История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ГЕННАДИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ГОЛОБОКОВ

Каталог выставки произведений

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© Г. Голобоков, В. Азеф, 1988

Саратов, 1988. - 24 стр.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2009

 

САРАТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ К. А. ФЕДИНА

 

ГЕННАДИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ГОЛОБОКОВ
Каталог выставки произведений

 

 

САРАТОВ 1988

 

ЗВЕЗДЫ ЗОВУТ

В небольшом волжском городке Балакове ходил в школу влюбленный в звезды мальчишка. Товарищам Гена Голобоков давно заявил: вырасту – стану астрономом. А сам рисовал, не выпуская из рук карандаша ни на уроках, ни на переменах. На любом клочке чистой бумаги он набрасывал портреты друзей, тихие балаковские улочки, любимую Волгу. Его работы брали на городские выставки, посылали в Саратов. Через год Гена должен был получить аттестат зрелости, но случилось несчастье. В солнечный летний день 1951 года все, о чем он мечтал, вдруг оказалось недостижимым. Неудачный прыжок во время купания – перелом шейного отдела позвоночника. Шло время, одна больница сменяла другую. Он начинал понимать, что ему уже не подняться с постели.

...Подрамник помещался на груди. Одной рукой Голобоков держал картину, другой – кисть. Руки быстро уставали. Иногда после единственного мазка он просил отставить полотно. Рука с кистью едва дотягивалась до середины холста. Чтобы дать возможность Геннадию писать верхнюю часть картины, ее переворачивали. Приходилось с этим мириться.

Так работал самодеятельный художник Геннадий Григорьевич Голобоков. Он не сдался. Он знал, что человек может победить любые обстоятельства, если у него хватит мужества для борьбы.

* * *

Творческий путь художника начинался с полотен, посвященных прошлому и настоящему любимой Родины, труду молодежи в городе многих ударных комсомольских строек. Он рисовал парней и девушек, причастных к преображению Балакова. Главный герой – молодой, счастливый и сильный человек-созидатель.

Вскоре к Голобокову пришло признание. На Всесоюзных и Всероссийских выставках самодеятельных художников Геннадий получает несколько наград, а в юбилейном 1967 году становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного изобразительного искусства, ему вручают диплом и медаль. Но самый высокий творческий взлет ждал его впереди когда он обратился к научной фантастике.

Раздумьям о будущем, о призвании и возможностях человека посвящены все картины Голобокова Главную тему своего творчества художник определил так: психология людей будущего. Впоследствии в статье, подводящей итоги короткой жизни Г. Г. Голобокова, журнал «Техника – молодежи» напишет: «Пожалуй, именно за Голобоковым можно признать приоритет зачинателя направления «психологической фантастики» в научно-фантастической живописи».

Геннадий мечтал о таком совершенстве человека когда уже не будет преград его замыслам и делам. «Космическая мазурка» – люди танцуют в космосе... без скафандров. «Одоление недоступности» – мозг используется до предела. Его полотна рассказывают о достижениях ученых («НИИ генетики», «Череп Кучума»), о преобразовании Земли («Человек и машина») о единстве людей и природы («Утро Сибири – завтра»).

На одном «фантастическом» полотне Голобокова мы видим оружие. Картина называется «Раскоп». Люди будущего раскопали поле давнего боя: покореженный ствол пушки, хвост самолета, гусеницы танка Персонажи картины потрясены. Можно прочесть их мысли: «Неужели это было когда-то?» Было! А у героев «Раскопа» за плечами – крылья. Они добились удивительных побед духа, мысли, человеческого гения. И эти победы пришли, когда навсегда замолчали пушки.

Чем же занят человек будущего? Картина «Сеятель». Раскаленная, растрескавшаяся земля уходит за горизонт. Космонавт разбрасывает семена. Уже зеленеют первые ростки. И верится: необжитая, умирающая планета станет прекрасной. Другое полотно – «Памятник». Посланец Земли высекает бюст Циолковского. Рядом женщина с младенцем на руках. И на эту мертвую, без счастливого детского лепета, планету пришла жизнь.

Как-то, сообщая о своих новых работах, Голобоков написал мне, что это «картины, глядя на которые, ты непременно начнешь размышлять». Именно стремлением разбудить фантазию зрителя, заставить его задуматься о завтрашнем дне и следует, вероятно, объяснять секрет большой популярности полотен Г. Голобокова. Каждая его картина – призыв к действию.

В 1973 году Геннадий становится победителем объявленного журналом «Техника – молодежи» международного конкурса научно-фантастической живописи. Его работы с успехом экспонируются на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве, XXIV Международном конгрессе по астронавтике в Баку на выставках в Праге, Будапеште, Варшаве, Лиссабоне Улан-Баторе, Вьентьяне, на Мадагаскаре... Их высоко оценили космонавты В. Севастьянов, П. Попович и другие. Две его картины подарены американским астронавтам и хранятся в космическом центре США в Хьюстоне.

Член Союза художников СССР, летчик-космонавт А. Леонов так оценивал творчество Голобокова: «Его картины на космическую тему, жизнеутверждающие, отличающиеся глубоким психологизмом, выполненные на хорошем профессиональном уровне, являются, на мой взгляд, заметным явлением в новом, «космическом», направлении изобразительного искусства».

Пробовал свои силы Г. Голобоков и в поэзии. Лирика его полна напряженных раздумий, далека от описательности. Каждое событие для него – повод поговорить о проблемах, которые беспокоят всех нас. Его «космические» стихотворения, как и картины, привлекают читателя прежде всего остротой поставленных проблем, размышлениями о путях человечества, о будущем Homo sapiens – человека разумного.

Стихи Г. Голобокова неоднократно печатались на страницах областных газет, журнала «Техника – молодежи». В 1986 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел коллективный сборник «Последняя высота», самая большая поэтическая тетрадь его принадлежит перу Геннадия Голобокова.

* * *

Шли годы, и тяжелые приступы стали чередоваться со зловещей последовательностью. Он предвидел неизбежное и работал, работал. Стремился успеть написать еще хотя бы одно полотно. Он не давал себе передышки.

Г. Г. Голобоков умер 17 мая 1978 года. В ящике его письменного стола лежали рекомендации для приема в Союз художников от народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю. М. Непринцева и члена Союза художников СССР, летчика-космонавта СССР А. А. Леонова.

Геннадий Григорьевич не успел вступить в творческий союз. Но Художником он стал.

В. Азеф,

член Союза журналистов СССР

Таким образом было доказано, что растения чутко реагируют не только на смерть клеток животных организмов, но и на эмоциональный настрой человека.

Из научно-популярного журнала

Тихий говор. Газеты. Рация.

Панорам круговой обзор.

Информация, информация –

Водопад с великанских гор.

И вот в этой волне стремительной,

Как события в ярких снах,

Вдруг увидишь, что мир растительный

Остро чувствует боль и страх.

Не константа,

Неверно – верно ли?

Но известно –

В прибое ржи,

Под зеленым раздумьем дерева

Ты острей понимаешь жизнь,

Но известно, каким страданием

Гложут разум над звоном трав

И угроза грозы урановой,

И Эль-Тора коварный нрав.

Потому-то и с песней горлицы,

И за мягким теплом гардин

Разве мало для горькой горести

У растений Земли причин?

Человече!

Венец материи!

Снизойди, как к живым живой,

Ты прислушайся к думам дерева,

Научись говорить с травой.

И пускай под вселенским пологом,

Где простор для любой мечты,

И напалм,

И тоску онкологов

Позабудут навек цветы.

И пускай за родным селением,

Одолев не один парсек,

Он утонет в восторге зелени,

Счастьем плачущий человек.

И, прижавшись к живой акации,

Улыбнется седая мать...

Информация, информация,

Человека ль тебе пугать?

НИИ генетики

 

* * *

Почему? – мне неведомо.

Может быть, оплошав? –

Вновь упорно и преданно

Рвется к звездам душа.

Словно хочется роздыха

От текучки земной,

Словно мало мне воздуха

Под щербатой луной.

Но скажу сокровенное –

Боль не станет больней –

Не нужна мне вселенная

Без улыбки твоей.

В этом что-то преступное –

Мне, любимцу мечты,

Даже звезды доступнее,

Чем, любимая, ты...

И, быть может,

Скиталицей

От Земли на века

Оторваться пытается

Не душа, а тоска?

Я не знаю, не ведаю,

Но, раскрывши глаза,

Вновь любовно и преданно

Обниму небеса...

Космическая мазурка

 

* * *

Плюс и минус.

Два вечных полюса.

Два всего лишь –

Почти пустяк.

Но из них вырастают,

Борются

Ложь и истина,

Свет и мрак.

Ликование,

Страха гиканье,

Злая ненависть

И, как бой,

Обнимающая Вселенную

Человеческая любовь!

Плюс и минус –

От жизни к смерти.

Крестик маленький и черта.

Но без них и душа, и сердце –

Абсолютная пустота.

 

Континентальный шельф

 

* * *

За крутыми холмами,

Не во сне – наяву,

Ходит по полю мамонт,

Рвет траву-мураву.

Пьет густые рассветы

И росы перезвон,

И не знает, отпетый,

Что давно обречен.

И что в завтрашнем диве,

Через тысячи лет,

От него только бивень

Будет жить на земле.

И в раздумьях гнетущих

Сердце мне не унять:

Что же в этом грядущем

Будет жить от меня?

Может, грезы о звездах,

Может, почерка стиль?

А быть может, в отрогах

Изотопная пыль?

Так пускай за холмами,

Не во сне – наяву,

Бродит вымерший мамонт,

Рвет траву-мураву,

Ведь не знает он, бедный,

Обреченный давно,

Что гигантам бесследно

Умирать не дано.

Экскурс в прошлое

Знаки мертвой планеты

Раздвигающие трехмерье

КАТАЛОГ

 

ЖИВОПИСЬ

Принятые сокращения

X – холст М – масло

Размеры указаны в сантиметрах, первая цифра обозначает высоту, вторая – длину.

Андроид

X., м. 113x72

В музее реалий прошлого

X., м. 82x112

В поясе астероидов

X., м. 106x79

Земное притяжение

X., м. 72x110

Знаки мертвой планеты

X., м. 72х115

И снова к звездам

X., м. 85х110

Информация

X., м. 74х116

Книга судеб

X., м. 71х112

Континентальный шельф

X., м. 114X74

Космическая мазурка

X., м. 74х111

Лунные конники

X., м. 82х115

Мгновенье вечности

X., м. 70х111

Мир отраженный

X., м. 85х114

Монумент братьям

X., м. 79х115

На краю бесконечности

X., м. 80x109

Неконтактирующий андроид

X., м. 85х113

НИИ генетики

X., м. 82х102

Обретение сказки

X., м. 74x115

Одоление недоступности

X., м. 72х110

Ожидание

X., м. 116х72

Освоение

X., м. 83х115

Песнь о бессмертии

X., м. 85x118

Пик отражений

X., м. 86х113

Пришельцы

X., м. 73х114

Пробуждение титана

X., м. 78х111

Раздвигающие трехмерье

X., м. 113х76

Раскоп

X., м. 71х112

Регенерация

X., м. 73х107

Река времени

X., м. 75х115

Свидание с копией

X., м. 78х111

Сеанс пространственной конвергенции

X., м. 73х100

Северный океан

X., м. 78х119

Сеятель

X., м. 75х115

Синяя птица

X., м. 85х103

Схватка

X., м. 83х111

Танец с молнией

X., м. 80х115

Труженики космоса

X., м 75х109

У смирившегося исполина

X., м. 117х72

У цели

X., м. 70х110

Убегающий след сопряженных

X., м. 75х112

Улетающая на столетье

X., м. 81х110

Утро Сибири – завтра

X., м. 85х115

Художник

X., м. 71х113

Цветы потомков

X., м. 90х120

Чаша с солнцем

X., м. 80х114

Человек и машина

X., м. 80х110

Череп Кучума

X., м. 80х116

Черная звезда

X., м. 79х115

Четвертое измерение

X., м. 74х113

Экскурс в прошлое

X., м. 75х114

ВЫСТАВКИ С УЧАСТИЕМ Г. Г. ГОЛОБОКОВА

(жанр научной фантастики)

1973 Международная выставка научно-фантастической живописи «Космос завтрашнего дня» на XXIV Международном конгрессе по астронавтике (Баку).

1973 Международная выставка научно-фантастической живописи «Мир завтрашнего дня» на Всемирном конгрессе миролюбивых сил (Москва).

Эта выставка затем демонстрировалась в Горьком, Праге, Братиславе, Будапеште, Кракове, Варшаве, Лиссабоне, Хьюстоне и других городах.

1976 Международная выставка научно-фантастических работ «Сибирь – завтра» (Москва, Братск и другие города).

1976 Международная выставка художников-фантастов на центральной выставке научно-технического творчества молодежи – 76 (Москва).

1978 Международная выставка художников-фантастов (Москва).

1980 Международная художественная выставка «Время – пространство – человек» (Москва).

Публикации репродукций фантастических работ Г. Г. Голобокова

3ахарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. М.: Детская литература, 1982.

Зеленый поезд // Сборник. М.: Молодая гвардия, 1976.

Фантастика–78 // Сборник. М.: Молодая гвардия, 1978.

Журнал «Авиация и космонавтика». Болгария. 1974. № 5.

Журнал «Знание и труд». Алма-Ата. 1980. № 2.

Журнал «Техника – молодежи». 1973. № 5; 1974. №№ 3, 4; 1975. № 3; 1976. №№ 9, 10, 11; 1977. № 3; 1978. №№ 1, 10; 1979. № 8.

Журнал «Смена». 1980. № 7.

Составитель каталога и автор вступительной статья В. С. Азеф

Оформление художника В. К. Иванова

На первой странице обложки – картина «Раздвигающие трехмерье», на второй странице – картина «Сеятель».

В каталоге – стихи художника Г. Г. Голобокова.

Геннадий Григорьевич

ГОЛОБОКОВ

КАТАЛОГ

Редактор Я. И. Вострикова

Художественный редактор В. А. Пастухов

Технический редактор Л. Г. Феклистова

Корректор Е. Л. Гертельман

Сдано в набор 03.06.87. Подписано в печать 24.12.87. Формат 60х90 1/32 – Бумага картографическая. Литературная гарнитура. Высокая печать. Усл. печ. л. 0,75. Уч. – изд л 0,47.

Тираж 300. Изд. № 101. Зак. 2120. Заказное

Редакционно-издательский отдел управления издательств, полиграфии и книжной торговли Саратовского облисполкома. Саратов, ул. Революционная, 17/19.

Производственное объединение «Полиграфист» управления издательств, полиграфии и книжной торговли Саратовского облисполкома. Саратов, пр. Кирова, 27.

А жизнь – что пластинка хрупкая

С записью двухсторонней:

С одной стороны – халтурка,

С другой –

Ураган симфоний.

Не жалуйтесь слезным градом,

Что ритмы у вас

Картавые.

Пластинку винить не надо:

Не той стороной поставили.

The latest news about Max Polyakov read at this page


Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001