| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
У немногих советских писателей киносудьба сложилась столь благоприятно, как у Алексея Николаевича Толстого. И хотя экранизировали его не так уж и часто, но все киноверсии его книг неизменно становились блокбастерами. Вспомним ли мы "Петра Первого" или обе версии "Хождения по мукам", "Аэлиту" или "Гиперболоид инженера Гарина" (включая и "Крах инженера Гарина") - все эти картины стали подлинной классикой отечественного кинематографа. Популярность фильмам была обеспечена во многом благодаря работам именитых режиссеров и сильных актерских составов. Поэтому вполне закономерным выглядит то, что экранизация толстовского романа "Аэлита" - одного из лучших НФ произведений 1920-х - стала самой знаменитой отечественной лентой того периода. И столь же обоснованно эта картина является предтечей отечественной же кинофантастики, хотя первые фантастические ленты и появились в России еще в 1908-1910 гг. "Аэлита" - фильм по тем временам уникальный. Взять хотя бы его умопомрачительную для немого кинематографа продолжительность - 2 часа! Успех картины определило несколько существенных моментов: в первую очередь, это, конечно же, популярность самого романа. Во-вторых, зивестный мастер режиссуры Я. Протазанов (кстати, именно он осуществил и первую экранизацию другого "фантастического" произведения - повести А. С. Пушкина "Пиковая дама", 1916) и блестящая актерская команда: И. Ильинский, Н. Баталов, Н. Церетели, К. Эггерт. В-третьих, необычные декорации и костюмы, выполненные в стилистике кубизма и экспрессионизма (заслуга художников С. Козловского и К. Экстера) придавали фильму особый шарм и создавали подлинный эффект "инопланетности" всего происходящего на экране. В-четвертых, в отличие от романа в фильме присутствует изрядная доля пародийности и юмора (уже участие в ленте комедийного актера И. Ильинского придавало ей комический флер). Правда, сюжет значительно расходился с литературным источником, но это ничуть не испортило картину, поскольку сценарий создавался при непосредственном участии А. Толстого. Инженер Лось (Н. Церетели) отправляется на Марс в сопровождении красноармейца Гусева (Н. Баталов) и... сыщика-чекиста (И. Ильинский). Протазанов, вероятно иронизируя над лирикой толстовского текста, изрядно "преобразил" образ прекрасной Аэлиты (ее сыграла начинающая актриса и режиссер Ю. Солнцева): в киноверсии это деспотичная, эмансипированная царица, против диктата которой и восстают марсианские революционеры во главе с Лосем и его опытными в таких делах друзьями. Впрочем, революция с треском проваливается, а в конце марсианская эпопея и вовсе оказывается сном инженера Лося. Такой финал был оправдан духом времени преобразований земной реальности, когда полеты в космос представлялись не вполне своевременными мечтами. Фильм получил неоднозначную оценку как критики, так и коллег-кинематографистов, а для зрителей весь этот двухчасовой эстетский кураж Протазанова оказался и вовсе слишком сложным. В том же 1924 г. появляется мультипликационная пародия на "Аэлиту" Я. Протазанова под недвусмысленным названием "Межпланетная революция". К тому, что эта работа стала одним из первых полновесных опытов отечественных аниматоров, автору статьи, к сожалению, добавить нечего. Второй фантастический роман А. Н. Толстого - "Гиперболоид инженера Гарина - внимания кинематографистов удостоился дважды. И, что редко случается, в обоих случаях мы имеем дело с работами удачными. Черно-белая версия 1965 г. (режиссер А. Гинцбург) с бесподобным Евгением Евстигнеевым в роли Гарина почти полностью калькирует сюжет романа, хотя полутора часов экранного времени явно не хватило: финал получился несколько скомканным. Следует, однако, заметить, что в фильме присутствует немалая доля иронии (почти карикатурные образы капиталистов, гиперболоид, для запуска которого необходимо "растопить" лампу) и пародийности. В результате получился забавная пародия на популярный в 20-е гг. жанр "красного Пинкертона", а черно-белое решение только усиливает чарующую иронию фильма. В четырехсерийной телепостановке "Крах инженера Гарина" (1973) над приключенческим сюжетом преобладает психология поступков самого Гарина, роль которого на этот раз не менее виртуозно исполнил Олег Борисов. Если в предыдущей киноверсии сюжет был подчинен пародийно-памфлетным задачам (невозможность гуманистической реализации изобретения Гарина в мире чистогана), то в ленте Л. Квинихидзе вся смысловая нагрузка лежит именно на образе Гарина. Он гениальный ученый с явными признаками паранойи, не всегда умело скрывающий свои слабости за маской цинизма и коварства. Завершив фильм знаком вопроса (остается не ясным - погиб Гарин или нет), постановщики тем самым предложили зрителю самим оценить "человеческую состоятельность" главного героя. В фильме немало удачных моментов, и все-таки определенные сюжетные сокращения (например, в телепостановке отстутствует эпизод на Золотом острове) в пользу нравственной дуэли Гарина - Шельги (А. Белявский) не всегда кажутся оправданными. Еще раз повторю, А. Н. Толстому в кино повезло как никому другому из отечественных фантастов - всего три фильма (не считая мультипликационной ленты), но каждый из них удостоился завидного статуса "классика отечественной кинофантастики".
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Официальный ответ редакции журнала «Непоседа» Савельзон В. Путями старых горняков Иванов С. Как стать писателем-фантастом? Зубакин Ю. Советский космический «бублик» в Брюсселе, год 1958
|
|
|
||