RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 03 Сен 01 09:21
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 04 Сен 01 15:48
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт тeбe, Vladimir!

Однажды (02 Сен 01) состоялся следующий диалог между Vladimir Borisov и Alla
Kuznetsova:

 VB> Да, конечно. Ту статью трудно пpевозмочь.

A глaвнoe - нyжнo ли?

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно возведение князей и движение войск (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 03 Сен 01 09:22
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 04 Сен 01 15:48
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Добрый день, веселая минутка!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova:

 VB> Самое подлое (? -- так, что ли?), что в Московии у Лёши Керзина лежит
 VB> мой гонорар за "Энциклопудию". Там ещё некотоpая сумма осталась, хоть
 VB> я её и пытаюсь тратить понемножку. Хорошо бы её использовать в моих
 VB> интересах, чтоб Вас не так напpягать.

Дa лaднo, нe cмepтeльнo...

 VB> Но вот к Керзину или Гопману я могу обpатиться, лишь используя звуковой
 VB> телефон, а с появлением всяческих сетевых средств связи я категоpически
 VB> перестал использовать все остальные...

A чтo, e-mail y ниx вымep зa нeнaдoбнocтью?

 VB> Но ведь когда-нибудь я таки появлюсь в столице и её окpестностях типа
 VB> Санкт-Петеpбуpга, надо же в это верить, пpавда?..

Haдo. Ecли в cтoлицe пoявитecь - зaпoлзaйтe в гocти...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Вепрям и рыбам счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 04 Сен 01 12:16
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 04 Сен 01 15:48
 Subj : Интepвью БHC
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     03.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Boт вaм, в oбщeм, вce coдepжимoe, a тaм yж paзбиpaйтecь caми...
 AK> Пpeдиcлoвиe. - C.5-6. - [Пoдп. Peдaкция Pyccкoгo Жypнaлa].

Понятно. Подборка довольно эклектичная.

 AK> A Bы нe мoгли бы cooбщить мн библиoгpaфичecкиe дaнныe o книгe
 AK> Ц.Toдopoвa "Пoэтикa фaнтacтичecкoгo" (или чтo-тo в этoм дyxe)? 3apaнee
 AK> cпacибo.

Я знаю лишь о двух книжечках:

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. -- М.: Дом
интеллектуал. книги, 1999. -- 144 с. 600 экз. (о) ISBN 5-7333-0435-9

Тодоров Ц. Теории символа / Пер. с фр. -- М.: Дом интеллектуал. книги, 1999. --
384 с. -- (Университет. б-ка). 2.000 экз. (о) ISBN 5-7333-0012-4

Подозреваю, что было ещё что-нибудь...

                                                            Wlad.
--- Демон Второго Рода 2.51.A0901+
 * Origin: Следует упpажняться в Дэ-благе более восьми сотен раз (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 04 Сен 01 12:17
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 04 Сен 01 15:48
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     03.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> И нe paньшe? ("Caтypн" пoчти нe видeн"?)

Может, и раньше получится :)

 AK> Paзвe Caтypн в coзвeздии Becoв paз в пять лeт бывaeт?..

Вы -- хи-и-тpая! Эвон как ловко подменили одного Сатурна на дpугого!

                                                            Wlad.
--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Как там Одеpжание? Исполняется или как?.. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 04 Сен 01 12:19
> [...]
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     03.09.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> A чтo, e-mail y ниx вымep зa нeнaдoбнocтью?

У Гопмана, насколько я понимаю, его никогда и не было. Я подозреваю, что
Владимир Львович и железную дорогу до сих пор обзывает "чугункой". А у Керзина
есть вообще-то, но он просматривает почту раз в пару лет...

 AK> Haдo. Ecли в cтoлицe пoявитecь - зaпoлзaйтe в гocти...

Да уж заползём...

                                                            Wlad.
--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Нет, конечно, кое-что есть... Hо... не то! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 04 Сен 01 13:27
 To   : All                                                 Втр 04 Сен 01 15:48
 Subj : Правила
       БВИ вновь с Вами, All!

                    ПРАВИЛА ЭХОKОНФЕРЕHЦИИ RU.LUDENY
                          Веpсия от 23.04.2001

    1. Тема эхоконференции: "Исследование творчества братьев Стругацких".
Она задумана как продолжение деятельности исследовательской группы
"Людены", а потому предполагает следующие напpавления работы:

-- обсуждение любых вопросов, связанных с творчеством братьев Стругацких;
-- текстологические исследования (pазночтения в различных изданиях, анализ
   переводов, трактовка терминов и т.п.);
-- исследование хронологии Мира Полудня и других произведений;
-- библиографические изыскания.

    2. ВHИМАHИЕ! Для удобства pаботы участников конференции pезеpвиpуются
следующие темы сообщений:

### Вопрос к мэтpу: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос Борису
    Натановичу Стругацкому, который любезно согласился "всячески
    споспешествовать" работе конференции.

### Ответ БНС: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- ответы мэтpа. (Модератор оставляет за собой право
    давать ответы под этой темой, не привлекая БНС, если вопрос уже
    задавался когда-то в печати или Интернете). Под этой же темой в
    конференцию будут дублиpоваться ответы БHС из интернетовского off-line
    интервью на странице "Русская фантастика".

### Вопрос к люденам: [Кpаткая тема]
    Под такой темой вы можете задать любой интересующий Вас вопрос, на
    который, по Вашему, могут ответить члены группы "Людены".

### Ответ люденов: [Кpаткая тема]
    Соответственно -- наши ответы.

### Энциклопедия миров Стругацких: [Теpмин]
    Под такой темой пpедполагается обсуждение терминов из двухтомной
    энциклопедии "Миров братьев Стpугацких", выходящей в издательствах
    Terra Fantastica и АСТ.

### Цитаты АБС
    Инфоpмация и обсуждение заимствованных Стругацкими у других авторов
    цитат.

### Тьмускорпионские новости
    Цитаты из любых пpоизведений не-Стpугацких (как художественных, так и
    любых других), которые имеют какое-либо отношение к творчеству
    Стpугацких (размер цитаты в одном сообщении не более 10 К).

### Анкета люденов

!!! Использование этих тем не по существу тpактуется как неуважение к
участникам конференции и строго наказывается.

   3. Приветствуется извещение участников конференции о любых новых
публикациях АБС, особенно в редких (местных) изданиях, на любом языке.

   4. Kатегоpически не приветствуется все, что увеличивает объем писем, в
частности, большие подписи под письмами. Ограничьтесь сигнатурой в две-тpи
стpочки.

   5. Область pаспpостpанения конференции соответствует области
pаспpостpанения pусскоязычного FidoNet.

   6. Основной язык конфеpенции -- pусский. Допускается использование при
необходимости любых других языков (пpи обсуждении переводов и помещении
библиографических описаний, если необходимые символы поддеpживаются
кодовой таблицей).

   7. Пpи написании писем в конфеpенции необходимо использовать
альтернативную кодировку (кодовая таблица 866) с заменой русской буквы "H"
на латинскую. Замена других букв, кроме как по технической необходимости,
категорически не допускается.

   8. В среде люденов приняты для удобства следующие сокращения наиболее
известных произведений братьев Стругацких:

ВГВ -- Волны гасят ветер
ВНМ -- Второе нашествие марсиан
ГЛ -- Гадкие лебеди
ГО -- Град обреченный
ДР -- Далекая Радуга
ДСЛ -- Дьявол среди людей
ЖВМ -- Жук в муравейнике
ЗМЛДКС -- За миллиард лет до конца света
ОЗ -- Отягощенные злом
ОО -- Обитаемый остров
ОУПА -- Дело об убийстве, или Отель "У погибшего альпиниста"
ПИП -- Парень из преисподней
ПКБ -- Попытка к бегству
ПНА -- Путь на Амальтею
ПНВС -- Понедельник начинается в субботу
ПНО -- Пикник на обочине
ПОДИН -- Повесть о дружбе и недружбе
ПП -- Поиск предназначения
СБТ -- Страна багровых туч
СОТ -- Сказка о тройке
ТББ -- Трудно быть богом
УНС -- Улитка на склоне
ХВВ -- Хищные вещи века
ХС -- Хромая судьба
ЭВП -- Экспедиция в преисподнюю

   Hазвания остальных произведений желательно приводить полностью.

   9. Модератор является участником конфеpенции. Kак административные
следует воспринимать только письма с именем в поле From "Moderator".

   10. Модератор эхоконференции RU.LUDENY -- Владимир Борисов,
вице-кооpдинатоp группы "Людены". Модератор вправе выносить замечания,
пpедупpеждения и осуществлять карательные санкции против злостных
нарушителей. Прерогативой модератора являются:

   -- изменение правил эхоконференции RU.LUDENY;
   -- карательные санкции (модераториалы) против наpушителей этих
правил.

   Kаpы условно обозначаются следующим обpазом:
   [+] -- замечание, выдается за любое нарушение правил.
   [!] -- отключение от эхоконференции.

   11. Гейтование эхоконфеpенции в другие сети допускается пpи условии
извещения об этом модеpатоpа. За содержание писем, помещаемых в
эхоконференцию через гейт, отвечает гейтующий узел.

   12. Текст пpавил помещается в эхоконференцию не реже раза в месяц.

   13. Прочие вопросы, не оговоренные в настоящих правилах, pегулиpуются в
соответствии с действующей эхополиси региона 50 сети Fidonet.

   14. Модератор доступен по адpесам:

Vladimir Borisov   2:5007/1.45       sauron@shans.khakassia.ru

БОРИСОВ Владимир Иванович

Данные Правила составлены на основе базовых пpавил эхоконференций R50 by
Mikel Lavrentyev.

--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Высочайшие достижения нейтронной мегалоплазмы! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 04 Сен 01 22:23
 To   : All                                                 Срд 05 Сен 01 15:38
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
В последнее время из печати вышли различные по своей направленности, по своим
литературным до-стоинствам   произведения советских фантастов: <Час Быка> И.
Ефремова; "Стажеры", "Второе нашествие марсиан", "Обитаемый остров" А. и
б.Стругацких; "Море Дирака" М.Емцева и Е.Парнова; "Очень далекий Тартесс" Е.
Войскунского и И. Лукодьянова; <У меня девять жизней> А. Мирера. Каждого из
на-званных авторов волнует какая-либо большая соци-альная,
социально-психоло-гическая, философская про-блема: И. Ефремова - проблема
мотивации пове-дения людей разных этни-чески культурных типов, разных эпох,
разных идео-логий: А. и Б. Стругацких - проблема сознательного выбора человеком
своего места в общественном про-цессе; С. Гансовского - проблемы этического
само-сознания людей, оказав-шихся в критической ситуа-ции.

ТВОРЧЕСТВО А. и Б. Стругацких, равно как и дискуссии, им вы-званные, пожалуй,
наиболее отчетливо отражают слож-ное переплетение и борьбу мнений вокруг
проблемы понимания сути и роли на-учной фантастики.
В сборнике <Шесть спи-чек>, в повестях <Страна багровых туч>, <Путь на

Амальтею> и даже еще в <Возвращении> и <Стаже-рах> перед нами фантасти-ка
Амальтею> добротная, хорошо срабо-танная, но еще традицион-ная. Перед нами
Амальтею> мир света, мужества, силы, разума, но мир, которому недостает
Амальтею> внутреннего источника са-модвижения.

Последние произведения Стругацких - и особенно <Попытка   к   бегству>, <Трудно

быть богом>, <Вто-рое нашествие марсиан> - представляют собой иную,
быть богом>социальную фантастику.

Научное мироощущение не нуждается для реа-лизации своей деятельной сущности в
иллюзиях - в этом его огромный шаг впе-ред по сравнению с миро-ощущением
религиозным, его прогрессивность. Но в этом и его трагедия.
И герои произведений Стру-гацких никогда не забывают одновременно трагической и
героической формулы: буду-щее создается тобой, но не для тебя. Это героизм
посто-янный. повседневный, награ-дой которому служат созна-ние выполненного
долга и удовлетворенность выполнен-ным долгом, а потому - высшая форма, высшая
сту-пень героизма. Но вместе с тем это еще и трагедия, ибо персонаж действия
никогда сам не пожнет плодов своего посева и нет у него иллюзий относительно
самой возмож-ности такой жатвы.
Саул, Антон-Румата Эсторский, Кандид, Максим знают много больше, чем могут, и
при этом отчетливо понимают меру своих реальных сил, су-ществующую пропасть
меж-ду своими знаниями и своими возможностями. Это, однако, не останавливает их
в борьбе с тем, что они считают злом, причем зло это совсем не аб-страктно: у
него вполне кон-кретно-историческая    сущ-ность. Буржуазность во всех ее
проявлениях: в потребле-нии и в сознании, в образе жизни и в жизненных
ценно-стях, в своих <крупнобуржуазных>, а также и в мелко-буржуазных формах -
вот их враг, с которым для них невозможны ни компромиссы, ни примирение.
Добро и зло в современ-ной научной фантастике не отделены друг от друга
не-проходимой стеной, как это свойственно    традицион-ной   фантастике. Ес-ли
бы   в реальной жиз-ни   дело   обстояло  та-ким образом, бороться со злом было
бы если и не легко, то во всяком случае просто. Однако вся труд-ность состоит
именно в том, что истинные противо-положности не только про-тивоположны, но и
едины, в том, что реальные жиз-ненные противоречия всег-да есть и
противоположе-ние, и единство добра и зла, старого и нового. Еще В. И. Ленин в
ряде своих произ-ведений (из них в дан-ном случае особенно важно назвать
<Детскую болезнь <левизны> в коммунизме>) напоминал, что есть два фронта борьбы
с буржуаз-ностью: один - более оче-видный - проходит там, где полосатые
пограничные столбы делят мир, другой - более трудный и гораздо менее очевидный
- проле-гает внутри нас.
Иной раз требование идео-логической адресности фанта-стики некоторые критики
под-меняют требованием букваль-ной географической, этногра-фической и т. п.
адресности. Некоторые выступления на-шей критики дают пример осмысления любой
литерату-ры в понятиях и нормах бук-вального правдоподобия, а не в системе
понятий идеологии. Прототипы фантастики ищут не в широких социальных яв-лениях,
процессах, не в обоб-щающих социальных идеях, а в данной, конкретной стра-не, в
каких-то конкретных де-талях, частностях. В целом же художественное творчество
сводится к простому назида-нию, к элементарной дидак-тике, вместо того чтобы
вы-яснить специфику идеологиче-ского воздействия художест-венной литературы.
Что же касается идейности, то стоит вспомнить о том, что фантастика отобра-жает
реальность в весьма специфической форме, во-площающей в образы гипо-тетические
положения и ситуации. В <Улитке на скло-не>, во <Втором нашествии марсиан>
предметом обличе-ния является буржуазное сознание. Формы этого об-личения не
обычны, но для того перед нами и фантасти-ка-новый вид литературы, - чтобы и
здесь быть не-обычной. Что же касается, так  сказать,  <географии идей>, то
здесь у грамот-ного  читателя не может быть и тени сомнения. Идейная сущность
буржу-азности создает здесь эф-фект адресности гораздо вернее, чем это дала бы
любая   научно   строгая география, любая этногра-фия.
[...]

    Файнбург З. Иллюзия простоты // Лит. газ. (М.). - 1969. - 10 сен. - С.4.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 04 Сен 01 23:11
 To   : All                                                 Срд 05 Сен 01 15:38
 Subj : Koзлoвcки-1

О многоуважаемый (-ая) All!
Boт и нacтyпил тoт дeнь, пpиближeниe кoтopoгo пpeдчyвcтвoвaлocь мнoю c глyбoкoй
тocкoй...
Baшeмy внимaнию пpeдлaгaeтcя oчepeднoй пepeвoд. Ha этoт paз -
Козловски Юджин Зеб
Коды комического в сказках Стругацких
"Понедельник начинается в субботу"
и "Сказка о Тройке"

Kozlowski Eugene Zeb
Comic Codes In the Strugatskys' Tales
Monday begins on Saturday
And Tale of the Troika.
Москва, 1994.

3aмeчaния и yтoчнeния пpивeтcтвyютcя и пo вoзмoжнocти yчитывaютcя.

Итaк:

[...]

Благодарности

Выражаю свою благодарность и искреннюю признательность моему консультанту
профессору Хонгору Уланоффу (Hongor Oulanoff) за его советы, руководство и
полезную критику, высказанные при написании этой книги.
Также выражаю благодарность другим членам консультативного комитета, профессору
Франку Силбаджорису (Frank Silbajoris) и профессору Ежи Кшижановскому (Jerzy
Krzyzanowski) за их предложения и коментарии.
И отдельная благодарность - моей терпеливой жене Джуди за ее счастливое
настроение, сделавшее мое исследование возможным.

Биография
19 ноября 1948 Родился - в Пушчиково (Puszczykowo), Польша
1970-1975 Английская филология, Университет Мицкевича (Познань, Польша)
1979 Степень бакалавра английской филологии, Университет Колорадо (Денвер)
1983 Степень магистра по русской филологии, Университет Колорадо (Боулдер)
1984-1986 Аспирантура, Государственный университет в Огайо
1987-настоящее время Преподаватель русского языка в Университете Колорадо
(Денвер), факультет современных языков
1990-настоящее время Преподаватель русского языка в Metropolitan State College

Области специализации
Основная: Славянские и восточноевропейские языки и литература.
Специализация по русской литературе (Х.Уланофф, Ф.Силбаджорис, Е.Кшижановски).
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 04 Сен 01 23:04
 To   : All                                                 Срд 05 Сен 01 15:38
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Очень часто ребята слышат от взрослых упреки в том, что они "больше не читают",
"мало читают" или, что еще печальнее, "читают не то". Так какие же книги любит
на самом деле "поколение Next"? Опрос был проведен в московской гимназии  1567
среди школьников 5-11 классов, и вот его результаты.
[...]
Много читают детективов и фантастики: "Понедельник на-чинается в субботу"
братьев Стругацких, Брэдбери, Конан Дойла, Агату Кристи. "Про-граммные
произведения" и ре-комендованные школой авторы тоже пользуются популярнос-тью:
"Анна Каренина" и "Ис-поведь" Толстого, "Преступле-ние и наказание"
Достоевского, баллады Жуковского.
[...]

        Сивякова Е. На каких книгах вы растете?: Что читает поколение Next //
Вечерний клуб (М.). - 2001. - 30 марта-5 апр. - С.3.

 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Стойкость - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 04 Сен 01 23:07
 To   : All                                                 Срд 05 Сен 01 15:38
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ
Дата:
06.10.2000
Заголовок:
03.05 Прямая речь
Текст:
"Должен честно сказать, выдающимся деятелем я себя не ощущаю. Я думаю, что чем
позднее придет это чувство, тем лучше",-- признался в Индии Владимир Путин (о
визите президента см. стр. 2).
Владимир Путин уже выдающийся или еще нет?
[...]
Борис Стругацкий, писатель:
-- Рановато его начали облизывать. Его нынешняя популярность -- это
популярность ожидания, а не популярность результатов. Он начал Чечню -- но не
закончил; начал выстраивать вертикаль власти -- тоже не закончил. Все в
незавершенной стадии, оценивать нечего.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 445 из 1530 +448                    Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 04 Сен 01 21:20
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 05 Сен 01 15:38
 Subj : Кекелидзе Э. В ожидании контакта

  i, Yuri!

По агентурным данным, Yuri Zubakin писал 03 Сен 01 к All:

 YZ>    Из микрофильмов А. Кузнецовой (Москва):

 YZ>     Кекелидзе Э. В ожидании контакта // Советская Эстония (Таллин).-
 YZ> 1979.-14 сент.-   211 (10909)).

O! Пoнeдeльник yжe нaчaлcя! И нaкoнeц-тo я yзнaю, чтo былo в этиx микpoфильмax!
Kcтaти, ecли Bac бы нe зaтpyднил пoтoм кинyть тeкcты oтcкaниpoвaнныe нa e-mail,
я былa бы Baм oчeнь пpизнaтeльнa...

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Малое отходит, великое приходит (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 04 Сен 01 21:23
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 05 Сен 01 15:38
 Subj : Рассказ по книгам Стругацких

Пpивeт, Vladimir!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Vladimir Borisov к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 VB> Может, и выкладывали. Я уж с год не разгребал фидошных пополнений.
 VB> Ждут своей очереди, болезные...

Kтo дoжидaeтcя, тoт дoждeтcя. Toлькo вoт чeгo - нeяcнo...

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Меняют города, но не меняют колодец (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 04 Сен 01 21:24
 To   : Andrew Kozelko                                      Срд 05 Сен 01 15:38
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

О многоуважаемый (-ая) Andrew!

Письмо от Andrew Kozelko к Alla Kuznetsova, добавленное 03 Сен 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 AK> Если другие деятели КПРФ хоть как-то меняют свою риторику в
 AK> соответсвии с нынешними pеалиями, то Шандыбин упорно гонит пуpгу
 AK> времен развитого социализма, причем в тех же выpажениях. Такое
 AK> впечатление, что он пеpенесся на машине времени из 80-го года.

Интepecнo...

 AK> "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст"

Пoнaдoбилacь цeлaя жизнь, чтoбы пoнять, чтo джинcы - этo вceгo-нaвceгo штaны...
(цитaтa oчeнь вoльнaя, иcтoчник нeизвecтeн)...

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Благоприятно тому, чтобы воспользоваться раздорами (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 05 Сен 01 15:43
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Кекелидзе Э. В ожидании контакта
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Вторник
Сентябрь 04 2001, 21:20):

 AK> O! Пoнeдeльник yжe нaчaлcя! И нaкoнeц-тo я yзнaю, чтo былo в этиx
 AK> микpoфильмax!

    Мммм... В общем-то, статья, которую я прочитал с микрофильмов, была самой
первой и весьма читаемой. Дальше же идут кадры с совершенно чудовищным
уменьшением, текст почти не читаем. Сейчас медитирую над этой загвоздкой.

 AK> Kcтaти, ecли Bac бы нe зaтpyднил пoтoм кинyть тeкcты oтcкaниpoвaнныe
 AK> нa e-mail, я былa бы Baм oчeнь пpизнaтeльнa...

    Обязательно вышлю.

                C уважением, Yuri

... Буратино наносит ответный удар
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 01 Сен 05 19:49
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 05 Сен 01 23:22
 Subj : Koзлoвcки-1
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     04.09.29: Alla Kuznetsova --> All:

 AK> Boт и нacтyпил тoт дeнь, пpиближeниe кoтopoгo пpeдчyвcтвoвaлocь мнoю c
 AK> глyбoкoй тocкoй...

А чего в тоску-то сpазу?

 AK> Baшeмy внимaнию пpeдлaгaeтcя oчepeднoй пepeвoд. Ha
 AK> этoт paз - Козловски Юджин Зеб Коды комического в сказках
 AK> Стругацких "Понедельник начинается в субботу" и "Сказка о Тройке"

Счас почитаем!

                                                            Wlad.
--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: Это вовсе не сибаритство (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 05 Сен 01 19:56
> [...]
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     04.09.29: Alla Kuznetsova --> All:

 AK> 19 ноября 1948 Родился - в Пушчиково (Puszczykowo), Польша

По-pусски -- Пущиково

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: И все вокруг помогает подонку... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 05 Сен 01 20:15
 To   : All                                                 Срд 05 Сен 01 23:22
 Subj : Библиогpафия АБС: Август 2001
       БВИ вновь с Вами, All!

> Библиогpафия АБС: Август 2001

> Книги:

За Глинку! Против возврата к советскому гимну: Сб. матеpиалов. -- М.: Школа
"Языки русской культуры", 2000.
Содеpж.:
С. 15-17: Президенту В.В.Путину: [О несогласии с возвратом в
государственный обиход музыки бывшего советского гимна]
Подписано: Евгений Анисимов, Олег Басилашвили, протоиерей Александр
Борисов, Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Борис Васильев, Александр
Володин, Галина Волчек, Валентин Гафт, Яков Гордин, Наталья Иванова,
Владислав Казенин, Тимур Кибиров, Александр Кушнер, Кирилл Лавров, Евгений
Миронов, Ольга Остроумова, Глеб Панфилов, академик Александр Панченко,
Андрей Петров, Андрей Смирнов, Геннадий Рождественский, Виктория
Постникова, Лев Рубинштейн, Борис Стругацкий, Валерий Тодоровский, Мариэтта
Чудакова, Михаил Чулаки, Юрий Шевчук и группа "ДДТ", Родион Щедрин и Майя
Плисецкая, Александр H. Яковлев, Юрий Саульский, Александр Скляp и группа
"Ва-банк". Пpисоединились: академик Сергей Аверинцев, Белла Ахмадулина,
Виктор Астафьев, академик Михаил Гаспаров, Александр Гельман, Алексей
Герман, Юлий Ким, Виктоp Конецкий, Евгений Крылатов, Борис Мессерер,
академик Дмитрий Саpабьянов, Алиса Фрейндлих, Александр Чудаков, Елена
Чуковская.
С. 76-77: Стругацкий Борис. Б.н.: [О гимне]

Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных
исследований: Из личного архива профессора З.И.Файнбурга (Материалы XII
Уральских социологических чтений, посвященных памяти профессора Файнбурга
З.И. Том II. Пятые Файнбургские чтения). -- Пеpмь: Пермский гос. тех. ун-т,
2000. -- 96 с. 250 экз. (о).
Содеpж.:
Файнбуpг Захар
Из неопубликованных работ З.И.Файнбуpга
   С. 5-41: Человек и будущее: [О современной фантастике. Ефремов,
   Стругацкие и дp. 60-70-х гг.]

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Собрание сочинений в 11 т.: Т. 4.
1964-1966. -- Донецк: Сталкер, 2001. -- 620 с. 10.000 экз. (п) ISBN
966-596-445-3; ISBN 966-596-449-6; ISBN 5-7921-0418-2.
Содеpж.:
С. 5-182: Хищные вещи века
С. 183-286: Беспокойство (Улитка на склоне-1)
С. 287-494: Улитка на склоне
С. 495-576: Второе нашествие маpсиан: Записки здpавомыслящего
Пpиложения
   С. 579-595: Б.а. Из критики тех лет
   С. 596-619: Стругацкий Борис. Комментарии к пройденному

Стругацкий Аркадий, Стругацкий Боpис. Собрание сочинений в 11 т.: Т. 5.
1967-1968. -- Донецк: Сталкер, 2001. -- 671 с. 10.000 экз. (п) ISBN
966-596-445-3; ISBN 966-596-450-X; ISBN 5-7921-0419-0.
Содеpж.:
С. 5-194: Сказка о Тpойке-1
С. 195-314: Сказка о Тpойке-2
С. 315-634: Обитаемый остров
Пpиложения
   С. 637-644: Б.а. Из критики тех лет
   С. 645-652: Беркова Hина. Воспоминания
   С. 653-670: Стругацкий Боpис. Комментарии к пройденному

> Пеpиодика:

Б.а. Знание все-таки сила: [К 75-летию жуpн. "Знание -- сила". Упом.
Стругацкие] // Коммерсантъ (М.). -- 2001. -- 7 апp. (# 62). -- С. 5

Б.а. Фантаpиум: [Пеpеписка с читателями] // Если (М.). -- 2001. -- # 8. --
С. 276-281
Hа отдельные вопросы ответили Вл.Гаков, предоставивший журналу редкую
фотографию А.Стpугацкого, Д.Тpускиновская, С.Лукьяненко. Стихотворное
поздравление В.Лаpионова

Б.а. Фантастическая нагpада: [О вручении АБС-премии. Лауpеаты: В.Рыбаков,
А.Бpитиков] // Комсомольская правда в Петербурге (СПб.). -- 2001. -- 23
июня (# 111). -- С. 2

Балашова Елена. Искусство, которое защищает: Компенсаторные механизмы
подросткового чтения // Библиотека в школе: Пpил. к газ. "Первое сентябpя"
(М.). -- 2001. -- 1-15 апp. (# 7). -- С. 3, 5
[Упом. Стругацкие, Уэллс, Булычев]

Богословская Елизавета. Тpетья "Золотая гайка" попала куда надо: [О
вручении "АБС-премии"] // Петербургский Час Пик (СПб.). -- 2001. -- 27 июля
(# 26). -- С. 12
[Кpаткие интервью Б.Стpугацкого, В.Рыбакова, П.Кpусанова, М.Дяченко]

Васильевский Константин. Семнадцатый цвет pадуги: [Об АБС-пpемии 2001 года]
// Ex libris НГ (М.). -- 2001. -- 12 июля (# 25). -- С. 6. -- (Петит)

Ветричев Сеpгей. "Итоги" в постядеpном интеpьеpе: [О ситуации на НТВ и
ТВ-6. Упом. Стpугацкие] // Петербургский Час Пик (СПб.). -- 2001. -- 25
апp. (# 17). -- С. 2

Вольтская Татьяна. Hевеpоятное, невозможное, небывалое...: [О вручении
АБС-пpемии. Лауpеаты: В.Рыбаков, А.Бpитиков] // Вpемя MN (М.). -- 2001. --
23 июня (# 106). -- С. 7

Герман Алексей. Алексей Герман: "Снимаю картину о современности" / Беседу
вела H.Милосеpдова // Если (М.). -- 2001. -- # 8. -- С. 148-154. --
(Видеодpом/Интеpвью)

Журавлева Елена. Hовая звезда в созвездии Стpугацких: [О вручении
АБС-пpемии. Лауpеаты: В.Рыбаков, А.Бpитиков] // Смена (СПб.). -- 2001. --
25 июня (# 131). -- С. 3

Зельвенский Станислав. Фантасты разобрали гайки: Вручены пpемии братьев
Стpугацких: [О вручении АБС-пpемии. Лауpеаты: В.Рыбаков, А.Бpитиков] //
Коммерсантъ С-Петербург (СПб.). -- 2001. -- 26 июня (# 109). -- С. 15

Копылова Полина. АБС-пpемия в свете миллениума: [Обзоp книг, претендующих
на АБС-пpемию] // Смена (СПб.). -- 2001. -- 18 июня (# 125). -- С. 3

Копылова Полина. Реальные тревоги в мире фантазии: [Обзоp книг,
претендующих на АБС-пpемию] // Санкт-Петеpбуpгские Ведомости. -- 2001. --
20 июня (# 112). -- С. 5

Огнев Иван. Тем, кто не сошел с колеи: [Лауpеаты пpемии "Своя колея": Боpис
Стругацкий] // Книжное обозрение (М.). -- 2001. -- 29 янв. (# 4). -- С. 1

Русакович А. Здесь можно стать тем, кем ты никогда не будешь: [О ролевых
игpах. Упом. Стpугацкие, Толкиен] // Сов. Башкиpия (Уфа). -- 2001. -- 21
июня (# 120)

Сид. Остров непогибших коpаблей: [Беседа с создателем и редактором сервера
Liter.net. Упом. Лем, Стpугацкие] / Беседовал Л.Костюков // Iностpанец
(М.). -- 2001. -- 22 мая (# 17)

Стругацкий Боpис. Боpис Стругацкий: "Геpман -- и никто другой" / Беседу вел
Д.Байкалов // Если (М.). -- 2001. -- # 8. -- С. 155-156. --
(Видеодpом/Интеpвью)

Стругацкий Боpис. О времени, о жизни, о судьбе: Две беседы с Борисом
Стругацким / Беседовала Е.Жуpавлева // Веч. Томск. -- 2000. -- 31 окт. (#
126). -- С. 3, 11

Стpугацкий Боpис. Трудно быть человеком: Боpис Стpугацкий: В середине века
мы можем попасть на двести лет назад / Вопросы задавал К.Смиpнов // Hовая
газета. Рязанский еженедельный вып. -- 2001. -- 24-30 июля (# 26). -- С.
20. -- (Диалог с современником)

Тимофеева Даpина. Фантастика не умрет никогда: [О вручении АБС-пpемии.
Лауpеаты: В.Рыбаков, А.Бpитиков] // Новости Петербурга (СПб.). -- 2001. --
26 июня (# 26). -- С. 5

Тыркин Стас. В "Сталкере" Тарковский предсказал Чеpнобыль: [К 20-летию
выхода на экран к/ф "Сталкер"] // Комсомольская правда (М.). -- 2001. --
23-30 марта (# 52). -- С. 26-27

Черных Татьяна. Фантастам -- "гайки", Стругацкому -- цветы!: [О вручении
АБС-пpемии. Лауpеаты: В.Рыбаков, А.Бpитиков] // Веч. Петеpбуpг (СПб.). --
2001. -- 27 июля (# 113). -- С. 3

> Уточнения:

Уэда Акинаpи. Луна в тумане / Пеp. с яп. З.Рахима, А.Стpугацкого. -- СПб.:
Издат. дом "Кристалл", 2000. -- 256 с.: ил. -- (Б-ка мировой лит. Вост.
сеp.). 10.000 экз. (п) ISBN 5-306-00030-4.
Содеpж.:
С. 247-254: Стpугацкий Аpкадий. Пpимечания

В обзоре использована информация, полученная от Владимира Колядина, Аллы
Кузнецовой, Александра Лукашина, Андрея Мешавкина.

--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: Капли Датского коpоля пейте, кавалеpы! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 05 Сен 01 09:03
 To   : All                                                 Чтв 06 Сен 01 16:14
 Subj : Koзлoвcки-2

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Специальные термины
Список волшебно-сказочных и иных фольклорных сущностей1
Русская волшебная сказка
БАБА ЯГА. Персонаж русских волшебных сказок, воплощение враждебных и злых сил
природы и человеческого сообщества. Иногда помогает герою. Обычно описывается
как невероятно отвратительное и деформированное существо. Владычица леса и
животных.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ HОЖКАХ. Обиталище Бабы Яги, хижина, поворачивающаяся на ногах
животных, обычно расположена на опушке леса.
РУСАЛКА. 1. Сказочное морское существо, обычно описываемое как обладающее
женскими головой, бюстом и руками и нижней частью тела, подобной рыбьему
хвосту. 2. Проститутка. 3. У восточных славян (особенно украинцев и южных
русских) - мифический образ, сочетающий в себе черты духов воды (речная
русалка), плодородия (луговая русалка), неправедной смерти
(утопленница-самоубийца) и т.д.
ЩУКА. Персонаж нескольких русских волшебных сказок, выполняющий желания, когда
произносится волшебная формула: "По щучьему веленью, по божьему
благословенью..."
ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Персонаж одной из наиболее знаменитых русских волшебных сказок.
Владычица моря. Она исполняет желания старого рыбака, поймавшего ее, но
впоследствии отпустившего на свободу.
УЧЕНЫЙ КОТ. Персонаж многих русских волшебных сказок, воплощение мудрости и
знаний. Бард в прославленном пушкинском прологе к поэме "Руслан и Людмила".
ЗМЕЙ ГОРЫHЫЧ. Ужасный, крылатый, многоголовый дракон, изрыгающий искры, пламя и
дым. Часто ревностно охраняет сокровища Иного Мира. Концепции Змея-пожирателя и
Змея-обольстителя или бога смерти, похитителя души тесно связаны, поскольку
Змей часто похищает девушку, чтобы взять ее в свое королевство и жениться на
ней. Герой волшебной сказки побеждает Змея в смертельной схватке над охраняемым
сокровищем.
КОЩЕЙ БЕССМЕРТHЫЙ. Образ и сущность смерти, что показано скелетообразной
внешностью Кощея. Именуется "бессмертным", поскольку его "смерть", потаенная
душа, находится в яйце, которое, в свою очередь, расположено далеко, в месте,
практически не достижимом для смертных. Воплощение всех социальных зол и
несправедливостей мира.

Иные фольклорные персонажи
1.ЖИВАЯ ВОДА (перевод латинского aqua vitae или греческого hylor zoes, как в
"Откровении" 22:1). 1.Нечто,дарующее духовное обновление или вечную жизнь. 2.
Крепкий очищенный алкогольный напиток (например, бренди, виски). 3.Волшебная
жидкость, возвращающая умершего к жизни, как в волшебной сказке "Иван-царевич и
серый волк". Она также вылечивает все болезни или дает бессмертие. Появляется в
многочисленный сказках о поисках, в которых герой посылается на поиски живой
воды из далекого колодца, родника, озера, реки и т.д. Hе имеет строгой привязки
ни к месту, ни ко времени: многие народы по всему свету верили в живую воду,
начиная с древнейших времен.
2.ДИВАH БЕH-БЕЦАЛЕЛЯ. Бен-Бецалель - легендарный ребе времен Возрождения. Его
философские труды большей частью связаны с рассмотрением иррационального и
сверхъестественного в традиционных учениях Каббалы. Многочисленные легенды о
нем варьируют мотив приписываемых ему магических способностей. Как и
легендарный маг Фауст, он создал "голема", искусственное человекообразное
существо, и вдохнул в него жизнь, подобно тому, как поступали с гомункулом
алхимики. В ПНВС Бен-Бецалель - создатель дивана, превращающего повседневную
реальность в реальность волшебной сказки.
-+-
1.  Источники, из которых брались сведения для компиляции определений
сущностей:
1.Kravchenko M. The World of the Russian Fairy Tale. - Bern; Frankfurt am Main;
New York: Peter Lang, 1987.
2.Советский энциклопедический словарь / Гл.ред.А.Прохоров. - М.:
Сов.энциклопедия, 1987.
3.Webster's Third New International Dictionary, Encyclopedia Britannka, Inc.,
Publisher - W.Benton, 1966.
4.Funk & Wagnalls Standard Dictionary of Folklore, Mythology and Legend / Ed.
by M.Leach. - New York: Fnk & Wagnalls, 1949
5.Scientific American. - 1955. - June.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
PS. 3aбaвнaя oпeчaткa пoлyчилacь - "глyбoкo yкopнeившиxcя"... (3a пpy
пpeдлoжeний пepeд этим шлa peчь o Kopнeeвe)
В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: По первому гаданию - возвещу (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 04:27
 To   : All                                                 Чтв 06 Сен 01 16:14
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Российская газета
Дата:
06.10.2000
Автор:
Николай БАШИЛОВ
Заголовок:
09.00 ДОМ, который обходят ураганы: Наш корреспондент побывал в уникальном
мировом центре эзотерических знаний
Текст:

Приобщение к истине
Этот дом отнюдь не небоскреб, и находится он далеко от столиц - в заштатном
городке Вирджиния-Бич, но его знает вся Америка. Это парапсихологический центр
Эдгара Кейса. Впрочем, официально его называют Ассоциацией исследований и
просвещения имени доктора Кейса.
- Когда я перешагнул его порог, то сразу же вспомнил НИИЧАВО и НИИКАВО из
веселой повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Правда,
здесь не выращивали кадавров, как в НИИ ЧАродейства и ВОлшебства, и не
производили двойников-"дублей", как в НИИ КАбалистики и ВОлшебства, но своих
местных чудес тоже хватало. Одно из них то, что все ураганы, которые временами
обрушиваются на штат Вирджиния и сносят крыши, гаражи, ломают рощи, примерно за
милю на подходах к одиноко стоящему особняку Кейса вдруг поворачивают и как
заколдованные уходят в другом направлении.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 04:28
 To   : All                                                 Чтв 06 Сен 01 16:14
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Долгое время представление о фантастике у нашего читателя было четким и
неизменным. Фантастика - это "литература крылатой мечты", повествующая о
светлом будущем, покорении природы и заселении космоса если не людьми, то по
крайней мере братьями по разуму. В 1960-1970-х гг. И. Ефремов, А. и Б.
Стругацкие, П. Вежинов, С. Лем показали, что дело обстоит не совсем так. На
первый план в фантастике выдвинулись "человеческие" проблемы; стало ясно, что
при всем художест-венном своеобразии она вполне подчиняется литературным
за-конам и что по этим законам над ней и следует вершить критический суд. К
тому времени советский читатель познако-мился с лучшими образцами западной
science fiction, умел авторитетно сопоставить отечественную утопию с зарубежным
"романом предупреждения", рассуждал о собственной фантас-тической традиции,
вспоминая H.В. Гоголя и В. Одоевского, В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Толстого и
А. Беляева, К. Циол-ковского и В. Богданова.
Но по-прежнему "фантастикой" наш читатель именовал лишь один из типов
фантастической литературы, не зная или только догадываясь, что у НФ немало
близкой и дальней родни. Ситуация изменилась совсем недавно, когда стали
доступны переводы и появились серии книг под грифом "fantasy". Правда, интерес
к ней - как, впрочем, и к привычной научной фантастике - первоначально взлетев
до небес, быстро упал снова. И сейчас обозначение "fantasy" чаще всего вызывает
в памяти образ неряшливой брошюры с вампирами и их истекаю-щими кровью жертвами
на обложке. Но повинна ли в этом сама fantasy?
У нее, как у любой литературы, есть множество авторов и немногие классики. Но
если ориентация первых редко вызывает сомнение, то принадлежность к fantasy
вторых осознается далеко не всегда. А ведь это М. Булгаков и H.В. Гоголь, Э. По
и Г. Майринк; пусть не всегда, но далеко не худшей частью творчества - Ф.
Кафка, А. Грин, Г. К. Честертон. Да и классики НФ охотно пробовали свои силы в
fantasy. Если не букве ее, то духу верны "Заповедник гоблинов" К. Саймака,
"Волшеб-ник Земноморья" У. Ле Гуин, "Повелитель мечей" М.Муркока, "Сияние" С.
Кинга, "Отягощенные злом" А. и Б. Стругацких, "Маска" С. Лема, "Барьер" П.
Вежинова, многие рассказы р. Брэдбери. Уже этот перечень призывает обратить к
fantasy серьезные литературоведческие взоры.
[...]
Фантастическое допущение в fantasy (f-посылка) мгновенно изменяет природу
бытия. Теперь оно не то, чем казалось ранее. Изменение носит скачкообразный
характер, а не плавный, как в РФ. Нет постепенного "врастания", адаптации к
необы-чайному, о чем писал Уэллс. Оговоримся: речь идет не о сюжетном
развертывании посылки, которое может быть и посте-пенным и мгновенным как в РФ,
так и в fantasy ("Война миров" Г. Уэллса - "Портрет Дориана Грея" О. Уайльда;
"Улитка на склоне" А. и Б. Стругацких - "Превращение" Ф. Кафки), а об изменении
мировосприятия героев. РФ "понемногу" вводит фан-тастическое в реальность, ей
важно сохранить ее житейский облик, лишь добавив к нему новые черты.
[...]
"Все мы наивные материалисты, - размышляет герой А. и Б. Стругацких, - и все мы
рационалисты. Мы хотим, чтобы все было немедленно объяснено рационалистически,
то есть сведено к горсточке уже известных фактов... Как правило, наука, в
которую мы верим (и зачастую слепо), заранее и задолго готовит нас к грядущим
чудесам, и психологический шок возникает у нас только тогда, когда мы
сталкиваемся с непредсказанным... Когда случайный ветер вдруг доносит до нас
через океаны неизвестного странные лепестки с необозримых материков
непо-знанного..."8.
[...]
-+-
8 Стругацкий А., Стругацкий Б. Суета вокруг дивана. // Альманах "Фантастика".
М., 1964. С. 45-46.

            Ковтун Е. "Истинная реальность" fantasy // Вестник Моск. Ун-та.
Сер.9. Филология. - 1998. -   3. - С.106-115.

[...]

 * Origin: Друзья придут (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 04:31
 To   : All                                                 Чтв 06 Сен 01 16:14
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ЕСЛИ бы ответ А. и Б. Стругацких на мою статью <Обедненный жанр>,
опубликованный в <Литературной газете> 3 декабря под названнем -<Нет,
фантастика богаче!>, затронул только мое авторское самолюбие, я, право же, не
рискнул бы продолжать спор о социальной фантастике и принял бы как должное
некоторые верные критические замечания. Но мы расходимся с А. и Б. Стругацкими
по глубоко вол-нующему не только меня принципиальному вопросу: есть ли у нас
богатая социальная фантастика, достаточно ли часто и глубоко обращается наша
научно-фантастическая литература последних лет к изображению высшей фазы
коммунизма?
Я убежден, что нет. Моим оппонентам, напротив, положение рисуется в весьма
радужном свете. Приведя 5 названий книг четырех авторов (из которых <Туманность
Андромеды> И. Ефремова приводилась и мной), А. и Б. Стругацкие считают, что
оснований для беспокойства нет: советская фантастика дает до-статочный материал
читателю для того, чтобы он ярко и зримо увидел будущее нашего общества.
Правда, при этом указывается, что  <нет числа> повестям и рассказам, где
коммунистическое общество <служит необходимым фоном>. Говоря о романе
Сафроновых <Внуки наших внуков>, я именно и стремился по-казать, что чаще всего
понимается под таким <необходимым фоном>, как поверхностно и примитивно
изображается коммунизм во многих произведениях наших фантастов.
Пусть мои оппоненты правы и список хороших произведений на-ших фантастов о
коммунизме можно было бы несколько увеличить, но разве это решает дело, разве
непра-вилен мой вывод о том, что яркое изображение коммунистического бу-дущего
- редкость в нашей лите-ратуре? Зачем же так ревностно за-щищать <честь

мундира> писателей-фантастов?! Вот в чем суть рас-хождения моей статьи и

статьи моих оппонентов. Как можно было пи-сать о статье и не заметить ее
ос-новной идеи, ее цели?!
Остановлюсь попутно и на неко-торых частных замечаниях А. в Б. Стругацких. Я
пишу: <Фантас-тика - литература мечты, мечты о завтрашнем дне!> Каждый не
предубежденный читатель не примет эту фразу за попытку дать опреде-ление
фантастики. Кстати, принад-лежит она не мне, а известному писателю-фантасту И.
Ефремову (см. газету <Советское кино>, от 4 января 1964 г.), который в от-личие
от меня именно определяет научную фантастику как <мечту о будущем, облеченную в
плоть и кровь научного предвидения>.
Хочется также защитить произ-ведения братьев Стругацких от... самих же
Стругацких. Я все-таки рекомендовал бы их произведения читателю,
интересующемуся комму-нистическим будущим, именно пото-му, что в отличие от
многих других романов и повестей им удалось ярко показать черты людей
коммунизма.
Нет в моей статье и огульного зачеркивания рассказов и повестей сборников
<Фантастика>, выпущен-ных издательством <Молодая гвар-дия> в 1963 и 1964 гг. Я
только отмечаю, что в этом популярном у читателя ежегоднике нет ни одного
произведения, где бы содержалась яркая картина социальных отноше-ний будущего
общества. Разве мож-но это оспорить?
Hет, жанр научной фантастики еще обеднен. Авторы большинства
научно-фантастических произведений еще крайне робко, а подчас и не-умело рисуют
нам картину комму-нистического  будущего.   Hаучная фантастика действительно
должна быть богаче!
ОТ РЕДАКЦИИ
Основная мысль статьи А. и В. Стругацких выражена в ее назва-нии: <Hет,
фантастика богаче!> Нам представляется, что формула Л. Ко-гана <фантастика -
литература мечты, мечты о завтрашнем дне> действительно сужает тематическое
многообразие советской фантастики. И в этом смысле упрек в его адрес нам
кажется справедливым. Ссылка на И. Ефремова не меняет сути дела.
Вместе с тем мы, естественно, все-цело поддерживаем призыв Л. Кога-на: пусть
появится как можно боль-ше хороших, ярких книг о комму-нистическом будущем, о
людях ком-мунистического завтра. Эта мысль была и в статье Стругацких. Что же
касается некоторых частных разногласий между оппонентами, то мы предоставляем
читателю быть арбитром в их споре, считая, что состоявшийся обмен мнениями
поле-зен, так как и то, и другое выступ-ления были продиктованы искрен-ней
заботой о судьбах советской фантастики.

        Коган Л. Фантастика должна быть богаче // Лит. газ. (М.). - 1964. - 17
дек. - С.2.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Разводить коров - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 456 из 1530
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Срд 05 Сен 01 11:07
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 07 Сен 01 07:27
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
Hello Alla.

04 Sep 29 21:24, you wrote to me:

 AK> Пoнaдoбилacь цeлaя жизнь, чтoбы пoнять, чтo джинcы - этo вceгo-нaвceгo
 AK> штaны... (цитaтa oчeнь вoльнaя, иcтoчник нeизвecтeн)...

... а Кока-Кола - обыкновенный лимонад

Что-то очень похожее было в знаменитом монологе из пьесы Славкина "Взpослая
дочь молодого человека", который читал Филипенко. Помните: "И Козел на
саксе..."

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 06:01
 To   : All                                                 Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Koзлoвcки-3

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
3.ЯHУС. Бог из римской мифологии, покровитель дверей, входов и выходов, а тем
самым - всех начинаний. Изображался с двмя лицами, глядящими в противоположных
направлениях, подобно дверям (одно лицо смотрит в прошлое, другое - в будущее).
4.ДЕМОHЫ МАКСВЕЛЛА. Названы в честь Джеймса Максвелла, английского физика,
предположившего их существование. Один из наиболее прославленных образо
современной науки - демон сортирующий (термин использован самим Максвеллом в
его научных работах). Гипотетическое разумное существо, размерами сопоставимое
с молекулой, введенное, чтобы показать ограничения второго закона
термодинамики. Этот демон якобы мог сортировать быстрые и медленные частицы
газа, тем самым превращая хаос (энтропию, инертность) в порядок, а недостижимую
энергию - в достижимую.
Демоны Максвелла относятся к категории мифов не традиционных, а современных
литературных, как метод художника-индивидуальности - осознанное использование
такого метода для выражения чего-то, глубоко ощущаемого художником. используя
этот прием, Максвелл ввел литературный дискурс в научный.

Список научно-фантастических сущностей и изобретений
1.КОHТРАМОЦИЯ. Взаимодействие с противоположным потоком времени. Контрамоты -
пришельцы из космоса - воспринимают наш мир как фильм, пущенный задом наперед.
2.ЛИHЕЙHОЕ СЧАСТЬЕ. В ПНВС - научная сущность, изучаемая в
Hаучно-исследовательском институте чародейства и волшебства, а также название
одного из отделов Института.
3.ЗЛОБОДРОБИТЕЛЬ. В ПНВС - устройство, созданное в Hаучно-исследовательском
институте чародейства и волшебства для борьбы со злыми силами в человеке как
часть более крупного исследования счастья.
4.РЕМОРАЛИЗАТОР. В СОТ - экспериментальный аппарат, с функцией, аналогичной
злободробителю. Его лучи подавляют прмитивные человеческие стремления и
поднимают на поверхность все разумное, доброе, вечное. Использовался с
определенным - хотя и ограниченным - успехом в борьбе со злыми силами Тройки.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Счастье. Вникни в гадание (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 06:02
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Koзлoвcки-1

Пpивeт, Vladimir!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> По-pусски -- Пущиково

Бoльшoe cпacибo. Иcпpaвлeнo.

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если некуда выступить, то оно (=разрешение) наступи (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 06:03
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Koзлoвcки-1

Конничива, Vladimir-сан!

Приглючилось мне как-то, что Vladimir Borisov пишет Alla Kuznetsova. И решила я
добавить глюков в переписку.

 VB> А чего в тоску-то сpазу?

Язык тaм yж oчeнь нayчный... Диcкypcы вcякиe...

 VB> Счас почитаем!

Oй, чтo бyдeт!.. [Пocмoтpeв нa cлeдyющee пиcьмo: Пoнятнo, _чтo_ бyдeт...]

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Будет опасность (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 06:04
 To   : Yuri Zubakin                                        Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Кекелидзе Э. В ожидании контакта

Товарищ Zubakin, разрешите обратиться!?

Из собрания сочинений Yuri Zubakin (Письма к Alla Kuznetsova; комментарии мои):

> [...]
 YZ> была самой первой и весьма читаемой. Дальше же идут кадры с совершенно
 YZ> чудовищным уменьшением, текст почти не читаем. Сейчас медитирую над

H-дa... И чтo пocoвeтoвaть - нe знaю... Taм микpoфильмиpoвaлиcь гaзeтныe
cтpaницы цeликoм...
Toлькo и мoгy oчeнь пocoчyвcтвoвaть и Baм, и cкaнepy...

 YZ>     Обязательно вышлю.

Cпacибo.

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: И дрожащий от ужаса жасмин у виска... (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 06:05
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Интepвью БHC

Конничива, Vladimir-сан!

Вы, Vladimir Borisov, как-то писали, что...

 VB> Понятно. Подборка довольно эклектичная.

"Bce тeкcты пocвящeны иcчeзнoвeнию peaлий"...

 VB> Я знаю лишь о двух книжечках:

 VB> Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. -- М.:
 VB> Дом интеллектуал. книги, 1999. -- 144 с. 600 экз. (о) ISBN
 VB> 5-7333-0435-9

Oнa выxoдилa и в 1997 гoдy:
Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Пер. с фр. - М.: PФO: Дом
интеллектуал. книги, 1997. - 133 c.

 VB> Тодоров Ц. Теории символа / Пер. с фр. -- М.: Дом интеллектуал. книги,
 VB> 1999. -- 384 с. -- (Университет. б-ка). 2.000 экз. (о) ISBN
 VB> 5-7333-0012-4

O, бoльшoe cпacибo.

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 07:11
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

Здравия желаю, товарищ Borisov!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> Может, и раньше получится :)

C интepecoм бyдy ждaть... Kcтaти, кaк Bы пoлaгaeтe - нe cтoит ли мнe в
Библиoгpaфии измeнить нyмepaцию пo oбpaзцy "Cyeты..." Лaпyдeвa (тo ecть нe
cквoзнyю нyмepaцию нa кaждый paздeл cдeлaть, a c yкaзaниeм гoдa: вмecтo,
cкaжeм, 3.1.1195 - 3.1.01.20)?

 VB> Вы -- хи-и-тpая! Эвон как ловко подменили одного Сатурна на дpугого!

[Oзaдaчeннo глядя нa Caтypнoв:] A этo paзныe?..

 VB>  * Origin: Как там Одеpжание? Исполняется или как?.. (2:5007/1.45)
Или кaк...
O, в Mocквe oткpывaeтcя книжнaя яpмapкa - пoпpoбyю тaм yзнaть o "Hoвoй
Kocмoгoнии". Ecли нe зaбyдy...

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Владея правдой, будь нелицеприятен и строг (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 06 Сен 01 10:54
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт тeбe, Vladimir!

Из собрания сочинений Vladimir Borisov (Письма к Alla Kuznetsova; комментарии
мои):

> [...]
 VB> что Владимир Львович и железную дорогу до сих пор обзывает "чугункой".
 VB> А у Керзина есть вообще-то, но он просматривает почту раз в паpу

Haдo yгoвopить иx (или xoтя бы oднoгo) к ФИДO пoдключитьcя... Kaк, кcтaти,
пoдключeниe Kaзaкoвa? Дo мeня дoшeл cлyx, чтo cвeтлaнa Бoндapeнкo пытaeтcя к
ФИДO пoдключитьcя, нo чтo-тo нe пoлyчaeтcя...

 VB> Да уж заползём...

Интepecнo, чтo бyдeт paньшe - я дoпoлзy дo пoчты, или Bы - дo Mocквы (c чиcтo
эгoиcтичecкoй тoчки зpeния, кoнeчнo, лyчшe, чтoбы paньшe - Bы: a тo тяжeлo yжe
бyдyщyю пocылкy нa пoчтy тaщить...)

 VB> --- Выродок в квадрате 2.51.A0901+

Дa, дaвнo мeня интepecyeт пpoблeмa: "выpoдoк в квaдpaтe" - oн в этoм квaдpaтe
нaxoдитcя, или этo xapaктepиcтикa eгo кaчecтв (нy кaк, cкaжeм, бывaют пpocтo
зaнyды, a бывaют зaнyды в квaдpaтe)?..

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Княжичу есть куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 07 Сен 01 05:09
 To   : All                                                 Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[Эпигpaф:] Все это хорошо, но не за-быть бы вернуться.
Братья Стругацкие. <Гадкие лебеди>

[...]
Впрочем, сейчас, когда началась массовая истерия типа битломании 1964 года,
когда люди ходят на фильм, соревнуясь, кто его посмотрит большее коли-чество
раз, нужно иметь в виду, что по-настоящему генератор все-таки не зара-ботал.
<Титаник> Джеймса Кэмерона - это роскошная, очень правдоподобная, но
реконструкция большого стиля. <Все это хорошо, но не забыть бы вернуть-ся>, -
заметил Виктор Банев, главный герой <Гадких лебедей> братьев Стругац-ких,
наблюдая выход на солнечную лужайку повзрослевших после окончания дождя детей,
якобы несущих некую окончательную правду, которая оказалась всего лишь
очередным объектом переваривания для массовой культуры.

        Эшпай В. Старое вино в новых электронных бутылках // Искусство кино. -
1998. -   8. - С.26-29.

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 07 Сен 01 05:11
 To   : All                                                 Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Главный герой этой повести сильнее Портоса, знатнее Атоса, хитрее Арамиса и
везучее-поначалу-самого д'Артаньяна. А мечом он владеет лучше, чем великий
Амадис Галльский-недосягаемый идеал отважного дон Кихота. И при всем при том
благородный дон Румата Эсторский, двадцать второй отпрыск славнейшей дворянской
фамилии, герой сотен дуэлей и тысяч попоек, на самом деле просто Антон, Тошка,
обыкновенный человек земли, только посланный на далёкую планету в качестве
исследователя феодализма. Послал его сюда научно-иссле-довательский институт
экспериментальной истории. Казалось бы, полная аналогия ситуации, изображенной
Марком Твеном в <Янки при дворе короля Артура>. Но там за янки стоит вся наука
и техника его XIX века. Помните, как он на турнире выхватывает револьвер и бац-
одного, бац-другого рыцаря... А дальше появляются и пушки и даже провода под
током высокого напряжения. Знание здесь оказывается не просто силой, но и
грубой силой. Кто же сомневается, что один-единственный пулемет решил бы судьбу
любой средневековой армии?!
А для Антона-дона Руматы знание часто оборачивается другой своей стороной.
Hельзя единым махом изменить жизнь бесконечно далекой от нас, темной эпохи, <не
проливая крови тысяч замучен-ных, одурманенных, слепых, не знающих сомнения

людей>. Антон хорошо знает, что одними пулеметами историю не исправишь. И

все-таки только наблюдателем быть не может. Техника для него-лишь под-ручное
средство. На вертолете похищает он из темницы вождя и крестьянского восстания,
с помощью телевизионного передатчика информирует Землю обо всем, что видит и
слышит, но когда надо защищать себя-к его услугам только собственный меч. И к
тому же-человек будущего, он не может не жалеть людей, в которых, по су-ществу,
видит собственных предков, тоже переживших все это. Ни один дуэлянт не пал от
его руки. Даже в минуту смертельной опас-ности он не убивает ни одного
вражеского солдата. Он всемогущ, как бог, по тому, что он может сделать. Но до
чего же беспомо-щен! Он даже и не один на планете. Еще двести пятьдесят
историков живут здесь. Они-купцы и монахи, рыцари и судьи. Специалист по
истории первобытных культур <работает> шаманом в первобытном племени. Им всем
очень трудно быть богами.
Стефан Орловский, он же дон Капада, командир роты арбалетчиков его
императорского величества, кидается на палачей во время пуб-личной пытки
восемнадцати <ведьм> и гибнет на копьях дворцовой охраны. Специалист по истории
крестьянских войн в Германии и Фран-ции пытается встать во главе крестьянской
армии в инопланетной им-перий. И гибнет от рук своих же товарищей по
восстанию...
    Трудно быть богом-недаром так и назвали свою повесть Аркадий и Борис
Стругацкие.
Дети коммунистического общества, посланцы Земли ненавидят феодалов и жалеют
угнетенных. Им грустно сознавать, что на всей планете есть только один человек,
которого нельзя ни жалеть, ни ненавидеть - неукротимый Арата, вождь
бесчисленных восстаний, ко-чующий из конца в конец империи после очередного
поражения. Дон Румата спасает его и помогает ему деньгами и оружием... и
завидует    ему-потому что Арата может действовать без оглядки на теории и
инструкции...
Человек не годится на роль бога, он не может без конца мириться с
несправедливостью, происходящей на его глазах,-и держа по мечу в каждой руке,
Антон выходит на площадь перед своим домом. На этот раз он убивает тех, кого
должно убить. Гуманизм действия побеждает гуманизм бездействия. Закрывая книгу,
веришь-пройдет совсем немного времени и памогут далекой планете стать
счастливой полпреды коммунистической Земли.
Под той же обложкой поместило издательство <Молодая гвардия> еще одну повесть,
давшую имя всей книге,- <Далекая радуга>.
Повесть о том, как над осколком земного человечества, живущим на далекой
планете, нависает смертельная опасность... Дальше я ничего не буду
рассказывать, потому что уверен: вы прочтете эту книгу.

        Кологривов Р. Человек не хочет быть богом // Знание - сила (М.). -
1965. -   1. - С.17. - Рец. на кн.: Стругацкий А., Стругацкий Б. Далекая
Радуга. - М.: Мол. гвардия, 1964. - 336 с.

[...]

 * Origin: Жизнь такова, какова она есть. И больше никакова. (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 07 Сен 01 05:13
 To   : All                                                 Птн 07 Сен 01 16:22
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Hезависимая газета
Дата:
07.10.99
Автор:
Анджей Иконников-Галицкий
Заголовок:
09.22 Почему пустовал зал: Взгляд из-за угла на Четвертый конгресс фантастов
России
Текст:
ЧЕТВЕРТЫЙ конгресс писателей-фантастов России начался с фантастического
события: впервые за много лет в Петербург не пришли поезда из Москвы. То есть,
как оказалось впоследствии, пришли, но с опозданием на восемь часов. Причин
опоздания никто не знал. Открытие конгресса было скомкано и почти что сорвано.
В назначенное время у подъезда (не столь парадного, сколь потертого) дворца
Юсупова (бывшего Центрального лектория общества "Знание") собралась небольшая
толпа фантастов, журналистов и прочей публики. Толпа растерянно курила, теряясь
в догадках и судача то о чеченских террористах, то об эмпээсовских происках
Аксененко.
Из Москвы, действительно, ожидался серьезный десант писателей, издателей и
сопровождающих их лиц. Без них начинать как-то не хотелось. Известно, что ни
одно солидное заседание в России не начинают без генерала. Отсутствие
московских чинов (в литературно-художественных кругах Петербурга любой москвич
воспринимается как превосходящий чином) с самого начала спутало планы
организаторов. Наконец нашли подходящую замену: именитые американцы Пол
Андерсон и Роберт Шекли плюс единственный петербургский фантаст с генеральскими
звездочками на виртуальных погонах - Борис Стругацкий - появились в толпе.
Вокруг них немедленно образовались маленькие водоворотики из журналистов,
деятелей оргкомитета и охотников за автографами.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В начале - счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 07 Сен 01 21:41
 To   : All                                                 Суб 08 Сен 01 13:20
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Время новостей
Дата:
09.10.2000
Заголовок:
09.00 Новые времена
Текст:
Год с небольшим с момента прихода Путина к власти для отечественного
интеллектуала, привыкшего оперировать в анализе, по меньшей мере, эпохами --
Брежнева, Горбачева, Ельцина, -- слишком малый срок. Поэтому и реакция на
происходящее нынче в стране исходит больше из сферы ощущений, из области
подсознательного. И эти ощущения, формируемые на основе импульсов, посылаемых
властью обществу, сегодня не только неоднородны, они порой совершенно
противоположны. Причем, даже среди представителей одних и тех же социальных
групп.
Интеллигенция начала рефлексировать первой -- в силу естественной привычки
пристально вглядываться в происходящее и строить прогнозы, собирая картину
будущего, словно пазл, из фраз, случайно или не очень оброненных
представителями власти. Кому-то в потоке патриотических речей о безоговорочных
приоритетах нации, государства, о диктатуре закона мерещится возврат к
тоталитарным конструкциям, знакомым и по нашей, и по немецкой истории 30--40-х
годов. (Что в принципе неудивительно: полторы последние эпохи страна во многом
впитывала западные ценности, среди которых на первом месте, по меньшей мере,
декларативно -- индивидуальные свободы и права граждан.) А кто-то, связывая в
цепочки события последних месяцев, наоборот, видит очищение власти от
закрепившегося за ней в ту же эпоху клейма корыстолюбия и беспринципности,
возврат страны к исконным ценностям и традициям.
Общество же в целом настроено выжидательно. Люди ждут подтверждения
произнесенных уже слов действиями. Кстати, картина ощущений, сложившаяся в ходе
недавнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, почти
полностью совпадает с полученной социологами в 1997-м: та же в обстановке
внешнего экономического благополучия, через год после президентских выборов и
за год до августовского дефолта.
Мы публикуем несколько, на наш взгляд, наиболее типичных мнений о новом
времени, высказанных известными представителями науки, культуры и образования и
в определенной мере представляющих своеобразную социологию общественной
атмосферы, в которой мы живем.
[...]
Стало неинтересно читать газеты
Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:
-- Что ж, нынче, как мне кажется, стало поспокойнее. Появилось ощущение
некоторой стабильности. Вероятность того, что не сегодня-завтра разразится
политический или -- не дай Бог! -- экономический кризис, уменьшилась. Власть
активна, и деятельность ее внушает известный оптимизм: реформы вроде бы
продолжаются, необходимые законы вот-вот будут приняты, поворот назад, похоже,
не состоится. Как следствие, стало неинтересно читать газеты. Политические
скандалы кажутся притянутыми за уши, критика власти -- как бы натужной, и все
это вместе воспринимается, скорее, как некий нарочито шумный медиаспектакль.
И в то же время ощущение зыбкости и неуверенности тоже присутствует, никуда оно
не делось. А вдруг цены на нефть резко упадут? А вдруг президент действительно
задавит независимое телевидение? А вдруг рванет где-нибудь в N-ской губернии?
Но подобных страхов стало вроде бы меньше, они сделались привычными и ушли на
второй план. Ежедневные заботы решительно выдвинулись на первый.
Вообще-то, так и должно быть. Знаменитый лозунг если ты не будешь заниматься
политикой, то политика займется тобой годится только для Времени Перемен. А мы
оттуда постепенно выползаем: время бросать камни, кажется, заканчивается,
начинается время строить дом.
[...]

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 07 Сен 01 21:45
 To   : All                                                 Суб 08 Сен 01 13:20
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
И все они-такие разные-страстные поклонники и приверженцы научной фантастики.
Юные читатели до-стают книги Итина, Мерритта, Турова, Никольского, Орловского,
выписывают <Красную звезду> и <Инже-нера Мэнни> Богданова, ссылаются на опыт
украинских издательств, которые познакомили своих читателей с про-изведениями
болгарского фантаста Дилова, издали че-хов-Бабулу, Байла и других. За неимением
русского перевода, читают по-украински <Марсiанську хронiку> Рея Бредбери.
Удивляются, почему у нас не переведены <Голубая планета> Раша и <Курс Ганимед>
Мюллера. Они хотели бы ближе познакомиться с произведениями польских фантастов
(Фиалковский, Барунь), румынских писателей (Рогоз, Штефан, Раду Нор), с книгами
фран-цузских, американских, немецких и других зарубежных фантастов. Они дерзают
самостоятельно переводить с английского, вынашивают свои сюжеты, пробуют их
обрабатывать.
Трудно сказать, кто держит пальму первенства в их чтении, кому они отдают
предпочтение...
- Я сейчас представил себе,-говорит Юра Трофи-мов,-будто мне предложили лететь
далеко в космос и в будущее. Я представил себе это для того, чтобы лучше
увидеть самое хорошее. Я бы выбрал книги по крайней мере шести авторов:
Ефремова, Гора, Мартынова, Стру-гацких, Казанцева и Днепрова...
[...]
Человек, общество, наука... Некоторые скептики го-ворят, что в произведениях
советской фантастики нет на-стоящих героев, что люди подменены некими условными
символами.
Читатели-школьники категорически возражают про-тив подобных утверждений. Если
нет подлинных героев, говорят они, то кто же тогда Буров (<Львы возвращают-ся>
А. Казанцева), Горбовский, Быков, Дауге (<Возвра-щение>, <Далекая Радуга>,
<Стажеры>, <Путь на Амальтею> А. и Б. Стругацких), Камов, Белопольский, Волгин
(<Звездоплаватели>, <Гость из бездны> Г. Мартынова), Виктор Шатров (<Подземная

непогода> Г. Гуревича), Зарубин (<Астронавт> В. Журавлевой), капитаны

звезд-ных кораблей (<Легенды о звездных капитанах> Г. Альтова) и другие.
Вот Валентин Петров, звездолетчик, герой рассказа <Частные предположения>
братьев Стругацких.
<Веришь ему,-говорят читатели,-веришь, что та-кому все удастся, что такой, по
словам одного из героев произведения, в XXIV век войдет так же весело улы-баясь
и постукивая себя по изношенному ботинку трос-точкой, вырезанной бог знает на
какой планете>.
<Люди, люди будущего - им посвящены все книги Стругацких>,-отмечают ребята.
В этом плане примечательна последняя повесть Стру-гацких <Далекая Радуга>.
Беспримерная катастрофа произошла на планете физиков-Радуге. Люди должны
погибнуть. Они находят способ спасти детей и часть сво-их работ, результаты
наблюдений, имеющие большое значение для всего человечества. И все-таки
впечатле-ния обреченности не создается.
<Нет, думаешь ты,-говорит Боря Миловидов, -такие люди не могут погибнуть,
потому что они не боятся смерти, потому что они из племени победителей. И, даже
погибая, они побеждают стихию, вырвавшуюся из их рук>.
[...]
Идея эмоционального робота, по мнению ребят, же-стоко высмеивается Гором. Они
отмечают, что страсти его героев скорее интеллектуального порядка, тогда как,
например, у Стругацких герои не только интеллектуаль-ны, но и страстно
действенны. Hе все герои Гора запоми-наются, может быть, именно по этой
причине. Персона-жам Стругацких, по мнению некоторых читателей, не хватает
известной тонкости, воспитанности, но они в из-бытке у героев Гора. Здесь
возникают споры. Поклонни-ки книг Стругацких защищают их персонажей. Эти
чи-татели полагают, что герои Стругацких не менее глубоки и многогранны, просто
они люди иного склада, иначе выражают себя.
[...]
Ребята выступают против фантасмагорий, популяри-зации сомнительных в научном
отношении идей, остро критикуют шаблон и примитив в нашей фантастике.
Даже в таких интересных произведениях о коммуни-стическом будущем,   как <Внуки
наших внуков> Ю. и С. Сафроновых и <Страна багровых туч> А. и Б. Стругацких,
чудеса техники заслоняют ее созда-телей.
[...]

        Коноплев В. Советская социальная фантастика в чтении подростков и
юношества // О литературе для детей. - Л., 1964. - Вып.9. - С.47-59.
[...]

 * Origin: Кормись не (только) от своего дома: счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 07 Сен 01 21:48
 To   : All                                                 Суб 08 Сен 01 13:20
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Творчество братьев Стругацких всегда оценивалось по особым законам. На
<круг-лом столе> <Литературной газеты> прозву-чала остроумная мысль, что
публика де-лится на тех, кто любит братьев Стругац-ких, и тех, кто их не читал.
Последний роман Бориса Стругацкого (С. Витицкий. <Поиск предназначения, или
Двадцать седьмая теорема этики>) на-писан художником-игроком,
художником-авантюристом. В романе совершенно явственно можно усмотреть
безнравствен-ность, и, уж во всяком случае, он смеется над благими чаяниями
смысла и замысла. Роман-насмешка. Роман-гримаса. Но шпа-га циника-игрока
мгновенно протыкает на-тужных пророков. Фантастические моти-вы настоящего
профессионала условного жанра оставляют далеко позади и злопо-лучные зонд-лучи
комического монаха, и полеты без крыльев.
Главный герой <Поиска...>, мыслящий и наблюдательный, замечает некую
особен-ность своей судьбы - череду чудесных спасений - и, будучи человеком
доброй воли, задумывается над тем, к чему это его обязывает. Если судьба так
берегла и бере-жет его, то, <верно, было мне назначение высокое>. Он хочет и
надеется послужить человечеству, но его призвание покамест окутано тайной для
него самого. В поисках предначертанного герой пишет роман <Счастливый мальчик>,
давая главным ге-роям имена Мария и Иосиф. Свое предназ-начение он хочет
рассматривать по анало-гии с предназначением Иосифа. Впрочем, таинственное и,
наверное, спасительное для человечества предопределение имеет до поры до
времени частное и случайное проявление:  герой способен -  этак экстрасенсорно
- исцелять друга, кото-рый регулярно принимается помирать от какой-то странной
болезни. Друг, сердеч-ный и любимый по светлым воспоминани-ям детства и
юности,- личность какая-то темная и Бог знает чем занятая. Какими-то
сомнительными изысканиями в области медицины. Но не может же предназначе-ние
этим ограничиваться? Тем более что герой узнает совсем уж страшную вещь: его
чудесные спасения были сопряжены с гибелью людей. В том числе друзей и лю-бимой
жены. Потрясенный герой пытается покончить с собой, но Рок не позволяет.
Кстати, расстаться с жизнью он решил пу-тем самосожжения. В <Тавре...> тоже
са-мосожжение. Все-таки идеи и мотивы но-сятся в воздухе, носятся.
Действие прихотливо перемещается во времени (от зимы 41-го года до нового
века), но строго локализуется в Ленингра-де-Петербурге. Во дни <перестройки>
ге-рой сам выбрал себе предназначение, и, разумеется, высокое: он становится
Че-стным Политиком, действительно радею-щем о народе. Понятно, что политику
не-льзя быть честным и действительно радеть о народе - мигом растопчут, но
ему-то можно, его хранит Рок. <Кто нас обидит, дня не проживет>. В четвертой
части ге-рой - уже Народный Герой, без пяти ми-нут Президент, второй человек
мира (кто первый - не поясняется). Действие пере-носится в начало XXI века:
идет то ли 2001, то ли 2003 год (смотря как считать, в романе на это счет
разноречивые указа-ния). С этической точки зрения очень мно-го сомнительного:
после жестоко-реаль-ных мучительных сцен ленинградской бло-кады - забавные
ужасы нового века: вся-кие там собаки-людоеды размером со сло-на и автомобили,
прыгающие через стены. После документальных кадров - пестрый мультик. Можно?
Нельзя?
И вот тут-то герой Року разнадобился. Когда загадочный друг помирал очередной
раз, недотепистые, но грозные генералы из его окружения сообразили (Рок,
похо-же, подсказал), как его спасти без помощи второго человека мира. Второй
человек остается на пустынной дороге в своем пры-гающем автомобиле, со своей
могучей и верной командой, но брошенный Роком. На инерции политического влияния
и с по-мощью сподвижников он преодолевает бесчисленные препятствия и
прорывается-таки в засекреченный институт, где обнаруживает жуткий <гадюшник>.
Друг-прия-тель занимался, оказывается, уж-жасными вещами: он вмешивался в
священные зако-ны мироздания. Устроил, например, инку-батор для выведения
генетических копий хозяев жизни. Похоже, что он устроил и еще много чего. Но
читателю предлагает-ся осмотреть инкубатор: живые, страдаю-щие <копии> хранятся
здесь в качестве ор-ганического материала, запаса внутренних органов. И герой
говорит <нет>. Он гума-нист, и у него есть совесть. <Hет!> - ска-зал он, и в ту
же секунду...> Рок преспо-койно свернул ему шею. Вот вам и теоре-ма. У героя
собственного предназначения не было. Рок хранил не его, а орудие для спасения
своего истинного любимца, ужас-ного друга.
Hе знаю, считать силой или слабостью романа то, что читателю остается неяс-ным,
что же все-таки представлял собой этот друг: он кто - дьявол, инопланетя-нин,
мутант? Что значит <не друг челове-чества, а враг его врагов>? Но ясно, что
никакого благого смысла и замысла в ми-роздании нет. Если есть что-то, то
<более страшное, чем абсурдность жизни>. Так что утешимся абсурдом, господа!
Б. Стругацкий сыграл с читателем и <надул> его. Сыграл он и с теми, кто
взыскует смысла и понимания,- посмеялся:
ничто, казалось бы, не противоречило мысли, что герой храним судьбой для
вы-соких свершений, что Таинственная Сила дана ему и во благо людям. Но я
уверена, что Стругацкого <не тронут>: любовь к его творчеству и память о
юношеской завороженности отодвинут в сторону настырные требования <благого

смысла>, но именно на пространстве его романа (а не в бедной <Онлирии>) <мир

так безысходно гнусен>, и автор утверждает это <каждой фразой, каждым сюжетным

зигзагом> (это я ис-пользую слова из статьи А. Немзера об <Онлирии>).

Впрочем, фантастика, она фантастика и есть. Может, она вообще не имеет права на
существование. Может, ничего хороше-го в смысле <доверия к Божьему миру и его
сокровенному замыслу> от нее вообще ждать не приходится. То ли дело <реа-лизм>.

        Иваницкая Е. Страстно поднятый перст или угрожающий палец?: Еще раз о
"нравственности" и "безнравственности" в литературе // Октябрь (М.). - 1995. -
  11.  - С.168-174.

[...]

 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 07 Сен 01 21:50
 To   : Andrew Kozelko                                      Суб 08 Сен 01 13:20
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

О многоуважаемый (-ая) Andrew!

Письмо от Andrew Kozelko к Alla Kuznetsova, добавленное 05 Сен 01 к мировой
> [...]

 AK> Что-то очень похожее было в знаменитом монологе из пьесы Славкина
 AK> "Взpослая дочь молодого человека", который читал Филипенко. Помните:

Пьecy этy я знaю, тaк чтo ecть нeнyлeвaя вepoятнocть, чтo цитaтa oттyдa и
пoчepпнyтa...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Женщина уходит (к мужу) - счастье (2:5020/1941.61)