История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЯНА АШМАРИНА: «ХУДОЖНИК МОЕГО УРОВНЯ СТОИТ ДЕНЕГ»

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© В. Ларионов, Я. Ашмарина, 2002

/ Беседовал В. Ларионов // F-хобби.- 2002.- 1 (7).- С. 25.

Любезно предоставлено автором интервью

Яна Станиславовна Ашмарина родилась в Баку, окончила Екатеринбургскую художественную школу. Первая публикация - иллюстрации к повести Виктора Жилина "День свершений" в журнале "Уральский следопыт" (1987). Иллюстрировала книги братьев Стругацких, А.Лазарчука, А.Столярова, У.Ле Гуин, Р.Желязны, Р.Джордана, Дж.Р.Р.Толкина и других авторов. Переводила произведения Роджера Желязны и Урсулы Ле Гуин, принимала участие в проектах "Люди в черном" и "Секретные материалы". Лауреат премий "Странник" и "Интерпресскон", участник семинара Бориса Стругацкого с 1985 года. Живёт и работает в Санкт-Петербурге. Скупые ответы художника, редактора, переводчика, настоящего любителя и знатока фантастики Яны Ашмариной на мои вопросы - великолепное подтверждение известного афоризма "краткость - сестра таланта".

Яна Ашмарина перед открытием своей выставки на "Страннике - 2001"
Фото Владимира Ларионова

1. Как случилось, что ты стала заниматься иллюстрированием фантастики и фэнтези?

Исторически сложилось, поэтому ответа типа: "Ах, да мне она всегда нравилась, фантастика, в смысле, с самой первой пеленки представляла, как буду ее иллюстрировать" - не дождёшься.

2. Иллюстрация уже создана в воображении, когда ты приступаешь к работе или неизвестно, чем закончится процесс? Как много времени уходит на "изготовление" одного рисунка?

Это, вообще-то два вопроса, а не один. Чем закончится процесс, абсолютно неизвестно. А время зависит от размера рисунка. От дня до месяца.

3. В основном ты используешь тушь и перо, а как насчет других техник живописи?

Перо и тушь и живопись - несколько разные вещи. Перо и тушь - это графика. Другими техниками живописи по мнению большинства я не владею.

4. Тебя обвиняют в чрезмерной любви к ориентализму. Прокомментируй, пожалуйста.

Ни разу не слышала подобных обвинений. Очевидно, яму копают где-то в других местах, а не там, где мне приходится бывать. Если серьезно, то я рада, что обвиняют. Значит, получилось.

5. Почему в собрании сочинений Толкина, выпущенном издательством "Terra Fantastica" совместно "АСТ", твои рисунки к "Властелину Колец" не вошли в соответствующие тома, а появились в книге "Толкин и его мир: Энциклопедия"?

Потому что Толкин - проект почти полностью "АСТ", а там не любят платить. Ни художникам, никому. А художник моего уровня стоит денег. В "АСТ" не всегда любят даже писать имя художника, чьи работы они используют. А энциклопедию делали уже мы.

6. Ты по-прежнему иллюстрируешь только любимые книги или соглашаешься работать по заказу, за соответствующую оплату? Поступают ли они (заказы)?

Я соглашаюсь работать по заказу за соответствующую оплату, если книга мне нравится. Все остальное идет лесом. Заказы поступают, хотя и не так изобильно, как раньше. Издатели опять вошли в полосу экономии бабок на чем только можно, а культура издания книги идет ситхам на рога.

7. Говорят, что Урсуле Ле Гуин, настолько понравились твои рисунки к ее роману "Левая рука тьмы", что она запретила другим художникам иллюстрировать эту книгу. Правда ли это?

Так говорят.

8. В брошюрке "Who is Who", традиционно выпускаемой к очередному Конгрессу фантастов России, тебя несколько неуклюже называют одним из "отцов-основателей" премии "Странник". Поведай, как все начиналось?

После одного из Интерпрессконов, на квартире у другого отца-основателя выпивало и закусывало несколько человек, известных (более-менее) в мире фантастики и книгоиздания. Разговор частично шел о премиях. Кто-то сказал, что всем хорош "Интерпресс" + "Улитка", но это премии не профессиональные. В том смысле, что первый - приз зрительских симпатий, а вторую дают тому, кому скажет АБС, благо это лично его премия. Слово за слово, и вот на дворе уже восьмой, по-моему, "Странник".*

9. Как ответственный редактор "Terra Fantastica", скажи пару слов о состоянии дел в издательстве. В частности, как обстоят дела с серией "Секретные материалы"?

В частности, если бы заказчик давал больше времени и денег, дела обстояли бы еще лучше, чем сейчас.

10. Яна, если можно, расскажи немного о своем детстве и родителях. Ты появилась на свет в Баку, училась и работала в Екатеринбурге (Свердловске), Санкт-Петербурге (Ленинграде), Степногорске, Свердловске-45. С чем связаны твои географические перемещения?

С работой родителей. Они оба врачи. Они ездили, я ездила.

11. Традиционный вопрос - над чем сейчас работаешь, каковы ближайшие творческие планы?

Закончить четвертую книгу о "Разбойном эскадроне" в серии "Звездные войны" и добиться от заказчика нового пула. Это - как редактор. А художнику очень хотелось бы дождаться от г-на Назарова В. обещанного заказа на Толкина. Время-то бежит.

    Беседовал
    Владимир Ларионов

* Конгресс фантастов "Странник", состоявшийся осенью 2001 года был шестым, а премия "Странник", действительно, присуждалась уже в восьмой раз (первые "Странники" вручались в рамках "Интерпресскона"). (В.Л.)



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001