История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Т. Приданникова

ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Т. Приданникова, 1991

Голос магнитогорской молодежи (Магнитогорск).- 1991.- 8-14 окт.- С. 4 - 5.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Готический роман (анг. The Gothic novel) – роман «ужасов и тайн», – появился в западно-европейской и американской литературе второй половины 18 и первой половины 19 веков. Отличительными чертами готического романа явились тематика и философия «мирового зла» и изображение сверхестественного, загадочного, мрачного. Сюжеты, как правило сводятся к таинственным преступлениям, герои отмечены печатью рока и демонизма.

Создали готический роман английские писатели Гораций Уолпол, Анне Рэдклиф, Уильям Бекфорд, М. Льюис, Мэтьюрин, во Франции в этом жанре успешно работал Жак Казот. Готический роман оказал влияние на становление европейского романтизма (Байрон, Скотт, Гофман) и американского (Эдгар По).

«Замок Отранто» Горация Уолпола открывает собой длинную серию популярного «готического романа», развитых Вальтером Скоттом в средневековые романы. Он относится к эпохе «предромантизма».

Гораций Уолпол (1717–1797), – сын английского премьер-министра сэра Роберта Уолпола, графа Оксфордского, – окончил аристократический колледж в Итоне, учился в Кембридже, потом работал профессором Кембриджского университета и был выдающимся знатоком средневековой старины, сыграл существенную роль в художественном развитии возрождения «готики». В те времена термин «готический» был синонимом «варварский», т. е. принадлежащий гота, разрушившим античную культуру и классическое искусство. Уолпол даже свой дом перестроил в «готическом стиле». Эти увлечения «готикой» проявились и в его последующих книгах, ярким представителем которых явился роман «Замок Отранто» (1764 г.). Автор рассматривает роман как попытку синтеза двух типов романов – старинного и современного, фантастического и реального. Из рецензии Вальтера Скотта: «...в «Замке Отранто» он стремился соединить рассказ о невероятных событиях» и величавую манеру повествования, свойственную старинным рыцарским романам, с тем тщательным изображением персонажей и борьбе чувств и страстей, которое отличает или должно отличать роман нового времени... Эта фантастическая повесть по справедливости была оценена не только как первая и удачная попытка создать некий новый литературный жанр, но и как одно из образцов произведений нашей развлекательной прозы».

Начало романа стремительно: гигантский шлем с черными перьями похожий на шлем черной мраморной статуи Альфонсо в его усыпальнице падает посреди замкового двора и убивает своей тяжестью Конрада в утро его свадьбы с Изабеллой, Дальше чудеса следуют за чудесами. В одной из комнат замка появляются закованные в железо рука и нога неведомого гигантского рыцаря. Портрет Рикардо сходит со стены, чтобы остановить своего внука, преследующего Изабеллу. Когда потомок и законный наследник Альфонсо приходит в его надгробную часовню для свидания с дочерью Манфреда, из носа каменной статуи падают кровавые капли.

Здесь превалирует идея «рока», справедливого морального возмездия. Главное художественное значение имеет в романе сам средневековой замок. По словам Вальтера Скотта: «Никогда, быть может, феодальная тирания не была олицетворена лучше, чем в образе Манфреда. Он отважен, хитер, коварен, честолюбив, как многие властители тех мрачных варварских времен, но не лишен остатков совести и естественных чувств, что заставляет нас до известной степени сочувствовать ему, когда гордыня его иссякнет, а его род гибнет. Благочестивый монах и кроткая Ипполита удачно противопоставлены себялюбивому и деспотичному князю. Теодор – обычный, юный герой романтической истории, Матильда же полна такой нежной прелести, какой редко отличаются герои подобных сочинений». Разговоры слуг выдержаны в комическом бытовом тоне.

В 18 веке роман неоднократно переиздавали, переводили на все европейские языки, была масса подражаний, например, повесть Клары Рив «Старый английский барон» или романы Анны Рэдклифф «Удольфские тайны» и «Итальянец». В романах последней был существенно развит образ узурпатора Манфреда из «Замка Отранто». Историческая сторона этого романа получила дальнейшее развитие в романах Вальтера Скотта «Айвенго» и др. Техника сюжетной тайны (рождения или преступления) развивалась в романах Диккенса «Холодный Дом», «Тайна Эдвина Друда» и Уилки Коллинза «Женщина в белом», «Лунный камень».

Другим произведением Уолпола была трагедия «Таинственная мать» (1769), написанная также в стиле «готики». Действие в ней перенесено в обстановку условного средневековья. Тайной является кровосмесительная связь героини, графини Нарбонской, которая в день кончины мужа соблазняет собственного сына, переодевшись в платье своей камеристки, его возлюбленной, плодом их встречи является Аделиза, которую мать воспитывает в незнании этой тайны, проводя все свои дни в покаяниях и молитвах. Возвращение сына, также оставшегося в неведении о причине своего изгнания из замка, и его любовь к своей дочери и сестре Аделизе приводит к раскрытию тайны графини и к трагической развязке.

Таким образом превращение рокового возмездия античной трагедии в темную, непреодолимую для человеческой воли таинственную силу характера для готических традиций эпохи романтизма.

Уильям Бекфорд (1760–1844) – зачинатель романтического ориентализма, романтики востока. Его предки жили на Ямайке, потом в Англии, его отец был лордом – мэром Лондона. Уильям состоял в родстве по линии матери со знаменитой Эммой Гамильтон (женой посла Англии в Неаполе и возлюбленной адмирала Нельсона). Он был самым богатым сыном после смерти отца в Англии. Зная множество иностранных языков, юриспруденцию, философию и прочее, объездил всю Европу в молодости. Политический скандал, раздутый его противниками, не дал ему сделать карьеру.

Бекфорд написал множество путевых очерков и заметок во время своих путешествии, сделал много переводов сказок типа «Тысячи и одной ночи». «Ватек», – единственное произведение Бекфорда, пережившее его автора, написан в 1782 году.

Халиф Ватек вслед за своей матерью, колдуньей Каратис, постепенно все более подчиняется власти демонических сил, завлекающих его после длинного ряда кровавых преступлении в «пламенные чертоги» Элбиса, падшего ангела, Люцифера мусульманской мифологии, где он находит заслуженную кару. Жестокие, страшные и отвратительные сцены, участником которых он становится на пути своем к гибели, является воплощением зла, царящего на земле. Гибель Ватека порождена его гордыней, тщеславием, жаждой наслаждения, безграничным своеволием – его демоническим аморализмом. Но по традиции обязательна и мораль. В романе она звучит так: «Такова была и такова должна быть кара за разнузданность страстей и за жестокость деяний; таково будет наказание слепого любопытства тех, кто стремится проникнуть за пределы, положенные создателем познанию человека; таково наказание самонадеянности, которая хочет достигнуть знаний, доступных лишь существам высшего порядка, и достигает лишь безумной гордыни, не замечая, что удел человека – быть смиренным и несведущим».

Влияние Бекфорда сказалось на творчестве Байрона («Чайльд-Гарольд», «Гяур»).

Жак Казот, французский писатель (1719), учился в колледже иезуитов, изучал право. В 1741 году пробует силы в литературе. Много путешествовал, жил на острове Мартиника 12 лет. В 1759 году вернулся во Францию. В последние годы жизни стал членом «Масонского ордена».

Его «Волшебные сказки «Кошачья лапка» (1741) и «Тысяча и одна глупость» (1742) – восточная экзотика и фантастика с налетом эротики. Позже были написаны поэмы «Новая Рамеида», «Ольвье», романы «Импровизированный лорд», «Ракель, или Прекрасная иудейка». Последнее произведение Казота – «Продолжение 1001 ночи».

Повесть «Влюбленный дьявол» – первое по времени романтическое повествование с элементами фантастики того времени: увлечения алхимией, магией и Каббалой, поиски «философского камня». В этих повествованиях мир сильфид, эльфов, «духов стихий». Они присутствуют в душе человека и являются ему воплоти. Мир духов в повести выступает как реально существующий. Все действие «Влюбленного дьявола» строится на борьбе дона Альвара, воспитанного в добрых традициях здравого смысла и дворянского кодекса чести, с иррациональным началом, воплощенным в его соблазнительнице Бьондетте создании, порожденном его собственным случайным капризом и самоуверенным бахвальством во время таинственного приключения в развалинах Портичи.

Эта повесть дала толчок для подражания Шарлю Нодье в новеллах «Трильби», «Смарра» и других, Женуару де Нервалю, Бодлеру, Аполлинеру.

Более поздние создателем готических романов был Густав Майринк (1868–1932), незаконнорожденный сын актрисы Марииг Майер и государственного министра Карла фон Фарнвюллера. Путешествуя с театром, в котором работала мать, Густав учится в гимназиях Мюнхена, Гамбурга и Праги. В 1888 году окончил Торговую Академию в Праге. Во время путешествии по Европе встречается с разными представителями европейских оккультных школ, в частности с группой Джулиано Креммерца «Цепь Мириам». Эта встреча отразилась в дальнейшем в произведениях, связанных с идеями и техникой школы Креммерца, особенно на романе «Голем», который вышел в 1915 году и принес тут же автору невероятный успех.

По нему ставились спектакли и снимались экспрессионистские фильмы. Сразу же после этого Майринк публикует роман «Зеленый лик» и сборник рассказов «Летучие мыши». В 1917 году пишет роман «Вальпургиева ночь», в 1921 – роман «Белый Доминиканец», а в 1927 году последнюю книгу «Ангел западного окна». За это же время издает пять томов учрежденной им самим серии «Романы и книги о магии».

В романе «Голем» пропорции между таинственным миром потустороннего, социальным гротеском, детективным сюжетом наиболее совершенны. В романе описывается фантастическая история, в которой начало совпадает с концом, образуя замкнутый иероглиф тайны. Этот аспект творчества идентичен его жизни: вечное отражение в ритмическом возвращении одного и того же, облекаясь в различные внешние маски.

В центре романа «Вальпургиева ночь» также демонический мир «скорлупы», в котором почти нет места духовным персонажам. Здесь Майринк описывает инфернальностью происходящего, гротескную чудовищность обычного, лишенного зерна истинно духовной жизни.

Символ романа – бродячий актер Цркалдо (по-чешски «зеркало»), т. е. это психическое зеркало, здесь он такой же, как Голем, разоблачающий и тревожный труп. Каждому персонажу, с которым Цркалдо сталкивается, он показывается в обличий некоего человека, образ которого тревожит душу персонажа в связи с какой-либо тяжкой виной, терзающей его. Например, барон Эльзенвангер видит в нем брата, у которого он отнял наследство; пражские рабочие-анархисты видят в нем Яна Жижку, бунтаря и вождя гуситов, и делают его своим вождем востания.

Только персонажам, чья душа чиста, Цркалдо представляется образом любимого (Богемская Лиза) или Ламаистом из Средней Империи (Флугбейль), открывая перед ними завесу в иной мир.

В конце романа все воплощения Цркалдо сливаются в фигуру Люцифера, истинного хозяина мира «скорлуп». Он ведет пустые «скорлупы» градчинской аристократии (графиня Зарадка, барон Эльзенвангер, советник фон Ширндинг и другие) к решающей черте – космической Вальпургиевой ночи и над миром раздается грохот барабана Люцифера. Здесь Градчина – это мир аристократов, и Люцифер ведет туда рабочих и завистливых лакеев из Праги для завоевания Градчины толпой, которую Майринк так же считает только «скорлупами» без содержания, как и аристократов.

Густав Майринк относится к литераторам, творческий жанр которых можно определить как «черный романтизм». К ним относятся также немец Эверест, австриец Кубин, французы Рэ, Сеньоль, американец Лавкрафт, русские Соллогуб, Андреев и другие. Продолжают эту традицию во второй половине 19 века Эдгар По, Нерваль, Лотреамон, Бодлер, Гюисманс, Уайльлд. «Черный романтизм» лежит у истоков «черной фантастики» 20 века (Хичкок, Блох) и сюрреализма. В последнее время многие писатели возвращаются к этому жанру. Современные создатели произведений в жанре «черного романтизма» – фильм ужасов «Ребенок Розмари» Романа Полянского, роман Д. Зельцера «Знамение» и другие.

Татьяна ПРИДАННИКОВА.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001