История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Губин

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© В. Бугров

Уральский следопыт (Свердловск). - ?

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2009

В. БУРМИСТРОВ. Цветы пришельцам.
В. БУРМИСТРОВ. Цветы пришельцам.

Фантастическая живопись...

Нередко приходится слышать категорическое: этот жанр искусства – прямое детище нынешней НТР и явился на свет в последние пятнадцать – двадцать лет.

В какой мере справедливо это суждение?

Ведь при желании мы могли бы вспомнить, к примеру, профессора Г. И. Покровского, еще в предвоенные годы увлекшегося созданием «окон в будущее» – до мельчайших деталей выверенных, реализованных его воображением глобальных технических проектов.

Мы могли бы вспомнить и довоенных наших живописцев. И тех немногих, кто, подобно Ю. Швецу, одному из создателей фильма «Космический рейс», с самозабвенной целеустремленностью работал в области изобразительной фантастики. И тех, кто обращался к ней эпизодически, как, скажем, К. Ф. Юон с его «Новой планетой» (1921), аллегорически воплотившей в себе тему революции и все-таки не случайной в творчестве художника, десятилетием раньше создавшего «космический» цикл «Сотворение мира».

А как удержаться и не вспомнить необыкновенно поэтичного М. К. Чюрлёниса, чей след и сегодня (точнее бы сказать: именно сегодня) вполне ощутим, причем не только в живописи, но и в фантастике литературной – хотя бы в цикле повестей и рассказов О. Ларионовой, так и названном ею «Чюрлёнианой»?! Между тем жизнь этого замечательного художника оборвалась еще в 1911 году...

Если же исходить из того, что центральной темой и нынешних художников-фантастов остается величественный, волнующий, властно влекущий в свои непознанные глубины Космос, то истоки нашего «нового» жанра придется искать даже и не в творчестве известных мастеров прошлого, каков, к примеру, Иероним Босх, а еще раньше.

А. ПАСЕКА. Земля, вобравшая энергию солнца.
А. ПАСЕКА. Земля, вобравшая энергию солнца.

Разве не фантастичны средневековые изображения летящего на рукотворных крыльях Икара или Александра Македонского, при помощи четырех сильных птиц поднимающегося в небесную высь? А совсем уж древнее, на глиняном сосуде, изображение подобного же, на могучем орле, полета на небо ассирийского царя Этаны?

Вспоминается еще один средневековый рисунок, с давних пор украшающий школьные учебники. Человек достиг края света – и, ошеломленный, высунул голову за небесный свод, привычным для него колпаком накрывавший прежде эту плоскую круглую Землю...

Любознательность, тяга к неизведанному изначально заложена в нас. И, по-видимому, столь же исконным должно быть стремление рассказать соотечественникам обо всем увиденном, познанном, предположенном. Не зря же заметил когда-то Паскаль: «Никто не странствовал бы по свету, если бы не надеялся когда-нибудь рассказать другим о том, что видел».

Сегодня, когда наука вкупе с практикой неизмеримо раздвинула горизонт рядового землянина, самому заурядному из нас нестерпимо хочется заглянуть: что же там, за горизонтом?

Вырос спрос – выросло и предложение.

Тоненький ручеек рисованных фантазий о тайнах пространства и времени превращается на наших глазах в полноводную реку.

И, увлекаемые ею, дают простор своему воображению и свердловские художники...

В. ГУБИН

Е. СТЕРЛИГОВА. Иллюстрация к роману Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов».
Е. СТЕРЛИГОВА. Иллюстрация к роману Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов».



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001