История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

И. Черный

ЗОРИЧ АЛЕКСАНДР

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© И. Черный, 2000

Фантасты современной Украины: Справочник / Под ред. И. В. Черного.- Харьков: «Мир детства», при участии ТМ «Второй блин», 2000.- 144 с.- 1000 экз.

Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин»

ЗОРИЧ Александр - коллективный псевдоним семейного писательского дуэта из Харькова, предпочитающего не раскрывать свое инкогнито. Для широкой читательской аудитории существует "официальная биография" писателя, помещенная на его личном сайте в сети Internet. Согласно ей, Александр Зорич родился в г. Харькове в 1973 г. В 1995 г. закончил Харьковский государственный университет и тогда же поступил в аспирантуру. В 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности "философская антропология и философия культуры".

Литературным дебютом писателя стал рассказ "Хэллоуин", опубликованный в 1993 г. под псевдонимом Дмитрий Ачасоев. Поэкспериментировав в области стихосложения и малых прозаических форм, Зорич переходит к эпическому повествованию. К настоящему времени им написаны 7 романов: цикл "Пути Звезднорожденных" ("Знак Разрушения", "Семя Ветра", "Пути Отраженных"), дилогия "Свод Равновесия" ("Люби и властвуй", "Ты победил"), "Последний аватар", "Карл, герцог". Пять из них опубликованы. Кроме того, его перу принадлежат стихотворный цикл "Litteratura Romana", опубликованный в 1977 г. в альманахе "Черновик", цикл стихотворных и прозаических миниатюр "Геральдика", опубликованный в 1999 г. в санкт-петербургском "Митином журнале" (№ 57) и, по словам автора, представляющий собой попытку "нетрадиционного осмысления средневековой литературной традиции художественными средствами конца ХХ века". Помимо этого, Зорич является автором более 20 научных публикаций (в т.ч. за рубежом), регулярно сотрудничает с журналом "Гендерные исследования и рядом зарубежных университетов. Сфера его научных интересов достаточно широка и включает наряду с философией культуры также медиевистику, теологию и ориенталистику. Среди своих любимых писателей Зорич называет Р. Музиля, Вольфрама фон Эшенбаха и М. Пруста.

Наиболее значительными из всего, опубликованного на данный момент Зоричем, представляются четыре романа, вышедшие в 1997-1998 годах в издательстве "ЭКСМО": "Знак Разрушения", "Семя Ветра", "Пути Отраженных", "Люби и властвуй". Написаны они в жанре фэнтези. Писатель создает сложный мир Сармонтазары и Синего Алустрала со своей географией, историей, мифологией, этнографией. Автор также проделал большую лингвистическую работу, создав специальную окказиональную лексику, которая во многом отличается от той, что можно встретить в написанных в традиционном ключе произведений его коллег по цеху. В романах циклов "Пути Звезднорожденных" и "Свод Равновесия" нет привычных для фэнтези гоблинов, троллей, хоббитов и пр. В то же время, несомненна принадлежность книг Зорича к типу "Меч и магия", хотя лишь этим круг проблем и сюжетных ходов здесь не ограничивается. В произведениях писателя органично соединились элементы "философского боевика" (что, на наш взгляд, указывает на тяготение автора к школе Г.Л. Олди) и приключенческой фантастики. Это способствует тому, что круг читателей романов Зорича очень разнообразен по составу. Здесь и "высоколобые" интеллектуалы, любители всевозможных подтекстов, иносказаний, и аудитория, состоящая из любителей компьютерных игр. Упоминание о них не случайно. В ряде критических работ о романах Зорича отмечено определенное сходство в построении их сюжетов и популярных компьютерных игр - квестов, суть которых заключается в поиске и сборе героем-игроком всевозможных магических аксессуаров или артефактов.

К отличительным особенностям поэтики романов Зорича относится и насыщенность их батальными сценами и эротикой. Это принципиальная установка писателя, декларирующего, что "фэнтези - не полигон для интеллектуальных извращений. Повсеместно принято указывать на мифологические корни фэнтези. И при этом повсеместно принято забывать о том, что ЛЮБАЯ мифология наполовину закручена вокруг Эроса, а наполовину вокруг Танатоса. Ну так вот. Танатоса везде хватает. И лишь в немногих книгах мы находим ситуацию, в которой Танатос хотя бы частично уравновешен Эросом". Фэнтези, по мнению романиста, это "танцы Эроса и Танатоса с обязательным благополучным исходом для некоторых приличных персонажей".

Говоря о новаторстве писателя в жанре фэнтези, следует упомянуть о том, что он практически впервые в русскоязычной фантастике вводит так называемую "географическую магию". Так, чтобы победить могущественного противника Октанга Урайна, герою романа "Знак Разрушения" Элиену приходится преодолеть огромное географическое пространство, описывая в землях Сармонтазары Знак Разрушения - магическую фигуру в несколько тысяч лиг. Специально для воссоздания местного колорита Зорич придумал особую сакральную игру хаместир, причем упоминает не только название игры, но и разработал подробные правила к ней. Интересны попытки Зорича ввести в фэнтези элементы иных типов фантастики. Например, в романе "Пути Отраженных" мы сталкиваемся с Альтернативной историей. Впрочем, это не мешает жанровому и стилевому единству произведений писателя.

Сочинения: 1 Хэллоуин // Сказки дедушки вампира. - Харьков, 1994; Знак Разрушения. - М.: ЭКСМО, 1997; Семя Ветра. - М.: ЭКСМО, 1997; Пути Отраженных. - М.: ЭКСМО, 1998; Люби и властвуй. - М.: ЭКСМО, 1998.

Литература: Незалежный Д. Знак Разрушения (Рецензия) // Если. - 1998. - № 2.

    И. Черный

1. В 2000-ом году у А. Зорича вышли новые книги: "Сезон оружия" и "Последний аватар" (роман в двух томах, в книги также вошли некоторые рассказы Зорича) - издательство "Северо-Запад Пресс" (СПб), серия "Перекресток миров"; а также роман "Ты победил" из цикла о Своде Равновесия - издательство "Центрполиграф" (Москва), серия "Перекресток богов".



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001