 Msg  : 259 из 265
 From : Alexander J. Dashevsky              2:5020/400      Вск 27 Сен 98 21:14
 To   : All                                                 Пон 28 Сен 98 18:41
 Subj : О критике натурмифологической школы
From: "Alexander J. Dashevsky" <ad@tm.odessa.ua>

Здравствуйте, уважаемый Bagrat!

Bagrat Ioannisiani wrote:

>  Основное же содержание моего послания, как водится, было в другом месте:
>
>  BI>> Известно (извините за банальность), что толковать персонажей мифов
>  BI>> как символическое изображение природных явлений неправильно.

Вот так прямо неправильно? А как же быть с такими авторитетами как Якоб Гримм,
Адальберт Кун, Вильгельм Маннхардт, Макс Мюллер и иже с ними?

>  BI>> То есть, огонь в мифах существует сам по себе, и искать каких-то
>  BI>> носителей его "сущности" будет ошибкой.

Может быть, по крайней мере, не будет столь фатальной ошибкой говорить об
отождествлении с огнем некоторых мифологических персонажей?

> Честно говоря, подавать механизмы мифологического мышления как некие
> "принципы" какой-то там "магии", на мой взгляд, неправильно, не смотря даже
> на то, что уважаемый Дж.Фрэзер посвятил этой цели три десятка томов своей
> известной монографии.

Неужели целых три десятка? Насколько я помню, самое полное издание этого труда
включало всего двенадцать томов. Или Вы, как это делают иные представители
"мифологического мышления", употребили числительное для передачи понятия "очень
много"? :) Кстати, разве Фрейзер посвятил эти "очень много" томов "механизмам
мифологического мышления"? Мне казалось, что у исследования, которое Вы имеете в
виду, была иная, куда более скромная задача.

Саша

--- ifmail v.2.14dev2
 * Origin: Ego sum qui sum (2:5020/400@fidonet)
- RU.MYTHOLOGY (2:5010/67.20) ----------------------------------- RU.MYTHOLOGY -
 Msg  : 260 из 265
 From : Lev Serebryakov                     2:5030/661      Втр 29 Сен 98 09:50
 To   : Vadim Avdunin                                       Втр 29 Сен 98 15:48
 Subj : Боги вообще (Was: Огонь в скандинавской мифологии)
Привет Vadim !

В давние-стародавние времена, 25 Sep 98 в 22:59,
  Vadim Avdunin писал к Bagrat Ioannisiani:

 VA>  О да. Полностью согласен. Я, говоpя о богах, говорил именно о богах,
 VA> а не о "древнескандинавской концепции богов". Если это ввело кого-то в
   О! Очень интересно. А что, существуют "именно боги"? Мне всегда почему-то
казалось, что существуют именно множество "<подставить нужное> концепций богов".
IMHO, существуют "древнескандинавская концепция богов", "православная концепция
бога", "католическая концепция бога", "древнеримская концепция богов", etc. А
что такое "именно боги"? То, во что Вы (являсь верующим человеком) верите?
Простите, но это всего лишь "Авдунинская концепция богов". И не более того.
(Может быть более, если Вы разделяете свою веру с кем-то еще, но тода это не
более, чем "<HазваниеВашейРелигии/Общины/Hарода> концепция богов").

    [Team Они такие бледные!]                  С уважением, Lev.
... Sooner or later we all gotta die (C) N. Cave
--- Хазарский словарь, страница 2.50
 * Origin: Мимолетный фокус пересечения полярных экзистенциалов (2:5030/661)
- RU.MYTHOLOGY (2:5010/67.20) ----------------------------------- RU.MYTHOLOGY -
 Msg  : 261 из 265
 From : Kirill Kruty                        2:5020/1430.87  Пон 29 Сен 97 01:25
 To   : Olga Lodygina                                       Втр 29 Сен 98 15:48
 Subj : Отражения у Желязны
Hello Olga.

28 Sep 98 01:09, Olga Lodygina wrote to Kirill Kruty:

 OL> Проведи конкретную аналогию, please.
 OL> Это не наезд, действительно любопытно.

    Один - Обеpон. Пpоcто мне так кажетcя.
    Тор  - Жеpаp.  Тоже пpоcто кажетcя. Хотя он тотже cамый "кpyтой" в плане
применения физичеcкой cилы.
    Тюр -  Бенедикт. Вот здеcь yже не кажетcя. Он тоже потеpял однy pyкy, только
не в бою, а пpи поимке одного из отпpыcков Локи, какого-то адcкого пcа.(забыл
как зовyт, Фенрир, что ли, но можно найти..., в "Младшей Эдде" он фигypиpyет).
Причем он являетcя Богом покpавительcтвyющим военным правилам
(именно cтpатегии, а не магии в отличии от Одина).
    Локи - Бpанд. По cвемy противоречию вcем оcтальным аcам cхож c Брандом,
шедшим наперекор принцам и Амбеpy.

Хмм.. Вроде не так много, но во времена, когда я этим yвлекалcя эта аналогия
была очевиднее. Уверен, еcли ты озаботишcя прочтением Младшей и Cтаpшей  Эдды
и полчаcа пpоcидишь над мифологичеcким cловаpем, то ты найдешь еще что-н..

Но вcе это мое личное мнение.

Kirill

--- Я хочу пригласить тебя поизучать вместе библию... UNREG
 * Origin: North Pole... DiCsovered by Pooh! (2:5020/1430.87)
- RU.MYTHOLOGY (2:5010/67.20) ----------------------------------- RU.MYTHOLOGY -
 Msg  : 262 из 265
 From : Vadim Avdunin                       2:5022/40.7     Втр 29 Сен 98 22:57
 To   : Lev Serebryakov                                     Срд 30 Сен 98 06:41
 Subj : Боги вообще (Was: Огонь в скандинавской мифологии)
  Здрав будь, Lev!

Дело было во Вторник Сентября 29 1998 09:50, Lev Serebryakov грамотку направил к
Vadim Avdunin:

> [...]
 LS> "православная концепция бога", "католическая концепция бога",
 LS> "древнеримская концепция богов", etc. А что такое "именно боги"? То, во
 Существование гвоздей обойных, сапожных, больших и маленьких и т.д. отнюдь
 не отменяет понятия "гвоздь". Так и здесь, одно другому не мешает. И если
 в начале разговора оговаpиваются основные понятия, то проблем обычно не
 возникает. Есть такие понятия как "политеизм" и "бог"(надеюсь не нужно
 давать их определение из словаpя?), которые существуют независимо от
 множества пантеонов. Имхо, нигде в Эддах нет пеpечисления богов и указания -
 "это боги, а остальные нет", однако там перечислены асы, названы многие
 йотуны. И потому я полагаю возможным для себя, как минимум, считать богами тех,
кто имеет соответствующую силу и сповобности в рамках древнескандинавской
концепции миpоздания. При этом я не хочу спорить с авторами многочисленных
 книг по данному вопросу, уважая их мнение и не имея возможности общаться с
 ними непосредственно, но предпочитаю, чтобы тот, кто оспаривает мое мнение
 оперировал своими словами и мыслями, а не ставил заимствованные идеи во
 главу угла.(Если это для кого-то звучит обидно, то извиняюсь.)

 LS> что Вы (являсь верующим человеком) верите? Простите, но это всего лишь
 LS> "Авдунинская концепция богов". И не более того. (Может быть более, если Вы
 Я уже тут пару раз привел определение слова "бог", против которого ничего не
 имею. Чтобы не раздражать фанатов цитат, я взял его из "Советского
 Энциклопедического Словаpя". Специально для тех, кто не читает начала беседы,
 комментиpуя ее ход, повторю, не вдаваясь в подpобности:
 "Бог - сверхъестественное существо, властное над частью мирового целого."
 Если у Вас есть существенные возpажения по поводу этого опpеделения, то я
 готов их выслушать.

 LS> разделяете свою веру с кем-то еще, но тода это не более, чем
 LS> "<HазваниеВашейРелигии/Общины/Hарода> концепция богов").
 Неужели Вы думаете, что я написал Эдды? Мне, конечно, это весьма лестно, но,
 право же, это глубокое заблуждение...

Да не накроется твой комп медным тазиком, Lev...
Вадим.

... Нет возврата в пещеры: нас слишком много.(c) С.Е. Лец
- RU.MYTHOLOGY (2:5010/67.20) ----------------------------------- RU.MYTHOLOGY -
 Msg  : 263 из 265
 From : Alexander J. Dashevsky              2:5020/400      Срд 30 Сен 98 01:29
 To   : All                                                 Срд 30 Сен 98 06:41
 Subj : Эльфы и альвы
From: "Alexander J. Dashevsky" <ad@tm.odessa.ua>

Здравствуйте, уважаемая Olga!

Olga Lodygina wrote:

> К тому же - можно ли вводить такое понятие, как "английская мифология".

Браво! Hаконец-то. А то тут недавно обсуждали "английскую" и "шотландскую"
мифологии, а я все думал: хм... о чем это они?

> Кельтскую помню, валлийские предания и уэльские легенды тоже.

Кстати, если не секрет, чем же все-таки валлийские предания отличаются от
уэльских
легенд? И... как-то даже неловко спрашивать о таком даму... Вы действительно еще
помните кельтскую (общекельтскую?!) мифологию? :)

> Сравни для начала слова elf

А это по-древнеанглийски? Или в древнеанглийском это слово выглядело как-то
иначе?

> и alhw

А на каком это языке?

> Затем вспомни историю и прикинь, какой процент населения Британских островов
> в период с 5 по 10 века состваляли викинги, захватившие там земли, и их
> потомки.

С трудом вспомнил историю Британских островов... и немного удивился. Разве
набеги
викингов действительно начинаются с V в.? А то обычно говорят о VIII - XI вв.
Или
Вы, говоря о V в., понимаете под "викингами" англосаксов? Если же все-таки
скандинавов, то, надо полагать, английских эльфов Вы считаете прямыми потомками
скандинавских альвов. А предположение об их независимом происхождении от
общегерманского праобраза (которое вполне можно выдвинуть, учитывая
существование
немецких альбов) Вам не представляется достаточно веским? Между тем в пользу
этого
предположения говорит, например, то, что эльфы довольно рано зафиксированы в
древнеанглийских источниках (как минимум уже в "Беовульфе").

 Msg  : 264 из 265
 From : Alexander J. Dashevsky              2:5020/400      Срд 30 Сен 98 01:31
 To   : All                                                 Срд 30 Сен 98 06:41
 Subj : О полых холмах в Скандинавии
From: "Alexander J. Dashevsky" <ad@tm.odessa.ua>

Здравствуйте, уважаемая Elena!

Elena Pervushina wrote:

>  OL> холодные и бесстрастные обитатели Полых Холмов
>
> Простите за вмешательство, но скажите пожалуйста, где в Скандинавии можно
> найти хотя бы один Полый Холм?

Могильные курганы будем считать полыми холмами? :) Правда, их обитателей я не
рискнул бы назвать холодными и бесстрастными... но это, как говорится, уже
второй
вопрос.

 Msg  : 265 из 265
 From : Alexander J. Dashevsky              2:5020/400      Срд 30 Сен 98 01:31
 To   : All                                                 Срд 30 Сен 98 06:41
 Subj : От славян к Афине, Эрихтонию и злым языкам
From: "Alexander J. Dashevsky" <ad@tm.odessa.ua>

Здравствуйте, уважаемый Denis!

Denis Timoshenko wrote:

> (Правда, злые языки - к примеру, Р. Грейвс - грязно намекают, что Афина
> была... э-э... полноценной матерью Эрихтония.)

    Конечно, к оценкам Грейвза следует относиться весьма осторожно, но в данном
случае его точка зрения представляется достаточно веской. Афина и Гефест
издревле считались богами-покровителями ремесла. Платон в "Протагоре" (321d - e)
вкладывает в уста знаменитого софиста рассказ о том, как Прометей похитил огонь
из их общей мастерской. В другом платоновском диалоге - "Критии" Афина и Гефест
вместе изображаются божественными покровителями Аттики:
    "Другие боги получили по жребию другие страны и стали их устроять; но Гефест
и Афина, имея общую природу как дети одного отца и питая одинаковую любовь к
мудрости и художеству, соответственно получили и общий удел - нашу страну, по
своим свойствам благоприятную для взращивания добродетели и разума; населив ее
благородными мужами, порожденными землей, они вложили в их умы понятие о
государственном устройстве" (109c - d; перевод С. С. Аверинцева).
    По свидетельству Павсания (I, 14, 6) возле афинского храма Гефеста
(Гефестиона) находилась статуя Афины, что сам Павсаний связывает с мифом о
рождении Эрихтония. А в одной из аттических надписей (CIA II, 114) упоминается
даже Афина Гефестия.
    Таким образом, весьма вероятно, что в замысловатой истории рождения
Эрихтония мы видим результат слияния двух мифов: о происхождении родоначальника
афинян Эрихтония от богов-покровителей Аттики Афины и Гефеста; и второго - о
рождении первопредков-автохтонов непосредственно от Геи-Земли.

    Любопытно, что злые языки находились еще в античное время. Так, Овидий в
своем оправдании перед Августом (Trist. II) прямо намекает на недевственность
Афины, помещая целомудренную богиню в не слишком привычный для нее контекст:

     Есть ли место святей, чем храм? Но оно не подходит
        Женщине, если она устремлена не к добру!
     Ступит к Юпитеру в храм, у Юпитера в храме припомнит,
        Скольких женщин и дев он в матерей превратил.
     В храм соседний придет молиться Юноне - и вспомнит,
        Скольких соперниц пришлось этой богине терпеть.
     Спросит, к Палладе придя, зачем это был Эрихтоний,
        Плод незаконной любви, девою усыновлен.
     К Мстителю в храм ли войдет, тобою построенный, - рядом
        С Марсом Венера стоит, выставив мужа за дверь.
     В храме Исиды задаст вопрос: почему же Юнона
        Деву гнала за Босфор, за Ионийский простор.
     Вспомнит Анхиза она по Венере, припомнит Церере
        Иасиона ее, Эндимиона - Луне.
     Это способно вредить неустойчивым душам, но в храмах
        Статуи наших богов чинно стоят по местам.

                      (стихи 287 - 302; перевод З. Морозкиной)

Однако, классическая традиция, изображающая богиню девственной, была слишком
сильна, и голос ссыльного поэта остался гласом вопиющего в пустыне. Что уж
говорить, если из всех греческих храмов первым всегда вспоминается именно храм
Афины-Девы.

    Уже на исходе античности Плотин и его последователи увидели в Афине богиню
мудрости. Афину и Гефеста они стали рассматривать как противоположности, ибо
Гефест - "виновник всякой формы телесной и внутримировой, а Афина - всякой
душевной и мыслительной" (c) А. Ф. Лосев. Тогда же их любовному поединку был
придан символический смысл. Прокл, глава Афинской школы неоплатоников незадолго
до ее заката, в своем гимне "К многомудрой Афине" (VII) не преминул поставить
богине в заслугу то, что она избежала покушения Гефеста:

     Ты, кто избегла желаний зажженного страстью Гефеста,
     Пояс девический свой адамантовый ты сохранила...

                           (стихи 9 - 10; перевод О. В. Смыки)

Современность могла бы по достоинству оценить концепцию, согласно которой Афина,
эта воплощенная Мудрость, оказывается девственной и, как следствие, -
бесплодной.

>  EP> получеловека, полузмея.
>
>      Любопытно, что в некоторых версиях (например у Аполлодора) о змеиных
> ногах Эрихтония не упоминается, зато говорится о драконе (или змее),
> обвившемся вокруг тела младенца.

    В этом, скорее всего, можно видеть позднейшую рационализацию мифа. У Гигина
(Fab. 166) Эрихтоний имеет нижнюю часть тела как у дракона; у того же Аполлодора
(III, 14, 1) другой автохтон - Кекроп обладает телом, сросшимся из тел человека
и дракона; а Павсаний (I, 24, 7), описывая знаменитую хрисоэлефантинную статую
Афины Парфенос работы Фидия, считает, что змея у ног богини и есть Эрихтоний.
    К тому же традиция изображать хтонических существ змееногими хорошо
прослеживается в вазописи и скульптуре. В качестве примера достаточно, наверное,
назвать сцены гигантомахии с большого фриза Пергамского алтаря.

> ... ну, в общем, с месопотамской богиней плотской любви и распри... ;))

А копирайт где? ;)

> вещь крайне легковесная и, как бы это сказать, "_слишком_ плодотворная". :)

Superfecundation? :)