История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ЕЩЁ ОДНА МАРСИАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2014

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

24 июля 2000 года для африканского государства Бурунди выпущена серия марок «История космоса»: марочный лист с двенадцатью марками и один блок (Michel № 1848–1859, block № 141). Марочный лист очень красочный и большой, его размеры 176x247 мм. На почтовых миниатюрах и марочном поле, помимо реальных космических аппаратов, изображено несколько проектов. Рисунок одной марки (Michel № 1859) и фрагмент рисунка на поле марочного листа посвящены проекту экспедиции к Марсу.

Бурунди, 2000 год

(Michel № 1848-1859)

20 июля 1989 года президент США Джордж Буш-старший призвал НАСА определить пути освоения космического пространства, включая космическую станцию на околоземной орбите, возвращение на Луну и пилотируемую экспедицию на Марс. НАСА провело исследование того, что для этого требуется, и 20 ноября 1989 года опубликовало «90-дневное изучение проекта исследования людьми Луны и Марса» (сокращённо «90-дневный отчёт»), название которого указывает на время, затраченное на его подготовку. Согласно отчёту, стоимость всех работ составляло около 450 миллиардов долларов, и растягивалось на несколько десятилетий. В 1990 году компания «Martin Marietta» и исследовательский центр Эймса (Зубрин, Бейкер и Гвинн), являющийся отделением правительственного агентства НАСА, предложили проект пилотируемой марсианской экспедиции «Mars Direct», осуществить которую было быстрее, дешевле и лучше, чем это предусматривалось в «90-дневном отчёте».

Предполагалось, что «Mars Direct» будет осуществлён двумя запусками ракеты-носителя «Ares» большой грузоподъёмности. Те же самые ракеты-носители и космический корабль, разработанные для «Mars Direct», могли применяться для создания и снабжения лунной базы, причём оборудование, используемое в марсианской экспедиции, могло быть всесторонне проверено именно на Луне, до экспедиции на Марс.

Вверху показан фрагмент марочного листа Бурунди 2000 года, на нём изображена экспедиция «Mars Direct» – жилой модуль (справа), модуль перелёта к Земле (в центре слева) и вездеход для передвижения по поверхности Красной Планеты (слева).

Рисунок на поле марочного листа выполнен по мотивам иллюстрации к проекту «Mars Direct». Автор рисунка – Роберт Мюррей.

Согласно проекту «Mars Direct», первым к Марсу будет запущен беспилотный модуль перелёта к Земле, это должно было произойти в декабре 1996 года. Одна ракета-носитель «Ares» выведет на прямую траекторию к Марсу беспилотный груз весом 40 тонн. Полезная нагрузка будет состоять из:

– модуля перелёта к Земле. Это беспилотное транспортное средство без топлива в дальнейшем будет использоваться экипажем для взлёта с поверхности Марса и вернётся на Землю;

– автоматизированного блока химической обработки с компрессорами. Для модуля перелёта к Земле он произведёт компоненты ракетного топлива из марсианской атмосферы;

– 100-киловаттного ядерного реактора, установленного на лёгком грузовике, использующим топливо из метана и кислорода. Это устройство химической обработки. После производства ракетного топлива для модуля перелёта к Земле, реактор будет обслуживать базу;

– шести тонн жидкого водорода. Водород необходим для производства метана и воды из марсианской атмосферы, содержащей углекислый газ. Затем при электролизе из воды будут получены кислород и водород. Устройство химической обработки произведёт 24 тонны метана и 48 тонн кислорода, необходимых для ракетного топлива. Дополнительно 36 тонн кислорода будет получено напрямую из углекислого газа, находящегося в марсианской атмосфере. Всего должно быть произведено 107 тонн компонентов топлива – 96 тонн для модуля перелёта к Земле и 11 тонн для транспортных средств, используемых на поверхности планеты;

– небольших научных вездеходов;

– аэродинамического тормоза и посадочной двигательной установи.

В проекте «Mars Direct» нет операций стыковок и монтажа на земной или лунной орбитах, нет невесомости во время сборочных операций. Это существенно снижает стоимость работ и экономит время.

После посадки, автоматизированный блок химической обработки начнёт производить компоненты топлива – метан и кислород.

Второй запуск должен был состояться в 1999 году – предполагалось, что будет запущен «Ares» с командой из 4 человек и 80 тоннами полезной нагрузки, которая состоит из:

– жилого модуля с экипажем из четырех человек и запасов на три года. Во время путешествия к Марсу, для экипажа будет создана искусственная сила тяжести, соответствующая марсианской, за счёт вращения соединённых тросом космического корабля и отработанной третьей ступени ракеты-носителя «Ares». Жилой модуль представляет собой «шайбу» диаметром 8,4 м и высотой 4,9 м, состоящую из двух этажей: нижний этаж с грузом и вездеходом для передвижения по поверхности планеты, и верхний этаж для экипажа. Общая масса составляет 35 тонн;

– находящихся под давлением метана и кислорода, необходимых для перемещения вездехода. Этого должно хватить для 1000-километрового путешествия по поверхности Марса. Если по какой-либо причине экипаж приземлится далеко от модуля перелёта к Земле, до него можно будет добраться на вездеходе;

– аэродинамического тормоза и посадочной двигательной установи. Используются для посадки в месте «примарсения» модуля перелёта к Земле, ориентируясь по маяку.

Вверху показано место базирования марсианской экспедиции: (1) – модуль перелёта к Земле; (2) – жилой модуль; (3) – удалённый ядерный реактор; (4) – оранжерея; (5) – герметичный вездеход с манипуляторами; (6) – солнечные батареи; (7) – открытый вездеход и астронавт, запускающий метеорологический зонд; (8) – роботизированное устройство для удалённых и опасных работ.

Экипаж должен был провести на поверхности Марса 555 дней, что намного больше 30 дней, отведённых для исследования планеты в проектах «быстрых» миссий НАСА. После завершения работ, модуль перелёта к Земле заправляется топливом, произведённым из марсианской атмосферы.

В течение восемнадцати месяцев, проведённых на Марсе, экипаж будет использовать наземные транспортные средства, с помощью которых сможет пройти 22000 км в пределах 500 км от базы.

После полутора лет обширных научных исследований и изучения поверхности, астронавты перейдут в модуль перелёта к Земле и вернутся на Землю.

Бурунди, 2000 год

(Michel № 1859)

На марке Бурунди (Michel № 1859) показан момент отправления с Марса модуля перелёта к Земле. На почтовой миниатюре поясняющий текст: «Корабль возвращения отправляется в шестимесячное путешествие с поверхности Марса к Земле».

Рисунок бурундийской марки выполнен по мотивам иллюстрации американского художника Дона Диксона «Модуль перелёта к Земле программы «Mars Direct» взлетает с Марса».

После себя на Марсе астронавты оставят жилой модуль и оборудование. Если последующие экспедиции будут садиться на той же площадке, что и первая экспедиция, то жилые модули могут быть соединены в одну базу.

Предполагалось, что два запуска будут основными для экспедиции «Mars Direct». Но в 1999 году на трансмарсианскую траекторию будет выведен резервный модуль перелёта к Земле, идентичный модулю, отправленному к Марсу в декабре 1996 года. Если по каким-либо причинам основной модуль перелёта к Земле будет непригоден к эксплуатации, то его заменит резервный. Если же всё пройдёт хорошо, то резервный модуль будет использоваться в качестве модуль перелёта к Земле для следующего экипажа, который будет отправлен к Красной Планете в 2001 году. Таким образом, два модуль перелёта к Земле всегда будут доступны для экипажей, каждые два года отправляемых на Марс.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001