История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Виталий Бугров

ФАНТАСТИКА ПОД МИКРОСКОПОМ

Обзор ответов на викторину-87

ЮМОР, КОНКУРСЫ

© В. Бугров, 1987

Уральский следопыт. - 1987.- 12. - С. 49-59.

Пер. в эл. вид А. Лапудев, 2002

    Подумав хорошенько, я решил, что справлюсь с этим делом.

      М. Твен. Похищение велосипеда

Время пришло (декабрь - вот он), посмотрим же, кто и как справился с "этим делом". С очередной нашей викториной, двенадцатой в общем ряду, первой после тайм-аута. Два варианта было в ней, эту возможность выбора одобрило подавляющее большинство участников. Но и неравноценность вариантов в первом туре отметило тоже подавляющее большинство - и, критически оценив сроки, в значительной своей части обратилось к рассказу из названий, справедливо рассудив, что 20-25 очков заработать на нем много проще, чем в туре 1-А. К сожалению, сами мы поздновато осознали эту неравноценность, ведь и в варианте "А", казалось нам, налицо вопросы заведомо несложные - герб, нарисованный С. Ашмариным, или фразы из А. Толстого и Р. Шекли, к примеру... Но - ничего не попишешь: пожинаем, что посеяли. Придется нам - и теперь, и через два года (в оговоренной условиями борьбе за специальный приз) - определять победителей в двух категориях: в зависимости от варианта "А" или "Б" первого тура.

Что мы и попытаемся сделать.

Эпиграфы для обзора нам помогли подобрать В. Высоцкий (Томск), В. Дюдиков (Ленинград), О. Князева (Свердловск), С. Коноплев (Геленджик Краснодарского края), К. Максимов (Киров), С. Некрасов (Каменск-Уральский), В. Окулов (Иваново), И. Павловский и В. Рыбкин (Ростов-на-Дону) и очень существенно - ростовчане же М. Якубовский и А. Тетельман.

    ПЕРВЫЙ ТУР

    1 - А.

    Он долго в лоб стучал перстом, Забыв названье тома...

      Р. Бернс

Оборвем на половине четверостишие Р. Бернса: язвительное, как все его эпиграммы, оно способно и обидеть иного из участников викторины. Однако ж суть дела отражена в нем предельно точно: "без знатья не угадаешь", как свидетельствует В. И. Даль, если же еще и память дает сбои - на удачу в конкретных вопросах любой (не только нашей) викторины рассчитывать трудно. Тогда и самая простая задача (вызывающая у других преехидное: "Это, что ли, сложный вопрос?" - или: "А в чем фокус-то?") перейдет в разряд сверхсложных... Что ж, не забудем: викторина - это игра, а в игре не след обижаться на проигрыш!

Ну, а ответы свои на вариант "А" первого тура прислали нам 116 читателей.

    1. "ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО Я ВЫТАЩИЛ АРХЕОПТЕРИКСА ИЗ ПЕНАЛЬЧИКА И ПОЛОЖИЛ НА ЛАДОНЬ. КАЖЕТСЯ, Я СЛЫШАЛ СТУК СВОЕГО СЕРДЦА. ВСЕ-ТАКИ ОПЫТ УДАЛСЯ! У МЕНЯ НА ЛАДОНИ ЛЕЖАЛО СУЩЕСТВО, КОТОРОЕ ДОЛЖНО БЫЛО ЖИТЬ БОЛЕЕ СТА МИЛЛИОНОВ ЛЕТ НАЗАД..." ОТКУДА ВЗЯТ ЭТОТ ОТРЫВОК?

    Археоптерикс - это уже настолько птица, что она сама должна иметь свою весьма длинную историю.

      Г. Чижевский. В дебрях времени

Очевидно, эта история и впрямь длинна: 22 участника викторины в развитие именно этого вопроса сформулировали собственные задания поискового плана для второго тура. Оттого мы здесь просто назовем - как и 47 наших читателей - источник вопроса: рассказ Г. Альтова "Шальная компания". Очень надеемся, что будущая НФ тетрадь позволит нам в течение года вернуться к полученным нами рефератам!

    2. "ДЕСЯТКИ ЛЕТ ПРОХОДЯТ В ЗВЕЗДОЛЕТЕ, И ТОЛЬКО МЕСЯЦЫ НА ЗЕМЛЕ..." В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ПРИВЕДЕНА ЭТА НОВАЯ ВЕРСИЯ "ПАРАДОКСА ВРЕМЕНИ"?

    Какие-то там приключения на ракете, которая движется быстрее скорости света...

      А. и Б. Стругацкие. Хромая судьба

Поскольку и этот вопрос для развернутого ответа выбрали 19 эрудитов, не будем упреждать их и растекаться мыслью по древу. Ограничимся справкой. Не столь уж и новая эта версия временного парадокса приведена, как свидетельствуют и 44 наших читателя, в новелле "Почти такие же" А. и Б. Стругацких, включенной позднее в их повесть "Полдень, XXII век (Возвращение)". И почти теми же словами (почти, да не совсем!) изложена в их рассказе "Частные предположения"; за ссылку на один только этот рассказ мы сочли возможным начислять лишь 1 балл. Будем последовательны: назначение викторины - развивать (и поощрять) внимательность при чтении...

    3. "У НАС, КАК И ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, НЕТ ВЕЧНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. ВАС СОЗНАТЕЛЬНО ОБМАНУЛИ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ СОЗДАТЬ ПОДОБНУЮ КОНСТРУКЦИЮ". ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЗЯТА ПРИВЕДЕННАЯ ЦИТАТА?

    -...Они вбили себе в голову, что вечного двигателя построить нельзя!
    - Не может быть, - сказал юноша.

      М. Кривич, О. Ольгин. Не может быть

Опять-таки: остановимся пока на констатации разного отношения писателей-фантастов и их героев к идее вечного двигателя. Цитата в вопросе взята из рассказа Р. Сильверберга "Двойная работа", запомнившегося 65 нашим читателям по публикации в "Юном технике" (1982, № 10), а сам вопрос выбрали для реферирования 36 (!) участников викторины.

    4. "ВОТ УЖЕ ПЯТЬ ЛЕТ, КАК ПРОВЕРКА НА ТАЛАНТЛИВОСТЬ СТАЛА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА И ГРАЖДАНКИ И ДАЖЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ ШЕСТИ ЛЕТ. ТАЛАНТ - ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ, А НЕ ПРОСТО ЛИЧНОЕ, И НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА СКРЫВАТЬ СВОЮ ОДАРЕННОСТЬ". КТО АВТОР ЭТОГО ПРОГНОЗА?

    Не позволяй душе лениться...

      Н. Заболоцкий

Строка из Заболоцкого и его стихотворение в целом (которое прямо-таки нестерпимо хочется привести полностью!) искушают возможностью, не сходя с места, развить тему, заявленную вопросом. Но, хотя лишь пятеро в викторине увлеклись этой темой, - все-таки воздержимся и на этот раз, не будем комкать ее в сжатом обзоре. А по конкретному существу вопроса кратко - вслед за девятью (!?) участниками викторины - ответим: прогноз этот приведен в повести "Случится же с человеком такое!.." В. Колупаева.

    5. "ТО БЫЛИ ЖИВОТНЫЕ В ФОРМЕ КОЛЕСА, У КОТОРЫХ, В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ЛЮДЯМ И БОЛЬШИНСТВУ ДРУГИХ СУЩЕСТВ, КРОВЬ ОСТАВАЛАСЬ ПОСТОЯННО НА МЕСТЕ, ВНИЗУ, А ТЕЛО НЕПРЕРЫВНО ВРАЩАЛОСЬ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЦИРКУЛЯЦИЮ". ОТКУДА ВЗЯТ ОТРЫВОК?

    Там, на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей...

      А. Пушкин. Руслан и Людмила

"Вот это вопрос так вопрос! - воскликнула наша "старая гвардия" - ростовчане М. Якубовский и А. Тетельман. - Ну хорошо, у нас он не вызвал ни малейших затруднений... А где новичок в викторине найдет этих драмбонсов? Только в журнале "Знание - сила", 1973, № 11? Искренне ему сочувствуем. Хотя рассказ хорошо запоминается да и уже использовался - когда искали серого человека..." Именно поэтому нас удивило, что рассказ Б. Шоу "Встреча на Прайле" назвали лишь 11 отвечавших; обычно-то участники викторин внимательнейшим образом штудируют наши декабрьские номера прошлых лет. Притом среди этих одиннадцати более половины - именно новички.

Основной конкурент драмбонсов - "м-р Мармадьюк", колесник из "Заповедника гоблинов" К. Саймака, фигурировал однажды и он в нашей викторине... Вот его-то вспомнили более двух третей отвечавших.

    6. ЧЕЙ ГЕРБ ИЗОБРАЖЕН НА РИСУНКЕ С АШМАРИНА?

    Наконец он сказал, что ему вспомнилось очень много хороших гербов, так что он даже не знает, который взять; а впрочем, есть один подходящий, на нем он и остановится...

      М. Твен. Приключения Гекльберри Финна

Опознали его, вопреки ожиданиям, далеко не все: лишь 53 участника викторины. Сверхощутимо сказывается практическая одноразовость в издании фантастики в нашей стране, отсутствие переизданий. К. Булычев описывает прошлое Великого Гусляра во вступлении к циклу "гуслярских" рассказов в книге "Чудеса в Гусляре", вышедшей еще в 1972 году... Вот о чем надо бы понастойчивее писать любителям фантастики во все инстанции, в частности, и в газету книголюбов "Книжное обозрение" - о том, что ежегодно исчезают бесследно (ветшают и списываются) из репертуара библиотек и читателей и без того немногочисленные книги нашей фантастики, причем лучшие из них - в первую очередь...

Многие из отвечавших комментируют этот герб - он воспроизведен на карте Великого Гусляра, помещенной на наших страницах и изготовленной, как нетрудно сообразить, тем же художником С. Ашмариным. Нам очень хотелось привести хотя бы частично эти комментарии, но... На имя главного редактора в самый последний момент вдруг поступил суровый отзыв специалиста, и комментарии в этой ситуации показались нам излишними.

Оттого мы только упомянем, что других гербов любителям фантастики вспомнилось не так уж и много. И тем не менее - появился в нашем портфеле обстоятельный реферат Алексея Лушпы, студента из Томска, о гербах, символах и знаках, встречающихся в фантастике...

    7. "САМООБСЛУЖИВАНИЕ - ПРОГРЕССИВНЫЙ МЕТОД! А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ь, Ы, Ъ, Э, Ю, Я. ВЫ САМИ МОЖЕТЕ СОСТАВИТЬ ИЗ ЭТИХ БУКВ ЛЮБОЙ СОВЕТ И ПРЕДСКАЗАНИЕ". А ТАКЖЕ, РАЗУМЕЕТСЯ, И ЛЮБОЙ ОТВЕТ, В ТОМ ЧИСЛЕ - И НА ВОПРОС: В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СТОЛЬ МУДРЫЙ МЕТОД?

    - Я спрашиваю, достаточно ли достоверно ваше сообщение? Если да, то необходимо принимать соответствующие меры!

      В. Комаров. Тупик

По разряду сверхтрудных числили мы этот вопрос, относящийся к фантастике двадцатилетней давности. Оказалось: да, труден, но - не сверх! 22 наших читателя - каждый пятый из отвечавших на этот вариант первого тура - вспомнил Электронную Гадалку, Познавшую Шестьсот Шестьдесят Шесть Тайн Белой Магии и Черного Ящика и в столь прогрессивной форме изложившую не новую, в общем, мысль о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Обитает она в повести Л. Сапожникова "У нас в Кибертонии...", опубликованной в сборнике "Фантастика-67".

    8. ГДЕ МОГЛИ БЫ ВСТРЕТИТЬСЯ ШЕРЛОК ХОЛМС А. КОНАН ДОЙЛА И ГЕРОЙ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ РОМАНОВ Г. УЭЛЛСА!

    - А, мистер Шерлок Холмс!.. Давненько мы с тобой не виделись...

      Н. Томан. Неизвестная земля

Для встречи Шерлока Холмса с героем Уэллса требовалось совместить двух этих персонажей во времени (конец прошлого или самое начало нынешнего века) и пространстве (Лондон и, шире, Англия). Оговорим варианты встречи, по нашему произволу не приносящие очков отвечающему: на книжной полке, в литературоведческой статье, в викторине "Уральского следопыта" и его № 12 за 1987 год, в выдуманных мирах, где прекрасно уживаются все литературные герои, и даже - в посвященных Холмсу произведениях третьих авторов. Впрочем, в последней группе все-таки выделим два исключения - рассказ В. Саввова "Беспроигрышное пари" ("Наука и жизнь", 1984, № 9) и повесть П. Андерсона "На страже времен"; поразмыслив, мы решили считать их равноправными вариантами ответа на наш не слишком четко сформулированный вопрос.

К полноценным ответам мы относим соображения о возможном месте и других условиях для встречи Холмса: а) с Гриффином, б) с Путешественником во времени, в) с героем-рассказчиком из "Войны миров".

Поскольку же подразумевали-то мы разработку совершенно конкретной версии "Холмс-Гриффин", придется нам поделить наш секретный дополнительный балл и хотя бы его половиной поощрить тех восьмерых наших читателей, кто в разной степени успешно вышел на эту версию. Заключается она в том, что в середине 80-х годов прошлого века (в ответах называется конкретный 1885 год) оба героя учились в Лондонском университете, оба занимались медициной и химией, оба увлекались биохимическими исследованиями. Могли ли однокашники, оба - выделяясь из среды, попросту не заметить один другого?

...Будем считать, что этим вопросом мы отметили 100-летие первой книги о Холмсе ("Этюд в багровых тонах", 1887) и 90-летие "Человека-невидимки" (1897).

    9. "СЛЫХАЛИ ВЫ ПРО ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА - ЕГО ЗОВУТ... РОСТИСЛАВСКИЙ! НЕУЖЕЛИ СЛЫХАЛИ! ЭТО ВАМ ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ. ВЫ НИКОГДА РАНЬШЕ НЕ СЛЫХАЛИ ПРО ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА". А ЧТО ИЗВЕСТНО ОБ ЭТОМ ЧЕЛОВЕКЕ ВАМ - И КАКОВО ЕГО ИМЯ?

    - Милый мой, - сказал он, - у разведчика не может быть одном фамилии...

      Ю. Семенов. Майор Вихрь

Вообще говоря, мы медлили включать в викторину вопрос о Ростиславском. Казалось: при феноменальной популярности Стругацких (когда, из-за нехватки тиражей, их тексты перепечатываются и даже переписываются от руки; когда в среде любителей фантастики создаются даже уникальнейшие указатели не только, скажем, упоминаемых ими планет, но и всех персонажей их произведений!) это наше задание уж точно обернется игрой в поддавки. Выяснилось: нет! Опять ошиблись, опять переоценили информированность своего читателя! Номера-то "Невы" с журнальным вариантом "Обитаемого острова" появились едва ли не двадцать лет назад - в 1969 году. Выросли новые поколения читателей, с этой повестью Стругацких если и знакомые, так разве что - по переработанному варианту, где "Неизвестные Отцы" стали "Огненосными Творцами", а Максим Ростиславский обрел фамилию... впрочем, теперь-то любой воскликнет: так ведь это же Каммерер, центральный персонаж всей трилогии (в которую вошли также "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер")! Теперь - да. А вот в ответах на викторину сказали об этом... лишь 19 ее участников!

    10. "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЛА ИЗ СЕБЯ ЗЕМЛЯ В 2017 ГОДУ, К КОТОРОМУ ОТНОСИТСЯ НАШ РАССКАЗ! НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ БЫЛО ОДНО НАЧАЛО: КОНГРЕСС, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЕХ ГОСУДАРСТВ. ОН СУЩЕСТВОВАЛ УЖЕ БОЛЕЕ 70 ЛЕТ И РЕШАЛ ВСЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ВОЙНЫ БЫЛИ НЕВОЗМОЖНЫ. НЕДОРАЗУМЕНИЯ МЕЖДУ НАРОДАМИ УЛАЖИВАЛИСЬ МИРНЫМ ПУТЕМ". ОТКУДА ВЗЯТ ЭТОТ ПРОГНОЗ?

    ...Бороться с темными силами в человеке гораздо труднее, чем совершить межпланетное путешествие.

      С. Лем

На наш традиционный вопрос из истории отечественной фантастики ответили правильно 23 участника викторины: прогноз на 2017 год взят из повести К. Э. Циолковского "Вне Земли". Прогноз, как отмечают все, кто в него вчитался, - прелюбопытный! Присмотритесь-ка и вы к этому конгрессу, который к 2017 году существует уже "более 70 лет", а значит, возник где-то близко к середине 40-х... Но именно в 1945 году создана Организация Объединенных Наций, чье предназначение - идеальное представление о нем - столь явственно прочитывается в цитате из Циолковского! Впрочем, реальной-то действительности до идеала куда как далеко...

"К сожалению, - пишет В. Окулов (Иваново), - и через 70 лет после того, как были написаны вышеприведенные строки о Земле 2017 года, они фантастичны. И сегодня главная задача - мир на нашей планете... Повесть основоположника космонавтики примечательна в нескольких отношениях. Это одно из первых фантастических произведений, опубликованных после Октябрьской революции. Примечательна повесть и тем, что в ней впервые в советской НФ литературе упоминается эта дата - 2017 год. Правда, сам Циолковский по всей видимости не придавал ей особого смысла, просто он перенес действие на 100 лет вперед от года окончания повести (а повесть закончена им весной 1917 года). Для нас же 2017 год, год Столетия Великой Октябрьской социалистической революции, - дата знаменательнейшая!.."

Что ж, возможно, новые политические реальности нынешней эпохи помогут ООН за те тридцать лет, что остаются до 2017 года, хотя бы чуть-чуть приблизиться к идеалу в осуществлении функций мирового конгресса?

    11. В КАКОМ ГОДУ РОДИЛАСЬ ЗНАМЕНИТАЯ "ДЕВОЧКА С ЗЕМЛИ" - АЛИСА СЕЛЕЗНЕВА?

    Помнится также, что она не заполнила графу "возраст"...

      Д. Сэлинджер. Голубой период де Домье-Смита

"Ох, уж эта Алиса, - вздыхают читатели. - То однофамилицу ее искали, теперь вот возрастом занялись..."

Достаточно единодушно сошлись отвечавшие на том, что как литературный персонаж Алиса родилась в 1965 году, когда в "Мире приключений" появились первые рассказы о ней ("Девочка, с которой ничего не случится"). А дальше...

Нет, вопрос этот вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд - и показалось иным из наших эрудитов!

Судите сами.

В повести "Остров ржавого лейтенанта" действие происходит в июне (начало летних каникул) 2089 года (отмечается 300-летие взятия Бастилии). Алисе 9 лет и 2 месяца. Кажется, все ясно: она родилась во второй половине марта - первой половине апреля 2080 года. Но...

"День рождения Алисы" и "Путешествие Алисы" дают другую дату. 3 марта 2074 года Громозека в Лунном ресторане дал автограф "прекрасной землянке", а в следующем году осенью Алисе исполнилось 10 лет. Следовательно, второй отсвет - 17 ноября 2065 года.

Действие повести "Сто лет тому вперед" начинается 11 апреля 2082 года. Алисе 11 лет. Поскольку родилась она осенью, то вот и третий ответ: 2070 год.

Но где гарантия, что нет еще и четвертого (а то и пятого) ответа?

И какой из них ближе к истине?

А это - из какой повести смотреть! Ибо, как пишут В. Воробьев (Полтава) и Б. Рифтин (Сумы), "Алиса все-таки родилась, и это самое главное!"

А. Борисов (Калинин) предлагает, правда, "вызвать К. Булычева в гостиную "УС" - и пусть он оправдывается перед читательской аудиторией!" Возможно, мы так и поступим...

Вы уже - вслед За А. Борисовым и немногими другими - догадались, конечно, что именно для этого вопроса и предназначался наш засекреченный (и теперь уже ополовиненный) дополнительный балл? Да. В разной степени убедительно на вопрос ответили около 80 участников викторины. Дополнительные пол-очка мы начислили примерно половине из них - тем, кто усомнился в однозначности ответа, обосновал или хотя бы просто заподозрил вот эту не бросающуюся в глаза, вовсе не самоочевидную разновозрастность героини К. Булычева.

    12. А) "И ТУТ ВОШЕЛ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ, ВЫТИРАЯ РУКАВОМ ПОЖАРНУЮ КАСКУ";
    Б) "14 ОКТЯБРЯ 1899 ГОДА ЭТО СКАЗОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО БЫЛО ИЗГОТОВЛЕНО!";
    В) " - УЛЛА, УЛЛА, - ТИХИМИ ГОЛОСАМИ ЗАВЫЛИ МАРСИАНЕ, ОКРУЖИВ ОГОНЬ";
    Г) " - МНЕ НРАВИТСЯ СПОКОЙНАЯ ПРОТОПЛАЗМА..." ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЗЯТЫ ЭТИ ФРАЗЫ?

    - Вы что - сразу сообразили? - спросил Бромберг с завистью.
    - Да, - сказал Экселенц.
    - А вот я - не сразу...

      А. и Б. Стругацкие. Жук в муравейнике

Приведенные в вопросе фразы взяты из повести М. Анчарова "Поводырь крокодила" (в его сборнике "Сода-солнце"), романов Г. Уэллса "Первые люди на Луне", А. Толстого "Аэлита" и рассказа Р. Шекли "Абсолютное оружие".

При подсчете голосов нас поразило, сколь синхронно добавлялись они в копилки второй, третьей и четвертой фраз: 63 человека опознали "сказочное вещество" - кейворит, ровнехонько столько же (!) благополучно миновали рифы, не совсем полно, но зато выразительно обозначенные ленинградцем В. Дюдиковым ("...а этой фразы у Уэллса нет, да там марсиане и не окружали огонь. Огонь был в памфлете Л. Лагина "Майор Велл Эндъю" - от лучей марсиан, но последние опять-таки его не окружали, да и выли они не "Улла, улла", как у Уэллса и в предлагаемой фразе, а "Ула-ула-ула-ула". Нет этой фразы и в тех пародиях на Уэллса, которые я успел просмотреть до 15 марта..."), и практически снова столько же (62!) не спасовали перед легендарным "абсолютным оружием" марсиан.

А вот с Александром Македонским, который, по словам того же В. Дюдикова, "упоминается в НФ часто, но все без пожарной каски", дело обстоит много хуже: идентифицировали его лишь 12 (!!) участников викторины.

- Наши ученые отреставрировали старинный ритуальный предмет под названием "Елка".

    1 - Б. Рассказ из названий

    Словом, я понял, что дело обстоит гораздо сложнее, чем оно обычно представлялось мне.

      В. Пирожников. На пажитях небесных

Да, именно так: многие из 318 читателей, выбравших в первом туре этот вариант, признаются, что поначалу самоуверенно считали рассказ из названий заданием необычайно легким. Ибо прав Ю. Зубакин (Коркино Челябинской обл.): в качестве эпиграфа к этому варианту отлично подошел бы заголовок рассказа К. Булычева "Каждому есть что вспомнить"; на худой конец уж одно-то, два из тех названий, что использованы составительницей нашего рассказа О. Князевой, наверняка вспомнил каждый! Ведь названий этих оказалось даже не триста, а триста два: путаница возникла при редактировании рассказа - когда пришлось его ужимать, чтобы втиснуть в отведенную для него журнальную страницу. Расшифровка рассказа, естественно, требует еще большего объема; дабы она, эта расшифровка, не казалась огромным серым пятном в журнале, мы разбили ее на абзацы (по десятку названий в каждом), каждую полусотню снабдили отбивкой.

Как и в прежние годы, при расшифровке учитывались лишь авторы литературных НФ произведений, опубликованных на русском языке; из рассмотрения исключались сугубо очерковые вещи, а также произведения иных видов искусства; живопись, кино, музыка.

Итак...

Дорога через себя (В. Мелентьев). Ваня (А. Дукальский). Марципанов, или 1001-й научно-фантастический рассказ (Г. Файбусович). Автоинтервью (С. Лем). В мире будущего (Н. Шелонский). Как бы это было (В. Язвицкий). В этот исторический день... (Л. Розанова). Тринадцатое июня, пятница (М. Грешнов). В 2889 году (Ж. Верн). Там, где кончается река (А. Днепров).

Таньти (С. Гансовский). Симфония жизни (Э. Махмудов). Устремленные к небу (И. Забелин). Великаны (Ю. Никитин). Цветы Альбароссы (М. Грешнов). Голубой тополь (И. Волк, В. Волин). Хлопковое дерево (А. Зиборов). Немой (Р. Матесон). Геометрический лес (Г. Гор). Коралл быстрорастущий (Ю. Новосельцев).

Смешной баобаб (А. Днепров). "Голубой цветок" (В. Рыбин). Эпикак (К. Воннегут). Фиолетовый шар (А. Винник). До третьих петухов (В. Шукшин). Поющий колокольчик (А. Азимов). На берегу (Р. Брэдбери; М. Кинг). Странная (Д. Биленкин). Фиалка (И. Варшавский; В. Михановский). Серая хризантема (М. Шаламов).

Из другого мира (В. Орловский). Сверкающие (А. Кларк). Черные, белые, зеленые... (М. Клингермен). Зеленые цветы Короны (В. Юршов). Семь цветов радуги (В. Немцов). На Реке (Р. Янг). Что-то блестящее... (З. Гендерсон). Золотой лотос (М. Грешнов). Огненный Цветок (Г. Альтов). Зона свидания (А. Борушко).

На пыльной тропинке (Д. Биленкин). Человек, который пришел слишком рано (П. Андерсон). Две минуты одиночества (А. Днепров). Перекресток (П. Багряк; Ф. Суркис). Второй путь (В. Журавлева). В конце пути (Г. Анфилов). Пешеход (Р. Брэдбери). Очень старый человек с огромными крыльями (Г. Гарсиа Маркес). Странная встреча (Н. Введенский). Кто же он? (Г. Мартынов).

Двойник (Н. Ахшарумов; Ф. Достоевский; А. Погорельский; П. Чурюмов; А. Яковлев). Зеркальное отражение (А. Азимов). Мираж (Р. Альтер; А. Бурцев; К. Саймак; А. Фазылов). Кто? (П. Багряк). Я - это Другое дело (Ф. Пол). Шаги в неизвестное (С. Гансовский). Себе навстречу (А. Палей). Встреча (В. Бабенко; А. Балаж; Д. Биленкин; А. Биой Касарес; Г. Большаков; Б. Борин; X. Борхес; Я. Вейс; Я. Длуголенский; В. Колин; В. Костин; В. Кузьмищев; А. Лукашин; М. и Л. Немченко; В, Никольский; В. Першанин; А. Ронкин; С. Стоилов; В. Титов; И. Тыщенко; И. Хорошуха). Лицом к лицу (Э. Бутин; В. Фирсов). И увидел остальное... (Е. Войскунский, И. Лукодьянов).

Совсем рядом (Г. Мартынов). В прозрачном доме (Н. Железников). Легкие шаги (В. Каверин). По ступенькам лестницы чудес (Э. Ахназаров, Ю. Ребров). Двери (М. и Л. Немченко). Лифт (Г. Гор; М. Рощин). Падает вверх (А. Полещук). Последняя дверь (М. Емцев, Е. Парнов). Фантастика (Ф. Кривин; И. Росоховатский). Дверь в иной мир (В. Рыбин).

Красное и зеленое (В. Пальман). Тени оазиса (И. Забелин). Сад (Г. Гор). Зеленая симфония (А. Беляев). Иной свет (Сирано де Бержерак). Следующий мир (Э. Зеликович). Пурпурные поля (Р. Крэйн). "Лунная радуга", (С. Павлов). Прелесть (К. Саймак). Земной рай (Ю. Коптев, В. Невинский).

Ничего особенного (Ю. Сафронов). Самосияющий экран (Д. Де-Спиллер). Зеркало (С. Жарковский; С. Смирнов). На волне человека (Я. Малиновский). Потолкуем малость (Р. Шекли). Поделись со мной... (К. Булычев). Друг (С. Лем; А. Ринонаполи; А. Якубовский). Имя (Г. Гор). Профессия (А. Азимов). Мечта (М. Водопьянов; С. Гансовский; Ю. Котляр).

Когда задают вопросы... (А. Днепров). Человек - это... (Б. Штерн). Экзамен (Ю. Брайдер, Н. Чадович; А. Валентинов; И. Варшавский; С. Другаль; А. Славянский; Г. Слезар; В. Худяков; Ю. Ячейкин). А как же еще? (Г. Каттнер). Правда (С. Лем). Молчание (В. Колупаев). Твое право (А. Силецкий). Но если... (С. Гансовский). Контакт откладывается (Ю. Никитин). Просто смешно! (Ф. Браун).

Непредвиденное испытание (В. Сапарин). Улыбка (Р. Брэдбери; В. Колупаев; К. Симонян). Мастера (У. Ле Гуин). Что значит имя? (А. Азимов). "Мое имя вам известно" (В. Морочко). Николас (А. Минготе). Мечты - личное дело каждого (А. Азимов). Работа по призванию (Б. Руденко). Мыслитель (Э. Рассел). Конструктор (К. Фиалковский).

Прошу тебя, припомни... (Л. Жукова). Звездный час (А. Костин). Доказательство (К. Булычев; Д. Карасев). Вдохновение (В. Иванов; В. Колупаев). Давным-давно (А. Кириченко; А. Михаловский; А. Шаларь). Однажды вечером (Ю. Никитин; И. Чебаненко). Размышляя над книгой (Ю. Кузнецов). Имеющиеся данные об эффекте Уорпа (Л. Миллер). К вопросу о... (Э. Махмудов). Счастье (Л. Лагин; В. Рыбин; А. Якубовский).

Еще одна... (С. Лем) Пустая книга (Д. Биленкин). Такая работа... (А. Силецкий; Л. Спрэг де Камп). Дознание (С. Лем). Зачем жил человек? (В. Колупаев). "Людвиг" (А. Днепров). Ученик чародея (А. Грин). Лнага (В. Колин). Светлая личность (И. Ильф, Е. Петров). Скромный гений (В. Шефнер).

Все так сложно (В. Рыбаков). Молодость (А. Азимов). Неудачный дебют (Р. Подольный). Круг недоверия (Г. Гаррисон). В безвыходном положении (Д. Смит). Он решил вернуться (Э. Голигорски). Туда и обратно (Я. Зайдель). Прыгнуть выше себя... (И. Росоховатский). Не вижу зла (Д. Пирс). Крайнее средство (В. Михановский).

Необходимое условие (А. Азимов; А. Силецкий). Надежда (Г. Безгубенко; М. Грешнов; С. Хоси). Альфа гениальности (Ш. Алимбаев). Чудесная машина (Р. Романов). Последнее изобретение (Б. Рябикин) Побег (И. Варшавский; С. Гансовский; X. Гарсиа Мартинес). Сквозь время (В. Журавлева). Нежданно-негаданно (Д. Эзертон). Катастрофа (А. Бердник; В. Головачев; А. Дерех; А. Зиборов; Б. Никольский; Я. Окунев; Э. Скобелев; Ю. Сушков; Н. Тасин; Е. Филенко). Чрезвычайное происшествие (В. Капианидзе; К. Михал; А. и Б. Стругацкие).

Проверка возможностей (А. Валентинов). На грани возможного (В. Охотников). Отряд исследователей (М. Лейнстер). Их было четверо (П. Гордашевский). На двенадцатый день (М. Лейнстер). Взрыв всегда возможен (Р. Хайнлайн). Цель и средства (В. Михановский; Р. Подольный). Главное - порядок (Я. Зайдель). Всеобщая безопасность (М. и Л. Немченко). Третий параграф (Р. Савва).

Вот и поговори с ними (Д. Шарки). Охо-хо (Н. Катерли). Десять лет спустя (Б. Лапин). Загадочная находка (В. Обручев). Генератор нуль-времени (М. Грешнов). Редкие рукописи (А. Шаров). Забытый вариант (А. Балабуха). Предваренная формула (Э. Михеев, А. Пирожков). "ПМ-150" (С. Гансовский). Х = (И. Росоховатский).

"РП-1" (С. Колдунов). "КВ-1" (В. Левашов). Недоумение (Г. Гуревич). Одна буква (В. Михановский). Знак равенства (А. Мирер). Совпадение (А. Горбовский). Случайная последовательность (М. Пухов). Удача (В. Михановский; Л. Панасенко; А. Чуманов). Формула невозможного (Е. Войскунский, И. Лукодьянов). Не может быть (М. Кривич, О. Ольгин).

Формула Лимфатера (С. Лем). Ошибка (Д. Биленкин; Ю. Глазков; Е. Гуляковский; А. Дмитрук; Н. Елин, В. Кашаев; С. Житомирский; С. Марлоу; В. Михановский; Г. Мокрушин; Г. Панизовская; Л. Эджубов). Если это случится... (А. Колпаков). Небывалый расцвет интеллекта (К. Энвил). Люди как боги (С. Снегов; Г. Уэллс). Ничего невозможного (В. Красногоров). Все что угодно (Н. Катерли). Каждое желание (А. Куприн). Что было потом (Ю. Смолич). Открытие (Р. Бахтамов; М. Грешнов; Л. Измайлов; А. Сучков).

Слишком просто (Ю. Никитин). Предварительные изыскания (И. Варшавский). Поиски наугад (Д, Уиндэм). Частные предположения (А. и Б. Стругацкие), Глубокий поиск (А. и Б. Стругацкие). Испытание истиной (В. Савченко). Испытание (П. Амнуэль; Г. Анфилов; А. Белломи; Н. Кузьмин; С. Лем; М. Мамонова; В. Михановский; Н. Петере; В. Сапарин; Н. Седлецкий; Т. Томас; А. Шалин). Один (А. Колпаков). Опыт (В. Кайдош). Поражение (Ф. Браун; А. и Б. Стругацкие).

Тринадцатый опыт (В. Демин). Нулевое решение (К. Фиалковский). Штурмовая неделя (В. Ревич). Тупик (В. Комаров; В. Савченко). Выход из положения (А. Азимов). Конференция (И. Варшавский). Произошла ошибка (Н. Нильсен). Ошибка в расчетах (И. Русанов). Техническая ошибка (А. Кларк). Не разобрались (Г. Тарнаруцкий).

Попытка (Т. Шерред). Принять решение (Б. Островский). Спор (Д. Джаякантхан; В. Сапарин; Р. Яров). Игра в "ничего не выйдет" (Г. Гуревич). Кто во что горазд (Б. Куросака). Дорогостоящий опыт (М. Грешнов). Эксперимент с неуправляемыми последствиями (А. Горбовский). Истина не рождается в споре (И. Росоховатский). Ответное слово (А.-Х. Мархабаев). Отступление (В. Щербаков).

Где же справедливость, коллеги?! (Ю. Никитин). Эти тонкие грани риска (Ю. Тупицын). Ничто (А. Силецкий). Перед дальней дорогой (Ю. Тупицын). Которая ждет (М. Михеев). Мое человечество (В. Караханов). Поиск надо продолжать (А. Мееров). Новое направление (А. Днепров). Первый шаг (Б. Лапин; В. Пухтеев). Что-то неладно... (В. Положий).

Глухая стена (К. Энвил). Возвращение (В. Абанькин; Ч. Ван де Вет; И. Варшавский; М. Гарсиа-Виньо; X. Голд; А. Дончев; С. Касымкулова; М. Ларин; М. Мамонова; В. Сапарин; К. Симонян; А. и Б. Стругацкие; А. Сульдин; А. Томилин; В. Фирсов; М. Шаламов). Кое-что иначе (Д. Биленкин). И снова в путь... (Лестер дель Рей). Будничная работа (Э. Рассел). Остановка (Р. Крон). А вдруг... (М. Грешнов; Ю. Федин). По закону "невероятности" (Ю. Бочков). Время сгорает без остатка (В. Михановский). Неумолимое уравнение (Т. Годвин).

Эксперимент (В. Бааль; Ф. Браун; Е. Валлих; Е. Грушко; Р. Казакова; В. Комаров; М. Кривич, О. Ольгин; А. Морсков; Е. Польская; Б. Сулимов). Поправка на икс (В. Журавлева). Следующий... (Г. Николаев). Полная переделка (3. Юрьев). Эксперимент 768 (В. Журавлева). Три цифры (К. Соколов). Вдоль оси "эф" (А. Днепров). На кругах времен (Ю. Греков). Точки для прямой (М. Пухов). Недостающее звено (Н. Плавильщиков; Б. Штерн).

Делается открытие (Г. Гуревич). Сенсация (В. Ревич). Непреднамеренная победа (А. Азимов). В том-то и дело (Э. Офин). Логическое завершение (М. и Л. Немченко). Сегодня вечером (В. Щербаков). Дополнительный экзамен (Ю. Никитин). Если... (Г. Гаррисон). Машины не ошибаются (Г. Диксон). Завтра (Н. Асеев).

Последний эксперимент (Ю. Иванова). Пора - не пора (М. Кривич, О. Ольгин). Один процент риска (Ю. Шпаков). Опасный шаг (Вит. Савченко). Что если... (А. Азимов). Ошибка невозможна... (Д. Биленкин). Слишком удачная конструкция (Ю. Никитин). И техника перебарщивает (А. Донев). Катастрофы не будет, если... (Н. Томан). Человек, который ищет (И. Вылчев).

Во имя разума (Л. Эджубов). Прости меня... (Ю. Дружков). Надо идти (И. Акимов). До скорого! (Г. Каттнер). Крылья (Г. Анфилов; С. Дяченко; А. Луначарский; Б. Матюнин). Новой, улучшенной конструкции (А. Шалин). Прыжок в высоту (М. Ибрагимбеков). Выше туч, выше гор, выше неба... (П. Амнуэль). Лети, Икар! (М. Герчик). Счастливого пути (А. Морозов).

Зеленое утро (Р. Брэдбери). Кресло забвения (Э. Рассел). Человек, сидящий в кресле (Ю. Кузнецов). Я и не я (Г. Анфилов). Любопытное и приятное путешествие (М. Твен). Который час? (В. Панова). Странная история (Д. Уиндэм). Полсекунды (Ф. Белков). Только один час (В. Фирсов). На перекрестках времени (Е. Войскунский, И. Лукодьянов).

Необычайное путешествие (М. Ефетов; В. Кузнецова). Теперь когда я проснулся... (В. Брюсов). Люди, где вы?.. (Р. Серлинг). Иван Иванович (Л. Теплов). Впустите репортеров (А. Силецкий). Я иду! (Л. Козинец). Здравствуйте, братья! (Ю. Шпаков). Открытие секунды (Г. Гуревич). ЭРЭМ (Г. Анфилов). Индекс Е-81 (И. Варшавский). "Могу рассказать вам..." (В. Щербаков). Как это было на самом деле (А. Шагинян).

Хотя сопоставление с прошлыми опытами такого рода позволяет найти в рассказе О. Князевой не менее 40 повторов, мы, однако ж, и в этот раз перечислили авторов к каждому названию. В будущем же намерены учитывать и указывать в ответах лишь новых - по сравнению с нынешней расшифровкой - авторов. Это тем более неизбежно, что слишком уж популярны у фантастов иные из названий.

Как и в варианте "А", в этом варианте мы решили тоже частично перераспределить свой дополнительный балл. Во-первых, взять из него по 0,1 очка на сверхлимитные два названия. Во-вторых, по 0,1 добавить тем очень, увы, немногим, кто верно назвал автора рассказа "Прыжок в высоту", и тем сверхвнимательным, кто заметил и исправил кочующую по библиографиям ошибку в названии повести В. Кузнецовой "Необычайное путешествие". А пол-очка использовать по назначению: за указание на роман Ю. Смолича "Что было потом" как то самое - оговоренное нами - исключение. Ибо этот роман, в составе трилогии "Прекрасные катастрофы" неоднократно переиздававшийся на украинском языке (в том числе и после войны), на русский язык не переведен, к сожалению, до сих пор.

Из упреков в адрес рассказа безоговорочно принимаем следующие.

Поскольку речь идет о конкретных произведениях, неправомерно употреблены названия сборников ("Как бы это было" В. Язвицкого, "На грани возможного" В. Охотникова). Недопустимы искажения названий - как это произошло с произведениями И. Забелина ("Устремленные к небу"), Н. Железникова ("В прозрачном доме"). По этой же причине автором к названию "Ученик чародея" не поставлен у нас Д. Биленкин: подразумевался-то именно он (потому за читателями, его указавшими, сохраняются их трудовые 0,1 балла), однако точное название его рассказа - "Ученик чародеев". Читателям, внесшим в свой ответ это уточнение, плюсуется та последняя десятая доля дополнительного балла, которая - вопреки возможным опасениям - отнюдь не была нами забыта.

По-видимому, не оправдывает себя использование названий усеченных ("В 2889 году" Ж. Верна, "Иной свет" Сирано де Бержерака) и "вторых" ("Ничто" А. Силецкого).

И, наконец, просим не предлагать нам больше сочинений столь громоздких: поставим для них пределом 100-150 названий.

Основной же урок, который, надеемся, вместе с нами извлекут из тура 1-Б и наши читатели, сформулируем так: не доверяйте безоглядно библиографическим спискам, ошибки порой случаются даже в оглавлениях книг! Проверяйте и перепроверяйте сведения, почерпнутые не из первоисточника, - лишь тогда вы не ошибетесь, не попадете впросак, настаивая на своем - именно своем, не заемно-чужом - знании.

    ВТОРОЙ ТУР

    - Возлагаю большие надежды на результаты ваших усилий, - не без угрозы в голосе закончил он.

      Ю. Моисеев. Ангел-эхо

Но чем можем мы "угрожать" участникам викторины? Новым тайм-аутом? Да ведь прежний только что закончился. Аннигиляцией набранных в первом туре очков? Но - "где же справедливость, коллегия, разве не так? А другим чем? А нечем!

Поэтому, что ли, и получилось, что ко второму туру викторины количество ее участников сократилось более чем вдвое? Если помните, в первом туре отвечали: на вариант "А" - 116, на вариант "Б" - 318 человек. Свои ответы на второй тур нам прислали лишь 193 читателя - среди них, к сожалению, не досчитались мы и многих явных, казалось, кандидатов в победители...

Впрочем, от комментариев пока воздержимся. Прикинем лучше: что нам делать со вторым туром?

Вопросы в нем предполагали реферативное раскрытие темы. В итоге у нас собралось, к примеру, одних только рефератов о нарушителях причинно-следственных связей ни много ни мало - 66! Компьютера, способного не только прочитать или просто просмотреть, но и свести их в добротное целое, под рукою у нас - вот как-то уж так... - не оказалось, быстродействие же рядового человеческого мозга ограничено, как вы знаете, весьма скромными рамками. Оттого - подсократив едва ли не вдвое и отредактировав, привлечем-ка мы оснащенный уже и эпиграфом реферат № 67 (или, напротив, № 01), которым еще в апреле 1986 года снабдил свой вопрос его автор - свердловчанин А. Суторихин. В конце концов, отчего бы и не проверить сообща: насколько ответ был достоин вопроса?

Итак, слово - А. Суторихину.

    1-А. "ОПАСНОСТЬ! ПОЛЕ НЕГАТИВНОЙ ПРИЧИННОСТИ!" В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ЗВУЧИТ ЭТО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ? ЧЕМ ОПАСНО ЭТО ПОЛЕ И ЕГО НОСИТЕЛИ? НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ ЛИ ВАМ В НФ ДРУГИЕ ОБЛАДАТЕЛИ СТОЛЬ ЖЕ НЕОБЫЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - ИСТОЧНИКИ "ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ" ИЛИ, НАПРОТИВ, "ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ" ПРИЧИННОСТИ?

    Есть люди, двигающиеся в черном кольце губительных совпадений. Присутствие их тоскливо; их речи звучат предчувствиями; их близость навлекает несчастья.

      А. Грин. Корабли в Лиссе

Эти строки А. Грина, наиболее ярко определяющие сущность явления, названного впоследствии "полем негативной причинности", остались, по существу, лишь заявкой писателя на необычную даже для фантастики тему. Героем рассказа стал обладатель свойств прямо противоположных - лоцман Битт-Бой, "приносящий счастье". Способность Битт-Боя отводить беду, нейтрализовать опасность никак не объясняется писателем да и не нуждается в объяснениях - это "вызов умам логическим и скупым", одна из тайн бытия.

Но на страницах фантастики встречаются и "люди, двигающиеся в черном кольце губительных совпадений". Таков Кирилл Славич - герой рассказа Б. Руденко "Условие стабильности", опубликованного в журнале "Знание - сила" (1984, № 11). Он прямо-таки притягивает всевозможные несчастья к людям, оказавшимся в зоне действия его Поля негативной причинности.

У Славича есть и предшественники. Сразу же вспоминается Рафаэль - герой "Шагреневой кожи" Бальзака, обладатель талисмана, исполняющего желания. Вспомните сцену дуэли: "Рафаэль, выстрелив наудачу, попал противнику в сердце... и быстро вытащил шагреневую кожу, чтобы проверить, сколько стоила ему жизнь человека".

Вспоминаются и другие персонажи, наделенные способностью материализовать свои желания ("Человек, который мог творить чудеса" Г. Уэллса, "Дворец на троих" В. Шефнера). При почти безграничных возможностях они, однако, не спешат облагодетельствовать человечество, необдуманное же вмешательство их в естественный порядок вещей порой вызывает непредсказуемые последствия, явно негативные для окружающих.

Нередко в роли волшебников выступают космические пришельцы. Характерной особенностью их "благодеяний" следует считать то, что "к исполнению принимаются" только пожелания сугубо личного характера ("Миша Перышкин и Антимир" С. Гансовского, "Лачуга должника" В. Шефнера и его же "Курфюрст Курляндии"). А у Стругацких некая сверхцивилизация оставляет на Земле Золотой Шар, являющийся мощным источником "поля причинности", как правило - со знаком минус, ибо исполняет он чаще всего отнюдь не те желания, что высказываются вслух, а те, что рождены в глубинах подсознания. Пожалуй, именно в этой повести - "Пикник на обочине" - и описаны впервые нарушения закона причинности: люди, оказавшиеся в Зоне, необъяснимым образом становятся впоследствии невольным источником катастроф, несчастных случаев - точно так же, как и герой рассказа Б. Руденко.

Но в современной фантастике мы все чаще встречаем ученых, которые, не будучи волшебниками, берутся нейтрализовать действие "отрицательной причинности", опираясь на открытые ими свойства пространства и времени. Бросая вызов разрушительной силе слепого случая, с помощью "обратной памяти" отправляются в прошлое "встречники" в одноименной повести В. Савченко. Останавливает селевой поток ученый, открывший закон сохранения времени ("Закон сохранения" Р. Подольного)... И тогда вступает в действие почти неизбежный "закон отдачи". Изменение реальности оказывает обратное действие на изменяющего, ибо в центре любого Поля, по Р. Подольному, обязательно должен находиться человек. За чужое благополучие приходится дорого платить. Неизлечимо болен "барабанщик удачи" Битт-Бой. Многим приходится жертвовать и "встречникам" В. Савченко, и герою Р. Подольного...

Любопытно, что "закон отдачи" действителен и для случаев "отрицательной прочности". У Б. Руденко читаем: "Поле отрицательной причинности непременно должно иметь компенсирующий фактор..." - и Славич абсолютно неуязвим, словно заговорен от любой опасности. Впрочем, такое "везенье" не радует Славича - скорее наоборот. Он обрекает себя на одиночество, бежит от людей на необитаемую планету...

В целом носители "отрицательной причинности" в советской фантастике встречаются редко - гораздо реже, чем их "положительные" антиподы, и среди них, по существу, нет таких, кто сознательно применял бы свой гибельный дар во зло окружающим. (В порядке уточнения отметим, что Поле Славича существовало вопреки его воле).

Ну, а герой повести В. Пирожникова "На пажитях небесных" - способный программист по кличке "Пахарь"? Но и его общение со сверхкомпьютером - это, в сущности, опыты на себе. Электронный мозг "создает" непризнанному гению всемирную научную известность, "организует" счастливую встречу с любимой женщиной. Что это, цепь совпадений или почти сверхъестественная власть над самой Судьбой? Непредсказуемость результатов открывшегося всемогущества супермозга толкает программиста на последний эксперимент: он задает компьютеру свою смерть... И "МИНИКС" методично выполняет программу: везде, где бы ни появился теперь "Пахарь", ему сопутствуют аварии и катастрофы, грозящие ему гибелью...

Так возможность направленного управления причинностью, бывшая еще недавно даже в фантастике темой заведомо ненаучной, чем-то вполне умозрительным, даже мистическим, вдруг приобретает на наших глазах черты пугающей реальности.

Вспоминаются газетные сообщения о "компьютерных браках", "компьютерных кражах" (где-то на Западе); а "компьютерный шпионаж" ("Шпион против компьютера" Г. Прашкевича, например) - это уже фантастика "на грани возможного".

Ученые-сейсмологи уже сейчас могут с помощью ЭВМ определить эпицентр будущего землетрясения, а в фантастике ("Незначительный просчет" Б. Бовы) компьютер предсказывает, с точностью до минуты, и время начала катаклизма. Знать будущее - не здесь ли ключ к власти над разрушительной силой случайности? Но...

Вопреки "первому закону" А. Азимова, в современные реальные и фантастические компьютеры уже закладываются программы уничтожения человека... Не будем забывать, что постоянно усложняющиеся компьютерные системы держат сейчас под ядерным прицелом все человечество, и ошибка, случайная неисправность одного из них, информация, ложно понятая компьютером ли, человеком ли у его пульта, - может стать толчком к ядерной катастрофе. Это, в сущности, "поле негативной причинности" искусственного происхождения, распространившееся уже на всю нашу планету. Подобная ситуация описана, к примеру, в рассказе П. Амнуэля "20 миллиардов лет спустя". Но сама угроза уже перестала быть фантастикой.

И виновны в этом, конечно, не компьютеры.

    1-Б. С СИТУАЦИЯМИ. КОГДА СЕЮТ ДОБРО, А ПРОРАСТАЕТ ЗЛО, МЫ ХОРОШО ЗНАКОМЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ О КОНТАКТЕ МЕЖДУ ВЫСОКОРАЗВИТОЙ И СЛАБОРАЗВИТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ. ИЗВЕСТНЫ ЛИ ВАМ СИТУАЦИИ ОБРАТНОГО ТИПА - КОГДА СЕЮТ ЗЛО, А ПРОРАСТАЕТ ДОБРО? КОГДА, НАПРИМЕР, СТРЕМЯСЬ УБИТЬ, ИЗЛЕЧИВАЮТ ОТ РАКА?

    Крошка-сын к отцу пришел. И спросила кроха...

      В. Маяковский

Не из этого ли - вроде бы элементарного и тем не менее всеобъемлющего, сызмальства и всю жизнь мучающего каждого из нас - "детского" вопроса: "Что такое - хорошо, что такое - плохо?" - проистекает и наше сугубо взрослое, глубинно-философское (серьезней некуда); "Что есть добро и что есть зло?"

106 рефератов на эту тему, пусть и в разной степени солидных, заслуживают, несомненно, серьезнейшего же прочтения, изучения, сопоставления: какому из них отдать предпочтение? Отодвинем во времени решение этой проблемы...

Конкретная же ситуация, приведенная в вопросе, взята из рассказа Ф. Сэйберхагена "О мире и о любви" (журнал "Химия и жизнь", 1981, № 1).

    2. В РАЗВИТИЕ ЛЮБОГО (ВЫБИРАЙТЕ САМИ!) ИЗ ВОПРОСОВ ТУРА 1-А СФОРМУЛИРУЙТЕ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ВОПРОС ПОИСКОВОГО ПЛАНА - И ПОПЫТАЙТЕСЬ ОТВЕТИТЬ НА НЕГО.

    - Все равно что отбирать у ребятишек сласти, - буркнул он. - Просто совестно".

      А. Бестер. Ночная ваза с цветочным бордюром

Крайне совестно и нам: словно скопидомы какие, прячем в необъятном своем пресловутом портфеле истинно жемчужные россыпи информации и размышлений".

Что же делать, - и прячем! И предвидим самые злоехидные упреки! И - если искренне - даже не очень и надеемся объять необъятное позднейшим реферированием близких по темам читательских сочинений...

    ТРЕТИЙ ТУР

    Себастьян Сюш изнывал от скуки...

      Ж. Ферре. Скучная жизнь Себастьяна Сюша

А изнывал он от нее, по словам ростовчан И. Павловского и В. Рыбкина, отвечая на нынешнюю нашу викторину. Мало вопросов, в первом туре - одна конкретика и сухота: не ин-те-рес-но...

Из писем знаем: мнение Себастьяна Сюша и ростовчан разделяют многие, особенно - среди старожилов викторины.

Конкретика и, как следствие, скука. Но... Отчего же все-таки в нескучном (это не оспаривается) втором туре столь резко сократилось количество участников викторины? Более чем вдвое!.. Не оттого ли, что нужна и конкретика, что тех, кто "сократился", привлекает прежде всего именно она - эта самая конкретика?

О наслаждении, полученном, к примеру, в процессе разгадывания рассказа из названий, пишут тоже многие. И о пользе от "бессмысленного корпения" над библиографиями (разнообразной, подчас сугубо прагматической, такой хотя бы: "А этот поиск и мне выгоден, за много лет сотворю хоть какую-нибудь библиографию для личной библиотеки...") - тоже пишут. Ведь это для нашей милой, любящей поворчать "старой гвардии" давно позади, в полузабытом прошлом остался "просто-таки охотничий азарт" в поисках информации сухой и скучной, беспредельная жажда ее, восторженнее любование бесценными новыми ее крупицами...

Читатель всегда прав! Диалектически совместить правоту крайностей - не только наша, одной лишь редакции, но общая наша с вами, друзья-читатели, задача и потребность. Необходимая насущно, хотя и недостижимая, по-видимому, как любой идеал... И мы по-прежнему с нетерпением ждем ваших откликов, оценок, замечаний, особенно же - конструктивных предложений, конкретных и выполнимых.

Напоследок - крайне беспокоящий нас вопрос.

Вот - поступают к нам десятки и уже сотни рефератов, исполненных по заданиям викторины. Плоды многих усилий, поисков, труда и времени. А мы в лучшем случае выбираем один-разъединственный и никогда-никогда-никогда (давайте смотреть на вещи здраво) не сможем напечатать второй, а тем более - третий. Не жестко ли это по отношению к вам, оправдывается ли благородной изначально-то целью: подтолкнуть участника викторины от неизбежного на первых порах накопления, набора информации - к творческому ее осмыслению? Сверхзадача викторин - в нашем представлении - именно такова, что бы там ни говорили их противники. Но - благими намерениями вымощена и дорога в ад...

Мы не задавали этого вопроса вам, читатели, пока обстоятельные рефераты в викторинах были скорее исключением, чем правилом. Задаем сейчас. На распутье.

Рисунок большого размера

Карту города Великий Гусляр нарисовал Станислав Ашмарин (Свердловск). Остальные рисунки, помещенные в обзоре, взяты нами из материалов, поступивших в наш. Заочный КЛФ. Автор первой изошутки - Андрей Конюхов (Нефтекамск Башкирской АССР), трех остальных - Василий Карпов (Новосибирск).

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Главному редактору журнала "Уральский следопыт"

Уважаемый товарищ редактор!

В первом номере за 1987 год Вы опубликовали "герб" города Великий Гусляр, старожилом которого я имею честь являться.

К сожалению, автор рисунка проявил вопиющую историческую безответственность, полагая, что не найдется ни одного патриота моего города, который даст ему по рукам.

В действительности герб Великого Гусляра известен уже с XIV века. Изображал он конного охотника, пронзающего копьем медведя. Этот же всадник изображался и на печатях Великого Гусляра, находки которых археологами на Аляске и в Калифорнии, вызвали. недавно сенсацию в научных кругах.

При составлении гербовника городов российских во 2-й половине XVIII века -под надуманным предлогом, что герб этот схож с гербом Москвы, изображавшим Георгия Победоносца, пронзающего копьем дракона. Великому Гусляру был навязан новый герб. Только постоянной завистью москвичей к традициям и древностям Гусляра можно объяснить эту историческую несправедливость.

Гуслярский герб образца 1767 года делился на 3 части. Сверху слева был изображен герб города Вологды, справа - Архангельска. Объяснялось это тем. что эти два губернских центра бесплодно спорили, кому подчинен Великий Гусляр, т. к. он затерялся в лесах как раз на границе этих двух губерний. В нижней половине щита на голубом фоне находилась ладья, с дружиной землепроходцев в ней. На носу в ней сидел гусляр, исполняющий походную песню.

Должен Вам сообщить, что в прошлом году в городе Великий Гусляр в обстановке гласности был проведен конкурс на новый городской герб. Победил в нем журналист нашей городской газеты М. Стендаль. Недавно герб утвержден на сессии горсовета. Герб представляет собой щит, в центре которого в натуральных цветах изображена летающая тарелочка на фоне шестерни. Сверху - сплетенные в рукопожатии, белые и зеленые руки. Летающая тарелочка и руки символизируют космическую дружбу, вклад в которую внес город Великий Гусляр. Шестеренка воспевает промышленное будущее города.

    С уважением Н. ЛОЖКИН, пенсионер городского значения. Великий Гусляр.

Постскриптум. В будущем, публикуя материалы о нашем городе, прошу консультироваться у меня лично. Надеюсь, что в обстановке демократии, и гласности Вы решитесь на опубликование моего резкого, но справедливого письма.

ИТОГИ ВИКТОРИНЫ-87

Как уже говорилось в обзоре, мы вынуждены внести поправку в условия викторины, напечатанные в январском номере, и разделить призеров на две категории.

Победителями в группе "А" (среди тех, кто разрабатывал соответствующий вариант первого тура) стали читатели, набравшие в викторине в целом свыше 30 баллов - А. Фисенко (Липецк, 40,5 очка), Ю. Флейшман (Ленинград, 37,0), К. Максимов (Киров, 35,5), В. Дюдиков (Ленинград, 34,5), А. Лушпа (Томск, 34,0), С. Кондратьев (Северодвинск, 32,5), а также школьники, набравшие более 15 очков: Вячеслав Пузанов (Тольятти, 9 кл., 24,0), Антон Лапудев (Железнодорожный Московской обл., 10 кл., 23,0), Николай Голиков (Дебальцево Донецкой обл., 10 кл., 22,0), Юлия Садчикова (Саратов, 10 кл., 19,0), Вадим Цыпляев (Тольятти, 10 кл., 16,0).

Победителями в группе "Б" (среди разгадывавших в первом туре рассказ из названий) стали те, кто набрал свыше 40 очков - Ю. Зубакин (Коркино Челябинской обл., 47,8), В. Молчанов (Пермь, 47,7), А. Никифоров (Павлодар, 47,3), С. Носов (Петропавловск КазССР, 47,3), В. Борисов (Абакан, 47,0), В. Гуревич (Комсомольск-на-Амуре, 46,3), А. Дороднов (Ульяновск, 46,0), И. Токарев (Челябинск, 45,7), В. Окулов (Иванове, 45,6 - единственный из призеров, кто в туре 1-Б собрал все добавки), В. Лаушкин (Абакан, 45,5), М. Шор (Тирасполь, 45,5), Ю. Ковалев (Тбилиси, 41,9), С. Никитин (Саяногорск, 41,8), А. Салмин (Красноярск, 41,2), Б. Толстиков (Иркутск, 41,1), Д. Давиденко (Кишинев), 40,6), а также школьники, набравшие свыше 20 баллов: Антон Первушин (Мурманск, 10 кл., 34,9), Сергей Некрасов (Каменск-Уральский, 10 кл., 33,1), Сергей Ушаков (Мурманск, 9 кл., 30,5), Татьяна Симонова (Тамбов, 10 кл., 28,7), Сергей Вольный (Абай Карагандинской обл., 10 кл., 25,0), Антонина Иванченко (Караганда, 8 кл., 24,9), Рихард Ерумс (Рига, 8 кл., 24;7), Геннадий Михайлов (Чебоксары, 9 кл., 21,9), В. Козловский (Казань, 9 кл., 21,0), Татьяна Ковбусь (Чернигов, 10 кл., 20,4).

Среди наших поредевших коллективов призерами стали М. Якубовский и А. Тетельман (Ростов-на-Дону, по группе "А" - 45,0 и по "Б" - 47,7), С. Иванов и В. Черник (Горловка, "А" - 43,0 и "Б" - 46,8).

Названным здесь читателям высылаются книги с автографами советских писателей-фантастов.

Выполняя свое обещание, мы завели на участников викторины специальную картотеку, в которой всем (кроме победителей нынешней и трех предыдущих викторин) проставили набранные ими суммы очков, идущие в зачет нашего специального приза.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001