История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Бугров

«В СЕРЕБРИСТОЙ ЛУННОЙ МГЛЕ...»

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© В. Бугров, 1967

Уральский следопыт.- 1967.- 8.- С. 75-77.

Выложено с любезного разрешения Н. Г. Бугровой - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

"...Тишина. Безоблачное небо. Не видно ни растений, ни животных... Пустыня с черным однообразным сводом и с синим солнцем. Ни озера, ни реки и ни капли воды! Ни ветра, который шелестит травой и качает вершинами деревьев...

Мрачная картина! Даже горы обнажены, мы не видим на них легкой вуали - прозрачной синеватой дымки, которую накидывает на земные горы и отдаленные предметы воздух... Строгие, поразительно отчетливые ландшафты. А тени! О, какие темные! И какие резкие переходы от мрака к свету!.."

- Ну, это определенно Луна! - воскликнешь ты, ни минуты не посомневавшись.

И не ошибешься: мы процитировали здесь одно из научно-фантастических произведений, посвященных нашему ближайшему космическому соседу.

Издавна мечтал человек побывать на Луне, увидеть вблизи лицо этой красавицы ночного неба. Но как осуществить мечту?

Разные предлагались способы.

Можно попытаться достичь Луны, устроившись верхом на орле. Можно пуститься в путь, привязавшись к стае диких гусей. Или же прибегнуть к помощи воздушных шаров. Наконец, долететь до Луны в пушечном снаряде...

Роман Жюля Верна о путешествии к естественному спутнику Земли так и называется: "Из пушки на Луну". Если ты читал эту книгу, то помнишь, конечно, что лишь чистая случайность помешала Мишелю Ардану и его друзьям произвести посадку на Луне. Но если подойти к способу, предложенному великим фантастом, с позиций современной науки, окажется, что подобное путешествие вообще не могло состояться. Никакая случайность не спасла бы путешественников от неизбежной гибели в самом начале полета!

Другой знаменитый фантаст - Герберт Уэллс - предложил использовать для путешествия на Луну "кэйворит" - вещество, нейтрализующее силы тяготения. Заманчиво, верно? Отгородился от Земли щитами, изготовленными из "кэйворита", и Луна сама притянет тебя к своей поверхности... Что ж, возможно, наши внуки и найдут способ обуздать притяжение. Но как далеко до этого! Ведь пока не создано еще ни одной сколь-нибудь убедительной теории и природе гравитации...

Что ни говори, а пушечное ядро все-таки реальнее "кэйворита". Потому-то оно и приковывало к себе внимание фантастов. Да и только ли фантастов?

Ведь и Циолковский, наш великий соотечественник, не сразу подошел к мысли о том, чтобы для исследования космических пространств использовать ракету. Нужно было вначале до конца разобраться в возможностях пушечного ядра: ведь скорость-то у него действительно огромная, а в космических путешествиях едва ли не самое необходимое-это именно скорость... И Циолковский разобрался. Он подсчитал, что вес путешественников Жюля Верна в момент выстрела резко, рывком, увеличится в 64 тысячи раз! Возникнут чудовищные, невероятные перегрузки, которые попросту раздавят, расплющат человека, оказавшегося в этом ядре. Ясно, что возлагать надежды на "Колумбиаду" - так называлось гигантское орудие в романе Ж. Верна - не имеет смысла.

Но Циолковский не отказался от заветной своей мечты о посещении иных миров. Вначале в фантастических повестях, а потом - и в строго научных исследованиях он разработал теорию реактивного движения. Многолетние поиски, годы и годы подвижническою труда привели его к этой теории...

И когда 3 февраля 1966 года (совсем-совсем недавно, ты помнишь этот волнующий день?) человечество получило возможность рассмотреть Луну с расстояния двух метров, в этом торжестве идей Циолковского была и определенная заслуга научной фантастики.

Да, но что же дальше?

Астрономы, следившие в мощные телескопы за посадкой автоматической станции "Луна-9", с волнением ждали: поднимется или нет при прилунении облако взбитой тормозными двигателями пыли? Под самым пристальным наблюдением находился буквально каждый бугорок лунной поверхности в том районе Океана Бурь, куда должна была опуститься "Луна-9". Но вот прилунение завершилось, а облако... Облако так и не появилось.

Значит, Луна имеет твердую поверхность? Где же знаменитая лунная пыль? Та самая пыль, которая во многих фантастических произведениях запечатлевает следы пришельцев из иных миров, побывавших будто бы на Луне за много веков до нас, людей Земли? Та пыль, по которой, оставляя за собой подолгу не оседающие молочно-белые облака, идут, например, герои Станислава Лема в его повести "Лунная ночь"?

Да, наука шагнула вперед, и привычные представления фантастов о характере лунной поверхности ныне опровергнуты. После знаменательных телекадров "Луны-9" было бы по меньшей мере неразумным ожидать появления новых фантастических произведении о Луне, в которых по-прежнему фигурировала бы прославленная пыль. Фантаст обязан учитывать все новейшие достижения науки, в противном случае его произведение уже при появлении своем обречено на неуспех.

Но вот вопрос: обречены ли сегодня на подобный неуспех также и все те книги, которые о лунной пыли уже написаны? Ведь научная фантастика - это же, в конце концов, не только гипотезы, изобретения, открытия?!

Что ж, перелистаем одну такую книгу о Луне и о пыли, которая будто бы там обнаружилась (1).

...По Морю Жажды "плывет" лунобус "Селена". Море Жажды - на Луне, и заполнено оно не водой, а пылью. Мелкая, как тальк, суше, чем прокаленные пески Сахары, лунная пыль ведет себя, словно самая текучая жидкость. Урони тяжелый предмет - он тотчас исчезнет: ни следа, ни всплеска.

"Селена" совершает обычную экскурсионную поездку. Всего четыре часа - и путешествие закончится... И никто из двадцати трех человек, находящихся на борту удивительного судна, даже не подозревает о том подвохе, какой приготовила для них коварная лунная пыль.

Миллионы лет в глубинах Моря скапливался газ, сочившийся потихоньку из лунных недр. Он рос и рос, этот пузырь, и настал, наконец, момент, когда он прорвался на поверхность, вызвав в пылевой толще гигантский "водоворот". И лунобус "Селена", затянутый в этот водоворот, оказался погребенным в пылевых пучинах. Лишь пятнадцать метров отделяет потерпевших крушение от поверхности Луны, но сколько лишений и невзгод приходится им пережить! Радиосвязь с поверхностью прервана, для всего мира лунобус бесследно исчез в безбрежном пылевом Море. Попробуй, отыщи иголку в стоге сена...

Но "Селену" все-таки находят. Самые энергичные меры разрабатываются для ее спасения. Однако всякий раз, когда и потерпевшим, и спасателям кажется, что теперь-то уж все в порядке, Море преподносит им новый сюрприз.

День проходит за днем, и каких усилий стоит капитану лунобуса и его отважным товарищам не дать разразиться панике, сохранить на борту "Селены" порядок и спокойствие, уберечь лунобус от коварной "пыли! Не меньшие усилия затрачивают и спасатели. Все население Луны, более того, - все человечество включается в эту борьбу за жизнь заживо погребенных...

Увлекательно написанная повесть известного английского астронома и теперь, когда гипотеза о пылевом покрове Луны опровергнута, читается с захватывающим интересом. Ведь главное в ней - люди. И если ты еще не познакомился с коммодором Ханстеном, капитаном Патом Харрисом, бортпроводницей "Селены" Сью Уилкинз и многими-многими другими героями Артура Кларка, - советуем тебе обязательно это сделать. Повесть А. Кларка "Лунная пыль" доставит тебе немало тревожных и счастливых минут.

Но если это так, значит, вовсе не обязательно предавать забвению те книги, фантастический вымысел которых не оправдался?

Да, вывод напрашивается сам собой: может безнадежно устареть проблема, поднятая фантастом в его книге, но если писателю удалось рельефно, ярко и убедительно показать своих героев, - его произведение наверняка переживет самую долговечную гипотезу.

1. А. Кларк. Лунная пыль. М., издательство "Знание", 1966.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001