История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

И. Халымбаджа

В ПАЛЕОЛИТ И КОСМОС

Заметки библиофила

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© И. Халымбаджа, 1991

Мир чудес (Хабаровск).- 1991.- 1.- C. 19.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004

Дальневосточная тематика в отечественной фантастике появилась почти одновременно с возникновением этого вида литературы в России: еще в 1833 году Осип Сенковский отправил своих героев в "Ученое путешествие на Медвежий остров", а в 1845 году в одной из петербургских газет был напечатан анонимный фантастический рассказ "Первые сибирские воздухоплаватели". На первых этапах развития жанра фантастики Дальний Восток для многих литераторов был своеобразным "полигоном воображения", неким подобием сказочных стран, вроде тех, где побывал свифтовский Гулливер.

ЗОЛОТАЯ ДОЛИНА

Одним из таких сочинителей был Симон Федорович Савченко, московский журналист, издавший под псевдонимом С. Вельский несколько приключенческих и научно-фантастических книг. Не обошел он своим вниманием и Дальний Восток. Герои многих его рассказов из книги с примечательным названием "Куда ворон костей не заносил" скитаются по просторам дальневосточной тайги. В рассказе "Золотая долина" герой случайно попадает в затерянную в дебрях Уссурийского края долину, где капуста величиной с деревья, а под листьями тыквы можно спать, как под одеялом...

Видимо, в этом рассказе Савченко использовал реальные факты о гигантизме некоторых дальневосточных растений (например, лопухов на Сахалине).

ССЫЛЬНЫЕ И УЧЕНЫЕ

В Сибирь по печально известной Владимирке шли политические ссыльные, многие провели па Дальнем Востоке долгие годы, исследуя его, открывая его богатства. С Дальним Востоком связаны жизнь и деятельность ученого-этнографа, революционера и писателя-фантаста Владимира Германовича Богораза, писавшего под псевдонимом Н. А. Тан. В 1901 году он написал свой первый "палеолитический" роман "Восемь племен", в 1909 - роман о доисторических людях "Жертвы дракона". Писал он и чистую фантастику - роман "Завоевание мира", повесть "Крылоносный Икар". А после революции, когда Тан-Богораз работал в музее антропологии и этнографии, он еще раз обратился к фантастике в романе "Воскресшее племя".

Тема первобытных народностей и "працивилизаций", основанная на дальневосточном материале, была разработана в "Ученом путешествии на Медвежий остров" (1833 г.) О. И. Сенковского, в "Повести о мамонте и ледниковом человеке" (1909 г.) П. Драверта, романе "Царь царей" (1906 г.) С. Минилова.

ВОКРУГ СВЕТА НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ

Тема освоения Дальнего Востока, его преобразования с помощью фантастической техники постепенно вытесняла из фантастика "первобытную экзотику".

"В 1904 году окончена постройка линии Всемирной железной дороги..." - сообщили "Литературные и популярно-научные приложения" к журналу "Нива" за 1904 год. Автор картинок будущего Д. Варрен ведет фантастический репортаж из экспресса, мчащегося через Сибирь и Дальний Восток.

Через 12 лет Алексей Капитонович Гастев, профессиональный революционер, писатель-фантаст и поэт, вновь привел экспресс по Дальнему Востоку (поэма в прозе "Экспресс" была опубликована в первом номере журнала "Сибирские записки", Красноярск, 1916 г.). В отличие от Д. Варрена Гастев крупным планом показал города будущего: Якутск, дома в котором сделаны из... прессованной бумаги; Охотск, главная достопримечательность которого - огромный аквариум, где культивируется рыба Тихого океана... Камчатка, где жар вулканов служит людям...

Смелыми штрихами рисует Гастев преображенный свободными людьми Дальний Восток.

ПЕРВЫЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ФАНТАСТЫ

В 1917-1921 годах во Владивостоке и Чите были опубликованы небольшие сборники стихов Александра Борисовича Ярославского "Грядущий потоп" и "Причесанное Солнце".

Вскоре Ярославский опубликовал роман "Аргонавты Вселенной". Его герой инженер Горянский на островке в Тихом океане строит ракету. Первый полет - на Луну. В лунных кратерах герои обнаруживают атмосферу. А когда неожиданно кончается горючее, на помощь путешественникам приходит "брат по разуму", который, несмотря на расстояние в сотни миллионов световых лет, проведал о затруднениях землян и снабдил их горючим, которое, кстати, хранилось здесь же, на Луне, на базе инопланетян.

В 1928 году одну из премий журнала "Всемирный следопыт" получил рассказ "Баиро Тун", опубликованный под девизом: "Кливер-фал". Автором его был житель Владивостока Михаил Васильевич Волков.

Герои Волкова, охотник и натуралист, оказываются свидетелями прилета на Землю космического корабля с Марса. Марсианин по имени Баиро Тун вступает в контакт с охотником Суховым и натуралистом Снежковым, рассказывает им много интересного о своей планете. На Зинтаре (так марсиане называют свою планету) жители обитают в недрах планеты, добывают пищу химическим путем, используют атомную энергию для получения тепла, света и пищи...

Описывая Зинтар, Волков исходил из господствовавших в начале века научных заблуждений: марсианские ландшафты - это плоские унылые равнины. В описании облила марсианина автор использовал антрапоцентристские взгляды - все разумные существа должны иметь вертикальное положение тела, обладать двумя свободными конечностями для труда и так далее.

Тонкий ручеек дальневосточной фантастики с годами становился все полноводнее. В первые послевоенные годы вышли книги М. П. Белова "Экспедиции инженера Ларина", "Восьмая тайна моря", "Улыбка Мицара" и другие, Г. М. Бирюлина "Море и звезды", Г. Г. Лапина "Остров алмазов", Г. Г. Халилецкого "Земной багульник".

В фантастику пришел большой отряд молодых авторов из Хабаровска, Магадана, Владивостока, Благовещенска, Спасска, Анадыря и других дальневосточных городов, что позволяет с полным правом говорить ныне о дальневосточной фантастике.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001