История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Андреев

3ЕМНЫЕ ЗАБОТЫ ФАНТАСТОВ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Ю. Андреев, 1983

Ленинградская правда (Ленинград).- 1983.- 16 авг.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

ПО ДОБРОЙ, установившейся уже традиции Лениздат время от времени выпускает в свет сборники фантастических произведений ленинградских авторов. Последний из таких сборников под интригующим заглавием "Белый камень Эрдени" (составитель В. Брандис), включающий в себя несколько повестей, роман, рассказы, новеллы, несмотря на массовый тираж (100 тыс. экземпляров), исчез с книжных прилавков даже не в считанные часы, но в считанные минуты - показатель широкого общественного интереса к жанру, которым, к сожалению, почти не занимаются традиционное литературоведение и критика. А между тем имеются веские основания для того, чтобы постараться понять глубокие истоки читательского внимания к современной советской фантастике.

Чтобы подойти к ответу на этот вопрос, попристальней вглядимся в содержание, опубликованных в рецензируемом сборнике произведений. Что же мы обнаружим? Прежде всего то, что события, изображаемые в них, совершаются не где-то за тысячу световых лет от нас, а на нашей земле. Да, конечно, космическая тема активно звучит в произведениях - какая же фантастика может обойтись без инопланетян и межгалактических полетов будущего? Но внимание авторов акцентируется не на ней, а на земных заботах человека. В центре произведений - размышления не столько о научно-технических проблемах и достижениях развивающегося человечества, сколько о нравственных конфликтах и заботах, с которыми человек столкнется тогда, когда технические возможности его станут могущественными и воистину безмерными.

Собственно говоря, мы имеем дело с проекцией современных вопросов морали в будущее, имеем дело с теми важными для всего человечества проблемами, которые, по мнению писателей, представленных в сборнике, выходят на первый план нашей жизни.

В самом деле, разве остросюжетная повесть А. и Б. Стругацких "Жук в муравейнике", которая ставит вопрос о колоссальной ответственности ученых за те научные эксперименты, последствия которых непредсказуемы, не является остроактуальной уже сейчас? Разве выполненный в жанре памфлета рассказ Б. Никольского "Хозяин судьбы" - о некоей фирме "Оракул-ХХ" - не вскрывает механику полного оболванивания человека-зрителя средствами буржуазного, так называемого массового искусства? С. Снегов, в гротескной манере исследующий гибельность для человека я человечества тоталитарной унификации, тоже предупреждает нас в рассказе "Чудотворец из Вшивого тупика" о той опасности, которая движется со стороны фашистских диктатур, не только не смягченных, но усиленных чудовищным развитием техники. Известно, что уже десятки раз американские летчики "теряли" атомные бомбы, и лишь случайность отводила катастрофические последствия подобной преступной небрежности. А. Шалимов в своей повести "Стена" воспроизводит тот жуткий мир человеческой деградации, который возник бы для тех, кто чудом сохранился под обломками после такой "случайности", и разве эта повесть-предостережение не актуальна для нашего накаленного времени?

Проблематика и других фантастических произведений сборника, увеличивая, укрупняя, моделирует то, с чем мы повседневно сталкиваемся в жизни. Рассказ Н. Никитайской "Солнце по утрам" посвящен извечному конфликту, возникающему между стремлением человека познать новое, неожиданное, неизвестное - может быть, и с грозным риском для себя - и стремлением его близких уберечь его от опасности. Рассказ О. Тарутина "Старуха с лорнетом" призывает каждого человека поверить в себя, понять, что в нем сокрыта бездна чудесных возможностей, лишь до поры дремлющих под спудом повседневности.

Повесть Г. Николаева "Белый камень Эрдени", в которой смешиваются времена прошедшие, настоящие и будущие и сочетается стиль реалистический со сказочным, также приобретает особую актуальность своим призывом со вниманием вслушаться в народные предания и легенды: чуткий разум может обнаружить в них столь глубокие наблюдения и познания, которые способны продвинуть вперед современный уровень и науки, и нравственности.

Общая сосредоточенность на актуальных, подчас тревожных моментах нашей духовной жизни ни в коей мере не ведет к стилистическому единообразию произведений, помещенных в сборнике. Например, роман Г. Бальдыша "Я убил смерть" - это сугубо психологическое исследование страстей человеческих, разыгравшихся вокруг выдающегося открытия биолога, вплотную подошедшего к тайне продления жизни. А рассказ В. Шефнера "Записки зубовладельца" сдобрен немалой дозой откровенного юмора. Между этими, так сказать, стилистическими полюсами и расположены все оттенки индивидуальных авторских спектров.

Интерес к художественной фантастике воспитывает в читателе гражданскую широту отношения к событиям, охватывающим весь мир, я к тем внутренним качествам человека, от которых зависит будущность всего человечества. Лениздат делает, таким образом, полезное дело, регулярно выпуская сборники фантастики ленинградских авторов.

Но, думается, мог бы быть строже отбор, а в ряде случаев редактура должна была уплотнить весьма разреженную ткань повествования или, напротив, прояснить слишком уж зашифрованные психологические состояния персонажей. Одним словом, есть что пошлифовать. И вместе с тем отраден сам факт выхода "Белого камня Эрдени", то, что "камень" этот удачно лег в фундамент общесоюзного строительства здания нашей гуманистической художественной фантастики.

    Ю. АНДРЕЕВ,
    доктор филологических наук



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001