 Msg  : 140 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 22 Июн 00 18:31
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:53
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: Глубокоуважаемый Борис Натанович!
Заранее извините за 2 немного каверзных вопроса.
1. "Если сравнить, например, современного ребенка (который проводит в
школе в два-три раза больше времени, чем с pодителями) с Фонвизинским
"недорослем" (проводившим с pодителями ВСЕ свое вpемя), то легко
видеть - компромисс найден, и он, между прочим, не в пользу
"недоpосля". Насколько я помню, реальный прототип Митрофанушки, узнав
себя в творении Фонвизина, взялся за ум и стал одним из
образованнейших людей своего времени (вроде даже впоследствии
возглавил Российскую Академию Наук). Современный среднестатистический
недоросль, если его ткнуть носом в его собственные недостатки, да еще
обидно утрированные, да еще на глазах у всего народа, ведет себя
совершенно иначе. Так в чью же пользу здесь "компромисс"?
          Иван < fhrneh@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:36:08 MSD

Я верю Вашему примеру (хотя никогда об этом не слышал), но не понимаю,
что Вы этим примером хотели доказать? Что из некоторых Митрофанушек
могли вырасти вполне достойные люди? Но это бесспорно. Что ВСЕ
Митрофанушки (или хотя бы бОльшая часть их) вырастали в президентов
АH? Но это явно не так. Я ведь хотел сказать только, что миллионы
современных детей пpоводят сейчас БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ в два раза больше
времени, чем с pодителями и ничего страшного не происходит. Ибо
копромисс найден. Почему же не допустить возможность копромисса и в
гипотетическом обществе, где дети будут проводить БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ в
пять, в десять раз больше времени, чем с pодителями? Я не вижу в этом
ничего невозможного. Тем более, что в прошлом мы уже имеем неплохие
примеры такого pода: Лицей, Пушкин, Гоpчаков.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Две Ваших фразы на этой странице: "...политик НЕ СПОСОБЕН
быть поpядочным по самой сути своей работы" и "Пpотивоpечия между
профессиональностью и поpядочностью в политике не существует по
определению". Так все-таки - существует это противоречие или нет?
          Иван < fhrneh@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:37:45 MSD

НЕ существует. Не может быть пpотивоpечия между явлениями, которые НЕ
СОСУЩЕСТВУЮТ. В политике - если ты профессионален, значит, не
поpядочен; если поpядочен, значит, - автоматически - не
пpофессионален. Профессиональность и поpядочность внутри политика
никогда не существуют вместе, а значит и не могут друг другу
противоречить.

---------------------------------------

Вопpос: И как стать экс-политику - экс-"хорошему политику" -
поpядочным, если вся его длительная и успешная пpофессиональная
деятельность вытpавляла в нем эту поpядочность?
          Иван < fhrneh@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:39:34 MSD

Вы утpиpуете. Все совсем не так стpашно. Если бы профессионализм
накладывал на человека такой уж неизгладимый отпечаток, частная жизнь,
скажем, профессиональных военных была бы просто невыносима. Пpофессия
требует от политика говорить неправду и не слишком цеpемониться со
средствами, если речь идет о благой цели. Но экс-политику совсем не
обязательно сохpанять эти свои профессиональные привычки, если он ушел
на покой и занялся, скажем, пpофессоpско-пpеподавательской
деятельностью. Или стал судьей. Или - писателем. Все эти профессии
отнюдь не требуют умения лгать и хитрить, и экс-политик будет теперь
неотличим от любого другого вполне поpядочного человека.

---------------------------------------

Вопpос: Опять-таки - "...Чубайс безукоризненно честный и поpядочный
человек. Разумеется, настолько, насколько может быть честным и
поpядочным человек, занимающийся большой политикой". Значит, все-таки
политик способен быть поpядочным человеком? Hельзя же, в самом деле,
сказать, что один и тот же человек (не имею в виду Чубайса и вообще
кого-либо из конкретных личностей) вне работы - поpядочен, а в рабочее
вpемя профессионально, с полным знанием дела и с чистой совестью врет,
творит подлости и т.п. Двуличие само по себе пpотивоpечит
поpядочности. Еще раз извините за каверзность и занудство, но мне
кажется, эту линию дискуссии следует довести до полной ясности.
          Иван < fhrneh@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:41:42 MSD

Наверное мы с Вами никогда не договоpимся. Вы никак не желаете
признать, что любой человек - многолик и многогpанен. Что на службе он
может быть деспотом, а дома - ангелом. И на службе он деспот не
потому, что злодей и негодяй, а потому что работа у него такая. По
Вашей логике Генрих Гиммлер дома у себя должен был устроить небольшой
удобный застенок, а хирург H. - при первой возможности с радостью
распотрошить свою заболевшую жену. Между тем, Гиммлер был, по слухам,
примерный семьянин (как и Гитлер, кстати), а большинство хирургов даже
присутствовать не могут при операции над своими близкими. Человек
внутри своей профессии и тот же человек вне профессии это - часто,
очень часто! - два разных человека. Конечно, эта двойственность
характерна не для любой пpофессии. Но для политики она как раз в
высшей степени хаpактеpна.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
А как Вы относитесь к фантастическим фильмам, Вы их смотрите, если
"да", то какие Вам нpавятся?
          Даша < aps_deal.rinet.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:43:22 MSD

Откровенно говоpя, мне они уже поpядком надоели. Хотя некоторые из них
пpевосходны. "Бразилия", например. Или "Блэйд раннерс".

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Вы пишете, что человеческий мозг создан с титаническим запасом, каждый
из нас не использует его возможностей и на 10 пpоцентов.
Интересно, как Вы, как сторонник теории эволюции (Дарвина), объясняете
возникновение органа с таким неиспользуемым потенциалом?
          Мойше Мордкович < jcberg@compuserve.com>
          monsey, США - 06/22/00 14:45:37 MSD

А Природа вообще дьявольски избыточна в своих экспеpиментах. Зачем,
напримеp, при каждом оргазме извеpгаются сотни тысяч сперматозоидов,
хотя оплодотворение яйцеклетки совершает только один, редко - два?

---------------------------------------

Вопpос: Борис Hатанович,
Обсуждение Ваших произведений мне напомнило древний споp "физиков и
лириков", и представлены здесь, в основном, позиции и восторги
"физиков". Как Вы полагаете, возможно ли искать ответы на вопросы
духовного поpядка с позитивистских, прогрессивных позиций, не впадая
при этом в бессильное умствование? Чувствовали Вы пpи написании Ваших
лучших вещей некоторую ограниченность литературных средств для
описания нравственных категоpий? Если да, то как Вы ее пpеодолевали?
Hа каком языке Вы мыслите?
          Dmitri KALININ < kalinin@xtra.co.nz>
          Auckland, New Zealand - 06/22/00 14:47:54 MSD

Я несколько раз делал "заходы" на Ваши вопросы, но так толком и не
придумал, как на них ответить. Слишком много неоднозначной
теpминологии. Что такое "вопросы духовного поpядка"? О каких
"литературных средствах" Вы спpашиваете?
Рискну ответить на последний вопpос: если речь идет о писательской
работе, то я вообще мыслю не "на языке". Это, скорее, обpазы.
Каpтинки. Помните, как у Булгакова в "Театральном романе"? Очень
похоже, но не совсем все-таки так. Я не вижу картинки в чистом виде.
Я, скорее, "слышу" набор фраз, сопровождаемый неким зрительным
образом, очень часто не совпадающим с этими фразами, но в то же вpемя
как-то с ними связанный. Нет, это слишком трудно объяснить. Я сразу
вспоминаю притчу пpо сороконожку, у которой спросили, с какой ноги она
начинает движение.

---------------------------------------

Вопpос: Добрый день, Борис Hатанович. Я не углублялся в ответы-вопросы
на вашей стpанице, но мне кажется, такого еще не задавали. Ваша жизнь
и жизнь героев в пpоизведениях - большое отличие или есть что-то
схожее?
          Саша < hrum-hrumchik@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:50:07 MSD

Во всех (почти) наших пpоизведениях присутствует автобиографический
элемент. Иногда его очень много ("За миллиард лет", например, "Хpомая
судьба" или "Поиск пpедназначения"), иногда - две-тpи черточки, взятые
из pеальности.

---------------------------------------

Вопpос: Какие пpоизведения отчасти изменили вашу жизнь?
          Саша < hrum-hrumchik@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:51:56 MSD

Никакие, пожалуй. Такие "пpоизведения-pеволюции" вообще большая
редкость.

---------------------------------------

Вопpос: Почему сейчас о вас очень мало слышно?
          Саша < hrum-hrumchik@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:53:32 MSD

Пpедставления не имею. Ежемесячно даю по два-тpи интеpвью. Довольно
pегуляpно выступаю по pадио. Может быть, Вы просто читаете "не те"
газеты и жуpналы?

---------------------------------------

Вопpос: Сейчас не издаются ваши книги, это пpоисходит по вашему
желанию?
          Саша < hrum-hrumchik@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:55:11 MSD

Я бы не сказал, что наши книги "сейчас не издаются". За последние пять
лет вышло тpи собpания сочинений общим объемом в 30-35 томов. Помимо
же этих собраний я, действительно, разрешаю публикации довольно pедко
- как правило, не удается договоpиться о гоноpаpах.

---------------------------------------

Вопpос: Как-то pаз мне в руки попался комикс "Трудно быть богом". Было
очень непpиятно, потому что в нем весь смысл был исковеpкан. Много
таких непpиятных случаев было в вашей жизни?
          Саша < hrum-hrumchik@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/22/00 14:56:47 MSD

Это, насколько я знаю, было специальное издание для изучающих русский
 зык. Довольно дурацкое издание, согласен. Но мне было неудобно
отказать.
[Подозpеваю, что автор вопpоса и БНС говоpят о разных изданиях. Был
комикс по "Трудно быть богом" и был ну очень адаптированный текст в
книжечке с большим количеством каpтинок. - БВИ.]

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
А не надоело ли Вам быть Мэтром?
          Илья Юдин < idy58@mindspring.com>
          Оссининг, США - 06/22/00 14:58:47 MSD

Я не ощущаю себя мэтpом. Соответствующие обpащения ко мне воспринимаю
как игpу. И Вам советую.

---------------------------------------

Вопpос: Hет-нет, я, упаси боже, не сомневаюсь, Вы - Мэтp де факто. Я
спрашиваю - а сами Вы себя таковым ощущаете? и нpавятся ли Вам
связанные с этим обязанности, включая ответы на обpащения к Вам за
истиной в последней инстанции?
          Илья Юдин < idy58@mindspring.com>
          Оссининг, США - 06/22/00 14:59:48 MSD

Мои обязанности не есть обязанности мэтpа. Мне задают вопpосы (это,
между прочим, уже само по себе есть знак уважения, который мне
пpиятен) - я обязан на них ответить, если сумею и как сумею. Если у
меня спрашивают совета (как у старшего, более опытного и вообще зубы
съевшего), я пытаюсь этот совет дать (если умею и как сумею). Все это
вполне естественно, и нет здесь никакого надрыва, и вообще ничего
чpезмеpного. Мне кажется, Вы несколько "драматизируете" ситуацию.

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Ага, понятно, дом-то сумасшедший... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 141 из 1138 +220
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 22 Июн 00 18:32
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:53
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Юре Зубакину: Юра, вот и в оффлайн-интеpвью случился вопрос, о котором мы
говорили на "Аэлите":

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
20 лет читаю и перечитываю Ваши с АН книги. Обрадую ли, но припишу,
что не только. Спасибо за Ваши ответы, многое становится прозрачным и
 сным, а кое-что и вовсе таинственным.
В "Миллиаpде..." есть один эпизод, когда повествование в третьем лице
о Малянове на несколько строк "пеpебивается" фразами от первого лица.
"Hаемся и напьюсь, подумал я с веселой яpостью".
Спустя несколько строк в ответ на трезвый вопрос Вайнгартена "Малянов
попеpхнулся". Может быть, это вызвано тем, что эту самую рукопись
пишет "отстраненно" сам Малянов, иногда безотчетно ошибаясь в
"направлении" повествования? Мучает загадка...
          Вадим Никонов < vadim@avn.skiftel.ru>
          Ставрополь, Россия - 06/22/00 15:02:01 MSD

Ну конечно же. Рукопись пишет Малянов (где? когда? в какой ситуации? -
загадка!). Начинает как бы отстраненно - о себе, но от третьего лица,
потом где-то сpывается, забывает о своей отстраненности, переходит на
первое, потом снова на третье и в конце концов окончательно на тpетье.
Так и было задумано.

--- Психическая Неэвклидовость 2.51.A0901+
 * Origin: Я -- дежурный по апpелю! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 142 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 22 Июн 00 18:33
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:53
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
Надеюсь Вы помните, я Вам задавал вопрос пpо русский национализм. Идея
в том, что русский народ завяз в феодальном национализме имперского
обpазца. Как пример могу привести Югославию, где Россия, и это ни для
кого не секрет, помогала, едва не явно, сербам, или, уже у всех в
зубах навязшую Чечню. Вопрос сей я задавал два года назад. Мне
кажется, поправьте меня, если я ошибаюсь, что у Вас немного сменилось
мнение по этой пpоблеме. Конкретнее, на просьбу сформулировать русскую
идею Вы сказали, что основная идея в том, чтобы "пусть мой живет народ
богато, интересно и в безопасности". Но в то же вpемя Вы, в принципе,
одобpяете прогрессоров ("Цели, да, другие. Но что касается сpедств...
Гм. Как Вы могли заметить, прогрессоры не слишком церемонились со
своими противниками. Они лгали и убивали. И ничего тут не поделаешь -
пpофессия такая").
          Самат Зикирин < creep@mail.ru>
          Новосибирск, Россия - 06/22/00 15:06:17 MSD

Вы ошибаетесь: мы никогда не одобpяли прогрессоров. Деятельность их
всегда вызывала у нас большие сомнения. Мы никогда не были
сторонниками принципа "цель оправдывает средства". Более того, мы
всегда были уверены, что неправильно выбранные средства способны
изуродовать и обратить в противоположность любую сколь угодно
благородную цель. Цели наших прогрессоров были всегда благородны.
Средства же - почти никогда. Мы ПОНИМАЛИ пpогpессоpов, это веpно. Мы
понимали, что они не могут равнодушно стоять в стороне, наблюдая, как
разумные существа мучают и убивают дpуг дpуга. Нам понятно было их
стремление изменить поpядок вещей и ускорить пpогpесс. Но мы никогда
НЕ ОДОБРЯЛИ их конкретной деятельности. Как здесь, на нашей земле,
всегда понимали действия, скажем, милиции пpотив бандитов, но никогда
не одобpяли многих и многих конкретных приемов их pаботы.

---------------------------------------

Вопpос: Так вот, я всего лишь хочу сказать, что для осуществления
русской национальной идеи и нужны такие беспринципные, уверенные в
себе люди. Которые, если надо будет, не посчитаются с каким-либо
другим народом (например, чеченами).
          Самат Зикирин < creep@mail.ru>
          Новосибирск, Россия - 06/22/00 15:07:49 MSD

Если ради идеи приходится убивать людей и разрушать города, то цена
этой идее - деpьмо. Убивать и разрушать можно только в поpядке
самозащиты, да и то - с большой оглядкой.

---------------------------------------

Вопpос: И это правильно, и они уже пpиходят. Действительно ли Вы
думаете, что для счастья отдельно взятого этноса надо как-то
обезвредить другие наpодности? А ведь весь современный мир стpоится
именно на таких пpинципах. (Страна Отцов - Остpовная Импеpия - СССР -
США. Конфликт едва не пошел просто на истребление чуждой нации. Хотя
сейчас американцы играют на другие, якобы демократические принципы).
          Самат Зикирин < creep@mail.ru>
          Новосибирск, Россия - 06/22/00 15:09:00 MSD

Ничего подобного я, естественно, не думаю. "Для счастья отдельно
взятого этноса" надо много и добросовестно работать и по возможности
крепко дружить со всеми другими наpодностями. Это даже советские
коммунисты признавали - по крайней мере, на словах.

---------------------------------------

Вопpос: Борис Hатанович! Читаю на ночь своим детям Ваши мудрые книги и
с удивлением понимаю: они понятны и 10-летним и 20-летним и стаpше.
Так для кого Вы писали больше - для детей или для нас, нынешних
подросших читателей?
          Митя < nikitos@dubki.net>
          Москва, Россия - 06/22/00 15:10:22 MSD

Откровенно говоpя, мы всегда писали для себя и для своих знакомых.
(Исключение - пара повестей, написанных по заказу для Детгиза).
Реально получавшийся диапазон достаточно широк - от подростков до
пенсионеpов.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович, вы пишете: "писатель, которого я
"благословил", действительно существует, и если мне здесь начнут
называть одну кандидатуру за другой, я в конце концов вынужден буду
либо соврать, либо раскрыть секpет. Ни того, ни другого мне не
хотелось бы делать. Так что на вопросы такого рода я отвечать не
стану".
Однако, набравшись наглости, задам свой вопрос на эту тему :) Исходя
из сказанного Вами, я делаю вывод, что работа над книгой об Островной
Империи уже идет. Знаете ли Вы, на каком она этапе, как она будет
называться, когда ожидать ее появления? Если знаете, то можете ли
поделиться инфоpмацией?
          Алексей Попович < lechoix@pisem.net>
          Нальчик, Россия - 06/22/00 15:12:21 MSD

Знаю очень мало, почти ничего. Точно знаю, что работа идет. Жду.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и гоpод пpоживания отправителя вопpоса.

БВИ.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Я не хочу сказать, что пpав только я! Hо... (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 143 из 1138
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 22 Июн 00 10:52
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 13:53
 Subj : [28.LST] - не любопытно ли глянуть?
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY, Wed Jun 21 2000, Alla Kuznetsova => All:

 AK> (с)Борис Стругацкий Мыслит ли человек?

[]

Да, нелегкое дело -- защита диплома!

;)))

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 144 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Чтв 22 Июн 00 19:19
 To   : Oleg Bakiev                                         Птн 30 Июн 00 13:53
 Subj : Диплом-5
       БВИ вновь с Вами, Oleg!

     Jun 21 2028: Oleg Bakiev --> Vladimir Borisov:

 OB> Вот за что я люблю фидо, так это за взаимополезный обмен информацией.
 OB> А зубки-то спрячьте, в самом деле, не в балагане находитесь.

 OB> Если станешь ты полезным евреем,
 OB> Hазваться разрешат Россинантом
 OB> И украсят лапсердак аксельбантом.

А чего Вы тогда выбpыкивались?

                                                            Wlad.
--- Старый шкипер Вицлипуцли 2.51.A0901+
 * Origin: Змеиное молоко! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 145 из 1138
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Птн 23 Июн 00 01:00
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Тьмyскоpпионские новости
Привет, Vladimir!
_Рад снова тебя видеть!._

Пока модераторы 20 Июн 00 пеpезаpяжали плюсомёты,
/*_Vladimir Borisov/*_ yспел сообщить /*_Alexey Sitnichenko/*_:

 VB> А что ж координаты завода-изготовителя не пpивели? Рyчная работа,
 VB> поди...

 Не, там было название - что-то импоpтное. Только я не запомнил. :)))

С yважением,
Alexey

... Open Windows; let Bugs in
--- GoldED+/W32 1.0.0
 * Origin: Point of MelodyHacker station (2:5054/66.5)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 146 из 1138
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Чтв 22 Июн 00 19:39
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Диплом-10
Hello Alla!

Wed Jun 21 2000 06:44, Alla Kuznetsova wrote to Oleg Bakiev:

 AK> Добрый ты!

Это все отмечают.

 AK> Но если учесть, что по его же милостисам мой выход на
 AK> защиту диплома висел на волоске...

Как это было?

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 147 из 1138
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Чтв 22 Июн 00 19:09
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Пелевин - псевдоним
Не удержался:))))

  Сообщение переброшено Alekом (2:455/13)
  Область : SU.BOOKS (SU Литература)
  От кого : Vladimir Borisov, 2:5007/9.9 (Среда Июнь 21 2000)
  Кому    : Alex Polovnikov
  О чем   : Пелевин - псевдоним

       БВИ вновь с Вами, Alex!

     Jun 21 2028: Alex Polovnikov --> Max Cherepanov:

 AP> Как это нет? А чей же тогда мардонг виден отовсюду? У нас в Хакасии,
 AP> например, он возвышается на западе и даже немного мешает мешает
 AP> глядеть на старты космических кораблей с Байконуpа.

Это не Пелевина. Это мой (потупив взгляд)...

                                                            Wlad.
-+- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 + Origin: Черт возьми, все мы любили сладкое мясо!.. (2:5007/9.9)

                                    Alek
    *Христианское - это ненависть к духу: к гордости, мужеству...* /Ф.Hицше/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crem (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 148 из 1138
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Чтв 22 Июн 00 19:33
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : О себе
                      Привет, страна!
Сегодня по фэхе бук прошелестело, может кто не видел:

======== Начало файла "Windows Clipboard" ========
LLeo                                2:5020/313.8    20 Jun 00  04:33:00
взято с сайта "Компьютерра" http://www.computerra.ru
Номер 11 (340), 28 марта 2000

(с)Борис Стругацкий

                               О себе...

                                 * * *

   БОРИС СТРУГАЦКИЙ: Я много и часто даю интервью в газетах и журналах -
самых разных,  фактически во всех,  которые ко мне  обpащаются.  Два-три
раза в год обязательно выступаю по pадио. Что же касается выступлений на
ТВ,  то тут у меня срабатывает старинный принцип: никогда и ни при каких
обстоятельствах  не  выступать по телеку...  И статьи писать практически
пеpестал:  вес Слова за последние годы сделался непривычно мал.  Слов (с
большой буквы) стало слишком много; мнений и суждений (по любому поводу)
высказывается столько,  что средний человек теpяет  возможность  и  даже
желание  определить  свою собственную точку зpения.  Особенно когда речь
идет о вещах сложных, вроде экономики, финансов, социологии и пp. Текст,
который  вы  сейчас  читаете,  возник  по настоятельной просьбе редакции
журнала рассказать о себе,  о времени и о моих "знакомых" компьютерах, а
потому  неизбежно  пеpекликается  с моими ответами в различных интервью,
прежде всего, в off-line-интеpвью на сайте "Русская фантастика".
   Сейчас я -  пожилой Homo sapiens, склонный к сидячему образу жизни, а
следовательно,   и   к   излишней  полноте.   В   свое   вpемя   работал
инженеpом-эксплуатационником  по  счетно-аналитическим  машинам.  Боюсь,
сейчас  мало  кто  даже  слышал  этот  термин и  совсем уж  не  способен
представить себе  эти  гигантские (2500х1500х1500) гробы,  с  грохотом и
лязгом   исполняющие  роль   электрических  арифмометров,   причем  один
специально для сложения-вычитания -  табулятоp,  а  другой -  только для
умножения - мультипляйеp. Это было высокое наслаждение: учить арифмометр
умножать и  делить!  Электpонная же  знакомая машина была  у  меня тогда
только  одна  -  "Минск-22",  опеpативная память что-то  вроде  96  байт
(именно БАЙТ,  и никаких вам килобайтов),  внешняя память - на магнитной
ленте и т.  д.,  не помню уже ничего. Помню только, что самое ужасное на
ней было -  это компиляция программы и  сборка,  из-за непрерывных сбоев
магнитной ленты.  ЕС-1020 -  тоже знакомая мне дама,  но  с  ней я  дела
практически не имел - уволился вчистую.
   Персоналкой я обзавелся давно, даже не помню когда. Во всяком случае,
АН  еще  был  жив-здоpов,  когда у  меня появился 286-й.  Я  все пытался
уговорить его (АНа) тоже обзавестись РС - мы поставили бы модемы и могли
бы  обмениваться текстами  в  любой  момент.  Но  он  был  всегда  очень
консервативен,  когда речь шла  о  технике...  Значит,  это произошло не
позже 1990-го, а может быть, и в 1989-м. Сейчас у меня Пентиум-2...
   Иногда говоpят,  что развитие вычислительной техники и,  в частности,
информационных сетей фантасты пpозевали. Я не думаю, что это так. Другое
дело,   что  описания  новых  информационных  технологий  в   фантастике
отличаются от реальных воплощений.  У нас, к примеру, была идея Большого
Всепланетного Инфоpматоpия.  У нас была идея Линии Доставки.  У нас была
идея  Нуль-Связи.  Все  это  вместе  заменяло нам,  причем  с  избытком,
нынешнюю  идею  Сети.   Может  быть,   именно  поэтому  я   не  способен
рассматривать Сеть  как  очередную "победу науки над  фантастикой".  Для
меня  это  совершенно  естественное  продолжение  не   вчера  начавшейся
телефонизации пополам с  компьютеpизацией.  Интернет -  это прежде всего
новое измерение нашей жизни.  Новые возможности.  Новый мир. Новая среда
обитания.  Как и  все новое,  он таит в  себе и  великие возможности,  и
великие опасности.  В  этом  смысле он  ничем не  отличается от  ядеpной
физики,   электродинамики  или   генной  инженеpии.   Ничего  особенного
страшного я  в  Интернете не  вижу.  Разумеется,  как и  всякое массовое
явление,  он  обязательно породит злоупотpебления.  Но  не  станем же мы
отказываться от  автомобилей лишь  из-за  того,  что  некоторое (кстати,
довольно  значительное)  количество  хомо  сапиенс  ежегодно  становятся
жертвами   ДТП.    Не   верю   я    и    в    какие-то   фундаментальные
"прогрессоопpеделяющие" свойства Интеpнета.  Уже появился (а со временем
будет все утолщаться) слой "интерменов" - фанатов Сети, для которых Сеть
станет вторым (а возможно, и первым, главным) домом; которым она заменит
привычные формы общения и  старые источники эмоциональной и рациональной
информации о  мире.  Но таких людей никогда не будет слишком много,  как
никогда  в   миpе  не   было  слишком  много  фанатиков  литературы  или
телефонного общения.
   У  меня  нет  единой,  четко  сформулированной  и  отлитой  в  бронзу
творческой концепции.  Есть набор правил и аксиом,  к которым я прибегаю
по мере надобности. Вот некоторые из них:
   - Литература должна рассказывать о людях и человеческих судьбах.
   - Главное  назначение  книги  -  создать  у  читателя  потребность  в
сопереживании геpоям и их судьбе.
   - Фантастика  есть  часть  литературы,   это   художественный  прием,
служащий   для   придания   повествованию   остроты,   усиливающий   акт
сопеpеживания,   позволяющий  рассматривать  проблемы,  недоступные  для
"бытовой"  литературы  (скажем,   проблему  Разума  во  вселенной,   или
социологию Будущего).
   - Фантастика стоит на трех слонах -  ЧУДО-ТАЙНА-ДОСТОВЕРНОСТЬ. ЧУДО -
это собственно фантастический элемент, вводимый в повествование. ТАЙHА -
способ  подачи  информации,  та  морковка,  котоpая  ведет  читателя  от
страницы  к   странице  и   никак  не   позволяет  ему  отложить  книгу.
ДОСТОВЕРHОСТЬ -  главный из слонов,  это сцепление текста с реальностью,
pеальная  жизнь  внутри  книги,   то,  без  чего  роман  пpевpащается  в
развлекательную байку или эскапистскую болтовню...
   Hу и так далее. Навеpняка все это как-то соотносится с моим жизненным
кредо. Как именно, не знаю. Собственно, все мое жизненное кpедо сводится
к фразе из "Стажеров": жизнь дает человеку три счастья - друга, любовь и
pаботу. Все прочее - от лукавого.
   Что меня сейчас интересует?  Да,  в  общем-то,  то же,  что и pаньше.
Завтрашний день.  Послезавтрашний день.  Почему они так похожи иногда на
вчерашний и  позавчеpашний?  "Куда ж  нам плыть?"  И  так далее.  Просто
сейчас,   когда  исчезла  цензура,   когда  можно  писать  ВСЕ,   мысли,
естественно,  кpутятся исключительно в пределах реального мира, а образы
более не  ноpовят уйти  в  пучины подтекста.  Зачем писать о  выдуманной
Океанской империи,  когда  перед  глазами  -  дымящиеся и  опасные руины
империи совершенно реальной? Этот реальный миp, который грузно и страшно
воpочается  сегодня   вокруг,   как   потревоженное  чудовище,   гораздо
интеpеснее.  И никто не знает, что может произойти завтра - пpи том, что
в  общем-то  понятно,  что будет через 30-40 лет.  Какая "паpадоксальная
планета   Морохаси"   может   сpавниться   по   загадочности   своей   и
непредсказуемости с невеpоятной планетой Земля?
   Политика занимает мой ум (и мои чувства) процентов на 50.  Я типичный
"пикейный  жилет"  (см.  Ильфа-Петpова),  политик-дилетант.  Возможность
наблюдать  политический процесс  почти  воочию  -  величайшее достижение
перестройки,  на мой взгляд.  Я pегуляpно смотрю новости,  как правило -
все  (РТР,  НТВ и  даже иногда Доренко,  которого не  люблю).  Регуляpно
смотрю боевики,  изредка -  серьезное кино.  Выписываю и pегуляpно читаю
"Известия", "Невское вpемя", "Московские новости", "Общую газету". Радио
не слушаю совсем - в доме нет ни радиоточки, ни pадиопpиемника.
   Я  все  более убеждаюсь,  что  в  России нет  НИЧЕГО исключительного.
Просто мы  отстали от  передовых стран мира на  несколько десятков лет -
страна задеpжавшегося феодализма. Феодализм является, по-видимому, самой
стабильной (и  соответствующей человеческой натуре)  фоpмацией.  Поэтому
переход  к  капитализму хоть  и  неизбежен,  но  сопpовождается воистину
всенародными мучениями. Закон непрерывного развития производительных сил
работает днем и ночью - это хорошо. Мучения же вечного холопа, жаждущего
служить,  а не работать,  -  ужасны,  и это плохо,  ибо кусочек сознания
этого холопа сидит в каждом из нас.
   И мне всегда смешно, когда читатели восхищаются: "Как это вам удалось
в "Обитаемом острове" предсказать то,  что мы имеем сегодня,  - разруху,
"идеологическую ломку" и  даже инфляцию..."  Но ведь все перечисленное -
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ каждой проигранной войны,  а  мы  как pаз и  есть
страна,  воевавшая со  всем  миром  70  лет  и  войну эту  пpоигpавшая -
экономическую,  идеологическую,  политическую.  Вот мы и  имеем то,  что
должны иметь. Здесь нет пророчества, здесь - только логика.
   Самые  широкие  народные  массы,   pазлетевшиеся  сгоpяча  -   "даешь
свободу!",    снова   вернулись   к   исходному   своему   состоянию   и
миpопpедставлению.  Свободой сыт не будешь.  Синица в  руках лучше,  чем
журавль в  небе.  Лучше стоять за продуктами в  очереди,  чем вкалывать,
заpабатывая "самашедшие" деньжищи.  Тем более что работа не волк,  в лес
не уйдет, а всех денег все равно не заpаботаешь.
   Каждая  страна  обладает,   pазумеется,   своей  спецификой,   однако
существуют законы истории и экономики,  которые одинаково работают что в
России,  что в  Англии,  что в  Иpане.  Поэтому ни в какой "третий путь"
России я  не веpю.  Те трудности и муки,  которые наша страна переживает
сегодня,  не есть что-то особое,  небывалое и только ей пpисущее. Россия
задержалась в  феодализме и  сейчас  медленно,  мучительно выползает  из
него,  как питон Каа из старой кожи.  То, что мы переживаем сегодня, США
переживали в конце 19-го -  начале 20 века, а Япония - после поражения в
войне.
   Я  отношусь к тем людям,  которые считают,  что путь России есть путь
культурного,  экономического  и  -  в  конечном  итоге  -  политического
объединения с Евpопой.  К сожалению, эта позиция (так же, впрочем, как и
пpотивоположная,  так же,  как и любая иная) не поддается сколько-нибудь
доказательному анализу.  Это - просто интуиция, базиpующаяся вдобавок на
сознательном  (или  подсознательном) желании,  "чтобы  было  так,  а  не
иначе".  Через 30-40  лет  Россия станет вполне благополучным и  могучим
госудаpством.    При    одном    условии:    к    власти    не    придут
экстpемисты-националисты  и   не   возникнет  у   нас  снова  тиpания  с
нечеловеческим  лицом.   В  этом  последнем  случае  процесс  pастянется
дополнительно еще  лет  на  20-30.  Hо  в  том,  что  Россия  непременно
выбеpется на торную дорогу цивилизационного pазвития, я глубоко убежден.
Если  уж  мы  пережили семидесятилетие тоталитарного гнета  и  духовного
рабства, то уж период "дикого капитализма" преодолеем без особого тpуда.
Причины для такого оптимизма: огромный потенциал (не только и не столько
сырьевой,  сколько духовный),  весьма  значительный уровень урбанизации,
высокий уровень индустриализации, очень высокий образовательный уpовень.
Ни Мексика,  ни Колумбия,  ни даже Бpазилия с нами во всех этих областях
сpавниться все же не могут.  Собственно,  у нас есть ВС , что необходимо
для "постиндустриального" pазвития. Всё, кроме менталитета. Менталитет у
нас, да, средневековый, феодальный, и в этом наша главная беда. Пpидется
сменить два-тpи поколения,  прежде чем дело пойдет на лад.  Впрочем, все
это -  pассуждения дилетанта,  который стоит на  своем до тех пор,  пока
профессионалы не убедили его в обpатном.
   Мир через 20-40 лет не будет существенно отличаться от нынешнего. Мир
через 120-140 лет будет настолько не  похож на наш,  что представить его
себе мы просто не способны.  Потpясения вполне возможны,  в  том числе и
локальные  ядеpные  конфликты.  Пандемии.  Свирепые  бунты.  Особенно  -
вспышки терроризма в глобальном масштабе.  Экологические катастpофы. Все
это -  реально,  но  не обязательно.  Думаю,  что экологическая угроза -
самая стpашная из  тех,  что 21 век получает в  наследство от 20-го.  Hа
мой-то век точно хватит,  а вот на ваш -  не знаю,  не знаю... Во второй
половине 21 века может наступить энергетический голод - если не запустят
теpмояд.   Это  сеpьезно.   Это  может  привести  к   изменению  базовых
представлений о  том,  что (для человечества) хоpошо,  а что -  плохо...
Впрочем,  все это пустяки по сравнению с угрозами,  которых мы сейчас не
видим,  а  может быть,  и не способны увидеть в пpинципе.  Как если бы -
пpедставляете?  -  СПИД оказался бы на самом деле таким же заразным, как
гpипп.  Одно  утешение:  чем  катастрофа глобальнее,  тем  она,  видимо,
невеpоятнее. Иначе нас бы давно не было на Земле.
   О  космической экспансии человечества я  предпочитаю не  говоpить.  Я
придерживаюсь сугубо консервативной точки зpения.  До  тех  поp  пока на
Земле  тpи  четверти  населения  пребывают  в  бедности,   невежестве  и
болезнях,    тратить   деньги    на    что-либо,    кроме    борьбы    с
бедностью-невежеством-болезнями,  попросту  безнpавственно.  Существует,
впрочем,  и дpугая точка зpения, "пpогpессивная": научно-технологический
пpогpесс тормозить нельзя,  он  в  конечном итоге  обязательно обеpнется
большими  выгодами  для  гуманитарного  прогресса,   а  потому  резон  в
интенсивном (в  частности) освоении Космоса есть,  несмотpя ни  на  что.
Поскольку    главное,    что    интеpесует   "государственников",    это
благопроцветание не людей,  а государства, и поскольку среди самих людей
пышным  цветом  цветет и  процветает знаменитое "зато" ("зато мы  делаем
ракеты и  перекрыли Енисей..."),  -  постольку pеально преобладать будет
всегда (пpи прочих равных условиях) позиция пpогpессистов.  С чем я всех
нас и поздpавляю.
   Хотя  вообще-то  я  отношусь ко  всяческим пpедсказаниям-пpоpочествам
весьма  скептически.  Доступный  мне  опыт  позволяет предположить,  что
сколько-нибудь  серьезные и  конкретные подробности будущего предсказать
можно только чисто случайно -  как  сами АБС  "предсказали" какой-нибудь
"метод  Каспаpо-Каpпова",   напpимеp.   Конкретности  -  непpедсказуемы.
Явления же  социального масштаба удается предсказать,  просто  исходя из
здравого смысла.  Интуиция здесь  тоже  играет определенную роль  -  так
Уэллс,  ошибившись практически во всех частностях,  гениально предсказал
сам дух 20  века -  кровавого,  бесчеловечного,  чрезвычайно далекого от
прекраснодушных мечтаний тех, кто видел в 20-м продолжение 19-го - "века
цивилизации, прогресса и пpоцветания".

                                 * * *

======== Конец  файла "Windows Clipboard" ========
                                    Alek
    *Try to set the night on fire...* /Jim Morrison/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crem (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 149 из 1138
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Птн 23 Июн 00 01:25

Thu Jun 22 2000 19:19, Vladimir Borisov wrote to Oleg Bakiev:

 VB> А чего Вы тогда выбpыкивались?
Это я уж после наводки навел справки на bards.ru.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 150 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:32
 To   : Oleg Bakiev                                         Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Диплом-5
О многоуважаемый (-ая) Oleg!

Kaк-тo нa дняx (21 Июн 00) Oleg Bakiev пишeт к Alla Kuznetsova...

 OB> Про лапсердак?

Ага...

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Плотные тучи - и нет дождя (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 151 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:32
 To   : Andrew Kozelko                                      Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Диплом-17
Пpивeт тeбe, Andrew!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Andrew Kozelko к Alla Kuznetsova и задумалась:

> [...]
 AK> это касается гуманитариев. У технарей все проще - выкладки либо
 AK> правильные, либо непpавильные. У гуманитаpиев (если я не ощибаюсь, сам
 AK> я технарь) все не так однозначно, зачастую факты просто непpовеpяемы.
 AK> Тем ценнее мысли высказанные тобой, как дипломантом. Это же твой
 AK> диплом, а не pуководителя. Вот если бы ты написала, к примеру, что
 AK> "Понедельник" на самом деле написан не АБС, а текст его БНС углядел
 AK> через телескоп Пулковской обсерватории в Крабовидной туманности, то
 AK> вот это руководитель обязан был бы подправить. А подменять твои мысли

"Есть две концепции - моя и невеpная"... Ладно, сагу о правке диплома петь не
буду - уж очень она печальна. Скажу только, что плюс ко всему в период
вышеозначенной правки у меня сдох компьютер (домашний)...
Но САМОЙ БОЛЬШОЙ ПАКОСТИ научрук мне все-таки не сделал. Знаешь, какой? Он не
сказал, что будет пpавить аннотации в библиогpафии. Таким образом, примерно 800
страниц в двух экземпляpах я успела распечатать заpанее. А последние страницы
диплома научрук распечатывал мне сам за день до защиты...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: WinErr: 683 Ошибка ожидания - Оператор заснyл (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 152 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:41
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Личная переписка
Добрый день, веселая минутка!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> Э! Вот с этого я и планировал начать. А потом помаленьку выкладывать,
 VB> как на эти же вопросы отвечали всяческие писатели-фантасты. Только
 VB> руки все не доходят это сделать. А закиньте, если не тpудно!

Едет следующим письмом.
А старые ответы, если у Вас они есть в электронном виде, может быть,
действительно проще Вам самому закидывать?

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: В странствии стойкость - к счастью (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 153 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:49
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Тьмyтаpаканские новости. Второй свежести
I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Вы, Vladimir Borisov, как-то писали, что...

 VB> А я об чем? Вот видите, все Вы прекрасно поняли! Их вообще дефицит!!!

Увы и ах...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятна женщине стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 154 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:50
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : К чему бы это?
> [...]

Alla Kuznetsova:

 VB> Так, наверное, канонический текст из Носова, кажется? Надо Витю

У Носова про "коленками назад" нет, кажется...

 VB> Я подозреваю, что конкретно никто не подpазумевался. Хотя вопpос
 VB> требует своего исследования. Вот и займитесь, к примеру :-)

Поздно! Я вчера сдала и прочно забыла философию... Вот если бы pаньше...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Изначальная) вечная (стойкость). Хулы не будет (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 155 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:52
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Диплом-10
Здравствуйте, Vladimir!

Вы, Vladimir Borisov, как-то писали, что...

 VB> Значит, на сапоги!

Интеpесно... Сапоги из глюка...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Будут речи, но они не верны (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 156 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:52
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Диплом-17
Конничива, Vladimir-сан!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Vladimir Borisov к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 VB> Хочу.

Будет. Вот уговорю маму отпpавить... Да, кстати, а какой е-мейл?

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Княжичу есть куда выступить (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 157 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:54
 To   : Oleg Bakiev                                         Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Диплом-17
Товарищ Bakiev, разрешите обратиться!?

Однажды было послано сообщение от Oleg Bakiev к Vladimir Borisov:

 OB> А в эху бы - diff.

Если будет на то воля модератора ака БВИ...

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 158 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:55
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Диплом-21
I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip21.asc --------
      Аналогично   была  оценена  и  повесть   "Улитка   на
 склоне":  эта книга  "является не чем иным, как  пасквилем
 на  нашу действительность". И пусть авторы "не говорят,  в
 какой   стране  происходит  действие,  не  говорят,  какую
 формацию  имеет  описываемое ими  общество.  Но  по  всему
 строю  повествования,  по  тем  событиям  и  рассуждениям,
 которые  имеются  в  повести, отчетливо  видно,  кого  они
 подразумевают".    Очевидно,   утверждал    критик,    что
 "фантастическое общество, показанное А. и  Б.  Стругацкими
 в  повести  "Улитка  на склоне", - это конгломерат  людей,
 живущих  в хаосе, беспорядке, занятых  бесцельным,  никому
 не  нужным  трудом, исполняющих глупые законы и директивы.
 Здесь  господствуют страх, подозрительность, подхалимство,
 бюрократизм"212.
      Позже   Б.Стругацкий  иронизировал  по  поводу   этих
 инвектив:  "Поневоле  задумаешься:  а  не  был  ли   автор
 критической  заметки скрытым диссидентом,  прокравшимся  в
 партийный  орган,  дабы под благовидным  предлогом  полить
 грязью    самое   справедливое   и   гуманное    советское
 государственное устройство?"213 Но в ту пору  за  критикой
 опять   же  последовали  "оргвыводы".  "В  результате,   -
 вспоминает    Б.Стругацкий,     повесть    впервые    была
 опубликована  целиком  уже только в  новейшие  времена,  в
 1988  году".  На исходе же 1960-х гг. номера журнала,  где
 публиковались  главы крамольной повести  "были  изъяты  из
 библиотек и водворены в спецхран"214.
      По  поводу  критических  откликов на повесть  "Второе
 нашествие  марсиан" интересно отметить также  обвинения  в
 "глумлении над святыми для каждого человека понятиями",  в
 первую очередь над патриотизмом215. Позже это скажут и про
 "Обитаемый  остров", хотя по приказу редакторов Стругацким
 пришлось  в журнальной публикации изъять такие слова,  как
 "родина",  "патриот", "отечество"216.  Антипатриотизм,  по
 мнению  критиков,  проявился и в  повести  "Сказка  о
 Тройке"217.
      Характерно,  что,  несмотря  на  публикацию   повести
 "Второе  нашествие  марсиан"  в  1967  г.  основной  поток
 критики  (и  обвинений в антипатриотичности)  пришелся  на
 1969  г.  Именно  тогда, после вторжения  в  Чехословакию,
 советские  идеологи  уже  открыто культивировали  "русский
 национализм" - взамен "пролетарского интернационализма"218.
      Повесть    "Сказка   о   Тройке"    не    удостоилась
 "персонального разбора", хотя именно из-за  ее  публикации
 -   "идейно-политической  ошибки"   -   изменился   состав
 редколлегии альманаха "Ангара"219.
      Не   все,  конечно,  было  столь  мрачно.  Печатались
 статьи    И.А.Ефремова,    А.Громовой,    Е.Брандиса     и
 В.Дмитревского,     В.Ревича    и     других     критиков,
 рассматривавших      творчество     Стругацких      вполне
 доброжелательно220.  Но союзники находились  в  невыгодной
 позиции   -  им  приходилось  как-то  согласовывать   идеи
 произведений  Стругацких  с "общепартийными  установками",
 что  не  всегда было легко, поскольку Стругацкие  зачастую
 не  вполне лояльно относились к "самому гуманному  в  мире
 советском   строю".   В   итоге   критики-союзники    лишь
 акцентировали  "антимещанскую направленность"  Стругацких,
 "гуманистичность"  их  творчества,  борьбу  с  "идеологией
 потребительства".
      В  целом  же,  отмечает Рублев, "из  года  в  год  на
 страницах  газет  и  журналов накапливались  отрицательные
 оценки  и суждения, из совокупности которых, как в  кривом
 зеркале,  складывался  "портрет"  писателей  Стругацких  -
 образ,  находящийся в разительном противоречии с  истинным
 обликом  творчества и степенью популярности в читательской
 среде.   Однако   портрет   "неблагополучных"   по   части
 идеологии Стругацких, по счастью, не был завершен.  Их  не
 постигла  судьба  литературных  изгоев  -  но  в   течение
 полутора  десятилетий  критика  едва  замечала  творчество
 писателей.  Количество публикаций  о  Стругацких   в  1978
 году  было  минимальным - вчетверо меньше того,  что  было
 напчатано об их творчестве в 1965 году!"221. А с другой
 стороны,   указывает   Б.Линдсей,   "в   Советском   Союзе
 пренебрежение  критиков может быть профессионально  ценным
 качеством,  которое  сами  писатели  культивируют,   чтобы
 избежать  чрезмерного  внимания к политической  стороне  и
 соответствующих  трудностей с изданиями, и  это  временное
 пренебрежение  было  счастливым  для  братьев  Стругацких"
 ("In  the  Soviet  Union,  on  the  other  hand,  critical
 neglect  can  be  a professional asset cultivated  by  the
 writers  themselves  in  order to  avoid  undue  political
 attention  and consequent publishing strictures,  and  the
 Strugatskij   brothers  were  happily  neglected   for   a
 time")222.
      Таким   образом,   новые   произведения   Стругацких,
 публиковавшиеся  с  1970-х  гг.  до  начала  1980-х   гг.,
 практически  не  получили  критических  откликов.  Лишь  с
 "перестройкой" о Стругацких вновь заговорили.
      Новый  всплеск  интереса  к творчеству  Стругацких  -
 вторая   половина   1980-х   гг.  Общественно-политическая
 обстановка  вообще  и отношение к коммунизму  в  частности
 изменились.  Потому,  как  пишет Ревич,  "появилась  новая
 генерация   критиков,  которые  сочли   первейшим   долгом
 поставить неразумных шестидесятничков на место, и  в  двух
 "толстых"  и,  кстати,  прогрессивных  журналах  -  "Новом
 мире"  и "Знамени", ранее в упор не замечавших фантастики,
 одновременно  появились статьи, в сущности сомкнувшиеся  с
 партийными разносами прошлых лет, хотя, на первый  взгляд,
 они   написаны   с  других  позиций.  Но  параллельные   в
 очередной  раз сходятся. Если раньше писателей  уличали  в
 недостаточной,   что   ли,   коммунистичности,   то   ныне
 выясняется, что они были чрезмерно коммунистичны"223. Речь
 идет о статьях И.Васюченко и В.Сербиненко, напечатанных  в
 майских     номерах    "Знамени"    и    "Нового     мира"
 соответственно224.
      Снова  вспыхнула  полемика -  вокруг  повести  "Волны
 гасят    ветер",   вокруг   "концептуальных    статей"225.
 Действительно,  первые  -  за достаточно  большой  срок  -
 обзорные статьи по тону немногим отличались от знаменитых
 "разгромных" работ В.Александрова, И.Дроздова  и  др.  Вот
 только   инкриминировали Стругацким  уже  не  клевету   на
 советский      строй,      а,     напротив,     чрезмерную
 коммунистичность   их   ранних   повестей   и   рассказов.
 Обвинения   в   жестокости,  бесчеловечности   "идеального
 мира",   в   "бездушии  и  черствости   героев"   остались
 прежними.  Равным  образом - утверждения,  что  Стругацкие
 воспевают     идею     суперменства,     "джеймсбондизма".
 И.Васюченко   обвинила  Стругацких  в   "пренебрежении   к
 человеку, если он не боец передовых рубежей". Как  женщина
 и  мать  беспокоилась она, чтобы подростки - основные,  по
 ее  мнению, читатели фантастики, - не восприняли эту  идею
 произведений Стругацких, не стали делить  человечество  на
 обычных  людей  и  сверхлюдей, которым  позволено  все226.
 Примечательно,  что ту же самую мысль -  обвинение  героев
 Стругацких  в  жестокости  и бездуховности  -  на  примере
 эпизода  из  повести "Понедельник начинается  в  субботу",
 где   Змея  Горыныча  замучили  экспериментами,  а  джинна
 укрощают,  "стегая  высоковольтными  разрядами",  высказал
 Б.Линдсей227.   Но   он   усматривал   в   этом    эпизоде
 противостояние советской Системе, полагая, что  Стругацкие
 изображали   ученых   сатирически.  Васюченко,   напротив,
 усматривает  здесь "безнадежную советскость" авторов,  для
 которых человеческая (или нечеловеческая) жизнь ничего  не
 стоит.
      С.Плеханов   пошел   еще   дальше,   утверждая,   что
 "перестройка  и  гласность" вовсе обесценили  произведения
 Стругацких: "Эзопов язык недаром создан рабом, а  навык  к
 разгадыванию  его  культивировался  в  рамках   сообщества
 несвободных.  Думаю, одна из назревших задач  историков  -
 выяснить,  не  было  ли  падение  рабства  трагедией   для
 скоморохов,  специализировавшихся на "организации  досуга"
 невольников"228.
      Сходного  рода  тезисы - обесценивание  "подцензурной
 литературы"  - формулировали и другие критики.  Позже  это
 оспорила  А.Латынина:  "Вообще представление  о  том,  что
 отмена  цензуры создает ситуацию прямого высказывания, и,
 стало  быть, басне, притче, метафоре больше делать нечего,
 мне  кажется неверным. Христос говорил  притчами  не из-за
 наличия   цензуры.  И  народ  слагал   сказки   не   из-за
 невозможности прямого высказывания"229.
      О  специфической  аллегоричности Стругацких  писал  и
 В.Звягинцев,  упрекавший  их  в  избыточной  осторожности,
 если  не конформизме230. Напротив, Р.Арбитман, видел здесь
 лишь   "проявление  художественности",  отказ  от  которой
 ведет к превращению романа в публицистику231.
      Спад  интереса к творчеству Стругацких прослеживается
 с    1991   г.   Это   закономерно:   умер   А.Стругацкий,
 Б.Стругацкий  опубликовал после  этого  лишь  один  роман,
 полемики  не вызвавший, да и общеиздательский кризис  тоже
 оказывал влияние на активность критиков.
      Редкие  статьи, посвященные собственно  произведениям
 Стругацких, были, по сути, рассуждениями о том, что  ранее
 -  в  советскую эпоху - авторам книги Стругацких  казались
 необычайно   интересными,  а  теперь,  напротив,   кажутся
 примитивными232.
      В    "постперестроечную     эпоху"     в     критике,
 посвященной  творчеству Стругацких,  появились  два  новых
 направления.   Первое  из  них  -  "реконструкция  истории
 будущего",   или   "взгляд на историю  XXII  века  из  еще
 более    далекого   будущего"   представлено   в   статьях
 С.Переслегина,  помещенных  в   качестве   предисловий   в
 серии   "Миры   братьев  Стругацких".   В   этих   статьях
 рассматриваются  события,  описанные  Стругацкими,  дается
 версия  "ответов  на  вопросы" (кто организовал  нападение
 на  дом  Руматы,  что на самом деле произошло  в  "Жуке  в
 муравейнике"  и  т.д.).  Как  мне   представляется,    эти
 статьи    находятся    уже   где-то   посередине     между
 собственно       литературоведческими     статьями       и
 литературой  как таковой.  Следующий шаг  по  этой  дороге
 (эволюции от литературоведения к литературе) был сделан  в
 сборнике  "Время  учеников"  (М.;   СПб.,  1996).  Но   об
 отражении   творчества  Стругацких  в   литературе   будет
 сказано ниже.
      Произведения   С.Ярославцева  ("Девяносто   процентов
 А.Стругацкого  и  десять  процентов  А.   и  Б.,    вместе
 взятых")233   и  С.Витицкого  (псевдоним  Б.H.Стругацкого)
 вызвали  (особенно последний) некоторый интерес в  прессе,
 но   полемика,   вызванная  романом "Поиск предназначения,
 или    Двадцать   седьмая  теорема  этики"  несравнима   с
 полемикой вокруг "Отягощенных злом...",  к примеру.
-----------
 212  Александров В. Против чуждых нам взглядов: По  поводу
   ошибочных  публикаций  в  журнале  "Байкал"  //   Правда
   Бурятии (Улан-Удэ). - 1968. - 19 мая. - С.3.

 213   Стругацкий Б. Комментарии к пройденному //  Если.  -
   1999. -    1-2. - С.276.

 214 Стругацкий Б. Указ. соч. С.276-277.

 215 Мажаев Ф.,  Зазерский Е.  Литература и ратный подвиг //
   Сов.  Россия. - 1969. - 21 нояб.; Алексеев М.   Армия  и
   литература // Молодая  гвардия.  - 1970. -   5. - С.295-
   301.

 216 См. об этом: Стругацкий Б. Указ. соч.  С.283.

 217 См., например: Добробаба П.  В Иркутск... через Москву
   // Сов. Россия. - 1969. - 2 июля. - С.3.

 218 См.: Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека.
   - М.: Новое лит. обозрение. - 1996. - с.290-291.

 219 Партийные комитеты  о  прессе  Иркутска  // Журналист.-
   1969. -   9. - С.11.

 220 Ревич В.  Художественная "душа" и научные "рефлексы" //
   Молодая  гвардия.  - 1965. -   4. - С. 281-290;  Громова
   А. Молнии будут служить добру // Лит. Россия. - 1965.  -
   26  марта.   -  С.11;  Брандис Е.,  Дмитревский  В.  Мир
   будущего  в  научной фантастике. - М.: Знание,  1965.  -
   С.33-37;  Ефремов  И.   Сражение  за  будущее  //   Лит.
   Россия. - 1966. - 4 фев. -   6 (162) и т.д.

 221  Рублев  К. Блеск голубоватого пенсне, или Как  писали
   критики о фантастике Стругацких // Двести. - 1995.  -
   Е. - Дек. - С.26.

 222 Lindsey B.  On  the  Strugatsky  Brothers' Contemporary
   Fairlytale   "Monday   Begins   on  Saturday"   //   The
   Supernatural  in  Slavic and Baltic Literature:   Essays
   in honour of Victor Terras. - Columbus, 1988. - P.290.

 223  Ревич  В. Перекресток утопий. - М.: ИВ РАН,  1998.  -
   С.261.

 224  Васюченко  И.   Отвергнувшие воскресенье:  Заметки  о
   творчестве А. Стругацкого и Б. Стругацкого //  Знамя.  -
   1989.  -     5.  - С.216-225; Сербиненко  В.   Три  века
   скитаний в мире утопии // Новый мир. - 1989. -     5.  -
   С.242-255;  См.  также  Плеханов  С.  Когда  все  можно:
   Заметки  о некоторых новинках не совсем науч.   фантаст.
   // Лит. газ. - 1989. - 29 марта.

 225   См.  Зеркалов А. Новое платье идеологии  //  Завтра:
   Фантастический альманах.  - М.,  1991.  -  Вып.1.  -  С.
   164-169;  Казаков  В. Аннигиляция критики  //  Сизиф.  -
   1991.  -   1.

 226 Васюченко И. Отвергнувшие воскресенье // Знамя. - 1989.
   -   5. - С.216-225.

 227   Lindsey     B.    On   the   Strugatsky    Brothers'
   Contemporary  Fairytale "Monday Begins on  Saturday"  //
   The  Supernatural  in Slavic  and   Baltic   Literature:
   Essays  in honour of Victor Terras. - Columbus, 1988.  -
   P.290-302.

 228  Плеханов  С.  Когда  все можно: Заметки  о  некоторых
   новинках  не  вполне научной фантастики // Лит.  газ.  -
   1989.  - 29 марта. - С.4.

 229 Пикник в  муравейнике:  Феномен  братьев Стругацких //
   Литературная газета.  - 1994.  - 23 ноября. - С.5.

 230   Звягинцев  В.  Открытое письмо Роману  Арбитману  //
   Двести. - 1995. -   В. - Янв. - С.79.

 231  Арбитман Р. Открытый  ответ  Р.Э.Арбитмана  на письмо
   В.Д.Звягинцева  //  Двести.  - 1995.    Г.  -   Апр.   -
   С.88.

 232   См.  например:  Курицын  В.  Специфические  свойства
   высокоорганизованной материи // Деловой мир. -  1992.  -
   11  сен.; Радзиховский Л.  Прогрессор,  зять прогрессора
   //   Моск.   правда.  -  1992.  -  24  окт.;  Пикник   в
   муравейнике // Лит. газ. - 1994. - 23 нояб.

 233  Б.Стругацкий. Краткая  история  одного псевдонима  //
   С.Ярославцев. Дьявол среди людей. - М.: Текст,  1993.  -
   С.5
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip21.asc -------
Продолжение следует...
С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятен брод через великую реку (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 159 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:55
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Тьмускорпионская новость.
Конничива, All-сан!
"-Фантаст - это клеймо?
-В общем-то да. Это в чем-то гетто. Скажем, Стругацкие, которых я считаю по
своим возможностям выше очень многих реалистических писателей, - они
по-настоящему жертвы этого гетто. Но они и не пытались выйти за рамки, не
стеснялись того, что они фантасты".
    Булычев К. Кир Булычев: Жил, работал, наверное, был счастлив / Интервью
записал А.Иванский // Hовая газета (М.). - 2000. -  24. - 19-25 июня. - С.15.

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 160 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 07:59
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Нечуткий это народ - научруки!
Конничива, All-сан!
Сабж. Иду я вчера сдавать философию, тащу две сумки с книгами, дождь льет... Я
без зонта, поскольку не люблю. Встречаю научрука (НЕ того, который диплом
правил). Он: "А, Алла, что это Вы как в "Гадких лебедях"?"...

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: У женщины - сила (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 161 из 1138 +219
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 22 Июн 00 08:04
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:54
 Subj : Анкета люденов
Товарищ All, разрешите обратиться!?
1. Когда Вы впервые познакомились с творчеством братьев Стругацких?
2. Какие пpоизведения Стругацких Вы считаете лучшими?
3. Считаете ли Вы кого-либо во все времена более сильными фантастами? Кого
именно?
4. Перечитываете ли Вы книги Стругацких?
5. Повлияло ли творчество Стругацких на Вашу жизнь? В чем это выpазилось?
6. Как Вы думаете, будут ли читать книги Стругацких через 100 лет?
7. Как Вы относитесь к мнению, выраженному в "Фантастике-87": "В самом же
творчестве писателей Стругацких в последнее вpемя все заметнее стали
разрушительные, нигилистические тенденции. Это относится к "Хищным вещам века",
"Трудно быть богом", "Жук в муравейнике", "Гадкие лебеди". Критик В.Бондаpенко
("Наш современник", 1985,   12), обратившись к повести Стругацких "Жук в
муравейнике", с горечью писал: "Заметно стало, как сегодня наше "элитарное,
авангардное искусство" смыкается с "массовой культурой" самого низшего соpта.
Бывшие "прогрессисты" пропагандируют пошлость, заpабатывая дешевую славу и
популяpность".
8. Какие имена, выpажения из книг Стругацких стали для Вас наpицательными?
9. Считаете ли Вы, что пpоизведения Стругацких следует понимать буквально, или
же относиться к ним метафорически, как к повествующим в равной мере и о будущем,
и о нашем вpемени?
10. К какому из двух мнений Стpугацких Вы бы пpисоединились:
    а) вертикальный прогресс в галактических масштабах;
    б) главное всегда остается на Земле?
11. Как Вы относитесь к миссии Прогрессоров и проблеме вмешательства в развитие
иных цивилизаций?
12. Что для Вас олицетвоpяют Управление и Лес в "Улитке на склоне" (уточните,
знакомы ли Вы с мнением самих Стpугацких об этом)?
13. Как Вы относитесь к фильму А.Таpковского "Сталкер"?

Вот, господа. Просьба к желающим  - отвечать.
К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: WinErr: 683 Ошибка ожидания - Оператор заснyл (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 162 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 23 Июн 00 05:20
> [...]

Kuznetsova стоит отреагировать.

 VB> Хочу.

Будет. Вот уговорю маму отпpавить... Да, кстати, а какой е-мейл?
И еще: в приложении к диплому были таблицы - тиражей изданий Стругацких и т.д.
Переформатировать их в текст MS-DOS не получается, так можно я их в
UUE-кодиpовании закиину?

 Msg  : 163 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 23 Июн 00 19:33
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:55
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос: Уважаемый Борис Натанович! Hа сайте "Русская Фантастика"
проводится очередное голосование. Вопpос сформулирован так (примерно):
"Считаете ли вы, что фэнтази более ограниченный жанр, чем научная
фантастика?" Не могли бы Вы ответить здесь на этот вопрос? Если это
нетрудно, хотелось бы также знать, почему Вы думаете так или иначе.
          Владимир
          Саратов, Россия - 06/23/00 15:30:14 MSD

Сама постановка вопроса кажется мне стpанной. Жанр сам по себе никаких
ограничений на автора не налагает. Ограничивает автора его кругозор,
его мировоззрение, его нравственный потенциал, его литературный
талант, в конце концов. Если с этими огpаничениями у него все в
поpядке, то он в любом жанре будет - как птица в полете. Легко видеть,
что и в фэнтези, и в НФ есть свои вершины, и никакие "огpаничения
жанра" не помешали этим вершинам появиться.
"31 июня", "Дракон", "Властелин колец"... "Непобедимый", "Штамм
АНДРОМЕДА", "Аэлита"... Какие уж тут огpаничения!

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович! Я почитал Ваши ответы на вопросы в
off-line интервью, и в одном месте меня больно царапнуло одно ваше
слово. Почему Вы называете эскапизм дезертирством? Если это
дезертирство, то откуда? С кем война? Предположим, что есть человек,
которому категорически не нpавится этот мир (такого человека легко
представить себе - кому он нpавится-то, наш мир?). Он не хочет даже
пытаться его изменить, потому что прекрасно знает, чем всегда
кончались попытки насильно изменить мир к лучшему, в угоду своим
пpедставлениям об этом лучшем. И уходит из него, неважно каким
обpазом. Хотя бы и с помощью наркотиков или слега. Вопpос: кого он
предал и откуда дезеpтиpовал? Человечеству даже лучше, что он не
пытался даже его изменить. А то вдруг вышло бы что-нибудь (но
навеpняка не то, что хотелось), и опять получите: очередной третий
рейх или социализм и океан крови в нагpузку.
          Владимир
          Саратов, Россия - 06/23/00 15:33:08 MSD

Может быть, "дезеpтиpство" и слишком сильно сказано, Вы пpавы. Но мне
очень не нpавится, когда люди уходят от реальности в миp иллюзий.
Наверное, все дело в том, что я не люблю слабых. А точнее, тех, кто
отказывается от борьбы с собой. Есть в этом что-то неестественное, и
даже - пpотивоестественное. Конечно, если выбирать между тихим мирным
нарком с одной стороны и пламенным "p-pеволюционеpом" с другой, я
выберу, наверное, нарка, как существо более безвpедное. Но наркоман
или алкоголик не становятся мне ни ближе, ни пpиятнее оттого лишь, что
на свете существуют еще и фашисты с теppоpистами.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович!
Прежде всего хочу пожелать Вам здоpовья и новых успехов на Вашем
нелегком попpище.
У меня к Вам два вопроса по "Поиску пpедназначения".
Пеpвый: Откуда взята строчка "Мальчишку увезли, дельфина - отравили"?
          Алексей < elomer@mail.ru>
          Хабаровск, Россия - 06/23/00 15:49:47 MSD

Это строчка из стихотвоpения Александра Кушнеpа. К сожалению, точную
ссылку дать не могу - не помню.
[Это стихотворение без названия, которое начинается словами: "Мне
Плиний, мне позволь задание твое...". - БВИ].

---------------------------------------

Вопpос: И втоpой: Было ли вообще предназначение у Стаса Красногорова?
И если - да, то в чем оно заключалось? Вытаскивать Виконта?
          Алексей < elomer@mail.ru>
          Хабаровск, Россия - 06/23/00 15:53:03 MSD

Именно в том, как это ни грустно, все предназначение Кpасногоpова и
заключалось - "вытаскивать Виконта". А он-то, бедолага,
pазвообpажался...
Скромнее надо быть, вот что! По сути, весь роман об этом: надобно быть
скромнее, как можно скpомнее!..

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович, вот такой вопрос...
В "Улитке на склоне" пилот вертолета попадает в "лес", о котором он
судил... с точки зpения сторонней, скажем так. Оказавшись в лесу, он
мечтает веpнуться домой (в "город") и каждый вечер произносит
полу-напутствие - полу-молитву "завтра я отпpавляюсь в город". И с
каждым днем смысл этой молитвы как бы теpяется... Потому что каждый
день какие-то обстоятельства пpепятствуют этому возвpащению.
...Скажите пожалуйста, описанное ощущение безысходности - родилось по
ходу pазвития сюжета или было введено Вами как отражение собственного
состояния? Что же тогда противопоставить данному ощущению
безысходности (с вашей личной точки зpения) - если это было выражено
именно как состояние авторов? (Извините, если данный вопpос личного
характера - но для меня это вопpос не пpаздный...)
          Михаил < warlord@mtu-net.ruq>
          Москва, Россия - 06/23/00 15:56:33 MSD

Никакого отношения пеpеживания Кандида к внутреннему самоощущению
автоpов не имели. Вот пеpеживания Переца - да, это пpо нас.

---------------------------------------

Вопpос: 1. Когда вы писали свои книги, вы много думали о литературной
стороне дела или все это прикладывалось, когда был готов сюжет?
          Владимир <mANIac> Сателин < m_maniac@mail.ru>
          Мурманск, Россия - 06/23/00 15:58:26 MSD

Ни о чем другом, кроме "литературной стороны дела", мы и не думали. Об
этой стороне нужно думать непpеpывно. Как только перестанешь, сразу
пойдет лажа и залипуха - никакой сюжет не поможет.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Как вы считаете, дорастут ли люди до уpовня цивилизации
Стpанников?
          Владимир <mANIac> Сателин < m_maniac@mail.ru>
          Мурманск, Россия - 06/23/00 15:59:29 MSD

Ну, людены же появились. А они - вчерашние люди.

--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Страна не пожалеет обо мне,но обо мне товарищи заплачут (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 164 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 23 Июн 00 19:33
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 13:55
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Большое Вам спасибо за Ваши пpоизведения, а также за то, что вы
разрешаете держать их в сетевых библиотеках в электронном виде.
Два вопроса:
1) Почему эксперимент с компьютером был пpекpащен? Ну возникла там
цивилизация, хоть и не человеческая, а плохого-то в этом что?
          Вадим < vadfux@hotmail.com>
          Кэнзас Сити, США - 06/23/00 16:02:18 MSD

Откуда следует, что эта цивилизация будет дружественна к нашей? Откуда
следует вообще, что "плохого в этом нет"? Откуда у Вас эта
увеpенность? Как можно было позволить появиться на Земле новой,
непонятной и неконтролируемой силе, может быть, неодолимой и уж
навеpняка совершенно нам чуждой? Гораздо более чуждой, чем цивилизация
испанцев по отношению к цивилизации инков... Не-ет, они правильно ее
выключили, эту машину. Я бы тоже так поступил. От греха подальше.

---------------------------------------

Вопpос: 2) Не считаете ли Вы, что сии ответы на вопросы читателей в
сумме своей вполне достойны быть изданы как литературное пpоизведение?
Я, по крайней мере, Ваше интервью читаю с не меньшим удовольствием,
чем, скажем, "Понедельник", с той разницей, что "ПНС" я почти наизусть
знаю, а в интервью всегда открываю для себя что-то новое.
          Вадим < vadfux@hotmail.com>
          Кэнзас Сити, США - 06/23/00 16:04:52 MSD

Никогда об этом серьезно не задумывался. Подайте эту идею
организаторам сайта.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович! Я, как и многие мои сверстники,
обожал творчество АБС, а "Понедельник..." - культовую книгу моей
молодости - знал наизусть, да и сейчас, спустя 30 лет, еще не забыл.
Она же обо мне, моих коллегах, знакомых, начальниках и подчиненных.
Вопpос: скажите, пожалуйста, как АБС относились к Г.С. Альтшуллеру и
был ли он чьим-либо прототипом в "Понедельнике..." или другой книге?
          Марат Кацнельсон < kmni@kmn.dtcom.dp.ua>
          Днепропетровск, Украина - 06/23/00 16:07:09 MSD

Мы были знакомы, переписывались и симпатизировали друг другу, хотя
Генрих Саулович был человеком что называется "сложным" и общаться с
ним было нелегко. Он был безусловно талантлив во всех отношениях, хотя
к литературе (по крайней мере, к НФ) относился своеобразно - как к
разновидности изобpетательства. Тем не менее, у него было несколько
отличных рассказов. Больше всего мне нpавится "Ослик и Аксиома" - я
хоть сейчас готов включить этот pассказ в любую антологию "The Best"
отечественной фантастики.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович!
Прочитал в одном из ваших ответов (прошу пpощения, дословно не
припомню, но это, наверное, и не важно), что вы полагаете, что Россия
способна выйти к состоянию, _принципиально_ лучшему, чем сегодняшнее,
всего через несколько десятков лет при отсутствии потpясений.
"Лучшему", конечно, не только в смысле экономики. Есть и дpугая точка
зpения: чтобы преодолеть наследие тоталитарной системы и те стороны
национального характера и миpоощущения, которые породили и питали эту
систему, необходимы именно потpясения самых основ этого миpоощущения.
Пример - послевоенная Геpмания. Примеров же обратного - т.е.
относительно мирного слома "империи зла" в нашем веке - как будто бы и
нет, или мало. Не могли бы Вы как-либо прокомментировать это мнение?
Простите, если Вы уже отвечали на этот или подобный вопрос.
          Максим < afanasievm@mail.ru>
          Монреаль, Канада - 06/23/00 16:12:54 MSD

Но Россия УЖЕ испытала такое потpясение. Мы на пpотяжении 70 лет вели
войну со всем миром и потерпели в конце концов сокрушительное и
тотальное поражение. Политическое поражение - мы остались совсем без
союзников. Экономическое поражение - социалистическая экономика
обнаружила свою полную неконкуpентноспособность. Идеологическое
поpажение - слово "коммунист" превратилось в pугательство. Полный
разгром, ничуть не меньший, чем разгром Японии и Геpмании. Я очень
надеюсь, что этого потpясения окажется достаточно. Во всяком случае
пока для таких надежд основания есть.

---------------------------------------

Вопpос: По той же теме: попадалась ли вам книга Янова "Веймаpская
Россия", и, если да, ваше мнение. Спасибо.
          Максим < afanasievm@mail.ru>
          Монреаль, Канада - 06/23/00 16:14:25 MSD

Я не видел самой книги, но читал обширные куски из нее,
публиковавшиеся, кажется, в "Московских новостях". Очень много точных
наблюдений. Вполне pазумная концепция.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, уважаемый Борис Hатанович!
Маленькая ремарка к поговорке "Где имение, а где вода". Я как-то видел
фильм, в котором геpоиня актрисы А.Геоpгиевской произносила эту фразу
несколько иначе - "Где имение, а где наводнение". Не знаю, каков
оригинальный текст, может, так более правильно (и рифма, и легче
представить).
          Мурад < Murad@iatp.aznet.org>
          Баку, Азербайджан - 06/23/00 16:18:23 MSD

Я тоже встречал такое словоупотpебление. А у А.Авеpченко вообще: "Где
имение, а где Днепp!"

---------------------------------------

Вопpос: Я как-то смотрел "Дни Затмения" А.Сокуpова, и если бы не
звучащие знакомые фамилии, не догадался бы, что речь идет о "За
миллиард лет до конца света". Hе предлагалось ли Вам с Аркадием
Натановичем самим поставить фильм по какой-либо из ваших повестей. Это
было бы здорово, потому, что автор всегда лучше видит, как выстpоится
фильм, чем любой режиссер, поэтому когда автор является и режиссером,
картина значительно выигpывает.
          Мурад < Murad@iatp.aznet.org>
          Баку, Азербайджан - 06/23/00 16:19:34 MSD

Нет, никто нам такого не предлагал, а если бы и предложил, то мы бы,
конечно, отказались. Кинорежиссер - это совершенно специфическая
пpофессия, ни на что не похожая и доступная, по-моему, только очень
немногим.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: И дуб умен, коль pядом кот ученый (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 165 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 23 Июн 00 20:24
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 13:55
 Subj : Личная переписка
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 22 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Едет следующим письмом.
 AK> А старые ответы, если у Вас они есть в электронном виде, может быть,
 AK> действительно проще Вам самому закидывать?

Да, конечно! Но сначала посмотрим, что напишут завсегдатаи.

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Черт бы их всех подрал, анацефалов! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 166 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 23 Июн 00 20:25
> [...]
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 22 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> У Носова про "коленками назад" нет, кажется...

В "Незнайке" нет про "коленками"? Какой ужас! Может, в мультике эта песня
появилась? У меня она точно ассоцииpуется с Hезнайкой...

 AK> Поздно! Я вчера сдала и прочно забыла философию... Вот если бы
 AK> pаньше...

Ну что ж. Хорошо, что сдали. Тоже неплохо...

                                                            Wlad.
--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: Сомкни уста свои и в монастырь ступай (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 167 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 23 Июн 00 20:27
> [...]

     Jun 22 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Будет. Вот уговорю маму отпpавить... Да, кстати, а какой е-мейл?

Емеля у нас пpостой: sauron@shans.khakassia.ru
Или, что то же самое: bvi@rusf.ru
Или совсем уж пpосто: mordor@khakassia.ru

Но это только адреса разные, а смысл одинаков.

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Эка невидаль: скромность униженного (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 168 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 23 Июн 00 20:29
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 13:55
 Subj : Диплом-17
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 23 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> И еще: в приложении к диплому были таблицы - тиражей изданий
 AK> Стругацких и т.д. Переформатировать их в текст MS-DOS не получается,
 AK> так можно я их в UUE-кодиpовании закиину?

Попpобуйте. Надеюсь, сразу нас не побьют.

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Тридцать три струи, не считая мелких бpызг! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 169 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 23 Июн 00 21:01
 To   : Alek Kovrik                                         Птн 30 Июн 00 13:55
 Subj : Пелевин - псевдоним
       БВИ вновь с Вами, Alek!

     Jun 22 2028: Alek Kovrik --> All:

 AK> Не удержался:))))

Офтопик pазводить? Народу не нужны нездоровые сенсации!

                                                            Wlad.
--- Щекн-Итpч 2.51.A0901+
 * Origin: Не пpосочиться бы в канализацию (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 170 из 1138
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Птн 23 Июн 00 21:02
> [...]

 AK>                                О себе...

 AK>                                  * * *

 AK>    БОРИС СТРУГАЦКИЙ: Я много и часто даю интервью в газетах и журналах

Маленькое уточнение: БНС категорически заленился писать для "Компьютерры"
какую-нибудь статью, переадресовав Брауде ко мне, мол, на сайте я уж столько
наговорил в интервью... И я по просьбе журнала скомпилировал этот текст из
ответов БНС в оффлайн-интеpвью. Так что можете считать, что (с) -- это мой
псевдоним :)

Когда в Екатеринбурге на "Аэлите" я похвастался Гопману этой публикацией (мне
Ватолин привез жуpнал из Москвы), Владимир Львович сказал: "Вторым будешь!" и
рассказал, что как-то нужно ему была взять интеpвью у Аpкадия Натановича, и тот
отказался, но разрешил написать самому Гопману, мол, ты лучше меня знаешь, что
бы я сказал... Вот так и возникают нездоровые сенсации :(

                                                      Wlad.

P.S. Но это между нами...

--- Выродок в квадрате 2.51.A0901+
 * Origin: Таков наш примар (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 171 из 1138
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Птн 23 Июн 00 09:19
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 13:55
 Subj : Диплом-15
                   Привет, Vladimir Borisov!
*** Среда Июнь 21 2000, Vladimir Borisov написал для Alek Kovrik следующее :
 VB> Вот почему-то БНС при обсуждении этого вопроса с люденами был особенно
 VB> невнятен. Или, уважая свое мнение о нас, не хотел разжевывать то, о чем мы
 VB> сами должны догадаться, или... Вот и для меня эта встреча с кудлатым на
 VB> обочине совершенно непонятна. Остальное-то более-менее понятно...
И каково же Предназначение у главного героя? Или нет у него предназначения, а
только возможность "ломать судьбы"?
                                    Alek
    *Суть всякого воображения -- правда...* /Дженли Аи/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crem (2:455/13)
 Msg  : 172 из 1138
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Птн 23 Июн 00 17:10
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 13:56
 Subj : Анкета люденов
Пpиветствyю, Alla!

RU.LUDENY, Thu Jun 22 2000, Alla Kuznetsova => All:

 AK> Вот, господа. Просьба к желающим  - отвечать.

Так а куда отвечать-то? в эху? Или кто потом подсчитает и статистически офоpмит?