История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

[ИНТЕРВЬЮ СО СТЕПАНОМ ВАРТАНОВЫМ]

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© С. Вартанов, 1998

Анизотропное шоссе: Крит.-публицист. фэнзин (СПб.).- 1998.- 3.- С. 7-8.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

От редакции: Да чего же все-таки удобная штука электронная почта! Сегодня ты только отослали свое письмо, а завтра уже можете читать ответ, пришедший с другого конца света. Например. Степан Вартанов, автор многих заметных рассказан, повести "Белая дорога" и сборника "Смерть взаймы", в настоящее время проживает в Канаде. Да и до Перми, откуда родом другой наш герой, Сергей Щеглов, бумажному письму добираться не один день. При помощи же компьютерных сетей Интернет и FIDO мы сумели передать наши вопросы авторам и получить ответы буквально в течение недели. Конечно, переписка не может в полной мере заменить личный контакт, но оперативность, на наш взгляд, несколько компенсирует этот существенный недостаток.

Оба автора, которым мы предоставляем слово в этом номере, хорошо известны фэндому задолго до выхода в свет книг "Часовой Армагеддона" и "Смерть взаймы", и назвать их дебютантами уж точно никак нельзя. Оба они достаточно удачно отметились в фантастике еще в конце восьмидесятых - начале девяностых, но до сих пор, как нам кажется, были не слишком избалованы вниманием критики - пусть даже фэн-критики. А между тем, не исключено, что именно творчество этих писателей в ближайшем будущем будет определять лицо отечественной фантастики. По крайней мере, у писателей есть мощный творческий потенциал, а также желание и силы активно этот потенциал реализовывать. И пускай кое-что в их творчестве может вызвать неприятие у определенного сорта читателей, даже самый прожженный скептик не будет отрицать, что и тот, и другой автор обладают немалым талантом. Мы же всего-навсего попробовали выяснить, как сами писатели относятся к процессу и результату своего творчества.

Наши вопросы:

1. Какие книги и какие авторы оказали на Вас наиболее сильное влияние?

2. Ловили ли Вы себя в своем творчестве на подражании кому-либо? Если да - то кому?

3. Что заставило Вас обратиться в своем творчестве именно к фантастике?

4. Над чем в художественном произведении Вы работаете наиболее тщательно, что на Ваш взгляд получается легче всего, а что - сложнее: сюжетная фабула, язык или характеры героев?

5. Пытаетесь ли Вы в своих произведениях отражать тенденции современного общества (если да, то какие), или Вас более интересуют личностные проблемы героев?

6. При каких обстоятельствах была издана первая Ваша книга?

Степан Вартанов:

1. Стругацкие - "Обитаемый Остров" и "Парень из преисподней". В особенности - "Парень из преисподней"... Я тогда заявился в гости к Аркадию Натановичу ("хочу быть вашим гостем"). Он, кажется, удивился, но книжку мне подписал....Умнейший был человек, и очень интересный собеседник... Александр Мирер - "Дом скитальцев". Плюс - он вбил-таки мне в голову простую идею, что мало хотеть писать, надо знать, как это делается. Смех смехом, но для меня в свое время это было откровением. Помнится, он привел в пример "Звездные войны", с их классической раскладкой: хороший, его учитель, его друг, девушка, главный плохой, его правая рука и так далее... За то, что я принялся воплощать эти идеи в жизнь, Эдик Геворкян обозвал меня "поп-фантастом". Кажется, поделом.

2. Еще как! Фразы и сюжетные ходы Стругацких, которые я с изумлением обнаруживаю у себя в книжках, это просто беда какая-то! Уж очень хорошо они писали... Умышленно же - нет, не подражал. Разве что - пародировал, но это не в счет.

3. Ну, это просто. Книжная полка моего дяди. Потом - викторины "Уральского Следопыта". Я там даже книжку выиграл - Другаля, "Тигр проводит вас до гаража". А вообще фантастика - это та же литература, только там больше разрешено. А когда здравый смысл становится помехой, можно писать фэнтези.

4. Ни то, ни другое. Все, я повторяю, все мои "произведения", кроме нескольких, изначально задуманных как юмористические, так вот - они все были, по замыслу, очень серьезными и глубоко психологическими. Затем, я уж не знаю как, вместо "ходилки-думалки" получалась очередная "стрелялка-бегалка", в моем любимом жанре "скоростного спуска с лестницы", то, что деликатный В. Гончаров назвал "местами кажется, что он просто с трудом поспевает за картиной разворачивающихся событии, едва успевая подбирать слова для ее описания."

Сам по себе сюжет - дело несложное. Но ни разу не было так, чтобы он не менялся несколько раз в процессе написания книги. Радикально. Та же "Белая дорога" была изначально детской повестью. А "Кристалл" был больше о разборках организованной преступности... Словом, судите сами. Полагаю, правильнее будет сказать - все получается само собой.

5. Пытался отражать, так будет точнее. Потом перестал. Бессмысленно это. Человеческие отношения остаются, по сути своей, теми же, происходи дело в эпоху строительства коммунизма или в эпоху обвала рубля. Да и потом, хочешь ты или нет, тенденции эти все равно... отразятся. Личные проблемы героев - тут сложнее. Наверное, все-таки, меня больше интересует, как эти герои будут выкручиваться из придуманных мною ситуаций. Характеры проявятся сами - через их действия.

6. Книга или рассказ? Рассказ был издан "Уральским следопытом", и был это "Город Трора". К вопросу о "тенденциях общества": Трор был списан с дедушки Ленина, хотя ни лучше, ни хуже рассказ от этого не стал. Я очень благодарен Виталию Бугрову за этот рассказ, не издай он его, вполне возможно, не было бы и остального.

Первая книга вышла в "Молодой гвардии", ВТО, это была "Белая дорога". В ней слегка изменилась пара мест" включая концовку, но, не сильно. Опять же - большое спасибо Пищенко, и отдельное - Силецкому, который провел со мной воспитательную работу на тему "надо ли молодому автору привередничать при выборе издателя". Одной фразой провел, но как лихо закрутил! К сожалению, фраза не для печати.

А вообще я считаю, что мне повезло с публикациями. По-настоящему, крупно повезло. А то, что рубль валится каждый раз, когда мне собираются платить гонорары, так ведь это же совпадение. Правда?



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001