История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЗА «КРУГЛЫМ СТОЛОМ» ФАНТАСТЫ

[Владислав Крапивин]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© В. Крапивин, 1979

Уральский следопыт.- 1979.- 9.- С. 61, 63.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
ул. 8 МАРТА, 8, тел. 51-55-26

25 октября 1978 г.

АНКЕТА

1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
2. Ставите ли Вы целью своей работы в фантастике изображение будущего и его проблемы? Или всецело озабочено при этом насущными проблемами настоящего?
3. Высказывалось мнение о "кризисе" фантастики. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
4. Каковы ныне, на Ваш взгляд, взаимоотношения фантастики и науки? Не исчерпала ли своих возможностей фантастика сугубо техническая?
5. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо ограничения, пределы фантазии, переступать которые не принято?
6. Фантастика - любимое чтение школьников - формирует из них неофитов в лагерь "физиков". А будущие "лирики"? Что даёт фантастика им?
7. Фантастика наших дней все больше сближается с "большой" литературой. Как Вы расцениваете это? Не растворится ли фантастика - в нефантастике?
8. Назовите наиболее интересные, на Ваш взгляд, произведения советской фантастики последних двух - трех лет.
9. Как Вы полагаете, на какую тему будет написан НФ бестселлер 2079 года?
10. Какая проблема (научная, социальная, нравственная) волнует Вас более всего? Над чем Вы сейчас работаете?
11. Что пожелали бы Вы журналу и его читателям?

    Не скупитесь на мысли и улыбку, отвечая нам! Тем более, что не обязательно останавливаться на каждом вопросе.

Публикуем заключительную подборку ответов писателей-фантастов на вопросы нашей анкеты. Предыдущие подборки ответов были напечатаны в №№ 4, 6 и 7.

* * *

Владислав КРАПИВИН

1. К фантастике я обратился из-за неистребимой любви к приключениям. Сначала меня влекли неведомые моря и острова, потом планета показалась тесной, и Космос представился мне продолжением мирового океана. Позднее я понял, что автор, пишущий фантастику, получает возможность строить гораздо более разнообразные ситуации, чем литератор, придерживающийся сугубо реалистических тенденций. А чем разнообразнее ситуации, тем многограннее проявления человеческого характера.

Первый мой фантастический рассказ назывался "Имени погибших", я напечатал его в стенной университетском газете, за что был обруган университетской стенной критикой. Этот рассказ послужил основой для маленькой повести "Я иду встречать брата", которая в 1962 году была напечатана в "Уральском следопыте" и теперь переведена на многие европейские языки. Писал я ее в те дни, когда следовало готовиться к выпускным экзаменам в университете. Может быть, это не совсем педагогичное признание, но я считаю, что это тоже был экзамен, и думаю, что все-таки его сдал. Хотя бы на "тройку".

2. Наверное, я озабочен насущными проблемами настоящего, ибо есть такая фраза: будущее начинается сегодня.

3. Думаю, что претерпевает кризис та фантастика, которая слишком обособилась от литературы в целом, считает себя чем-то особенным в литературе. Мне кажется, что настоящая фантастика - это неотрывная часть мировой литературы в целом, и потому ей, как и литературе вообще, в обозримом будущем никакой кризис не грозит.

4. Мне трудно отвечать на этот вопрос, потому что в никогда не увлекался фантастикой сугубо технической. Лично мне она кажется скорее отраслью научно-популярной литературы. В центре же настоящей фантастики, как и литературы вообще, стоят чисто человеческие проблемы.

5. Никаких ограничений у фантастики нет. Если кому-то и кажется, что они существуют, то это чисто временные ограничения.

7. Настоящая фантастика никогда не отрывалась от "большой" литературы. И Сирано де Бержерак, и Уэллс, и Александр Грин всегда были "большой" литературой, им не надо было к ней приближаться. Что касается окололитературных вещей, заторы которых тужатся приблизиться к литературе, то этого достаточно и в нефантастике.

8. Из прочитанного понравился "Сторож брату моему" Владимира Михайлова. Но, возможно я многого не читал, поскольку не всегда успеваю следить за новинками.

9. Из какого-нибудь космического далека люди возвращаются на родную планету и вдруг выясняют, что на ней чистые реки, зеленые леса, богатый животный мир, что человечество избавилось от вредного влияния промышленной цивилизации на окружающий мир. А учителя не заставляют детей насильно петь в школьном хоре...

10. Все то же: люди среди людей.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001