 Msg  : 1062 из 1094                        Scn
 From : Timur Kopylov                       2:5020/1048.10  Вск 14 Апр 02 09:46
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 15 Апр 02 11:11
 Subj : <none>
                        --   * Любезнейший Vladimir! *   --

   Четверг Апрель 11 2002 22:03, Vladimir Dyakonov писал к Oleg Bakiev:

 VD> Нет, я собираюсь в океан, на "Келдыше", с 17 мая на три месяца. Море
 VD> зовет, так сказать...

 А кем, и с какой целью?

---
 * Origin: Meine Ehre heisst Treue. (2:5020/1048.10)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1063 из 1094                        Scn
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 15 Апр 02 07:23
 To   : Oleg Bakiev                                         Пон 15 Апр 02 12:09
 Subj : <none>
Пpиветствyю, Oleg!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Mon Apr 15 2002, Oleg Bakiev => Alex Mustakis:

 OB> Никаких проблем с lotsman.loсal не вижу (я на неё не подписан)

Так речь и не о тебе, а о том, как на "Келдыш" Фидо пpоложить.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1064 из 1094                        Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 15 Апр 02 06:30
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 15 Апр 02 12:32
 Subj : <none>
       БВИ вновь с Вами, Vladimir!

     11.04.30: Vladimir Dyakonov --> Vladimir Borisov:

 VD> Как вот произведут меня в дворяны, возьму последнюю фразу девизом. А
 VD> про прочие отношения сейчас напишу отдельно мейлом.

Сегодня уже 15-е, а никакого мыла я не получал...

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Молчите, пpоклятые книги! Я вас не писал никогда! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1065 из 1094                        Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 15 Апр 02 06:31
 To   : Oleg Bakiev                                         Пон 15 Апр 02 12:32
 Subj : <none>
       БВИ вновь с Вами, Oleg!

     11.04.30: Oleg Bakiev --> Vladimir Borisov:

 OB> отношении
 >>
 OB> Ох ты! Ни разу не слышал такого названия. Потянулся в Яндекс -
 OB> наткнулся на фоторепортаж, в котором увидел людей, с которыми не
 OB> общался четверть века... Как верно замечено выше, "Река [Дон], второй
 OB> раз. Возможно ли?" (извините, если в размер не уложился). Конец,
 OB> говорите, июня? Вы уж не подведите.

Про конец июня я пока не слышал. Врут, навеpное.

                                                            Wlad.
--- Волноводный вычислитель ЛИАНТО 2.51.A0901+
 * Origin: Нутром чую (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1066 из 1094                        Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 15 Апр 02 06:32
 To   : Oleg Bakiev                                         Пон 15 Апр 02 12:32
 Subj : <none>
       БВИ вновь с Вами, Oleg!

     11.04.30: Oleg Bakiev --> Vladimir Dyakonov:

 OB> Вы тоже собираетесь?

Он, подозреваю, собиpается в Бермудский тpеугольник. Там еще не всех
сумасшедших выловили.

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Не крепко качество семени инь, когда оно внутри ян (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1067 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 14 Апр 02 19:38
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 15 Апр 02 14:47
 Subj : <none>

I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Письмо от Vladimir Dyakonov к Alex Mustakis, добавленное 13 Апр 02 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VD> Ну, так что ж поделаешь... Все так, как я написал. Нет никаких
 VD> "каналов". Спутниковый телефон есть по относительно невысокой цене 3
 VD> долл./час. Звонишь провайдеру, хоть какому, есть один жулик в
 VD> Австралии, который держит специально дл нас свободный канал. И имеем
 VD> в складчину для частной почты ящик на, пардон, mail.ru.

 VD> Так что, ну, скажем, баксов 15 в день - и будет Фидо. Телефон не
 VD> занят, пожалуйте. Но платят-то чистыми 26 в день, как-то
 VD> получается... несообразно.

Извини, а почему 15? Какая же там скорость соединения (?) - то, что меpяют
(кило)байтами в секунду? Не все же эхи нужны...

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Не я добываю юношей, юноши добывают меня (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1068 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 14 Апр 02 19:39
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Пон 15 Апр 02 14:47
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, Vladimir? Давай добавлю
парочку!

Письмо Vladimir Dyakonov к Alla Kuznetsova от 13 Апр 02 гласит:

 VD> Вот! Все слышали, что доктор сказал?

 VD> А я и так всегда знал (чувствовал!), что в сфере науки (прежде всего,
 VD> в философии и логике) - сплошные шизоиды. А остальные шизоиды лезут
 VD> писать тексты в жанре научной фантастики...

 VD> Попроще надо писать. Синтаксис простой, как в бане. А семантики
 VD> вообще не надо. :)

Интересно было бы рассмотреть с этой точки зpения тексты самого Белянина...

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Благоприятно свидание с великим человеком (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1069 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 14 Апр 02 23:32
 To   : All                                                 Пон 15 Апр 02 14:47
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Как поживает Ваша сова, All?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Все мы вышли из НИИЧАВО: Нам нужно построить будущее из того, чем мы
располагаем - из рудиментов "реального социализма". Мы должны сделать добро из
зла, потому что его больше не из чего сделать, считает Борис СТРУГАЦКИЙ /
Беседу вела H.Корконосенко // Версты (М.). - 2002. - 16 марта. - С.7.

СКАЗКА "для младших научных сотрудников старшего возраста" "Понедельник
начинается в субботу" появилась в начале 60-х, когда АБС (рабочая аббревиатура
Аркадия и Бориса Стругацких) уже обратили на себя внимание почитателей
фантастики, а "Страна Багровых туч", "Путь на Амальтею", "Шесть спичек",
"Благоустроенная планета", "Возвращение. (Полдень. XXII век)" были признаны
классикой жанра. И вдруг "Понедельник...". Какие-то маги от науки, какие-то
умклайдеты, диваны-трансляторы и прочая далекая от реалий заумная дребедень,
заполонившая стены НИИ ЧАродейства и ВОлшебства. Однако все это сработало
сильнее, чем изображение обычного советского HИИ 60-х годов в натуральную
величину. Состояние нашего общества было прозондировано с привлечением хорошей
дозы сатиры, но какое при этом проявлено было понимание "человека работающего",
наслаждающегося самим процессом познания! Какое точное описание массового
социального типа, который еще жил иллюзией свободы, "удовлетворяя собственное
любопытство за государственный счет". И практически документальная передача
настроений, эмоций, атмосферы "золотых шестидесятых".
Читающая публика тех лет долгие годы потом перебрасывалась фразами и репликами
из Стругацких. На пароль "Студно туково" следовал отзыв: "Это вышел в
подпространство структуральнейший лингвист!"
А вот "Сказка о Тройке" получилась более резкой и политизи-рованной и потому
впервые увидела свет вдалеке от бдительного ока столичной цензуры - в альманахе
"Ангара" в 1968 году. Внимание к творчеству братьев-фантастов "внутреннего
диссидента" Андрея Тарковского, сделавшего вольную экранизацию "Пикника на
обочине" (фильм "Сталкер"), добавило сложностей цензурного порядка.
И лишь недавно все купюры наконец были восстановлены в авторской редакции
11-томника, который подарило читателям донецкое издательство "Сталкер". За
новенькими корешками - самые подлинные и "канонические" на сегодняшний день
АБС. Но и это еще не все. Алексей Герман снимает фильм "Трудно быть богом". По
городам и весям России проходят Стругацковские чтения. В феврале нынешнего года
Борис Натанович Стругацкий получил премию президента России. Вот только
привычная аббревиатура АБС претерпела необратимые изменения: после смерти
старшего брата Борис Натанович именует себя для краткости БHС.
Аркадий был старше Бориса на восемь лет, после окончания Военного института
иностранных языков получил диплом военного переводчика с английского и
японского. Как профессиональный писатель и переводчик стал печататься с 1960
года. К тому времени и Борис написал свои первые опусы. Хотя по образованию он
астроном, окончил мехмат Ленгосуниверситета и работал в Пулковской
обсерватории. Но перевесило совсем другое призвание. Можно ли придумать лучшее
сочетание для головокружительных экскурсов в мир научной фантастики, чем
филолог и астроном? Они были молоды, азартны, каждый считался эрудитом в своей
области. Писалось легко и весело, как никогда уже потом, без брата...
- Оборачиваетесь ли вы, сидя за рабочим столом, "в поисках второго"?
- Нет. Мы всегда сидели лицом друг к другу. Поэтому и привычки оборачиваться у
меня нет.
- Литературная критика никогда не оценивала ваши романы только как пародию на
советскую действительность. Писали, что "Понедельник начинается в субботу" -
книга о романтике познания, о феномене нового социального типа,
рассматривающего труд как форму наслаждения. А сегодня подающие надежды
аспиранты уходят из науки в бизнес. На ваш взгляд, рыночные отношения
несущественны и лишь на время потеснили креативность нашего человека? Или
катастрофическое падение нравственного потенциала целой нации будет мстить за
себя и в области познания, и мы на самом деле отстанем навсегда от "сильно
развитых"?
- Откровенно говоря,никакого "катастрофического падения нравственного
потенциала целой нации" я не наблюдаю. Имеет место реализация, или, если
угодно, нравственная реабилитация, древнего как мир принципа: "Рыба ищет, где
глубже, а человек- где лучше". Процент людей, получающих удовольствие от самого
процесса труда и при Советах был невелик (он был невелик и при царе Горохе, и
вообще всегда). Но раньше инициативный, энергичный человек был самими
социальными условиями прикован к постоянному месту работы, а сейчас
освободился. Он получил возможность обменивать свой труд на нечто вполне
осязаемое - деньги, карьеру, и он совершает этот обмен. Уходит в бизнес или
уезжает делать науку за границу.
Именно так устроен социум у "сильно развитых", и мы будем отставать от них,
пока не организуем нашу жизнь эффективно и рационально. В частности, пока не
получим возможность платить за интеллектуальную деятельность столько, сколько
она реально стоит, а не по остаточному принципу. Что же касается подлинных
энтузиастов науки и творчества вообще, то они и сейчас никуда не делись. Просто
они - по необходимости - влачат жалкое существование и давно уже перестали быть
образцом для подражания у тех энергичных, умелых, инициативных, для которых
мерилом "награды за труд" являются деньги и положение в обществе. А таких
большинство. Всегда было большинство, и-всведа-бувдз,- пока (и если) мы не
научимся с детства воспитывать человека в представлении, что самым высоким
наслаждением в. человеческой жизни является успешный творческий труд.
- Могли ли вы два десятилетия назад представить себе такую ситуацию, как
убийство академика Глебова в подъезде его дома? Что, на ваш взгляд, способно
остановить вал преступности в нашем коррумпированном обществе?
- Не забывайте, пожалуйста, что наши молодые годы пришлись на послевоенные
времена и нам довелось наблюдать "валы преступности", вполне сравнимые с
нынешним. И знаменитую "бериевскую амнистию" ("холодное лето 53-го года") мы
тоже пережили. Легендарных времен, когда "всю ночь можно было гулять с девушкой
по городу и ничего", я что-то не припоминаю. То есть были районы, где гулять
таким образом было действительно можно, хотя и рекомендовалось при этом держать
ухо востро. Но были и места, где это было категорически противопоказано: парк
имени Горького, например, в центре Питера, рядом с Петропавловкой. А ведь у нас
было тоталитарное государство!
Только тоталитарное государство способно если не раздавить, то, во всяком
случае, основательно приструнить преступность. (Тоталитарное государство,
кстати, склонно само распоряжаться своими академиками, не позволяя этого делать
всякой неорганизованной швали.) Государство же демократическое способно разве
что загнать преступность в некие гетто, очистив от нее наиболее благоустроенные
районы, но и то далеко не все. Я думаю, это возможно и у нас, но сначала
придется основательно перешерстить нашу милицию: освободиться от коррупции и
гнили. Эта задача потруднее, чем обуздать преступность. Может быть, придется
сначала создать Новую Милицию, рядом со старой. Как в свое время в США было
создано ФБР, когда коррупция в полиции достигла размеров невиданных и
невозможных.
- В "Сказке о Тройке" вы описали победу бюрократов над "человеком работающим".
Не кажется ли вам парадоксальным, что эпоха "реформ" вместо сокращения данной
субстанции дала ее невиданный рост? "Экономика должна быть делом миллионов, а
не горстки равнодушных чиновников": почему же у нас все не так, как в других
цивилизованных странах?
- У нас Россия. Страна чиновников и бюрократов. Это историческая традиция, и не
вчера она завелась. И экономические реформы у нас можно проводить только руками
бюрократов, больше их некому проводить. Давайте будем все-таки реалистами. И
оптимистами. Во Франции вот, например, бюрократия помощнее нашей, однако же
создали современную экономику! Тут главное - лишить бюрократа возможности
действовать по разрешительному принципу. "Разрешено все, что не запрещено". А
запрещает не чиновник, а закон. Чиновник только следит за соблюдением законов.
Тогда на порядок меньше будет коррупции. И главное: коррупция сделается
"божеской", перестанет душить предприимчивого человека насмерть.
- Есть ли у России будущее и с чем оно, по-вашему, связано в первую очередь?
- Будущее России - это будущее мощной страны европейского типа. При соблюдении,
разумеется, некоторых обязательных условий: если нам удастся избежать войны,
"красного реванша", энергетического кризиса середины века и тому подобного.
Условий много, но все они вполне реальные.
- Все мы в какой-то момент начинаем подводить итоги и осмыслять прожитое. Что
вселяет надежду и делает теплее "осень патриарха"? Универсальна ли формула
Маркеса "Старость - это союз с одиночеством"? Что в жизни человека способно
разорвать эту непреложность?
- Это вопрос скорее личный, комментариев не будет.
- Что вы читаете, какие телевизионные программы смотрите?
- Читаю очень много, но почти ничего не читаю ради удовольствия. Я член
нескольких литературных жюри, руковожу семинаром молодых писателей. Теперь вот
стал редактором нового журнала фантастики ("Полдень, XXI век"). Все это требует
чтения новых и новых рукописей, десятков свежеопубликованных романов, рассказов
и повестей. Вот только на перечитывание времени не остается совсем, а ведь
квалифицированный читатель не тот, кто много читает, а тот, кто много
перечитывает. Что касается "ящика", то регулярно смотрю только политические и
новостные передачи, все прочее, как получится. Слава богу, я не раб ТВ. Я раб
"Пи Си", что тоже довольно обременительно.
- Часто ли удается выбраться на природу или вы человек сугубо городской?
- Последние годы я стал "невыездным", так что общаюсь с природой только летом,
во время отпуска, когда мы с компанией старых друзей выезжаем на автомашинах
куда-нибудь в Финляндию-Белоруссию и наслаждаемся там жизнью на берегу озера.
Очень люблю это время: рыбалка, чаепития на свежем воздухе, грибы - все это
"мое". А вот гулять по городским улицам не люблю. И никогда не любил.
- Жалеете ли вы о том, что почти всю жизнь путешествовали только по телевизору
с Сенкевичем? Hе развилась ли у вас от этого своего рода клаустрофобия, которая
компенсировалась безудержной игрой воображения?
- Ну не так уж мало я путешествовал, хотя до Сенкевича мне, разумеется, далеко.
Объездил всю Прибалтику, бывал на Кавказе, в Средней Азии, за границу ездил
несколько раз. И клаустрофобии у меня никакой нет. Скорее уж клаустрофилия.
"Замкнутое пространство" - это совсем неплохо, если тепло, светло, книги под
руками и компьютер не глючит.
- Кто ваш любимый композитор, писатель, художник?
- Неудачно поставлен вопрос. Придется перечислять несколько десятков имен.
- Получается ли работать сейчас, и если да, то в каком жанре?
- Работать в одиночку очень трудно и почти невозможно. Я написал за эти годы
один роман, мучаюсь вот над вторым, но главная моя-литературная pafin-та сейчас
- публицистика. В частности, такие вот интервью.
- Бывает ли у вас по утрам (вечерам) такое состояние, когда кажется, "что молод
не был я пока еще, а только буду молодым"?
- Я, признаться, чувствую себя старым только физически. Но это ощущение
необратимой немощи угнетает, конечно. Ведь молодость - это прежде всего
возможность неограниченного и совершенно свободного управления своим телом.
Чего нет теперь, того нет. Увы.
Беседу вела Hаталья КОРКОНОСЕНКО
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Молния приходит... о, о! (А пройдет - и) смеемся ха (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1070 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 15 Апр 02 00:55
 To   : All                                                 Пон 15 Апр 02 14:47
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Никитина И. Свободный полет фантазии // Днепр Вечерний (Днепропетровск). -
1989. - 31 янв.

На экраны нашего города выходит - прямо "с колес" - новый фильм Александра
Сокурова "Дни затмения". С творчеством этого талантливого режиссера мы имели
возможность познакомиться. В кинотеатре "Октябрь" только что прошли 6
документальных лент А.Сокурова. Его первые два игровых фильма "Одинокий голос
человека" (1978-1987 гг.) и "Скорбное бесчувствие" (1983 г. - 1987 г.), сойдя с
полок, произвели поразительный эффект, вызвав бурные споры и разделив зрителей
на полярные группы - от полного неприятия до восторженного признания. Именно
так, страстно и бурно, проходили обсуждения этих лент в киноклубах, где они, по
преимуществу, и демонстрировались.
Последний фильм А.Сокурова также воспринимается по разному, но равнодушным не
оставляет никого, выявляя различие установок, требований к искусству и
нравственных, социальных устремлений.
Для меня феномен Сокурова, последовательно и бескомпромиссно - несмотря на все
внешние препоны - реализующего себя в кинематографе, начинается с его личности,
в которой доминирует человеческая чистота и цельность, претворенные в
осознанные нравственные постулаты. И уже потом для меня, зрителя, важно, то,
что считает своей главной задачей Сокуров - художник: поиск своего киноязыка,
преодолевающего зависимость фильма от литературы, преодолевающего как
литературные, так и кинематографические штампы.
Поэтому "Дни затмения" прочно связаны с предшествующими работами режиссера,
хотя ничем тематически, проблемно, художественно их н повторяют. Снятый "по
мотивам" повести братьев Стругацких "За миллион лет до нашей эры", этот фильм
еще меньше воспринимается как экранизация, чем "Одинокий голос человека" - как
экранизация А.Платонова, а "Скорбное бесчувствие" - экранизация Б.Шоу. Но ведь
и "Солярис", и "Сталкер" чтимого А.Сокуровым А.Тарковского - это свободные
фантазии, лишь отталкивающиеся от произведений С.Лема и тех же Стругацких.
Сопоставлять их нет смысла - разве что для уяснения совершенно оригинальных
концепций режиссеров, свободно преобразивших произведения, давшие им разве что
первотолчок для самостоятельного творчества.
"Дни затмения" - не научная фантастика, а свободный полет фантазии, но не в
условном, специально смоделированном мире, а в жестко документально снятой
реальности среднеазиатского, раскаленного солнцем города. Здесь наглядно
выявился вкус А. Сокурова к документалистике, его богатый и оригинальный опыт
создания неигровых фильмов: яркая фактура запущенной больницы, унылых пыльных
улиц восточного города, народного праздника с песнями и плясками, рутинного
смотра художественной самодеятельности, когда члены комиссии привычно отбирают
номера на следующий тур...
Все обычно и даже обыденно. Но вдруг мы видим печальных женщин, стоящих в
унылом жарком мареве на дороге, а в фонограмме продолжают звучать бодрые,
оптимистические песни. И это несовпадение звукового и зрительного рядов рождает
неожиданно сильное, как удар, ощущение, которое можно будет потом
анализировать, извлекая все новые оттенки смысла, донесенные до нас столь
необычным способом. Вот это и есть тот язык фильмов Сокурова, который является
поначалу преградой, а потом - главным способом разговора со зрителем.
 В этой картине текста почти нет, до минимума сведены не только внутренние
монологи, но и диалоги, хотя звуковой фон насыщен, сложен, почти непрерывен и
выстроен по законам контрапункта. Недаром на представительном европейском
кинофестивале "Дни затмения" отмечены специальным призом за звуковое оформление
(композитор Ю. Ханин). Странный, одновременно точный, конкретный и обобщенный,
фон обращает зрителя к общечеловеческим проблемам бытия, не снимая больного и
острого в сегодняшнем нашем существовании.
Именно так воспринимаются два удивительных героя, также сыгранных
непрофессиональными артистами. В центре - врач местной больницы, приехавший в
среднеазиатскую глубинку из Нижнего Новгорода, а рядом - его друг, заброшенный
сюда волею Сталина, - сын крымской татарки, усыновленный после ее смерти семьей
высланных сюда же в начале войны поволжских немцев. Несколько не связанных
между собой эпизодов из жизни этих людей, заброшенных в безвременье, в "дни
затмения" с бодрыми речами и монументальной агитацией на фоне нищеты и
запустения, когда замер загнанный вглубь, изувеченный. подавленный, но
неуничтоженный человеческий дух, когда все кажется навеки застывшим и
безнадежным, ведут главного героя к пробуждению, которое невозможно без
осмысления окружающего мира, без самопознания.
 В фильме Сокурова возносятся в небо невинные дети, мертвый разговаривает с
живым, а по улицам крохотного, ставшего игрушечным города в горной долине идет,
как Гулливер, нашедший себя, пробудившийся к жизни герой фильма. Неожиданно
городок этот сотрется на наших глазах, чтобы очистить естественный и прекрасный
горный пейзаж. А коричневатая однотонность изображения внезапно сменится
многокрасочностью, вызванной к жизни улыбкой героя, ставшего и добрее, и
мудрее, вышедшего из времени затмения, чтобы...
Но о том, что будет дальше, А.Сокуров не говорит. Он дает нам шанс на будущее,
призывая к пробуждениям исконных человеческих способностей - мыслить и
чувствовать. Он зовет нас строить самих себя и окружающий мир в согласии с
нравственным законом внутри нас.

И. НИКИТИНА, доцент ДГУ.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1071 из 1094                        Scn
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Пон 15 Апр 02 10:32
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 15 Апр 02 14:47
 Subj : <none>
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Vladimir!

Vladimir Borisov to Vladimir Dyakonov (15/4/2002, 06:30):

 VB> Сегодня уже 15-е, а никакого мыла я не получал...

Как это? Вот гадство! Шлю повторно.

Всего наилучшего.
Владимир.

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: Это была луна - ледяная, маленькая, ослепительно яркая. (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1072 из 1094                        Scn
 From : Vladimir Dyakonov                   2:5020/400      Пон 15 Апр 02 10:32
 To   : Timur Kopylov                                       Пон 15 Апр 02 14:47
 Subj : <none>
From: Vladimir Dyakonov <dyakonov@sio.rssi.ru>

Приветствую, Timur!

Timur Kopylov to Vladimir Dyakonov (14/4/2002, 08:46):

 TK> А кем, и с какой целью?

Научным работником, естественно. Лучше бы, конечно, капитаном...
Я тут писал в lotsman.local про планы рейса, сейчас вышлю мейлом, а
то здесь это обсуждается уже что-то несообразно много.

Всего наилучшего.
Владимир.

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: Будет весело, и ни о чем не надо будет думать. (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1073 из 1094                        Scn
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Пон 15 Апр 02 11:20
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 15 Апр 02 14:47
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

Мир Вашему дому, уважаемый Alla!

 AK> А я "Войну и мир" тоже не люблю\не понимаю...

А чего стыдиться то?
Прав, прав был т. Логинов в своей знаменитой статье.
Кстати, осилил я ВиМ (единственным из класса), только потому, что мог читать
быстро и много.
Худшего чтения в моей жизни не было.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1074 из 1094
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Пон 15 Апр 02 13:10
 To   : Alex Mustakis                                       Пон 15 Апр 02 22:54
 Subj : Re: <none>
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Alex Mustakis" <Alex.Mustakis@p125.f194.n5020.z2.fidonet.org>
сообщил/сообщила в новостях следующее:
>  >> Так ещё и lotsman.loсal надо учесть, а там с траффиком совсем наобоpот
;)
>  OB> Никаких проблем с lotsman.loсal не вижу (я на неё не подписан)
>
> Так речь и не о тебе,
Обидно.

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: AAA Intersvyaz (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1075 из 1094                        Scn
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 15 Апр 02 19:06
 To   : Oleg Bakiev                                         Втр 16 Апр 02 01:34
 Subj : <none>
Пpиветствyю, Oleg!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Mon Apr 15 2002, Oleg Bakiev => Alex Mustakis:

 OB> Обидно.

Так подпишись и дело с концом!

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1076 из 1094                        Scn
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Пон 15 Апр 02 23:04
 To   : Alex Mustakis                                       Втр 16 Апр 02 02:14
 Subj : Re: <none>
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

> [...]
наоборот
>  >>  OB> Никаких проблем с lotsman.loсal не вижу (я на неё не подписан)

Чтобы увидеть проблемы?

 * Origin: Talk.Mail.Ru (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1077 из 1094                        Scn
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 15 Апр 02 23:14
 To   : Oleg Bakiev                                         Втр 16 Апр 02 16:19
 Subj : <none>
Пpиветствyю, Oleg!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Mon Apr 15 2002, Oleg Bakiev => Alex Mustakis:

 OB> Чтобы увидеть проблемы?

Чтою обидно не было.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1078 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 15 Апр 02 23:41
 To   : All                                                 Втр 16 Апр 02 16:19
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Борис Стругацкий: Страшная штука - эта "Цивилизация!" / Интервью взяла
Л.Безрукова // Труд (М.). - 2002. - 16 марта (  45). - С.5.

С писателем-фантастом Борисом Стругацким я познакомилась... по переписке. Нет,
знала, конечно, Бориса Натановича и раньше - по его книгам, многие из которых
давно стали классикой отечественной литературы. Но вот лично общаться с ним не
доводилось. А тут звонок из редакции: читатели хотят встретиться на страницах
газеты с известным писателем... Он сам предложил мне "писать письма". Дал свой
электронный адрес и сказал: "Очень люблю компьютер. Много времени провожу за
ним. Так что буду рад".. Переписка наша занимает (в моем компьютере) уже
несколько страниц. Поздними вечерами, закончив текущие дела, я открываю
соответствующий файл, читаю "очередную порцию" (так называет это сам Мастер)
его ответов на мои вопросы и отсылаю новые. Если бы не редакционное задание,
обязывающее меня как можно скорее сдать интервью, так и продолжался бы,
наверно, наш "электронно-почтовый роман".

- Признаюсь, никак не ожидала, Борис Натанович, от вас такой увлеченности
компьютером! Чем именно на компьютере занимаетесь, кроме того, что пишете
письма?
- Составляю разнообразные базы данных. Веду дневник. И, разумеется, играю.
Сейчас вот осваиваю "Цивилизацию-3". Замечательная игра!
- Чем она привлекла вас, маститого литератора?
- Она из разряда так называемых "стратегических". Ты выступаешь там в качестве
правителя некоей страны - строишь города, ведешь войны с соседями,
обеспечиваешь свой народ необходимыми благами, подавляешь восстания, управляешь
наукой... Очень неплохая имитация натуральной политической и экономической
системы. Уходишь в этот мир с головой, совершенно теряя ощущение реальности.
Такая игра - истинный враг и могучий соперник реальной жизни. Способна отвлечь
от чего угодно, и в первую очередь, конечно, от работы. Страшная штука!
- А мне, признаться, не верится, чтобы электронные игрушки могли что-то дать
человеку образованному.
- Очень даже могут - равно как и преферанс, скажем. Не говоря уж о шахматах.
- Можно сказать, что "посиделки с компьютером" - ваше любимое
времяпрепровождение. ..
-Да, наравне с филателией. Я - страстный филателист. Люблю копаться в марочках.
Стараюсь, чтобы все это не мешало моим литературным занятиям. Работа - это
обязанность, которую надлежит исполнять вне зависимости от прочих
обстоятельств.
- В одном из своих интервью вы заметили, что через каких-нибудь полвека
электронная книга вытеснит традиционную. Если так случится, что от этого
потеряет или, наоборот, выиграет литература?
- Я думаю, ничего существенного ни потеряет, ни выиграет. Все дело в традициях
и обычаях. Просто электронная книга имеет свои преимущества - компактность,
несоизмеримые возможности в поиске нужного слова в тексте, удобство - при
необходимости - постраничного комментирования... Кроме того, и это, наверное,
самое главное, она гораздо дешевле и практичнее в производстве. Насколько мне
известно, все, что написали АБС (Аркадий и Борис Стругацкие. - Л. Б.), хранится
сейчас в виде файлов в нескольких интернет-библиотеках.
- Вам лично какая книга больше нравится?
- Разумеется, "бумажная". Я книголюб в старинном смысле этого слова.
-- Много вообще читаете? Кого из авторов ?
- Я имею честь состоять членом жюри шести (или уже, кажется, семи?) различных
премий. Поэтому ежегодно приходится прочитывать 50 - 60 романов, столько же
повестей и столько же рассказов. Кроме того, как руководитель Петербургского
семинара молодых фантастов, я обязан все время читать новые и новые рукописи
молодых. А сейчас вот фонд "Культурное наследие" затеял издавать в Петербурге
"толстый" журнал фантастики "Полдень, XXI век". Я там главный редактор. Значит
- еще один поток рукописей. Писать в журнал, разумеется, будут самые разные
авторы. Может, и я тоже.
- Что дает, на ваш взгляд, "рядовому" читателю фантастика?
- Все то же, что и литература вообще. Радость сопереживания. Новые идеи.
Поддержку уже сложившегося мировоззрения. Понимание ретроспективы и ощущение
перспективы. Разнообразие и богатство духовной жизни вообще. Разумеется, я
говорю только о хорошей фантастике (и хорошей литературе). Процесс
"придумывания" конца не имеет. Сейчас вот в большом ходу "альтернативные
истории": что было, бы, если бы Гитлер сумел взять Сталинград? Как
разворачивалась бы наша история, если бы Ленин был жив и здоров еще лет 15? И
так далее. Во множестве создаются виртуальные, сказочные миры. Делаются попытки
создать новые утопии. Все время придумывается что-то новое, и зачастую - очень
удачно.
- Борис Натанович, профессиональные фантасты - романтики?
- Да самые разные люди! Есть, конечно, и романтики, особенно, что помоложе.
- Многое ли из того, о чем вы с братом писали в своих романах, стало
реальностью?
- Практически все, что мы писали, было реальностью. Мы придумывали только
необычные сочетания вполне обыкновенных ситуаций. Например, армия, которая
описана нами в "Обитаемом острове", - это в значительной степени была наша
армия (хотя и не только наша). Бюрократия из "Улитки на склоне" - наша
бюрократия (и любая бюрократия всех времен и народов). А мир "Града
обреченного" - вполне достоверный слепок с нашего реального мира.
- Алексей Герман взялся экранизировать ваш роман "Трудно быть богом". Вторая
попытка, кажется, удалась. В том смысле, что, в отличие от первой, пришедшейся
на 60-е годы, он смог приступить к съемкам и они уже как будто завершаются. Для
вас важно, кто экранизирует ваши произведения?
- В общем-то мне довольно безразлично, кто берется за экранизацию. Но, правда,
не в случае с "Трудно быть богом"! У этой - именно этой - нашей экранизации
длинная история, которая действительно тянется аж с середины 60-х. Тогда мы
сделали с Германом очень недурной сценарий. Он медленно полз через все киношные
инстанции, его обсуждали, принимали, отвергали, снова принимали и, наконец, в
августе 1968 года запретили раз и, как тогда казалось, навсегда. Впрочем (слава
Богу), "никогда не говори никогда".
- Большая разница между романом и будущим фильмом?
- Не знаю. Если судить по литературному сценарию, который я читал, различия
сравнительно невелики. У меня осталось впечатление, что этот сценарий "в общем
и целом" повторяет тот, что был написан мною с Германом еще в 1968 году. В
новейшие времена я им больше не занимался. Полностью доверяю вкусу режиссера.
Поэтому просто продал ему право экранизации. Условия (по договору) обычные:
"фирма обязуется сохранить дух и основные идеи романа"...
- Сами сняться в этой картине не хотели? По-моему, заманчиво!
- Ничего заманчивого нет в том, чтобы заниматься не своим делом. Какой из меня
актер? Тут просто не о чем разговаривать.
- Но кто именно снимает фильм по вашему произведению, вам ведь не все равно? Не
всегда же это были режиссеры уровня Германа!..
- У меня были разочарования, и не раз. Скажем, немецкий фильм по тому же роману
"Трудно быть богом". Или "Чародеи" - по "Понедельнику". Впрочем, разочарование
быстро проходит. Привыкаешь и начинаешь думать, что не так уж все это плохо и,
может быть, даже - хорошо. Я давно отчаялся увидеть действительно хорошую
экранизацию и никаких надежд на это не питаю.
- Известно, что герои литературных произведений не всегда ведут себя так, как
это предполагают сами литераторы. Классический пример: искреннее удивление
Александра Пушкина, когда он работал над "Евгением Онегиным": "Ай да Татьяна,
что учудила, вышла замуж...". Вы загодя знаете, как поведут себя в том или ином
эпизоде герои ваших повестей и романов?
- Как правило, да. Но бывают и исключения. Когда вдруг выясняется, что гораздо
интереснее будет, если героя не сожрут инопланетные чудовища, а он как раз
выживет и женится на героине - вот тут-то и начнется (для него) самый ужас!
Отклонения от задуманного случались, но не часто. Как правило, негодность плана
обнаруживалась довольно быстро - после первых 10-15 страниц. Так было с
"Гадкими лебедями", с "Попыткой к бегству", с "Малышом". Приходилось
переделывать план, переосмысливать задуманное заново и начинать все сначала.
Ситуация неприятная, но - полезная, дающая обычно неожиданный и эффектный
результат.
- Какой из героев наиболее близок вам по духу?
- Наиболее близки те, кто списан был с самих авторов: Феликс Сорокин ("Хромая
судьба") - это в значительной степени Аркадий Натанович Стругацкий (АНС);
Андрей Воронин из "Града обреченного" и Дмитрий Малянов ("За миллиард лет до
конца света") - БHС... Никакого разделения обязанностей у нас с братом не было.
Каждый предлагал те черточки характера, которые казались ему важными и наиболее
выразительными в каждой конкретной ситуации. Критерием "правильности" было при
этом не максимальное сходство с прототипом, а максимальная, по возможности,
выразительность получаемого образа.
- Прошлым летом вы дали несколько интервью разным газетам по случаю 10-й
годовщины ГКЧП, комментируя события 1991 года, прошедшие с тех пор в стране
изменения. Интересуетесь политикой? Она как-то влияет на ваше творчество?
- Политикой все еще интересуюсь. Хотя открытий в этой области для себя больше
не жду. Влияет ли она на мое творчество? Конечно! Иногда - самым странным
образом. Пример: на дворе - политическая буря, а писать хочется что-нибудь
тихое, безмятежно светлое, доброе...
- В одном из этих интервью вы сказали: "Мы становимся более холодными, более
расчетливыми, более жестокими". Относите эта и к себе? Какие события минувшего
десятилетия изменили вас?
- Сильно подозреваю, что изменили меня не "события", а само время, прожитые
годы, превращение из пожилого человека в старого. Потеря здоровья. Потеря
интереса ко многим и многим вещам, например, - к науке. Печальное понимание
того, что многого теперь уже просто не успеть, а значит, и затевать не стоит.
- Упал интерес к науке? Дефицит веры в нее?
- Для меня очевидно главное: она не сделала людей счастливыми. В лучшем случае
- благоустроенными, и то далеко не всех. Поэтому и интереса к ней прежнего нет.
- В своих произведениях вы пишете о том, "что БЫЛО в реальности". А каким
представляете себе будущее?
- К сожалению - или к счастью? - реальное будущее непредсказуемо. Его можно
только случайно угадать. Предсказанию поддаются лишь самые общие тенденции. Все
будет примерно так же, как и сегодня, только повороты сделаются круче, взлеты -
выше, а падения - больнее. "Большой войны, скорее всего, не будет, зато будет
много маленьких". "Богатым странам придется делиться с бедными". "Науке
придется найти альтернативные источники энергии"(если мы не хотим возвращения в
Х1Х век). "Рак будет побежден, а смерть - нет...". И так далее.
Людмила БЕЗРУКОВА,
соб. корр. "Труда". САHКТ-ПЕТЕРБУРГ
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молния приходит... о, о! (А пройдет - и) смеемся ха (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1079 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Апр 02 01:18
 To   : All                                                 Втр 16 Апр 02 16:19
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Борис Стругацкий, писатель: "Для меня не существует политиков, перед которыми
бы я преклонялся..." // Петербург. литератор. - 1993. -   6. - C. 1.

Главная и, похоже, единственная цель четырех утвержденных Съездом вопросов и
референдума в целом: как можно больнее уязвить Президента, как можно   вернее
поставить его под удар. Скажем, второй вопрос - о доверии курсу Президента и
правительства - был явно провокационным! Какое дело рядовому гражданину до
законов экономики? Он не знает их, да и знать не обязан! Уровень жизни упал
втрое? Естественно, я против! Уменьшайте налоги и повышайте зарплату. А если вы
увеличиваете налоги и цены растут в три раза быстрее зарплаты - я против такого
курса... Вопрос был поставлен в расчете, что большинство людей, озабоченных и
остервеневших от ситуации в экономике, скажут свое "нет". И тогда нардепы от
своих микрофонов закричат на весь мир: вот как народ относится к вашему курсу,
господин Президент! Слава богу, избиратели оказались мудрее политиков - хотя я
очень опасался, что отвечать они будут  не раздумывая: Президенту, верю, а курс
требую поменять, хочу, чтобы моя жизнь была получше!.. И кто осмелится упрекать
их? Они не знают и знать не обязаны, что экономический кризис имеет свои
законы, что никакая страна никогда не выходила из кризиса без мучений, что все
эти демагоги, которые кричат о "медленном врастании в рынок" и возврате к
государственному регулированию, - обманщики.
Конечно, я голосовал "за" Президента и курс реформ, "против" перевыборов
Президента и "за" перевыборы депутатов. Для меня не существует политиков, перед
которыми бы я преклонялся, для меня существует некий курс, который должен
проводиться: экономическая реформа, политическая реформа,   безусловное
обеспечение свободы слова и печати. И я буду поддерживать того, кто этот курс
проводит. Сегодня это делает Президент и демократические партии, а против этого
курса выступают Съезд,  Верховный Совет и ряд партий, и национал-патриоты,
Следовательно, я поддерживаю первую политическую силу и выступаю против второй.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Молния пугает за сотни поприщ, но она не опрокинет  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1080 из 1094
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 16 Апр 02 17:55
 To   : All                                                 Чтв 18 Апр 02 14:17
 Subj : ### Тьмускорпионские новости
       БВИ вновь с Вами, All!

>      Тьмускорпионские новости: Вып. 63

Приглушенные закрытой дверью, берущие за душу слова знаменитой песни
заставили Благушу остановиться перед входом, чтобы прочитать еще одно
объявление. Сегодня выступал романсер Коло Мийц, знаменитый бас, слава
которого гремела по всем доменам, а гвоздь программы, романс "Как лист
увядший падает на душу", занесенный с водных доменов Океании, в данный
момент уже услаждал слух завсегдатаев.

Зайцев Сергей, Завгородний Борис. Рось квадратная, изначальная//М.:
АРМАДА, 2002. -- С. 37.

Он отлично помнил фото писательницы, ее лицо, даже к старости не
утратившее некоего ведьминского шарма: округлые скулы, тонкие, не
нашего очерка губы и тяжелый, почти мужской взгляд. Все это было
известно в определенных читательских кругах не хуже, чем горбатые носы
братьев Стругацких или бакенбарды Айзека Азимова.

Клещенко Елена. Неточная копия//Химия и жизнь -- ХХI век (М.). --
2002. -- # 2. -- С. 62-68.

-- Сейчас за всю историю научно-фантастической литературы возникло
удивительное явление, -- продолжает Альтов. -- Наука резко опережает
фантастику.
"Ум физиков работает там, где воображение человека бессильно", --
говорит Ландау. "Фантазируйте сколько угодно, мы вас все равно
перегоним", -- говорит фантастам академик Берг. Так как же в таких
условиях работать писателям-фантастам? А.Днепров о
научно-фантастическом произведении говорит уже так: добротное
литературное изложение интересной мысли. Каким же эталоном
пользоваться? Во времена Ж.Верна ученые занимались разрешением узких
проблем. Мы живем в космическую эру, и ученые, решая научные проблемы,
выдвигают гипотезы, какие полагается выдвигать фантастам. Но есть
писатели-фантасты, которые идут новым, интересным, самостоятельным
путем. Они -- и не в обозе науки, и не впереди ее. Они пишут
фантастические литературные произведения. Это братья Борис и Аркадий
Стругацкие с их повестью "Попытка к бегству".

Б.а. Старик Жюль Верн и космическая эра//Молодежь Азербайджана (Баку).
-- 1964. -- 29 марта.

Но вот пришло время освоения космического пространства. И в 60-е годы,
когда самыми популярными среди новорожденных были имена Юра и Герман,
когда песни жизнерадостно утверждали, что "на Марсе будут яблони
цвести", когда мы открывали для себя имена Ефремова и Стругацких,
Брэдбери и Лема, тогда-то и пришла к нам вторая волна кинофантастики.
Космическая. /.../
Наверное, поэтому в 70-е годы состоялось знаменательное возвращение
жанра из космоса на Землю, от звездолетов и сверхдальних полетов к
человеку, из глубин межзвездных миров в глубины внутреннего мира
героев. И здесь, безусловно, крупным событием стала дилогия А.
Тарковского "Солярис" и "Сталкер", положившая начало философской
кинофантастике. Оговорюсь сразу: считал и считаю, что режиссер в
данном случае, вступив в "борьбу" с литературной первоосновой Лема и
Стругацких за свое переосмысление их идей на экране, затратил на
борьбу со столь сильными "противниками" слишком много сил, в
результате чего, на мой взгляд, эти картины не рождают того ощущения
безоглядного, на одном дыхании, творчества, которым отличалось,
скажем, его же "Зеркало". /.../
Человек и будущее, человек и прошлое, человек и общество, различные
модели их взаимоотношений и взаимного влияния друг на друга - этот
круг проблем был подсказан самим временем, вырвавшимся во втором
половине нынешнего десятилетия из дремотных заводей внешнего
благополучия. Первой ласточкой новой волны стала лента К.Лопушанского
"Письма мертвого человека", снятая в нарочито шоковой,
остроэмоциональной манере фильма-предупреждения о ядерном
Апокалипсисе. Кстати, это была одна из немногих картин, созданных по
оригинальному сценарию. /.../
Не повезло на нашем экране и другому американскому писателю --
Р.Брэдбери, по мотивам рассказов которого узбекский режиссер
H.Туляходжаев снял фильм "Вельд". /.../
Так зачем же "переписывать" Брэдбери, так далеко уходя -- по
изобразительной манере, стилистике, образному мышлению -- от его
прозы, и создавать некий парафраз на тему "Писем мертвого человека".
/.../
А вот понять режиссера А.Сокурова не могу. И даже не столько его новую
картину "Дни затмения", снятую на "Ленфильме" по очень и очень далеким
от повести Стругацких "За миллиард лет до конца света" мотивам,
сколько его категоричный ответ на вопрос, считает ли он свой фильм
фантастическим: "Ни в коей мере!". Так зачем тогда и браться за
научно-фантастическую повесть? Наверное, и по "Гамлету", координально
изменив жанр, можно снять эксцентрическую комедию (кстати, в кино уже
и осовременивали шекспировскую трагедию, и в детектив ее превращали,
но все эти попытки так и остались кинокурьезами и не более того).
Впрочем, у Сокурова есть объяснение того, почему же он взялся за
Стругацких: "Когда я впервые читал повесть, то почувствовал не
знакомое мне ранее волнение.  Мне не известна была причина
взволнованности, и до сих пор это является для меня тайной". Так,
может быть, стоило сначала самому разобраться и понять, в чем же
заключается "тайное очарование" повести? Хотя бы для того, чтобы потом
и зрителю стало понятно, какие же мотивы литературного первоисточника
извлек из него и переосмыслил режиссер? Тем более что любопытное --
чисто фантастическое, естественное -- предположение писателей о том,
что не только окружающая нас земная среда, но и сама Вселенная
способна защищаться от вторжения человеческого разума в те ее тайны и
законы, вмешательство в которые грозит дестабилизировать самое ее
существование, не так уж изощренно и преднамеренно зашифровано от
читателя. Поймите меня правильно: не за букву экранизации, не за
слепое и робкое следование фильма за книгой ратую, а за то, чтобы дух
литературного произведения или на худой конец его основные мотивы
присутствовали на экране. Ведь коль скоро режиссер вступает в
сотворчество, в диалог с писателем, то хочется слышать голоса обоих. В
"Днях затмения" же точки соприкосновения с книгой столь минимальны,
что сведены, по сути дела, лишь к именам действующих лиц да эпизоду
самоубийства одного из главных героев. Все остальное от Сокурова -- и
удав, непонятно как оказавшийся в комнате, и оживающий в морге
покойник, и появление дезертира, и крупные планы душевнобольных, и
статичные -- неимоверно длинные -- эпизоды на месте происшествия. И я,
конечно, могу напрячься и расшифровать этот фильм как неясное ощущение
режиссером дней затмения, читай: долгих лет внутреннего, душевного
застоя, из которого безуспешно пытается вырваться герой. Но опять же:
во-первых, я не уверен, что правильно расшифровал сей киноребус и его
основную идею, а во-вторых, может быть, нам было бы интереснее увидеть
"чистого" Сокурова, а не гадать о степени родства фильма с
литературой.

Смирнов П. Берег и море: Полемические заметки о
кинофантастике//Советская культура (М.). -- 1988. -- 7 июля.

Отечественные писатели-фантасты, начиная со Стругацких и Ефремова, в
той или иной степени старались выразить какие-то политические и
социальные идеи, которые открытым текстом говорить не дозволялось.

Мне когда-то Аркадий Стругацкий, лет тридцать назад (я только-только
начинал) сказал: "Брось, ничего не надо объяснять. Вот ты так сделал,
так оно и есть". Потом я убедился в его правоте...

Михайлов Владимир. Фантастика переживает кризис//Клуб. -- 1991. -- #
1. -- С.  21.

Эпиграф:

      Открывающиеся перспективы были ослепительны.

              А. и Б. Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"

Михайлов М. Парад СУБД//Компьютер-пресс. -- 1991. -- # 1. -- С. 3.

Мне давно уже хочется составить сборник одного рассказа... Я включил
бы туда "О странствующих и путешествующих" Стругацких, "День гнева"
Гансовского, "Мухобой" Пидоренко... И "Необходимую случайность"
[Р.Подольного -- П.Поляков].

Можейко Игорь. Рассказы Романа Подольного//Цех фантастов. 1991. -- М.,
1991. -- С. 150.

На "Аэлите" встречаются такие редкие типы, как фанаты Стругацких,
называющие себя люденами... Я с ними немного пообщалась, но вообще-то
фанатов не люблю.

Мурашева Елена. "Алькор" в гостях у "Аэлиты"//Омский университет. --
1991.  -- 19 июня. -- С. 4.

В соседнем здании продолжал выпекать какие-то законы общесоюзный
парламент, напоминая боевитую машину из романа братьев Стругацких,
которая сама по себе ездит, однажды заведенная, по выжженной
радиацией, ставшей необитаемой планете, сама по себе стреляет
неизвестно куда и для каких причин.

Никитинский Л. Кто там? -- Матрос Железняк//Комсомольская правда. --
1991. -- 6 апреля (# 78). -- С. 1.

Метафизичную проблематичность и нравственный драматизм человека, в
техническом отношении все более становящегося похожим на Бога, но
отнюдь не перестающего быть человеком, -- очень тонко уловили братья
Стругацкие. "ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ" -- такая постановка проблемы (слегка
коробящая технократичностью) стала возможной, наверное, только в нашем
столетии. Нет, не "невозможно" и "нельзя", а именно трудно быть Богом.
Трудно быть Богом, оставаясь человеком. Трудно совместить полномочия
Бога и человеческие чувства, человеческие реакции, человеческие
оценки. Абсолютное и относительное.

Там, в этой сказке, все иначе, рафинированнее того, что произошло на
самой земле. Hе в чужую -- в свою Историю мы попытались вмешаться,
дабы ускорить прогресс, искоренить одним махом зло, перескочить от
мира нужды в желаемое "царство свободы".

Стругацкие писали, в сущности, о проблеме большевизма, этой
политико-прагматической интерпретации свободы. О недопустимости, о
трагической обреченности вмешательства в ход Истории и о невозможности
не вмешиваться. О невозможности не быть Богом, когда ты человек.

Новиков Андрей. Дилемма веры и свободы//Юность. -- 1991. -- # 5. -- С.
92.

Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова,
которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте
свои находки по адресу: bvi@rusf.ru. При этом присылаемые цитаты
обязательно должны соответствовать следующим условиям:

-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга,
журнал, год выхода, страницы);

-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли
цитату связанной с творчеством Стругацких.

Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги этого
маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые интересные
и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать книги
современных отечественных фантастов с автографами авторов. Призовой
фонд уже формируется.

Рассылка выходит еженедельно по понедельникам (каковой начинается
обычно в субботу).

БВИ.

--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Так точно, -- сказал я в сто сорок восьмой раз (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1081 из 1094
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 18 Апр 02 08:59
 To   : Vladimir Dyakonov                                   Чтв 18 Апр 02 14:17
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
       БВИ вновь с Вами, Vladimir!

     13.04.30: Vladimir Dyakonov --> Alla Kuznetsova:

 VD> Вот! Все слышали, что доктор сказал?

Вот хотел я Гопмана расспросить, что это за Белянин такой (в этой книжке есть
сносочка, что он в Московском КЛФ когда-то бывал), да не добpался до него...

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Брюхо подбери, слабосильная команда! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1082 из 1094
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 18 Апр 02 09:04
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 18 Апр 02 14:17
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     13.04.30: Alla Kuznetsova --> All:

 AK> -------- Круковер В. Предвидение братьев Стругацких // Круковер В. 220
 AK> сочинений по литературе. - М.: "ТИД Континент-Пресс", 2002. -
 AK> С.308-310.

Ага, все-таки не прошли сочинители сочинений мимо Стругацких. А я вpемя от
времени в магазине просматривал подобные "труды", но пока ни разу АБС не
встpечал.

Хотя метода данного автора была мною освоена еще в 60-е годы, я про Стpугацких
сочинения несколько раз писал, хотя темы были из авторов 19-го века...

                                                            Wlad.
--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: Вновь киллеры нарушили консенсус... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1083 из 1094
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 18 Апр 02 09:08
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 18 Апр 02 14:17
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     14.04.30: Alla Kuznetsova --> Vladimir Dyakonov:

 AK> Интересно было бы рассмотреть с этой точки зpения тексты самого
 AK> Белянина...

А семантики там практически и нет.

                                                            Wlad.
--- Seminate aurum 2.51.A0901+
 * Origin: Почему вы не спросите, как у нас с выпивкой? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1084 из 1094
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 18 Апр 02 09:15
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 18 Апр 02 14:17
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     14.04.30: Alla Kuznetsova --> All:

Алла, ну не спешите Вы выкладывать тексты, хоть немного их пpосматpивайте! Вот
пара мест -- я даже не могу предположить, что тут должно быть:

> [...]

                                                         ^^^^^^^^
 AK> публицистика. В частности, такие вот интервью.

 * Origin: Ах, как я люблю красивые закаты! Этот пир кpасок! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1085 из 1094
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 18 Апр 02 09:27
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 18 Апр 02 14:17
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     15.04.30: Alla Kuznetsova --> All:

 AK> -------- Борис Стругацкий: Страшная штука - эта "Цивилизация!" /
 AK> Интервью взяла Л.Безрукова // Труд (М.). - 2002. - 16 марта (  45). -
 AK> С.5.

"Цивилизация" -- действительно "стpашная штука". По моим пpедположениям, она
задержала написание первого романа С.Витицкого чуть ли не на год. Страшно
подумать, что и второй роман она тоpмозит. (Правда, упрекать Бориса Натановича
я не имею никакого права -- тоже придерживаюсь мнения, что "Цивилизация" --
самая гениальная из всех стратегических игр, и сам провел за нею не одну ночь).

> [...]
 AK> переделывать план, переосмысливать задуманное заново и начинать все
 AK> сначала. Ситуация неприятная, но - полезная, дающая обычно неожиданный

Справедливости ради следует заметить, что "Гадких лебедей" было написано как
минимум семь глав, прежде чем авторы повернули в другую стоpону. Это никак не
10-15 страниц, а гораздо больше. С первыми вариантами "ПиП" и "Малышом" тоже
неплохо бы ознакомиться. Надо будет спросить Свету, может, она в куpсе...

                                                            Wlad.
--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Хамите, паpниша! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1086 из 1094                        Scn
 From : R-Faq                               2:5020/3117     Птн 19 Апр 02 00:12
 To   : All                                                 Птн 19 Апр 02 13:48
 Subj : R-FAQ
                              -----------         -=[  2:5020/3117  ]=-

      -=[  Фантастика АБС  ]=-      -------------                       (rs)

                               R-FAQ Сервер.

       а  сервере  собрана  наиболее  полная коллекция текстов произведений
   фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
      Эта коллекция полностью взята с сервера http://www.rusf.ru/abs/

      Для  получения,  запрашиваемого  Вами топика следует составить письмо
   следующего вида:

- NetMail (X:XXXX/XXX.XX) ------------------------------------------ NetMail -
 Msg  : 51 из 51                           Uns Pvt Loc
 From : Vasya Pupkinn                      X:XXXX/XXX.XX   Втр 24 Апр 01 03:04
 To   : R-FAQ                              А:ДРЕС/СЕР.ВЕРА
 Subj : ИМЯ_ТОПИКА

      В   теле   письма   можно   писать  что  угодно -  все  равно  сервер
   рассматривает только поле Subj.

      Убедительная просьба:   _ е запрашивайте  более  одного топика за один_
   _день_

       иже приведен список команд сервервера:

   %HELP - Для получения подсказки.
   %LIST - Для получения списка Топиков.

                                               С уважением, Гаранжа  икита.
                                                        2:5020/3117@FidoNet
                                                       738:1097/117@AlecNet

---
 * Origin: @d:\soft\golded\origin.txt (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1087 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Апр 02 23:52
 To   : All                                                 Птн 19 Апр 02 14:14
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Вы бы за что партбилет положили? Борис Стругацкий, писатель // Коммерсантъ
(М.). - 2002. - 10 апр. - С.16.

Сегодня на пленуме ЦК КПРФ решится судьба спикера Госдумы Геннадия Селезнева
(см. стр. 3). Товарищи по партии помогут ему сделать выбор между постом
председателя нижней палаты и членством в КПРФ.
Вы бы за что партбилет положили?
[...]
Борис Стругацкий, писатель:
- Партбилет хоть за пирожное - другое дело идеалы. Но говорить о них
несерьезно, когда речь идет о таком прожженном политике, как Селезнев. Тут на
первом месте одно: сохранение поста и возможность занять пост еще выше.
Определяющим будет то, что ему покажется выгоднее: остаться в Думе или в
партии.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1088 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 17 Апр 02 00:54
 To   : All                                                 Птн 19 Апр 02 14:14
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Переключая каналы. Борис Стругацкий, писатель: [О рейтинге телепередач недели]
// Смена (СПб.). - 1993. - 29 июня. - C. 4.

1.Какая из телевизионных программ недели доставила вам удовольствие?
2.В какой момент вам хотелось выключить телевизор?
[...]
Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель:
1.Смотрю только политические программы. Все, без исключения, передачи новостей
и политические комментарии. Не пропускаю "Итоги". Правда, в последней программе
материал был менее интересный, чем в предыдущих, но комментарий оказался, как
всегда, на высоте. От "Итогов" остается ощущение компетентности, ясности,
достоверности.
2.Телевизор обычно выключаю за ненадобностью. Меня не интересуют балет, музыка,
спорт. Посмотрел "Итоги", - выключил.
Единственная программа, которую могу выключить от раздражения, - это "600
секунд". Она раздражает  меня своей тенденциозностью, зарядом ненависти,
который есть   в любом сюжете,  даже если речь идет о благотворительности, о
помощи больным или детям.

Записала Ирина ИВАНОВА

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Наступи на хвост тигра (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1089 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 17 Апр 02 00:55
 To   : Anton A. Lapudev                                    Птн 19 Апр 02 14:14
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

  i, Anton!

Kaк-тo нa дняx (15 Апр 02) Anton A. Lapudev пишeт к Alla Kuznetsova...

 AAL> А чего стыдиться то?

Большинство вокруг утверждает, что великий pоман...

 AAL> Прав, прав был т. Логинов в своей знаменитой статье.
 AAL> Кстати, осилил я ВиМ (единственным из класса), только потому, что мог
 AAL> читать быстро и много. Худшего чтения в моей жизни не было.

А ты не пробовал за один день прочесть "Войну и мир", "Анну Каренину",
"Воскресение", "Хаджи-Муpата", "Севастопольские рассказы", "Казаков" и еще
что-то по мелочи?..
А на следующий день примерно такой же об]ем Достоевского?

Желаю здоровья вашей сове               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1090 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 18 Апр 02 08:23
 To   : All                                                 Птн 19 Апр 02 14:14
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Трудно быть человеком: Борис Стругацкий: В середине века мы можем попасть на
двести лет назад / Вопросы задавал К.Смирнов // Новая газета: Рязанский
еженедельный выпуск. - 2001. - 24 июля. - С.20.

 ДИАЛОГ С СОВРЕМЕННИКОМ
Когда-то в послесловии к <знаковому>, как теперь сказали бы, роману братьев
Стругацких Всеволод Ревич написал: <Трудно быть богом" назвали авторы свою
книгу. Совсем наоборот. Трудно быть человеком>. Сегодня мы открываем новую
рубрику <Новой газеты> - <Трудно быть человеком. Диалог с современником>. О чем
речь?
О том, как низко пали (или, наоборот, как высоко поднялись) в наше время в
нашей стране духовные, в том числе и так называемые вечные ценности. Что они
для нас: недостижимый идеал или приближающийся берег исполнения желаний? Какой
ценой мы за них расплачиваемся?
Напомним: в романе <Трудно быть богом> земной Институт экспериментальной
истории посылает на далекую планету своих разведчиков. Антон и Пашка, еще
недавно, в отрочестве, игравшие в Вильгельма Телля и разгадывавшие тайну
анизотропного (однонаправленного) шоссе, становятся доном Руматой Эсторским,
<плотью от плоти двенадцати поколений воинственных предков, прославленных
грабежами и пьянством>, и доном Гугом, старшим постельничим его светлости
герцога Ируканского. А на планете дремучий, беспросветный феодализм с
бесчисленными Мертвожорками, Висельниками, Ограбиловками, недавно
переименованными по августейшему указу в Желанные, Благодатные, Ангельские. С
семью могилами святого Мики на одной дороге. С таверной <Серая радость> и
пыточной Веселой башней. С поголовным физическим уничтожением людей творчества,
мысли, культуры, науки. С диктатурой серых штурмовиков и <серого кардинала>
Рэбы при короле-недоумке Пице Шестом, которая в одночасье зловеще оборачивается
феодально-фашистской диктатурой черного Святого Ордена, наместник которого
епископ и боевой магистр - все тот же Рэба. Обладая в условиях арканарской
<цивилизации> возможностями <богов>, земным разведчикам невыносимо оставаться
только наблюдателями. Некоторые, как и герой романа, не выдерживают. И тогда...
Открываем рубрику вопросом: почему братья Стругацкие написали роман <Трудно

быть богом> в 60-е годы XX века и почему Алексей Герман снимает по его

мотивам фильм в первом году века XXI?
Сегодня отвечает Борис СТРУГАЦКИЙ.
Алексей Герман обещал ответить позже, когда спадет цейтнот идущих сейчас и
отнимающих все его силы и время съемок.

 - Борис Натанович! Представьте: перед вами - чистый первый лист, на котором
только заголовок: <Трудно быть богом>. Что бы последовало дальше именно
сегодня?
- Положительно, решить подобную задачку мне не по плечу. Во-первых, никогда не
приходилось мне начинать новое произведение с заглавия. Название всегда
приходило позже - как правило, в самом конце работы. Во-вторых, совсем уж
невозможно (не представляю, как) написать что-либо на заданную тему, да еще
повторно. Не понимаю даже, с какого конца здесь следует начинать. И наконец,
если вы имеете в виду вполне определенный, именно этот роман, то первоначальное
(<условное>) название у него было совсем другое: он назывался <Седьмое небо> и
представлялся авторам как забойная приключенческо-мушкетерская повестушка об
Арканаре времен тамошних Великих географических открытий... Так что увольте. Не
берусь. Как говорится, спасибо, нет.
- В <Понедельнике>, который <начинается в субботу>, вы сотворили образ времени,
движущегося в обратном направлении. Один из критиков написал тогда: <Меня не
устраивает финал <Понедельника...>. Мне кажется, что слишком уж засерьезнили
его авторы, придумав хитроумную историю с У-Янусом и А-Янусом. В отличие от
других мест, сцен, образов, ходов <Понедельника...> за этой самой контрамоцией
не скрывается никакого намека. Она существует сама по себе и именно поэтому
выпадает из общей забавно-иронической тональности>. Но не относится ли этот
мотив к тому, что Блаженный Августин определял как <настоящее прошлого,
настоящее настоящего, настоящее будущего>? И не есть ли это в какой-то мере
продолжение романа <Трудно быть богом> с его несовместимостью разных времен?
- Должен вас огорчить. Прав в этом маленьком негласном споре все-таки ваш
оппонент, которого вы процитировали выше. История с контрамоцией и в самом деле
есть, безусловно, шутка - тяжеловесная (согласен), лишенная какого-либо
подтекста (увы) и придуманная, по сути, для того лишь, чтобы проиллюстрировать
(как и сказано в послесловии Саши Привалова) <работу мысли, но> <на
неблагодарном материале довольно элементарной логической задачки>. Так что не
будем привлекать сюда тяжелую артиллерию физики и философии. Это просто шутка
из серии <маги продолжают шутить>, и никак не более того.
- Так все-таки прав или не прав был ваш герой, нарушив заповедь эпиграфа из
Хемингуэя: <Выполняя задание, вы будете при оружии... Но пускать его в ход вам
не разрешается ни при каких обстоятельствах>? Сами-то вы на чьей стороне в этом
конфликте между долгом и совестью (кстати, очень злободневном для России и XX,
и, как уже ясно, XXI веков)?
- Наш Румата задуман как фигура беспросветно трагическая. Человек, который
пытается изменить естественный (то есть кровавый и грязный) ход истории и даже
обладает, казалось бы, всеми возможностями сделать это (могучая
сверхцивилизация стоит за его плечами), но в конечном итоге оказывается
бессилен и, по сути, предает все те идеи и принципы, во имя которых жил и
работал: терпимость, человеколюбие, милосердие. <Божьи мельницы мелют

медленно>, и ничего нельзя сделать в истории за время одной человеческой

жизни - разве что еще более увеличить количество страданий, крови и грязи. Так
уж она, история людей, устроена. Не станет дерево расти быстрее, если тянуть
его вверх за ветки. А если хочешь, чтобы что-нибудь хорошее случилось через сто
лет, - начинай прямо сейчас.
- Нас с вами усиленно убеждают, что спасение России, да и всего мира, - в
повсеместном переходе к рыночной экономике и к демократии западного образца.
Очень популярен нынче афоризм Черчилля, что демократия - безобразная форма
правления, но, к сожалению, человечество до сих пор не придумало ничего
лучшего. А между тем самые глубокие и дальновидные умы утверждают, что оба пути
развития экономики - и командно-административный, и рыночный - привели
человечество в тупик, на грань экологического апокалипсиса. Выход один -
революционная (время не терпит!) экологизация всей жизни человечества на Земле,
всей мировой экономики, политики, образования, культуры.
Однако не приведет ли попытка революционной экологизации мира к тому же, что и
попытка Антона (он же - Румата Эсторский) из <Трудно быть богом> вмешаться в
естественный и страшный своей естественностью ход событий на далекой, но так
похожей на нашу планете?
- Я решительный противник каких-либо революций, в том числе и революции
экологической. Революция - это всегда насилие над существующим: обязательно
летят щепки, обязательно мучаются люди, обязательно возникают руины там, где
только что стояли здания, еще вполне пригодные для жилья... Дальше - больше, а
когда революция наконец затихает, выдохшись, начинается откат - расправа над
революционерами и реставрация разрушенного, но уже в новых формах. Так что
хорошо бы обойтись без революций. Тем более что главная угроза, поджидающая нас
<за поворотом, в глубине>, - это все-таки не экологический, а скорее
энергетический кризис: истощение традиционных источников энергии при отсутствии
сколько-нибудь адекватной замены типа пресловутого <термояда>. В середине века
нам грозит быть отброшенными на двести-триста лет назад со всеми вытекающими из
такого поворота обстоятельствами: резкое ухудшение качества жизни, приостановка
технического прогресса, вынужденный отказ от демократических ценностей и
возврат к самому крутому тоталитаризму. Это будет похлеще любой революции!
- Почему так легко серые штурмовики преобразуются в книге в черных ландскнехтов
Святого Ордена? Не потому ли, что этот переход подготовлен уничтожением
культуры, книгочеев, ученых, мастеров? Не потому ли, что это необходимо для
превращения народа в серое трясинное болото?
Дмитрий Сергеевич Лихачев повторял буквально до последнего дыхания: культура в
опасности, надо спасать ее! Только выполнение Декларации прав культуры, считал
он (дальше цитирую нашу газету), <даже не Декларации прав человека - спасет
народ от самоуничтожения>. Как вы относитесь к такому современному прочтению
вашего романа?
- Идея хрупкости и незащищенности культуры, идея культуры как главного (а может
быть, и единственного) витамина прогресса и одновременно главного врага любого
тоталитаризма - это, собственно, и есть основная идея нашего романа.
<Единственный носитель культуры - интеллигенция, а потому никакой прогресс без
интеллигенции невозможен> - так или примерно так формулировали мы для себя
<основную теорему>, заложенную фундаментом под трагическую историю несчастного
дона Руматы. Это было время, когда мы идеализировали интеллигенцию, она
представлялась нам единым, сплоченным, наиболее энергичным и <боеспособным>
отрядом социума, единственной надеждой человеческой истории. Это было,
разумеется, заблуждением. Hо и сейчас я, перефразируя упомянутого вами сэра
Уинстона, готов заявить: <Интеллигенция разрозненна, рыхла, ненадежна,
капризна, зачастую продажна, но ничего лучшего человечество за всю свою историю
не придумало>. Такие дела.
- В каком времени прописаны вами герои <Трудно быть богом> - Антон, Павел,
Анка? Останутся они в 60-х прошлого столетия, акклиматизируются на почве века
XXI, или им еще только предстоит появиться в том будущем, в котором их
изобразили авторы?
- Вообще-то мы писали довольно типичных ребятишек нашего времени. Мы и сами
были примерно такими же, и школьные друзья наши - тоже. Уверен, что и сегодня
таких полным-полно - и в дачных поселках, и на рок-танцульках, и даже в мрачных
наших подъездах, в которые так страшно заходить по вечерам. К сожалению, далеко
не все наши дети такие, а те, кто сегодня <такие>, завтра под прессом поганой
действительности, может быть, перестанут такими быть... Hо в этом и состоит
главная проблема наша: как сделать, чтобы они выросли Человеками Воспитанными,
чтобы избежали нравственной порчи, чтобы нашли себя в этом мире, в котором быть
плохим естественнее, чем быть хорошим, болеть на порядок естественнее, чем быть
здоровым, а умереть молодым легче, чем дожить до глубокой старости.
- На что ваша главная надежда в новом веке, в новом поколении? На интернет? На
прогресс науки? Hа волю, разум, совесть и дальновидение человека? Hа Бога?
Или?..
- Я надеюсь на естественный здравый смысл человечества и на поистине
твердокаменную стабильность этой поразительной Системы. Вполне могу допустить,
что нас ожидают в этом веке трудные времена, но ни в какую не допускаю ни
возможности всеобщей катастрофы, ни полной остановки прогресса, ни гибели
цивилизации, ни прочей <эсхатологии>. <Чем велик человек? Тем, что создал
вторую природу? Что привел в движение силы почти космические? Что в ничтожные
сроки завладел планетой и прорубил окно во Вселенную? Hет! Тем, что, несмотря
на все это, уцелел и намерен уцелеть и далее>.
Вопросы задавал Ким СМИРНОВ, научный обозреватель <Hовой газеты>
[...]

 * Origin: Плотные тучи - и нет дождя (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1091 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 18 Апр 02 08:32
 To   : All                                                 Птн 19 Апр 02 14:14
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Как поживает Ваша сова, All?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Борис Стругацкий: "Дорога в десять тысяч ли начинается с первого шага" / Беседу
вел Б.Вишневский // Смена (СПб.). - 1993. - 8 июля. - C. 3.

КТО-ТО ЗАМЕТИЛ, что интеллигенция всегда выступает против любой власти и против
любого правительства. Они несовместны - интеллигенция и власть, интеллигент и
политик. Главная задача политика - удержать власть. Все прочее для него
вторично. Если он перестал стремится к выполнению этой задачи, значит - он
перестал быть политиком, ибо власть для политика - воздух, без которого он
превращается в труп. Главная же задача интеллигенции - искать истину и говорить
правду. Превращать истину в правду. Это не одно и то же: правда -
сформулированная истина, ставшая всеобщим достоянием. Так вот: придерживаться
истины и держаться за власть - это задачи если и не совсем противоположные, то
уж во всяком случае "перпендикулярные", в подавляющем большинстве случаев они
не совпадают. Для политика правда - это одно из возможных средств достижения
цели: если же нет - в ход пойдут неправды соответствующих калибров и степеней
загрязненности. А поскольку "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий
обман", политик, как правило, предпочитает неправду (во время одной
телепередачи я слышал, как некий ветеран со знанием дела объявил своем
интеллигентствующему оппоненту: "На правде молодежь не воспитаешь!"). Для
интеллигента же говорить неправду - все равно что сукно жевать: отравиться не
отравишься, но очень уж противно. И вот именно потому, мне кажется,
интеллигенция и власть обычно находятся во взаимном неудовольствии. Отчего ж у
нас возник и расцветает махровым цветом пропрезидентский "одобрямс"? Надо
вспомнить, что, может быть, впервые в истории государства Российского во главе
его стоит человек, который не только сам не затыкает интеллигенции рот, но еще
и заявляет во всеуслышание, что никому не позволит этого сделать!
- И за это качество (абсолютно нормальное в нормальном государстве, а вовсе не
заслуживающее   восхищения) интеллигенция готова восхвалять власть круглые
сутки?
- Интеллигенция наша (подчеркиваю - НАША) готова  прославлять такую власть
точно так же, как задыхающийся в астматическом приступе человек прославляет
того, кто дает ему кислород. Ибо возможность думать так, как считаешь
правильным, и говорить во всеуслышание то, что думаешь, - это и есть кислород
интеллигенции! И сегодня, впервые в истории во главе России стоят люди, не
перекрывающие этот кислород. Hикому. Вплоть до парадоксов: они не перекрывают
его даже тем, кто выступает самым недопустимым и оскорбительным образом
непосредственно против них... Так что любовь интеллигенции к нынешнему
правительству совершенно понятна. Тем, кто дал ей свободу, интеллигенция
способна простить очень многое.
Это одна сторона вопроса. Но есть и вторая: мало того что эта власть обещает
свободу и дает ее - интеллигенция наблюдает   противостояние этой власти с
людьми, которые и не скрывают своего намерения этот кислород перекрыть при
первой же возможности, забить старый добрый кляп в глотку средств массовой
информации и всякому, кто позволит себе  умничать и диссидентствовать. Так чего
же вы хотите? Интеллигенция поставлена в безвыходное положение: или она,
преодолевая естественную свою неприязнь к властным структурам, всеми силами и
способами будет поддерживать (в целом) нынешнюю власть, либо она будет
поддерживать (в целом) нынешнюю власть, либо она будет привычно поносить ее -
лия воду на мельницу тех, кто, одержав победу, заткнет ей, интеллигенции,
глотку по возможности навсегда...
-Не кажется ли вам, что тактика власти стала тоньше: практически полностью
контролируя телевидение и радио, большую часть газет, власть использует
нехитрый прием: слово для ее критики предоставляется только одиозным,   надежно
скомпрометированным политическим фигурам - то Невзорову, то Константинову с
Бабуриным, то Павлову или генералу Тарасову... А потом нам говорят: смотрите,
КТО против нас - неужели вы хотите, чтобы они пришли на наше место? Практически
hикто из "нормальных" политиков слова для критики президентской команды на
телевидении не получит, ведь сразу рухнет миф о том, что "против" - только
"красно-коричневые"!
- Я своими глазами вижу - страшную! - абсолютно реальную угрозу
коммунистического реванша со всеми вытекающими из него последствиями.
Перечисленные вами люди - отнюдь не есть какие-нибудь телевизионные фантомы или
пропагандистские мальчики для битья, а это совершенно реальные политические
фигуры, преследующие вполне определенные политические цели и ничуть не
скрывающие ни своих убеждений, ни намерений - вполне плотоядных. Если
интеллигенция из чувства брезгливости или высокомерия своего не сделает ВСЕ,
чтобы не допустить их к власти, она получит то, чего заслуживают брезгливые и
высокомерные... И я не могу согласиться с вами, будто в демократических
средствах массовой информации полностью отсутствует критическая по отношению к
Президенту нота. Недовольство медлительностью его, нерешительностью, явной
неготовностью к радикальным преобразованиям - все разумные социологи,
политологи экономисты говорят и пишут об этом постоянно. Может быть, вы хотите
сказать, что  их аналитические разборам не хватает резкости и напористости
"непримиримых"? Но ведь это, как правило, интеллигентные, воспитанные люди...
- А может быть, власть сегодня крайне нуждается в поддержании постоянной
иллюзии "красной опасности"? Причем настолько, что многое следовало бы
организовать, если бы оно не происходило на самом деле? Естественно, что
напуганная этим "призраком коммунизма" интеллигенция начинает шарахаться в
сторону славословий власти, якобы единственно способной спасти от этого
призрака страну...
- Несчастье России в том, что народ ее всегда был вынужден выбирать между
плохим и очень плохим. Последний пример - Великая Отечественная: всеми фибрами
души ненавидя Сталина (наверно, три четверти народа ненавидели этого палача),
грудью своей заслоняли его, сражаясь с Гитлером. Не ЗА Сталина, а ПРОТИВ
захватчиков, против силы еще более черной и гнусной, чем родимая власть... Так
что если вы даже и правы, нам этот выбор - не впервой.  Однако   вы к тому же
еще и не правы. Красно-коричневая опасность - отнюдь не призрак. Это
реальность. Не забывайте: треть страны проголосовала ПРОТИВ - против
Президента,   против реформ, против новой России. И еще одна треть то ли
промолчала, то ли отмахнулась с раздражением. Именно в таких вот ситуациях
неустойчивого равновесия сил и приходят к власти нацисты и красные радикалы.
Так что, может быть, впервые в истории у нашей интеллигенции появилась
возможность воевать   за "свое" правительство, которое противостоит нацистам и
коммунистическим реваншистам. И она делает это с энтузиазмом, и готова ждать и
терпеть, и закрывает глаза на многие недостатки и просчеты, которые не простила
бы правительству Рыжкова-Павлова.
- Hе уверен, что многие "прогибающиеся" перед Президентом и его командой делают
это бескорыстно. Но все-таки, нет ли противоречия: вы сами полагаете главным
свойством интеллигенции - говорить то, что думаешь. Выходит, сегодня большая
часть интеллигенции накладывает на себя "обет молчания", когда речь идет о
критике Президента - даже если его неправота очевидна, дабы не оказаться "в
одной лодке" с "красно-коричневыми"?
- Думаю, что противоречия на самом деле нет. Во-первых, совершенно не вижу я
этих ваших интеллигентов, "наложивших на себя обет молчания". Где вы таких
раздобыли, молчаливых? По-моему, сегодня только ленивый не ругает
исполнительную власть. Во-вторых, не забывайте, что интеллигенция и
красно-коричневые говорят на разных языках. Есть язык критики и есть язык
брани. И те, и другие могут быть недовольны Президентом, но причины
недовольства, а главное-- форма выражения этого недовольства - совершенно
различны! Можно, например, ругать Президента за то, что реформа проводится не
так, как хотелось бы, но при этом одни говорят: "Президент! Hельзя быть таким
вялым! Извольте принимать решения!", а другие вопят: "Долой оккупационное
правительство Ельцина!". При этом и первые, и вторые недовольны, по сути, одним
и тем же: спадом производства, инфляцией и снижением жизненного уровня. И те и
другие хотят выбраться из ямы, в которую угодили, но одни хотят выбраться не
дорогу вперед, а другие - на дорогу назад. Одни доверяют исполнительной власти,
другие сами хотят такою властью стать. Одни, будучи людьми воспитанными, бранят
ситуацию в рамках парламентских, другие, будучи распоясавшимися вчерашними
холопами, в выражениях не стесняются. Но никто не молчит.
- Среди интеллигенции в ряды тех, кто привлечен "на подмогу" Президенту,
подавляющую часть составляют как раз "шестидесятники", всю жизнь проведшие со
склоненной головой. Сегодня они получили свой маленький "глоток свободы",
многие из них ощутили себя властителями дум, но ведь так очевидно, что кран на
кислородном шланге только слегка приоткрыли. И власть, которая держит руку на
этом кране, в любой момент может его перекрыть. Так не наивна ли надежда на
доброго властителя, дарующего свободу?
- Свобода, которая просуществовала достаточно долго, перестает  зависеть от
властителя. Попробуйте отобрать свободу в США или Англии! Да, там свобода
существует 100-200 лет, а у нас - только один-два года, но - "дорога в десять
тысяч ли начинается с первого шага". Сегодня этот шаг сделан, и теперь надо
продержаться, чтобы были сделаны второй, третий.., a там, глядишь, процесс
станет уже необратим.
- Возможен ли еще "поворот 'назад"?
- Конечно. Но только "насильственным путем, только через террор. Придется
сажать в тюрьму десятки и сотни людей... Скажем, журналисты, которые уже
глотнули свободы, эту свободу теперь не отдадут ни по указу, ни по приказу. Они
будут бастовать, устраивать демонстрации, шуметь, вопить на весь мир, и
уговорить их замолчать, одуматься, прикусить языки будет уже невозможно.
Останется только один способ: запугать, да так, чтобы застыли от ужаса! А на
это властям понадобится теперь лет пять, не меньше. Август 91-го меня,
например, сделал гораздо большим оптимистом, нежели раньше. Наше поколение -
шестидесятников - поколение людей с переломленным хребтом, нас припугнуть
несложно, а вот новые, тридцатилетние - они же настоящего страха не знают, они
не понимают даже, что это такое: молчаливо терпеть и терпеливо молчать. Их
придется запугивать заново, и запугать будет ой как непросто. Это же - целая
наука: как вогнать народ в Большой Страх. Большевикам понадобилось для этого:
гражданская война, террор ЧК, кровавые подавления крестьянских бунтов,
коллективизация - пятнадцать лет кропотливой, каждодневной работы сотен тысяч
профессионалов... Да в человеческих ли силах повторить такое сегодня? И время
не то, и люди не те, а главное - нет под рукой Идеи, ради которой можно было бы
на все это пойти, которая освящает любое злодеяние и любому палачу
предоставляет возможность ощущать себя борцом за счастье народное. Нет сегодня
такой идеи. И слава Богу.

Беседу вел Борис Вишневский
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Удовлетворенному князю надо жаловать коней в велико (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 1092 из 1094                        Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 19 Апр 02 02:02
 To   : All                                                 Птн 19 Апр 02 14:14
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Хин К. Киборги пришли // Hовая газета (М.). - 2002. - 11-14 апр. ( 26). - С.16.

Человек за компьютером - вчерашний день. Следующая ступень - компьютер внутри
человека. От подобного развития нам уже никуда не деться.
[...]
Ссылки по теме
www.kevinwarwick.org
Сайт, на котором можно следить за экспериментом отважного профессора-киборга
Кевина Уорвина.
www.sf.perm.ru/kd_cyborg.html
Статья в энциклопедии научной фантастики. Перечислены все упоминания о киборгах
в мировой и отечественной фантастике - от рассказа восьмидесятилетней давности
"Заводной человек" Е. В. Олда до Азимова, Желязны и Стругацких.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Чем шире рот, тем чеширей кот (2:5020/1941.61)