История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

КОСМИЧЕСКИЙ «БУБЛИК» ЗАХАРЧЕНКО

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2014

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

Венгрия, 1969 год

(Michel № 2548 A)

Помимо тора Штернфельда, в конце 1940-х годов в СССР появился ещё один «бублик», оказавший огромное влияние на дизайн последующих советских торообразных станций.

Впервые красочной рисунок необычной космической станции, опоясанной тором, появился в апрельском, 1950 года, номере популярного журнала «Техника – молодежи» – на первой и последней странице обложки. И этот рисунок не был случайным. В 1950 году в шести номерах журнала «Техника – молодежи» появилось семь научно-фантастических очерков «Путешествие в Завтра», которые написал инженер В. Дмитриев. Под этим псевдонимом работал Василий Захарченко, редактор «Техники – Молодежи». Апрельский номер журнала был подготовлен по заявкам читателей, поэтому очередной очерк В. Дмитриева сопровождало пояснение:

«Коллектив из 180 учеников семилетней школы Янтиковского района Чувашской АССР просит написать «о перспективах на будущее, о новейших достижениях советской науки и техники в области радио, ракеты, атомной энергии, телевидения и межпланетного путешествия».

С такой же просьбой обратились в редакцию 200 читателей библиотеки в Ново-Ильинском, семья Абрамовых из Новосибирска – жена, сын, две дочери, их соседи и знакомые.

Выполняя желание читателей, редакция помещает этот научно-фантастический очерк».

Рисунок на обложке иллюстрирует научно-фантастический очерк, имеющий подзаголовок «Глава 5, в которой читатель посетит остров имени К. Э. Циолковского», и рассказывает о путешествии на космическую станцию, двигающуюся со скоростью около восьми километров в секунду на высоте 300 км над Землёй.

Иллюстрации в тексте и рисунок обложки выполнил Николай Кольчицкий (1907–1979) – тот же самый художник, который в 1949 году нарисовал «бублик» Штернфельда. Со стороны станция выглядит следующим образом: «На зеленовато-сером экране радиолокатора я увидел маленькое ярко светящееся колечко с небольшим шариком посредине, почти затерявшееся на пятнистом поле экрана».

Эта станция, являющаяся промежуточным этапом для межпланетных путешествий, собиралась на околоземной орбите из материалов, доставляемых грузовыми кораблями с Земли.

В очерке дано подробное описание станции:

«Это было весьма странное на первый взгляд сооружение. Представьте себе огромный металлический «бублик», который, вращаясь вокруг своей оси, висел рядом с нами в пространстве. В самом центре этого колоссального «бублика» – там, где пустоту издавна положено было называть «дыркой от бублика», – находилось большое шаровидное помещение. Посредством нескольких труб оно было соединено с металлическим тором – телом спутника. Со стороны, с которой мы приближались к острову, – как мне казалось, сверху, – центральный шар был накрыт большим зонтообразным куполом. Над ним острым шпилем вздымалась радиоантенна. Из нижней части центрального шара, – мне казалось, вниз, – опускалась широкая труба; на конце которой находились два металлических цилиндра, разделенных круглым экраном. Я заметил, что они медленно вращались в сторону, обратную круговому движению спутника, так что один из цилиндров постоянно находился в тени, а другой был залит ярким солнечным светом.

Главное тело спутника – тор был не сплошь металлическим. С двух противоположных сторон стенки кольца были прозрачны. Сквозь голубоватое стекло изумрудно-зеленой показалась мне озаренная солнцем листва деревьев – это была оранжерея.

– В центральном помещении находится пост управления спутником и энергетическая станция, – объяснил мне пилот, медленно и осторожно подводя ракетоплан к верхней части зонта, туда, где была видна посадочная площадка и причальные приспособления. – Источником энергии острова, – продолжал он, – служат солнечные лучи. Вся эта площадка состоит из мощных фотоэлементов, заряжающих аккумуляторы. Однако станция, непосредственно превращающая энергию излучения солнца в электричество, дублируется тепловой станцией. Цилиндры, которые вы видите снизу, наполнены очень летучей жидкостью. Один из них освещается лучами солнца, другой закрыт от лучей экраном. Поэтому между ними создается перепад температуры более чем в сто градусов. Этого вполне достаточно для приведения в действие двух турбоэлектрогенераторов. Они служат резервным энергетическим источником острова».

Рисунок на обложке полностью соответствует описанию космической станции. Вверху длинный шпиль радиоантенны, с посадочной площадки отлетел ракетоплан, другой готовится к отлёту. На торе хорошо видны зелёные секторы оранжереи. На торе, с двух противоположных сторон, установлены длинные антенны. На конце одной из них виден космонавт, который приваривает чашу ультракоротковолнового рефлектора. На центральном шаре огромная красная звезда как символ СССР. Внизу, в нижней части трубы, расположены два цилиндра, разделённые круглым экраном.

В 1956 году подробное описание этой космической станции появилось в книге Феликса Зигеля «Искусственный спутник Земли» (М.: Учпедгиз, 1956). На обложке рисунок Б. Малышева с изображением космической станции из очерка В. Дмитриева.

В 1952 году научно-фантастические очерки «Путешествие в Завтра» были выпущены отдельной книгой в издательстве «Детгиз», а в 1953 появилось переиздание. Книга выпущена под настоящей фамилией автора. Вверху рисунок с обложки, его выполнил художник Николай Кольчицкий. По своей конструкции станция на обложке книги схожа с космической станцией на обложке журнала «Техника – молодежи».

По сравнению с журнальным вариантом, текст книги немного изменён и дополнен. Так, в описании станции–«бублика» появились дополнительные подробности: «На ближайшей же к нам стороне центрального шара находилась широкая круговая площадка, удивительно напоминавшая раскрытый китайский зонтик колоссальных размеров. По всей видимости, это и была посадочная площадка для ракетопланов, так как на краю зонта я увидел небольшую, прочно прикрепленную пассажирскую ракету».

В книги, на вклейке, есть цветной рисунок станции, выполненный Кольчицким в 1951 году. В первом книжном издании рисунок цветной, во втором – чёрно-белый. Конструкция станции изменена: отличаются переходы, связывающие тор и центральную сферу, на торе появились купола с антеннами, а ракетопланы стыкуются со станцией по периметру посадочной площадки. Рисунок подписан «Над Землёй двигался новый искусственный спутник».

Попутно отмечу, что в 1980 году, в октябрьском номере журнала «Техника – молодёжи», опубликован ещё один рисунок Николая Кольчицкого с изображением станции–«бублика» из очерка Захарченко. Рисунок выполнен в конце 1940-х – начале 1950-х.

Через пять лет после советского издания книги «Путешествие в Завтра», в 1957 году, в Будапеште была выпущена книга «Космический корабль» (Az űrhajózás. - Budapest: Gondolat Könyvkiadó, 1957), в которой на рисунке под номером 26 находится отретушированная чёрно-белая иллюстрация из книги Захарченко. Под рисунком поясняющая надпись «Cialkovszkij űrállomás», что переводится как «Космическая станция Циолковского». В надписи ошибка – венгерские авторы неправильно поняли описание этой станции в книге на русском языке. В книге Захарченко нет ничего о том, что эта космическая станция – проект Циолковского, указывается лишь, что она названа его именем: «Вот так мы строили весь наш остров, который мы назвали именем великого Циолковского».

Венгрия, 1969 год

(Michel № 2548 B)

А ещё через девять лет, в 1969 году, в Венгрии выпущена серия марок, посвящённая советскому и американскому исследованию космического пространства. Для рисунка торообразной космической станции на одной из почтовых миниатюр художник Шандор Легради (1906–1987) использовал иллюстрацию из венгерской книги «Космический корабль» 1957 года. Вместе с рисунком на марку перекочевал и ошибочный текст: «1903 – Ciolkovszkij űrállomás terve» (1903 – Проект космической станции Циолковского).

Шандор Легради огрубил свой рисунок, удалив с него некоторые детали, которые есть на иллюстрации Кольчицкого. В частности, на венгерской марке станция показана без красной звезды. А так как Легради использовал очень сильно отретушированный рисунок, то ошибочно принял диск посадочной площадки за «колесо», изобразив его в виде маленький тор со «спицами»–переходами в верхней части станции.

Венгрия, 1971 год

Специальный штемпель

Ещё через три года рисунок почтовой марки был позаимствован для специального штемпеля, применявшегося в Будапеште 9 апреля 1971 года. То, что для штемпеля использован рисунок марки, становится понятно по форме посадочной площадки – на штемпеле точно такое же «колесо со спицами», как и на венгерской марке. В центре штемпеля рисунок торообразной станции, над ним надписи «Советские люди и автоматы в космосе» и «Выставка», а под рисунком надпись «Будапешт. 1971. IV. 9».

Этот почтовый штемпель применялся в день открытия выставки «Советские люди и автоматы в космосе», посвящённой десятой годовщине космического полёта Юрия Гагарина и проходившей в Будапеште в Музее прикладного искусства. Выставку организовало Венгеро-советское общество дружбы Академии наук СССР и Академии наук Венгрии.

К выставке «Советские люди и автоматы в космосе» Венгерская национальная ассоциация филателистов подготовила сувенирный буклет с марками, погашенными спецштемпелем.

Рисунок штемпеля прошёл большой путь длиной в 21 год – от рисунка на обложке журнала «Техника – молодежи» в 1950 году, к иллюстрации в книге Захарченко 1952 года, затем к отретушированному рисунку в венгерской книге 1957 года, потом к марке Венгрии 1969 года и, наконец, на специальный штемпель Будапешта 1971 года.

СССР, 1960 год

Немаркированная почтовая карточка

Рисунок орбитальной станции из книги Захарченко использовался не только венгерскими художниками. Так, в 1960 году, на немаркированной почтовой карточке, выпущенной ИЗОГИЗ, изображена космическая станция, верхняя часть которой позаимствована с рисунка Николая Кольчицкого из книги «Путешествие в Завтра». Автор рисунка почтовой карточки – советский художник Валентин Викторов (1909–1981), автор многих советских «космических» плакатов. На обороте почтовой карточки надпись:

«Мечта человечества будет осуществлена!

Один из проектов советских ученых. Космическая станция-спутник Земли».

Нижняя часть космической станции позаимствована Викторовым с другой иллюстрации, появившейся на вклейке книги Бориса Ляпунова «Борьба за скорость» (М.: Молодая гвардия, 1952). Об этой космической станции можно прочитать в статье «Космические станции Ноордунга, Росса и Смита, Ляпунова, Ротрекла и «Международной книги».



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001