| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Мир индейского фольклора, сложившийся в условиях родоплеменного строя и его разложения, в период образования союзов племен и военной демократии, сложен и необычен. К нему нужно привыкнуть, чтобы различить многозначный смысл его образов. В устном народном творчестве аборигенов отразились земля, природа и люди, какими они представлялись человеку много веков назад. Тогда человек в природе искал себе союзников, чтобы превратить все незнакомые силы природы в членов одной семьи, ведь для индейца природа жива, и рассказчик (вождь, старейшина, шаман) являлся опытным мастером магического, волшебного слова. Он, как и его слушатели, верил в то, что его слова способны творить чудеса: успокоить разбушевавшиеся воды, вызвать благодатные дожди, излечить болезни и отвести беду от народа. В фантастических, легендарных образах сохранились в индейской памяти отзвуки переселении племен, войны, голод, обретение новой родины, столкновения с другими племенами и заключение долгожданного мира. Древнейшими у аборигенных народов Америки является мифологические предания о сотворении мира и людей, и примыкающие к ним мифы о миграциях племен. К таким преданиям относится эпическая поэма племени делаваров "Валам Олум" (буквально - "алая черта" или "красная зарубка"), фантастическими образами предстают в поэме творцы добра и зла. Особое место занимает в фольклоре индейцев цикл легенд, посвященных истории создания союза пяти ирокезских племен. Вот как в мифологии ирокезов изображалось божество - Атотархо, олицетворяющее необузданные силы природы. Тело Атотархо, представлялось в виде чудовища, было скручено в "семь узлов зла". (Змеевидные волосы, черепахообразные когтистые конечности, искаженные органы чувств). Согласно мифам, Атотархо обитал вблизи ирокезского селения Онондага. Он обладал фантастической, титанической властью над людьми. Два пророка - Гайавата и Дегановида, стремясь улучшить жизнь людей, очистили от зла разум Атотархо, направив его на добро. Почти у всех племен зафиксированы мифы о сотворении мира. Так, согласно мифу мускогов, два голубя, летевшие над водой, увидели торчащий над поверхностью стебель травы. Вскоре показалась земля и посреди равнин высокий холм с жилищем Эсогету Эмисси на вершине. Согласно мифам ирокезских племен, прабабку людей Авенхам, которая упала с верхнего мира, населенного животными, поддержала на поверхности мирового океана группа животных (бобр, ондатра, выдра и черепаха), одно из которых (ондатра) нырнуло, достало со дна горсть земли и положило ее на панцирь черепахи: постепенно горсть земли выросла и образовала сушу. В ирокезской и алгонкинской мифологической традиции черепаха символизирует землю. Влияние европейцев отразилось в индейском устном творчестве. Но не менее и на искусстве европейцев сказался богатый легендами фольклор североамериканских индейцев. Известно, какую роль сыграли легенды, сказки и мифы в создании "Песни о Гайавате" Лонгфелло. Такие произведения как "Песни о Гайавате" могут служить важным источником для изучения мифологии индейцев Северной Америки. В "Песни..." в трансформированном виде отразились мифологические представления о цикличности сущего, идея о великой тайне (ваконда), о родстве людей и животных, цветовая символика. Мифологизация придает неповторимое своеобразие и в современной индейской прозе и поэзии.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Гуревич Г. Беседы о научной фантастики Белошистая А. Не отпуская руки... Стругацкий Б. Фантастика сегодня, завтра Осипов А. Миры на ладонях. Фантастика в творчестве писателей-сибиряков
|
|
|
||