История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Борисов

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЛЕМА

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© В. Борисов, 1979

Молодой дальневосточник (Хабаровск). - 1979. - 20 мая. - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2010

Известный польский фантаст в последнее время отошел от традиционной художественной литературы. Философские размышления, попытки представить проблемы, которые будут волновать людей будущего, головоломные экскурсы в бездну футурологических пророчеств... Слегка прикоснемся к одной интересной стороне его творчества – использованию неологизмов в НФ.

Лем никогда не боялся вводить в повествование новые слова, емкие м запоминающиеся (вспомним хотя бы термин «бетризация» из «Возвращения со звезд»). Но в последних его произведениях – «Конгрессе футурологов», «Истории битичной литературы», «Экстелопедии Вестранда» из книги «Мнимое величие» – обилие неологизмов нельзя объяснить лишь стремлением к оригинальности и фантазированию. Цели писателя глубже и серьезнее.

В настоящее время наука о слове и языке проникает в любую область познания. Генетический код и кибернетические теории, связь с внеземными цивилизациями и дебри высшей математики – самые различные научные отрасли тесно связаны с информационными проблемами. В частности, это нашло отражение и в творчестве Станислава Лема.

В небольшой повести «Профессор А. Доньда» С. Лем говорит об информации, как о третьей форме материи и энергии, о взаимодействии и взаимопревращаемости этих форм. В «Конгрессе футурологов» профессор Троттельрейнер занимается разработкой лингвистической прогностики – науки, которая по словам – новообразованиям позволяет прогнозировать развитие науки и общества в будущем.

Вдумчиво анализируя тенденции современных преобразований мира, вы – дающийся писатель-фантаст не просто экстраполирует в грядущее какие-то сегодняшние проблемы, но и дотошно исследует различные варианты как сравнительно близкого, так и невообразимо далекого будущего. И особую роль в этой его деятельности играет слово. Трансформация привычных понятий позволяет С. Лему взглянуть на самые традиционные вопросы по-новому, увидеть самому и высветить миллионам читателей сверкающие грани огромного кристалла человеческих представлений о Вселенной.

Последние произведения Станислава Лема трудно читать. Приходится пробираться сквозь гущи самых невероятных нагромождений как логического, так и семантического характера. В создаваемых словах Лем использует богатый языковый арсенал, от древнегреческих и латинских до современных английских, французских и прочих выражений. Можно поставить это в упрек автору, но можно попробовать его понять. В Леме-писателе одержал верх Лем-ученый. Он стремится донести до читателя свои размышления в том самом виде, в каком они близки ему самому. Зато какое эстетическое удовольствие можно получить, добравшись до сути самых запутанных лемовских суждений о мире и человечестве! Советский читатель высоко оценил сложную работу Лема «Сумма технологии», в ближайшее время в издательстве «Мир» должно появиться его произведение «Голем XIV», в котором фантаст говорит о человеке от имени искусственного интеллекта.

И все-таки хочется верить, что Станислав Лем не раз еще вернется к чисто художественной НФ, порадует самого широкого читателя своим искрометным юмором и точными характеристиками, масштабной панорамой грядущих свершений и ярким показом «современников в галактических одеждах». И лингвистическими экспериментами...

В. БОРИСОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001