История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Роман Арбитман, Вадим Казаков

ФАНТАСТИКА ДЛЯ КЛУБОВ? НЕТ, КЛУБЫ ДЛЯ ФАНТАСТИКИ!

г. Саратов, КЛФ «Отражение»

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© Р. Арбитман, В. Казаков, 1988

Фэн - Фэн: Рукотвор. сб. мыслей членов клуба любителей клубов любителей фантастики / КЛФ «Летящее крыло»; Ред. А.Стегалин.- Куйбышев, 1988.- 1. - С. 27-35.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004

Назад Начало Вперед

    - Слушайте, Валентин, раз уж к слову пришлось, существуют какие-нибудь ответы на эти вопросы?
    - Ответы существуют, - сказал Валентин, усмехаясь. - Их даже очень много, выбирайте любой.

      А. и Б. Стругацкие. "Пикник на обочине".

1. Каковы перспективы КЛФ-движения?

Для того, чтобы иметь перспективы, необходимо иметь движение. В данный момент термин есть, есть и немалое число отдельных клубов любителей фантастики, но единого ДВИЖЕНИЯ в полном смысле этого слова - увы! - нет. Сейчас для многих КЛФ идея объединения как такового значительно (а порой и абсолютно) преобладает над вопросами о том, зачем, собственно, вообще надо объединяться. Совершенно закономерно, что степень результативности всяческих усилий по "объединению снизу" обратно пропорционально степени активности, с которой идеи "объединения" дискутируются в некоторых КЛФ и между ними. Пока не будет ясного ответа на вопрос: ЗАЧЕМ объединяться? Что объединение реально даст каждому из КЛФ, существующих по разным городам и весям и обладающих каждый в отдельности своей неповторимой спецификой (от конкретных форм работы до опытности и уровня компетентности)? - всякие разговоры об "объединении вообще", "объединении ради объединения" и, соответственно, о перспективах КЛФ-движения после такого объединения мы считаем праздными.

Давайте мыслить реальными категориями. Девять беременных женщин, собравшись вместе в одну комнату, не родят в девять раз быстрее. Столь же наивно полагать, что простое формальное соединение КЛФ в некую квазиофициальную совокупность немедленно вызовет к жизни некое "сверхклубное мышление", некий качественный прорыв на более высокий уровень. Объединение - лишь техническое средство, но никак не самодовлеющая цель, не панацея от всех наших бед. Всякое же техническое средство должно быть прежде всего разумно использовано для достижения конкретной цели. Иначе мы уподобимся горе-конструкторам, запускающим в межзвездный полет одну оболочку от ракеты, предполагая соорудить двигатель и прочую начинку уже в полете, "в рабочем порядке". Мы - за такое объединение, которое заведомо будет иметь реальную основу, строиться на реальных принципах и сможет приносить клубам реальную пользу (а не выдуманную). Тогда мы - за. НО ТОЛЬКО ТОГДА.

2. Каким образом можно сформировать задачи КЛФ?

Нам представляется, что абсолюта прав Б. Н.Стругацкий, утверждая в свое время: "На мой взгляд, клубное движение должно взять на себя задачи поскромнее: анализ общественного мнения о фантастике; может быть, формирование (хоть в какой-то степени) этого мнения; отвлечение молодежи от "хищных вещей века"; воспитание литературного вкуса любителей фантастики и т. д.

3. Каковы реальные опасности, угрожающие КЛФ?

Не будем останавливаться на опасностях, так сказать, внешнего характера. Гораздо серьезнее нас беспокоят опасности, исходящие от самих КЛФ и существующие либо по отдельности, либо в самых замысловатых комбинациях. Это: а) некомпетентность, б) самонадеянность, в) административный восторг. Нам бы справиться для начала с этой троицей, а там уж одолеем, как-нибудь, и прочие напасти.

4. Можно ли сегодня считать КЛФ неформальным объединением?

Давайте снова разберемся с терминологий. Что есть "неформальное объединение"? По нашему глубокому убеждению (впрочем, совершенно личному и не претендующему на "научность"), уровень "формальности" и "неформальности" того или иного объединения находятся в зависимости не от точки приложения усилий этого объединен (будь то "хэви металл", самодеятельная песня или разведение кактусов), а попросту от степени заорганизованности. Всякое изначально совершенно "неформальное" дело можно до неузнаваемости "реорганизовать", "упорядочить", засушить, выхолостить в нем демократическое начало и превратить в одно из многих "мероприятий", необходимых разве что для отчетности. Вспомним слова из фильма "Забытая мелодия для флейты": "Единственный способ оставить стихийную инициативу - это организовать ее и возглавить". Мы считаем, что от опасности заорганизованности (исходящей в первую очередь от некоторого числа самих "фэнов"), от пароксизмов административного рвения КЛФ ни в коей мере не застрахованы. К этой опасности могут привести (и приводят) нас вполне реальные на сегодняшний день попытки некоторых "фэнов" тихо превратить Клубы Любителей ФАНТАСТИКИ" в что-то вроде "Клубов Любителей КЛУБОВ любителей фантастики", а саму фантастику (то, рада чего КЛФ, собственно, и создавались-то!) как-то незаметно отставить в сторону, сделать чем-то дополнительным, необязательным в "грандиозном" деле клубной работы ради клубной работы.

6. Каким должен быть идеальный КЛФ?

Прежде - и более - всего - КОМПЕТЕНТНЫМ. Мы считаем, что члены КЛФ обязаны быть "профессиональными читателями фантастики", людьми, знающими и любящими (что не всегда одно и то же!) НФ-литературу. Людьми, элементарно грамотными (и не только в фантастике, разумеется). Людьми, умеющими отстаивать свои взгляды перед любой аудиторией, владеющими элементарными основами культуры полемики. Людьми, которых не оставят равнодушными ни бездарная поделка или "р-р-разгромная" и непрофессиональная) критическая статья, с одной стороны, ни появление в печати действительно выдающихся произведений или умного и острого критического материала - с другой стороны. Людьми, которые никогда не успокоятся на достигнутом, никогда не возомнят, что звание "член КЛФ" уже само по себе гарантирует непогрешимость их суждений по поводу любого явления в мире фантастики. Людьми, всегда готовыми не только развивать и совершенствовать в области НФ самих себя, но и несущими "разумное, доброе, вечное" вовне, щедро делящимися своими знаниями и опытом (если, конечно, таковые есть).

Мы намеренно не касаемся более частных вопросов, сугубо организационных, проблем КЛФ, поскольку абсолютно убеждены, что все, сказанное выше, является необходимым и достаточным для полноценного существования любого объединения любителей фантастики. Была бы фантастика. Было бы уважение к ней. А все остальное - приложится!

Повторим еще раз: самое важное - клуб для фантастики, а не фантастика - для клуба. К сожалению, нарисованная наш картина является пока ""идеальной". На практике же мы нередко сталкиваемся с примерами некомпетентности, отсутствия элементарного литературного вкуса, бюрократического увлечения чисто внешней стороной дела, самодовольной агрессивности, неумения отделять причины от следствий, главное от второстепенного, правых от виноватых, нарушения общепринятых норм дискуссии. Мы считаем более чем справедливыми претензии многих "фэнов" к издательствам, выпускающим фантастику (в первую очередь это касается "монополиста" в издании фантастики - "Молодой гвардии"). Однако, будем откровенны: даже самая правильная мысль, будучи выражена грубо, некорректно, плоско, безграмотно, отнюдь не способствует поднятию престижа ни ее авторов, ни, - что особенно обидно! - дела, в защиту которого они так горячо ратуют. Получив такое письмо всякий, даже крутой виноватый и недобросовестный издатель или писатель получает возможность отмахнуться от содержания упреков под предлогом несовершенства форм их выражения. Поэтому - грамотность, грамотность и еще раз грамотность! В самом широком смысле. И никакого самодовольства! Только тогда "идеальный" КЛФ из объекта прекраснодушных мечтаний станет объективной реальностью.

    ноябрь 1987 - февраль 1988

    410600. г. Саратов
    ул. Пугачевская,
    д. 110, кв. 47
    В. Ю. Казаков



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001