История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. Гуревич

КАРТА СТРАНЫ ФАНТАЗИЙ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Г. Гуревич, 1967

Гуревич Г. Карта страны фантазий.- М.: Искусство, 1967.- С. 148-152.

Выложено с любезного разрешения Н. С. Гуревич - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Претензии исчерпаны, и туристский маршрут пройден. Бегло, очень бегло, осмотрели мы сложную Страну Фантазий, - добывали в каждой области, в подробности не вдавались, многого, разумеется, не заметили. Но для детального разбора надо было бы посвятить целую книгу каждому разделу, а мы торопились составить себе общее впечатление о фантастике.

Теперь, как полагается путешественникам, пора засесть за отчет. Представим его в форме карты.

Вот она, на форзаце. Слева Страну Фантазий омывает океан Научный, справа - Литературный. На границе двух океанов лежит область Познавательной фантастики, рядом с ней, но ближе к литературе - Приключенческая фантастика, за ней обширный край Мечты. Ближе к приключенцам - Мечта о готовых открытиях, а ближе к ученым - Мечта о созидании, Лабораторная и Производственная. Мечта же о человеке и обществе будущего, то есть Утопия, глубоким морем Споров отделена от берега Осуждающей фантастики с областями Сатиры на отсталое общество, Сатиры на отсталых современников и Сатиры на неверные тенденции и мечты. Последняя имеет свое название: Антиутопия, или Фантастика Предостережения.

На перешейке между Мечтой и Сатирой расположил я Психологическую фантастику - изображение современного человека средствами фантастики.

За фантастикой Лабораторной виднеется далеко вдающийся в океан Науки полуостров Новых Идей, а близ него область очерков о Технике Будущего.

И против каждой области, уже за морем, я изобразил аналогичные разделы нефантастической литературы, или ненаучной фантастики.

Первый вариант карты Страны Фантазий был опубликован в журнале "Искусство кино" два года назад. Были отзывы положительные, эти пересказывать незачем, были и упреки. Мне говорили, что карта получилась плоская, нерельефная, что она не показывает границы качественной, не отличает вещей хороших от плохих. Совершенно справедливо. Данная карта, как и всякая другая карта, есть изображение страны на плоскости. Но оказывается, что без этого изображения не получается серьезного разговора о качестве. Без карты ведется нелепый спор сапожника с портным, кто из них важнее для человека - обувающий или одевающий? Когда же книги распределены по областям Страны Фантазий, сразу видно, что с чем стоит сравнивать. Например, в области Производственной фантастики рядом лежат такие вещи, как "Тоннель" Келлермана, "Мол Северный" А. Казанцева, "Изгнание владыки" Г. Адамова, "Горячая земля" Ф. Кандыбы, а по соседству находятся такие нефантастические фильмы, как "Далеко от Москвы", "Встречный", "Высота". Тут-то и можно судить о качестве, сравнивая Келлермана, Казанцева, Ажаева, Адамова... А то бывало у нас, что Казанцева сравнивают с Ж. Верном и хвалят советского писателя за то, что он показал открытие в становлении, а не готовым. Но разве это достижение - сменить специальность? Разве хорошо, если сапожник перешел в портные? Достижение, если он сапожник хороший.

В разных областях Страны Фантазий существуют разные задачи, разные требования и разные критерии для оценки достоинств. На протяжении всей книги я твердил о различии этих критериев. Пожалуй, надо попробовать свести их в таблицу.

Критерии фантастики

Раздел

Примеры

Специфическая задача

Специфический критерий

Допуски

Герои

Сюжет

1

Познавательная фантастика

В. Обручев. "Плутония"

Привлечь интерес к науке занимательным рассказом

Правильное изложение науки. Занимательность

Фантастическое обрамление. Несложные образы. Отсутствие конфликтов между героями

Экскурсанты. Часто - дети

Приключенческий. Хуже - экскурсия

2

Приключенческая фантастика

Н. Томан. "Мэйд ин..."

Увлечь читателя героическими делами. Дать образец, достойный подражания

Цельный сильный герой. Героичность. Занимательность

Герои без противоречий и колебаний. Редкая удачливость их

Борцы, искатели, путешественники

Приключенческий

3

Мечта о цели

Ж. Верн. "20000 лье под водой"

Увлечь большой и заманчивой целью. Показать полезность ее для человечества

Цель, нужная людям

Нe показаны пути к мечте

Потребители. Испытатели

Чаще - приключенческий

4

Новые идеи

Г. Альтов. "Машина открытий"

Подсказать пути к цели, иногда - назвать новые цели

Новизна. Обоснованность

Отсутствие конфликтов между героями, даже отсутствие сюжета

Слушатель и объясняющий

Демонстрация и объяснения. Рассуждение

5

Мечта о средствах а) производство б)лаборатория

Б. Келлерман. "Тоннель" Н. Амосов. "Записки из будущего"

Показать, как на самом деле воплощаются мечты, делаются открытия, показать труд строителей и ученых. Увлечь романтикой повседневного труда

Правдивое изображение трудовых процессов и людей труда. Привлекательность науки. Грамотность техники

Неторопливый сюжет. Смещение во времени: далекая цель выполняется сегодня

Строители. Ученые

Производственный. Служба. Лаборатория

6

Техника будущего

М. Васильев и С. Гущев. "Репортаж из XXI века"

Познакомить с планами и идеями ученых

Грамотное изображение техники, точное изложение идей ученых

Очерковый сюжет

Корреспондент Рассказчик

Очерк

7

Психологическая фантастика

О. Ларионова "Леопард с вершины Килиманджаро"

Показать внутренний мир человека, поставив его в необычайные обстоятельства

Глубокое изображение характеров. Наблюдения над людьми

Фантастическая обстановка. Наука условна

Любые. Сложные

Диктуется конфликтом

8

Сатирическая фантастика

Фильм "Человек из первого века" К. Чапек "Война с саламандрами"

Разоблачить и высмеять отсталого человека, отсталое общество

Верное направление сатиры

Гиперболичность. Отсутствие научности

Любые

Динамичный. Иногда общепланетный

9

Антиутопия

Г. Уэллс. "Машина времени" Г. Гор. "Докучливый собеседник"

Показать губительность вредных тенденций общества, науки, фантастики

Верное направление критики

Гиперболичность. Броские схематичные образы. Можно без науки

Обобщенные. Часто - целые народы

Любые. Часто - пародия

10

Утопия

Т. Мор. "Утопия" И. Ефремов. "Туманность Андромеды"

Показать прекрасное общество и человека будущего

Будущее, желательное людям и осуществимое

Фантастический способ прибытия в будущее. Экскурсионный сюжет

Экскурсант и люди будущего

Любой. Часто - экскурсия

Надо ли пояснять, что помимо частных специфических критериев есть еще единые для всех обязательные - идейные и художественные, такие же, как и для всякого произведения?

Я не сомневаюсь, что схема, приведенная выше, покажется многим схематичной (на то она и схема), что мне назовут немало сложных произведений, не умещающихся в один раздел фантастики. Все верно: схема схематична, и сложные вещи не укладываются на одну полочку. Тем более важно терпеливо разбираться с каждым автором - какую он задачу ставил себе, как выполнял? И не навязывать ему задачи всеобъемлющие, критерии чуждые, но соответствующие намерениям автора, как это пытались сделать двенадцать критиков Ж. Верна, как пытаются делать и новейшие малокомпетентные критики, впервые в жизни задумавшиеся, что же такое фантастика?

А на самом деле прежде всего надо разобраться в намерениях автора, понять, к какому разделу относится его произведение, потом уже предъявлять требования в соответствии с критериями раздела. И вот сейчас, когда у нас критерии есть, можно бы заняться разбором и оценкой фантастики.

Можно бы... Но книга идет к концу. В сущности, все, что я написал, это только предисловие к критическим разборам, опыт введения в курс фантастики. А разбираться придется уж вам самим, дорогие читатели.

Остался еще один недоуменный вопрос. Хорошо, допустим, фантастика многообразна. Но ведь вся она адресована нашему зрителю-читателю, взыскательному и справедливому. Как же так: потребитель единый, а критерии разные?

Но в том-то и дело, что потребитель совсем не единый.

" Дмитрий Сидорин управление репутацией отзывы о персоне.


Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001