История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Д. Донерман

ДАШКОВ АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Д. Донерман, 2000

Фантасты современной Украины: Справочник / Под ред. И. В. Черного.- Харьков: «Мир детства», при участии ТМ «Второй блин», 2000.- 144 с.- 1000 экз.

Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин»

ДАШКОВ Андрей Георгиевич - родился в 1965 году в городе Харькове. После окончания средней школы в 1982 году поступил в Харьковский авиационный институт. Получив диплом инженера, пришел на роботу в НИИ электроаппаратостроения, где и работает по сей день. Как пишет автор в одной из своих автобиографий: "Интерес к фантастике проявился у меня с детства; первое яркое впечатление - "Неукротимая планета" Гаррисона, опубликованная в журнале "Вокруг света" в начале 70-х годов. По сравнению с советской фантастикой тех лет это было как... рок-музыка - еще одна отдушина, через которую врывался свежий ветер.

Писать начал в начале 90-х. Отчасти толчком послужили многочисленные переводы зарубежной "фэнтези", изданные в тот период. Чуть позже состоялось знакомство с другими харьковскими писателями - Г. Л. Олди (Д. Громов и О. Ладыженский), А. Валентиновым, А. Бессоновым и др. Увлечения не изменились - книги, музыка и астрономия. Любимые писатели: Генри Миллер, Джон Фаулз, Эдуард Лимонов, Эрих Мария Ремарк, Грэм Грин, Стивен Кинг, Андрей Дашков. Любимые поэты: Томас Стернз Элиот, Федор Сологуб, Эдгар Ли Мастерс."

А вот о том, что пишет сам Дашков - разговор особый. Пожалуй, на сегодняшний день это единственный автор на просторах бывшего Советского Союза, который давно, последовательно и успешно работает в жанрах "черной фэнтези", "ужасов", остросюжетной мистики и мистико-фантастического психотриллера. Динамика развития творчества Дашкова прослеживается достаточно отчетливо. Начал Андрей с относительно небольших рассказов, одновременно работая над романом-трилогией "Странствия Сенора" в традициях остросюжетной "черной фэнтези" и довольно близкого по стилистике к творчеству Майкла Муркока. (Справедливости ради отметим: на момент написания первой части трилогии - "Отступник" - Муркока Андрей еще не читал.)

Упомянутый "Отступник" был опубликован в 1993 г. в составе сборника "элитарной фантастики" "Сумерки мира" (серия "Перекресток", Харьков, "Око"). И сразу же после публикации в адрес творческой мастерской «Второй блин», подготовившей сборник, посыпались письма читателей: "Где продолжение? Когда выйдет?!"

К сожалению, ждать читателям пришлось довольно долго. Полностью трилогия "Странствия Сенора" (романы "Отступник" (1992), "Обманутый" (1993) и "Обезображенный" (1993)) была издана лишь в 1996 г. (Харьков, "Фолио" - Москва, "АСТ", серия "Новая русская фантастика"). В книгу также вошли два рассказа Андрея, никак не связанные с трилогией.

Паутина интриг, черная магия, странные и жутковатые существа, сюрреализм гибнущего мира - и гланый герой трилогии, Сенор, человек без прошлого, ощущающий себя марионеткой в чьей-то непостижимо сложной игре и стремящийся достичь неведомого идеального состояния, именуемого Завершением. Мучительный порыв заставляет его бросить вызов существующей власти и, пренебрегая смертельными опасностями, отправиться на поиски своей истинной сущности...

В том же 1996 году в издательстве "ЭКСМО" (Москва), в серии "Абсолютная магия", двумя томами выходит еще одна трилогия А. Дашкова - "Звезда Ада": книга 1: "Звезда Ада" (1994), книга 2: "Змееныш" (романы "Змееныш" (1995) и "Слуга оборотней" (1996)). Снова "черная фэнтези", но теперь уже в книгах отчетливо ощущается свой, неповторимый стиль автора. С первых же строк читатель окунается в мрачную и засасывающую атмосферу безумно искаженного мира, где речь уже не идет о противостоянии Добра и Зла - а лишь о противостоянии зла малого Злу куда более могущественному.

Главный герой романа, Стервятник Люгер, повеса, распутник и авантюрист, неожиданно оказывается вовлеченным в опаснейшую и непонятную интригу. В поисках своей возлюбленной, похищенной оборотнями из тайной Лиги Нерожденных, он совершает немыслимое путешествие через враждебные земли, преодолевает множество препятствий... "Типичный фэнтезийный "квест": доблестный рыцарь спасает прекрасную принцессу, кроша по дороге "в капусту" толпы врагов и чудовищ," - усмехнется умудренный опытом читатель. И будет в корне не прав! Никакого благородства и "рыцарства" в Люгере нет. Ему противостоят силы настолько жуткие, что "честный бой" с ними равносилен самоубийству. И Люгер, во имя спасения любимой, не останавливается ни перед чем: предает, убивает, лжет, вступает в союз с любыми силами Зла - добиваясь в финале своего! Вот только какую цену приходится заплатить ему за победу...

Трилогия "Звезда Ада" выглядит заметно мрачнее "Странствий Сенора" (также не блещущих оптимизмом!); "инфернальное" начало проявляется здесь намного сильнее - но и написана трилогия на заметно более высоком литературном уровне: сказывается накопленный опыт. Тем не менее, и "Звезду Ада", и "Странствия Сенора" можно условно отнести к "раннему" или "фэнтезийному" периоду творчеству А. Дашкова.

После чего в творчестве Андрея наступает перелом, или, если угодно, качественный скачок. Следующий роман Дашкова: "Умри или исчезни!" (1996, по данным на июль 2000-го готовится к изданию) - уже не "фэнтези". Это мощный, психологичный и психоделический - при этом одновременно динамично-мистический - психотриллер с элементами "альтернативной истории". Как ни странно, "гремучая смесь" вышла на удивление цельной. Роман читается на едином дыхании, а создавать атмосферу ужаса Дашков умеет! Ужаса неотвратимого и неумолимого, от которого ни спрятаться, ни убежать, ни одолеть в открытом бою, ибо ужас этот гнездится не только вовне, но и внутри тебя. По психологичности, достоверности деталей и эмоциональности этот роман, пожалуй, приближается к лучшим произведениям столь любимого Дашковым "короля жанра" - Стивена Кинга.

Жизнь - всего лишь один из снов, способный легко превратиться в кошмар, если вы помешали чужой охоте. Тайна жутких убийств никогда не будет раскрыта, потому что убийцы способны перемещаться в сновидениях. Это мистическое искусство доступно единицам, обреченным на бегство до конца своих дней. Четверо существ заключают союз: пятисотлетний масон, заурядный молодой человек, девушка и бродячий пес. Единственное, что их объединяет - стремление выжить в страшной игре и понимание того, что они являются в ней всего лишь пешками...

Искренне надеемся, что "Умри или исчезни!" рано или поздно все же будет издан. (Роман оказался фатально "невезучим": на него трижды (!) подписывался издательский договор, но книга пока еще не вышла в свет!) 1

Следующему роману - "Войны некромантов" (1997) - повезло больше. В 1999 г. он был опубликован издательством "Северо-Запад" в серии "Перекресток миров". Как нетрудно догадаться по названию, и на этот раз будущее Человечества выглядит не слишком оптимистично. Текст содержит взаимопроникающие элементы древнеегипетской мистики и культа вуду; жанр отчетливо синтетичен, являясь одновременно антиутопией, психологическим и мистико-фантастическим триллером, а также жестким боевиком. Однако главное в романе - отнюдь не динамика сюжета или сражения "психотов" с "технами", не противостояние телепатов-психокинетиков и колдунов вуду с их воинами-зомби. Этот роман - о свободе воли. Свободны ли мы в своих действиях, совершая тот или иной поступок? Делая выбор? Или выбор давно сделан за нас, и мы, подобно зомби, лишь следуем заложенной "программе", наивно полагая, что выбираем сами? Недаром один из главных героев романа - зомби, так и не понимающий до конца: жив он или мертв?

Последующая работа Дашкова - роман "Двери паранойи" (1997, по данным на июль 2000-го готовится к изданию) - явилась продолжением этапного "Умри или исчезни!". Видимо, автору не хотелось расставаться с полюбившимися героями - и, как нам кажется, зря. Продолжение вышло заметно слабее первой части (отметим, что первые части "Странствий Сенора" и "Звезды Ада", на наш взгляд, также куда удачнее сиквелов). Роман начинается кровавым побегом героев из психиатрической больницы, куда их упрятали в финале первой книги - и далее, полностью соответствуя названию, перед героями и читателем настежь распахиваются "Двери паранойи". Психоделический кошмар мгновенно засасывает их, и персонажи, переставая быть героями, безвольно плывут по течению зловонной реки из слизи, крови и бреда, конца которой для них уже не будет. Если в "Умри или исчезни!" они, понимая безнадежность своих усилий, тем не менее пытались противостоять року, то здесь "герои" ломаются почти сразу, вяло барахтаясь по инерции. Не исключено, что здесь сыграла роль и писательская судьба самого автора: почти два с половиной года (с конца 1996-го по первую половину 1999-го) у Андрея не вышло ни одной книги. Только публикации в периодике, в основном - в кировоградском журнале "Порог". Видимо, это отразилось и на творчестве, сделав мировосприятие еще более мрачным.

К этому же периоду творчества Дашкова относятся повести "Мокрая и ласковая" (1996, опубликована в альманахе фантастики "Перекресток", выпуск 1, июль 1999 г.), "Нomo Super" (1998, не опубликована) и ряд рассказов.

В 1998 г. Дашков пишет новый роман "Бледный всадник, Черный Валет" (не опубликован). Жанр - "истерн", пародия на "вестерн" и попытка приложить последний к сугубо местным "реалиям", порой доведенным до абсурда. Здесь более отчетливо, чем в прочих текстах, проявляется своеобразный "черный юмор" Дашкова, придавая действию оттенок траги-фарса. Автор явно ищет новые пути и новые выразительные средства. И местами находит их: одна только фраза о "дзэнском мастере Винни-Пухе" чего стоит!

Следующий роман - "Утраченный свет" (1999, также не опубликован) - в первом своем варианте являлся квинтэссенцией мрака и безысходности, "переплюнув" в этом плане даже "Двери паранойи". Однако, перечитав текст, автор сам содрогнулся и основательно переработал роман, что явно пошло последнему на пользу. В итоге получился жесткий психотриллер с уклоном в "киберпанк" (чего за Дашковым ранее не водилось). А к названию добавился подзаголовок: "Оптимистический вариант". Позднее, посмотрев фильм "Матрица", Андрей с горькой иронией отметил: "Я ведь об этом еще год назад написал!" Разумеется, у романа с фильмом весьма мало общего, но...

Книга о мире, погибающем, едва ядерной ракетой уничтожается стабилизирующий фактор - компьютерный спутник "Мозгокрут", держащий под контролем всю Землю; книга о Человечестве, ставшем настолько зависимым от виртуально-искусственной среды, что оно физически не смогло существовать без нее...

Роман "Утраченный свет" подводит черту под вторым этапом творчества А. Дашкова - условно назовем его "черным психотриллером".

Очередной качественный этап в творчестве Дашкова ознаменовали повести "Зверь в океане" (1999, опубликована в журнальном варианте в журнале "Порог" (Кировоград), № 1 за 2000-й год), "Пропуск" (2000, пока не опубликована) и ряд рассказов, среди которых особо выделяется "Черный "Ровер", я не твой" (1999, пока не опубликован).

Кажется, наконец-то у Дашкова началась "светлая полоса"! Возможно, свое влияние оказал тот факт, что в начале 2000 г. автор женился (уж больно напрашивается такой вывод!). Нет, отныне в текстах отнюдь не воцарилась "тишь да гладь, да Божья благодать". Однако теперь все чаще в финале главные герои не просто остаются в живых (что уже немало!), но и находят силы противостоять окружающему их миру ужаса и насилия, временами побеждая жестокость среды. Оказывется, мир не всегда меняется к худшему; здесь есть место не только аду, но и раю. И даже Раю в самом прямом смысле слова (повесть "Пропуск"). Подобная тенденция весьма обнадеживает. Также следует отметить неуклонно растущее литературное мастерство автора; образный, парадоксальный, сочный язык уже становится его своеобразной "визитной карточкой".

Сочинения: Странствия Сенора. - Харьков: Фолио - Москва: АСТ, 1996; Звезда Ада. - М.: ЭКСМО, 1996; Змееныш. - М.: ЭКСМО, 1996; Войны некромантов. - СПб.: Северо-Запад, 1999; Зверь в океане // Порог. - 2000. - № 1.

    Д. Донерман

1. Роман А. Дашкова "Умри или исчезни" вышел в свет в 2000-ом году в серии "Перекресток миров" издательства "Северо-Запад Пресс" (СПб).



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001