История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Ревич

ПЕРЕКРЕСТОК УТОПИЙ

Судьбы фантастики на фоне судеб страны

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Ю. В. Ревич, 1998

М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998.- 354 с.

Текст книги любезно предоставлен Ю. В. Ревичем - Верстка Ю. Зубакин, 2002

Всеволод РЕВИЧ

ПЕРЕКРЕСТОК УТОПИЙ

Судьбы фантастики на фоне судеб страны

Москва
ИВ РАН
1998

Содержание

Сдвиг земной оси

3

В коммуне - остановка

19

Алексей Толстой как зеркало русской революции

49

Нереальная реальность

73

Сопротивление

83

Легенда о Беляеве

125

Если завтра война

151

Последний коммунист

172

Сарынь на кичку!

213

"Фантастика - это не жанр, это способ мыслить"

264

Нуль-литература

312

Страшен сон, да милостив Бог

338

ББК 83.3
Р32

Оформление обложки
К. А. Сошинской

Р 32 Ревич Всеволод.
Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. М.: Институт востоковедения РАН, 1998.
354 стр.

ISBN 5-89282-092-0

В книге сделана попытка современного прочтения многих произведений отечественной фантастики, издававшихся с 1917 года до последнего времени. Автор зачастую подвергает сомнению справедливость занимаемого ими в течение многих лет места в "табели о рангах". Одновременно, на конкретных примерах автор высказывает свое понимание - что такое фантастика, зачем она нужна и какова ее "экологическая ниша" в безбрежном литературном океане. Для широких кругов читателей.

ББК 83.3

ISBN 5-89282-092-0

© Ю. В. Ревич, 1998

Всеволод Александрович Ревич (1929 - 1997) - известный литературный и кинокритик, специалист по жанру фантастики, приключений и детектива, член двух творческих союзов (журналистов и кинематографистов), составитель сборников, антологий, энциклопедий, библиотек, автор многочисленных статей, брошюр, предисловий и рецензий. В различное время он работал в "Литературной газете", занимал должность ответственного секретаря журналов "Советский экран", "Литературное обозрение", главного редактора ВО "Киноцентр". В последние годы его усилиями было разыскано и заново увидело свет множество произведений интересующих его жанров, ранее публиковавшихся, но прочно забытых, в том числе таких известных авторов, как Уэллс, Конан-Дойль, Жаколио, Буссенар и др. Кроме того, Всеволод Александрович был страстным любителем-фотографом, многие его работы были опубликованы в журналах и газетах. А вот его собственных портретов осталось очень немного...

К читателю.

"Имя Всеволода Ревича хорошо знакомо российской читающей публике. В 60 - 70 годы, когда научная фантастика находилась на вершине своей популярности, Всеволод Александрович был едва ли не единственным профессиональным литературным критиком, занимавшимся этим "низким жанром". Умные, ироничные, информативные, хорошо написанные статьи Ревича, не только помогали ориентироваться во все разрастающемся потоке science fiction, но и доставляли читателю удовольствие своим слогом. В глазах знатоков статья Ревича была таким же украшением очередного "молодогвардейского" сборника, как и новый рассказ Шекли или Стругацких." - такими словами характеризуют Всеволода Ревича составители сборника "Мир Высоцкого" (Москва, 1997).

К этой характеристике хочется добавить только несколько слов. И в те годы, и сейчас находится множество людей, которые считают фантастику и детектив литературой "второго сорта". Это, конечно, плод как теминологической путаницы ( неудачная калька с английского - "научная фантастика" - неоправдано сужает рамки жанра ), так и некоторой объективной несправедливости: если плохую "обычную" литературу никто не читает ( а в новых условиях, в общем, и не издает ), то плохую фантастику - сколько угодно и огромными тиражами. И со стороны кажется, что вся фантастика - это Г.Гаррисон и Петухов, а все детективы - Микки Спиллейн и Адамов. Однако факт, что к жанру фантастики относятся такие выдающиеся писатели, как М. Булгаков, А.Грин и Е.Замятин, а многие произведения Ф.Достоевского и Диккенса представляют собой не что иное, как добротный детектив.

В. Ревич всегда рассматривал фантастику как ЛИТЕРАТУРУ, считая, что художественное произведение, как и осетрина, второй свежести не бывает. В этой книге вы найдете множество примеров этому. Точно также он относился и к политической стороне вопроса - хотя его симпатии были решительно на стороне тех, кого теперь называют шестидесятниками, но на первом месте для него всегда содержание и художественность.

Хочется выразить благодарность за неоценимую и бекорыстную помощь в подготовке к изданию: И.В.Можейко, Г.В.Петрякову, Т.Ю.Биленкиной, К.А.Сошинской, а также всем-всем остальным, без кого эта книга, практически законченная моим отцом за день до своей неожиданной кончины, не увидела бы света.

    Ю.В. Ревич.

Ревич Всеволод Александрович.

ПЕРЕКРЕСТОК УТОПИЙ
Судьбы фантастики на фоне судеб страны.

Оформление обложки
К. А. Сошинской

Институт востоковедения РАН
103031, Москва, ГСП, ул. Рождественка, 12
ЛР № 040753 от 10 апреля 1996 г.
Редакционно-издательский отдел
Зав. отделом Ю. В. Чудодеев

Сдано в набор 06.05.1998. Подписано в печать 15.06.1998.
Формат 84 x 108 1/32. Гарнитура "Таймс". Бумага офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 22.
Уч.-изд. л. 23,6. Тираж 1000 экз. Заказ № 1622.

Отпечатано в Орехово-Зуевской типографии.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001