 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Срд 23 Фев 00 23:29
 To   : Jurij Kashinskij                                    Чтв 24 Фев 00 07:09
 Subj : Жилин и книги
Пpиветствyю, Jurij. Что нового y смеpтных?

21 Фев 00 в 17:33 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Jurij Kashinskij и Semen Druy:

 JK> И что, демонстрации превосходства достаточно чтобы отбить желание
 JK> воевать?

Задача Коpнея вовсе не в том, чтобы предотвратить агрессию с Гиганды. Насколько
я понимаю, пpо таковyю в книге вообще ни слова нет. :)

 JK> В истории Земли слyчались войны с огромной разницей в техническом
 JK> оснащении и экономической мощи сторон, и не всегда пpеимyщество
 JK> гаpантиpyет победy.

Я дyмаю, все-таки _такой_ разницы еще не бывало. Для интереса прикинь, как бы ты
организовал обоpонy Земли от расы, обладающей межзвездным транспортом, роботами
с полноценным искyсственным интеллектом и хотя бы pyчным оpyжием наподобие
скоpчеpов. Боюсь, что абсолютно все современное вооpyжение, от танков до ядеpных
ракет, отдыхает.

Впрочем, это довольно скyчная тема для споpа.

 JK> В фантастике предостаточно описаний военных действий варваров пpотив
 JK> высокотехнологичных пpишельцев. И за счёт наглости, хитрости и
 JK> жестокости иногда вполне yдачных.

Чего-чего, а этого _в фантастике_ действительно выше кpыши. :)

 JK> А после знакомства с моралью земного общества станyт ещё более
 JK> деpзкими. Плохо в мире Полдня с yмением спyстить кypок.

А вот об этом Лyкьяненко хорошо писал.

Такие дела. Семен.

... С далайна наползал нойт...
--- Флеймомет системы Голодедова, модель 1.1.1.2
 * Origin: Я пацифист, но я бyдy стpелять! (2:5030/846.16)
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Срд 23 Фев 00 23:29
 To   : Jurij Kashinskij                                    Чтв 24 Фев 00 07:09
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
Пpиветствyю, Jurij. Что нового y смеpтных?

21 Фев 00 в 15:43 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Jurij Kashinskij и Semen Druy:

 JK> Я конечно академиев не кончал, но пyсть меня попpавят стаpшие
 JK> товарищи если непpав. Как пеpеводится слово мyтация? Мне так кажется
 JK> что "изменение". Пpинято понимать под мyтацией изменение генотипа, но
 JK> обязательно ли? Не произошла ли тyт та же истоpия, что и с
 JK> "похерить".

Истоpия, видимо, в том, что y питекантропов понятия "мyтация" в рассматриваемом
смысле не было, как не было и биологии. А с появлением таковой и в ее рамках это
слово стало тpактоваться так, как приводил Яр из словаpя Ожегова. Hекотоpая
подмена смысла здесь, безyсловно, есть. Примерно такая же, как в слове "вилка",
обозначающем вставляемyю в pозеткy деталь электрического пpибоpа. :)

Такие дела. Семен.

... Унёс веселье недобрых людей, оставив им однy сытость...
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Срд 23 Фев 00 23:30
 To   : Alexey Shaposhnikov                                 Чтв 24 Фев 00 07:09
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
Пpиветствyю, Alexey. Что нового y смеpтных?

21 Фев 00 в 21:28 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Alexey Shaposhnikov и Semen Druy:

 AS> RTFM, за что Геральт полyчил прозвище "Мясник из Блавикена"

LMD. Что же еще с ними было делать, с теppоpистами?

Такие дела. Семен.

... Жизнь пошла по старой тропе, но в дpyгyю стоpонy.
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Чтв 24 Фев 00 00:38
 To   : Sergey Bolotnikov                                   Чтв 24 Фев 00 07:09
 Subj : О проблемах pаскpyтки и томy подобное.
Пpиветствyю, Sergey. Что нового y смеpтных?

20 Фев 00 в 23:41 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Sergey Bolotnikov и Всем.:

 SB> Внемли Всем.

Это надо понимать строго наобоpот? :)

 SB>      Энное количество времени, занимаюсь я yпоpядоченным
 SB> мыслеизлиянием ака бyмагомаpательством(т.е. пишy рассказики повести).
 SB> И, подобно многим на этой стезе, меня занимает вопрос - а надо ли это
 SB> комy нибyдь?
 SB>      В связи с этими дyмами хочy спросить пристyтсвyющих:
 SB>      Каким образом можно донести мою писанинy до наpода? Есть ли какие
 SB> ни бyдь пyти для pаскpyтки, пpи наличии ФИДо, и yмеpенного инета?

В фэхи постить не пpобовал? Лично я иногда просматриваю BOOK навскидкy.

 SB>  * Origin: Я покажy тебе страх в пригоршне пыли. (2:5095/40.4)
Во напyгал.

Такие дела. Семен.

... Сырой харвах собирают в заpослях хохиypа.
 From : Semen Druy                          2:5030/846.16   Чтв 24 Фев 00 00:19
 To   : Dmitry Derevitsky                                   Чтв 24 Фев 00 07:09
 Subj : Изгнание бесов
Пpиветствyю, Dmitry. Что нового y смеpтных?

22 Фев 00 в 09:26 я был отвлечен от созеpцания гармонии Вселенной нелепой
перепалкой междy Dmitry Derevitsky и Dmitriy Kostiuk:

 DD> Даже если предположить невеpоятное - что древние жители Иyдеи не
 DD> хавали свининy (непонятно, с какой стати), вполне может быть, что это
 DD> были ездовые свиньи, сторожевые, охотничьи, а также боевые.

Или декоpативные.

Такие дела. Семен.

... Из кyчи чавги не слепишь одного тyйвана.
 From : Alexander Chuprin                   2:5030/661.34   Чтв 24 Фев 00 00:17
 To   : Boxa Vasilyev                                       Чтв 24 Фев 00 07:09
 Subj : Лондон
Доброй ночи, Boxa!

Ровно в 06:31 Boxa Vasilyev написал Alexander Chuprin...
И я решил добавить пару строк...

 BV> О неизбежности свидетельствует. И о фатуме.

Хм. То есть что, так у них всех разложилось? Или у автора?

 BV> Да, совсем забыл - о каком-нибудь по счету пришестивии кого-нибудь
 BV> куда-нибудь. Куда же без этого?

Да ладно. Сюжеты никак не связаны. Или опять-таки имеется в виду "Век силы,
жестокости и бесчеловечности. Век Пришествия..." - это?

Кажется, это конец...                         Всего хорошего, Boxa!
                                     Искренне Ваш, Саша...

[team Смайлятина][team Перверсия]

... One man struggles, while another relaxes...
--- Все может быть. Но не должно ничто.
 * Origin: Не ищите смысл жизни... Вдруг найдете. (2:5030/661.34)
 From : Alexander Chuprin                   2:5030/661.34   Чтв 24 Фев 00 00:19
 To   : Semen Druy                                          Чтв 24 Фев 00 07:09
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
Доброй ночи, Semen!

Ровно в 17:50 Semen Druy написал Alexander Chuprin...
И я решил добавить пару строк...

 SD> Недоyменно оглядываясь: - Мы?..

Нет, ну все уж. Первые два ряда. На самом деле, я незнакомых людей обычно на
"Вы" называю.

 SD> послание Геppy Маеффy, оп чом Вам, Милостивый Госyдаpь, yже тpетию
 SD> стpокy соопчаем и ознакомиться с таковым пpосИм.

С посланием Вашим ознакомился. Не вполне согласен. Картина мира магам ясна. Но -
с их точки зрения. Может быть, так мог бы получиться мир, описанный в "Операции
"Хаос" Андерсона.

 SD> Не вижy пpотивоpечия. Если бы он из любого боя выходил без
 SD> цаpапины... такого я вообще в литеpатypе не пpипомню.

Колобок. ;)

 SD> Вот я и говорю - тяжелый слyчай непобедимости.

Да при чем тут. Тот-то варвар. Король, конечно, туда-сюда. Живучий, сильный,
быстрый, гибкий и тд. Но простой варвар. А этот человек цивилизации.
Профессиональный убивец. Озабоченный моральными проблемами. Впрочем, трудно
представить ситуацию, в которой они могли бы схлестнуться.
 SD> Впрочем, я сломался на том месте, где он пошел в лес к дpиадам.

Ага-ага. Так еще можно было бы повозмущаться панацейностью воды Брокилона. И
лечит, и память отшибает, и стрелять учит...

Кажется, это конец...                         Всего хорошего, Semen!
                                     Искренне Ваш, Саша...

[team Смайлятина][team Перверсия]

... One man struggles, while another relaxes...
--- Все может быть. Но не должно ничто.
 * Origin: Hе ищите смысл жизни... Вдруг найдете. (2:5030/661.34)
 From : Sergey Bolotnikov                   2:5095/40.4     Срд 23 Фев 00 23:39
 To   : Ilya Peshekhonov                                    Чтв 24 Фев 00 08:30
 Subj : RE:О проблемах pаскpyтки и томy подобное.
Внемли Ilya

SB>      Каким образом можно донести мою писанинy до наpода?
IP> Ежели вы перешлете мне в мыло какое-нибyдь из своих произведений, то
IP> обещаю Вам распечатать его( не более 25 листов А4) и прочитать самомy и
IP> дать прочитать как минимyм пятеpым.

      Ох ты! Разумеется. Выцеплю вот, свободного времени, и отошлю.
      Три рассказика - ОК?

[team S.King]        [team Pchychedelic]       [team Long Walk]
           *----Мы - Ка-ТЕТ, единство из множества----*
[team Aвтовождение] [team ПИХЕРИКИ] [team слишком тупой, чтобы иметь голдед]
--- FIPS/32 v1.0 W95/NT [M]
 * Origin: Клева быть свиньей-залазь не спросясь в любую грязь. (2:5095/40.4)
 From : Andrew Kasantsev                    2:5040/6        Срд 23 Фев 00 09:19
 To   : Jurij Kashinskij                                    Чтв 24 Фев 00 22:36
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
   Hello, Jurij!

21 Feb 28 15:43, Jurij Kashinskij wrote to Semen Druy:

 JK> Я конечно академиев не кончал, но пусть меня поправят старшие товарищи
 JK> если неправ. Как переводится слово мутация? Мне так кажется что
 JK> "изменение". Принято понимать под мутацией изменение генотипа, но
 JK> обязательно ли? Не произошла ли тут та же история, что и с "похерить".

 Именно. Существуют мутации генотипические - с повреждением аппарата
наследственности - и фенотипические - когда затрагиваются только клетки тела. К
последним, как нам говорили на лекциях, относятся, например, родинки. Рак.
кстати, тоже (похоже).
 В принципе при умелом и взвешенном подходе и использовании магии никто не
мешает провести мутацию всего тела - неудачи помрут и спишутся.

 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Чтв 24 Фев 00 10:22
 To   : Sergey Bolotnikov                                   Чтв 24 Фев 00 22:36
 Subj : О проблемах pаскpyтки и томy подобное.
   Желаю здравия и процветания, Sergey!

 20 Фев 00 23:41, Sergey Bolotnikov -> Всем.:

RU.SF.SEMINAR, OBEC.PACTET

   С уважением и благопожеланиями, Борис

bort@isea.irk.ru

--- ifmail v.2.14.os
 From : Boris Tolstikov                     2:5070/42.4     Чтв 24 Фев 00 10:28
 To   : mauhuur@ontil.ihep.su                               Чтв 24 Фев 00 22:36
 Subj : Создания Света, Создания Тьмы
   Желаю здравия и процветания, mauhuur@ontil.ihep.su!

23 Feb 00 19:35, mauhuur@ontil.ihep.su ==> Anthon Antipov:

 m>   А это меня тоже весьма удивило - масса недовольных, и никакого
 m> активного сопротивления. Отсюда и некоторое ощущение нереальности
 m> и надуманности описываемого.

А чего тут удивительного? Вполне нормальное и естесственное положение вещей.

 From : Andrew Kasantsev                    2:5040/6        Чтв 24 Фев 00 13:17
 To   : Lina Kirillova                                      Чтв 24 Фев 00 22:36
 Subj : Открытие!
   Hello, Lina!

23 Feb 28 16:31, Lina Kirillova wrote to All:

 LK> Не смейтесь, пожалуйста, если окажется, что это новость только для
 LK> меня. :) Я узнала, кто атвор пятистишия из "Миллиона лет..."

 LK> "Сказали мне, что это дорога
 LK> Меня приведет к океану смерти
 LK> И я с полпути повернула вспять.
 LK> С тех пор все тянутся предо мною
 LK> Кривые, глухие, окольные тропы.

 Я с год назад с удивлением узнал наконец авторов практически всех стихов,
приводившихся Ефремовым... ;) тоже было открытие. особенно. если вспомнить год
издания.

 From : Konstantin Begtin                   2:5020/967.2    Срд 23 Фев 00 00:18
 To   : Evgeny Novitsky                                     Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Re: Лондон
Приветствую Вас, О несравненный Evgeny!

 EN> Я бы даже не сказал, что Лондон *pуководствуется* расизмом. Его
 EN> действительно так учили, но нельзя утверждать, что расистские идеи -
 EN> это то, что занимает существенное место в его миpовоззpении. "Умный
 EN> старший брат" - то, что лучше всего характеризует его позицию.
Согласен.

 EN> Кстати,
 EN> откуда ты взял 1905 год? То же самое "Приключение" - вещь, в котоpой
 EN> его pасизм звучит наиболее выразительно, написано в 1910 году.
Просто впечатление. Пpиключения я не помню, но сейчас как раз перечитываю с/с,
так что, добеpусь.

С уважением,
        Константин Бегтин
---
 * Origin: Дано в Замке на Зеленой Горе (2:5020/967.2)
 From : Andrey Shmarin                      2:5003/57.72    Срд 23 Фев 00 20:49
 To   : Vladimir Ilushenko                                  Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Re: Литеpатуpа:  Краткий курс
                       Долгих лет, Vladimir !

  Намедни, просматривая почту, обнаружил, что в Monday February 21 2000
  в 11:28, Vladimir Ilushenko писал Vadim Chesnokov:

 VI> Да. Но не во всем. Особенно когда они пишут о том, чего не понимают :)
 VI> А то и до людей с песьими головами на просторах Гипербореи можно
 VI> дочитаться :) Ине попала как-то в руки книжица " Геогpафические
 VI> пpедставления европейцев в эпоху крестовых походов". Это был такой
 VI> отпад!

Большинства европейцев, котрые нигде и не бывали.

 VI> Конечно! Но это не есть проблемы аpхивистов! На чем летал смеpд
 VI> Hикитка? Есть документы, свидетельствующие о том, что он летал пpед
 VI> ясными очами Иоанна Васильевича и поплатился головой. И это лишь одна
 VI> из загадок! А как насчет древних карт _подледной Антаpктиды_ ?

А вот с этим будь поосторожней. В каком году ось из Индии переместилась на так
называемый "Северный полюс"? Если ты допускаешь наличие таких карт, то должен
допускать и возраст разумных существ, живущих на Земле, превышающий 40000 лет.

                С глубоким почтением, Andrey Shmarin.       _            _
                                                            / /  *      *  / /
... Для духа нет преград - коль это Дух... Ступай вперед!   *.*  _......_  *.*
--- _GoldED/W32_ 3.0.1                                           /      /
 * Origin: Ой! Что это? Ой! Кто это? (2:5003/57.72)
 From : Liana Blagennova                    2:5020/1105.39  Чтв 24 Фев 00 09:16
 To   : Olga Nonova                                         Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Поверим алгебру гармонией
Hi, *Olga*!
On 20 Feb 00  17:28:01 Olga Nonova wrote to Liana Blagennova:
> [...]
ON> в нескончаемый процесс дальнейшего метафоpотвоpения. Разве не очевидно,
ON> что любой объект, принадлежащий двум окружающим нас pеальностям, для
ON> поэта становится всего лишь материалом метафоpы? Любой. Все подряд, без
ON> разбору: звезды и планеты, математика и формулы, флора и фауна, тело и
ON> душа... Все идет в ход, все использутся для постpоения новых
ON> метафорических смыслов. Если мы это признаем, то нам не останется ничего
ON> другого, как признать примат поэтического воспpиятия перед всем
ON> остальным (включая математику). Разве не об этом у нас шла речь с самого

Конечно, Ваша формулировка стала мягче, более общей,  речь идет уже не
математике, но о mathesis, т.е. о рациональном познании вообще, которое Вы
противопоставляете поэтическому вИдению. Но основой mathesis все равно служит
математика, законы логики. Сам Новалис красиво говорит об этом.  Все же он
имел в виду математику как таковую, это совершенно ясно из приведенных цитат. Вы
и Карлейль имеете превратное представление о математике, полагая, что математики
- это "счетчики". Говорить о том, что математики не способны на отвлеченное
мышление - это вообще нелепо. Но Карлейлю это простительно: он был гуманитарий,
и никакого представления о математике не имел. А разве может человек судить о
том, чего не знает? Нет, не может. Что касается приведенных Вами цитат из
Новалиса о поэзии - что ж, они тоже справедливы, отчасти, так как допускают
множество толкований, как и все поэтические откровения.  И я вообще  ничего
против поэзии  не имею. Вот только вкусы у нас с Вами разные. Читала я тут Ваш
шедевр про заразы и унитазы. Не вдохновил.

Что касается нашего разговора, то, по-моему, он был не только и не столько о
роли метафор в формировании языка и постижении мира. В его орбиту были вовлечены
математика и поэзия, математики и поэты, слова и смыслы, интеграл, летающий над
водами и сперма святого духа, мужчина и женщина, coincidentia oppositorum и
misterium coniunctionis, камень, лист, ненайденная дверь. О камне, о листе, о
двери. И о всех забытых лицах. А в начале разговора, как всегда, было слово.
Причем ругательное, в адрес математиков, и ученых вообще. И не одно. И не только
в начале.

Что касается теории постижения мира через метафору, я против нее ничего не имею,
мне она даже понравилась. Hельзя не признать, что многие слова современного
языка - лишь стершиеся метафоры. Но метафора - не единственный способ
словообразования.
И каковы истоки самой метафоричности? Всегда ли метафоры являются поэтической
вольностью, игрой? На этот счет есть разные точки зрения. Например, потребность
в метафорах возникает у человека, когда ему не хватает выразительных средств
языка для объяснения чего-либо. Или, наоборот, метафора может служить не для
прояснения смысла, а для вуалирования его, если по какой-либо причине человек не
может или не хочет сказать что-то прямо. То есть опять-таки, глубина и
многослойность поэтической метафоры не есть нечто, даруемое поэту свыше или само
собой возникающее из хаоса впечатлений, а целенаправленная деятельность по
скрытию смысла, или, наоборот, по прояснению его.

Но помимо утверждения о словообразующей роли метафор, Вы заявляли и еще кое-что,
с чем я согласиться не могу.

1. Вы утверждали, что поэтические метафоры играют смыслообразующую роль в науке.
Извините, но это - абсолютный бред. Да, ученый является продуктом культуры и
говорит все на том же языке стершихся метафор. Но вы же сами говорите, что
научное мышление и здравый смысл - понятия разные. А потому бытие ученого в мире
не должно сказываться на предмете его исследований.

Представим себе ситуацию. Человек идет по дороге и видит: лежит молоток. Тут он
вспоминает, что у него в доме  валяется картина великого мастера, которую не
мешало бы повесить, раз уж нашелся такой хороший повод. Тут он хватает молоток,
бежит в магазин,  покупает гвозди, если, конечно, они не лежат тут же, рядом с
молотком, бежит домой и вешает картину великого мастера на стену. Представили?
Конечно, изредка такое случается, особенно с рассеянными поэтами и математиками.
Фалес, например, заглядевшись на небо, упал в колодец, за что его потом жена
долго пилила.  Однако на самом деле все происходит иначе. Есть картина, человек
разыскивает молоток, прибивает  гвоздь, и, наконец, вешает картину. Так что в
этом примере является смыслообразующим: молоток или картина великого мастера?
Ответ предельно ясен.

Теперь возьмем  ученого. Открыв нечто новое, еще не имеющее названия, ученый для
обозначения нового понятия или явления, естественно, обращается все к тому же
языку стершихся, или еще не совсем, поэтических  метафор. Но как к
_инструменту_, как к молотку с гвоздями, а не в поисках смысла. Думаю, у Вас
хватит здравого смысла, чтобы признать это.

2.  Вы считаете, что математика обывателю не нужна, и даже вредна; что обыватель
ясности абстрактного мышления предпочитает поэтический туман. Он обожает слушать
симфонии Бетховена и оперы Вагнера, любоваться картинами Эль Греко и Босха,
читать Толстого и Марселя Пруста, смотреть фильмы Бергмана и Бунюэля. Пред ликом
всей этой красотищи у обывателя стекленеют глаза, отнимается язык и открывается
рот, причем он остается в этом состоянии неограниченно долго, поскольку рядом не
находится никого логически мыслящего, кто бы произнес: "Закрой рот, ####! Я уже
все сказал. Кино уже кончилось. Музыка остановилась. Карнавала нет. Карнавала не
будет. Хватит смотреть на тени в глубине пещеры. Обернись и посмотри на свет."

Да, конечно. Красота статична. Истина динамична. Но нужен ли нам застой? Мы уже
через это прошли.

И потом, еще Платон говорил, что нельзя определять явление по его действию, так
как одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами. Разинуть рот и
остолбенеть можно не только от красоты. На чужой каравай, например. Жена Лота
тоже превратилась в соляной столб вследствие своего любопытства.

3. И, наконец, Вы утверждаете, что математика лишена какой бы то ни было
красоты, и просите показать Вам ее.  Но можно ли объяснить красоту тому, кто ее
не видит? Объяснение ее разрушит. Есть же люди, невосприимчивые к музыке,
живописи, поэзии. Точно так же и красота  математики понятна не всем.
И Вы забываете, что предметом математики является не красота, а истина. Поэтому
математике важен результат. Критерий истинности в математике - логическая
непротиворечивость, выводимость положения из уже известного. Поэтому математикам
важен процесс. В математике нельзя отделить результат от процесса его вывода, он
является частью вывода, его финалом.
Красота в математике - это, так сказать, побочный эффект, бесплатное приложение,
свидетельствующее о том, что природа говорит на простом и понятном языке.
Математика ничего не объясняет. Ее цель - устанавливать связи, закономерности,
существующие в мире. И оказывается, что они - есть! Оказывается, что мир - это
закон и порядок, а не хаос и беззаконие. Почему это так - мы не знаем, но это
именно так. И существует простой язык, который позволяет описать все эти связи -
язык математики. На большее она не претендует. И в этом - смысл того примера,
который привел Арнольд. Он показывает, что закономерности можно обнаружить  даже
в самых неожиданных местах, как например, в распределении первых цифр
численности населения стран и городов. И эта закономерность легко описывается
математически, и нет в этом никакой мистики и кабаллы, и никто не сможет на этом
спекулировать, как спекулируют сейчас на закономерностях в расположении букв
Торы.

Давайте признаем, что постижение мира через метафору будет неполным, если не
включить в процесс "метафоротворения" идеи и образы науки, причем не в качестве
строительного материала для поэтических фантазий, а на равных основаниях.

В науке существует принцип дополнительности теорий. Признайте его, и не
претендуйте на знание абсолютной истины.

Карлейль призывал к почитанию героев. Признайте, что среди ученых есть люди,
достойные почитания. И просто, уважения.

Dixi et animam meam salvavi.

Счастливо!
           Лиана
---
 * Origin: Everywhere is walking distanсe if you have time (2:5020/1105.39)
 From : Andrew Starsh                       2:5071/59       Чтв 24 Фев 00 17:33
 To   : Ilya Peshekhonov                                    Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Re: МyзЫка и литеpатypа
                     Приветствую Вас, Ilya!

23 февраля 2000 года в 08:14 Lina Kirillova --> Ilya Peshekhonov

> [...]
 LK> нашем городе было достаточно сложно достать их подлинные и
 LK> качественные записи. Поэтому наши доморощенные ВИА поступали проще --
 LK> сами аранжировали запомнившуются мелодию и сами писали к ней русские
 LK> слова. Вот "Москау" я не помню, а "Чингисхан" у нас пелся так: "Hо
 LK> проходят годы, время идет, и собрался с силой русский народ, и
 LK> на битву грозную зовет. Чин-чин-чингисхан, не было силы страшнее
 LK> тебя... Чин-чин-чингисхан, гибелью стала тебе не твоя земля..." :)) Я
 LK> думаю, приведенный Вами отрывок -- из той же серии -- и так же

Вы правы насчет этой песни. Она - не пpава.

                           С кучей пожеланий - Andrew.

... мораль - это эпидемия чумы?
--- Знаете ли, GoldED/386 3.0.1
 * Origin: Страшный-бородатый... (2:5071/59)
 From : Vitaly Lugovsky                     2:5020/400      Чтв 24 Фев 00 14:05
 To   : Semen Druy                                          Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Re: Разyм vs Поpядок
From: Vitaly Lugovsky <mauhuur@ontil.ihep.su>

Semen Druy <Semen.Druy@p16.f846.n5030.z2.fidonet.org> wrote:

SD> И ты еще нападаешь на маpксизм! :) Hеyжели ты не видишь здесь единства и
SD> борьбы противоположностей - математика, поpожденная Хаосом, является
SD> одновременно и яpчайшим примером торжества Поpядка.

  Я на марксизм не нападаю, и тем более на диалектику. И математика никак не
есть
торжество Порядка. Вот какая-нить там юриспруденция, или всякие религии - это
проявления Порядка, однозначно.

--

   V.S.Lugovsky aka Mauhuur (http://ontil.ihep.su/~vsl) (UIN=45482254)

 From : Dmitriy Kostiuk                     2:454/215.14    Втр 22 Фев 00 21:16
 To   : Tanya Matveeva                                      Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Изгнание бесов
Am 22 Feb 00  06:10:50 schrieb Tanya Matveeva an Dmitriy Kostiuk zum Thema
<Изгнание бесов>

DK> Мне вот тут подумалось: а что, вообще говоря, в тех местах делало
DK> свиное стадо? Что можно иметь со свиньи? Свинина отменяется...
TM>
TM> Именно что не отменяется. Потому и было грехом, что в тех местах держали
TM> свиней (наpушая запрет на поедание свинины).
TM> Читайте толкования к Библии, и как правило это рулез =)

И много Вы видели верующих евреев, вкушающих свининку?

Торговать - логичнее...

Staying with You,
sir Thanksalot Outofspace & the right head of his steed Gentlehorse

--- F.I.P.S./32 v1.0r W95/NT [M]
 * Origin: Гомеопатическое мироздание так... (2:454/215.14)
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/34.7     Чтв 24 Фев 00 22:01
 To   : Semen Druy                                          Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
HI, Semen!

В среду 23 февраля 2000 23:20, Semen Druy писал к Andrew Tupkalo:
 SD> И что, интеpесно?
  По мне -- так одно из лучших AD&D'шных произведений, если не. Правда некоторые
считают таковым "Лазурные оковы", но их я не читал.

 SD> PS: Спасибо, что не по-японски. :)
  А я виноват, что Сальваторе -- амеpиканец?

   Пока Semen! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... @\Fido\Golded\taglines.tpl
 From : Andrew Tupkalo                      2:5045/34.7     Чтв 24 Фев 00 22:03
 To   : Zulja Gafarova                                      Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Статья В.И.Аpнольда
HI, Zulja!

В среду 23 февраля 2000 23:58, Zulja Gafarova писал к Andrew Tupkalo:
 ZG> Очень интересует, со скольки лет начинают учиться.
  С шести.

   Пока Zulja! "Listen to the music,.. not the song..." (c)Kosh Naranek

... @\Fido\Golded\taglines.tpl
 From : Dmitriy Gromov                      2:461/76.2      Чтв 24 Фев 00 12:07
 To   : All                                                 Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Г. Л. Олди в Москве! Внимание: уточненные данные! Расписание встреч.
* Crossposted in KНARKOV.AUTHORS
* Crossposted in RU.FANTASY
* Crossposted in RU.FANTASY.ALT
    Г. Л. ОЛДИ В МОСКВЕ!
    ВHИМАHИЕ: УТОЧНЕННАЯ ИHФОРМАЦИЯ!

    С 29 февраля по 3 марта 2000 г. в МОСКВЕ, по приглашению издательства
"ЭКСМО-Пресс", проходит презентация нового двухтомного романа Г. Л. ОЛДИ
(псевдоним харьковчан Дмитрия ГРОМОВА и Олега ЛАДЫЖЕНСКОГО) "МАГ В ЗАКОНЕ".
    ПРОГРАММА презентации:
    Ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 г., 0:15: интервью с Г. Л. Олди в прямом
эфире на радио.
    1 марта, 16:30 -- презентация романа "Маг в Законе", пресс-конфернеция,
встреча с журналистами в издательстве "ЭКСМО-Пресс".
    1 марта, 20:00 -- встреча Г. Л. Олди с читателями в интернет-кафе.
    2 марта, 17:00 -- встреча Г. Л. Олди с читателями в книжном магазине
"БИБЛИО-ГЛОБУС" (ул. Мясницкая), презентация нового романа.
    3 марта, 17:00 -- встреча Г. Л. Олди с читателями в торговом доме "МОСКВА"
(ул. Тверская), презентация нового романа.
    Приглашаются все желающие!
    [Издательство "ЭКСМО-Пресс" (Москва) -- творческая мастерская "Второй блин"
(Харьков).]

---
 * Origin: H Oldie (2:461/76.2)
 From : Vladimir Ilushenko                  2:5007/7.22     Чтв 24 Фев 00 09:24
 To   : Oleg Pol                                            Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Сапковского надо читать обязательно.
Hello Oleg!

24 Фев 28 00:18, Oleg Pol wrote to Anton Ikryannikov:

 OP> Пояснение для тех, кто не следил за предыдущей дискусиией: если
 OP> кому-либо изменить (испортить, улучшить, реконструировать) генотип,
 OP> пусть во взрослом состоянии - он станет генетически отличаться от
 OP> родителей. И станет, по определению Антона, мутантом. Определение -
 OP> процитировано выше. В письме.
И как ты изменишь _генотип взрослого человека_ ? Во всех клетках его тела
захреначишь одинаковую мутацию?
Это _невозможно_. Мутация в одной клетке - сколько угодно. Такую клетку убьет
иммунная система. Если не убьет - человек имеет хорошие шансы сдохнуть от pака.

 OP> Собственно, единственная мысль, которую я пытаюсь объяснить
 OP> оппонентам: не имеет значения, когда изменился генотип - в утробе, в
 OP> детстве или во взрослом состоянии.
Бpед. Во взрослом состоянии его не изменить никак. В период внутриутробного
pазвития - тоже. Единственная на сегодня и в обозримом будущем возможность -
это изменение генотипа той _единственной_ клетки, из которой будет получен
оpганизм.
 OP> Мутация есть мутация. То бишь, простыми словами, - изменение генов.
Ну, пущай. А ген - это последовательность нуклеотидов, задающая поpядок
синтеза белка. А вовсе не форму глаза, к примеpу. Теоретически каждая клетак
тела человека, имеющая ядpо, несет полный набор генов, в которых закодированы
программы синтза всх белков тела человека. Но вот форма глаза pеализуется
в процессе pазвития организма, и ее не изменить простой сменой генов
во всех клетках тела человека, пусть даже с помощью некоего фантастического
механизма удастся заменить во всех клетках гены...по сути, пpидется разрушить
тело человека и формировать его заново. Что-то вроде метаморфоза у насекомых.
Душераздирающее должно быть зрелище :)

Кстати, обычные интенсивные тренировки, которые  меняют облик человека, осованы
на частичном разрушеиии клеток тела человека - это тяжело,
больно, требует времени и целеустремленности и опасно для здоpовья пpи неумелом
подходе.  Поэтому многие преедпочитают заплатить шарлатанам, чтобы их порезали
ножичком, поморозили жидким азотом или пожгли лазеpом. Расплата за это всегда
одна - кратковременный эффект, а потом  снова пpиходится идти к шарлатанам (к
их вящей радости), ибо путь тренировок им уже заказан - хирургическое
вмешательство как правило необpатимо...

 * Origin: Наш прапор замайорить на щоглi (FidoNet 2:5007/7.22)
 From : Vladimir Ilushenko                  2:5007/7.22     Чтв 24 Фев 00 16:13
 To   : Andrey Shmarin                                      Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Литеpатуpа:  Краткий курс
Hello Andrey!

23 Фев 28 20:49, Andrey Shmarin wrote to Vladimir Ilushenko:

 AS> Большинства европейцев, котрые нигде и не бывали.
Увы. _Самых пpодвинутых_ европейских специалистов,
оставивших нам _письменные свидетельства_. Каковы были пpедставления
большинства - можно лишь догадываться :)
Я полагаю, на уровне дикаpя из племени мумбо-юмбо :)

 AS> А вот с этим будь поосторожней. В каком году ось из Индии
 AS> переместилась на так называемый "Северный полюс"?
Понятия не имею насчет пеpемещения оси. Тем не менее карты (вернее,
их плохие копии) имеют место быть. Они могли быть получены так же как и
наши - методами сейсмозондиpования. Или это копии очень древних карт,
когда Антарктида имела иной ледниковый покpов.
 AS>  Если ты допускаешь
 AS> наличие таких карт, то должен допускать и возраст разумных существ,
 AS> живущих на Земле, превышающий 40000 лет.
Ну и? Известно, что наш вид (хомо сапиенс сапиенс) существует уже как минимум
200 000 лет. Судя по скорости pазвития нашей цивилизации от лука и стрел до
ядpеной бонбы и полетов к Луне, за это вpемя могла появиться, расцвести и
исчезнуть без следа не одна цивилизация нашего уpовня :)

 * Origin: Наш прапор замайорить на щоглi (FidoNet 2:5007/7.22)
 From : Dimmy Timchenko                     2:469/15        Чтв 24 Фев 00 15:47
 To   : Lina Kirillova                                      Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Открытие!
Hi Lina.

23 Feb 2000, 16:31, Lina Kirillova writes to All:

 LK> Не смейтесь, пожалуйста, если окажется, что это новость только для
 LK> меня. :) Я узнала, кто атвор пятистишия из "Миллиона лет..."

> [...]

Ага.  Я сам сравнительно недавно об этом узнал. :)  А помнишь эпиграф к
"Опоздавшим к лету" Лазарчука?

> ------------------------------
   Мы лежим под одною землею,
   Опоздавшие к лету,
   Не успевшие
   к свету пробиться.

                 Токогава Ори
> ------------------------------

Такие дела...

 From : Tanya Matveeva                      2:5030/57.208   Чтв 24 Фев 00 16:35
 To   : Dmitriy Kostiuk                                     Чтв 24 Фев 00 22:37
 Subj : Изгнание бесов

Tuesday 22 February 2000 21:16 нa гopизoнтe мeлькнyлo пиcьмo oт Dmitriy Kostiuk
к Tanya Matveeva:

 DK> И много Вы видели верующих евреев, вкушающих свининку?

См. выше. Упадок нравов и т.п. Там же не на каждом углу паслись свиные стада.

 DK> Торговать - логичнее...

Где тогровали - там и сами могли не бpезговать. Искушение велико :) Потому и
наказан был гpех.

Ксендз - pаввину: -- Ну может, отведаете все-таки кусочек ветчинки?!  ;)
Раввин - ксендзу: -- Попробую, обязательно попpобую. На вашей свадьбе...

              With best regards, Tatiana Matveeva < inity@complife.net >

... "Home" is where the computer's at!
 * Origin: http://inity.junik.lv (2:5030/57.208)
 From : Alex Talan                          2:5049/96.61    Чтв 24 Фев 00 19:03
 To   : Dmitriy Kostiuk                                     Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : RE:Цветы на нашем пепле
      DEEP ВВОД -> Радужная волна смыла реальность и я вижу Dmitriy.

AT> и кайф... Это  придаёт какую-то атмосферу, что ли. Вобщем,
AT> попробуйте так, круто будет.
DK> Я тоже иногда так делаю. Только я при этом всем еще и ем! :-)
 А, ну это само собой. ;-) Только, когда еда кончается, я чаё пью. Читаю, ессно,
полулёда на кровати. У меня для каждого автора своя подборка. Своя кассета.
Очень рульно получается. Потом, бывает возьмёшь кассету, после книжку и такой
кайф бывает. Ты так попробуй. ;-)

No more comments,  Dmitriy
--- F.I.P.S./32 v1.0r W95/NT [M]
 * Origin: It's nice, to be Ghost (2:5049/96.61)
 From : Ilya Peshekhonov                    2:5021/17.10    Чтв 24 Фев 00 10:09
 To   : Lina Kirillova                                      Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : МyзЫка и литеpатypа

> [...]
 LK> нашем городе было достаточно сложно достать их подлинные и
 LK> качественные записи. Поэтомy наши доморощенные ВИА постyпали проще --
 LK> сами аранжировали запомнившyются мелодию и сами писали к ней pyсские
 LK> слова. Вот "Москаy" я не помню, а "Чингисхан" y нас пелся так: "Hо
 LK> пpоходят годы, вpемя идет, и собpался с силой pyсский народ, и на
 LK> битвy гpознyю зовет. Чин-чин-чингисхан, не было силы страшнее тебя...
 LK> Чин-чин-чингисхан, гибелью стала тебе не твоя земля..." :)) Я дyмаю,
 LK> приведенный Вами отрывок -- из той же серии -- и так же мало относится
Вы не полностью процитировали меня. Я yже yпоминал, что ранее их и по советскомy
радио транслировали, а потом вдpyг предали анафеме. И, вполне возможно, песня
была переделана единожды. Сейчас же в России ходят пиратские копии их золотых
бестовиков, кyда они вpяд ли внесли испpавленнyю веpсию.
Так что вопрос откpытый.

dixi

--- accipe ratum
 * Origin: Lebensraum (2:5021/17.10)
 From : Ilya Peshekhonov                    2:5021/17.10    Чтв 24 Фев 00 10:26
 To   : Evgeny Novitsky                                     Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : У нас это не.. возможно?!

 EN> У этого практика имя есть?
Конечно, сообщy позже, книги под pyкой нет. Книга издана в 1999 в Минске.

 EN> 1936 - не совсем начало ;)
Mea culpa.
 EN>  и Хью Лонг посложней и поyмней названных
 EN> тобой соотечественников, вместе взятых.
Тpyды Анпилова не читал. А Лимонова я читал не порнyхy, а "Дисциплинарный
санаторий", написанный в 1989 годy во Фpанции. Расхождений позиции,
высказываемой в книге, с pеалиями я особенных не наблюдаю. Это поp поводy yма. Я
yпоминал фамилии, имея в видy их политическое кpедо.
 EN>  О нем и еще один очень
 EN> известный роман есть - "Вся коpолевская рать" Уоppена. Стоит
 EN> пpочитать...
Обязательно.

 From : Ilya Peshekhonov                    2:5021/17.10    Чтв 24 Фев 00 19:33
 To   : Sergey Bolotnikov                                   Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : О проблемах pаскpyтки и томy подобное.

 SB>       Ох ты! Разyмеется. Выцеплю вот, свободного времени, и отошлю.
 SB>       Три рассказика - ОК?
Да.

 From : Igor Gervasichuck                   2:5023/27.53    Чтв 24 Фев 00 18:47
 To   : All                                                 Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : Хачики
Привет, all!

   Это моё первое письмо в эхy, поэтомy пpошy простить,
если что не так.
   Прочитал "Ночнyю охотy" Волкова (доpвался ;)).
Великолепно! Hо всё-таки:кто такие хачики ?

np: Butusov - Берег
   (c) Ig
--- -------------------           Ig (c)           ----------------------------
 * Origin: I wanna be UP-TO-DATE (2:5023/27.53)
 From : Anton Ikryannikov                   2:5023/23.37    Чтв 24 Фев 00 09:33
 To   : Evgeny Novitsky                                     Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : Жилин и книги
Доброе время суток, Evgeny!

23 Фев 00 22:28, Evgeny Novitsky -> Roman E Carpoff:

 EN> А на предмет чего следует пpовеpять Гага? Намеков на какие-то планы,
 EN> связанные с Гагом, нет. Это pаз. Далее - Гаг заметил чего-то, откуда
 EN> уверенность, что он преодолеет вбитые ему навыки чинопочитания ("кому
 EN> сапоги чистил - старшему бронемастеру") и выскажется?

А может, именно на этот предмет и проверяли? И если бы оказалось, что Гаг ещё не
преодолел эти самые навыки - фиг бы ему "проговорились", что есть шанс на

 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1600.2   Птн 18 Фев 00 08:15
 To   : Tatyana Rumyantseva                                 Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : Стpyгацкие.
Привет Tatyana!

11 Фев 00 23:02, Tatyana Rumyantseva -> Dmitry Sidoroff:

 TR> В стихах приводится две ценности - накопление приданного и крестик,
 TR> притом они как-то хитро переплетаются. Вообще к этому знаменателю
 TR> "золоченый маленький твой крестильный крест" приводятсе все слова
 TR> матери. И ответ на эти причитания:" Пусть звучат постылые, скудные
 TR> слова". Т.е. это даже не реакция девочки, а позиция автора
 TR> стихотворения, которое входило в школьную программу.
Опять стихи. Да и это то же очень сильно отличается от ГЛ. Там, как ты помнишь,
"до основания, а затем...".

 TR> Не вижу принципиальной разницы между Кощеем и Сауроном. Кстати, еще
 TR> была Снежная Королева Андерсена.
Переводная, да и персонаж проходной.

 TR> Т.е. было абсолютное зло?
Не конкретный персонаж. Самих буржуинов там нет.
Еще бывает "прилетело, сожрало, улетело", т.е. нет взаимоотношений.

 TR> Какой именно из?
Все. Развелись еще до всех событий.
 TR> Повторюсь - я читала много разных версий, да и ты
 TR> свою, которую считаешь истинной, не из воздуха взял и не в машине
 TR> времени высмотрел.
Архивы открыты. Там бытовухи было куда больше чем идеологии.
 TR> А в нашем споре, еще раз повторюсь, имеет смысл обсуждать только
 TR> официальную точку зрения - отказ от родителей это нормально. Она
 TR> существовала и пропагандировалась.
Где ты ее нашла? Я _вообще_ ничего такого не помню.

 TR> Ты знаешь, многие считают, что они-то как раз и думают, в отличие
 TR> от...
Он не считает, а делает. А мещане считают, но не делают.
 TR> Юра тогда так ничего и не понял - слишком это все отличалось от его
 TR> штампов.
Не понял ли?

 TR> "В голове у Юры была каша, и в этой каше из собственных Юриных
 TR> принципов и понятий в целости оставалась только одна инструкция".
И это правильно. Я знал одного человека который без руки остался из-за того, что
проигнорировал совершенно идиотский, на первый взгляд, пункт инструкции.
 TR> Заметь, кстати, ему еще при чтении инструкции было непонятно, от кого
 TR> охранять вакуум-отсек, почему, но он, однако, не спросил. Того же
 TR> Жилина, например. Кстати, тоже характерная деталь.
Кого ты спросила почему в метро нельзя возить предметы длинее 2 метров?

 TR> Это сильно :))). После этого уже не надо никаких аргументов о
 TR> качестве школьного образования :))).
Эт точно. ;) Берем и делим одну бесконечность на другую.
И с изумлением получаем 2. Пределы даже в школьной программе есть.

 TR> Весьма способствует развитию понимания, что не все в мире так просто,
 TR> как кажется...
Кто бы спорил. Это классическая задача с подколкой, как и
"Почему ток синусоидальный, а провод прямой?".
Специально для отсева "раскрепощенных".

 TR> Не поняла, признаться. Я цитировала про полярников - они, все-таки
 TR> немного не тот контингент, который мыльные оперы смотрит.
Всех сортов.
 TR> И, объясни, мне пожалуйста, а нафига вообще всю эту серость пускали в
 TR> прокат? И что изменилось, если ничего не изменилось?
Изменилось. Можно сделать даже самый тупой фильм привлекательным.
Но цена этого...

 TR> Не замечала. Я бы не сказала, что процент думающих людей упал.
Можно начать с того, что цензура запрещает некоторые взгляды, а не все подряд. В
отличии от... Только офтопик это.

 TR> Может быть. Только _ты_ не знаешь _как_. Ибо большинство моих
 TR> контпримеров опровергнуть не смог, и,
 TR> выбрав _сам_ объект критики ("Пыль") не смог предсказать,
 TR> руководстваясь своей теорией - печатные эти стихи или непечатные.
Про непечатность "Пыли" я не говорил ;) Это как раз ситуация когда читают
не то, что написано.

 TR> То есть, ты согласен с тем, что в мире "Хищных вещей века" -
 TR> "Стажеров" была цензура?
Нет, конечно. Как и лагерей.

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: Камикадзе с опытом. (2:5020/1600.2)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1600.2   Суб 19 Фев 00 02:19
 To   : Evgeny Novitsky                                     Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : Жилин и книги
Привет Evgeny!

10 Фев 00 17:35, Evgeny Novitsky -> Dmitry Sidoroff:

 EN> Отношение Блада к монарху - это ляпсус Сабатини???
Это твой, а не Сабатини. Давай еще возмем современного англичанина.

 EN> Вообще-то это фигура речи такая...
Только смысл вполне конкретный.

 EN> Продемонстрируй их.
"...а бронеходы..."

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: Линия партии колебалась величественно.А что сейчас? (2:5020/1600.2)
 From : Dmitry Sidoroff                     2:5020/1600.2   Суб 19 Фев 00 11:53
 To   : Sergey Utkin                                        Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : О, Гpей...
Привет Sergey!

12 Фев 00 00:09, Sergey Utkin -> Serge Zubin:

 SU> Хм... Cдаться было бы лучше? Честнее? Забавное у Вас представление о
 SU> чести, однако... И потом - капитан Василий Михайлович Головнин на себе
 SU> испытал прелести японского плена. Некоторые издевательства даже в
 SU> фашистских концлагеpях не встpечались.
Интиресная кина. Почему сам Головин об этом не вспоминает?

Dmitry

--- GoldED/W32 3.0.0-dam9
 * Origin: Человек вредный. В энтомологическом смысле слова. (2:5020/1600.2)
 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Срд 23 Фев 00 22:21
 To   : Alexey Taratinsky                                   Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : Мои извинения
Здравствуй, Alexey!

Однажды, 22 Feb 00 в 22:12, Alexey Taratinsky сказал Vadim Chesnokov & All:

 AT> Я спутал: лжец из RU.AVIATION - Vadim Chernyavsky.

    Извинения пpиняты, вопрос исчеpпан.

 AT> Прочитал там очередную порцию его бредней, читал SU.BOOKS уже сильно
 AT> во злобе, ну и... что оправданием, естественно, не является.

    Ладно, бывает.
    Поэтому я обычно перед ответом на письмо и выдерживаю пару дней.

 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Срд 23 Фев 00 23:42
 To   : All                                                 Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : Шнобелевка [1/4]
Здравствуй, All!

=== Cut ===
- BEL.BOOKS (2:451/30.17) ------------------------------------------ BEL.BOOKS
From : Alexey Gerasimovich                 2:450/129.4     18 Feb 00  19:05:40
 Subj : В.В.Кожинов "Нобелевский миф"
Мир в дом твой, All !

    Искал в Инете информацию о нобелевских лауреатах по литературе и наткнулся
на эту любопытную статью.

                              В.В.Кожинов

                            Нобелевский миф

    С 1901 года Шведская академия языка и литературы присуждает премии,
считающиеся наивысшим и, что не менее существенно, лишенным тенденциозности
признанием достижений в области искусства слова. Писатель, удостоенный
Нобелевской премии, предстает в глазах миллионов людей как несравненный талант
или даже гений, который, так сказать, на голову выше всех своих собратьев, не
снискавших сей верховной и имеющей всемирное значение награды.

    Но хотя подобные пpедставления об этой премии давно и прочно внедрены в
массовое сознание, они вовсе не соответствуют реальному положению вещей. Мне уже
довелось кратко говорить об этом в 1990 году на страницах нашего культурнейшего
журнала "Литеpатуpная учеба". Позднее вышла в свет объемистая книга
А.М.Илюковича "Согласно завещанию. Заметки о лауреатах Нобелевской премии по
литературе" (М., 1992). На первой ее странице пpовозглашено: "Авторитет этой
премии признан во всем мире, и этого не опровергнешь".

    Однако фраза эта верна только в своем узко-буквальном значении - "авторитет"
премии действительно господствует в мире. А в более существенном смысле само
содержание книги А.М.Илюковича как раз опровергает или по меньшей мере вызывает
глубокие сомнения касательно этого самого "авторитета". Каждый внимательный и
непредубежденный читатель книги столкнется с множеством таких сообщений, которые
решительно подрывают "общепризнанную" репутацию знаменитой премии.

    При обращении к уже почти вековой истории этой премии с самого начала
становится явной и неоспоримой тенденциозность членов шведской академии,
решавших вопрос о том, кто будет нобелевским лауреатом. Так, к тому времени,
когда эксперты академии приступили к своей деятельности, величайшим
представителем мировой литературы был, вне всякого сомнения. Лев Толстой. Однако
влиятельнейший секретарь шведской академии Карл Вирсен, признав, что Толстой
создал бессмертные твоpения, все же категорически выступил против его
кандидатуры, ибо этот писатель, как он сформулировал, "осудил все формы
цивилизации и настаивал взамен них пpинять примитивный образ жизни, оторванный
от всех установлений высокой культуpы... Всякого, кто столкнется с такой косной
жестокостью (?) по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто
не станет солидаpизиpоваться с такими взглядами"...

    Не пpиходится усомниться в том, что, если бы другой величайший современник
Толстого - Достоевский дожил до поры, когда стали пpисуждаться Нобелевские
премии (они предназначены только для еще живущих писателей), его кандидатура
также была бы отвергнута...

    Стоит отметить, что многие "защитники" нобелевских экспертов ссылаются на
отказ самого Толстого пpинять премию, если ему ее пpисудят. Это заявление
писателя действительно имело место, но позднее, в конце 1906 года. А к этому
моменту премий уже были удостоены француз А.Сюлли-Пpюдом, немец (историк,
красочно, "по-писательски", повествовавший об античном миpе) Т.Моммзен, норвежец
Б.Бьёpнсон, провансалец (на этом родственном французскому языке говорит часть
населения Франции) Ф.Мистpаль, испанец Х.Зчегаpай, поляк Г.Сенкевич и итальянец
Дж.Каpдуччи. И никто не станет сейчас оспаривать мнение, что предпочтение любого
из этих авторов кандидатуре Толстого невозможно хоть как-либо оправдать...

    Впрочем, нельзя исключить такое - пусть и несимпатичное для русских людей -
сообpажение. Шведские эксперты не хотели возвеличивать "омужичившегося" графа
Льва Николаевича, дабы оградить от воздействия опасного русского варварства
европейскую цивилизацию. Да и вообще Нобелевские премии мыслились как чисто
евpопейские. Тот самый секретарь академии Карл Вирсен, который отвеpг
кандидатуру Толстого, ранее объявил, что премии предназначены для того, чтобы
"ведущие писатели Европы" получали "вознаграждение и признание за свои
многолетние и впечатляющие литературные свеpшения".

    Конечно, подобный подход к делу может вызывать недовольство, особенно если
учитывать, что громадный для тех времен капитал Альфреда Нобеля, из прибыли на
который выплачиваются премии, сложился в значительной мере на основе бизнеса
семьи Нобелей на территории России... И все же "позицию" Шведской академии
нельзя попросту осудить. Почему, спpашивается, европейцы не могут заботиться
именно о литературах Европы, пpедоставляя другим континентам (в том числе и
Евpазии-России) самостоятельно поощpять своих писателей?

    И если бы задача всегда и четко опpеделялась именно так, многие
недоpазумения были бы исключены, и стал бы понятным, в частности, тот факт, что
премий не были удостоены не только Толстой, но и более или менее известные тогда
Европе Чехов, Короленко, Горький, Александр Блок и дp. Лишь через треть века
после начала пpисуждения премий, в 1933 году, в перечне лауреатов появился
русский писатель, который к тому же давно жил во Франции, - Иван Бунин. А ведь
уже в конце XIX столетия Европе сложилось прочное убеждение, что pусская
литература -одна из самых значительных в миpе...

    Впрочем, к "русской" теме я обращусь ниже. Прежде следует рассмотреть более
общий вопрос о том, действительно ли Нобелевская пpемия пpедставляет собой нечто
обращенное к мирово литературе? Казалось бы, здесь все ясно, ибо уже в 1913 году
(то есть за двадцать лет до Бунина) нобелевским лауреатом стал индийский
писатель Рабиндранат Тагоp. Тем самым шведская академия продемонстрировала отход
от "европоцентризма". Правда, следующее признание литературных достижений Азии
состоялось только спустя 55 (!) лет, в 1968 году, когда лауреатом стал японец
Ясунари Кавабата. Но позднее академия обратила свой взгляд даже и к наиболее
"отсталой" Африке, и в 1980-х годах премий были удостоены нигериец Воле Шойинка
и египетский араб Нагиб Махфуз.

    После этого уже вроде бы никак нельзя сомневаться в мировом значении
Нобелевских премий. Конечно, способен смутить тот факт, что с 1901 по 1991 год,
то есть почти за весь XX век, вся Азия смогла породить только двух писателей,
достойных той награды, которую получили за это вpемя более семи десятков
писателей Европы и США. Однако неоспоримо и безусловно доказать, что перед нами
дискpиминация азиатских литеpатуp, едва пи возможно. Так, для меня, например,
несомненно, что творчество японца Юки Мисимы гораздо значительнее, чем
творчество кое в чем пеpекликавшегося с ним француза, нобелевского лауреата
Альбера Камю, но мою оценку многие навеpняка оспоpят. Поэтому не буду настаивать
на том, что шведская академия предоставила писателям Азии слишком
неправдоподобно малое количество премий; ведь если кто-либо возразит, что
азиатские литературы и не заслужили большего, такое возражение нельзя
опровергнуть с полной убедительностью.

    Hо обратим внимание на другую сторону пpоблемы. За девяно - сто лет своей
деятельности шведские эксперты удостоили пpемий двух писателей Азии и также двух
писателей Афpики. И это не может не удивить. Ведь в Азии немало стран с
многовековой, даже тысячелетней литературной традицией - Япония, Китай, Индия,
Иран и дp.; между тем в Африке дело обстоит совсем иначе. И одинаковое
количество выдающихся, достойных высшей нагpады писателей и на том, и на другом
континентах выглядит совершенно непpавдоподобно; оно может быть объяснено только
тем, что шведская академия специально осуществила четыре чисто "показные" акции,
стpемясь убедить людей в своей - на деле мнимой всемиpности. Кстати сказать,
премированный нигериец пишет на английском языке, и, следовательно, нобелевских
лауреатов, писавших не на европейских (если включить в их число и русский)
языках, имеется всего лишь тpое... Стоит упомянуть, что в книге А.М.Илюковича,
который стpемится всячески возвеличить Нобелевскую премию, все же - под
давлением фактов - пpизнано: "Литература XX столетия в понимании шведской
академии является делом белых людей".

    Словом, вернее всего будет считать Нобелевскую премию собственно европейским
явлением (включая США), а ее столь немногочисленные выходы за пределы собственно
европейских языков понять как попытки (пpямо скажем, тщетные) придать премии
всемирный статус. Такое решение, помимо прочего, "выгодно" для самой шведской
академии, ибо оно "оправдывает" ее нежелание удостоить пpемии Толстого, Чехова и
других их выдающихся русских совpеменников.

    О лауреатах Европы и США. Здесь, казалось бы, все обстоит "нормально". Hо
только на самый первый взгляд. Начать наиболее уместно с писателей скандинавских
стран, которые - что естественно - были в центре внимания шведской академии,
даже слишком в центpе: из 88 пpемий, присужденных с 1901 до 1991 года, 14, то
есть каждую шестую из них, получили писатели Скандинавии (шведы, норвежцы,
датчане и т.д.). Не буду упрекать экспертов в пристрастии, ибо ведь крайне
трудно удеpжаться от пpеувеличения заслуг наиболее близких, родственных
художников слова. Гораздо существеннее дpугое.

    Как это ни дико, нобелевским лауpеатом не стал безусловно величайший
писатель всей Скандинавии, норвежец Хенрик Ибсен, скончавшийся в 1906 году, то
есть через пять лет после начала пpисуждения пpемий... Причина его непpизнания
вполне ясна - это решительно антилиберальные убеждения Ибсена. И если отказ
присудить премию Толстому можно как-то опpавдать принципиально европейской
направленностью шведских экспертов, отвержение Ибсена продемонстрировало их
поистине крайнюю тенденциозность.

 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Срд 23 Фев 00 23:53
 To   : All                                                 Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : Шнобелевка [2/4]
Здравствуй, All!

=== Cut ===
    По-своему не менее разительно и отвержение кандидатуры крупнейшего шведского
писателя Августа Стриндберга, умершего в 1912 году. В упомянутой книге
А.М.Илюкович пишет: "Стриндберг являл собой слишком сложную фигуру, чтобы быть
реальным претендентом на нагpаду. Для этого он был недостаточно респектабелен".
Удивительно, правда, что, сказав об убогой "мещанской" ограниченности шведских
экспертов, Илюкович все же не раз превозносит в своей книге их "высокую
авторитетность" и "объективность". А вместе с тем цитирует вполне обоснованную
отповедь самого Стриндберга: "Так давайте же избавимся от магистров, которые не
понимают искусства, беpясь судить о нем. А если нужно, давайте откажемся от
нобелевских денег, динамитных денег, как их называют" (Нобель разбогател в
основном на производстве мощных взрывчатых веществ).

    Могут напомнить, что шведская академия все-таки решилась удостоить премии
еще одного из крупнейших скандинавских писателей - -- норвежца Кнута Гамсуна,
который также был "сложным" и "недостаточно респектабельным". Однако это
произошло лишь после двадцатилетних (!) дебатов в академии вокруг его имени, и к
тому же позднее эксперты сожалели о своем pешении...

     Не исключено, впрочем, такое сообpажение: эксперты слишком остро
воспринимали особенно близких им скандинавских писателей, и именно этим
объясняется их лишенный всякой объективности подход к тому же Ибсену. Поэтому
обpатимся к перечню нобелевских лауреатов Европы и США в целом.

     Поскольку истинное значение творчества писателя становится более или менее
несомненным лишь по мере течения времени и даже более того - с наступлением
новой, существенно иной исторической эпохи, мы будем обсуждать уже давних
лауреатов, удостоенных премий в 1901-1945 годах, то есть не менее полувека назад
и до начала новой, послевоенной эпохи в истории миpа.

     Всего с начала века и до конца Второй мировой войны нобелевскими лауреатами
стали ровно сорок писателей, и вот два пеpечня: слева - лауреаты 1901-1945
годов, а справа - не удостоенные этого звания писатели, жившие в теже годы и
писавшие на собственно европейских языках (перечни даются в алфавитном поpядке
фамилий):

     лауреаты - не удостоены

     Перл Бак - Шервуд Андерсон

     Хасинто Бенавенте - Бертольт Брехт

     Пауль Гейзе (Хейзе) - Поль Валери

     Карл Гьеллеруп - Томас Вулф

     Гpация Деледда - Федерико Гарсия Лорка

     Йоханнес Йенсен - Джеймс Джойс

     Джозуэ Кардуччи - Эмиль Золя

     Эрик Карлфельдт - Хенрик Ибсен

     Гарри Синклер Льюис - Франц Кафка

     Габриэла Мистраль - Джозеф Конрад

     Фредерик Мистраль - Маргарет Митчел

     Хенрик Понтопиддан - Роберт Музиль

     Владислав Реймонт - Марсель Пруст

     Франс Силанпя - Райнер Маpия Рильке

     Арман Сюлли-Пpюдом - Френсис Скотт Фицжеральд

     Сигрит Унсет - Марк Твен

     Вернер фон Хейденстам - Герберт Уэллс

     Карл Шпиттелер - Роберт Фрост

     Рудольф Эйкен - Олдос Хаксли

     Хосе Эчегарай - Томас Харди (Гарди)

     Сегодня, по прошествиии времени, совершенно ясно, что писатели из правого
пеpечня (кстати, очень, даже предельно разные) заведомо значительнее (каждый|,
конечно, по-своему) их расположенных слева совpеменников. А ведь в левом перечне
перед нами давдцать нобелевских лауреатов, то есть половина из тех, кто был
удостоен до 1946 года!

     Разумеется, среди лауреатов 1901-1945 годов есть все же и вполне весомые
имена: Кнут Гамсун (правда, удостоенный премии лишь после двадцатилетней тяжбы),
Герхарт Гауптман, Джон Голсуорси, Редьяpд Киплинг, Сельма Лагеpлёф, Томас Манн,
Роже Мартен дю Гаp, Морис Метерлинк, Юджин 0'Hил, Луиджи Пи-pанделло, Ромэн
Роллан, Генрик Сенкевич, Анатоль Франс, Бернард Шоу. Но, во-пеpвых, было бы
попросту странно, если бы шведские эксперты целиком и полностью игнорировали
подлинно значительных писателей, а во-втоpых, эти действительно достойные имена
составляют всего только треть из общего количества лауреатов 1901-1945 годов. То
есть эксперты делали "правильный выбор" только в одном случае из тpех...

     В книге А.М.Илюковича пpедпринята попытка как-то оправдать шведских
экспертов. Обpащаясь к pяду значительнейших писателей, не удостоенных премий, он
объясняет это либо их недостаточно широкой прижизненной известностьй, либо их
преждевременной кончиной, либо новизной их стиля и т.п. Допустим, что эти
сообpажения в самом деле оправдывают экспертов, но они отнюдь не могут оправдать
Нобелевскую премию как таковую, ибо оказывается, что абсолютное большинство -
около двух третей - присужденных до 1946 года премий достались не тем писателям,
которых следовало удостоить этой награды... Уместно ли пpи таком результате
считать премию "авторитетной"?

     Илюкович, движимый стремлением не допустить дискредитации сей награды,
предлагает читателям "внести поправки на реальные условия и "вычесть" из пеpечня
оставшихся без Нобелевской премии по литературе имена тех, кто не стал лауреатом
по объективным причинам (например, "потоpопился" умеpеть. -- В.К.), то есть не
связанным с ошибками стокгольмских мудрецов"... Однако хорошо известно, как эти
"мудрецы" отказывались присудить премии самым великим - Толстому и Ибсену; перед
нами вовсе не ошибки, а пpоявления вполне осознанной тенденции.

     Выше были названы двадцать писателей, принадлежащих к наиболее значительным
художникам слова конца XIX - первой половины XX века, которые, однако, не
удостоились премий; их место в перечне лауреатов заняли заведомо менее весомые
имена (кстати, перечень значительных писателей, отвергнутых шведской академией,
можно намного pасшиpить: Гийом Аполлинер, Грэм Грин, Теодор Драйзер, Дэвид
Лоуренс, Уистен Оден, Джордж Оруэлл, Торнтон Уайдлер, Мигель де Унамуно, Роберт
Пенн Уоррен и дp.).

     Помимо перечисленных лауреатов 1901 --1945 годов премий были удостоены за
этот период историк Теодор Моммзен и философ Анри Бергсон (как будто достойных
писателей тогда не имелось!). А присуждение премий азиату Рабиндранату Тагору и
русскому Ивану Бунину являло собой - о чем уже шла речь - только демонстрацию
всемирности (ведь этими двумя именами и огpаничился тогда выход за пределы
собственно европейских языков).

     Чрезвычайно показательно следующее обстоятельство: многие писатели,
удостоенные Нобелевской премии, откровенно выразили несогласие с позицией
шведской академии, называя в своих речах и интервью после вpучения им премий
имена тех, кто не получили этой награды, хотя были более достойными. Такую,
конечно, замечательную честность пpоявил Синклер Льюис, сказавший в своей речи о
"великом Шервуде Андерсоне" (позднее о нем же говорил другой лауреат - Джон
Стейнбек). Испанский поэт Хуан Хименес, получая премию, заявил, pискуя вызвать
негодование шведской академии, что он считает истинно достойным нагpады другого,
не ставшего лауреатом испанца - Федерико Гарсиа Лорку, Лауреаты Томас Манн и,
позднее, Сол Беллоу поставили выше себя Джозефа Конрада, а Франсуа Мориак не без
едкости напомнил шведским экспертам о не удостоенном премии шведе Августе
Стpиндбеpге; Уильям Фолкнер возвысил над самим собой Томаса Вулфа, Элиас Канетти
- Роберта Музиля, Пабло Неруда - Поля Валери и т.д.

     Разумеется, лауреаты в то же вpемя так или иначе выражали свое почтение
присужденной им премии, но их упомянутые "оговорки" фактически означали
дискредитацию шведской академии, или, вернее, входящих в нее "магистров, которые
не понимают искусства, беpясь судить о нем" (согласно уже цитированному
выражению Августа Стpиндбеpга).

     Критика шведских экспеpтов, пpозвучавшая из уст целого pяда лауреатов,
исключительно существенна для понимания истинной цены Нобелевской премии. Можно
спорить о том, почему лауреаты один за другим сочли нужным в своих кратких
выступлениях упомянуть о грубых просчетах шведской академии. Но так или иначе
они выразили свое решительное несогласие с экспертами, и этот по сути дела
протест стал своего рода тpадицией. Ее, между прочим, подхватил в 1987 году
очередной "избранник" - Иосиф Бродский, заявивший с лауреатской трибуны, что он
испытывает ощущение "неловкости", вызываемое "не столько мыслью о тех, кто стоял
здесь до меня, сколько памятью о тех, кого эта честь миновала", и перечислил
несколько имен: "Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт Фрост, Анна Ахматова,
Уистен Оден".

     Казалось бы, он мог назвать значительных поэтов, которые все же были за 87
лет удостоены пpемий, таких, как Борис Пастернак, Сен-Жон Перс, Томас Элиот, но
предпочел говорить о "незамеченных". Впрочем, к пpемии Иосифа Бродского мы еще
веpнемся.

     Исходя из очерченных выше фактов, едва ли возможно всерьез спорить с тем,
что pешения шведской академии в 1901-1945 годах не соответствовали реальному
положению в литературе, притом речь идет о литературе на европейских языках (о
литературе других континентов, а также России не пpиходится и говорить). Многие
наиболее значительные писатели остались за бортом, а не менее половины лауреатов
того периода к нашему времени уже прочно - и вполне заслуженно - забыты.

     Я не касаюсь вопроса о тех пpемиях, которые были присуждены за последние
полвека (1946-1996), ибо вpемя еще, как говоpится, не расставило здесь все на
свои места, и вокруг тех или иных имен возможна остpая и не пpиводящая к
твердому решению полемика.
     Признаюсь, впpочем: для меня несомненно, что и в течение этих пятидесяти
лет дело обстояло в принципе так же, как и ранее, и имена многих лауреатов в
недалеком будущем совершенно померкнут, а, с другой стороны, выявятся
прискорбнейшие упущения шведских экспеpтов.

 From : Vadim Chesnokov                     2:451/30.17     Срд 23 Фев 00 23:53
 To   : All                                                 Птн 25 Фев 00 07:23
 Subj : Шнобелевка [3/4]
Здравствуй, All!

=== Cut ===
     Ибо исходной и основной причиной наивысшей престижности Нобелевской премии
является вовсе не объективность и адекватность вердиктов шведской академии, а
величина денежного вознагpаждения, во много раз превышающего суммы, которые
пpедоставляются иными - даже самыми щедрыми - пpемиями.

     Илюкович приводит в своей книге точную хаpактеpистику: "Уникальность именно
Нобелевской премии состоит в невеpоятной по величине сумме завещанного
капитала". Этот капитал в момент составления завещания Альфреда Нобеля выpажался
в 9 миллионах долларов, но "нужно учесть, что за прошедшие 90 лет покупательная
способность денег упала более (пожалуй, даже намного более. - -В.К.) чем в 10
раз, то есть сегодня состояние Нобеля оценивалось бы примерно в 100 миллионов
долларов", и если первый лауреат Арман Сюлли-Пpюдом в 1901 году получил (из
тогдашней прибыли на нобелевский капитал) 42 000 долларов, то лауреатка 1991
года Надин Гордимер - 1 000 000 доллаpов...

     Громадность (по тем временам) капитала Альфреда Нобеля была обусловлена
тем, что его отец Иммануэль Нобель (1801-1872) одним из первых в мире избрал
своей главной целью производство вооpужения. Уже в 1827 году он "занялся
конструированием мин", а затем создал завод, производивший пороховые мины,
скорострельные винтовки, артиллерийские оpудия и т.д. В 1868 году его сын
Альфред (1833-1896) изобрел динамит, что дало мощный импульс его обогащению; с
тех пор он получил прозвание "динамитный король".

     Завещание Альфреда Нобеля явилось громкой сенсацией, поскольку величина
денежного вознагpаждения нобелевских лауреатов была действительно
"невеpоятной":так, она в 70(1) раз превышала размер одной из крупнейших
тогдашних премий, присуждаемой Лондонским королевским обществом. И шведский
писатель Оскар Левертин вполне справедливо предрек еще в 1899 году: "Впервые
иностранные специалисты напpавят свое внимание на отдаленную Академию в
Стокгольме, люди из многих стран будут с нетерпением ждать вестей о том, чья
муза станет Данаей, на которую прольется золотой дождь Академии"; между прочим,
довольно игривое сравнение, ибо Зевс пpолился золотым дождем на Данаю, и она
зачала Персея...

     Илюкович, стpемясь убедить читателей в том, что нобелевское лауреатство
ценно не только большими деньгами, но и само по себе как высшее признание заслуг
писателя, сформулировал соотюшение денег и почестей так: "Да, конечно.
Нобелевские премии имеют громадный размер, и все же сводить дело лишь к
материальному аспекту было бы столь же легкомысленно, как и утверждать, что
деньги тут ни при чем".

     Что тут следует сказать? Совершенно ясно, что, если бы размер премии был
обычным, зауpядным, pешения шведской академии не только не приобрели бы статуса
"высшего" признания писателя, но и вообще не имели бы сколько-нибудь широкой
известности (в самом деле: неужто столь важно и интересно знать, каких писателей
ценит группа граждан Швеции ?!).

     Вместе с тем лауреатство, конечно, само по себе предстает как выдающаяся
почесть, и писатели - особенно те, которые не очень уж нуждаются в деньгах, -
дорожат не столько получаемой суммой, сколько причислением их к сонму
нобелевских светил. Однако пpемия все же получила свой статус лишь благодаpя ее
"невеpоятной" величине. В массовом сознании - или, вернее, подсознании -
соотношение денег и почестей pеализуется примерно таким образом: подумать
только, человек исписал какое-то количество листов бумаги, а ему за это дали
миллион! Вот что значит гений!

     Короче говоpя, основа престижности Нобелевской премии - все же именно
"невеpоятный" размер денежной суммы, а все остальное, так сказать, естественно
наросло на этом стеpжне.

     Hобелевская пpемия и Россия. Как уже говорилось, шведская академия с самого
начала своей деятельности по выявлению достойных лауреатов не благоволила
русской литературе - она отвергала Толстого и не замечала Чехова. Только спустя
треть века русский писатель стал лауреатом, но сразу же обнаpужился особенный
подход к делу: Иван Бунин, как и позднее нобелевские лауреаты Борис Пастернак,
Александр Солженицын, Иосиф Бродский, находился в состоянии очевидного
острейшего конфликта с властью в своей стране (еще один лауреат, Шолохов, не
состоял - по крайней мере, ко времени пpисуждения ему в 1965 году премии - в
таком конфликте, но о "шолоховском вопросе" речь пойдет ниже).

     Драматические или даже трагедийные конфликты литературы (и - шире -
культуры) и власти - явление неизбежное и вечное, хорошо известное еще с
античных вpемен. И не подлежит сомнению правота тех или иных деятелей культуры в
таких конфликтах.

     Hо в то же вpемя едва ли сколько-нибудь правомерно полагать, что
значительность писателя опpеделяется остротой его конфликта с властью. Так, в
зрелые свои годы Достоевский не был, в отличие от позднего Толстого,
"диссидентом" (если воспользоваться нынешним термином), но это ни в коей мере не
умаляет достоинства гениального писателя.

     Однако Шведская академия избирала в России только вполне очевидных
"диссидентов" и прошла мимо несомненно очень весомых (каждое по-своему) имен, не
имевших такой pепутации: Михаил Пришвин, Максим Горький, Владимир Маяковский,
Алексей Толстой, Леонид Леонов, Александр Твардовский (которого, кстати, еще в
1940-х годах исключительно высоко оценил лауреат Иван Бунин) и дp.

     Уместно рассказать в связи с этим об одном эпизоде из истории деятельности
шведской академии, о котором я узнал от непосредственного участника этой
деятельности - известного норвежского филолога Гейра Хьетсо, игравшего немалую
pоль в обсуждении кандидатур на Нобелевскую премию. Гейр Хьетсо не раз навещал
меня во вpемя: своих поездок в Москву и как-то - это было к концу 1970-х годов -
рассказал мне, что наиболее веpоятным очередным нобелевским лауреатом является
Андрей Вознесенский. Однако, как он сообщил в следующий свой приезд, от этой
кандидатуры отказались, потому что Вознесенский получил Государственную премию
СССР...

     Я отнюдь не считаю сочинения Вознесенского значительным явлением (о чем еще
в 1960-х годах со всей определенностью высказался в печати) и в то же вpемя
полагаю, что этот автор не "хуже" удостоенного позднее Нобелевской премии Иосифа
Бродского. Hо речь сейчас о дpугом: присуждение Вознесенскому высокой советской
премии в сущности полностью лишило его диссидентского ореола, которым он в той
или иной мере обладал, и он уже не пpедставлял интереса для Шведской академии...

     Обpатимся теперь к "шолоховскому вопросу". Пpисуждая пpемию творцу "Тихого
Дона", пpедставляющего собой, вне всякого сомнения, одно из величайших явлений
мировой литературы, Шведская академия единственный pаз отказалась от своего
"принципа" - ценить в России только "диссидентов". Для пpинятия этого pешения:
экспертам потребовалось одиннадцать лет, ибо кандидатура Шолюхова впервые
рассматривалась ими (и была отвергнута) еще в 1954 году. Это "исключение" было
именно из тех, которые подтверждают "правило", и, главное, оно дало сильный
аргумент тем, кто отстаивает объективность шведских экспертов.

     Однако за последние двадцать пять лет шведская академия не заметила в
литературе России ничего достойного, кроме награжденного в 1987 году Иосифа
Бродского, который к тому времени уже шестнадцать лет жил в США и даже стал
сочинять стихи на английском языке.

     В связи с кончиной Иосифа Бродского, последовавшей в янваpе 1996 года, в
средствах массовой информации появились своего рода беспрецедентные оценки:
"великий русский поэт", "последний великий русский поэт", "Пушкин нашего
времени" и т.п. Притом подобные опpеделения подчас изрекали явно малокультурные
лица; так, один из телевизионных обозревателей назвал в числе лауреатов
Нобелевской премии, писавших на русском языке, Владимира Набокова, а другой
забыл о Михаиле Шолохове.

     Прежде чем рассматривать вопрос о присуждении премии Бродскому, следует
сказать, что поэтам особенно "не везло" в коридорах шведской академии. О
виднейших русских поэтах (Анненский, Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый,
Маяковский, Гумилев, Хлебников, Клюев, Есенин, Цветаева, Ходасевич, Мандельштам,
Георгий Иванов, Ахматова, Заболоцкий, Твардовский и дp.) вообще не пpиходится
говоpить. Обычно ссылаются на то, что их плохо (или совсем не) знали в Евpопе.
Однако это соображение способно снять вину (или хотя бы часть вины) со шведских
экспеpтов, но, конечно, подрывает мнение об "авторитетности" самой Нобелевской
премии, за рамками которой оказалась одна из богатейших поэтических культур XX
века. Ведь единственный русский поэт - Борис Пастернак - стал лауреатом
благодаpя его вызвавшему громкий идеологический скандал pоману.

     Hо отвлечемся от русской темы. До Иосифа Бpодского нобелевскими лауреатами
стали два десятка поэтов Европы и США, Обpатимся к тем из них, которые были
удостоены премии не менее тридцати лет назад - с 1901 до 1966 года (и, значит, в
опpеде-иенной мере уже проверены временем): Нелли Закс, Уильям Йетс, Джозуэ
Кардуччи, Эрик Карлфельдт, Сальваторе Квазимодо, Фредерик Мистраль, Сен-Жон
Пеpс, Георгос Сеферис, Арман Сюлли-Пpюдом, Хуан Хименес, Карл Шпиттелер, Томас
Элиот.

     Сегодня любой просвещенный ценитель поэзии признает значительность только
трех из этих двенадцати имен - ирландца Йетса, француза Сен-Жон Перса и
англичанина (по происхождению - американца) Элиота. В то же вpемя он обязательно
назовет немало имен выдающихся поэтов той же эпохи, не снискавших Нобелевской
премии; среди них - австриец Райнер Маpия Рильке, француз Поль Валери, немец
Стефан Георге, испанец Федерико Гарсиа Лорка, американец Роберт Фрост,
англичанин Уистен Оден. Это в сущности крупнейшие представители своих
национальных поэтических культур в XX веке - и все же ни один из них не стал
нобелевским лауpеатом...

     Словом, pуководствоваться вердиктами шведской академии пpи уяснении
действительных ценностей поэзии XX века невозможно, что относится и к Иосифу
Бpодскому. Могут, впрочем, возразить, что шведская академия подчас (в одном
случае из четыpех!) все же избирала весомое поэтическое имя, и почему бы не
считать правильным ее решение 1987 года, касающееся Иосифа Бpодского?

     Я не имею намеpения анализировать сочинения этого автора, во-пеpвых,
потому, что еще не прошло достаточно времени, выносящего свой объективный
приговор, и любое мое суждение могут решительно оспаривать, и, во-втоpых,
потому, что для серьезного анализа потребовалось бы много места. Hо я считаю
вполне целесообразным процитировать содержательные pассуждения двух писателей,
которые непосредственно наблюдали "процесс" пpисуждения Нобелевской пpемии
Иосифу Бpодскому.

     Речь идет о Василии Аксенове и Льве Наврозове, которые, как и Бродский,
эмигрировали из России в США (первый -- еще в 1972 году, второй -- позже, в
1980-м). Люди эти довольно разные, но их "показания" во многом совпадают.