История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Т. Харламов

ГРЯДУЩИЙ МИР Я. ОКУНЕВА

Заметки архивариуса

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© И. Халымбаджа, 1984

Наука Урала (Свердловск).- 1984.- 5 июля.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004

Современники, вспоминая Я. М. Окунева, отмечали его незадачливость в жизненных ситуациях: даже умер он в 1932 году во время командировки в Караганду, заразившись в дороге сыпным тифом. Это был маленький, щупленький человек, вечно испытывавший затруднения.

Я. Окунев пробовал себя в самых различных литературных жанрах, но и стихи его, и проза ныне прочно забыты. И только фантастические романы иногда упоминаются в специальных работах, типа монографии А. Бритикова "Русский советский научно-фантастический роман" (М. 1970).

Яков Маркович Окунев (настоящая фамилия его Окунь) родился в 1882 году, в Молдавии, в Бендерах. Учился в Одесском университете на историко-филологическом факультете, но окончить его не пришлось. В 1903-1907 гг. Окунев принял активное участие в революционном движении, не раз арестовывался, высылался. А заодно был исключен и из университета.

В 1903 году началась и литературная деятельность Окунева: в газетах, журналах стали появляться его стихи и рассказы, а в 1914 году вышла первая книга "Каменное иго". В первую мировую войну Окунев был мобилизован, участвовал в Галицийском походе 1914 года и даже был награжден Георгиевским крестом. В революцию и во время гражданской войны Окунев работает при политотделе на фронте, редактируя газеты.

После революции целиком отдается журналистике - сотрудничает в "Правде", "Московском рабочем" и в последние годы жизни - в газете "За пищевую индустрию". И продолжает писать стихи, рассказы, романы. Начиная с 1922 года Окунев неоднократно обращался к фантастике. Причем самой первой его фантастической книге - "утопическому" роману "Грядущий мир" было суждено стать и наиболее известным произведением автора. В этой книге, вышедшей в 1923 году в Ленинграде, Я. Окунев попытался экстраполировать в будущее героику гражданской войны, и пусть книжно, но нарисовать картину коммунистического Завтра. Сюжет книги несложен: русский профессор Моран изобретает газ, с помощью которого человек может находиться в состоянии анабиоза продолжительное время. И отправляет в "будущее" свою заболевшую туберкулезом дочь и еще одного "туберкулезника" - Викентьева. Пробудившись через 200 лет во времена Всемирной Коммуны, они обнаруживают, что вся поверхность земли занята единым Городом. Правда, этот город-сад, и даже город-лес, в котором дома теряются среди зелени и цветов, а деревья растут даже на крышах. Все механизмы и даже автомобили ("экстаусы") приводятся в движение атомной энергией. Мыслями и чувствами люди обмениваются с помощью "идеаографов". Употребление пищи заменено принятием специальных питательных ванн, а сон заменен особым душем. Каждый член мировой коммуны владеет множеством профессий и время от времени меняет характер своего труда. Естественно, с ведома высшего статистического бюро. Проснувшиеся герои включаются в работу, причем Викентьев отправляется на Урал...

В 1924 году Окунев переработал свою книгу, "усилив" в ней описание революционной борьбы и приблизив "грядущий" день к "завтрашнему" ("Завтрашний день" М. 1924 г.).

В 1925 году в Екатеринославле был опубликован новый рассказ Окунева "Золотая петля", в котором писатель попытался обрисовать финансовый и политический крах капиталистического мира, толчком к которому послужило изобретение дешевого способа изготовления искусственного золота. Книги Окунева связаны общими героями: и в "Грядущем мире", и в "Золотой петле" действует Эдвард Хорн, руководитель западноевропейских рабочих. Романы Окунева как цветные частицы одной мозаики... Написанные в броских "экспрессионистских" тонах (в "Грядущем мире" вмонтированные в текст газетные объявления набраны крупными буквами), с энергичным диалогом, без попыток психологической детализации характеров, в авантюрном ключе, книги Окунева читаются легко. Но критика постоянно упрекала Окунева за эклектизм, поверхностность и он, понимая свои слабости, непрерывно их переделывал: "Грядущий мир" превратился в "Завтрашний день", а затем в "Газ профессора Морана" и наконец в "Катастрофу" (1927 г.). Последним выступлением Окунева в жанре фантастики была небольшая повесть "Суховей" (1930 г.).

    Т. ХАРЛАМОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001