История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Р. Флореску

9. ИЗМЕРИТЕЛЬ КАЧЕСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ОБЪЁМНОГО ИСКУССТВА

ТЕОРИЯ ФАНТАСТИКИ

© Р. Флореску, 2004

Статья любезно предоставлена автором

9

 

     Назначение данного измерителя – определение качества и места ИОС в мировой художественной культуре.

     Обучаемым важно знать, - измерять (оценивать) можно всё что угодно. Было бы чем. Поэтому предлагается  «линейка» для выявления состояния искусства, где шкалой служат пять критериев (предлагалось и четырнадцать, разработанные заслуженным педагогом  И.Волковым,- см. Приложение № 6):

v     Критерий 1: НОВИЗНА.

v     Критерий 2: УЗНАВАЕМОСТЬ ТЕМАТИКИ, ИДЕИ.

v     Критерий 3: КАЧЕСТВО КОЛОРИТА И КОМПОНОВКИ ИОС.

v     Критерий 4: ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСКУССТВА.

v     Критерий 5: СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, ЧУВСТВО.

 

     Рассмотрим каждый критерий подробнее, который в свою очередь состоит из системы пяти баллов.

 

 

 

9.1. КРИТЕРИЙ 1: НОВИЗНА

 

     Новизна ИОС зависит от степени её отличия от прототипа (от уровня изобретений средств выражения, жанров, направлений искусства), от качества применения приёмов фантазирования к известным объектам различного ранга иерархии искусства, изменённым до нестандартности, фантастичности, неузнаваемости.

 

     1 балл – прямой повтор известных выразительных средств. Воровство «интеллектуальной собственности», плагиат. Произведения этого уровня всегда имеют конкретный прототип. ИОС создаётся репродуктивно.

 

Æ     Пример:

v          Первый вариант картины Рембрандта «Даная» представлял собой точную копию одноимённой картины Каррачо.

v       На первых порах сюрреалисты подражали творчеству реди-мейд Марселя Дюшана.

 

     2 балла – незначительные изменения в рамках известной структуры; замена одних известных выразительных средств на другие известные выразительные средства в данном жанре. Нового качества нет. ИОС создаётся репродуктивно.

 

Æ Пример:

v          Французский художник Эдуард Мане композицию картины «Олимпия» (1863) перенял с полотна Тициана Вечеллио «Венера Урбинская» (1538).

v          Б. Кустодиев в работе «Групповой портрет художников общества «Мира искусства»» (1920) принципы компоновки взял с фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

 

     3 балла -  изобретение конкретного выразительного средства или новое частное применение уже известного ВС. Существенное изменение прототипа: выход за рамки общепринятых подходов. Появляется многофункциональное восприятие. Разрешается противоречие: прототип есть – прототипа нет. ИОС создаётся творчески-репродуктивно.

 

Æ Пример:

v          Поль Сезанн перенёс принцип работы с близким пространством в натюрморте на портрет, пейзаж и др. жанры.

v        К. Петров-Водкин изобрёл сферическую перспективу, - новый способ передачи пространства и объёма на плоскости.

v       Леонардо да Винчи для передачи «хищного» характера внешне привлекательной женщины даёт ей в руки известного своим злым нравом зверька – горностая, и придаёт даме и горностаю одинаковые позы («Дама с горностаем»).

 

     4 балла – изобретение нового типа выразительных средств; возникновение поджанра в рамках жанра, направления. Прототип неузнаваем. ИОС создаётся творчески.

 

Æ Пример:

v          Леонардо да Винчи изобрёл воздушную перспективу.

v          А. Васнецов создаёт исторический пейзаж.

v       Л. Кранах разрабатывает цветную ксилографию (1507).

    

     5 баллов – изобретение нового жанра или вида искусства. Прототипа нет. ИОС может сама служить прототипом для других художественных систем. ИОС создаётся максимально творчески.

 

Æ Пример:    

v      Оскар Рутерсвард является родоначальником импоссибилизма – нового жанра в изобразительном искусстве, - невозможных фигур на плоскости и в пространстве.

 

 

9.2.  КРИТЕРИЙ 2: УЗНАВАЕМОСТЬ ТЕМАТИКИ, ИДЕИ

 

     Тематика ИОС взаимосвязана с культурной группой. Чем выше балл, - тем ниже «потребление», узнаваемость (для современников). И наоборот: чем ниже оценка, тем легче и приятней узнаваемость. Эта зависимость происходит от уровня изобретения новых выразительных средств, которые трудно воспринимаются при принципиально новой теме.

 

     1 балл – повтор темы. Углубленное и более развёрнутое описание уже известных нюансов.

    

Æ Пример:    

v          Тема материнства, известная ещё с времён первобытнообщинного строя, в наше время уже исчерпана. Художники, берущиеся за эту тематику, нового ничего ни привносят, как, например графическая работа Л. Ильиной «Мир тебе» (1989).

 

     2 балла – нюанс подтемы – некоторая новая тонкость в самоощущении членов культурной группы в уже известной композиции.

 

 

Æ Пример:  

v       Тема распятия И. Христа раскрыта многими художниками мира, начиная с искусства Византии, древнерусской иконописи, культуры Возрождения и заканчивая эпохой Модернизма. Несколько поиному трактует идею Сальвадор Дали в работе «Распятие (гиперкубическое тело)» в 1954 году, изобразив кубообразный крест, с тремя пространствами на плоскости, поместив рядом фигуру Галарины – жены сюрреалиста. В теле Христа не чувствуется страдания за род людской.

    

     3 балла -  новая подтема – новый тип членов культурной группы или новый вид связи с другими группами.

 

Æ Пример:

v          Воспевание морских волн (не моря и не океана), бушующей стихии, свечения солнца сквозь туман в творчестве И. К. Айвазовского.

 

     4 балла – принципиальный поворот темы – новое состояние культурной группы.

 

Æ Пример:

v          Построение социализма и коммунизма – это «плохо». Картина И. Глазунова «Великий эксперимент».

 

     5 баллов – изобретение принципиально новой темы – введение в сферу изобразительно-объёмного искусства новой культурной группы.

 

Æ Пример:

v          Построение социализма и коммунизма – это «хорошо», единственно верно.

 

 

9.3.  КРИТЕРИЙ 3: КАЧЕСТВО КОЛОРИТА И КОМПОНОВКИ ИОС

 

          Цветовое и композиционное решение ИОС влияет на доступность-недоступность раскрытия замысла, тематики. Узнаваемость-неузнаваемость зрителем выразительных средств  становится  (не) ясной или (не) полной, в зависимости от степени преобразования известных объектов приёмами фантазирования в нестандартые (фантастические) образы, особенно от способов их размещения и цветовой трактовки по отношению к композиционному прототипу.

 

     1 балл -  полная колористическая и композиционная расогласованность, дисгармония. ИОС не раскрывает сполна тематику.

 

 

Æ Пример:

v          Как правило – это ученические ИОС юных творцов, не овладевших сполна приёмами колорита, взаимодействия цвета и замысла.

 

     2 балла -  частичное (неуверенное) цвето-световое и композиционное решение, не дающее ясного представления о тематике ИОС.

 

Æ Пример:

v          В основном – это работы студентов-художников, обучающихся на «удовлетворительно».

 

     3 балла – колорит и композиция ИОС согласованы с тематикой и выразительными средствами, дающими полное и ясное впечатление о жанре, направлении искусства.

 

Æ Пример:

v          Живописные произведения Н. К. Рериха о духовном развитии человечества колористически и композиционно выдержаны: цвет несёт символическое значение Востока и Запада.

 

     4 балла – нестандартная (непривычная) цвето-световая и композиционная трактовка художественного образа в рамках  развитого жанра, направления искусства.

 

 

Æ Пример:

v          Цвето-световая и композиционная мозаичность в творчестве П. Филонова, создавшего новое направление модернизма – «аналитическое искусство».

 

     5 баллов – принципиально новое колористическое и композиционное решение ИОС в рамках нового жанра, направления искусства.

 

Æ Пример:

v          Колористическая изменчивость и динамика, композиционное раскрытие мерцающих художественных образов в творчестве импрессионистов, перешедших также к серии композиций.

 

9.4. КРИТЕРИЙ 4: ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСКУССТВА

 

     Качество применения техники в искусстве зависит от её типа, степени взаимодействия, изменения инструментов и изделий, от их преобразования при получении новых  эффектов следа.

 

     1 балл – использование известной и развитой технической системы для искусства, дающей распространённые художественные эффекты следа.

 

Æ Пример:

v          Эффект штриховки чёрной тушью в технике офорта сухой иглой. Работа К. Писсарро «Пастушка на берегу» (кIХ- н.ХХвв).

 

     2 балла – повышение качества художественных эффектов следа, их нюансов, подражание другим известным эффектам с применением известной технической системы в данном жанре, направлении искусства.

 

Æ Пример:

v          Фотографический эффект в маслянной живописи. Портретный жанр в творчестве И. Глазунова.

 

     3 балла – изобретение нового художественного эффекта следа при изменении частей известной технической системы в рамках жанра, направлении искусства.

 

Æ Пример:

v          При постоянстве известной техники: тушь, перо и бумага, - изменён характер следа – отрывистый и мелкий, волнообразный в графическом творчестве Ван Гога.

 

 

     4 балла -  изобретение комплекса новых художественных эффектов при создании новой технической системы или новых её частей, что влечёт за собой появление нового жанра или направления искусства.

 

Æ Пример:

v          Техника акватинты является частью технической системы офорт. Изобрёл акватинту французский художник Жан-Батиста Лепренс в 1765 году. Эффект акватинты напоминает рисунок, выполненный акварелью с отмывкой. Акватинта имеет ряд других эффектов, разработанных последователями.

 

     5 баллов – крупнейшее изобретение принципиально новой технической системы, дающей развитие новым художественным эффектам, жанрам, направлениям и видам искусства. Как правило художник ещё не знает скрытые свойства этой техники.

 

Æ Пример:

v       Первобытный художник впервые попробовал рисовать сухой глиной, древесным углём на стенах пещер, отражая культовую тематику охоты. Это было крупнейшее изобретение графической техники, названное искусствоведами «наскальной графикой».

 

 

9.5.  КРИТЕРИЙ 5: СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА

 

     Данный критерий не требует обоснований. Полная зависимость от личного ощущения по принципу  «нравится – не нравится», от чувствительности через каналы восприятия  «мощной силы и  магнетизма» или её отсутствия в ИОС.

 

     ! Примечание: Приводимые примеры соответствуют внутреннему ощущению и восприятию Автора.

 

     1 балл – никакого ощущения.

 

Æ Пример:

v     Творчество Ильи Глазунова.

 

     2 балла – ощущение, что в этом что-то есть.

 

Æ Пример:

v        Триптих молдавского живописца Юрия Хоровского «Пикник» или «Капля счастья в конце недели».

 

     3 балла -  ИОС производит сильное впечатление.

 

Æ Пример:

v         Сюрреалистическая живопись и графика Сальвадора Дали; скульптуры  Б. Микеланджело и  К. Брэнкуш.

     4 балла – ИОС хочется много раз смотреть и изучать, которая даёт что-то новое при восприятии, притягивает к себе, излучает «силу».

 

Æ Пример:

v            Творчество нидерландского художника И. Босха; византийская и древнерусская иконопись; церковная архитектура Румынии и России.

 

     5 баллов – ИОС оказывает влияние на жизнь (судьбу), на мировоззрение.

 

Æ Пример:

v     Живопись Николая Рериха и его сына Святослава.

 

 

 

9.6.  КАК ОЦЕНИВАТЬ ИСКУССТВО?

 

     При оценивании искусства воспользуемся сводной таблицей инструментов для измерения качества и места ИОС в мировой художественной культуре на примере картины М. А. Врубеля «Пан» (см. Таблицу № 28).

 

Таблица № 28: Измеритель качества и места

 изобразительно-обёмной системы

в мировой художественной культуре

 

п/п

Критерии

Баллы

1

2

3

4

5

1

Новизна

 

 

ÿ

 

 

2

Узнаваемость тематики, идеи

 

 

ÿ

 

 

3

Качество колорита и компоновки ИОС

 

 

ÿ

 

 

4

Техническая  система для искусства

ÿ

 

 

 

 

5

Субъективная оценка

 

ÿ

 

 

 

ИТОГО  (средний арифметический балл)

2,4

 

     Æ Пример: Оценим картину М. А. Врубеля «Пан»: 1899, холст, масло, 124х106,3. Третьяковская галерея (с 1907), инв. № 1461.

v          Критерий 1: НОВИЗНА. 3 балла: выразительные средства зритель поймёт только после прочтения книги Анатоля Франса «Святой Сатир». Такое ВС, как «нижняя часть фигуры» – пень-копыта – фантастический объект: сказочное существо сливается с землёй. Или другое выразительное средство «руки» – мускулистые плечи и старческие пальцы рук передают тему былой мощи и нынешней беспомощности. А ВС «цевница в руке» подчёркивает тематику внутреннего музыкально-народного мира, принадлежность Героя к славянской культуре.

v        Критерий 2:  УЗНАВАЕМОСТЬ ТЕМАТИКИ, ИДЕИ. 3 балла: показана старость греческого бога природы – Сатира,- принявшего славянский облик Лешего. Раскрыта черта уставшего (фантастически-реального) состарившегося русского крестьянина – обыкновенного пастуха.

v       Критерий 3: КАЧЕСТВО КОЛОРИТА И КОМПОНОВКИ ИОС. 3 балла: фигура Пана размещена на  линии золотого сечения в соотношении 62:38, использована двусторонняя асимметрия от условной вертикали, на которой изображён Герой. Цвето-световая гамма картины подчёркивает тему угасания былой силы Сатира.

v        Критерий 4: ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСКУССТВА.  1 балл: обыкновенная маслянная живопись с известными эффектами следа.

v         Критерий 5: СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА.  2 балла: в этом что-то есть.

          Теперь осталось вывести по законам арифметики средний балл: (3+3+3+1+2):5 = 12:5 = 2,4

 

 

       ? Задание:

     Педагог совместно с ребятами может рассматривать и оценивать известные иллюстрации к лучшим сказкам молдавского и русского (любых) народов, репродукции  с картин, скульптур, архитектурных построек и т. д., свои учебные произведения, применяя Измеритель… (На первом этапе рекомендуется вместо цифр использовать цветовые характеристики, например, 1 балл – чёрный цвет, 2 балла – серый цвет, 3 балла – красный цвет, 4 балла – синий цвет, 5 баллов – золотисто-жёлтый цвет. Возможны варианты).

 

          þ Результат:  Обучаемые должны  уметь оценивать изобразительно-объёмные системы, предложенной  «линейкой»: определять степень новизны по отношению к прототипу, уровни тематики и техники для искусства, качество цветовой гаммы и композиционной структуры, развивать  чувствительность к ИОС, аргументировать свои ощущения и восприятие.

     Дети должны быть способны проявлять любовь к искусству, стремиться быть не просто Зрителем, а Зрителем-исследователем, и Творцом.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001