История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Борисов

«ПРОБУЖДЕНИЕ»

Скандинавская фантастика 70-х годов

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© В. Борисов, 1980

Молодой дальневосточник (Хабаровск). - 1980. - 18 мая. - 95 (10607). - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

Научная фантастика в Скандинавии в основном представлена так называемыми «романами о будущем», в которых сюжет зачастую утрачивает свою условность и на первый план выходит образ человека, для раскрытия душевных качеств которого используется весь богатый арсенал средств как реалистической, так и фантастической литературы. И это не случайность: наиболее значительные фантастические произведения в скандинавских странах написаны не профессионалами-фантастами. Так например, Карин Бойе (1900–1941), автор антифашистского романа «Каллокаин», известна прежде всего как поэтесса, Пер Вале (род. в 1926 году) приобрел популярность социально-критическими детективными романами. К фантастическим допущениям в своих произведениях обращаются в последнее время и многие другие писатели Скандинавии.

Из профессиональных фантастов наиболее известен датский писатель Нильс Нильсен (род. в 1924 году), написавший более двадцати романов и много рассказов. В одном из своих последних произведений, в романе «Планета автобродяг», он изображает технократическое общество 2045 года, в котором разрешены основные проблемы нынешнего человечества. Побеждены голод и войны, неизмеримо возросла материальная обеспеченность. Не ясно лишь, чем занять людей, всю работу за которых выполняют автоматы. Изолированная каста технократов – «вычислители», живущие отдельно от всего народа, пытаются решить проблему роста населения и преступности, совершенно не понимая ни психологии населения, ни его мироощущения. Повествование оканчивается уничтожением этого потребительского общества, зашедшего в тупик в своем развитии.

К сожалению, почти ко всем «романам о будущем», можно отнести один упрек: их авторы не только боятся научно-технической революции, но и не видят никакого выхода из создавшегося беспросветного, как им кажется, положения. Это хорошие и талантливые писатели, они разоблачают и обличают военно-бюрократический аппарат капиталистических правительств, всей душой стоят за демократию и гуманизм. И в то же время считают антигуманное развитие неизбежным, забывая, что любое развитие – дело рук человека и может быть им изменено.

Безнадежно мрачно выглядит будущее в романе шведского писателя П. К. Ершильда (род. в 1935 году) «Доктор для зверей», где нелепое господство автоматизированной бюрократии страшно в своей обыденности; в романе молодого шведского писателя Бертиля Мортенсона (род. в 1945 году) «Корабль в кембрийском периоде», где Лондоном 2300 года управляют уголовные преступники прошлого, переправленные в город на машине времени; в произведениях ряда других скандинавских писателей 70-х годов.

И потому особенно ярко выглядит на фоне этих безысходных картин интересный дебют 17-летней датчанки Пернилль Теннесен – фантастический роман «Винета – подводный город». Жители этого города, в большинстве – рабочие, лишь смутно помнят свое прошлое. Разбудить в трудящихся классовое самосознание – в этом видит выход из создавшегося положения молодая писательница. Роман заканчивается победой восставших в городе рабочих, но впереди и позади Вннеты лежат другие города. Они еще ждут своего пробуждения. Как ни наивен и символичен этот роман, его недостатки с лихвой возмещаются искренностью и глубиной замысла. Лишь такая направленность фантастики по-настоящему служит делу будущего.

В. БОРИСОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001