История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Евгений Викторов

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Е. Харитонов, 1999

То же: Обыкновенное чудо: [Судьба киносказок Евгения Шварца] // Если. - 1999. - 1-2. - С. 92-95. - Фильмогр.: 11 назв.

Статья любезно предоставлена автором, 2002

40 лет назад ушел из жизни один из самых загадочных, самых "недетских" сказочников отечественной драматургии Евгений Львович Шварц (1896-1958). Волшебник, для которого творение чудес было обыденным явлением, нормой жизни, ведь сказка - всего лишь продолжение реальности. О таких волшебниках писал Александр Шаров в чудесной книге "Волшебники приходят к людям": "...Волшебники приходят к людям из разных стран, из разных, даже самых отдаленных времен. Они идут, идут, представляясь нам рассеянными на огромном пространстве огнями, идут, чтобы помочь нам не заблудиться на долгом нашем пути, о котором недаром сказано: жизнь прожить - не поле перейти"...

Признаем очевидное: отечественная кинофантастика шедеврами небогата, - можно назвать от силы десятка полтора-два фильма, за которые не приходится краснеть. И дело здесь не в том, что научная фантастика как метод по большому счету не интересовала наших кинематографистов. Просто, за небольшим в общем-то исключением, режиссеры, бравшиеся за постановку научно-фантастического фильма, имели весьма смутные представления о специфике жанра. Вторая беда российского фантастического кино - отсутствие хороших сценариев, написанных опять же со знанием дела. Увы, научно-фантастическая драматургия - практически не освоенный жанр в русской литературе. А профессиональных фантастов кинодеятели почему-то не слишком часто приглашали к сотрудничеству.

Совсем иначе обстоят дела в сказочном кино. За 85-летнюю историю отечественная киносказка обогатилась целой плеядой из сотни с лишним замечательных лент, - слабых картин единицы. Оно и понятно: в отличие от кинофантастики в этой сфере сформирована очень сильная режиссерская школа: А. Птушко, А. Роу, Н. Кошеверова, Г. Казанский, Л. Нечаев и др. Свои давние традиции имеет и жанр театральной сказки. Творчество Е. Л. Шварца - одна из самых ярких страниц этого направления.

Собственно, конкретной жанровой принадлежности пьесы Евгения Шварца не имеют: их с равным успехом рассматривают и как сказки, и как фантастику, и как сатиру. Ничего удивительного в том нет. Пожалуй ни один другой писатель советской литературы не сумел достичь столь гармоничного слияния философско-сатирической аллегории, фольклорной сказки и приемов научной фантастики.

В его тонких, подчас пронзительных театральных сказках чудесное и реальное, обыденное почти неразличимы. В облике вымышленного мира, сказочных персонажей и волшебных поступков отчетливо различимы черты реального мира, реальных персонажей и действительных поступков. Эта ярковыраженная общечеловеческая актуальность (а иногда и вполне конкретная политическая направленность) нередко затрудняла продвижение шварцевских пьес на сцену. В то же время как раз с кинематографом Е. Шварцу повезло: экранизировали его охотно и талантливо.

Вхождение Евгения Львовича в целлулоидный мир кино началось в 1938 году с ленты по сказке К. И. Чуковского "Доктор Айболит", где ленинградский драматург был приглашен в качестве сценариста. Уже эта работа продемонстрировала Е. Шварца как талантливого интерпретатора. Во многих своих пьесах драматург переосмысливал наследие как фольклорных сказок (яркий пример - пьеса "Марья-Искусница", экранизированная в 1959 году Александром Роу), так и произведений других сказочников, - например, Г.-Х. Андерсена.

Первый большой успех Е. Шварца в кино - музыкальный фильм-сказка "Золушка" (1947), поставленный по его пьесе и сценарию известным жанровым режиссером Надеждой Кошеверовой. Лента стала лидером проката 1947 года (18,27 млн. чел.), существенно опередив вышедшие в том же году фильмы "Весна" Г. Александрова и "Первоклассница", снятый, кстати, опять же по сценарию Е. Шварца.

Сколь тонко "препарировал" советский драматург творческое наследие Г.-Х. Андерсена свидетельствует и другой популярный фильм-сказка - "Снежная королева" (1966). Примечательна эта картина еще и тем, что режиссер ее - Геннадий Казанский - несколькими годами раньше снял самую удачную советскую НФ ленту - "Человек-амфибия" (1961), но еще раньше прославился блестящей экранизацией повести Лазаря Лагина "Старик Хоттабыч" (1956).

Вышедшая в 1963 году гротесковая комедия "Каин XVIII" (режиссер Н. Кошеверова) по пьесе Е. Щварца "Голый король" - удачный синтез сказки и научной фантастики. Неким королевством правит деспотичный король (Эраст Гарин), мечтающий о мировом господстве.

По его указу придворный ученый выводит комара-мутанта, обладающего феноменальной разрушительной силой, сравнимой с взрывом атомной бомбы... Но, как и положено в сказке, все заканчивается благополучно. Любопытно, что написав пьесу еще в 1930-е гг.,

Е. Шварц по существу предвосхитил опасность использования в военных целях атомной энергии.

С проблематикой НФ соприкасается и фильм "Тень" (1971; режиссер Надежда Кошеверова) по пьесе Е. Щварца, написанной в свою очередь по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена. Сюжет карты в чем-то перекликается со стивенсоновской "Странной историей доктора Джекила и мистера Хайда", - он так же посвящен раздвоению личности (в данном случае отрицательное начало несет в себе обретшая индивидуальность тень главного героя). Фильм получился ярким, изящным, чему способствовал и талантливый актерский состав: Олег Даль и Марина Неелова (первая роль актрисы) в главных ролях,

А. Вертинская, А. Миронов, Л. Гурченко, В. Этуш и др. Спустя 20 лет пьеса Евгения Шварца снова была экранизирована. Лента Михаила Казакова "Тень, или Может быть все обойдется" (1991) с Константином Райкиным и Мариной Нееловой в главных ролях - современное прочтение шварцевской притчи, поэтому неудивительно, что в этой постановке над комедийностью (присущей первой экранизации) преобладает остро социальное звучание.

В 1964 году советские режиссеры дважды обращались к драматургии Евгения Шварца. Городская фэнтези "Сказка о потерянном времени" (режиссер Александр Птушко) - поучительная история о злых волшебниках - похитителях времени и современных школьниках, бесцельно растрачивающих драгоценное время. Экранизация оригинальной пьесы драматурга "Обыкновенное чудо" (Режиссеры Эраст Гарин и Х. Локшина) с блистательным Э. Гариным в роли короля, вроде бы и не имеет прямого отношения ни к сказке, ни к фантастике. В самом деле, чудес в фильме вроде и не происходит, - о них только говорят: Медведь, превращенный добрым волшебником в человека, полюбил принцессу, но в тот момент, когда их губы соприкоснутся, юноша снова обратится грозным зверем. Но в этом вся и прелесть шварцевской задумки: вымысел и правда переплетены, демонстрация чудесного "упразднена", чтобы подчеркнуть главную идею: никакое волшебство, никакие силы мира не властно над сильными чувствами. Притчевость пьесы еще больше подчеркнута в телевизионной версии Марка Захарова (1978) с бесподобным актерским ансамблем: О. Янковский, А. Абдулов, Е. Леонов, Е. Симонова, А. Миронов, Е. Васильева и др., и чудесной музыкой Геннадия Гладкова.

Еще в 1944 году Евгений Львович написал пожалуй самую "взрослую" свою сказку - антитоталитарную пьесу-притчу "Дракон". И хотя направлена она была против фашизма, цензура усмотрела в истории про Ланцелота, вступившего в борьбу с Драконом, подчинившем город культу своей личности, намеки и на советское государство. Это логично: все тоталитарные системы похожи, как и речи диктаторов: "В моем городе только безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души".

Экранизирована пьеса была лишь в 1988 году Марком Захаровым. Результат: "Убить Дракона" - одна из ярчайших и глубоких в отечественном кинематографе картин в жанре философской антиутопии. Блестяще исполнил Дракона Олег Янковский, а Ланцелота - Александр Абдулов. Марк Захаров в очередной раз подтвердил, что пьесы Евгения Шварца не утратили своей актуальности и многозначности. Думаю, не раз еще кинематограф обратится к таким "недетским" сказкам знаменитого драматурга.

"Теперь я снова, как в детстве, собираюсь поселиться в царстве сказок..." (Александр Шаров).

    Евгений ВИКТОРОВ

ЕВГЕНИЙ ШВАРЦ: ФИЛЬМОГРАФИЯ

1. Доктор Айболит (СССР, 1938. Реж. Владимир Немоляев) - сценарий по мотивам сказки Корнея Чуковского.

2. Золушка (СССР, 1947. Реж. Надежда Кошеверова).

3. Марья-Искусница (СССР, 1959. Реж. Александр Роу).

4. Каин XVIII (СССР, 1963. Реж. Надежда Кошеверова, М. Шапиро) - по мотивам пьесы "Голый король".

5. Обыкновенное чудо (СССР, 1964. Реж. Эраст Гарин, Х. Локшина).

6. Сказка о потерянном времени (СССР, 1964. Реж. Александр Птушко).

7. Снежная королева (СССР, 1966. Реж. Геннадий Казанский) - на основе сюжета сказки Г.-Х. Андерсена.

8. Тень (СССР, 1971. Реж. Надежда Кошеверова).

9. Обыкновенное чудо (СССР, тв, 1978. Реж. Марк Захаров).

10. Убить Дракона (СССР, 1988. Реж. Марк Захаров).

11. Тень, или Может быть все обойдется (Россия, 1991. Реж. Михаил Козаков).



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001