчески переработал и ваял за основу лучшие из идей социалистов-утопистов о воспитании. 1. Как Я. А. Коменский, Руссо, Луи Лепелетье И. Ефремов разделяет учеников на четыре возрастных цикла, которые располагаются в различных местах, так как совместная жизнь разных возрастных групп мешает воспитанию и раздражает учащихся. Старшие школьники 3-го цикла навещают расположенные поблизости школы 1-го или 2-го циклов, наблюдая за учением и воспитанием выбранных подопечных, тем самым оказывая существенную помощь учителю. 2. С исполнением 17-летия учащиеся оканчивает школу и вступают в трехлетний период подвигов Геркулеса, после которых окончательно определяются влечения и способности. Тогда следует двухлетнее высшее образование, дающее право на самостоятельную работу в избранной специальности. За свою жизнь человек успевает пройти высшее образование по пяти-шести специальности. Выпускникам предоставляется широкий свободный выбор жизненного пути. 3. Автор книги подчеркивает важность выбора удачного места для постройки школ, считая важнейшей стороной воспитания - развитие острого восприятия природы и тонкого общения с ней. 4. Большая часть занятий в такой школе проводится не в помещениях, а на лужайках под деревьями на чистом воздухе. Занятия в каждом цикле школы чередуются с уроками труда. 5. Школа всегда должна давать ученикам самое новое, постоянно отбрасывая старое. Нельзя обеспечить быстрое движение вперед, если новое поколение будет повторять устарелые понятия. В то же время главное в школьной истории, пишет И. Ефремов, - "изучение исторических ошибок человечества и их последствий". 6. Большое внимание в школах всех циклов уделяется заботе о физическом воспитании учеников, так как это избавляет их от "страшного врага человеческой психики - равнодушия пустой и ленивой души". 7. И. Ефремов вслед за Руcco, Гельвецием, Песталецци утверждает, что общественная среда - самый важный фактор для воспитания и учебы человека. Человек воспитывается и учится всю жизнь, создавая высокую духовную среду, от которой зависит и восхождение общества. Чем лучше будут ученики, тем лучше и выше будет все общество, потому что здесь взаимная зависимость. Вдохновленный гуманными педагогическими идеями утопического социализма, И. Ефремов в романе "Туманность Андромеды" создает пример школы будущего, в которой образование - это и есть воспитание. Целью и задачей такой школы является восхождение к все большей высоте знания и чувств, науки и искусства, стремление к познанию действительности мира.
Николаев
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Марсианский путешественник Зубакин Ю. Туристы на Луне или год 1901 Гаврилов А. «Хьюго» и «Небьюла»
|
|
|
||