История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Спартак Ахметов

ЭТОТ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ КРЕМНЕЗЕМ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© С. Ахметов, 1987

Уральский следопыт.- 1987.- 11.- С. 56-57.

Пер. в эл. вид А. Лапудев, 2002

Фантастика и кремнезем. Связь между ними? Она очевидна. Кремнезем - общее название большой группы минералов и самоцветов, к которым относятся агат, аметист, аспид, гиалит, гидрофан, кварц, морион, оникс, опал, пемза, сардик, сердолик, хрусталь, яшма... Писатели-фантасты во все времена с удовольствием описывали в своих книгах кремнезем.

Навестим для начала Францию эпохи Возрождения.

Вот как описан в романе Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" узорчатый пол языческого храма:

"Тут была красная яшма с тешившими взор крапинками, офит, порфир, ликофталм, испещренный золотыми искорками, агат, там и сям отливающий неяркими отблесками молочно-белого цвета, очень светлый халцедон, зеленая яшма с красными и желтыми прожилками..." Немного далее описаны семь колонн, украшавших храм. Судите сами, насколько богаты жрецы, если колонны выточены из сапфира, гиацинта, анахитского алмаза, изумруда, а одна - из агата. Храм украшали также опаловые и хрустальные лампы, вазы, своды. Вот сколько кремнеземов!

Переберемся в XVII век.

Храмы в "Городе Солнца" Кампанеллы выполняют не религиозные, а познавательные функции. На их стенах изображены математические фигуры, звезды, географические карты, алфавиты, деревья и травы. "На внутренней стороне стены второго круга можно видеть как изображения, так и настоящие куски драгоценных и простых всякого рода камней, минералов, металлов, с пояснениями при каждом в двух стихах". Так сказать, наглядное обучение!

В романе Бэкона "Новая Атлантида" описана богатая повозка некоего загадочного мудреца: "Повозка была сделана из кедрового дерева, украшенного позолотой и хрусталем; в передок ее были вделаны плиты из сапфиров в золотой оправе, а позади - такие же плиты из изумрудов перуанского цвета". Хрусталь, т.е. кварц, в хорошем соседстве: изумруды и сапфиры! Несколькими страницами дальше Бэкон описывает достижения утопической науки. Оказывается, в Новой Атлантиде получают хрусталь не только из известных веществ, но также из металлов, приведенных в стеклообразное состояние. Предсказания писателя не могут не вызвать удивления. Ведь одним из современных методов получения новых соединений является предварительное приведение их в стеклообразное состояние, а для синтеза аметиста и дымчатого кварца применяются такие металлы, как железо и алюминий.

Наша машина времени продолжает двигаться и плавно въезжает в 1759 год, когда в Женеве появилась книга Вольтера "Кандид". В поисках истины путешественники попадают в легендарную страну Эльдорадо, где детишки играют на улицах изумрудами и рубинами, самородками золота. Обеды здесь изобильны и подаются на блюдах из горного хрусталя. Что и говорить, вкус эльдорадцев экзотичен!

Французский писатель Теофиль Готье (1811-1872) любил и изучал историю Древнего Египта. Мы вполне можем положиться на его сведения о драгоценных камнях, хотя они и приведены в полуфантастическом-полуисторическом "Романе мумии". Перечислим некоторые изделия, окружающие фараона и его семью: "агатовый сосуд с черным порошком антимония" для наведения теней на веки; "бусы из золота, ляпис-лазури и сердолика"; "широкий нагрудник, составленный из нескольких рядов эмали, золотых бус, сердоликовых зерен, чеканного золота рыб и ящериц". А вот сокровища фараона, запертые в каменном сейфе: "слитки драгоценных металлов, золотые и серебряные венцы, нагрудники и браслеты с эмалью, серьги, сияющие, как диск бога Муи, ожерелья из семи рядов бус из сердолика, синего камня, красной яшмы, жемчуга, агата, сардоникса и оникса". Из этих перечней отметим, что самым популярным камнем в Египте был красный халцедон - сердолик.

Любил и понимал самоцветы Оскар Уайльд. В его романе "Портрет Дориана Грея" приводится свидетельство великого алхимика Пьера де Бонифаса о магических свойствах некоторых камней: "Алмаз может сделать человека невидимым, а индийский агат одаряет его красноречием. Сердолик утишает гнев, гиацинт наводит сон, аметист рассеивает винные пары. Гранат изгоняет из человека бесов, а от аквамарина бледнеет луна".

Машину времени, как известно, придумал Герберт Уэллс. Нас интересует его рассказ "Хрустальное яйцо". Мистер Кэйв, хозяин хрустального эллипсоида, однажды заметил в нем какое-то непонятное свечение и, приноровившись, стал наблюдать летающих ангелов, величественные дворцы, странных насекомых. Неизвестная земля освещалась двумя лунами, и герой рассказа предположил, что "хрустальное яйцо могло быть послано с Марса (вероятнее всего в незапамятные времена), когда марсиане захотели поближе познакомиться с нашими земными делами".

Двигаясь в пространстве и во времени, мы оказались в Сибири 1922 года. Вот как описывает Вивиан Итин, автор первой советской утопии "Страна Гонгури", сад будущего: "Гипертрофированные розовые кусты, странные декоративные растения, пальмы и бананы с листьями-гигантами, аллеи, вымощенные плитами темного топаза, удивительные фонтаны..." Темным топазом, раухтопазом ("раух" - дым) в Сибири и на Урале называли дымчатый кварц.

Ну вот, мы добрались до 1930 года, когда В. Маяковский изобрел свою машину времени. Она состоит из планок платины и хрусталя, из лучевых сплетений. Принцип действия заключается в том, что хрустальными линейками отмеряется куб необходимого пространства, который затем отсекается от всех тяжестей с помощью странноватого рычажка. И все, можно ехать в будущее. Пересядем же в машину времени из драмы "Баня" и перенесемся в Америку, где живет Айзек Азимов.

У Азимова драгоценные камни поют: "Он повернул колокольчик, осторожно его придержав. Потом отпустил и слегка ударил по нему широким концом костяной ложки. Казалось, где-то вдали запели миллионы арф. Пение нарастало, затихало и возвращалось снова. Оно звучало в мозгу у слушателя, небывало сладостное, и грустное, и трепетное". Так в рассказе "Поющий колокольчик" описано драгоценное свойство камня, обнаруженного на Луне. Азимов утверждает, что колокольчики - это всего-навсего затвердевшие под большим давлением полые кусочки пемзы, в которых свободно перекатываются камешки. В нашем реальном мире пемзой называют стекловатую вулканическую породу, почти на три четверти состоящую из кремнезема.

Выдающийся советский писатель-фантаст И. Ефремов был также палеонтологом и геологом. Минералогические описания у него профессиональны и интересны - чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть хотя бы в рассказ "Обсерватория Нур-и-Дешт":

"В прозрачной воде среди черных и серых галек изредка выделялись разноцветные, сглаженные водой кусочки опала и халцедона. Охота за красивыми камнями увлекла нас обоих, и, только когда ноги совсем окоченели, мы вышли на берег и стали греться на теплых камнях, занимаясь разборкой добычи.

- Красный кладите сюда, Таня. Это сердолик - очень ценившийся в древности камень, якобы обладавший целебной силой.

- Красных больше всего. А вот смотрите, какая прелесть! - воскликнула девушка. - Это вы нашли? Прозрачный и переливается, как жемчуг.

- Гиалит, самый ценный сорт опала. Можете сделать из него брошку.

- Я не люблю брошек, колец, серег - ничего, кроме браслетов. Но если вы подарите мне его просто так... спасибо... А зачем вы взяли эти три камня - мутные, нехорошие?

- Что вы, Таня! Разве можно так порочить самую лучшую мою находку? Смотрите. - И я погрузил невзрачную белую гальку в воду. Камень сделался прозрачным и заиграл голубоватыми переливами.

- Как красиво! - изумилась девушка.

- Ага, некрасивый камень оказался волшебным! Это гидрофан, иначе называемый "око мира". Он сильно пористый и поэтому в сухом состоянии непрозрачен. Как только поры заполняются водой, он делается прозрачным и очень красивым. Это все разновидности кварца; их еще много сортов различных оттенков, ценности и красоты".

Цитата длинновата, но мы обеднили бы красоту гиалита и гидрофана, сердолика и халцедона, если бы рассказали о них словами энциклопедического словаря. Добавим только, что "гиалос" по-гречески означает стекло, а слово "гидрофан" состоит из "гидрос" - вода и "фанерос" - видимый, явный. Древние греки были точны в названиях минералов.

Важную роль в завязке романа Е. Парнова "Ларец Марии Медичи" играет аметистовый перстень, переливающийся тяжелым лиловым цветом. "На внутренней стороне его было вырезано имя "Гвидо". Люсин вытащил перстень и, прищурившись, поглядел на свет. Фиолетовые изломанные огни закружились в калейдоскопической разгранке. Перстень был явно мужской". Ниточка от него повела к подводному вулкану, который погубил и островок Гвидо, а вместе с ним скрыл и тайну ларца Медичи.

В 1979 году на русском языке вышел роман болгарского фантаста П. Бобева "Опалы Нефертити". Вот выдержка из него: "Они оцепенели у входа. Если бы они не видели всего этого своими глазами, они никогда бы не поверили, что может существовать такое богатство, собранное в одном месте, такие огромные опалы. Перед ними словно раскрылся волшебный жар, который мерцал черными огоньками, обжигал ледяным пламенем, слепил, сводил с ума..."

Всё. Мы проехали на машине времени почти пять веков и оказались в настоящем, когда кремнезем не ищут в гробнице фараона, а выращивают искусственно.

Фантастика воспела кремнеземы, но и они не остались в долгу перед фантастами. Вообразите осколок обсидиана, вызывающий в памяти наконечники копий наших пращуров. Обвивая его, взметнулись ввысь причудливо изогнутые и переплетенные ленты из ювелирного сплава. Ленты истончаются, превращаются в трассирующий след космического корабля, который завершает первый виток вокруг планеты - идеально отполированного кристалла кварца-волосатика.

Мы описали "Аэлиту" - ежегодную премию Союза писателей РСФСР и журнала "Уральский следопыт"...

Спартак АХМЕТОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001