RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 21 Сен 00 07:28
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 22 Сен 00 10:46
 Subj : ### Ответы БНС
Здравия желаю, товарищ Borisov!

Kaк-тo нa дняx (20 Сен 00) Vladimir Borisov пишeт к All...

 VB> Кто же все-таки был "Агентом # 711", предателем в теppоpистической
 VB> группе Мак Сима? И куда, кстати, девается Доктор перед атакой на
 VB> башню? Или он и был этим агентом?
 VB>           Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
 VB>           Москва, Россия - 09/20/00 19:23:47 MSK

 VB> Нет, доктор здесь не при чем. Он не участвовал в атаке на башню по
 VB> причинам, не имеющим никакого отношения к сюжету. А вот кто был
 VB> провокатором, догадаться в принципе можно, но, согласен, довольно
 VB> сложно. Впрочем, людены, кажется, в конце концов догадались. Я могу,
 VB> конечно, назвать имя, но, может быть, читателям самим будет интеpесно
> [...]

А в самом деле, кто?...

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Действия будут одобрены (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 968 из 1138 +970                    Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Чтв 21 Сен 00 07:38
 To   : Yuri Zubakin                                        Птн 22 Сен 00 10:46
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
Здравствуй, Yuri!

Вы, Yuri Zubakin, как-то писали, что...

> [...]
 YZ> уж вспомнить "Жук в муравейнике"...
 YZ>     "То и дело поле сражения целиком заволакивалось дымом, в котором
 YZ> не различить было уже предмета спора, и только подобно раскаленным
 YZ> ядрам проносились навстречу друг другу разнообразные "безответственные
 YZ> болтуны", "феодальные рыцари плаща и кинжала",
 YZ> "провокаторы-общественники", "плешивые агенты тайной службы",
 YZ> "склеротические демагоги" и "тайные тюремщики идей". Ну, а менее
 YZ> экзотические "старые ослы", "ядовитые сморчки" и "маразматики" всех
 YZ> видов сыпались градом наподобие шрапнели..."

"Познакомясь с научно-фантастическими рассказами и повестью А. и Б.Стругацких
"Путь на Амальтею" (изд-во "Молодая гваpдия", 1960), приходишь к печальному
выводу, что люди будущего - это далеко не передовые люди, недостатки которых ни
вpемя, ни образование не испpавили.
Послушайте, как говоpят герои повести:
"-Не ори на нее, козел! - гаркнул атмосферный физик Потапов".
"-Лопать захочет - придет".
"-Еpунду порет Грегуар"...
"Они очень любили друг друга и сиганули туда полюбоваться на звезды"...
"У него такая особая морда".
Герои называют друг друга "извергами", "бездельниками", "слепыми филинами",
"трепачами", "мальками"...
Неужели авторы повести решили, что люди будущего будут так говорить?"
    Ю.Гоpбунов. Неужели так будут говоpить люди будущего? // Звезда. - 1961. -
8. - С.221.

Это заодно будет и сегодняшней тьмускорпионской новостью...

Кстати, Юрий, Вам не нужны для коллекции подобные статьи?

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Hе я добываю юношей, юноши добывают меня (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Sergej Qkowlew                      2:5020/122.1    Птн 22 Сен 00 02:55
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 22 Сен 00 10:46
 Subj : Тьмускоpпионская новость
Hi from RUSSIA!

07:14 on 15 Sep 2000 Alla Kuznetsova wrote to All:

 AK> раних времен Саймака, а уж что касается психоволновой обработки
 AK> населения, то автор и сам честно ссылается в тексте на Стpугацких
 AK> (впрочем, ссылайся не ссылайся - основа сюжета скалькирована один к
 AK> одному, разве что дело происходит в нынешней Москве, а не на
 AK> далеклм Саракше, ну, так и вpемя тогда было другое)."     Галина М.
 AK> Зомби и сын: [Pец. на кн.: Дивов О. Мастер собак. - М.: ЭКСМО,
 AK> 1997] // Литеpатуpная газета (М.). - 1998. - 18 фев. (  7). - С.10.
 AK> Кстати, никто рецензируемую книгу не читал?...

Читал. Вообще-то "идея психотронной обpаботки населения" в описываемое автором
вpемя была настолько популяpна, что скалькированы скорее уж заморочки, которыми
полнилась тусовка контактёpов, уфологов, экстрасенсов и т.п.

Отсылка же на разрушение Центpа... Ну давайте теперь и пожар на телебашне
назовём "скалькированным" со Стpугацких... :-)))))))

Best Regards to you from Sergej Qkowlew

--- timEd 1.10.y2k+
 * Origin: Тот, кто не больше чем человек - ничто. (2:5020/122.1)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 22 Сен 00 11:54
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Четверг
Сентябрь 21 2000, 07:38):

 AK> Кстати, Юрий, Вам не нужны для коллекции подобные статьи?

    Конечно же, нужны! И даже очень!
    И не только мне     :)
    Только вот как бы их лучше перевести в эл. вид? Это же очень много...

                C уважением, Yuri

... Возвращение Доедая. StarWars?
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 971 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 22 Сен 00 05:17
 To   : All                                                 Суб 23 Сен 00 18:18
 Subj : Поттс-81.
Пpивeт, All!
=====
Заключение

Явно, что определенный набор тем объединяет работы Арка-дия и Бориса Стругацких.
Одна из доминирующих тем - возможно, единственная доминирующая - огромное
несоответствие между идеалистическими надеждами на будущее человечества,
наиболее ярко выраженными на первой стадии их творчества, и глубокими
сомнениями, выросшими из наблюдений за человеческой природой. Нарастающее
уныние, разочарование и гнев, вселившиеся в их ра-боты в десятилетие от середины
1960-х до середины 1970-х, обна-руживают стремление продолжать верить в
человеческий потенци-ал, затемненное страхом, что будущее может оказаться
слишком похожим на настоящее. Вместе со своими героями, например, Бане-вым,
Стругацкие жалуются на слабость индивида и инерцию ин-ституций, мешающие
человечеству достичь утопии и звезд.
В частности, как авторы научной фантастики, они критикова-ли неправильное
использование науки, особенно технологии и по-иска нового, гибельный подход к
неизвестному, трату человеческих умов и жизней. Их проза полна ученых, чья
научная карьера была разрушена тем, что они стали бюрократами - от мягкого
случая Юрковского в повести "Стажеры" до образа Странни-ка/Экселенца/Сикорски в
романах "Обитаемый остров" и "Жук в муравейнике". Ученый в идеале - интуитивный
сторонник прогрес-са, использующий воображение, видение, экспертизу для
расшире-ния и улучшения человеческого мира; бюрократ же, с другой сторо-ны,
живет, чтобы ограничивать, сужать, сохранять статус-кво. Hе-многие изменения
могут быть трагичнее, чем последний поступок бывшего ученого Сикорски,
убивающего Абалкина из страха непо-знанного.
Наивысшей важностью для Стругацких отмечена связь науки и морали: расширение
знания должно служить лучшим интересам человечества. Это отношение выражено в
том, что Дарко Сувин на-звал их "кредо".
====

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Жизнь такова, какова она есть. И больше никакова. (2:5020/1004.61)S

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 972 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 22 Сен 00 08:14
 To   : All                                                 Суб 23 Сен 00 18:18
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая.
Здравствуй, All!
""Сталкер" - газета для тех, кто хочет жить, причем жить интересно весело и
оpигинально.
"Шлем гоpячий привет журналам "Ом", "Матадор" и "Птюч", которые изо всех сил
пытаются прорвать эту информационную блокаду. К сожалению среди газет у меня нет
возможности отметить ни одной. Именно поэтому "Сталкер" сейчас в Ваших руках, и
из него вы узнаете, как можно достойно убить вpемя с пользой для себя и не
pаздpажая окpужающих.
Мы не снобы и любим читателей такими, какими они есть. Поэтому "Сталкер" будет
рассказывать абсолютно обо всех течениях и подводных камнях культурной жизни
столицы...
С помощью Сталкера вы всегда будете в курсе последних новостей театра, музыки и
кинематографа, узнаете, в какой конкретный клуб лучше всего пойти в ближайший
вечеp..."
    Привет рожденным летать // Сталкер (М.). - 1997. - 27 мая (  0). - С.1. -
[Подп.: Главный pедактоp].

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Великое отходит, малое приходит (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 973 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 22 Сен 00 08:22
 To   : Andrew Kozelko                                      Суб 23 Сен 00 18:18
 Subj : ### Ответы БНС
Простите за беспокойство, Andrew, но...

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Andrew Kozelko, по поводу Вашего письма к
Vladimir Borisov

 AK> Чего там сложного? Копыто им был, намеки в тексте совеpшенно
 AK> пpозpачные.

Это да. Но, может быть, в виду имелся кто-то дpугой?..

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Без Andrew жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 974 из 1138 +979
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Вск 24 Сен 00 00:54
 To   : All                                                 Вск 24 Сен 00 11:40
 Subj : [FWD] Олимпийская чемпмонка Караваева
* Переслал Alexey Sitnichenko (2:5054/66.5)
* Обл. : PERM.SPORT (Эхи с /66 (Alexey Komarov))
* От   : Alexey Sitnichenko, 2:5054/66.5 (23 Сен 00 00:07)
* Комy : All
* Тема : Олимпийская чемпмонка Караваева
* Originally in PERM.ECHO
* также послано в PERM.SPORT
* также послано в PERM
Привет, All!

 Бpатцы! У кого ест инет, наройте, плиз, фоткy Сабджа. Чемпионка она по прыжкам
на батyте. И если y неё там какой-нить имейл (нy в смысле-мыло) есть тож
желательно - хочy на свиданкy пpигласить:))))))). Можете даже всю стpаничкy, но
не обязательно.

С yважением,
Alexey

... /_До моего дня pождения осталось 23 дней/_
-+- GoldED+/W32 1.0.0
 * Origin: Point of MelodyHacker station (2:5054/66.5)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 975 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 23 Сен 00 04:41
 To   : All                                                 Вск 24 Сен 00 11:40
 Subj : Поттс-82
Здравия желаю, товарищ All!
======
"[Hаучная фантастика] - литература, имеющая дело с этикой и ответственностью
ученого [:], с тем, что те, в чьих руках нахо-дится реализация высших достижений
человеческого знания, чув-ствуют и как они относятся к своей работе [:] Каждый
ученый должен быть революционным гуманистом, в противном случае инерция истории
приведет его в число безответственных негодяев, ведущих мир к разрушению".
[Процитировано Сувином в его "Введении" к роману "Улитка на склоне", с.19].
Термин "революционный гуманист" показателен. Если Стру-гацкие часто относятся
критически к аспектам советского общества - бюрократической неподатливости и
неэффективности, милита-ризму и полицейскому преследованию (черты, не уникальные
для советской системы) - они все еще решительно марксисты в своем идеализме. Они
продолжают надеяться на мировое социалистиче-ское государство, объединившееся в
мире, процветании и социаль-ном прогрессе, - бесклассовое, эгалитарное и
несостязательное. Ар-кадий Стругацкий однажды заметил в интервью "People's
World": "Я никогда не сомневался в правильности коммунистических идей, хотя я и
не член партии: Я знаком и с другими философиями, но ни одна не отвечает моим
требованиям так, как коммунизм".
Даже если это заявление было сделано по дипломатическим или ироническим
соображениям, оно не опровергает присущей произведениям братьев Стругацких
склонности к лучшим надеждам марксизма. Hесмотря на их возрастающие сомнения в
человеческих возможностях и либеральный гуманизм в центре их философии, трудно
понять, как кто-то (находящийся по любую сторону идеоло-гического барьера) может
назвать их диссидентами.
Если они, с точки зрения советских верхов, и были в чем-то виновны, так это в
неортодоксальности, с которой они проповедо-вали свои ценности, а также в
вынужденном, но растущем скепти-цизме, по отношению как к  системе  - за ее
внутренний консерва-тизм, так и к массам - за их податливость. Как уже
замечалось, наиболее явная критика Стругацких последовала за их сатириче-скими
произведениями конца 1960-х, в которых они наиболее близ-ко по стилю подошли к
официально разрешенной сатире "Крокодила". Это был также период между романами
"Хищные вещи века" и "Обитаемый остров", когда противоречия в творчест-ве
братьев Стругацких принимали в советской критике преувели-ченные размеры, и
когда у них были наибольшие сложности с пуб-ликациями своих произведений
отдельным изданием; ни "Улитка на склоне", ни "Гадкие лебеди" не появились в их
родной стране книжным изданием. Но эти произведения - не самые политически
противоречивые из их работ. "Сказка о Тройке" критиковала бюро-кратию не менее
резко, чем "Улитка на склоне", а "Гадкие лебеди", хотя и выделяются больше своим
грубым реализмом, нежели кри-тикой советской системы, которую проще найти в
более поздних произведениях - "Обитаемый остров" и "За миллиард лет до конца
света".
=====

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молния пугает за сотни поприщ, но она не опрокинет  (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 976 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 23 Сен 00 06:22
 To   : Sergej Qkowlew                                      Вск 24 Сен 00 11:40
 Subj : Тьмускоpпионская новость
Простите за беспокойство, Sergej, но...

Kaк-тo нa дняx (22 Сен 00) Sergej Qkowlew пишeт к Alla Kuznetsova...

> [...]
 SQ> автором вpемя была настолько популяpна, что скалькированы скорее уж
 SQ> заморочки, которыми полнилась тусовка контактёpов, уфологов,

А про что там?..

 SQ> Отсылка же на разрушение Центра... Ну давайте теперь и пожар на
 SQ> телебашне назовём "скалькированным" со Стpугацких... :-)))))))

Ты будешь смеяться, но мне двое (независимо друг от друга) сказали: "Все знают,
что там телецентр и радиоцентр, а там, оказывается, и просто Центр"...
И что, у Дивова Центp таки pазpушают?..
Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малое отходит, великое приходит (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 977 из 1138 +980                    Rcv
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 23 Сен 00 06:24
 To   : Yuri Zubakin                                        Вск 24 Сен 00 11:40
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
  i, Yuri!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Yuri Zubakin к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 YZ>     Конечно же, нужны! И даже очень!
 YZ>     И не только мне     :)
 YZ>     Только вот как бы их лучше перевести в эл. вид? Это же очень
 YZ> много...

Ну вот одну Вы получили. Сегодня мылом отпpавится еще одна статья. А вообще -
есть два ваpианта: набрать все вручную (что малонаучная фантастика), или найти
бесплатный сканер (что тоже она же)...
И что делать?

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Проходя по своему двору, не увидишь своих людей (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 978 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 23 Сен 00 06:26
 To   : All                                                 Вск 24 Сен 00 11:40
 Subj : Тьмускорпионская новость
Здравствуй, All!
"Вообще-то, мне еще Аркадий Натанович Стругацкий рассказывал, что поступал так:
если он дает свою вещь какому-то журналу и оттуда ее возвращают, то он с этим
изданием больше не сотрудничает".
    Крапивин В. Владислав Кpапивин: "Дети хороши тем, что в них есть надежда"/
Беседовал Д.Байкалов // Книж. обозрение (М.). - 2000. - 11 сент. - С.5.

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Плотные тучи - и нет дождя (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 24 Сен 00 12:14
 To   : Alexey Sitnichenko
 Subj : [FWD] Олимпийская чемпмонка Караваева
        Здравствуйте, Alexey!

         Случайно увидел, как Alexey Sitnichenko писал All (Воскресенье Сентябрь
24 2000, 00:54):

> [...]
 AS> смысле-мыло) есть тож желательно - хочy на свиданкy
 AS> пpигласить:))))))). Можете даже всю стpаничкy, но не обязательно.

    А из какой она книги Стругацких?
    В "Энциклопедии миров братьев Стругацких" между "КАРАБУТАК" и "КАРАГАН"
ничего нет.

                C уважением, Yuri

... Возвращение Алисы из нержавеющей стали
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 24 Сен 00 12:15
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Суббота
Сентябрь 23 2000, 06:24):

 AK> Ну вот одну Вы получили.

    Спасибо, получил    :)
    Можно будет ее запостить в RU.SF.NEWS и SU.SF&F.FANDOM?

 AK> Сегодня мылом отпpавится еще одна статья. А вообще - есть два
 AK> ваpианта: набрать все вручную (что малонаучная фантастика),

    Это нереаально - и хотя я сам подобным занимался/занимаюсь, но никому этого
не пожелаю.

 AK> или найти бесплатный сканер (что тоже она же)... И что делать?

    По расценкам нашей публички сканирование 1 стр - 10 руб, что _очень_ много,
если нужно много материалов (100-500 стр, к примеру). Есть вариант - просто
снять ксерокопию (у нас - 1-2,5 руб за стр) и выслать мне, но, опять же - это
деньги на ксерокопию и пересылку...
    Пришли мне, пожалуйста, список статей по фантастике, которые ты считаешь
интересными (не обязательно по творчеству Стругацких - многое есть у "люденов" -
не хочется пересекаться) - я попробую найти их в нашей публички, отксерить и
OCRить. Но у нас, к сожалению, далеко не все материалы - к примеру, практически
нет газетной периодики других регионов, кроме области...

                C уважением, Yuri

... Зловерещащие мертвецы II
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Пон 25 Сен 00 00:52
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 25 Сен 00 16:12
 Subj : Re: [FWD] Олимпийская чемпмонка Караваева
Привет, Yuri!

24 Сен 00 12:14, Yuri Zubakin -> Alexey Sitnichenko:

 YZ>     А из какой она книги Стpyгацких?
 YZ>     В "Энциклопедии миров братьев Стpyгацких" междy "КАРАБУТАК" и
 YZ> "КАРАГАН" ничего нет.
 А... Э... Ы... 8-() Я чё, сеpьёзно это дело в Людены зафоpваpдил? М-да...
 Дык я того... не специально я... Я  в Рy.Лав хотел, pядышком они y меня. БВИ не
плюсyй меня, плиз.

С yважением,
Alexey

... /_До моего дня pождения осталось 26 дней/_
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 24 Сен 00 04:58
 To   : All                                                 Птн 01 Сен 00 16:13
 Subj : Поттс-83
Пpивeт, All!
=====
Если у этих двух произведений, "запрещенных цензурой", - "Гадкие лебеди" и
"Улитка на склоне" и есть что-то общее, помимо предположения, что революционные
изменения могут произойти только за счет отказа от гуманности, это мрачность их
видения. Фактически, многие из тех, кто сильнее всего критиковали Стру-гацких
(из тех, кого приводит в своей библиографии Сувин) специ-ально отмечали
двусмысленность - по их мнению - и пессимизм этих произведений. Поразительно,
насколько их обвинения схожи с теми, которые в то же время американские
консервативные критики выдвигали против нашей неортодоксальной литературы
1960-х, или - ближе к теме - к тем, которые "старая гвардия" американской
на-учной фантастики выдвигала против "новой волны" десятилетия.
Другие свидетельства заставляют предположить, что около 1969 года развернулось
острое, широко распространенное сокраще-ние публикаций советской научной
фантастики, распространившее-ся даже на писателей, никогда не имевших дела с
политическими темами. Возможно, сама "неудобность" таких произведений, как
"Гадкие лебеди" и "Улитка на склоне" - научной фантастики сдела-ла их
подходящими мишенями для вычеркивания; в СССР, тогда даже больше, чем сейчас,
почти вся научная фантастика публико-валась издательствами, связанными либо с
научным образованием, либо с молодежью. Для западного критика трудно, если
вообще возможно, прочесть мысли издателя (не говоря уже о советском из-дателе),
но история брежневского режима заставляет предположить, что принятие решений в
это время характеризовалось неэффектив-ностью наряду с идеологическим
компонентом. Сам Аркадий Стру-гацкий хорошо это знал, поскольку в тот период был
редактором одного из центральных издательств, публиковавших фантастику.
Надлежит также принимать во внимание, что советское пра-вительство следовало
четкой политике подавления Стругацких. Са-ми братья, конечно, это отрицали, и
сам факт их упорного выдаю-щегося положения в советских публикациях имел
тенденцию под-тверждать их слова. С другой стороны, их литературный коллега
критик Юлий Кагарлицкий заметил, что споры об их работах оста-вили Стругацких
измученными и удрученными. Он заметил также, что, в период "гласности" и
"перестройки" не хватает подходящей для книг бумаги, чтобы удовлетворить
потребность в изданиях их произведений.
К несчастью, работы Стругацких 1980-х годов выглядят бледнее, нежели их
творчество 1960-х и 1970-х годов. Хотя они участвовали в создании фильма
"Сталкер", советской киноверсии их повести "Пикник на обочине", в фильме нет
того чувства чуждо-го и критики человеческой жадности, которое делало повесть
столь интересной. Другой фильм, "Чародеи", и некоторые небольшие ра-боты,
опубликованные недавно в советской периодике, возвраща-ются к некоторым из их
старых, непротиворечивых тем. "Пять ло-жек эликсира", например, - это короткий
сценарий, появившийся в номере журнала "Soviet Literature" (где также
опубликовано интер-вью А.Стругацкого с Федоровым (Gyodorov)), и в котором
расска-зывается о писателе, которому предложили бессмертие, если он убьет
человека; как положительный герой Стругацких, он ценит че-ловеческую жизнь
превыше всего и отклоняет предложение.
=====

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Поднимешься до царского двора (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 24 Сен 00 07:25
 To   : All                                                 Птн 01 Сен 00 16:13
 Subj : Тьмускорпионская новость
Пpивeт, All!
    Чумаков В. Здравствуйте, первые хpононавты!: Уже нынешние поколения
российских тараканов опробуют машину времени // Литеpатуpная газета (М.). -
2000. - 20-26 сент. (  38). - С.8.
К разделам статьи использованы эпиграфы из повестей Стругацких "Понедельник
начинается в субботу" и "Сказка о Тройке"
"Срочно тpебуется идея!
"Вы не понимаете простых вещей, Федор. У каждого вида существует своя
исторически сложившаяся, передающаяся из поколения в поколение мечта.
Осуществление такой мечты и называют обычно великим свершением. У людей было две
исконных мечты: мечта летать вообще, проистекшая из зависти к насекомым, и мечта
слетать к Солнцу, проистекающая из невежества, ибо они полагали, что до Солнца
рукой подать".
    А. и Б.Стpугацкие. "Сказка о Тройке".
Вперед, в пpошлое!
"В описываемое будущее... Это, значит, всякие там фантастические романы и
утопии. Конечно, тоже интересно."
    А. и Б.Стpугацкие. "Понедельник начинается в субботу".
Если нельзя, но очень хочется...
"Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть. Речь идет о том, как
поступить с задачей, которая решения не имеет".
    "Понедельник начинается в субботу"
Можно ли стать собственным отцом?
"Постарайтесь понять, Александр Иванович, что не существует единственного для
всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них".
    "Понедельник начинается в субботу".
Запомните это слово - "ловондатр"
"Оказывается, некоторые из этих ребят занимались прелюбопытными вещами.
Оказывается, некоторые из них и по сей день бились над проблемой передвижения по
физическому времени, правда, безрезультатно".
    "Понедельник начинается в субботу".
Гpядет век хpононавтики?
" - Послушайте, а разве это возможно - контрамоция? - сказал я.
 - Теоретически возможно, - сказал Эдик. - Ведь половина вещества во
Вселенной движется в обратную сторону по времени. Практически же этим
никто не занимался."
    "Понедельник начинается в субботу".
P.S.
"Но это уже совсем-совсем дpугая истоpия".
    "Понедельник начинается в субботу".

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Не скорби (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Andrew Kozelko                      2:5020/423.30   Суб 23 Сен 00 21:54
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 08 Сен 00 16:13
 Subj : ### Ответы БНС
Hello Alla.

22 Sep 28 08:22, you wrote to me:

 AK> Это да. Но, может быть, в виду имелся кто-то дpугой?..

"Погоди, - сказал прокурор с досадой. - Процесс вел не я, не могу же я помнить
каждого осужденного.
 - А я думал, это все твои люди, - сказал Стpанник.
 - Там был только _один_ мой, остальные - настоящие..."

Andrew

---
 * Origin:    (2:5020/423.30)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Вск 24 Сен 00 11:07
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 08 Сен 00 16:13
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
Hello Alla!

Sat Sep 23 2000 06:24, Alla Kuznetsova wrote to Yuri Zubakin:

 AK> Ну вот одну Вы получили. Сегодня мылом отпpавится еще одна статья.
А почему мылом-то? Что вы всё скрываете?

 AK> вообще - есть два ваpианта: набрать все вручную (что малонаучная
 AK> фантастика), или найти бесплатный сканер (что тоже она же)...
Это фантастика уже не малонаучная, а социальная. Сканер - это не экзотика, а
вероятность того, что найдётся москвич, имеющий доступ к сканеру и читающий эту
эху - конечное число.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 986 из 1138                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 25 Сен 00 20:54
 To   : All
 Subj : История Фэндома: Интервью с А. Стругацким (1988)
    Аркадий Стругацкий: "Личность превыше всего!" / Беседу вел К. Исаков

    (Комсомолец (Челябинск).- 1988.- 24 сент.- (  115-117).- С. 8).

    Что больше всего интересует фантастов? Их интересует реальная сегодняшняя
жизнь. Чтобы убедиться в этом, прочитайте в июньском и июльском номерах "Юности"
новую вещь Аркадия и Бориса Стругацких "Отягощенные злом". "Она не случайно
имеет подзаголовок "Сорок лет спустя": мы попытались предположить, что будет
через сорок лет с момента начала перестройки, причем в области, которая
представляется нам важнейшей, - в области отношений между трудящимися и
нетрудящимися", - говорит наш собеседник Аркадий Натанович Стругацкий.

    - Итак, своего рода прогноз на перестройку?
    - И прогноз дальний. Как много мы сейчас слышим причитаний: три года прошло,
а у нас так ничего и не происходит - в экономике, в искусстве... Только ведь три
года, - ничтожный срок. У нас происходит революция, которая должна привести
страну к процветанию. Либо мы скатимся на положение третьестепенной державы.
    - То есть альтернативы нет?
    - Ну почему? Я думаю, очень многих устроит как раз пребывание на положении
третьестепенной державы. Одно из самых страшных последствий сталинизма и периода
застоя - из людей выбили гордость за свою Родину. Иногда встречаюсь с прежними
товарищами - бывает, пути в свое время разошлись, - и слышу: а пропади все оно
пропадом, вот водку не продают - это плохо, вот колбасы в магазине нет; и что
это за перестройка, когда колбасы не купишь... "Где сахар?" - вот что они
спрашивают. "Где моя гордость за Родину?" - на спрашивают.
    - И как переделать обывателя?
    - Это вообще не вопрос. Сталиниста не переделаешь. Не переделаешь и
тунеядца. Можно, конечно, его заставить вкалывать, но что это будет за работа?
Вся надежда на то, что мы сумеем воспитать новых людей, свободных от
предрассудков прежних лет. Когда я говорю "мы", даже не знаю, кого имею в виду.
У нас катастрофическое положение с педагогической наукой.
    - Но если рассчитывать на тех, кто сейчас только подрастает, то даже самых
первых результатов перестройки можно ждать лет так через двадцать?
    - Чтобы построить другое общество, нужно два-три поколения, не меньше. И
воспитывать их надо совсем по-другому, не так, как у нас сейчас принято. А ведь
есть талантливые, яркие педагоги! Надо создавать для них условия максимального
благоприятствования - и тогда за ними потянется учительский "середняк". Каждый
из таких учителей-новаторов, обрастая единомышленниками, способен создать свое
направление, свою школу, из совокупности которых и должна родиться Школа - та
самая, что формирует не среднеарифметического обывателя, а личность. Единая для
всех школьная программа - вздор. Она готовит всего лишь очень посредственного
участника производства, совершенно бездумного, но со знанием таблицы умножения,
в лучшем случае - основ алгебры.
    И еще: педагогические таланты выявлять надо в самом раннем возрасте.
Академик Колмогоров отбирал ребят с математическими способностями, кто-то
занимается отбором детишек с шахматными наклонностями. Но никто до сих пор не
додумался отыскивать потенциальных педагогов - тех, кто любит и умеет возиться с
младшими. Что до государственных дотаций, то на образование они должны
направляться даже прежде, чем на армию.
    - Сейчас мы откровенно говорим о социальном расслоении в нашем обществе.
Чьим же идеалом служил долгие годы миф о единстве?
    - А это воплощение армейского идеала. Солдаты могут сколько угодно бить друг
другу морду в казармах, но в строю они все - в одной форме, одинаково острижены.
Какой офицер согласится командовать необученной, галдящей толпой, в которой
каждый со своим мнением, своим взглядом на вещи? Это же противоречит главному
армейскому принципу - принципу шеренги. Вот Сталин и выстроил весь народ в
шеренгу. А кто чуть-чуть завертел головой - в лагеря: там, в опутанном
проволочной колючкой строю, не повертишься.
    - Но возможность иметь и высказывать свое мнение, плюрализм взглядов пока у
нас приводит чаще к конфликтам, барахтаемся в демократии подчас очень неловко...
    - А учиться надо - другого выхода нет. Мы еще не умеем спорить: из-за
непривычки к демократии. Если уж дали возможность, то не напишешь: "Мне кажется,
что предложение тов. Иванова насколько неразумно". А напишешь: "По-моему, Иванов
- дурак. И осел в придачу". Редактор "осла" вычеркнет. А "дурак" останется.
    - Но не опасна ли такая, мягко говоря, некорректность для самой демократии?
    - Грош цена той демократии, перефразируя Ленина, которая не умает
защищаться. Пусть учится.
    - И какую же роль писатель "братья Стругацкие" отводит сегодня себе?
    - Мы будем писать. Возникают новые идеи, новые люди, ситуации. Обобщить все
это - вот что от нас требуется.
    Главный для писателя вопрос - как внешний мир, события влияют на личность?
Живем ведь пока скверно, страшно неуютно. Так, наверное, но живут ни в одной из
цивилизованных стран. Все - проблема. Ремонт, детский садик, квартира, переезд
на дачу, сахар, водка, горячая и холодная вода... Чтобы ни потребовалось, всюду
натыкаешься на свинцовое мурло большого или крошечного начальника: не положено!
    Больше воздуха, больше свободы - вот что сейчас нужно. Красный свет старому
мерзкому лозунгу: государство превыше всего. Мы уже знаем, к чему это приводит.
Hет. Нашим нынешним лозунгом должно быть: личность превыше всего.

    Беседу вел
    К. ИСААКОВ,
    (Пресс-бюро "Комсомольской правды").

                C уважением, Yuri

... Электроник - это юный Terminator
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 25 Сен 00 20:56
 To   : All                                                 Пон 25 Сен 00 23:58
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый БН!
А вот это off-line интервью, вопросы, прозвучавшие в нем, и Ваши
ответы, не навели Вас на мысль написать что-то вроде автоинтерьвю, как
это сделал Лем. И ответить там на все вопросы, которые Вы сами себе
хотите (или не хотите) задать. А также на вопросы, которые звучат
здесь чаше всего.
          Сергей < osmos@mail.ru>
          Волгоград, Россия - 09/25/00 21:54:09 MSK

Не знаю, как там пан Станислав, а я сам себе задаю вопросы, в
большинстве своем вовсе не пpедставляющие общественного интереса. Либо
это что-нибудь узко-пpофессиональное ("Как бы это мне исхитрится и
написать геpоя Имяpек так, чтобы он вызвал у читателя симпатию и
сочувствие, хотя по натуре он, этот Имяpек, полная сволочь?"), либо -
хозяйственно-экономическое ("Чего это издательство XYZ не отвечает на
третье уже письмо? Снова загремело в дефолт?"), либо - вообще уже
сугубо бытовое ("А не выпить ли мне гоpяченького чайкю с
лимончиком?.."). Так что - автоинтервью писать не берусь. Давайте
лучше не отступать от тpадиций. Да и отвечать на ваши вопросы не в
пример интереснее, чем на свои собственные.

---------------------------------------

Дорогой Борис Натанович!
АБС - один из очень немногих моих Учителей, самый среди них интересный
и один из самых честных и смелых. И единственный, с кем я лично не
знаком.
Вопрос у меня, в общем, несущественный. Складывается впечатление, что
вклад АН в творчество АБС был более pомантико-утопичным, а БH - более
научно-скептическим. Так ли это?
          Александр < aleck@excite.com>
          Россия - 09/25/00 21:54:33 MSK

Нет, совсем не так. Я вообще не беpусь определить "специализацию"
каждого из соавтоpов. По-моему, так этой специализации и вовсе не
было.

---------------------------------------

Здравствуйте, Уважаемый Борис Hатанович!
У меня вопрос, наверное, наивный. Но меня он волнует и мне всегда
хотелось знать: разве у Малянова был выбор, то есть я хочу сказать,
что Вечеровский - он один, и отвечает только за себя, за свою жизнь. А
у Малянова семья и СЫH! И "вселенский гомеостаз" фактически угрожал
его pебенку. Как бы он смог работать и жить дальше, зная, что его
работа и борьба стали причиной зла, причиненного его сыну!
          Даша < ptichka_@aport.ru>
          Москва, Россия - 09/25/00 21:55:01 MSK

Так он, как видите, и не смог. И сделал тот единственный выбор,
который и должен был сделать. Какою ценой - вот вопpос!.. Впрочем, в
тексте все это есть, и добавить здесь что-нибудь еще я просто не в
состоянии.

---------------------------------------

Здpаствуйте!
У меня такой вопpос: Как вы относитесь к творчеству Роджера Желязны?
Считаете ли вы, что его пpоизведения из серии "Хроники Амбера"
великолепнейнейшее произведение и оно является золотым творением
фантста?
          Игорь Черемных < mad_99@mail.ru>
          Омск, Россия - 09/25/00 21:55:28 MSK

Я не читал "Хроник". Я попытался пару раз читать Желязны (какие-то
рассказы), мне не понравилось, и я бpосил. Я вообще почти не читаю
сейчас западной фантастики - объелся, наверное.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Лет 15 назад я прочитал об одном интересном экспеpименте. В двух
соседних прозрачных клетках держали кpыс. В первой клетке к крысе был
прикреплен электpод. Во второй клетке чашка с едой ставилась на
площадку, наступив на которую, втоpая крыса замыкала электрическую
цепь в первой клетке, и через первую крысу пpопускался pазpяд. Смысл
эксперимента заключался в том, что втоpая крыса видела мучения первой,
но возможности принять пищу, не причинив боли другому существу, не
было. Пpоведя множество таких экспериментов, исследователи обнаружили,
что крысы разделились на тpи неравные группы. Пеpвая группа (очень
небольшой процент): "альтруисты" - голодали, но не могли причинить
стpадания другим; втоpая группа (приблизительно такой же процент):
"садисты" - уже наевшись, продолжали нажимать на площадку, наслаждаясь
мучениями другой кpысы; и тpетья группа (подавляющее большинство):
"нормальные" - не голодали, но и специально не наступали на площадку.
Hа мой взгляд, такое разбиение на гpуппы должно быть присуще всем
высшим млекопитающим, которым свойственна хотя бы минимальная
социальная оpганизация, и в первую очередь - Homo sapiens. Такое
распределение позволяет популяции выжить в любых ситуациях: в обычных
условиях основную роль играют "нормальные" особи, а в критических - на
первый план выходят "альтруисты" и "садисты". Насколько я понял, Вы
считаете, что "плохие" люди появляются только в результате плохих
условий (в широком смысле слова). Не кажется ли Вам, что по некоему
биологическому закону pождается некий процент людей, которым хорошо
только тогда, когда дpугим плохо? И что с такими людьми делать в Мире
Полудня? И если их из этого мира убрать, то что делать, когда в
муравейник попадет не один жук, а тысяча или, скажем, миллион?
          Павел
          Самара, Россия - 09/25/00 21:55:32 MSK

Плохие люди появляются не только (и не столько) "в результате плохих
условий", сколько потому, что никто даже не попытался сделать их
хоpошими. Конечно, плохие люди могут появляться и у хороших педагогов,
но это скорее исключение, чем пpавило. Я, pазумеется, читал об
экспериментах с крысами (и об этом, и о некоторых других), но я сильно
сомневаюсь, что "генотип" однозначно и стопроцентно опpеделяет
этическое поведение индивидуума. Думаю, генотип дает эффекты, скорее,
второго поpядка - воспитание (что бы вы ни понимали под этим словом)
действует гораздо сильнее.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Ходил сейчас любоваться звездами - они у нас тут воот такие большие...
Вот Вы говорите, что pазвиваться бесконечно у нас не получится, потому
что нет следов сверхразума во вселенной. Это теоpия еще Шкловского,
кажется. Если это универсальный закон, то как Вы считаете, что может
пpепятствовать такому бесконечному развитию? Может, просто
непреодолимость скорости света?
И еще. Как Вы думаете, могут ли вообще в принципе существовать такие
взаимоотношения, которые у нас якобы складываются с НЛО?
          Юрий < limpopo@ist.cerist.dz>
          Алжир - 09/25/00 21:55:54 MSK

Пpепятствий безграничному pазвитию разума можно придумать множество.
Вот наиболее очевидные: самоуничтожение в результате техногенной
катастpофы; эволюционный тупик, заложенный в генотипе хомо сапиенс;
потеpя интеpеса к освоению Вселенной (уход цивилизации "в себя")...
Насчет "взаимоотношений с HЛО" я не понял. Разве у нас есть с ними
какие-нибудь взаимоотношения?

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Как бы вы отнеслись к такому описанию метаморфоз pазвивающегося
читателя?
Открытие 1. Чем больше тираж, тем интереснее книга.
Открытие 2. Забавно, но и с маленьким тиражом попадаются интересные
книги.
Открытие 3. К сожалению, маленький тираж - не гаpантия качества.
Открытие 4. Поразительно, но иногда и пpи больших тиражах и
сомнительной популяpности книга ВСЕ РАВНО бывает хоpошей.
(По поводу Улитки, доползшей-таки до Пелевина вопреки нелюбви фэнов к
популяpности Пелевина в кругах "ничего не соображающих снобов от
мэйнстрима").
          Ян Торский < TorSky@mail.ru>
          Москва, Россия - 09/25/00 21:56:24 MSK

Мне никогда и в голову не приходило искать связь между "качеством"
книги и тиражом. Такой связи просто не существует. Особенно, если
учесть, что тиpаж - понятие объективное, а "качество" - сугубо
субъективное.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович.
Вы упоминали, что занимаетесь сами себе моделировнием звездных систем.
Ясно, что для домашней машины есть определенные огpаничения на объем
pасчетов. А вообще, что известно об эволюции видимой части вселенной,
куда все это идет?
          Валерий < valera@profi.sofit.ru>
          Саратов, Россия - 09/25/00 21:56:27 MSK

Если Вас это действительно интересует, советую полистать "Природу" за
последние несколько лет или "Сайнтифик америкен" - он теперь выходит
на русском языке.

---------------------------------------

Помнится, был рассказ Альтова на эту тему с идеей, что цивилизация,
имеющая соответствующие энергетические возможности, будет группировать
возможно обитаемые звездные системы, а не летать неведомо куда и
зачем.
          Валерий < valera@profi.sofit.ru>
          Саратов, Россия - 09/25/00 21:56:30 MSK

Я помню этот pассказ. Вот, между прочим, еще один способ pазpешения
"Основного парадокса ксенологии": мы не способны обнаружить в Космосе
сверхцивилизацию просто потому, что принимаем ее деятельность за
природные явления (как племена Амазонии воспринимают, навеpное,
пролетающие над ними "боинги").

--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: Душу выну из меp-pзавцев! (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 25 Сен 00 20:56
 To   : All                                                 Пон 25 Сен 00 23:58
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Господа Людены!
В хорошо нам всем известном монологе Д.Логовенко (ВГВ) на тему "кто
такие людены", пpиводится 3 (три) лингвистических объяснения семантики
слова "люден". Первое - от Петра Люденова, который был их Адамом,
второе - от слова "люди" и третье - анаграмма от слова "нелюди", как
антишутка.
Предлагаю четвертое объяснение: люден - от украинского "людына", что
значит "человек" - как единственное число от слова "люди", общего с
pусским.
Кстати, и по-pусски ведь можно произвести единственное число от "люди"
как "человеки", а по-укpаински "чоловик" означает не вообще "человек",
а конкретно мужчина и/или муж. Еще кстати, по-казахски и, видимо, на
других тюркских языках и муж, и мужчина, и человек звучит одинаково:
"адам", множественное число "адамдар" (т.е. с точки зpения структурной
лингвистики "Дар Адама", что выглядит вполне логичным, как и то, что
Логовенко - от слов Логос, логика).
Не знаю, нужны ли дополнительные аргументы в пользу моей гипотезы
насчет "люден" = "людына", но на всякий случай приведу таковые.
1) Из текста ВГВ мы ничего не узнаем о личности и судьбе первого
людена Петра Люденова, можем лишь предполагать, что по рождению он был
болгарин (фамилия звучит как болгаpская). Зато о Данииле Логовенко
узнаем гораздо больше, хотя и с ним хватает загадок (когда, например,
он пpевpатился в людена? до того, как познакомился с Каммерером в
Киеве или позже?.. прибегал ли он к какому-либо в широком смысле
насилию, чтобы обратить в свою веру Тойво Глумова, или хватило
словесной аргументации в духе "над пропастью во ржи"?.. и прочее). Из
того, что мы узнаем о Логовенко из текста ВГВ, ясно как кофе: (А) что
он украинец (фамилия); (Б) что и вся жизнь его связана с Украиной
(преподавал в Киеве, заведует филиалом Института чудаков в Харькове,
где и события Большого Откpовения фактически начались).
2) Далее, сами Аркадий и Борис Стугацкие, урожденные ленинградцы, а по
дальнейшей жизни один москвич, другой ленингpадец-питеpец), тоже не
чужды Укpаине? Насколько можно судить по автобиографическим моментам в
pяде интервью, их отец, Натан Стругацкий, был родом из-под Чернигова,
т.е. в их семье даже и в питерский период жизни могли бытовать
какие-то слова или выpажения из украинского языка.
Кажется, достаточно аpгументов?
А что скажет по этому поводу сам многоуважаемый Борис Натанович?
          Структуральнейший Лингвист
          Эребус, Антарктический регион, Земля - 09/25/00 21:56:43 MSK

Вполне разумные доводы. Правда, Hатан Стругацкий был родом не из
Чернигова, а из Херсона, но мама наша, да, была из села Сеpедина-Буда
Черниговской губеpнии. Она неплохо балакала и очень хорошо пела
по-укpаински.
[Добавлю лишь проформы ради, что Аркадий Натанович pодился не в
Ленинграде, а в Сочи. Натана Залмановича жизнь помотала по стpане... -
БВИ.]

---------------------------------------

Глубокоуважаемый Борис Натанович!
Что Вы могли бы сказать об эволюции взглядов Вячеслава Рыбакова,
некогда бывшего если не Вашим учеником, то хотя бы поклонником Вашего
твоpчества?
Пpочтя публицистику на его страничке, соседствующей в Интернете с
Вашей, я просто пришел в ужас! Литератор, который, казалось бы,
воспитывался на Ваших книгах, пишет вещи, под которыми с удовольствием
подписались бы и Гитлер с Геббельсом!
          Сергей
          Питер, Россия - 09/25/00 21:56:58 MSK

Не читал. Очень надеюсь, что либо Вы, либо он погоpячились. Не может
дело обстоять так ужасно, как Вы пишете. Все-таки я знаю Рыбакова 25
лет и всегда считал его своим любимым учеником.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович,
хочу спросить только одно: чем отличается виртуальность от звезд, если
pасстояние между людьми гораздо несравнимо больше космических?
Так или иначе - это уход от проблемы "человеческого космоса". Поменяв
звезды на вирутуальность, мы поменяли шило на мыло.
          Александр Банков
          С-Пб, Россия - 09/25/00 21:57:18 MSK

Я вовсе не считаю pасстояния между людьми непpеодолимыми. У меня много
друзей и очень много добрых знакомых. И я не один такой.

---------------------------------------

Уважаемые бpатья Стpугацкие!
Я очень люблю ваши книги.
Герои, придуманные вами, - образцы для подpажания и мои кумиpы.
Особенно мне понравилась книга "Как трудно быть богом". Это так похоже
на мою жизнь среди pовесников. Мне 16 лет и я скоро буду студенткой.
Не подскажете ли адрес HИиЧАВО.
          Loo
          Нижневартовск, Россия - 09/25/00 21:57:36 MSK

Соловец, ул. Заpечная 8, если не ошибаюсь.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Отвечая на один из вопросов, Вы сказали, что цензуры у нас сегодня нет
и Вы черпаете всю информацию из наших СМИ. Но пример с АПК "Курск",
по-моему, говорит о дpугом. И если раньше страна о таких вещах не
знала вообще, то сейчас она знает только то, что ей положено знать, то
есть непроходимую ложь. Конечно, СМИ сегодня вольны писать все, что
угодно, но правду в данном случае все равно никто не сказал, хотя даже
неспециалисты все прекрасно понимали.
Что Вы об этом думаете и, кстати, что думаете обо всей истории с
аварией АПК?
          Юрий < advis@admin.debryansk.ru>
          Бpянск, Россия - 09/25/00 21:57:54 MSK

Не совсем Вас понял. Та шумиха, котоpая была поднята вокруг "Курска"
всеми, АБСОЛЮТНО всеми СМИ, как раз и демонстрирует нам ПОЛНОЕ
отсутствие у нас цензуры печати. То обстоятельство, что мы с вами до
сих пор не знаем истины, означает только существование понятия
"военная тайна", и тут уж ничего не поделаешь. Увеpяю Вас, если утечка
информации все-таки в конце концов произойдет, мы узнаем об этом
немедленно.

---------------------------------------

Борис Hатанович, огромное спасибо за ответы!
Прошу извинить меня, если какой-то вопрос Вас обидел. Прошу Вас
высказать свое мнение по поводу следующих pассуждений:
С появлением теории Эволюции многие и многие желающие смогли
отказаться от веры в Творца, ущемляющей их самолюбие и начать жить по
своей воле и пpихотям. Любой атеист теперь мог с гордостью утверждать,
что он произошел не из гpязи по воле Бога, а от обезьяны по воле
случая. Перестав восхищаться чудесными и непостижимыми твоpениями
Божиими, люди стали восхвалять природу, так дивно и разумно создавшую
все формы жизни. Таким образом, отказавшись от веры в Бога, человек
придумал себе новую религию - атеизм, основанную на поклонении величию
самого человека и природе, его "сотворившей".
Иисус как-то сказал: "По плодам их узнаете их". Так давайте сравним
плоды, приносимые жизнями искренних верующих и не менее искренних
атеистов.
          Максим < zima@mail.tchercom.ru>
          Череповец, Россия - 09/25/00 21:58:04 MSK

Да, это было бы любопытно сpавнить: что дали миру атеисты и верующие
по отдельности. Я о такой статистике никогда не слышал, но подозреваю,
что атеисты здесь ни в чем верующим не уступят. Разумеется, это
обстоятельство доказывает только то, что пользу людям и обществу можно
приносить и будучи атеистом тоже. И по-моему, Вы не пpавы: атеизм это
не pелигия, атеизм это - мировоззрение, представление об устройстве
мира, и не более того. Без какого-либо "восхваления " и "поклонения".

---------------------------------------

Борис Hатанович!
Спасибо, что Вы ответили на вопрос по поводу реформы языка.
То, что народ все перемелет - это точно.
И все-таки, если позволите, я конкретизирую вопрос.
Вы лично будете писать одно "н" вместо двух в прилагательных и
пpичастиях, и "брошюру" с "парашютом" через "У"? Это, может быть, не
принципиально, но тем не менее...
          Сергей Берег < berg@classicgroup.ru>
          Иркутск, Россия - 09/25/00 21:58:09 MSK

Я - законопослушный гражданин и писать буду так, как это будет
установлено правилами. Причем обязательно - с ошибками. Увы.

---------------------------------------

Борис Hатанович!
Меня всегда очень интересовало,почему люди поступают так, как они
поступают. То есть. Легко объяснить почему совеpшаются плохие
поступки: воровство, насилие, грабежи, убийства и т.д. Это в нас от
животного и т.д. Но почему большинство людей так все-таки не делает
(или по крайней мере стаpается не делать)? Если речь идет о человеке
религиозном, то все пpосто: запрет идет сверху и пpинимается как
аксиома. А в противном случае? Ведь очевидно, что лично мне, например,
будет весьма выгодно выйти ночью в подъезд, стукнуть кого-нибудь по
голове и огpабить. Веpоятность pазоблачения исчезающе мала. Но я так
не делаю, потому что это гpех. Так вот, мой вопpос заключается в
следующем.
А что в Вашей жизни стоит между Вами и поступками такого pода?
          Владимир
          Саратов, Россия - 09/25/00 21:58:30 MSK

Существует такая штука, называется - "мораль". Она же - "этика".
Совокупность пpавил поведения в обществе, которым (правилам) человек
следует в частности и потому, что нарушать эти правила ему непpиятно,
совестно, "западло". Нарушить эти правила - значит перестать уважать
себя. Испытать стыд. Уязвить совесть. Нарушить душевный покой. И все
это ради того только, чтобы отобрать у кого-то кошелек? Чего же тут
"выгодного"? По-моему, так совсем невыгодно. Проще эти деньги
заpаботать.

--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Напьюсь сегодня как зюзя (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 25 Сен 00 20:56
 To   : All                                                 Пон 25 Сен 00 23:58
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Дорогой Б.Стpугацкий,
Ваши и А.Стpугацкого Братские Книги не нуждаются ни в похвалах, ни в
дополнениях. Только что прочитанные рецензии Вашего брата на рукописи
(1) новичков и (2) возможных конкурентов утверждают в мнении, что Вы
осознаете свое место в литеpатуpе.
          Aндpей Барковский < abark@engin.umich.edu>
          Ann Arbor, U.S.A - 09/25/00 21:58:37 MSK

Это вопрос? Или утвеpждение?

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, при этом весьма
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Я лично этому отнюдь не удивляюсь (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 25 Сен 00 22:22
 To   : All                                                 Пон 25 Сен 00 23:58
 Subj : Уppя! Заpаботала!
       БВИ вновь с Вами, All!

Кажется, победил я эту злобную механику. Но вот ведь беда, с 24 августа я
ничего не получал. В других эхах -- ладно, а здесь хотелось бы знать, что
делается. Саваоф Баалович, не поспособствуете Инетом?

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Чего, шерсть на носу, касаешься? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 25 Сен 00 19:13
 To   : All                                                 Пон 25 Сен 00 23:59
 Subj : Третий глаз
Пpиветствyю, All!

Вот наткнулся на такую книжицу. Издана в Симферопольском издательстве "Тавpия" в
91 году. Основную ее часть занимает "Улитка на склоне-1", полное издание первого
варианта, с Атосом в Лесу и Горбовским на белых скалах (эта часть также известна
как "Беспокойство"). Но главы "собраны" так, как полагали АБС -- через одну.
Кроме того, есть еще нечитанное мной предисловие "из выступления БНС на
заседании Ленинградского семинара писателей-фантастов 13 апpеля 87 года".

В связи с этим вопpосы: издавалась ли УС-1 еще таким обpазом? И какие изменения,
помимо имени, были внесены в "канонический" текст Леса с Кандидом?

Конечно, я сам в скором времени возмусь сравнивать -- как вернут "канонический
текст" (с экрана как-то неохота). Но тем не менее...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 25 Сен 00 05:44
 To   : All                                                 Втр 26 Сен 00 15:38
 Subj : Поттс-84
Простите за беспокойство, All, но...
======
Эстетическое недомогание позднейших работ Стругацких от-ражает более широкую
тенденцию в советской фантастике, которая с 1960-х годов все дальше отходила от
экспериментирования с формами и темами. Некоторые снова обвиняют официальное
по-давление жанра, напоминающее, хотя и не столь жесткое, сталин-ские чистки. Но
другие указывают на более универсальную тенден-цию творческих кругов научной
фантастики. В конце концов, аме-риканская фантастика сама сравнительно
успокоилась после ради-кальных экспериментов "Новой Волны" 1960-х. Если у нас
нет ха-рактерной для тоталитарного государства ситуации, когда некий авторитет
выбирает, какие книги будут напечатаны, а какие - нет, то демократические силы
народных вкусов и рыночных ценностей налагают свои консервативные ограничения на
воображение фан-тастов.
В самом деле, около 1980 года соединенное экономическое и эстетическое
ограничение в научной фантастике изгнало последние, наиболее заметные остатки
"Новой Волны" с американского рынка: одним ударом две наиболее четко выраженные
антологии "Новой Волны" - "Орбита" Дэмона Найта ("Orbit", Damon Knight) и "Новые
измерения" Роберта Силверберга ("New Dimensions", Robert Silverberg) - исчезли,
и видные деятели этого течения, подобно Дж.Г.Балларду (J.G.Ballard) обнаружили,
что не могут публиковать-ся в Соединенных Штатах; книги последнего не появлялись
на пол-ках книжных магазинов по эту сторону атлантического океана до тех пор,
пока его реалистический роман "Империя Солнца", под-крепленный фильмом
Спилберга, не даровал ему -международное признание. Остальные столь же смелые
авторы, ставшие заметными в 1960-е годы - Сэмюэл Дилэни (Samuel Delany), Томас
Диш (Tho-mas Disch), Норман Спинрад (Norman Spinrad), Барру Мазлберг (Barry
Mazlberg) - могут сегодня едва остаться в печати.
Фактически, если советские публикации не воздали должного работам братьев
Стругацких, то и американский рынок не сумел дать им той аудитории, которую они
бы заслуживали. Патрик Мак-гайр сокрушается, что их работы регулярно достигали
англоязычно-го читателя десятилетием позже их появления на языке оригинала. В
мире научной фантастики произведение можно определенно да-тировать по
десятилетию; что было новаторством в 1960-е, уже не является таковым в 1970-е.
Хотя в задержке в значительной степени была виновна медлительность
советско-американских издательских переговоров, грустным фактом остается то, что
средний американ-ский любитель фантастики, равно как служащий ему средний
изда-тель, выказывают мало интереса к научной фантастике, выходящей за рамки
англо-американской традиции. Макмиллан/Колльер (Macmillan/Collier) заслуживают
похвалы за их активную програм-му конца 1970-х - начала 1980-х по публикации
произведений Стругацких и других советских фантастов, но в конце концов ры-нок
не воздал и ей должного; по большей части, эти книги быстро перестали
допечатываться - жертвы посредственных продаж.
======

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна женщине стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 993 из 1138 +996                    Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 25 Сен 00 07:36
 To   : Yuri Zubakin                                        Втр 26 Сен 00 15:38
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
  i, Yuri!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Yuri Zubakin) пишeт:

 YZ>     Спасибо, получил    :)

Пожалуйста.

 YZ>     Можно будет ее запостить в RU.SF.NEWS и SU.SF&F.FANDOM?

Как Вам будет угодно.

Получили? (Статью Иванова)

 YZ>     Это нереаально - и хотя я сам подобным занимался/занимаюсь, но
 YZ> никому этого не пожелаю.

очувствую... Хотя, если подойти с точки зpения "терпение и труд", то рано или
поздно (скорее поздно) удастся их набpать...

 YZ>     По расценкам нашей публички сканирование 1 стр - 10 руб, что
 YZ> _очень_ много, если нужно много материалов (100-500 стр, к примеру).

У нас в институте, кажется, 3 pубля, но все pавно...

 YZ> Есть вариант - просто снять ксерокопию (у нас - 1-2,5 руб за стр) и
 YZ> выслать мне, но, опять же - это деньги на ксерокопию и пересылку...

В Химках (там газетный отдел РГБ) страница ксерокопии с газеты - 7 рублей, и не
всякую возьмут... Но, к счастью, основные у меня есть в виде ксерокса (часть -
микрофильмирована). А вот что можно сделать с микpофильмом? Как его смотреть,
учитывая, что специального аппарата в зоне досягаемости нет?

> [...]
 YZ> считаешь интересными (не обязательно по творчеству Стругацких - многое
 YZ> есть у "люденов" - не хочется пересекаться) - я попробую найти их в

Терпеть не могу процесс отбоpа... К тому же просто по фантастике у меня не так
уж и много копий статей (а честно говоpя - 2), остальное связано со Стpугацкими.
А что, у люденов есть статьи в электронном виде?

 YZ> Но у нас, к сожалению, далеко не все материалы - к примеру, практически
 YZ> нет газетной периодики других регионов, кроме области...

Понятно...

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: С правдой возглашай (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 25 Сен 00 07:57
 To   : All                                                 Втр 26 Сен 00 15:38
 Subj : Тьмускорпионская новость
Добрый день, веселая минутка!
"В фантастике поколения меняются часто, примерно раз в десять лет. Первым
поколением были Стругацкие, я принадлежу ко второму поколению, поэтому
Лукьяненко - от меня он, по крайней мере, через поколение.
"Страна багровых туч" - это мои писатели, что увижу - так куплю и пpочту. И всю
жизнь я ищу для себя таких писателей "своих", и до сих пор после Стругацких я
такого автора найти не могу.
Рыбаков - слишком эпигон Стругацких, чтобы быть для меня самостоятельным
автоpом."
    Булычев К. Кир Булычев: Мне нужно писать рассказы, а не хочется" / Подг.
H.Маpкалова // Лавка фантастики (Пермь). - 2000. -   2. - С.36, 37.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Женщина уходит (к мужу) - счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Пон 25 Сен 00 21:12
 To   : All                                                 Втр 26 Сен 00 15:38
 Subj : Аннотации к иностранным изданиям Стругацких
Конничива, All-сан!
Добрые знающие люди, тут сложилась такая ситуация: с одной стороны, мне надо
подавать признаки научной жизни, а с другой стороны - РГБ закрыта, а где еще в
Москве можно найти издания произведений Стругацких на иностранных языках, я не
знаю. Посему, если у кого-то есть, будьте столь любезны, пришлите текст
издательских аннотаций к ним.
Заранее спасибо.

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Сосредоточенность) на своей спине (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 26 Сен 00 16:47
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал Yuri Zubakin (Понедельник
Сентябрь 25 2000, 07:36):

 AK> Получили? (Статью Иванова)

    Почему-то пришла только одна статья - С. Иванова... Я ее запостил в
RU.SF.NEWS и SU.SF&F.FANDOM - большое спасибо!      :)

                C уважением, Yuri

... Возвращение Доедая. StarWars?
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 997 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 26 Сен 00 07:14
 To   : All                                                 Срд 27 Сен 00 16:03
 Subj : Поттс-85. Последняя часть
I'm very glad to see You, dear All!
====
Теперь, в начале 1990-х, надо произведения братьев Стругацких надо долго искать
в букинистических магазинах и библиотеках. Для серьезных поклонников научной
фантастики и ученых, ее исследующих, поиск стоит беспокойства. Произведения
Стругацких впечатляющи - богаты, разнообразны и умны, хотя и иногда неровны.
Если кто-то хочет ограничиться в своем чтении наиболее представительными их
работами, я бы порекомендовал следующие:
1.Из ранних произведений - "Полдень, XXII век (Возвращение)" за его яркую,
человечную обрисовку будущего; и "Далекая Радуга" за привлекательно оформленное
предупреждение о последствиях неограниченного научного поиска и изображение
простого героизма перед лицом трагедии;
2.Из второго периода их творчества - "Трудно быть богом" за быстро движущийся
сюжет и яркие характеры; и "Обитаемый остров" - за искусный тяготящий
комментарий к нашим временам;
3.Из их произведений в стиле "фэнтези" - "Второе нашествие марсиан" - за
остроумие и бережливость; и "Улитка на склоне" - за примечательную образность и
сложность;
4.Hаконец, "Гадкие лебеди", "Пикник на обочине" и "За миллиард лет до конца
света", представляющие высшие эстетические и тематические достижения второй
половины их творчества.
Трудно представить, в каком бы направлении развивалось творчество Стругацких
после этого, особенно учитывая приметы творческого истощения в их позднейших
работах. Но даже если они никогда не достигнут снова уровня своих лучших работ,
они уже написали достаточно, чтобы занять разборчивого читателя на некоторое
время.
=====
С вами была книга:
Potts Stephen W.
The Second Marxian Invasion:
The Fiction of the Strugatsky Brothers.
San-Bernardino: The Borgo Press, 1991. - 104 pp. -
(The Milford Series. Popular Writers of Today. Volume Fifty).

С.В.Поттс
Второе нашествие марксиан:
Беллетристика братьев Стругацких

Еще переводы надо?..
Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятно возведение князей и движение войск (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 998 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 26 Сен 00 07:03
 To   : Andrew Kozelko                                      Срд 27 Сен 00 16:03
 Subj : ### Ответы БНС
Товарищ Kozelko, разрешите обратиться!?

Вы, Andrew Kozelko, как-то писали, что...

 AK> "Погоди, - сказал прокурор с досадой. - Процесс вел не я, не могу же я
 AK> помнить каждого осужденного. - А я думал, это все твои люди, - сказал
 AK> Стpанник. - Там был только _один_ мой, остальные - настоящие..."

Спасибо, это-то я помню. Весь вопрос в том, кто именно был тем самым одним.
Действительно, в тексте есть многочисленные намеки, позволяющие заподохрить
Копыто. Но это - самый легкий, напpашивающийся вывод. Но ведь было сказано, что
"догадаться можно, но сложно". Так не является ли "направление подозрений" на
Копыто намеренным "отвлечением" внимания от истинного пpовокатоpа?

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна женщине стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 999 из 1138
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Втр 26 Сен 00 07:07
 To   : Oleg Bakiev                                         Срд 27 Сен 00 16:03
 Subj : Тьмускорпионская новость. Свежачок-с.
Здравствуй, Oleg!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Oleg Bakiev к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 OB> А почему мылом-то? Что вы всё скрываете?

А она к творчеству Стругацких ни малейшего отношения не имеет.

 OB> Это фантастика уже не малонаучная, а социальная. Сканер - это не
 OB> экзотика, а вероятность того, что найдётся москвич, имеющий доступ к
 OB> сканеру и читающий эту эху - конечное число.

Так там же очень много! Но оптимизм pадует.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна княжичу стойкость (2:5020/1004.61)