История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В МИРЕ ФАНТАСТИКИ

Из опыта работы клуба любителей фантастики «Орион» Сахалинской областной детской библиотеки. Вып. 3

КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ

© С. Судак, 1991

Южно-Сахалинск: Обл. дет. библ., 1991. - 25 с.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Отдел обслуживания старших школьников

 

В МИРЕ ФАНТАСТИКИ

(Из опыта работы клуба любителей фантастики «Орион» Сахалинской областной детской библиотеки)

 

Вып. 3

 

г. Южно-Сахалинск 1991

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Темы для лекций

2. Небольшая информация для классного часа

3. Темы для игр, упражнений, умственных загадок, бесед

4. Анкета-схема «Тайны на других планетах»

5. Метод Ривина

6. Задачи курса развития творческого воображения

7. Профессии писателей-фантастов

8. Интересные факты, мысли, высказывания, гипотезы

ТЕМЫ ДЛЯ ЛЕКЦИЙ

АМЕРИКАНСКАЯ ФАНТАСТИКА

В США научная фантастика в 20-е годы развивалась по линии научно-технического предвидения (Х. Гернсбек) и космических приключений (Э. Смит, Э. Гамильтон, Э. Берроуз). Лучшие произведения послевоенной НФ, предваряемые в 30-е годы творчеством Д. Кэмпбелла, поднялись до серьезного социального критицизма и философских обобщений (Р. Бредбери, У. Тенн, Ф. Пол, С. Корнблат, Р. Хайнлайн, Р. Шекли, К. Воннегут). Однако в конце 50-х начале 70-х годов это направление вытесняется «новой волной» (С. Дилэни, Р. Желязны), тяготеющей к модернистскому формотворчеству и фантастическому овеществлению «Внутреннего пространства» человеческой психики.

У американской фантастики нет оснований гордиться своим генеалогическим древом. Она из низов, и к верхам пробудилась не сразу, с трудом, на глазок выбирая знакомства. В Европе давно прогремел Уэллс, американцы еще только открыли Жюля Верна. Это было вполне объяснимо с точки зрения историй науки. Когда в 1910–1911 году отец американской фантастики Гернсбек впервые заявил о себе, как о писателе, новая физика, толкнувшая около двух десятилетий до того Уэллса на путь философской фантастики, казалось уже делом более «практическим» и снова могла порождать фантазии жюльверновского толка. В этом смысле Гернсбек даже проявил прозорливость. Но в запоздалом пристрастии к Верну сказалась и определенная неразвитость социального и литературного мышления. Фантастика 20-х годов выражала и поддерживала «детскость» литературы. По словам Курта Воннегута, это была не столько безвкусица, сколько «детскость». Пока литература не мыслит, она не может стать большой литературой. Когда она мешает людям мыслить, она неизбежно оказывается на грани бульварщины. Наследие 20-х годов до сих пор висит тяжелым грузом на американской фантастике. И всё же процесс приобщения к большой литературе идет уже много лет. Действительность создавала предпосылки для такого приобщения. Кризис 30-х годов, взрыв Хиросимы, комиссия Маккартни, вступление США во вторую мировую войну – эти потрясения были решающими. Формировалась современная американская фантастика. Её формировали огромная надежда и отсутствие твердой веры. Настоящее неприемлемо – тем нужнее становится будущее. В какой-то мере американская фантастика выразила прогрессивный взгляд на мир. Решающий этап её развития начался в условиях войны против фашизма. Последним штрихом, который завершил превращение фантастики старой в фантастику новую, был взрыв бомб над Хиросимой и Нагасаки. Важнейшие проблемы современности ворвались в фантастику, подчинили её себе, преобразовали художественно. За некоторыми исключениями современная американская фантастика имеет социальную окраску. Она не принимает расовую дискриминацию, предупреждает против опасности новой войны, испытывает нескрываемое недоверие к буржуазным политикам. Клайв Степлз Льюис в своем «Опыте критики» писал: «Почти вся наиболее острая критика американского образа жизни сосредоточилась в области научной фантастики, и если бы писатели-нефантасты осмелились на что-нибудь подобное, их немедленно обвинили бы в антиамериканской деятельности». К прогрессивным взглядам тяготеют по большей части и клубы любителей научной фантастики. Одно время в Бруклине существовала даже организованная местной компартией Ассоциация борьбы за политический прогресс научной фантастики.

Ярким представителем американской фантастики является Роберт Хайнлайн, которого называют «Киплингом современной фантастики».

Роберт Ансон Хайнлайн (1907–1985) родился в штате Миссури, учился в университете, затем в военно-морской академии, служил на флоте, снова учился в университете – на этот раз в Калифорнийском, изучал физику и математику. Первый его фантастический рассказ «Линия жизни» вышел в 1939 году, а уже два года спустя, на Всемирном конвенте любителей фантастики в Денворе, Хайнлайн был признан самым популярным автором. Широкую известность в США полупили его романы, созданные в 50-е и 60-е годы. «Двойная звезда», «Звездная пехота», «Чужестранец в незнакомой стране», 'Луна – суровая хозяйка». В 30-е годы он нашел и с поразительной прозорливостью разработал на художественном уровне целый ряд тем, характерных для последующих десятилетий – в частности, тему дальнего космического путешествия. Книги Хайнлайна – очень часто жестокие книги, он сторонник политического элитизма, причем в последние годы он сблизился с реакционными политическими организациями в США и вместе с тем Хайнлайн, как никто другой, пропел гимн могуществу человеческого разума и воли, подчинивших себе Вселенную, величию и красоте мироздания, нравственной стойкости и самопожертвованию.

Многие его вещи призывают бороться против опасности атомной войны, в них нередко бывают выражены антиимпериалистические настроения. И, это главное, трудно представить себе писателя, который столь определенно понимал бы опасности современного «массового сознания» и предупреждал против них. Пытаясь внушить читателю свои реакционные идеи, Хайнлайн, будучи научным фантастом, воспитывает в нем способность усомниться в этих идеях.

Произведения Р. Хайнлайна, изданные В СССР:

1. Взрыв всегда возможен // Искатель. – 1965. № 4–5.

2. Долгая вахта // Лунариум. М., 1975. // Знание-сила. – 1958. – № 3. // Молодежь Азербайджана. – 1964. – 12–28 февраля. // Ленинец. – 1964. – 16–21 апр. // Комсомолец Таджикистана. – 1964. – 21–28 июня.

3. Долгая вахта. Логика империи // Научно-фантастические рассказы американских писателей. М., 1960.

4. Дом, который построил Тил // НФ Альманах научной фантастики. Вып. 6. М., 1967. // Трудная задача. М., 1982.

5. Дом четырех измерений // Техника молодежи. – 1944, – № 2–3.

6. Если то будет продолжаться... // НФ. Альманах научной фантастики. Вып. 7. М., 1967.

7. Зеленые холмы Земли // Эллинский секрет. Л., 1966. // Зеленая книга фантастики. М., 1989.

8. И построил он дом // И глянул гром. М., 1976.

9. Испытание космосом // Сборник научной фантастики. Вып. 16. М., 1975.

10. Как здорово вернуться // На суше и на море. – М., 1975.

11. Наш прекрасный город // Солнце на продажу. – М., 1983.

12. Один в поле // Памир. – 1978. – № 7–8.

13. Пасынки Вселенной // Вокруг света. – 1977. – № 2–5 // Крылья ночи. Минск, 1989.

14. Угроза с Земли // Техника молодежи. – 1987. – № 7–8.

Американская премия «Хьюго»:

Первые лауреаты: А. Бестер «Человек без лица», популяризатор науки В. Лей, коллекционер Ф. Эккерман.

Лауреаты: Р. Хайнлайн – 4 награды, А. Азимов – 4 награды, Ф. Пол, Л. Нивен, Д. Холдеман, Д. Бракнер, Ф. Лейбер – 6 наград, П. Андерсон – 5 наград, Ф. Х. Фармер, А. Кларк – 3 награды, Д. Блиш, К. Саймак, Х. Эллисон, У. Ле Гуин, Р. Залазни, Б. Олдисс, Р. Силверберг, Д. Типри. В 1960 году – Х. Гернсбек. Астронавты Армстронг, Олдрин, Коллинз.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Наука в какой-то мере сделала реальным представление об обратном течении времени. В конце прошлого века Людвиг Больцман приводил математические доказательства того, что во Вселенной есть области, где время движется в направлении, обратном нашему. В 1949 году американский физик Ричард Ф. Фейнман опубликовал статью, в которой высказал мнение, что позитрон – это электрон движущийся «из завтра в сегодня», в противоположном по отношению к нам направлении во времени. Вслед за тем появились гипотезы, согласно которым все античастицы – это не что иное, как обычные частицы, движущиеся в обратном направлении времени. Соответственно, в галактиках, состоящих из антивещества, время должно двигаться в противоположном направлении, фантасты, решившие пренебречь положением, что скорость света не может быть превышена, нашли и еще один квазинаучный способ проникнуть как в прошлое, так и в будущее.

Если скорость света может быть превышена, то наблюдатель получает способность свободно перемещаться взад и вперед вдоль луча, несущего информацию, и «останавливать время», двигаясь со скоростью, равной скорости света, опережать его, возвращаться в прошлое и даже несколько раз подряд «просматривать» одно и то же событие. Не приводит ли это на память машину времени? Кто не помнит уэллсовской машины времени, этого страшного экипажа с велосипедным седлом, несколькими рычагами и циферблатами, выполненными из никеля, слоновой кости и горного хрусталя? Это была очень необычная машина, сами слова «машина времени» звучит для тогдашнего уха странно, сочетание слов «машина» и «время» казалось диким и вызывающим, и сам Уэллс назвал первый вариант «Машины времени» куда более традиционно, – «Аргонавты хроноса». С тех пор минуло добрых 80 лет. К машине времени привыкли. Мало сказать. Для фантастов, которые не обязаны осуществлять свои проекты в материале, она построена в середине 90-х годов прошлого века и совсем недавно считалась основательно устаревшей. Последние годы оживили к ней интерес. Ее не просто вернули из забытья, ее принялись совершенствовать и мы теперь знаем ее образцов. Они могут быть величиною с комнату, где удобно располагаются несколько человек (рассказ Уильяма Тенна «Уинтроп был ужасным упрямцем», рассказ Л. Спрэг де Кампа «С ружьём на динозавра»), или представлять собой целый кусок пространства, захваченный силовыми линиями и вырванный из другой эпохи, как в рассказе Айзека Азимова «Уродливый мальчуган», могут быть и совсем маленькие, карманные, как в рассказе Пьера Буля «Бесконечная ночь». Этот возврат интереса к машине времени легко объясним. Обилие научных обоснований во времени сделало машину времени своеобразным олицетворением всех их, вместе взятых. Сколь зримые формы ни приобретает эта машина под пером писателей, в каких конкретных разновидностях нам ее ни показывают, она является сейчас неким очень удобным с литературной точки зрения отвлечением от всех реально обсуждающихся возможностей. И именно в этом качестве изобретение Уэллса стало «литературной реальностью». Машина времени тем основательней укрепилась в современной фантастике, что ее парадоксальным образом «обосновали через маловероятность». Идея путешествия во времени была найдена до Уэллса. Еще в 1889 году ее использовал Марк Твен в «Янки при дворе короля Артура». К Твену впоследствии вернулся Пристли в романе «31 июня» Но, построив свою машину времени, Уэллс так основательно подчинил эту идею законам научного мышления, что сколь сказочными обстоятельствами ни окружали бы с тех пор подобное путешествие, законы эти не теряют над ними свою власть. Сейчас это сказалось в тех ограничениях, которые фантасты добровольно налагают на машину времени, причем каждое из этих ограничений оказывается своеобразным источником доверия для читателя.

Фантасты пытались осовременить машину времени. Каждый старается определить не на что она способна, а на что неспособна. Станислав Лем в «Воспоминаниях Ийона Тихого» вообще решил опровергнуть возможность путешествия человека во времени. Конструктор подобной машины, отправившись в путешествие, только «спрессовывает» до нескольких минут весь оставшийся срок своей жизни и умирает где-то по дороге. У Азимова в «Уродливом мальчугане» ребенка-неандертальца, перенесенного из прошлого, нельзя вывести за пределы кусочка пространства, доставленного вместе с ним. У Вильяма Тенна выясняется даже, что «неорганизованные» поездки по времени вообще невозможны и каждое путешествие должно представлять собой что-то вроде обмена туристскими группами точно установленного состава. Все это создает немалые трудности. Прежде, чем удастся произвести обмен группами, приходится долго подыскивать людей абсолютно идентичных в отношении массы и структуры, а когда один из участников поездки решает остаться в 25 веке, вся группа оказывается в безвыходном положении. Хайнлайн в романе «Дверь в лето» тоже не может пренебречь этим законом. Однако он ставит более простые условия. У него машина времени, чтобы перебросить человека в будущее, должна одновременно перебросить эквивалентную массу в прошлое, вместо человека можно кучу песка. В обращении с некоторыми из машин времени требуется особая осторожность. Герой Пьера Буля, раз нажав кнопку своей портативной машины, установленной так, что она возвращает человека на 12 часов назад, вынужден отныне всегда нажимать эту кнопку по исходу 12-ти часов и до конца своей жизни снова и снова возвращаться к началу этого срока, – ведь они, эти 12 часов, должны повториться без каких-либо изменений.

Стоит упомянуть о хроноклазме, и сразу возникает целый комплекс нравственных и философских проблем. Они являются на свет уже в тот момент, когда ставится вопрос о самой возможности, мере и допустимости хроноклазма. В рассказе Брэдбери «И грянул гром» один из участников охотничьей экспедиции в прошлое сошел с антигравитационной тропы, раздавил бабочку, и в будущем произошли перемены. Изменились даже правила правописания. «Раздавите ногой мышь – это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека – смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах, Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь – и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь – и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавер, Соединенные Штаты вообще не появятся».

И в заключение несколько высказываний известных писателей-фантастов. Р. Брэдбери в своем произведении «Чудеса и диковины. Передай дальше» говорит устами Жюля Верна: «У нас тоже есть свои машины времени. У меня – мои книги. Благодаря им я путешествую во времени и хорошо знаю каждый год вашей жизни».

А. Казанцев в романе «Острее шпаги»: У каждого есть своя машина времени – это его воображение. Оно способно перенести и в прошлое, и в будущее, и за тридевять земель».

За 50 лет до выхода книги Г. Уэллса человек уже путешествовал на машине времени – в романе русского писателя А. Ф. Вельтмана «Александр Македонский».

Братья Стругацкие в «Понедельник начинается в субботу»: «Осуществимость машины времени для передвижения во временных пространствах, сконструированных искусственно. Переброска материальных тел в миры, созданные человеческим воображением: мир космологических представлений человечества; мир, созданный живописцами композиторами».

РУССКАЯ ФАНТАСТИКА

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

800 лет назад неизвестный русский поэт написал «Слово о полку Игореве». Сколько творений осело в библиотеках, а «Слово» летит сквозь века. Сюжет произведения: весной 1185 года князь Новгород-Северский отправился в поход на половцев. Русская земля была раздроблена на несколько Феодальных княжеств, люди мечтали об объединении. Князь Игорь Святославович не смог принять участие в походе 1183–84 годов, решил теперь идти самостоятельно. Мечтал о возврате земель и победе. Киевскому князю Святославу Всеволодовичу ничего не сказал. В походе были брат Всеволод, сын Владимир, племянник Святослав Ольгович вместе с дружиной ковуев (союзные кочевники). Поход начался плохо. Застоявшиеся за зиму откормленные кони шли тихо. 1 мая случилось солнечное затмение. Но шли с чувством исполненного долга. Лазутчики донесли, что половцы знают и готовятся к нападению. Игорю советуют возвратиться, но тот не соглашается. Первый бой был удачен. Враги побежали. Игорь хотел их преследовать, но не встретил поддержки. Князь Святослав Рыльский беспечно заметил, что половцы уже далеко, кони устали, можно отдохнуть. А половцы перестроили полки ночью и с рассветом двинулись на русских. Природа была настроена против Игоря: встречный ветер затруднял действия лучников. Надежд на победу не осталось. Нужно отходить, чтобы спасти часть войск, Игорь приказал всадникам сойти с коней. Палило солнце, жажда, кони падали без воды. Трое суток дружинники пробивались. Игоря ранило в левую руку. Дрогнули ковуи, бывшие союзники бежали. ИГОРЯ и его брата Всеволода взяли в плен. От войска осталось 15 человек. Неудачный поход Игоря отворил половцам ворота на Русь. Среди русских князей не было единодушия, чтобы дать степнякам отпор. Игорь бежал из плена, и 11 суток продвигался к родной земле. Все это рассказано и в летописях. «Слово» – памятник поэтический. В нем два плана: картина событий и изображение полумистического мира, в который включены силы природы: звери, птицы, реки, фантастические Див и Дива-обида. Феноменальность «Слова» заключается в его загадочности. Среди тайн – автор, время создания поэмы, место битв Игоревой рати. Автор – чернигово-северянин? Да. Киевлянин? Да. По сословию князь, боярин, воин? Но он участник майского похода 1185 года, поскольку описаны подробно детали военной стороны дела. И в это же время автор описывает Киев, Путивль. Как участник похода мог побывать везде?

Следует серьезно подумать о применении математической логики, формальных методов и ЭВМ для окончательного решения вопроса – кто же он, написавший «Слово»?

Готовый материал по русской фантастике можно найти в книгах

1. О русской фантастике (Послесловие) // Взгляд сквозь столетия. Русская фантастика XVII и первой половины XIX века. – М., 1977. – С. 320. – 344.

2. Калмыков С. В. В поисках «зеленой палочки» // Вечное солнце. Русская социальная утопия и научная фантастика (вторая половина XIX – начало XX века). – М., 1979. – С. 5–41.

Список произведений, в которых использованы элементы фантастики

1. М. М. Щербатов. Путешествие в землю Офирскую г-на С... шведского дворянина.

2. А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву (Глава «Хотилов. Проект в будущем»).

3. В. К. Кюхельбекер. Европейские письма. Земля Безглавцев.

4. В. Ф. Одоевский. Два дня в жизни земного шара. Город без имени. Сильфида. Привидение. 4338 год. Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту. Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем.

5. Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Вий.

6. А. С. Пушкин. Руслан и Людмила. Сказки. Русалка. Медный всадник. Гробовщик. Пиковая дама. Евгений Онегин. Утопленник. Гусар. Бесы.

7. Ф. М. Достоевский. Двойник. Хозяйка. Крокодил. Бобок. Сон смешного человека. Преступление и наказание. Братья Карамазовы. Подросток.

8. А. Н. Островский. Снегурочка.

9. В. А. Жуковский. Ундина. Людмила. Ленора. Двенадцать спящих дев. Светлана. Красный крбункул. Кассандра.

10. М. Ю. Лермонтов. Морская царевна. Русалка. Сон. Три ведьмы. Гость. Воздушный корабль. Демон. Ангел Смерти. Штосс.

11. А. К. Толстой. Дракон. Портрет. Упырь. Семья вурдалака.

12. А. Погорельский. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. Черная курица, или Подземные жители.

13. А. Бестужев-Марлинский. Замок Эйзен. Вечер на Кавказских водах в 1824 году. Страшное гадание.

14. М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Сказки.

15. А. П. Чехов. Ночь на кладбище. Кривое зеркало. Тайна. Беседа пьяного с трезвым чертом. Наивный леший. На магнетическом сеансе. Страшная ночь. Нервы. Страхи. Черный монах. Рассказ старшего садовника.

16. Л. Н. Толстой. Легенда о «зеленой палочке». Зерно с куриное яйцо.

17. Н. А. Некрасов. Дедушка.

18. И. Гончаров. Обломов.

19. Н. Златовратский. Устои.

20. Н. Г. Чернышевский. Что делать?

21. Г. Успенский. Выпрямила.

22. Н. Лесков. Маланья – голова баранья.

23. П. Мельников (А. Печерский). В лесах («Сказание о невидимом граде Китеже»).

24. В. Короленко. Светлояр.

25. М. Пришвин. Светлое озеро.

26. М. Горький. В людях («Стих о граде Китеже»). На дне.

27. В. Брюсов. Гора Звезды. Земля. Республика Южного Креста. Восстание машин. Мятеж машин. Первая междупланетная экспедиция. Стихи..

28. Н. Морозов. Путешествие в космическом пространстве.

29. А. Богданов. Красная звезда,

30. А. Куприн. Жидкое солнце. Тост.

31. Н. Ф. Федоров. Философия общего дела.

НЕБОЛЬШАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА ПО ФАНТАСТИКЕ

Это случилось в 1944 году. Американская секретная служба Си-ай-эй, тщательно проверив факты, арестовала Картмилла. Его обвинили в том, что он разгласил совершенно секретные сведения – детально описал устройство атомной бомбы в рассказе «Предельный срок». Первая атомная бомба была взорвана годом позже. «Государственный преступник», к счастью, смог доказать, что о самом большом в то время секрете США он не имел никакого понятия, что он не шпион, а просто человек с большой фантазией, автор научно-фантастических произведений. Картмилл не был единственным, кто мог представить в деталях себе завтрашний день науки и техники. Авторы научной фантастики часто выступают в качестве научно-технических прорицателей.

За три года до рождения голографии, её описал в рассказе «Тень минувшего» известный советский ученый и писатель-фантаст И. А. Ефремов. И, как вспоминает профессор И. Денисюк, создатель практической голографии в нашей стране, именно этот рассказ разбудил в нем мечту заняться голографией.

Или, скажем, космические исследования. В первой четверти 20 века К. Э. Циолковский описал в своих трудах принцип многоступенчатого соединения двигателей ракеты, космические скафандры и искусственный климат в них, вопросы жизнеобеспечения космонавтов. Сегодня большинство технических идей Циолковского стали реальностью.

Американские астронавты в 1969 году высадились на Луне. Но ведь до них там уже бывали другие мысленно: полет на Луну задолго до того описал Жюль Верн. Сходство между предсказанием и действительностью удивительное: Верн посылал на Луну трех астронавтов, туда и летали трое; стартовая площадка Верна находилась на Флориде – «Аплолон–11» стартовал тоже из Флориды. Верн в конце путешествия приводнил спускаемый аппарат в Тихий океан и выловил его с помощью военного корабля – в действительности так оно и было. Писатель предсказал полет.

Не менее интересна история с геостационарным спутником. Высота его орбиты рассчитана так, что он, вращаясь в одном направлении с земным шаром, как бы висит над одной точкой Земли, словно на якоре. Сегодня такие спутники используют для передачи телепрограмм и телефонных разговоров на большие расстояния. Это достижение последних лет. Но запатентовать идею мог бы еще 20 лет назад Артур Кларк, один из крупнейших писателей-фантастов. В одном из своих рассказов он впервые описал геостационарный спутник.

Космические станции и солнечные батареи, улавливающие энергию солнца, предсказаны немецким писателем Куртом Ласвицем. В его романе «На двух планетах» с помощью именно таких фотоэлементов открывают и закрывают двери марсиане. Множество «безумных» идей признаны теперь верными.

Автоматы, которые могут сами себя строить и совершенствовать действуют в романе англичанина Батлера, вышедшем в 1835 году. Они еще не существуют, но ученые уверены, что это дело ближних десятилетий. Их история, быть может, станет подобной истории лазера, который создан в 1960 году. Известный советский писатель Алексей Толстой еще в 1925 году «придумал» его в романе «Гиперболоид инженера Гарина».

Научная фантастика не пророчица, просто она описывает происходящее в более или менее отдаленном будущем, опираясь при этом не только на науку, но и на размышления и фантазию.

После этой информации предлагается викторина:

1. Как называется солнце в книге В. Обручева «Плутония». (Плутон).

2. В каких трех произведениях упоминается Атлантида. (Платон, А. Толстой «Аэлита», А. Беляев «Последний человек из Атлантиды», В. Кернбах «Лодка над Атлантидой»).

3. Какая книга названа «Буратино наших дней» (Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»).

4. Назовите настоящую фамилию Кира Булычева (Игорь Всеволодович Можейко).

5. Перечислите фильмы, снятые по книгам Кира Булычева (Шанс. Тайна третьей планеты. Через тернии к звездам. Гостья из будущего).

6. В каких произведениях люди летают без всяких приспособлений (А. Беляев Ариэль, В. Ломм Ночной орел, братья Стругацкие Малыш, А. Грин Блистающий мир, Р. Брэдбери Куколка).

7. Как назывался корабль пришельцев в книге А. Волкова «Тайна заброшенного замка»? (Диавона).

8. Опишите ощущения человека в нуль-транспортировке (Их нет).

9. С помощью какого двигателя летала первая в литературе летающая тарелка? (Магнит в книге Д. Свифта «Путешествия Гулливера»).

10. Названия американских кораблей (Пионер. Апполон. Викинг. Вояджер. Атлантис. Эксплорер. Эхо. Авангард).

11. Названия советских космических кораблей. (Молния. Салют. Союз. Марс. Луна, Венера. Восход. Молния. Метеор. Космос. Прогресс. Союз-Т. Протон. Электрон. Зонд).

12. Перечислите советские космодромы (Байконур, Плесецк, Капустин Яр).

13. Первый закон роботехники. (А. Азимов «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред»).

14. Какой роман имеет подзаголовок «Закат Марса». (А. Толстой «Аэлита»).

ТЕМЫ ДЛЯ ИГР, УПРАЖНЕНИЙ, УМСТВЕННЫХ ЗАГАДОК, БЕСЕД

Выбрать двух человек и дать задание представить в позах и действиях следующее:

«Широкие самодвижущиеся дороги были пустынны, в небе не гудели стаи турболетов. Человечество замерло у стереотелевизоров. На экранах сверкала операционная под прозрачным куполом, сновали медицинские роботы, крупным планом появлялись озабоченные лица врачей. А он, почти невесомый, лежал на воздушной подушке и тускнеющим взглядом смотрел на всю эту суету. Грудь едва подымалась, лишь чуткие приборы могли уловить биение усталого сердца. Борьба за его жизнь длилась уже сутки, но все было напрасным. В его памяти промелькнули видения чего-то непостижимого прекрасного – зеленое, волнующее море вершин, мягкие, коричневые крошки хлеба, теплые, ласкающие солнечные лучи... Он в своем стеклянном жизнеподдерживающем боксе, никогда не видел всего этого, но голос крови, голос далеких предков пробудил вековую память крохотного существа, сладкой мечтой успокоил боль. Он встрепенулся и затих уже навсегда. Так умер последний воробей на Земле».

Ирина Винник.

Взять лист бумаги и нарисовать:

1. Позвонило прошлое,

Сказало,

Что соскучилось,

Что хочет встречи.

Настоящее не отказало,

Будущее изувечив.

Снова позвонило

И сказало

Прошлое,

Что хочет в гости.

Настоящее,

Бледнея,

Отказало.

Ничего, что Прошлое от злости

Остроумно, беспощадно, мило -

Нахамило.

Ничего, что больно

Будущее мной довольно.

2. Солнце – мой глаз

Ветер – дыхание

Воздух – душа

Земля – мое тело.

3. Туда мчалось время.

Туда ехал поезд.

Туда шел прохожий

И плыл крокодил

Туда дули ветры,

Туда текли реки.

Оттуда никто к вам не приходил?

Не рассказывал, как там?

Не рассказывал, что там?

Ведь туда растут дети, грибы и дома,

И сосед мои на кухне гасит свет на рассвете.

Говорят, что пишет туда.

А оттуда ни слуху, ни духу.

Что они там повымерли все?

4. Ну зачем же ты к скорости света

Приближаешься, звездный пилот?

Ведь не это же в жизни, не это,

Ведь не это же счастье дает?

А тебе разъяснять еще надо,

Что не я на огонь, что не я -

Что огня грозовая громада

Все летит, все летит на меня!

Отгадайте загадки Леонардо Да Винчи

– О морские города! Я вижу в вас ваших граждан, как женщин, так мужчин, туго связанных крепкими узами по рукам и ногам людьми, которые не будут понимать ваших речей. (Спеленатые младенцы).

– Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения. (Сапожники).

– Пернатые животные будут поддерживать людей собственными перьями (Перина).

– Видно будет, как огромнейшие безжизненные тела неистово несут на себе толпы людей на погибель их жизни. (Тонущие корабли).

– Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы. (Отражение стен во рвах).

– И видно будет, как в большей части страны будут ходить по шкурам больших зверей. (Обувь из кожи).

– Можно будет видеть формы и фигуры людей и животных, которые будут следовать за этими животными и людьми, куда они ни побегут, и таково же будет движение одного, как и другого, но удивительными будут казаться различные размеры, в которые они превращаются (Тень).

– Большая часть моря убежит к небу и не вернется в течение долгого времени, (Облака).

– Все вещи, которые зимой будут под снегом, откроются и обнаружатся летом. (Ложь).

– О сколько будет таких, которым не будет дозволено родиться! (Съеденные яйца).

– Видно будет, как переворачивают землю вверх дном и смотрят на противоположные полусферы (Плуг).

Обращение Б. Н. Стругацкого

«Вы до сих пор не знаете, что такое фантастика? Вы хотите это узнать? Превосходно! Возьмите следующие произведения литературы:

1. Д. Свифт. Путешествия Лемюэля Гулливера.

2. Н. Гоголь. Нос.

3. Э. – А. По. Приключения Артура Гордона Пима.

4. Ж. Верн. Восемьдесят тысяч километров под водой.

5. Г. Уэллс. Война миров.

6. Д. Лондон. Алая чума.

7. Ф. Кафка. Превращение.

8. А. Толстой. Гиперболоид инженера Гарина.

9. К. Чапек. Война с саламандрами.

10. А. Конан Дойл. Затерянный мир.

11. М. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Прочтите их. Прочли? Так вот это и есть фантастика.

Упражнения психотренинга

– «Хромая обезьяна».

Ведущий говорит: «Сейчас я попрошу выполнить упражнение. Задание надо выполнять от моей команды «Начали!» до команды «Стоп!». Если вы отвлеклись, обязательно хлопните в ладоши и продолжайте работать. Закройте глаза. Внимание. Не думать о хромой обезьяне. Начали! Прошла минута. Стоп!».

– «Заблудившийся рассказчик».

Участники садятся кругом. Ведущий назначает тему разговора: Я люблю сок, но молоко лучше... – корова – хвост – кисточка – картина – радио. Один участник развивает тему, а затем уводит разговор в сторону, перескакивает с темы на другую. Жестом передает слово другому участнику. Тот должен пройтись обратно, он возвращается к исходной, предложенной ведущим теме.

– «Антивремя».

Дается тема для небольшого рассказа: театр, магазин, путешествие. Рассказать «задом наперед».

– «Телепатия».

Каждая пара – «передающий» и «принимающий». Передать образ, Или группа передает одному образ.

– «Групповая картина».

Один участник держит чистый лист бумаги и описывает на нем картину, передает другому тот же чистый лист, тот продолжает, дополняя деталями.

– «Робот».

«Оператор» руководит «роботом», тот с закрытыми глазами собирает с пола мелкие предметы или чертит фигуру, или завязывает узел.

– «Анабиоз».

Рассмешить «замороженного». «Реаниматор» не имеет права прикасаться.

– «Зеркало».

Повторить движения друг друга.

– «Разведчик».

«Разведчик» старается запомнить позу каждого, уходит, происходят изменения, нужно вернуть все в первоначальное положение.

– «Дискуссия».

Выбираются три человека: глухой, немой и слепой. Нужно договориться о месте встречи, в какой цвет красить забор.

– «Что бы это значило?».

Два человека изображают фигуру чего-либо, участникам игры угадать, чтобы это значило.

АНКЕТА–СХЕМА «ТАЙНЫ НА ДРУГИХ ПЛАНЕТАХ»

1. Автор произведения.

2. Название.

3. Источник (книга, журнал, библиографическое описание с указанием страниц, на которых встречается упоминание о тайне).

4. Вид опасности (каково воздействие на человека, животных, механизмы – смерть, повреждение и т. д.)

5. Объяснение тайны, если есть в произведении.

6. Астрономическая привязка (созвездие, звездная система).

7. Название планеты, сравнение с Землей (материки, океаны, солнца, спутники).

8. Атмосфера планеты (состав, характеристики).

9. Давление.

10. Температурный режим.

11. Сила тяжести.

12. Климатические условия.

13. Наличие разума (тип цивилизации, следы, продукты деятельности).

14. Наличие флоры и фауны (описать особенности).

15. Особые условия (сообщить о том, что не вышло в предыдущие пункты, но имеет отношение к тайне).

«МЕТОД РИВИНА»

Вызываются два человека, одному дается текст, который нужно прочитать про себя и озаглавить. Второй человек выслушивает первого и оспаривает его название.

– Каждый день вылетал дракон из средней горы и носился над страной, наводя на граждан ужас и отчаяние. Каждый день дракон хватал кого-то, утаскивал в свою пещеру и там съедал. Тех, кто прятался, он разыскивал, тех, кто зарывался – выкуривал, тех, кто убегал – догонял, а тех, кто нырял – выуживал. Не стало спокойствия в стране, не стало порядка. Каждый день убеждались граждане, что не спасает от дракона ни сила, ни смелость, ни умение и старание. Потеряли цену уважения к старшим, родственные связи, принадлежность к организациям, производительность труда, исполнение обязанностей. Ибо все были равны перед драконом, и зачем выполнять обязанности и чтить законы, если завтра съест? Или послезавтра. И понизился моральный уровень, пошатнулись устои. Но пришел начальник.

– Корабль взлетел в тот миг, когда маленький ботаник наконец вырвался из зарослей травы, размахивая руками с длинными пальцами. Но с корабля его уже не могли увидеть: корабль взмыл с огромным ускорением, а ослепительный свет поглотил все окрестные предмета. Поднявшись над верхушками деревьев, прекрасная рождественская игрушка исчезла, чтобы снова повиснуть на отдаленной ветке галактической елки – ночи. Кактуоообразное существо осталось стоять среди травы. Сердце-фонарик испуганно вспыхивало. Он был совсем один, в трех миллионах световых лет от дома.

– Дэвид, остолбенело, глядел на летящее существо, освещенное вынырнувшим из туч солнцем. «Господи», – подумал он, – «Не может быть!» Существо имело кожистые крылья добрых два с половиной метра в размахе, чешуйчатое тело рептилии и заостренную, словно ножницы, голову. Оно в точности походило на птерозавра. «Но этого же не может быть, – лихорадочно думал Дэвид, – птерозавры вымерли миллионы лет назад. Куда они попали?»

– Костры, пытки и гонения деятелей науки, шантаж, подкуп и подлоги, сожжение книг – всё применяли мракобесы, чтобы уничтожить поборников истины. Ученые шли на костер, умирали в тюрьмах. Многие мыслители, как Джордано Бруно, провозглашали: «Стою на этом и не могу иначе». Этот борец за свободную мысль, философское знание писал, что для мучеников науки Прометей всегда был символом смелого и гордого человека, победившего своим разумом и знаниями тиранию.

– Всеславур объединил для тебя два мира, реальный и призрачный, потому что он преображающийся эльф, великий витязь из перворожденных. В Раздоле отыщутся силы, способные на время сдержать врага, да и в других местах такие силы есть, даже у вас, в мирной Хоббитании. Но если течение времени не изменится, свободные земли превратятся в островки, окруженные океанами черного воинства, его собирает Властелин Мордора. А пока мы должны сохранять спокойное мужество. Здесь, в Раздоле, нам ничто не угрожает... до поры до времени.

– Яр улыбнулся. Он был спокоен. У него появилась уверенность: теперь все пойдет как надо. Он даже предчувствовал, что будет дальше. За одним поворотом откроется море, он спустится к берегу, там стоит к отплытию баркас. Два молчаливых рыбака распустят парус. При тихом ветре баркас пересечет бухту, и на ступенях маленькой пристани Яр увидит одинокого уставшего Игнатика. Возьмет его на руки и скажет: Больше не убегай! Помнишь, я хотел покатать тебя под парусом? Поехали...

Да, он верил, что так и будет...

– Луч золотистого света возник извне. Историки, изучающие космос, разошлись во мнениях относительно того, откуда он появился. Этот луч был древнее Ипа, древнее самого древнего ископаемого на Земле. Некоторые утверждали, что это была исцеляющая сила самой Земли, сверкнувшей одной из множества своих тайн, своего рода жест вежливости в отношении гостя Никогда больше не заглядывай в окна», – якобы произнес луч и исчез. Говорили также, что Земля обречена и погибла бы, если бы спасение не пришло от дружественной планеты, протянувшей руку помощи и умиротворившей дракона, обладавшего ядерной мощью.

ЗАДАЧИ КУРСА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

– Как с помощью магнитофона ускорить химическую реакцию (Нужно сделать приспособление для перемешивания реактивов).

– К реке одновременно подошли 2 человека, как им переправиться, если в лодке помещается 1 человек и рыбаку нужно ее вернуть, (2 человека подошли к разным берегам).

– Два в квадрате, четыре в квадрате, сколько угол в квадрате (90 градусов).

– Допустим изображена жидкость, способная растворить любое вещество. Как хранить такой растворитель? (Хранить надо в поле. Магнитное поле сможет удержать растворитель, если он будет проводящим. С помощью теплового поля растворитель можно заморозить и держать в любой посуде. Поле гравитационное: в невесомости шарик в кабине космического корабля).

– Представьте планету, где все, как на Земле, только у жителей нет органов зрения. Как регулируется движение транспорта? Как быть модницам? Как играют в футбол? Как выбирают товар? Как говорят: «Темно хоть глаз выколи».

– В высокой башне томится принцесса. Преодолев препятствия, к ней добрался юноша. Но нет дверей, одни окна. Как добраться и передать веревочную лестницу? (Распустить платье или сплести нитку из волос и поднять лестницу).

– Какая будет жизнь на Земле, если исчезнет:

– бумага или стекло

– разом остановятся все часы

– исчезнут пуговицы, молнии и шнурки

– автомобиль, транспорт

– колеса у автомобилей

– Робинзон плыл на корабле с грузом головных уборов: шляпы, кепки, панамки, ушанки, каски, шлем космонавта, фуражки. Оказался один на острове. Как ему выжить?

– Вам нужно очистить от водорослей дно озера вдали от берега. Глубина несколько метров, а лодки нет. (Зимой озеро замерзнет, прорубить лунку).

– В рассказе Азимова А. «Затерянные у Весты» герои попадают в ситуацию: обломок космического корабля находится вблизи астероида, нужен двигатель. На борту большой запас пищи и огромная цистерна с водой, воздуха на 3 суток. (В стенке цистерны сделать отверстие и водяной ракетный двигатель будет толкать обломок корабля).

– Какое отношение имеют шарики настольного тенниса к затонувшему кораблю? (Ими можно поднять корабль).

– Представьте себе, что вы находитесь на необитаемом острове и вам нужно быстро и без помощи технических средств сдвинуть с места трехтонную скалу шириной 30 метров и высотой 5 метров. (Толщина скалы несколько миллиметров).

– У вас в руках авторучка. Какое новое качество появится у нее, если она будет величиной с дом? Для чего необходима микроручка?

– Представьте себе, что вы один из полномочных представителей Земли на межпланетной конференции по НФ и вам поручен отбор произведений для многотомной серии «Лучшее в фантастике» по сектору советской научной фантастики, любых лет издания. Какие 10 лучших работ вы выберете для этой серии.

Прослушайте текст и назовите фантастические приемы и элементы

«СКАЗАНИЕ ОБ ИНДИЙСКОМ ЦАРСТВЕ»

Греческое литературное произведение XII века «Послание» мифического индийского царя – христианина Иоанна византийскому императору Мануилу попало на Русь в XIII или XIV веке. На русской почве зажило собственной жизнью. Для читателей русского средневековья играло ту же роль, какую в современной литературе играет научная фантастика.

Я – Иоанн, царь и поп, над царями царь. Под моей властью 3300 царей. Я поборник по православной вере христовой. Царство же мое таково: в одну сторону нужно идти 10 месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что там небо с землей встречается. И живут у меня в одной области немые люди, а в другой – люди рогатые, а в иной земле – трехногие люди, а другие люди – девяти сажен, это великаны, а иные люди с четырьмя руками, а иные с шестью. А есть у меня земля, где у людей половина тела песья, а половина человечья, а у других моих людей очи и рот в груди. В иной же моей земле у людей сверху большие рты, а другие мои люди имеют скотьи ноги. Есть у меня люди – половина птицы, половина человека, а у других людей головы собачьи. Родятся в моем царстве звери: слоны, дромадеры, крокодилы и двугорбые верблюды. Крокодил – лютый зверь: если он, разгневавшись на что-нибудь, помочится – на древо или на что-либо иное, – тотчас же оно сгорает огнем. Есть в моей земле петухи, на которых люди ездят. Есть у меня птица – ног, она вьет себе гнездо на 15 дубах. Есть в моем царстве птица Феникс, в новолуние она свивает себе гнездо и сама здесь тоже сгорает. А в этом тепле зарождается червь, потом он покрывается перьями и становится единственной птицей, другого плода у этой птицы нет. А живет она 500 лет. Посреди же моего царства течет из рая река Эдем. В той же реке добывают драгоценные камни: гиацинт, сапфир, памфир, изумруд, сардоникс, яшму, твердую и как уголь сверкающую. Есть камень кармакул, этот камень – господин всем драгоценным камням, ночью он светится, как огонь.

Есть у меня земля, а в ней трава, которую всякий зверь избегает, И нет в моей стране ни вора, ни разбойника, ни завистливого человека, потому что земля моя полна всякого богатства. И нет в моей земле ни ужа, ни жабы, ни змеи, а если и появляются, сразу умирают. Есть у меня земля, где родится перец, за ним все люди ходят. Помимо же всего прочего есть у нас песчаное море. Оно никогда не стоит на одном месте: откуда подует ветер, оттуда идет вал, и находят те валы на берег за 300 верст. Этого моря не может перейти никакой человек – ни на корабле, ни иначе как. А есть за тем морем люди или нет – никто не знает. Из этого моря в нашу землю текут многие реки, в которых водится вкусная рыба. В стороне от этого моря, в трех днях пути, находятся высокие горы, с которых течет каменная река: большие и малые камни валятся сами по себе 3 дня. Идут же те камни в нашу землю, в то море песчаное, и покрывают их валы этого моря. Вблизи от той реки на расстоянии одного дня пути, есть пустынные высокие горы, вершины которых невозможно человеку увидеть. И с тех гор течет под землю небольшая река. В определенное время земля расступается над этой рекой, и если кто, увидев это, быстро – так, чтобы земля над ним не сомкнулась, – прыгнет в ту реку, схватит что попало и сразу же вынесет, то камень оказывается драгоценным камнем, а песок – крупным жемчугом. Эта река течет в большую реку, люди той земли ходят на устье реки и собирают драгоценные камни и отборный жемчуг, а детей своих они кормят сырыми рыбами. В ту реку ныряют некоторые на три месяца, некоторые на четыре, – ищут камни драгоценные. В одном дне пути за той рекой есть высокие И мощные горы, на которые человеку нельзя смотреть. В этих горах по многим местам пылает огонь, и в том огне живут черви, а без огня они не могут жить, как рыбы без воды. И те черви точат из себя нити, как шелк, а из тех нитей наши жены делают нам одежду. И когда та одежда загрязнится, водою ее не моют: бросают в огонь, и как только раскалится, вновь становится чистой. Есть у меня в иной стране звезда с именем Лувияарь. А если идем на войну, когда хотим кого-нибудь покорить, предо мною идут и несут 20 крестов и 20 стягов. А кресты те и стяги большие, сделаны из золота с драгоценными камнями и с крупными жемчужинами, ночью же светятся, как и днем. Кресты эти и стяги везут на 26 колесницах, а у каждой колесницы служат по 100 тысяч конников. А когда идем к назначенному месту на бой, другие люди несут передо мною один деревянный крест с изображением распятия господня, – чтобы мы вспоминали господни страдания на кресте. Рядом с крестом несут большое золотое блюдо, а на нем – одна земля. На землю глядя, воспоминаем, что из земли мы созданы и в землю же уйдем. А с другой стороны несут другое золотое блюдо с драгоценным камнем на нем и отборным жемчугом: их вид возвеличивает наше государство: «Это царь царей, господин господ». Другой продолжает: «Силою крестною, божиею благодатью и помощью». А третий восклицает умильным голосом, что из земли мы сотворены и в землю же уйдем. Впрочем, довольно об этом говорить. О войске же не говорю, так как уже сказан. Двор у меня таков, что 5 дней надо идти вокруг него. А в нем много палат золотых, серебряных, деревянных, изнутри украшенных, как небо звездами, и покрытых золотом. В одной палате огонь не горит; если внесут, сразу же погаснет. Есть у меня другая палата золотая на восьмидесяти столбах из чистого золота, а каждый столб по три сажени в ширину и 80 саженей в высоту. В этой палате 50 столбов чистого золота и на всех столбах по драгоценному камню: камень сапфир цвета белого и камень топаз, как огонь горит. В той же палате есть два столба, на одном из которых камень, называемый троп, а на другом камень, называемый кармакул. Ночью же светит тот драгоценный камень, как день, а днем – как золото. А оба велики, как корчаги. В той палате у меня огонь не горит: если внесут, то быстро погаснет. Только тот огонь горит, который от дерева негниющего. Имя дереву тому шлема. Миро из этого дерева вливают в паникадила и зажигают; тот огонь горит. И если тем миром помажется человек какого бы то ни было возраста, старый или молодой, после того не старится и глаза его не болят. Та же палата выше всех палат. Вверху тех палат устроены два золотых яблока, а в них вковано по большому камню сапфиру – для того, чтобы не оскудела наша храбрость. И четыре камня находятся на столбах над нами. Есть у меня другая золотая палата на золотых столбах, столь высокая, сколько можно глазами обозреть: два больших камня кармакула ночью светят у меня в той палате. А обедают со мной за столом каждый день 12 патриархов, 10 царей, 12 митрополитов, 45 протопопов, 300 попов, 100 дьяконов, 50 певцов, 900 клиросников, 365 игуменов, 300 князей.

Есть у меня земля, а в ней люди, у которых очи во лбу. Есть у меня палата золотая, а в ней правдивое зеркало, тот видит свои грехи, какие сотворил в юности своей. Вблизи того зеркала есть другое, стеклянное. Если мыслит кто-нибудь зло на своего господина, то лицо его в том зеркале выглядит бледным, как будто мертвым. А кто хорошо думает о господине своем, то лицо его в зеркале сияет, как солнце. А во дворе моем 150 церквей, одни сотворены богом, а другие человеческими руками.

(Изборник. – М., 1969.)

ПРОФЕССИИ ПИСАТЕЛЕЙ-ФАНТАСТОВ

К. Булычев – кандидат исторических наук, переводчик с бирманского языка, английского.

Г. Гуревич – инженер-строитель.

И. Ефремов – доктор биологических наук, лауреат Государственной премии СССР, создатель новой науки тафономии, палеонтолог.

А. Казанцев – руководитель НИИ, изобретатель, инженер, выдающийся шахматный композитор.

В. Немцов – инженер, изобретатель.

В. Обручев – академик, горный инженер, геолог.

С. Снегов – физик-математик.

Б. Стругацкий – звездный астроном.

А. Стругацкий – переводчик с японского и английского.

Ю. Томан – геофизик. И. Варшавский – инженер-механик.

Е. Парнов – кандидат химических наук.

А. Шалимов – кандидат геолого-минералогических наук.

А. Азимов – биохимик, доктор философии.

А. Кларк – член Королевского астрономического общества.

С. Лем – врач, историк науки.

Г. Альтов – инженер, изобретатель.

С. Ахметов – кандидат геолого-минералогических наук.

А. Беляев – юрист.

Д. Биленкин – геохимик.

Е. Велтистов – журналист.

С. Гансовский – филолог.

Е. Гуляковский – геолог.

Л. Лагин – журналист.

Г. Мартынов – инженер-электрик.

С. Павлов – инженер-геофизик.

Ю. Тупицын – летчик.

Ф. Карсак – ученый-геолог.

Ф. Дымов – инженер-механик.

А. Зинчук – выпускник ВГИКа.

А. Измайлов – журналист.

С. Логинов – химик.

Н. Никитайская – театровед.

В. Рыбаков – кандидат исторических наук, востоковед.

А. Столяров – биолог.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, МЫСЛИ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ГИПОТЕЗЫ

1. Из 108 фантастических идей Ж. Верна 10 оказались ошибочными или неосуществимыми. Из 86 идей Г. Уэллса – 9, из 50 идей А. Беляева – 3.

2. Однажды Пьер Ферма изложил на полях сочинения Диофанта сложную теорему, прибавив, что у него «есть этому поистине удивительное доказательство. Но поля слишком узки, чтобы вместить его».

3. Занятно, что немецкие подхалимы-ученые в 1808 году додумались переименовать созвездие ОРИОН в Наполеон. Бонапарту хватило ума не разрешить им это...

4. В Польше изобрели трехгранные гвозди, которые легче входят и не поворачиваются.

5. Машина, опасная спереди, шумная и грязная сзади и неудобная в середине – это мотоцикл.

6. «Китай» на китайском языке Джон Го.

7. К. Воннегут в «Сиренах Титана» утверждал, что «после смерти Христа начался период перестройки, который продолжался ровно один миллион лет».

8. Звезды, возможно имеющие планеты: звезда Барнарда, 61 Лебедя А., Тау Кита, Вега, Гамма Зайца, Эта Кассиопеи.

9. Гарсиа Маркес сказал: «Мы рождаемся и живем в мире фантастической реальности». В его произведении «100 лет одиночества» 42 противоречия и 6 серьезных ошибок.

10. У Стругацких в «Пикнике на обочине» в зоне находилось: комариная плешь, поток зеленки, пустышка, мясорубка, живые покойники, веселый призрак, шевелящийся магнит, браслет, иголки, магнитные ловушки, батарейки, золотой шар (машина желаний), ведьмин студень, булавка, жгучий пух, обруч, губки, зуды, газированная глина, белое кольцо, серебристая паутина, черные брызги, чертова капуста, смерть-лампа, рачий глаз, гремучие салфетки, птичьи погремушки, белые вертячки, этаки, бродяга Дик.

11. Виды энергий: кинетическая энергия движения тел, гравитационная потенцианальная, тепловая, электромагнитная, внутренняя энергия, заключенная в движении атомов, молекул, в кристаллической решетке; внутриядерная.

12. Атмосфера имеется на спутнике Сатурна Титане, спутнике Нептуна Тритоне.

13. Спутников у Юпитера – 16, Сатурна – 17, Урана – 15, Нептуна – 8.

14. А. Кларк дал следующий эпиграф к «2010: Вторая Одиссея»: «Посвящено, с переполняющим восхищением, ниже перечисленным двум великим русским людям: генералу Алексею Леонову – космонавту, Герою Советского Союза, художнику и академику Андрею Сахарову – ученому, лауреату Нобелевской премии, гуманисту».

15. Самое большое созвездие – Гидра, маленькое – Южный Крест.

16. «Нам казалось, мы кратко блуждали.

Нет, мы прожили долгие жизни.

Возвратились – и нас не узнали

И не встретили в милой отчизне.

И никто не спросил о планете,

Где мы близились к юности вечной...»

Что заключено в стихотворении А. Блока? (Парадокс близнецов, сверхдолгий межзвездный перелет).

17. Термин «Ноосфера» ввели Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский.

18. Тамара Глоба утверждает: «В 1990 году нужно наблюдать за явлениями природы. Земля будет давать очень много знаков, чудесных, явлений, объяснения которым мы не найдем. К примеру, огненные шары или непонятные столбы в небе. Домашние животные могут дичать в этом году».

19. «Две вещи всегда удивляли меня: это – звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Э. Кант.

20. Самая популярная книга в мире за последние 350 лет – Д. Дефо «Робинзон Крузо».

21. Каждый день человек говорит в среднем полчаса, в течение жизни – 2,5 года. Это получается тысяча томов по 400 страниц

22. Самый вежливый язык эскимосов-инуитов из Гренландии. В нем не только ни одного ругательного слова, но даже и обидного не встретишь.

23. «Не занятая делом голова – мастерская дьявола» Е. Ильин

24. Спутники Урана носят имена героев из произведений Шекспира: Миранда, Ариэль, Умбриэль, Титания, Оберон.

25. «Эй вы, небо, снимите шляпу» В. Маяковский.

26. Самая горячая область солнечной системы обнаружена около Сатурна, ее температура в 200 раз превышает температуру солнечной короны.

27. Около 400 лет тому назад, в царствование Ивана Грозного, холоп Никитка совершил полет на построенных им крыльях. «За дружество с нечистой силой» ему отрубили голову, а крылья сожгли.

28. В произведениях фантастики герои читают книги: Достоевского в романе С. Павлова «Океанавты», А. Дюма «Три мушкетера» в «Пасынках Вселенной» Р. Хайнлайна, Станислава Лема и Г. Уэллса в рассказе Я. Зайделя «Метод доктора Квина».

Составитель: заведующая отделом обслуживания областной детской библиотеки Судак С. А.

Ротатор Сах ОДБ

Тираж 70 экз.

Заказ № 17

Июнь, 1991 г.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Клубы >
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э | Другое о КЛФ
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001