История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Дикий Кот

ФАНТАЗИЯ В МИФОЛОГИИ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© Дикий Кот, 1989

Хабар: Фэнзин Сыктывкарского клуба любителей фантастики «Цивилизация Гэйм» (Сыктывкар).- 1989.- 1.- С. 21-22.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Назад Начало Вперед

Мир индейского фольклора, сложившийся в условиях родоплеменного строя и его разложения, в период образования союзов племен и военной демократии, сложен и необычен. К нему нужно привыкнуть, чтобы различить многозначный смысл его образов. В устном народном творчестве аборигенов отразились земля, природа и люди, какими они представлялись человеку много веков назад. Тогда человек в природе искал себе союзников, чтобы превратить все незнакомые силы природы в членов одной семьи, ведь для индейца природа жива, и рассказчик (вождь, старейшина, шаман) являлся опытным мастером магического, волшебного слова. Он, как и его слушатели, верил в то, что его слова способны творить чудеса: успокоить разбушевавшиеся воды, вызвать благодатные дожди, излечить болезни и отвести беду от народа.

В фантастических, легендарных образах сохранились в индейской памяти отзвуки переселении племен, войны, голод, обретение новой родины, столкновения с другими племенами и заключение долгожданного мира.

Древнейшими у аборигенных народов Америки является мифологические предания о сотворении мира и людей, и примыкающие к ним мифы о миграциях племен. К таким преданиям относится эпическая поэма племени делаваров "Валам Олум" (буквально - "алая черта" или "красная зарубка"), фантастическими образами предстают в поэме творцы добра и зла.

Особое место занимает в фольклоре индейцев цикл легенд, посвященных истории создания союза пяти ирокезских племен. Вот как в мифологии ирокезов изображалось божество - Атотархо, олицетворяющее необузданные силы природы. Тело Атотархо, представлялось в виде чудовища, было скручено в "семь узлов зла". (Змеевидные волосы, черепахообразные когтистые конечности, искаженные органы чувств). Согласно мифам, Атотархо обитал вблизи ирокезского селения Онондага. Он обладал фантастической, титанической властью над людьми. Два пророка - Гайавата и Дегановида, стремясь улучшить жизнь людей, очистили от зла разум Атотархо, направив его на добро.

Почти у всех племен зафиксированы мифы о сотворении мира. Так, согласно мифу мускогов, два голубя, летевшие над водой, увидели торчащий над поверхностью стебель травы. Вскоре показалась земля и посреди равнин высокий холм с жилищем Эсогету Эмисси на вершине. Согласно мифам ирокезских племен, прабабку людей Авенхам, которая упала с верхнего мира, населенного животными, поддержала на поверхности мирового океана группа животных (бобр, ондатра, выдра и черепаха), одно из которых (ондатра) нырнуло, достало со дна горсть земли и положило ее на панцирь черепахи: постепенно горсть земли выросла и образовала сушу. В ирокезской и алгонкинской мифологической традиции черепаха символизирует землю.

Влияние европейцев отразилось в индейском устном творчестве. Но не менее и на искусстве европейцев сказался богатый легендами фольклор североамериканских индейцев. Известно, какую роль сыграли легенды, сказки и мифы в создании "Песни о Гайавате" Лонгфелло.

Такие произведения как "Песни о Гайавате" могут служить важным источником для изучения мифологии индейцев Северной Америки. В "Песни..." в трансформированном виде отразились мифологические представления о цикличности сущего, идея о великой тайне (ваконда), о родстве людей и животных, цветовая символика. Мифологизация придает неповторимое своеобразие и в современной индейской прозе и поэзии.

    Дикий Кот



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001