История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

С. Иванов

КНИГА О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© С. Иванов, 1951

Техника - молодёжи (М.). - 1951. - 3. - С. 27.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2008

«Не случайно, ребята, у нас с вами зашел разговор о больших мечтаниях, – говорит один из героев нового романа Вл. Немцова. – Мне кажется, что сейчас многим даже из нашей колхозной молодежи именно этого и не хватает... мечтательности. Не хватает думы о будущем во всем его размахе и широте...»

Эти слова в полной мере можно и должно адресовать в первую очередь к нашим писателям, работающим в научно-фантастическом жанре. Некоторые из наших научно-фантастических произведений, при всей их занимательности и полезности, при всем интересе к ним самых широких кругов читателей, страдают отсутствием глубокого проникновения в жизнь, в будущее, отстают от нашей действительности, от реального размаха строительства коммунизма в нашей стране.

Роман Вл. Немцова «Семь цветов радуги», вышедший в издании «Молодой гвардии», является одним из тех произведений, в которых имеется глубокое проникновение в наше будущее и широта охвата проблем техники завтрашнего дня.

Герои романа не замыкаются в узком круге мелких изобретений и усовершенствований, они мыслят широко и глубоко, их действия направлены к комплексному развитию всего колхозного производства, всей колхозной жизни. «Маленький мирок, ограниченный индикаторами и реле, с которыми вы возитесь ежедневно, не дает вам возможности видеть технику во всей ее широте», – эти слова одного из героев романа противопоставляют действительно маленький мирок, ограниченный узкой изобретательностью, большому миру комплексного движения вперед, развернутому в романе Вл. Немцова.

Герои романа – простые колхозные ребята, комсомольцы, страстно желающие «каждый день хоть на одну приступочку подниматься». Охваченные высоким порывом ускорить приближение величественного будущего, они при поддержке всего коллектива и в первую очередь партийной и комсомольской организаций проявляют повседневно, в обычной своей работе столько инициативы и изобретательности, вносят в свою работу столь много нового, что действительно опережают время.

На протяжении всего романа мы видим, как его герои – Стеша и Ольга, Сергей и Кузьма, Фрося и Петушок, десятки других сельских комсомольцев – жадно тянутся к знаниям, овладевают наукой, вкладывают свои знания в то нужное и полезное, что требуется их колхозу, их району, государству. Люди работают, учатся, растут...

Изобретательская мысль героев произведения действует не изолированно, а комплексно, разрабатываются различные предложения, но каждое из них дополняет другое, а все в целом они направлены к коренному, резкому, могучему повышению урожайности, к изобилию продуктов.

Увлекательно, темпераментно, интересно рассказывает автор об этих изобретениях. Строится новая электростанция, сочетающая в себе ветро-электроустановку и водяной аккумулятор, – комплексная установка, позволяющая давать постоянную энергию, вне зависимости от наличия или отсутствия ветра. Создается подземная лаборатория, где выращиваются морозостойкие растения. Проводится большая работа по отысканию подземной реки и выводу ее на поверхность для орошения полей. Кузьма Тетеркин ищет и находит способ передачи энергии на расстояние без проводов, и на колхозные поля выходят десятки тракторов, управляемых одним человеком. Изобретательским порывом охвачены все, от мала до велика, и каждый новый день приносит новое и интересное для колхоза. И, наконец, с помощью московских специалистов создается исключительной производительности щит для строительства каналов. А наряду с этими крупными изобретениями внедряется в практику масса более мелких, каждое из которых упрощает и облегчает работу, помогает созданию изобилия.

О многом технически новом рассказывает автор, и не только говорит о том, что сделано, но и как сделано. Отсюда у читателя пробуждается стремление к науке, к знаниям, герои романа становятся образцом для поведения, примером для подражания. В этом положительное качество романа, познавательного от начала до конца.

Новый роман показывает значительный рост художественного мастерства писателя в сравнении с его предыдущими произведениями – «Три желания» и «Золотое дно». Большинство образов героев романа удалось автору. Пожалуй, на первое место здесь нужно поставить живой, яркий, запоминающийся образ Стеши, хороши оба брата Тетеркины, московские комсомольцы Багрецов и Бабкин. Жаль, что несколько недоработана фигура Ольги, а она ведь одна из главных героинь романа. Роман написан хорошим, образным и вместе с тем простым языком.

Но нельзя не отметить и ряд слабых сторон романа.

В первую очередь это относится к композиции произведения, чрезмерно развернутого вначале и столь же чрезмерно сжатого в последних главах; жаль, в частности, что до крайности мало сказано о совместной работе комсомольцев колхоза и комсомольского коллектива московского института, а ведь, собственно, это и является одним из основных сюжетных узлов произведения. Наивна попытка автора снабдить каждого из героев «отличительным» признаком, который якобы придает героям «оригинальность». У Стеши таким отличительным признаком является фраза: «Не хочу зря говорить», которую она кстати, а большею частью некстати повторяет на каждой странице; для Копытина автор придумал словцо «абсолютно»; у Анны Егоровны страсть к папиросам, тщательно скрываемая ею от колхозников; у Петушка тяжелые, громыхающие сапоги, которые громыхают по всем страницам романа.

Ярко показывая творческую деятельность отдельного колхоза, автор не уделяет внимания широкому показу преобразования природы в общегосударственных масштабах. В результате деятельность колхозного коллектива дается оторвано от жизни страны, создается впечатление, что все преобразования производятся только силами колхозников и в масштабах одного колхоза.

Этот недостаток обязательно должен быть исправлен в последующих изданиях.

Издательство любовно подошло к выпуску романа. Четкий шрифт, иллюстрации на вкладных листах, яркий переплет. Следовало бы только более тщательно разместить рисунки, не помещая, допустим, на 48-й странице иллюстрацию, относящуюся к 64-й странице, и не поскупиться на коленкоровый переплет, учитывая, что роман не залежится на библиотечных полках.

С. Иванов

Вл. Немцов, Семь цветов радуги. «Молодая гвардия», 1950 г., 536 стр., тир. 75000 экз., цена 14 руб.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001