История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

АВАРИИ В КОСМОСЕ И «ЗЕМЛЯ 2»

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2013

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

19 августа 1982 года для африканского государства Джибути выпущена марка, посвящённая «UNISPACE» – конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. Конференция проходила в Вене 9–21 августа 1982 года. Но меня заинтересовала не сама марка, а рисунок на поле её люкс-блока. Как оказалось, автор этого рисунка использовал работы другого художника, причём нарисованная им космическая станция необычного вида была местом действия научно-фантастического фильма.

Джибути, 1982 год

(Michel block № 71 A)

Почтовая миниатюра выпущена в марочных листах 5x5. Традиционно для почтовых выпусков Джибути начала 1980-х, эта марка также выпущена в виде люкс-блока с красочным рисунком на поле (Michel block № 71) – 3 тыс. зубцовых люкс-блоков и 1,5 тыс. беззубцовых. В филателистических каталогах «Yvert & Tellier» и «Scott» эти люкс-блоки не каталогизированы, а в «Michel» им присвоен каталожный номер. Помимо этого, известны люкс-блоки с белым полем – они не упоминаются в основных каталогах, но описаны в тематическом каталоге «Lollini».

Джибути, 1982 год

(Michel № 348 A)

Марки отпечатаны в женевской типографии «Editions de l‘Aubetin SA», рисунок почтовой миниатюры выполнил французский гравёр Клод Джумеле. На марке показан урок, учитель стоит перед телевизором и что-то объясняет ученикам; телесигнал передаётся с параболической антенны наземной станции на французско-германский телевизионный спутник «Symphonie», а с него, через наземную станцию, поступает в телеприёмник в класс.

Джибути, 1982 год

(Michel block № 71 B)

Рисунок на поле люкс-блока выполнил французский художник Жан-Луи Пувиллан. На рисунке будущее: в ангаре космической станции два астронавта держат фал, прикреплённый к скафандру третьего астронавта, находящегося в открытом космосе. Под маркой изображён пилотируемый транспортный аппарат, в манипуляторе которого зажат фрагмент солнечной батареи. В правом нижнем углу люкс-блока находится огромная космическая станция странного вида и космический шаттл над ней. Вверху нарисованы два спутника.

При первом взгляде на рисунки Пувиллана поражает разнообразие его фантазии, но при внимательном рассмотрении оказывается, что очень многое он заимствует у других художников. По рисунку на поле люкс-блока не понятно, зачем манипулятор протягивает астронавту фрагмент солнечной батареи, почему этого астронавта держат два человека и почему спутники оказались так близко от ангара.

Все эти несуразности легко объяснить, если обратиться к иллюстрациям, которые Пувиллан взял за основу своего рисунка – работам американского художника Роберта Макколла.

На рисунке Макколла «Авария в космосе» (другое название – «Входящий восстановительный порт») астронавты собираются прикрепить трос к разрушенному искусственному спутнику, а транспортный аппарат приближается к нему, собираясь захватить манипуляторами. После этого спутник будет перемещён в ангар космической станции, находящейся на окололунной орбите.

Пувиллан нарисовал неповреждённые спутники, сместив их вверх, поэтому транспортный аппарат на рисунке люкс-блока движется не на спутники, а мимо них.

Нужно отметить, что у Макколла есть и другие рисунки, на которых изображён такой же транспортный аппарат. Например, на рисунке «Встреча на лунной орбите» показан транспортный аппарат, захвативший груз манипуляторами.

Коморские острова, 1992 год

(Michel block № 375 A)

Этот рисунок Макколла также позаимствован Пувилланом – французский художник использовал его при создании рисунка люкс-блока Коморских островов 1992 года (Michel block № 375).

В верхней центральной части люкс-блока Джибути изображён проект американского военного спутника связи «TDRS» (Tracking and Data Relay Satellite) – Пувиллан перерисовал его с иллюстрацию NASA. Первый из спутников «TDRS» был запущен на следующий год после выпуска джибутийского люкс-блока, 4 апреля 1983 года.

Что же касается искусственного спутника, изображённого в верхнем правом углу люкс-блока, то из-за типической конструкции сложно наверняка сказать, какой именно космический аппарат нарисовал Пувиллан. Вполне возможно, что он изобразил проект европейского спутника связи «ECS» (European Communication Satellite). Первый такой спутник запущен 16 июня 1983 года.

Второй рисунок Макколла, который использовал Пувиллан, называется «Обширное солнечное поле» и показывает ремонт солнечной электростанции, повреждённой метеоритом. Эта орбитальная электростанция отправляет энергию на Землю (подробнее о таких солнечных электростанциях, встречающихся на почтовых марках, я писал в статье «Солнечный мост»). Астронавты в индивидуальных транспортных средствах, оснащённых манипуляторами, доставляют и устанавливают элементы солнечных батарей на участки солнечной электростанции, разрушенные метеоритами. Именно такой элемент зажат в манипуляторе на рисунке джибутийского люкс-блока. Слева на рисунке Макколла изображена огромная космическая станция-город и шаттлы – с небольшими изменениями эта станция и космические корабли перекочевали на рисунок Пувиллана.

Космический город на рисунке Макколла разработал американский инженер Крафт Арнольд Эрике (1917–1984) примерно в 1970 году. Космический город вращается, создавая искусственную силу тяжести внутри помещений. Голубым цветом выделены жилые модули, тёмно-зелёным – сельскохозяйственные и животноводческие, красным – модули с развлекательными заведениями (театрами, ресторанами, казино).

Эта космическая станция в 1971 году появилась в пилотной серии телефильма «Земля 2» (производство кинокомпании «Metro-Goldwyn-Mayer»). Предполагалось, что вслед за пилотной серией будет снят телесериал с одноимённым названием. В фильме станции придаётся большое значение, уже во вступительных титрах говорится: «Концепция орбитальной космической станции, показанной в этом фильме, основана на разработках и исследованиях, проведённых NASA. Мы выражаем им благодарность за помощь в съёмках этого фильма».

В фильме рассказывается о жизни в огромной орбитальной космической станции «Земля 2», которой придан статус независимого государства.

На станции много людей: в фильме показано голосование, в котором приняло участие 1982 человека. Впрочем, при внимательном просмотре, результаты голосования озадачивают.

Также показан интерьер станции: производственные помещения, животноводческая ферма, больница, док, зал ожидания, жилые помещения и многое другое.

Помимо этого, показана схема станции. На ней латинскими буквами обозначены жилые помещения (A, B, C, D), зал ожидания (E), док (F), ось (G), больница (H), промышленные помещения (I), гидропонная и животноводческая ферма (J), лаборатория (K), спортзал (L), театр (M).

Модель станции, использованная в фильме, выполнена очень тщательно.

В фильме много незначительных деталей, которые должны создать иллюзию достоверности происходящего. К примеру, на нашивке астронавта изображена «Земля 2».

Но в фильме и много недостоверного. Например, у женщины, находящейся в невесомости, длинные волосы располагаются так, как если бы на них действовала сила тяжести.

Автор космической станции, Крафт Эрике, указан в титрах, как технический консультант по космосу.

Пилотная серия «Земля 2» была показана по телевидению 28 ноября 1971 года, но продолжения не последовало.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001